Мироходец

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мироходец — персонаж, умеющий перемещаться между различными мирами или планами бытия с помощью магии или технологии. От попаданцев отличаются тем, что приходят в другие миры по своей воле и так же свободно их покидают. Иногда мироходцы базируются в некоем особом мире или плане в компании себе подобных (Сигил в D&D, Долина Магов в произведениях Перумова, Амбер в одноимённых Хрониках), иногда рассеяны по разным мирам и встречаются только изредка.

См. также: Межмировая организация.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • В. П. Крапивин, в особенности цикл «Великий Кристалл» — массово, поголовно. В основном юнцы, ибо а) первое поколение, владеющее техникой более-менее массово, всё никак не подрастёт, б) нужно особое состояние рассудка, в которое человек сформировавшийся себя уже вряд ли загонит. Прыжки по вселенным вообще собирают все произведения в пределах каждого цикла в исполинский канонический кроссовер.
    • Однако есть один герой, которому входить в «особое состояние» не требуется, ему (с существенными оговорками) достаточно лишь одной сверхмотивации. И другой, обученный сверхразумным петухом морально-комфортной версии тхабса. И третий, разработавший и популяризовавший гибридный вариант…
  • Сергей Лукьяненко:
    • «Черновик» — с прикрученным фитильком. Функционалы хоть и имеют способности к мироходчеству, но она купируется «поводком», который на определённом расстоянии от функции его обладателя.
    • «Спектр»: ГГ — эталонный мироходец/детектив, который по заказу идёт по следу студентки, которая случайно разослала себя сразу в семь разных миров.
  • У Ника Перумова в серии «Хранитель Мечей» наиболее известные мироходцы — маги Долины, но существует и куча более могущественных сущностей, служащих тем или иным богам или монстрам.
  • Метавселенная Рудазова — в некоторых мирах есть гильдии так называемых энгахов, специалистов, предоставляющих услуги по межмировому трансферу людей и предметов. Наиболее влиятельна гильдия Эсумон, к которой принадлежал (точнее, делал вид, что принадлежит, история там долгая) Олег Бритва. Также мельком упоминаются некие жрецы Кар-Нуи и треллахейды, но об этих энгахах ничего, кроме названий, не известно.
    • Архимаг Креол на то и архимаг, что может позволить себе ходить через Кромку, как в гости к соседу.
    • Нъярлатхотеп. Настолько крутой мироходец, что способен игнорировать даже печати Мардука. Какое-то время.
    • Паргоронские демоны-транспортники вехоты возят не только в трёх измерениях, а их прародитель Ксаурр вообще может, как свойственно кошаку, замереть посередине: голова в одном мире, туловище в другом.
  • Л. Кудрявцев, «Чёрная стена» и «Клятва Крысиного короля»: присутствует Мир-цепь, состоящий из соединённых между собой узкими перемычками плоских миров. И между ними много кто прогуливается.
  • Сэр Макс и ряд других персонажей из «Лабиринтов Ехо».
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — эльфийский разведчик Нэо Рамиэрль, он же бард Роман Ясный. А также его товарищи Норгэрель и Аддари.
  • У Василия Головачёва в серии «Смутное время» главные герои начинают как робинзоны, заблудившиеся в «шахте миров и времён», но потом осваивают её и становятся полноценными мироходцами.
    • В его же дилогии «Спасатели веера» главным героям приходится заниматься этим делом, путешествуя по Вееру миров. Миры получаются самые разнообразные, от обычных параллельных вселенных (например мир, захваченный индейцами) до совсем уму непостижимых (дерево размером с планету, мир меняющийся с каждым шагом и т. п.).
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович, цикл романов «Тропа» с главным героем Артёмом, который от книги к книге идёт по Тропе — миру, лежащему поперёк всех остальных миров — к мифическому миру-истоку.
    • Впрочем, начинается с «мнил себя мироходцем, а оказался попаданец».
  • Владимир Добряков, Александр Калачев, цикл «Хроноагент» — Монастырь был собственно и создан учёными из группы фаз, кто уже открыл перемещение между фазами. Из Монастыря перемещение проводить проще (хотя всё равно почти всегда — перебрасывают сознание в чьё-то местное тело, а не забрасывают агента напрямую, на это надо меньше энергии; в последних книгах с этим стало чуть проще). Сам Монастырь корректирует развитие фаз (это альтернативные версии Земли… в той или иной степени) чтобы было как лучше. ЧВП тоже корректирует, чтобы было как лучше, с их точки зрения. Правда методы у ЧВП… несколько неоднозначные. Вступать в контакт? Вступают, если фаза сама уже подходит к открытию межфазовых перемещений, а до этого — агентов вербуют только.
  • Гаррет же. Из Сиалы в Хару…
  • Олег Измеров, цикл «Дети Империи». Главный герой, Виктор Еремин (инженер с Брянского локомотивного завода и alter ego автора), раз за разом попадает из окрестностей брянского вокзала в очень альтернативное прошлое, где вынужден с нуля легендироваться (обычно, устраиваясь на собственный завод) и очередной раз спасать Россию. После успешного спасения он возвращается обратно. Если первый роман — тонкая пародия на классическую попаданщину, то к пятому заходу ему уже самому смешно, а уровень пародии становится заметно толще. Есть и другие мироходцы — сотрудники НКВД и Абвера из параллельных миров. Первые иногда помогают ему в других мирах или с возвращением, а вторые периодически охотятся за ним. Начиная с третьей части, постоянным антагонистом ГГ становится штандартенфюрер Альтеншлоссер из «первого альтернативного мира».
  • М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги» — Лена Лапина: в первых двух книгах перемещается между мирами с помощью Оберона, в третьей — проходит границу сама. Причём авторы дают понять, что это довольно серьёзная магия.
    • А также некромант Максимилиан. В конце даже приходит жить в родной мир Лены, вот радость-то.
  • Сергей Садов:
    • «Рыцарь Ордена» — с прикрученным фитильком в виде энергии перехода, накапливающейся за полсотни лет в особом артефакте, служащем также точкой входа. Взявший его и единожды перешедший из технологического в магический мир сохраняет достаточно энергии для нескольких переходов со спутниками, но не до бесконечности — рискуя застрять на неподходящей стороне.
    • «Ледяная принцесса» — одна из возможных функций магических Сосредоточий Древних Родов — переход его главы, потенциального или действующего наследника в другой мир с возможностью исполнения его заветного желания. В завязке сюжета мироходство главной героини, ранее мироходцем был и её дед. В качестве нереализованной функциональности описана возможность попасть в миры, ранее посещённые прежними мироходцами Рода.
  • Татьяна Леванова, «Сквозняки». Собственно Сквозняки, они же Сквозь Ткань Миров Проходящие Странники. Главных требований несколько: Странник должен столкнуться в своём родном мире с проблемой, которую не может решить самостоятельно, он должен всей душой пожелать уйти, и, наконец, при себе у него должны быть кристалл (слово Божие гласит, что это должен быть кварц), усиливающий магию, и зеркало («Второе Лицо»), позволяющее пройти в другой мир. В основном Сквозняками становятся подростки до шестнадцати лет, потому что считается, что люди старше этого возраста уже находят место в своём собственном мире и больше никуда уходить не могут. Правда, бывают и исключения, но это либо очень крутые маги, либо сумасшедшие, либо жертвы случайности. Последним не позавидуешь, поскольку если Сквознякам «на задании» магия всячески помогает адаптироваться (стремительная акклиматизация, практически моментальное овладевание языком, автоматический иммунитет против местных болячек и т. д.), то случайным попаданцам на неё рассчитывать нет смысла.
  • Ирина Коблова aka Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — существует множество миров, и между ними можно путешествовать, лишь бы был маг, способный открыть Врата Перехода (в особо экстремальных случаях — Врата Хаоса).

Зарубежная[править]

  • Клиффорд Саймак, «Кольцо вокруг Солнца» — мутанты.
  • Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — все принцы/принцессы Амбера, лорды Хаоса и ряд других личностей (Ясра, Джулия, Виктор Меллман).
  • По мультиверсу «Тёмной башни» (шире — мультиверсу всего творчества Кинга) путешествует, в общем-то, весь ка-тет Роланда.
    • Из злодеев звание первого мироходца достаётся харизматичному демону-трикстеру Рэндаллу Флэггу. Он специально бегает по мирам наводить хаос. Правда, регулярно обламывается…
  • Терри Пратчетт, серия Long Earth — всё население Земли может перемещаться в параллельные миры и обратно. Для этого надо только собрать несложный приборчик. А отдельные люди способны ходить между мирами даже и без приборчика, сами по себе.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке»: к концу эпопеи становится ясно, что Цири из Цинтры — в довершение ко всем своим наворотам ещё и мироходец. Но и после этого она не превращается в Мэри Сью.
  • Джордж Р. Р. Мартин, «Одинокие песни Ларрена Дорра» — девушка Шарра, умеющая находить невидимые Врата между мирами.
  • Асприн, цикл «МИФ» — мироходцы называются «демонстраторами измерений» или попросту демонами. Нет, зло тут ни при чём.
  • Брендон Сандерсон, Космер — карликовая галактика с десятком населённых планет, между которыми можно перемещаться через Когнитивную реальность. Поэтому в одном произведении можно встретить героя из совсем другого (но надо ещё догадаться, кто это). Обычно таких Прыгающих по мирам выдаёт непонятная раса и непривычная речь с метафорами другой культуры. На этом фоне особенно выделяется таинственный Хойд, встречающийся в каждом романе и повести и преследующий неизвестные цели.
  • Филип Пулман, «Чудесный нож» — артефакт, вынесенный в заглавие книги, позволяет прорезать окна между мирами, соответственно, его обладатель обретает возможность мирохождения.
  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — вервольф Гморк. Облик его зависит от мира, в котором он находится. Судя по словам Гморка, таковы все оборотни. «Ты видел только Фантазию, но существуют и другие миры. Например, человеческий. И есть создания, у которых нет ни родины, ни своего мира. Зато они могут перемещаться из одного мира в другой. К таким созданиям я и принадлежу. В человеческом мире я являюсь в образе человека, но я не человек. В Фантазии я принимаю фантастический облик, но я не один из вас». (Глава IX, «Город Призраков»)
  • Клайв Баркер любит этот троп: «Имаджика», «Абарат», «Явление тайны»… Что характерно, и одна из игр, упомянутых ниже, тоже создана под его шефством.
  • Лев Гроссман, «Волшебники» — все главные герои, начиная с третьей части, а также дети Четуины.
  • Диана Уинн Джонс, цикл «Миры Крестоманси». Кристофер Чант (поскольку он волшебник с девятью жизнями и занимает должность Крестоманси, ему это по службе обязано), Милли, де Витт, Гвендолен. С прикрученным фитильком — Такрой и компания (могут перемещать между мирами сознание, но не тело, и для перемещения сознания им нужна помощь медиума). Плюс к этому во многих мирах существуют заклинания и артефакты, позволяющие перемещаться между мирами даже тем, кто к магии вообще не способен. Действию именно такого заклинания подвергается Дженет.
  • Кинг-Страуб, «Талисман» — Джек Сойер.
  • Фармер, «Многоярусный мир»: властители (в других переводах — тоаны), учитывая даты выхода — прототипы амберитов.
  • Виктория Шваб, цикл «Оттенки волшебства» — главный герой (Келл) и его противник (Холлант) из Белого Лондона. Также даются жирные намёки на наличие сей способности у Лайлы Бард.
  • Myke Cole, серия Shadow Ops — современная американская армия с магией. Оскар Бриттон, главный герой, наделён талантом к портамантии — он может произвольно открывать порталы между нашим и параллельным мирами. Правда, его мирохождение ограничено только этими двумя мирами.

Кино[править]

  • The One: Ю Лоу — мироходец, а также разыскиваемый крайне опасный преступник, занимается тем, что убивает своих двойников в других мирах, на этот раз его двойник по имени Гэйбриел Лоу оказался полицейским (впрочем, и Ю Лоу был копом, правда, сошёл с катушек). За ним по пятам следуют сотрудники Мультивселенского агентства из вселенной «Альфа».
  • Французский рождественский фильм-концерт «Рождественский подарок» (Le cadeau de Noël) 1991 г. — Доротея. Телепортируется из локации в локацию разными методами (по сути из одного мирка в другой), при этом еще и меняет наряд на более подходящий для места.

Телесериалы[править]

  • «Флэш» — Вайб, Цыганка, её отец (пока не потерял свои силы) и многие другие. На Земле-19 есть даже подобие полиции для пресечения мироходчества.
    • Гаррисон Шерлёк[1] Уэллс известен тем, что помог поймать злодея Цикаду в 38 вселенных. Правда, становится известно, что вычислил он его только в первой, а в остальных 37 попросту сделал вид, что работает. Не вышло на Земле-1, так как вмешательство Норы изменило хронологию, а следовательно и личность Цикады. А ещё он был женат семь раз — на двойниках одной и той же женщины, Рене Адлер. Несмотря на это, бывшие жёны постоянно преследуют его из-за неуплату алиментов. На Земле-1 начинает встречаться с её очередным двойников, которая к тому же оказывается метачеловеком.
    • Позже Циско создаёт карманные устройства для создания брешей, позволяя любому человеку заниматься этим делом. Одно он отдаёт Супергёрл с Земли-38, чтобы она могла самостоятельно путешествовать на Землю-1.
  • «Красный карлик» — Арнольд Риммер в 6 серии 12 сезона путешествовал по мультивселенной в поисках мира, в котором бы чувствовал себя меньшим неудачником. Не нашёл.
  • «Параллельные миры» — про мироходцев, не знающих координаты родного мира.
  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Вполне возможно» (6 серия). Попав в параллельный мир, Уолтер не захотел оставаться невидимым наблюдателем и вылез из специального резервуара с жидкостью, чтобы вмешаться в события. Однако, альтернативная реальность оказалась гораздо более опасной, чем он ожидал, и Уолтер начал бегать по мультивселенной в попытке не то найти наиболее подходящую реальность, не то вернуться в родную. Всего за серию он посетил около десяти разных миров, с некоторыми знакомясь поближе, а другие покидая через считанные секунды, но в итоге был убит другим Уолтером-мироходцем. С фитильком: Сам Уолтер не обладает способностью ходить между мирами, все перемещения обеспечивает доктор Рутвайн, который «крутит свою машинку» в отправной реальности.
  • «Грань» - жЫрный спойлер: всё началось с того, что у гениального учёного от неведомой болезни умер сын, и он сначала создал от оной болезни лекарство, а потом пошёл на «соседнюю Землю», чтобы спасти сына другой версии себя, которого позже выкрал и оставил себе, тем самым нарушив планы настоящих мироходцев из далёкого будущего, занимавшихся «правками» любых альтернативных вселенных, до которых могли дотянуть свои кривые руки и куда могли засунуть свои совершенно лысые головы.

Мультфильмы[править]

  • «Академия монстров» — главные герои вначале случайной открыли портал в другое измерение, а в эпилоге целенаправленно отравились в новое путешествие.

Мультсериалы[править]

  • «Гриффины» — в одной из серий по параллельным измерениям перемещались Стьюи и Брайан.
  • Star vs. the Forces of Evil — для перемещения между измерениями многие применяют специальные ножницы, которые используются даже во вступительной заставке.
  • «Ниндзяго. Мастера Кружитцу» — для той же цели применяется чай странника, а также макгаффин сезона «Одержимые» — Кристалл Миров.
  • Российский «Петя и волк» — заглавные герои. При помощи шкафов и сундуков могут перемещаться из привычного мира в разные сказочные.
  • «Рик и Морти» — портальная пушка Рика Санчеза позволяет ему перемещаться в любую точку Мультивселенной.

Комиксы[править]

  • В отечественной серии комиксов «Инок» главный герой становится мироходцем: сперва невольно, что роднит его с попаданцами, но вскоре ходит по мирам вполне осознано. Впрочем, оказываться не на своём месте главный герой уже привык. Со второго тома серию официально переименовывают в «Мироходцы».
  • Доктор Дум.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure: Steel Ball Runпрезидент США Фанни Валентайн при помощи станда с непомерно длинным именем (Dirty Deeds Done Dirt Cheap) может перемещаться по неограниченно большому количеству параллельных миров. Некоторые тонкости и хитрости использования внезапно делают эту способность очень и очень опасной.
  • Tsubasa: Reservoir Chronicle — вся история об этом.
  • Kobayashi-san Chi no Maid Dragon — многие драконы.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — технически, солдаты ССЯ в Особом Регионе являются именно что мироходцами, так как вся их деятельность по ту сторону Врат всё равно что служебная командировка за границу.
    • Зигзагом: на фоне временного закрытия Врат во время войны с арахнидами они уже становятся именно что попаданцами.
  • Date A Live — обращённые в полноценных духов человеческие девушки получают большой арсенал магических способностей, среди которых и возможность нырять в Сопредельный мир (условно-родное измерение для духов). Только вот проход между Землёй и тем миром можно открыть с помощью так называемого "межпространственного разлома", по разрушительной силе сравнимого с атомной бомбой. Именно поэтому та часть человечества, что в курсе существования духов, их боится и стремится поймать/уничтожить.
  • Senki Zesshou Symphogear — практически весь основной (и местами побочный) сюжет мобильной игры "Symphogear XD Unlimited", происходящей после конца сериала, завязан на мультивселенском трипе главгероинь по параллельным таймлайнам. Местами либо они сами гостят в других вселенных, либо персонажи оттуда сами к ним вламываются.

Видеоигры[править]

  • Kingdom Hearts от той же конторы так вообще вертится вокруг героев-мироходцев, в первую очередь Соры и его друзей.
    • От какой «той же конторы»?
  • The Witcher 3: Wild Hunt — Геральт и Аваллак’х вынуждены прыгать по мирам, дабы добраться до Тир на Лиа — мира Народа Ольх. Миры, посещённые ими, оказались какими-то совсем нехорошими, включая уничтоженный Белым Хладом.
    • А Цири даже называют «повелительницей времени и пространства» за дар старшей крови, открывший ей возможность перемещаться по мирам.
  • Clive Barker's Undying — протагонист посещает два параллельных измерения и даже отправляется в прошлое. Достаточно быстро адаптируясь и легко возращаясь, надо заметить.
  • The Longest Journey — хотя поначалу Эйприл является попаданцем, позже она овладевает способностью перемещаться между Старком (миром науки) и Аркадией (миром магии).
    • В продолжении «Dreamfall» Зои обладает способностью перемещаться по мирам, однако её спящее тело остаётся в Старке.
  • DotA — Barathrum, the Spirit Breaker.
  • Planescape: Torment — в Сигиле мироходцем можно стать независимо от желания, но есть и профессиональные, которые могут доставить куда надо.
  • Half-Life — G-Man.
  • BioShock Infinite — Элизабет может создавать разрывы, ведущие в параллельные миры. Изобретатели путешествий между мирами Роберт и Розалинда Лютэс (один и тот же человек из разных миров) и вовсе после смерти обитают в Межреальности.
  • Chrono Cross — Серж со своей партией постоянно перемещается между двумя мирами, родным и альтернативным, в котором он мёртв.
  • Genshin Impact — с фитильком: Итэр и Люмин, брат и сестра, застрявшие в Тейвате из-за того, что при попытке пройти в новый мир их поймал Неизвестное Божество и отняло силы, позволяющие им путешествовать по мирам.
  • Minecraft — в ванильной версии миров всего три. Однако мододелы любят добавлять в игру новые измерения, тем самым сделав игру ещё более разнообразной. Например, стараниями народных умельцев были добавлены Эфир (мир летающих островов), Сумеречный Лес, Мир Тропиков и т. д.
  • Arknights — в более поздних главах выясняется что Доктор является пришельцем с другой планеты и в составе научной экспедиции попал на Терру через телепортацию. И что большинство разумных рас Терры создали он и его коллеги. И что ориджиниум вместе с орипатией на эту планету завезли тоже они.

Настольные игры[править]

  • Урза (увы, не кодификатор), Сорин Марков, Чандра Налар, Лиллиана Весс, Ниса Рейвен и прочие из мира Magic: The Gathering.
  • GURPS Infinite Worlds вся об этом. Существует несколько объединений мироходцев, к которым чаще всего принадлежат герои, есть «Независимые», и все они странствует по паре сотен различных миров. Притом не все обладают способностями для подобных переходов, некоторые используют магию или технологии.
  • Dungeons & Dragons. В принципе, при игре в любом (официальном) сеттинге можно стать мироходцем. Planescape и Spelljammer давят педаль в пол — там сама структура приключений на этом завязана, хотя и с разными подходами. В Планскейпе персы гуляют по планам бытия, в Спеллджампере — летают по разным хрустальным сферам первичного материального плана.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — SCP-507, человек обладающий неуправляемой способностью перемещаться в другие миры.
    • В принципе путешествовать по мирам может любой более-менее талантливый Скульптор реальности, но педаль в пол вдавливает Марк Миллиган, который умудрился посетить и исследовать даже тот свет.
    • 507 скорее ближе к попаданцу, мироходцы перемещаются осознанно.
  • Министр Шанса из одноимённого аудиосериала способен открывать двери (самые обычные) между разными мирами, хотя есть версия, что это ТАРДИС, так как ноги персонажа растут именно оттуда.
  • MrLololoshka, «Новое Поколение» (сериал) — собственно Лололошка, главный герой. В этой мультивселенной просто так перемещаться между мирами могут только мироходцы, обычным людям нужны специальные средства, которые могут существовать только в тех мирах, где о мультивселенной знают. За перемещение между мирами считается как простой проход через «обычный» майнкрафтовский портал, что Лололошка может делать без проблем, так и перемещение между мирами разных сезонов, что происходит между этими самыми сезонами, и для Лололошки всегда оборачивается потерей памяти (а вот у организованных мироходцев первое, чему учат — как раз таки не терять память при таких переходах). За это отвечает особый орган. В «Идеальном мире» из-за событий первой серии орган Лололошки к началу сезона не работал, но Райя-Прайм, не имея представления о том, что это, смогла его восстановить. Также он получил название — ОМП (орган межпространственных перемещений). Поэтому межпространственное перемещение между сезонами в каком-то смысле тоже близко к попаданцу, а не мироходцу.
    • В сезоне «Голос Времени» действие происходит в городе вот таких вот мироходцев.
    • Также мироходцами являются Багрянники, одним из которых является Возродитель."Глобальные" перемещения, при которых Лололошка теряет память, у них этого не вызывают, однако это всё равно требует энергии.

Примечания[править]

  1. Именно Шерлёк — он француз.