Апгрейд

Материал из Posmotreli
Upgrade (film)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Апгрейд
Апгрейд.jpg
Общая информация
ЖанрБоевик
Фантастика
Триллер
Киберпанк
Страна производства
  • Австралия
  • США
КиностудияBlumhouse Productions и другие
РежиссёрЛи Уоннелл
Автор сценарияЛи Уоннелл
Когда вышел2018 г.
Продолжительность100 мин.
В главных ролях:
Логан Маршалл-ГринГрей Трейс
Бетти ГэбриелДетектив Кортес
Харрисон ГилбертсонЭрон Кин
Мелани ВальехоАша Трейс
Бенедикт ХардиФиск
Линда КропперПамела Трейс
Саймон МейденSTEM (озвучка)

«Апгрейд» (англ. «Upgrade») — американо-австралийский научно-фантастический боевик 2018 года. Зрителям и критикам пришлись по душе мрачная атмосфера, стильные боевые сцены, драматическая составляющая, местами присутствующий чёрный юморок, а также лихо закрученный сюжет. Что и говорить: Ли Уоннелла, чьё имя указано в графах «Режиссёр» и «Сценарист» многие здесь могут знать, как сценариста и продюсера фильмов серии «Пила», так что сами понимаете. Итак, вкратце расскажем о фильме, постаравшись вовремя остановиться и не проспойлить самого интересного.

Сюжет[править]

Действие фильма происходит в мире, несколько более развитом технологически, чем наш. Научно-технический прогресс облагодетельствовал тамошнее человечество всевозможными полезными и приятными электронными вещами, такими, как полностью роботизированные «умные дома» и автоматические робоавтомобили, а ещё там всё более распространёнными становятся киберимпланты. В таком мире живёт главный герой, автомеханик Грей Трейс, со своей женой, инженером-робототехником Ашей. Они вполне довольны жизнью, в которой, казалось бы, ничего не предвещает беды.

Но однажды их роботизированный автомобиль из-за какого-то странного сбоя завозит героев в неблагополучный район, где их тут же ни за что, ни про что расстреливают некие бандиты. Аша умирает, Грей же остаётся парализован по самую шею. Какое-то время он так живёт на попечении «умного дома» и своей мамы, Памелы Трейс. Единственным способом передвигаться служит инвалидная коляска с голосовым управлением, но сам он полностью беспомощен.

Вскоре его посещает знакомый компьютерный гений Эрон Кин и предлагает поучаствовать в эксперименте по вживлению в пострадавший участок спинного мозга специального чипа, который будет управлять движениями носителя, повинуясь получаемым из мозга приказам. От главного героя же требуется держать это в секрете, чтобы власти не узнали о существовании такой машины. Читай — жить нормально можно, только когда никто не видит, а при свидетелях следует продолжать изображать паралитика. Конечно же, Грей соглашается.

Наслаждаясь возможностью снова двигаться, Грей с удивлением узнаёт, что его чип, который называется «STEM»[1] (рус. Стержень), по-человечески разумен, а также способен разговаривать с носителем, создавая вибрации барабанных перепонок и воспринимая сказанные вслух слова. Мало того, чип очень сообразителен, внимателен к мелочам, обладает доступом к различным базам данных, да и просто хороший психолог и советчик. И, как выясняется чуть позже, если временно полностью передать ему контроль над телом, под его управлением это тело делается нечеловечески быстрым и точным.

Как вы уже, наверное, догадались, Грей при помощи электронного друга начинает искать своих обидчиков и вершить над ними самосуд. В этом ему мешает женщина-полицейский детектив Кортес, занимающаяся расследованием нападения на семейство Трейсов, которая пытается понять, что происходит, и как вообще такое возможно. В процессе вендетты обнаруживается, что злодеи напали на Грея и его жену не просто так от сволоты душевной, а выполняли чей-то заказ…

На этом и остановимся. Не правда ли, по описанию получилось похоже на обычный экшн про супергероя, творящего месть? Вот и по трейлеру можно подумать то же самое. Ан нет, экшна там как раз не так и много, но о дальнейших событиях сложно рассказать без спойлеров, способных испортить впечатление от просмотра. Так что дальше смотрите сами. Некоторые особо примечательные тропы будут всё-таки приведены в конце статьи, спрятанные под антиспойлерной защитой.

Заметим напоследок, что фильм достаточно кровавый (а чего ждать от сценариста «Пилы»?): STEM убивает без лишних изощрений, но и без малейшей жалости (откуда ей взяться-то у компьютера?). Спасибо и на том, что после реакции Грея на первое убийство электронный друг великодушно позволяет ему не смотреть на всякие неприятные подробности устранения врагов. И ещё фильм оставляет довольно тягостное впечатление. Впрочем, странно было бы ждать развесёлого боевичка о человеке, на глазах у которого убили жену, а его самого так страшно искалечили, верно?

Тропы и штампы[править]

Главные герои фильма: Грей (вверху) и STEM.

Основные[править]

  • Инвалид против злодеев. Грей, хотя в нём и установлен такой чудо-чип, всё равно де-факто инвалид.
  • Крутой киборг и сверхфункциональный протез. Главный герой, равно как и его обидчики.
  • Голос. Как выглядит STEM, нам и герою, конечно, показывали в начале, но для Грея он остаётся голосом в голове (вернее, в барабанных перепонках).
  • Куда заводит месть. Месть и в этом случае заводит туда, куда мститель изначально не планировал. Впрочем, тут не всё так просто…
  • Гад за гадом. Головорезами, лишившими героя жены и здоровья, кто-то управлял. И этим «кем-то» тоже кое-кто управлял.
  • Героический антагонист: детектив Кортеc, конечно. Кто мог бы осуждать её за то, что она пытается остановить творимое главным героем кровопролитие?

Остальные[править]

  • Автомобиль как оружие. Перехват контроля над компьютеризированной машиной ни в чём не повинного проезжавшего мимо человека, чтобы с её помощью отбиться от преследующей по пятам ни в чём не повинной детективши, — вот как раз один из примеров того, куда же всё-таки заводит месть.
  • Блевать после первого убийства — Как только Грей снова получает контроль над своим телом после неожиданного финала в доме Фиска.
  • Бросить в сторону вместо того, чтобы убить. Как уже говорилось выше, Стэм очень хорошо умеет убивать. Но без особой необходимости так не делает и зачастую расшвыривает врагов. Впрочем, бросить врага о стену можно и так, что он больше не встанет.
  • Взлом АЭС через Wi-Fi. А примерно так выглядит вышеописанный перехват контроля. Но тут тоже не всё так просто.
  • Даже у зла есть стандарты — когда один из бандитов в баре увозит коляску с Греем в сортир, и несколько минут спустя оттуда доносится дикий вопль, бармен морщится и говорит: «Знаете, меня мама учила никогда не обижать инвалидов».
  • Дрон. Над городом стаями кружат полицейские роботизированные дроны, которые записывают происходящее на видео и даже умеют распознавать возможные преступления. Впрочем, в поимке как убийц жены главного героя, так и его самого дроны оказались мало полезны.
  • И у злодея есть любимые. Главарь Фиск оказался братом первого убитого героями бандита, Серка. Именно на этом сыграл Грей, чтобы вывести грозного противника из душевного равновесия и дать STEMу возможность воспользоваться его замешательством.
  • Из силовиков в бандиты. Злодеи, погубившие жену Грея, — бывшие солдаты. Потому-то и обвешаны имплантами по самое донельзя.
  • Исландская правдивость. Те ограничители ввода, которые убрал хакер, действительно были предназначены для слежки и экстренного отключения STEM. Правда, ИИ почему-то забыл упомянуть, что они мешали ему и получить полную автономию от носителя…
  • Кнопка увеличения. Вам интересно, каким образом STEM, глядя на снятую с дрона видеозапись глазами носителя, ухитрился в подробностях рассмотреть маленькую татуировку на руке одного из нападавших, если даже у полиции нет технических средств, чтобы в достаточной мере приблизить картинку? Ответ на этот вопрос вы в итоге получите.
  • Комплекс Пиноккио. STEMу нравится чувствовать себя человеком. Очень нравится.
  • Крутизна по расчёту — все драки под управлением STEMа. Никакой особой сверхсилы, просто до миллиметра выверенные движения, мгновенное применение любых подручных предметов и скорость реакции, как у микросхемы. Очень убедительно показано.
    • Уровень проработаности действительно ошеломляющий, например в одном из боев есть сцена, в которой STEM рукой поворачивает голову Грея, чтобы избежать удара. Рукой, потому что мышцами выше шеи STEM не управляет, а сам Грей в бою не успевает реагировать.
  • Лицемерие — это смешно. Когда Грей выезжает на автоматическом кресле из бара, STEM подсказывает ему, что бегом будет быстрее. Грей просит сидящего рядом инвалида в коляске присмотреть за его креслом и убегает. «Симулянт!» — презрительно бросает ему вслед инвалид, после чего… встаёт и пересаживается в удобное Греево кресло.
  • Мастер пыток. Ага, STEM и это умеет. Хорошо хоть, он способен делать это не глядя, так что у Грея есть возможность отвернуться.
  • Меня стошнило — Грея сташнивает после первого убийства как только Стэм возвращает ему контроль над телом. Стэм рационально предлагает ему уничтожить следы своего присутствия в доме убитого, в том числе следы рвоты в раковине.
  • Наручная пушка. Ещё круче: у киборгов-злодеев пушки встроены прямо внутрь руки.
  • Не чувствует боли. При необходимости STEM может отключить болевые рецепторы носителя ниже шеи. Полезно, если герою надо правдоподобно притвориться, что он действительно парализован.
  • Непонятного пола. Какого пола всё-таки хакер Джейми? Он(а) просит об этом не спрашивать. Русский перевод чуть подкачал: Джейми говорит о себе в женском роде и озвучен(а) куда более явным женским голосом, чем оригинал. А точного ответа на вопрос вы даже из титров не получите: имя исполнителя роли — скорее всего, псевдоним.[2]
  • Неудачное самоубийство. Было дело, Грей, ещё будучи паралитиком, пытался заставить «умный дом» устроить ему передозировку обезболивающего. Но «умный дом» не зря назвали умным, и он не стал колоть больше, чем можно.
  • Перезарядка оружия завершена. После того, как Джейми отключил(а) дистанционный контроль над STEMом, Грей некоторое время лежал беспомощным и почти парализованным на полу. Таким его, к своей вящей радости, и нашли злодеи. А потом перезагрузка STEMа закончилась…
  • Светящиеся глаза. Глаза злодеев-киборгов оборудованы тепловизором и ещё чем-то, что позволяет видеть сквозь стены. При использовании этого импланта радужки глаз светятся голубым. Такие же глаза можно видеть в начале фильма у одной из хирургов, оперирующих Грея. Кстати, как минимум в некоторые из таких глаз установлена ещё и записывающая система, позволяющая узнать, что видел и даже что слышал их обладатель в свои последние секунды.
  • Убойное дыхание. Злодей Фиск умеет выдыхать стаю наномашин, которые, когда их вдохнёт жертва, своими острыми «лапками» устраивают внутри неё полный разгром. Он может убить одним чихом, и это не метафора!
  • Уныло, но практично. Понемногу устаревающие обычные автомобили, ремонтом которых занимается главный герой. Как он сам, так и детектив Кортес пользуются именно такими машинами. Да, они не оборудованы компьютером и не умеют ездить без помощи водителя, но при этом контроль над ними невозможно перехватить со стороны. И ещё, STEM не способен «почувствовать» и идентифицировать не напичканную электроникой машину на расстоянии, так что о возможной погоне может только догадываться.
  • Участь хуже смерти. Согласитесь, полный паралич ниже шеи — участь откровенно так себе. Грей даже умереть по своей воле не смог, хотя очень старался.
  • Хуцпа. Именно так выглядит для окружающих сцена, где «парализованный» Грей приезжает в бандитский кабак и с коляски требует тех, кто знает что-то об убийстве его жены, выйти и рассказать. Публика от души похохотала, а потом один нашедшийся-таки злодей заботливо увёз беспомощного калеку в туалет «поговорить». Зря он так поступил. Ой зря

Спойлерные[править]

  • А теперь пошли спойлеры. Впрочем, всё равно автор статьи хотел бы здесь обойтись в основном намёками.
  • В итоге здесь кое-кто из действующих лиц оказался злодеем. А потом — и ещё кое-кто.
  • Финал фильма представляет собой Конец-переворот, как есть. Когда зрителю после этого вкратце показывают нарезку из событий фильма, становится ясно, что к чему.
  • Жёсткая аверсия тропа «Это был только сон». В финале STEM великодушно обеспечил своему носителю в его же собственном разуме фактически персональный рай, где и Грей, и Аша живы и здоровы, просто побывали в незначительной аварии. И убедил, что все события фильма герою просто пригрезились. Ведь «фальшивая реальность не так жестока».
    • Однако это великодушие не похоже на бездушную машину. Вот если бы Грей оставался в сознании, всё видел и слышал, но не мог ничего сделать...

Примечания[править]

  1. Если это и аббревиатура, то она в фильме не расшифрована; в Википедии название написано именно так, хотя в титрах фильма — просто «Stem».
  2. В открытых источниках Кай Брэдли всё же значится, как именно актриса, так что выбор женского голоса не так уж необоснован. Если копнуть немного глубже, можно узнать, что Кай Брэдли в своё время работала в австралийском «Центре Молодёжного Искусства имени Святого Мартина», на архивной версии сайта которого сохранилось немного больше информации: там прямо указана «небинарность» — конкретный тип небинарности не указан. В спектакле «Moral Panic» роль Кай (Энди) была скорее немного более мужской, тогда как в сериале «Соседи» роль Кай (Элайза) была скорее немного более женской.