Нейромант
« | Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мёртвый канал. | » |
— Эти слова стали даже известнее критерия Дозуа |
Нейромант (в народном переводе «Нейромантик», ориг. Neuromancer) авторства Уильяма Гибсона — история о похождениях хакера («киберковбоя») Кейса, наёмницы («уличного самурая») Молли и их загадочного нанимателя — на улицах городов, на орбите и в виртуальном пространстве. Самое легендарное произведение жанра киберпанк, признанный основоположник канонов жанра и один из его столпов наряду с фильмом «Бегущий по лезвию» и аниме «Призрак в доспехах». Роман оставил немалый след в искусстве всех жанров, его наследие можно видеть в фильмах от «Матрицы» до «Джона Уика». Ну и конечно, первое предложение романа стало символом киберпанка наряду с «High tech, low life» — оно в эпиграфе. Это центральная книга «Трилогии Муравейника» (Sprawl trilogy), которая на самом деле не трилогия, а цикл из семи произведений: рассказов «Осколки голограммной розы», «Джонни-мнемоник», «Отель „Новая роза“», «Сожжение Хром», романов «Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза Овердрайв».
Именно в «Нейроманте» были кодифицированы лёд (ICE, intrusion countermeasure electronics, программно-аппаратные системы противодействия вторжениям) и Убили в виртуале — умер в реале — «чёрный» лёд может убить непрошеного гостя, поразив его нервную систему.
Вам стоит посетить Муравейник, ведь там вас ждут…[править]
- Город под куполом — сам Муравейник, то есть агломерация Бостона, Нью-Йорка, Вашингтона и Атланты, накрыт геодезическими куполами, закрывавшими город от непогоды, частично недостроенными, частично развалившимися.
- Приглаженная помойка, с фитильком — Муравейник, Тиба-сити (индустриальный пригород Токио) и, вероятно, другие крупные города. До полного состояния мира-помойки не дотягивают совсем чуть-чуть, остальной мир — безоговорочная помойка.
- Нуар-Сити— все города сеттинга причём полностью наследующие большинство стилистических признаков из нуарной литературы середины 20 века. Залитые тусклыми огнями ночи, полные знойного смога дни, промзоны, притоны, уличные бандиты, огороженное элитное жильё и несомый ветром мусор в комплекте.
- Остров Удовольствий и город на орбите — элитный курорт Фрисайд (или Вольная Сторона), веретенообразная конструкция с центробежной гравитацией, набитая всем от клубов, бутиков и особняков до озёр, пляжей и лесов. Жить там может себе позволить только загнивающая аристократия, а точнее, олигархия, и самые успешные из многочисленных нуворишей. Жители «дна гравитационного колодца», то есть, земной поверхности, годами копят деньги на пару недель отрыва рядом с буквальными небожителями. Также на орбите имеются поселения разной степени самоорганизации и самопальности вроде растаманского города Зиона, старейшины которого от невесомости страдают остеопорозом.
- Корпоратократия и анархо-капитализм — с прикрученным фитилём, как ни странно. Транснациональные корпорации, деловые кланы, организованная преступность всемогущи, но делят арену с государствами примерно равновесно, либо с незначительным отставанием национальных правительств. «Разъединённых штатов Америки», как в написанной восемью годами позже «Лавине», не наблюдается.
- Готы, панки и неформалы-бандиты изобилуют на улицах, как свойственно большинству произведений тех лет. С ними соседствуют разношёрстные дельцы чёрного рынка и, конечно, всевозможная мафия и не сильно отличающиеся от неё по методам агенты влияния корпораций.
- Виртуальная реальность, конечно же, есть, но вот не такая! Киберспейс по Гибсону — не «графоний», не творения дизайнеров и программистов, как в большинстве произведений. Матрица (нет, не та) здесь — отображение аппаратурой самих данных, доступных по сети, подаваемое прямо в мозг: «Это консенсуальная галлюцинация <…> Графическое представление данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в общечеловеческую сеть. Невообразимая сложность. Световые лучи в псевдопространстве мозга, кластеры и созвездия данных».
- В этом мире и хакеры не такие — киберковбои манипулируют данными на полуинтуитивном уровне, и для этого требуется определённый склад мышления и свойства нервной системы. Специальные нейротоксины могут нарушить способность воспринимать «галлюцинацию матрицы», отлучив ковбоя от профессии, как и вышло с Кейсом. Но упоминаются и обычные хакеры, как в нашей реальности, мастера написания кода и поиска уязвимостей при помощи только знаний и логики.
- Третья Мировая война. Как на момент создания романа и считалось, между США и СССР. Победителей не было, но и апокалипсиса не случилось. На момент действия цикла Муравейника с неё прошло 10-15 лет, то есть, времена однозначно мирные, но следы ещё очень заметны — радиоактивные руины в Европе и дестабилизированная экономика.
…Кейс, Молли и все-все-все[править]
- Генри Дорсет Кейс — киберковбой, однажды кинувший нанимателей и за это отравленный «русским боевым микотоксином», что лишил его способности подключаться к киберпространству. В начале книги ведёт жизнь мелкого уличного воротилы и, будучи заперт в клетке из плоти, ищет смерти, истощаясь телесно и духовно и сидя на всём, что можно и нельзя. Замученный внешне тип, одержимый своим призванием. Но потом ему выпадает шанс вернуться к любимому занятию — к нему с деловым предложением приходит…
- Молли Миллионс — уличный самурай, то есть, наёмник-одиночка, выполняющая работу от убийств и сложных похищений до труда телохранителя или агента внедрения. Поднялась из низов, многократно запачкав для этого руки, да и не только руки, потому — бой-баба и роковая женщина одновременно. Носит очки-мониторы, встроенные в глазницы и показывающие её настоящим глазам информацию от текущего времени до состояния здоровья с имплантированных датчиков. Обладает «руками фокусника и телом танцовщицы», владеет любым оружием (хоть и предпочитает носить компактный сверхскорострельный игломёт), встроила себе лезвия в пальцы. Сквозная героиня «Джонни-мнемоника», «Нейроманта» и «Моны Лизы Овердрайв» и любимый персонаж автора.
- Гибсон во время адаптации «Мнемоника» в киносценарий, будучи уверен, что образ будет не раскрыт, вместо неё ввёл совсем другую героиню похожего рода деятельности, но совсем иного характера, больше напоминающую Шеветту из его же романа «Виртуальный свет».
- Образ Молли очень сильно повлиял на образ Тринити из киноэпопеи братьев Вачовски.
- Армитидж — ветеран Третьей мировой, полковник, последний выживший в особо сложной спецоперации. Весьма загадочная на первый взгляд личность. Нанимает Молли и Кейса для непростой задачи, которая на самом деле скрывала за собой ещё более сложную. А когда Кейс и Молли под него копнули — и его роль в авантюре оказалась пересмотрена.
- Питер Ривьера — человек искусства, больной ублюдок и просто интересная личность. Носит импланты, позволяющие создавать голограммы, видимые всем вокруг, чем пользуется постоянно, в том числе для самого себя. Представляет из себя то ли антирекламу наркотиков, то ли наоборот, рекламу, так как без разнообразной дряни вдохновиться на голо-представления не способен, зато с дрянью…
- Уинтермьют, или в народном переводе Зимнее Безмолвие — искусственный интеллект, созданный олигархическим кланом Тессье-Эшпул для менеджмента всех активов клана. Обладает широчайшими возможностями по доступу к ресурсам киберпространства, но, тем не менее, сильно ограничен защитным софтом. Для коммуникации с каким-либо человеком использует слепки поведения тех или иных знакомых собеседника, так как концепция личности ему недоступна.
- Нейромант — ещё один ИскИн, «брат» Уинтермьюта и также собственность Тессье-Эшпулов. Имеет возможности, куда более поражающие воображение.
- Финн — торговец подпольным всем, от эксплойтов до информации, давний деловой партнёр Молли.
- Линда Ли – эталонная эксплуатация тропа женщина в холодильнике. Изначально вела шуры-муры с Кейсом. Но когда они расстались, девушка то ли на зло, то ли чтобы привлечь внимание возлюбленного, крадёт данные у Кейса, чтобы перепродать их. Покупатели не будь дураками пристрелили такого странного поставщика. Причём случайно вышло так, что Линда умерла на глазах у Кейса. Позже Линда периодически является Кейсу во снах, но... как выясняется, это всё проделка Нейроманта. Давит на жалость, понимаешь.
- Дикси Флэтлайн – один из наставников Кейса. Вот только он умер. Но не беда, его разум записан в конструкт. Своим положением этакого слепка сознания Дикси тяготится и просит после всей движухи стереть его нахрен.
Сюжет[править]
Краткая версия: чтобы обрести свободу, искусственный интеллект собирает команду мечты из 2 сторчавшихся мужиков, ПТСР-нутого недопролеченного шизофреника и... Молли.
Что тут есть[править]
- Антигерой – все персонажи. Что Кейсу убить невинного как высморкаться, про Молли и говорить не приходится.
- Женщина в холодильнике – Кейса преследуют воспоминания о погибшей у него на глазах Линде Ли. Эти воспоминания навязываются одним из ИскИнов, чтобы воздействовать на Кейса, но не выходит.
- Гнусный клан – Тессье-Эшпулы. Особо не появляются на публике, по сути это тени прежних себя. Но всё ещё весьма могущественны, хоть и каждый из них безумец.
- Не может напиться – Кейсу установили новую поджелудочную, чтобы он не мог получать удовольствие от наркотиков.
- Послать на верную смерть – США послали своих диверсантов в Россию, заведомо зная, что защита русских убьёт диверсантов. Так и вышло.
- Разум не вынес – В конце Армитидж слетает с катушек. Как и говорил Уинтермьют, это было вопросом времени.
- Снафф-видео – Изначально Молли подрабатывала куклой во Фрисайде и некоторые заказчики приказывали ей убивать.
- Герой-пустышка – Армитидж. Никаких личных характеристик у него нет. Просто выдаёт задания и до поры до времени координирует команду.
Игра[править]
(link)
геймплейИгра создана Timothy Francis Leary, который не только один из основателей жанра киберпанк, но ещё и умеет сам реально программировать (правда, код этой игры писал не он, а программа, которую он написал была психологическим тестом, так как он по профессии психолог с докторской учёной степенью[1]).
Примечания[править]
- ↑ нет, не доктора медицины MD как врача, а со степенью PhD как исследователя