Не в ладах с психологией и психиатрией: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Немного добавил особенностей и неоднозначных вещей)
м (Илай Джавуд переименовал страницу Не в ладах с психологией в Не в ладах с психологией и психиатрией: По просьбе автора)
 
(не показано 14 промежуточных версий 5 участников)
Строка 7: Строка 7:
Усугубляется засорением такой серьёзной научной дисциплины лженаучным мусором. Стараниями интернет-психологов и коучей, с модой на поп-психологию, психология в массовом сознании стала ассоциироваться с понятиями зоны комфорта и позитивного мышления, «личностным ростом», эзотерикой и всем тем, что можно вычитать в любой книжке про саморазвитие или «как сделать свою жизнь счастливой». На их фоне серьёзные труды по темам развития психики, моторных и сенсорных функций, структуре мышления, формировании убеждений, выглядят не такими простыми, яркими и радостными.
Усугубляется засорением такой серьёзной научной дисциплины лженаучным мусором. Стараниями интернет-психологов и коучей, с модой на поп-психологию, психология в массовом сознании стала ассоциироваться с понятиями зоны комфорта и позитивного мышления, «личностным ростом», эзотерикой и всем тем, что можно вычитать в любой книжке про саморазвитие или «как сделать свою жизнь счастливой». На их фоне серьёзные труды по темам развития психики, моторных и сенсорных функций, структуре мышления, формировании убеждений, выглядят не такими простыми, яркими и радостными.


''Минутка теории науки'': общеизвестно, что "психология - это не наука". Но всё сложнее: психологию серьёзные учёные считают "донаучной дисциплиной", т.е. "недоразвитой" наукой, поскольку всё ещё не существует единой психологической теории. То же самое раньше было и с другими науками: так, ещё в XIX веке метеорология ещё не имела нормальных прогностических возможностей и, следовательно, была очень неточной, и поэтому не считалась наукой, но постепенно и наработала хороший научный аппарат (т.е. нужные теории и формулы), и улучшенную технику получила. С другой стороны, ситуация с психологией уникальна: "донаучная" стадия характерна в целом для паранаучных теорий и для новых наук (сейчас это социология и политология, например), а психология появилась ещё в Древней Греции (!) и до сих пор не выработала единую теорию. Для некоторых психологов это предмет постоянных шуток: мол, занимаясь восстановлением порядка в душе человека и наведением мостов-взимоотношений между людьми, психологи умудряются вечно ссориться между собой, не сумев договориться о единой теории (да и извечной темой остаётся то, что в своей семье психолог часто не умеет сохранить хорошие отношения, а психиатр с ужасом видит почти во всех людях отклонения и психические болезни). Однако объясняется эта проблема сложностью объекта психологии - человеческого мышления и эмоционального аппарата. Только в XXI веке этот "чёрный ящик" наконец начинает приоткрываться, а раньше психологам приходилось лишь предполагать его устройство, что давало только приблизительные результаты.
''Минутка теории науки'': общеизвестно, что «психология — это не наука». Но всё сложнее: психологию серьёзные учёные считают «донаучной дисциплиной», то есть «недоразвитой» наукой, поскольку всё ещё не существует единой психологической теории. То же самое раньше было и с другими науками: так, ещё в XIX веке метеорология ещё не имела нормальных прогностических возможностей и, следовательно, была очень неточной, и поэтому не считалась наукой, но постепенно и наработала хороший научный аппарат (то есть нужные теории и формулы), и улучшенную технику получила. С другой стороны, ситуация с психологией уникальна: «донаучная» стадия характерна в целом для паранаучных теорий и для новых наук (сейчас это социология и политология, например), а психология появилась ещё в Древней Греции (!) и до сих пор не выработала единую теорию. Для некоторых психологов это предмет постоянных шуток: мол, занимаясь восстановлением порядка в душе человека и наведением мостов-взимоотношений между людьми, психологи умудряются вечно ссориться между собой, не сумев договориться о единой теории (да и извечной темой остаётся то, что в своей семье психолог часто не умеет сохранить хорошие отношения, а психиатр с ужасом видит почти во всех людях отклонения и психические болезни). Однако объясняется эта проблема сложностью объекта психологии — человеческого мышления и эмоционального аппарата. Только в XXI веке этот «чёрный ящик» наконец начинает приоткрываться, а раньше психологам приходилось лишь предполагать его устройство, что давало только приблизительные результаты.


== Разновидности ==
== Разновидности ==
{{Прошу помощи зала}}
{{примеры}}
* Любой картонный персонаж по определению. Думаю, не стоит расписывать психологическую достоверность плоских и плохо прописанных персонажей [[МТА|авторов, не умеющих их писать]].
* Любой картонный персонаж по определению. Думаю, не стоит расписывать психологическую достоверность плоских и плохо прописанных персонажей [[МТА|авторов, не умеющих их писать]].
* Вся концепция «позитивного мышления». Реальные жизненные проблемы, связанные порой с ответственностью за других людей и с твёрдыми убеждениями и установками, должны решаться не серьёзной работой над собой и решением проблем в реальности, а банальным настроем на то, что всё обязательно хорошо. Хотя реальность нисколько не меняется от того, что человек всегда на позитиве и отрицает любой негатив в своей жизни.
* Вся концепция «позитивного мышления». Реальные жизненные проблемы, связанные порой с ответственностью за других людей и с твёрдыми убеждениями и установками, должны решаться не серьёзной работой над собой и решением проблем в реальности, а банальным настроем на то, что всё обязательно хорошо. Хотя реальность нисколько не меняется от того, что человек всегда на позитиве и отрицает любой негатив в своей жизни.
** '''На самом деле:''' реальность-то, положим, не меняется, но мозг, зараза такая, [[:w:Когнитивные искажения|любит и умеет]] отфильтровывать те сигналы, которые в его [[:lm:Квадратно-гнездовой способ мышления|заранее заданную картину мира]] не вписываются, а на тех, которые её подтверждают — зацикливаться. В исходном смысле «позитивное мышление» означало не то, что нужно тупо радоваться вместо того, чтобы впахивать, а то, что впахивать с радостным настроем в принципе эффективнее, чем с унылым. Но потом в тему вцепились деляги и шизотерики и всё опошлили.
** '''На самом деле:''' реальность-то, положим, не меняется, но мозг, зараза такая, [[:w:Когнитивные искажения|любит и умеет]] отфильтровывать те сигналы, которые в его [[:lm:Квадратно-гнездовой способ мышления|заранее заданную картину мира]] не вписываются, а на тех, которые её подтверждают — зацикливаться. В исходном смысле «позитивное мышление» означало не то, что нужно тупо радоваться вместо того, чтобы впахивать, а то, что впахивать с радостным настроем в принципе эффективнее, чем с унылым. Но потом в тему вцепились деляги и шизотерики и всё опошлили.
** '''На самом деле:''' Но не путайте "позитивное мышление" с "оптимизмом". [[Вечный оптимист]] не обязан всегда быть в хорошем, позитивном, настроении! Оптимизм означает настроенность на решение проблем, надежду на лучшее. А если [[вечный пессимист]] настроен на то, что ничего не получится, то, скорее всего, действительно так и будет: он просто не захочет решать проблему. Так что оптимизм помогает изменить реальность в лучшую сторону, а "позитивное мышление" - нет (вспомните "прожекты" Манилова у Гоголя).
:: Но не путайте «позитивное мышление» с оптимизмом. [[Вечный оптимист]] не обязан всегда быть в хорошем, позитивном, настроении! Оптимизм означает настроенность на решение проблем, надежду на лучшее. А если [[вечный пессимист]] настроен на то, что ничего не получится, то, скорее всего, действительно так и будет: он просто не захочет решать проблему. Так что оптимизм помогает изменить реальность в лучшую сторону, а «позитивное мышление» — нет (вспомните «прожекты» Манилова у Гоголя).
* Распространённое мнение, будто все дети до пубертата поголовно [[маленький ангел|маленькие ангелы]], и только с возрастом они портятся. А потому нежную и ранимую детскую психику надо обязательно оберегать от любого горя и любых ужасов реального мира. Знают ли те, кто чуть ли не культивируют нежную детскую психику, о детской жестокости? Банально о том, что дети разные бывают? Формирование характера в 3-4 года, влияние примера родителей и их воспитания, и разные темпераменты и характеры — всё это формирует совсем разных детей, к каждому из которых нужен свой подход к воспитанию.
* Распространённое мнение, будто все дети до пубертата поголовно [[маленький ангел|маленькие ангелы]], и только с возрастом они портятся. А потому нежную и ранимую детскую психику надо обязательно оберегать от любого горя и любых ужасов реального мира. Знают ли те, кто чуть ли не культивируют нежную детскую психику, о детской жестокости? Банально о том, что дети разные бывают? Формирование характера в 3-4 года, влияние примера родителей и их воспитания, и разные темпераменты и характеры — всё это формирует совсем разных детей, к каждому из которых нужен свой подход к воспитанию.
** '''На самом деле: '''Детская психология изучена довольно хорошо. Если говорить в целом, то дети обычно весьма умны (умнее, чем считают их взрослые) и тонко чувствуют эмоции, а также умеют влиять на родителей и друзей. От взрослых их отличают, прежде всего, почти полное отсутствие опыта и, как следствие, почти абсолютная самоуверенность и "целостность" характера в тех вещах, которые им известны (и кажутся известными)... одновременно с постоянными сомнениями и неуверенностью во всём, что им непонятно (и выражают эту неуверенность они часто капризами, криками и ссорами). Но это касается далеко не всех: как верно сказано выше, у каждого ребёнка свой характер.
** '''На самом деле: '''Детская психология изучена довольно хорошо. Если говорить в целом, то дети обычно весьма умны (умнее, чем считают их взрослые) и тонко чувствуют эмоции, а также умеют влиять на родителей и друзей. От взрослых их отличают, прежде всего, почти полное отсутствие опыта и, как следствие, почти абсолютная самоуверенность и «целостность» характера в тех вещах, которые им известны (и кажутся известными)одновременно с постоянными сомнениями и неуверенностью во всём, что им непонятно (и выражают эту неуверенность они часто капризами, криками и ссорами). Но это касается далеко не всех: как верно сказано выше, у каждого ребёнка свой характер.
* [[Изнасилование]] без последствий. Без ПТСР, без слома психики жертвы, без надобности в долгой психологической терапии, а в [[романтизация насилия|терминальной стадии]] — со [[стокгольмский синдром|стокгольмским синдромом]], перетекающим в «долго и счастливо».
* [[Изнасилование]] без последствий. Без ПТСР, без слома психики жертвы, без надобности в долгой психологической терапии, а в [[романтизация насилия|терминальной стадии]] — со [[стокгольмский синдром|стокгольмским синдромом]], перетекающим в «долго и счастливо».
** '''На самом деле:''' сильно зависит от культуры, которую мы описываем. Если у нас на дворе [[пещерное человечество]], ещё не усвоившее даже связи сношения с деторождением, или клюквенный порномарксизм с идеей «[[секс как фастфуд]]», то там вполне возможно отношение в духе «[[изнасилование — не худшее из зол|отряхнулась и пошла]]»; о [[нечеловеческая психология|других биологических видах]] и разговору нет. А вот в нашей современной культуре (и особенно — в современном бескультурье с такими милыми тенденциями как [[обвинение жертвы]]) будет в чистом виде троп.
** '''На самом деле:''' сильно зависит от культуры, которую мы описываем. Если у нас на дворе [[пещерное человечество]], ещё не усвоившее даже связи сношения с деторождением, или клюквенный порномарксизм с идеей «[[секс как фастфуд]]», то там вполне возможно отношение в духе «[[изнасилование — не худшее из зол|отряхнулась и пошла]]»; о [[нечеловеческая психология|других биологических видах]] и разговору нет. А вот в нашей современной культуре (и особенно — в современном бескультурье с такими милыми тенденциями как [[обвинение жертвы]]) будет в чистом виде троп.
* Одна из причин, почему не удаётся показать героя, [[Заявленный интеллект|заявленного, как умный]], действительно умным, как раз в отсутствии представления о том, как мыслят реальные гениальные умы.
* [[не в ладах с военным делом|Военные и иные представители силовых структур наделены характерами простых обывателей]]. [[армия — это балаган|Происходит в армии всё, как в офисе или среди компании подростков]], а вовсе не обученных и дисциплинированных профессионалов, выполняющих боевую миссию. Психология солдата, привыкшего к постоянной угрозе смерти, ответственности за жизни гражданских, дисциплине и субординации, постоянным тренировкам, автору не знакома. Как и [[ПТСР|надобность в долгой и целенаправленной адаптации к мирной жизни]] после войны.
* [[не в ладах с военным делом|Военные и иные представители силовых структур наделены характерами простых обывателей]]. [[армия — это балаган|Происходит в армии всё, как в офисе или среди компании подростков]], а вовсе не обученных и дисциплинированных профессионалов, выполняющих боевую миссию. Психология солдата, привыкшего к постоянной угрозе смерти, ответственности за жизни гражданских, дисциплине и субординации, постоянным тренировкам, автору не знакома. Как и [[ПТСР|надобность в долгой и целенаправленной адаптации к мирной жизни]] после войны.
** Кроме того, не в ладах с психологией тот автор, который забывает о таком явлении, как [[Профдеформация]] (когда профессия настолько влияет на работника, что он начинает везде использовать свои профессиональные навыки). Профдеформация в слабой форме встречается у всех, начиная от школьников.
** Кроме того, не в ладах с психологией тот автор, который забывает о таком явлении, как [[Профдеформация]] (когда профессия настолько влияет на работника, что он начинает везде использовать свои профессиональные навыки). Профдеформация в слабой форме встречается у всех, начиная от школьников.
* На образ мышления средневекового крестьянина, либо же представителя племени, проецируется образ мышления современного человека. Не совсем аутентично уровню развития общества дети в них могут быть наделены характерами современных детей и подростков с частой избалованностью и неприспособленностью к условиям выживания. А про общинность можно и позабыть.
** '''На самом деле''': ведь уровень развития обществ отличается далеко не только технологиями. Первобытно-общинное общество отличается ещё и укладом жизни. В отсутствие нормальной медицины и куда меньшими комфортом и безопасностью самым важным приоритетом становится выживание всего рода. Потому и естественный коллективизм в таких обществах существует как должное. Авторитет старших (долго прожил и выжил в таких условиях ― значит, много знает и адаптирован к такой жизни) непререкаем. Среди младших инициация (взросление) проходит намного раньше, лет в 13-15, и их с детства обучают охоте, собирательству и домашним работам. Такой уклад жизни способен не меняться на протяжении [[Педаль в пол|сотен тысяч лет]]. И наконец — традиционному обществу ввиду его неразвитости свойственно магическое и религиозное мышление.
* Убеждённый в какой-то идеологии, с детства в её идеалах воспитывавшийся, может сменить свои взгляды всего за минуту. Фанатик может сразу же [[разуверился|разувериться]] в религии, в которую он верил всю жизнь, если только привести логический довод. И вообще, убеждения могут без следа и следствий испариться.
* Убеждённый в какой-то идеологии, с детства в её идеалах воспитывавшийся, может сменить свои взгляды всего за минуту. Фанатик может сразу же [[разуверился|разувериться]] в религии, в которую он верил всю жизнь, если только привести логический довод. И вообще, убеждения могут без следа и следствий испариться.
** Нарутотерапия. И возможность измениться всего за одну проникновенную речь, как бы сильно в своих идеях злодей ни был убеждён. Прописывать долгий путь переосмысления, обдумывания происходящего, после которых и возникнет сомнение в своих психологических установках, всё-таки гораздо труднее.
** Нарутотерапия. И возможность измениться всего за одну проникновенную речь, как бы сильно в своих идеях злодей ни был убеждён. Прописывать долгий путь переосмысления, обдумывания происходящего, после которых и возникнет сомнение в своих психологических установках, всё-таки гораздо труднее.
** '''На самом деле:''' такое в принципе возможно, но как раз не в том случае, когда для поциента значимы логические доводы, а в том, когда ему понятнее эмоциональные. Другое дело, что оно возможно [[моральный вертихвост|далеко не один раз]]…
** '''На самом деле:''' такое в принципе возможно, но как раз не в том случае, когда для пациента значимы логические доводы, а в том, когда ему понятнее эмоциональные. Другое дело, что оно возможно [[моральный вертихвост|далеко не один раз]]…
* Обратная крайность: произошедшие события ничего в персонаже не изменили и никак на нём не отразились.
* Обратная крайность: произошедшие события ничего в персонаже не изменили и никак на нём не отразились.
* На стыке сабжа с «[[не в ладах с медициной]]» находятся нелады с психиатрией:
* На стыке сабжа с «[[не в ладах с медициной]]» находятся нелады с психиатрией:
** Аутизм часто преподносят как наличие уникального внутреннего мира с обязательной гениальностью. Реальные аутисты, у которых отставание в социальном развитии, которые не привязываются к людям, вместо людей привязываются к вещам, а [[синдром саванта]] среди них очень редок, далеки от романтического образа «не таких, как все».
** Аутизм часто преподносят как наличие уникального внутреннего мира с обязательной гениальностью. Реальные аутисты, у которых отставание в социальном развитии, которые не привязываются к людям, вместо людей привязываются к вещам, а [[синдром саванта]] среди них очень редок, далеки от романтического образа «не таких, как все».
** '''На самом деле:''' Интересно, что, по опыту школьных учителей, аутисты, попадающие в школу, постепенно социализируются - например, мальчики-аутисты в пубертате начинают весьма споро бегать за девочками и ухаживать за ними, ничуть не отставая в этом от обычных детей (и в то же время оставаясь отстающими в учёбе и неловкими в спорте). А учителя в спортивных школах могут добавить, что и в спорте они могут добиться успеха - но чаще всего только в том спорте, который требует усидчивости и спокойных постепенных усилий. Но всё это требует активного участия родителей в жизни ребёнка - а именно этого, к сожалению, нередко не хватает...
*** '''На самом деле:''' интересно, что, по опыту школьных учителей, аутисты, попадающие в школу, постепенно социализируются — например, мальчики-аутисты в пубертате начинают весьма споро бегать за девочками и ухаживать за ними, ничуть не отставая в этом от обычных детей (и в то же время оставаясь отстающими в учёбе и неловкими в спорте). А учителя в спортивных школах могут добавить, что и в спорте они могут добиться успеха — но чаще всего только в том спорте, который требует усидчивости и спокойных постепенных усилий (пауэрлифтинг или [[шахматы]]). Но всё это требует активного участия родителей в жизни ребёнка — а именно этого, к сожалению, нередко не хватает…
** Путаница клинической депрессии с обычной подавленностью. Частью в этом виноваты [[ложные друзья переводчика]] (на английском «подавленный» — это именно ''depressed''), частью — вполне реальные [[синдзи]], стремящиеся своё <s>нытьё</s> уныние по жизни объявить именно этой самой.
** Путаница клинической депрессии с обычной подавленностью. Частью в этом виноваты [[ложные друзья переводчика]] (на английском «подавленный» — это именно ''depressed''), частью — вполне реальные [[синдзи]], стремящиеся своё <s>нытьё</s> уныние по жизни объявить именно этой самой.
** [[Голливудская шизофрения]].
** [[Голливудская шизофрения]].
Строка 36: Строка 37:
== Примеры ==
== Примеры ==
{{примеры}}
{{примеры}}
=== [[Литература]] ===
* Метро 2033. Философская сцена разговора бывшего фанатика о надобности человека в боге. Пусть и не претендующая на реализм, так как навряд ли убеждённый фанатик так быстро бы сменил свои религиозные взгляды.


=== Кино ===
=== [[Кино]] ===
* Расплата, 2016-го года. Протагонист-аутист в нём представлен как этакий андроид из плоти и крови, настолько гениальный, что и бухгалтер из него первоклассный, и математик он отличный, и снайпер он меткий. Вот только поведение и общение у него вовсе не настоящего аутиста, а в общем-то вполне обычного человека без проблем с коммуникацией. Разве что он немногословен и всегда спокоен.
* Расплата, 2016-го года. Протагонист-аутист в нём представлен как этакий андроид из плоти и крови, настолько гениальный, что и бухгалтер из него первоклассный, и математик он отличный, и снайпер он меткий. Вот только поведение и общение у него вовсе не настоящего аутиста, а в общем-то вполне обычного человека без проблем с коммуникацией. Разве что он немногословен и всегда спокоен.
* Непосредственно Каха: Другой фильм. Знают его за сцену изнасилования, которую подавали как комедийный элемент. Неприемлемость посыла «женщина-шлюха сама ходит распутная, а отец не смог её нормально воспитать» понятны по очевидным причинам. Тут стоит обратить внимание: по фильму, после изнасилования не происходит болезненной травмы от надругательства над собой, не происходит пост-травматического стрессового расстройства. Не идёт речи о психологической помощи, о долгой терапии и адаптации в реальном мире. Изнасилованная девушка чувствует себя нормально, как будто ничего и не было.
* Непосредственно Каха: Другой фильм. Знают его за сцену изнасилования, которую [[Изнасилование как комедийный элемент|подавали как комедийный элемент]]. [[Вредная басня|Неприемлемость посыла]] [[Обвинение жертвы|«женщина-шлюха сама ходит распутная, а отец не смог её нормально воспитать»]] понятны по очевидным причинам. Тут стоит обратить внимание: по фильму, после изнасилования не происходит болезненной травмы от надругательства над собой, не происходит пост-травматического стрессового расстройства. Не идёт речи о психологической помощи, о долгой терапии и адаптации после случившегося. Изнасилованная девушка чувствует себя нормально, как будто ничего и не было.
* [[Звёздные Войны]], сиквельная трилогия. Финн заявлен как бывший солдат Первого Ордена, с детства тренировавшийся в армии. Но адаптацию всю жизнь знавшего только войну воина к мирной жизни толком не показали. Никаких армейских привычек, которые изживаются не за один день, Финн не демонстрирует. И да, он уже ведёт себя, как мирный гражданский, с частыми воплями, эмоциональными реакциями по любому удивительному явлению, что на прожжённого вояку нисколько не похоже.
* [[Звёздные Войны]], сиквельная трилогия. Финн заявлен как бывший солдат Первого Ордена, с детства тренировавшийся в армии. Но адаптацию всю жизнь знавшего только войну воина к мирной жизни толком не показали. Никаких армейских привычек, которые изживаются не за один день, Финн не демонстрирует. И да, он уже ведёт себя, как мирный гражданский, с частыми воплями, эмоциональными реакциями по любому удивительному явлению, что на прожжённого вояку нисколько не похоже.
* Чужой: Завет. Несмотря на то, что это один из немногих фильмов, где [[Получилась реальность|ясно показали последствия контакта с инопланетной заразой]] и пребывания пусть и на кислородной, но не изученной планете, без скафандра и защиты, более умным это сюжет не делает. Казалось бы серьёзные учёные и колонисты не демонстрируют подготовку ко всем опасностям планеты, а ведут себя аналогично подросткам из плохого слэшера. Вместе с тем, поведением они куда больше похожи на простых туристов, приехавших устраивать пикник, а вовсе не исследователей с образованием и дисциплиной.
* Чужой: Завет. Несмотря на то, что это один из немногих фильмов, где [[Получилась реальность|ясно показали последствия контакта с инопланетной заразой]] и пребывания пусть и на кислородной, но не изученной планете, без скафандра и защиты, [[Идиотский сюжет|более умным это сюжет не делает]]. Казалось бы серьёзные учёные и колонисты не демонстрируют подготовку ко всем опасностям планеты, а [[Заявленный интеллект|ведут себя аналогично подросткам из плохого слэшера]]. Вместе с тем, поведением они куда больше похожи на простых туристов, приехавших устраивать пикник, а вовсе не исследователей, пришедших на важную миссию.
* «Дитя робота». Искусственный интеллект с самого младенчества растил девочку, как свою дочь, и большую часть фильма достоверно показан образ мышления девочки, что выросла в захваченных ИИ лабораториях, не знала жизни до пост-апокалипсиса, а единственный родной и близкий человек — это машина, чьё мышление отличается от человеческого. Но переосмысление жизни и бунт против матери после раскрытия подробностей местного мира происходят слишком скоротечно для девочки, с детства воспитывавшейся в идеях своей матери.
* «Дитя робота». Искусственный интеллект с самого младенчества растил девочку, как свою дочь, и большую часть фильма достоверно показан образ мышления девочки, что выросла в захваченных ИИ лабораториях, не знала жизни до пост-апокалипсиса, а единственный родной и близкий человек — это машина, чьё мышление отличается от человеческого. Но переосмысление жизни и бунт против матери после раскрытия подробностей местного мира происходят слишком скоротечно для девочки, с детства ничего, кроме этих помещений, морально-этических тестов и миссии по возрождению человечества не знавшей.
* «Аватар 2: Путь воды». Собственно, когда дети вожака племени в традиционном обществе на’ви наделены характерами и поведением современных изнеженных детей XXI века. С типичными проблемами, вроде протеста против отца, подростковой недопонятности, и поиска самостоятельности. Психологически достоверно для современного человека в обществе, где есть понятие собственной уникальной личности. Но никак не для сына вожака племени на’ви, в подобных которым с детства учатся приспосабливаться к жизни вокруг. А также характерными для диких племён традиционностью и почитанием старшего, что показали среди новых водных племён, среди на’ви, но не в семье протагониста.
 
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Я краснею». Представлена авторитарная семья, где мать как местный гуру, которой все обязаны повиноваться, и весьма жёсткие условия, в которых живёт дочь семейства. После произошедших событий столь жёсткая мать довольно легко смягчается и добреет. В реальности практика показывает, что люди с таким авторитарным укладом личности редко когда меняются.
** Не этот троп, а [[басня]], снятая специально для таких людей, чтобы побудить их к этому самому «редко когда». То же касается и большинства похожих сюжетов, от «[[The Little Mermaid|Русалочки]]» до «[[Brave|Храброй сердцем]]».


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Nav/Не знает матчасти}}
{{Nav/Не знает матчасти}}

Текущая версия на 10:25, 30 июня 2024

Незнание матчасти по технике, экономике, естественным наукам и т. п. вполне можно простить хорошей истории. Ведь читатель читает книгу ради интересного сюжета, а не пересчёта количества патронов или достоверной хирургической операции. Да и в фантастике эпично выглядящие, пусть и невозможные в реальности корабли, меха и оружие, могут подходить лучше, чем порой унылые, пусть и просчитанные дизайны.

Но что насчёт психологии? То есть, до характеров и личности персонажей?

В отличие от прочих разновидностей незнания матчасти, эта действительно ломает саму историю, так как знание психологии действительно важно для писателя. При этом необязательно быть профессором в данной области — у многих получается психологически достоверно от частого общения с людьми и личного опыта в жизни. Но для такого надо хорошо анализировать происходящее вокруг, банально понимать мысли окружающих людей.

Усугубляется засорением такой серьёзной научной дисциплины лженаучным мусором. Стараниями интернет-психологов и коучей, с модой на поп-психологию, психология в массовом сознании стала ассоциироваться с понятиями зоны комфорта и позитивного мышления, «личностным ростом», эзотерикой и всем тем, что можно вычитать в любой книжке про саморазвитие или «как сделать свою жизнь счастливой». На их фоне серьёзные труды по темам развития психики, моторных и сенсорных функций, структуре мышления, формировании убеждений, выглядят не такими простыми, яркими и радостными.

Минутка теории науки: общеизвестно, что «психология — это не наука». Но всё сложнее: психологию серьёзные учёные считают «донаучной дисциплиной», то есть «недоразвитой» наукой, поскольку всё ещё не существует единой психологической теории. То же самое раньше было и с другими науками: так, ещё в XIX веке метеорология ещё не имела нормальных прогностических возможностей и, следовательно, была очень неточной, и поэтому не считалась наукой, но постепенно и наработала хороший научный аппарат (то есть нужные теории и формулы), и улучшенную технику получила. С другой стороны, ситуация с психологией уникальна: «донаучная» стадия характерна в целом для паранаучных теорий и для новых наук (сейчас это социология и политология, например), а психология появилась ещё в Древней Греции (!) и до сих пор не выработала единую теорию. Для некоторых психологов это предмет постоянных шуток: мол, занимаясь восстановлением порядка в душе человека и наведением мостов-взимоотношений между людьми, психологи умудряются вечно ссориться между собой, не сумев договориться о единой теории (да и извечной темой остаётся то, что в своей семье психолог часто не умеет сохранить хорошие отношения, а психиатр с ужасом видит почти во всех людях отклонения и психические болезни). Однако объясняется эта проблема сложностью объекта психологии — человеческого мышления и эмоционального аппарата. Только в XXI веке этот «чёрный ящик» наконец начинает приоткрываться, а раньше психологам приходилось лишь предполагать его устройство, что давало только приблизительные результаты.

Разновидности[править]

  • Любой картонный персонаж по определению. Думаю, не стоит расписывать психологическую достоверность плоских и плохо прописанных персонажей авторов, не умеющих их писать.
  • Вся концепция «позитивного мышления». Реальные жизненные проблемы, связанные порой с ответственностью за других людей и с твёрдыми убеждениями и установками, должны решаться не серьёзной работой над собой и решением проблем в реальности, а банальным настроем на то, что всё обязательно хорошо. Хотя реальность нисколько не меняется от того, что человек всегда на позитиве и отрицает любой негатив в своей жизни.
    • На самом деле: реальность-то, положим, не меняется, но мозг, зараза такая, любит и умеет отфильтровывать те сигналы, которые в его заранее заданную картину мира не вписываются, а на тех, которые её подтверждают — зацикливаться. В исходном смысле «позитивное мышление» означало не то, что нужно тупо радоваться вместо того, чтобы впахивать, а то, что впахивать с радостным настроем в принципе эффективнее, чем с унылым. Но потом в тему вцепились деляги и шизотерики и всё опошлили.
Но не путайте «позитивное мышление» с оптимизмом. Вечный оптимист не обязан всегда быть в хорошем, позитивном, настроении! Оптимизм означает настроенность на решение проблем, надежду на лучшее. А если вечный пессимист настроен на то, что ничего не получится, то, скорее всего, действительно так и будет: он просто не захочет решать проблему. Так что оптимизм помогает изменить реальность в лучшую сторону, а «позитивное мышление» — нет (вспомните «прожекты» Манилова у Гоголя).
  • Распространённое мнение, будто все дети до пубертата поголовно маленькие ангелы, и только с возрастом они портятся. А потому нежную и ранимую детскую психику надо обязательно оберегать от любого горя и любых ужасов реального мира. Знают ли те, кто чуть ли не культивируют нежную детскую психику, о детской жестокости? Банально о том, что дети разные бывают? Формирование характера в 3-4 года, влияние примера родителей и их воспитания, и разные темпераменты и характеры — всё это формирует совсем разных детей, к каждому из которых нужен свой подход к воспитанию.
    • На самом деле: Детская психология изучена довольно хорошо. Если говорить в целом, то дети обычно весьма умны (умнее, чем считают их взрослые) и тонко чувствуют эмоции, а также умеют влиять на родителей и друзей. От взрослых их отличают, прежде всего, почти полное отсутствие опыта и, как следствие, почти абсолютная самоуверенность и «целостность» характера в тех вещах, которые им известны (и кажутся известными)… одновременно с постоянными сомнениями и неуверенностью во всём, что им непонятно (и выражают эту неуверенность они часто капризами, криками и ссорами). Но это касается далеко не всех: как верно сказано выше, у каждого ребёнка свой характер.
  • Изнасилование без последствий. Без ПТСР, без слома психики жертвы, без надобности в долгой психологической терапии, а в терминальной стадии — со стокгольмским синдромом, перетекающим в «долго и счастливо».
  • Одна из причин, почему не удаётся показать героя, заявленного, как умный, действительно умным, как раз в отсутствии представления о том, как мыслят реальные гениальные умы.
  • Военные и иные представители силовых структур наделены характерами простых обывателей. Происходит в армии всё, как в офисе или среди компании подростков, а вовсе не обученных и дисциплинированных профессионалов, выполняющих боевую миссию. Психология солдата, привыкшего к постоянной угрозе смерти, ответственности за жизни гражданских, дисциплине и субординации, постоянным тренировкам, автору не знакома. Как и надобность в долгой и целенаправленной адаптации к мирной жизни после войны.
    • Кроме того, не в ладах с психологией тот автор, который забывает о таком явлении, как Профдеформация (когда профессия настолько влияет на работника, что он начинает везде использовать свои профессиональные навыки). Профдеформация в слабой форме встречается у всех, начиная от школьников.
  • На образ мышления средневекового крестьянина, либо же представителя племени, проецируется образ мышления современного человека. Не совсем аутентично уровню развития общества дети в них могут быть наделены характерами современных детей и подростков с частой избалованностью и неприспособленностью к условиям выживания. А про общинность можно и позабыть.
    • На самом деле: ведь уровень развития обществ отличается далеко не только технологиями. Первобытно-общинное общество отличается ещё и укладом жизни. В отсутствие нормальной медицины и куда меньшими комфортом и безопасностью самым важным приоритетом становится выживание всего рода. Потому и естественный коллективизм в таких обществах существует как должное. Авторитет старших (долго прожил и выжил в таких условиях ― значит, много знает и адаптирован к такой жизни) непререкаем. Среди младших инициация (взросление) проходит намного раньше, лет в 13-15, и их с детства обучают охоте, собирательству и домашним работам. Такой уклад жизни способен не меняться на протяжении сотен тысяч лет. И наконец — традиционному обществу ввиду его неразвитости свойственно магическое и религиозное мышление.
  • Убеждённый в какой-то идеологии, с детства в её идеалах воспитывавшийся, может сменить свои взгляды всего за минуту. Фанатик может сразу же разувериться в религии, в которую он верил всю жизнь, если только привести логический довод. И вообще, убеждения могут без следа и следствий испариться.
    • Нарутотерапия. И возможность измениться всего за одну проникновенную речь, как бы сильно в своих идеях злодей ни был убеждён. Прописывать долгий путь переосмысления, обдумывания происходящего, после которых и возникнет сомнение в своих психологических установках, всё-таки гораздо труднее.
    • На самом деле: такое в принципе возможно, но как раз не в том случае, когда для пациента значимы логические доводы, а в том, когда ему понятнее эмоциональные. Другое дело, что оно возможно далеко не один раз
  • Обратная крайность: произошедшие события ничего в персонаже не изменили и никак на нём не отразились.
  • На стыке сабжа с «не в ладах с медициной» находятся нелады с психиатрией:
    • Аутизм часто преподносят как наличие уникального внутреннего мира с обязательной гениальностью. Реальные аутисты, у которых отставание в социальном развитии, которые не привязываются к людям, вместо людей привязываются к вещам, а синдром саванта среди них очень редок, далеки от романтического образа «не таких, как все».
      • На самом деле: интересно, что, по опыту школьных учителей, аутисты, попадающие в школу, постепенно социализируются — например, мальчики-аутисты в пубертате начинают весьма споро бегать за девочками и ухаживать за ними, ничуть не отставая в этом от обычных детей (и в то же время оставаясь отстающими в учёбе и неловкими в спорте). А учителя в спортивных школах могут добавить, что и в спорте они могут добиться успеха — но чаще всего только в том спорте, который требует усидчивости и спокойных постепенных усилий (пауэрлифтинг или шахматы). Но всё это требует активного участия родителей в жизни ребёнка — а именно этого, к сожалению, нередко не хватает…
    • Путаница клинической депрессии с обычной подавленностью. Частью в этом виноваты ложные друзья переводчика (на английском «подавленный» — это именно depressed), частью — вполне реальные синдзи, стремящиеся своё нытьё уныние по жизни объявить именно этой самой.
    • Голливудская шизофрения.
    • Синдром Болванщика.
    • Житель страны эльфов.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Метро 2033. Философская сцена разговора бывшего фанатика о надобности человека в боге. Пусть и не претендующая на реализм, так как навряд ли убеждённый фанатик так быстро бы сменил свои религиозные взгляды.

Кино[править]

  • Расплата, 2016-го года. Протагонист-аутист в нём представлен как этакий андроид из плоти и крови, настолько гениальный, что и бухгалтер из него первоклассный, и математик он отличный, и снайпер он меткий. Вот только поведение и общение у него вовсе не настоящего аутиста, а в общем-то вполне обычного человека без проблем с коммуникацией. Разве что он немногословен и всегда спокоен.
  • Непосредственно Каха: Другой фильм. Знают его за сцену изнасилования, которую подавали как комедийный элемент. Неприемлемость посыла «женщина-шлюха сама ходит распутная, а отец не смог её нормально воспитать» понятны по очевидным причинам. Тут стоит обратить внимание: по фильму, после изнасилования не происходит болезненной травмы от надругательства над собой, не происходит пост-травматического стрессового расстройства. Не идёт речи о психологической помощи, о долгой терапии и адаптации после случившегося. Изнасилованная девушка чувствует себя нормально, как будто ничего и не было.
  • Звёздные Войны, сиквельная трилогия. Финн заявлен как бывший солдат Первого Ордена, с детства тренировавшийся в армии. Но адаптацию всю жизнь знавшего только войну воина к мирной жизни толком не показали. Никаких армейских привычек, которые изживаются не за один день, Финн не демонстрирует. И да, он уже ведёт себя, как мирный гражданский, с частыми воплями, эмоциональными реакциями по любому удивительному явлению, что на прожжённого вояку нисколько не похоже.
  • Чужой: Завет. Несмотря на то, что это один из немногих фильмов, где ясно показали последствия контакта с инопланетной заразой и пребывания пусть и на кислородной, но не изученной планете, без скафандра и защиты, более умным это сюжет не делает. Казалось бы серьёзные учёные и колонисты не демонстрируют подготовку ко всем опасностям планеты, а ведут себя аналогично подросткам из плохого слэшера. Вместе с тем, поведением они куда больше похожи на простых туристов, приехавших устраивать пикник, а вовсе не исследователей, пришедших на важную миссию.
  • «Дитя робота». Искусственный интеллект с самого младенчества растил девочку, как свою дочь, и большую часть фильма достоверно показан образ мышления девочки, что выросла в захваченных ИИ лабораториях, не знала жизни до пост-апокалипсиса, а единственный родной и близкий человек — это машина, чьё мышление отличается от человеческого. Но переосмысление жизни и бунт против матери после раскрытия подробностей местного мира происходят слишком скоротечно для девочки, с детства ничего, кроме этих помещений, морально-этических тестов и миссии по возрождению человечества не знавшей.
  • «Аватар 2: Путь воды». Собственно, когда дети вожака племени в традиционном обществе на’ви наделены характерами и поведением современных изнеженных детей XXI века. С типичными проблемами, вроде протеста против отца, подростковой недопонятности, и поиска самостоятельности. Психологически достоверно для современного человека в обществе, где есть понятие собственной уникальной личности. Но никак не для сына вожака племени на’ви, в подобных которым с детства учатся приспосабливаться к жизни вокруг. А также характерными для диких племён традиционностью и почитанием старшего, что показали среди новых водных племён, среди на’ви, но не в семье протагониста.

Мультфильмы[править]

  • «Я краснею». Представлена авторитарная семья, где мать как местный гуру, которой все обязаны повиноваться, и весьма жёсткие условия, в которых живёт дочь семейства. После произошедших событий столь жёсткая мать довольно легко смягчается и добреет. В реальности практика показывает, что люди с таким авторитарным укладом личности редко когда меняются.
    • Не этот троп, а басня, снятая специально для таких людей, чтобы побудить их к этому самому «редко когда». То же касается и большинства похожих сюжетов, от «Русалочки» до «Храброй сердцем».

Примечания[править]