Влезть в чужую шкуру

Материал из Posmotrelisu
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Обычно персонаж, задумавший влезть в чужую шкуру, просто использует эмпатию, чтобы лучше понять другого. Но некоторые, особо кошмарные существа, реализуют фразу буквально, содрав кожу с другого существа и напяливая на себя. Обычно — весьма грубо выделанную и сохраняющую внешнее подобие предыдущего владельца (в самом худшем случае — разумного). В большинстве случаев такая жуткая одёжка — просто ещё один способ показать упоротость злодея, поскольку никакого практического смысла в использовании именно человеческой кожи нет. В другом, фантастическом варианте, злодей может использовать слой кожи и мяса жертвы для создания своеобразной живой маски, позволяющей ему принять внешность покойного. Этим обычно славятся монстры и пришельцы из космоса — вот такая у них причудливая биология. Или же это может быть очень сильное колдунство, благодаря которым содранная шкура превращается в прикид для превращения.

Близкий троп — Похитители тел.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Науброук — штаны из снятой с покойника кожи, якобы носимые исландскими колдунами. Подробности здесь.
  • Японский Ама-но-дзаку как-то пытался выйти замуж, облачившись в кожу сожранной им же принцессы.
  • Эстонская легенда о полководце Понтусе Делагарди, приказывавшем продавать кожи погибших солдат, из-за чего он не мог найти покой после смерти.

Комплексные франшизы[править]

  • «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов» — практикуется Безликими. В Чёрно-Белом Доме есть целый «гардероб» масок, сделанных из срезанных лиц приходящих в Дом самоубийц. Маски изготавливаются с помощью какой-то биомагии — заведующий Домом «добрый человек» отдельно оговаривает, что их метода не похожа на иллюзии красных жрецов (хотя сам чем-то подобным тоже владеет); носитель частично перенимает личные качества и даже воспоминания бывшего хозяина лица. Технология, судя по всему, не слишком сложная — в сериале ушедшая на вольные хлеба Арья несколько раз «на коленке» изготавливала маски из лиц свежеубитых домочадцев Уолдера Фрея.

Литература[править]

  • «Три поросёнка» — волк, пытаясь проникнуть в дом Нуф-Нуфа, надевает овечью шкуру.
  • Александр Пушкин, «Песни западных славян» — турки дарят изменнику на кафтан содранную кожу его брата.
  • «Фантомас» Марселя Аллена и Пьера Сувестра — заглавный злодей шил себе перчатки из кожи рук других людей, чтобы оставлять их отпечатки пальцев.
  • Милорад Павич, «Хазарский словарь» — о слухам, Севаст Никон содрал и натянул на себя кожу какого-то умершего турка, приняв таким образом его облик.
  • «Кодекс Алеры» — шаманы канимов носят плащи из кожи представителей расы, считающейся их основным противником.
  • Р. Л. Стайн, «Кошмар в морской пучине» — двое мёртвых пиратов забрали кожу у двоих молодых рыбаков и долгое время выдавали себя за фотографов.
  • «Сильмариллион» — героический пример. Чтобы проникнуть к Морготу, Берен натягивает шкуру убитого псом Хуаном первого волколака Драуглуина, а Лютиэн — шкуру огромной летучей мыши Тхурингветили.
    • В стихотворном тексте «Лэйтиан», кратким пересказом которого и является глава о Берене и Лютиэн в «Сильмариллионе», Тхурингветилью (то есть «Сокрытой в тенях») называет себя ещё замаскированная Лютиэн Морготу. Звали ли так ту летучую мышь, неизвестно. Из текста вообще не совсем ясно, кто такая Тхурингвэтиль, равно как и непонятно, погибла ли она на тот момент или сбросила шкуру, меняя облик.
    • «По ту сторону рассвета» — занятно обыграно. Здесь Тхури — вампирша, падшая майэ, разгуливающая в трупе мёртвой эльфийки, а вот плащик у неё — вполне обычный артефакт, тёмное влияние которого Лютиэн подавила лёгким усилием воли. А вот Берен, едва сбросив шкуру волколака, поспешно изрубил её в лапшу и жёстко потребовал у возлюбленной никогда больше с ним так не делать — испугался, что примет слишком близко к сердцу мысли и инстинкты волка (тем более такого непростого волка).
  • «Молчание ягнят» — маньяк Джейм убивает женщин и свежует их, чтобы сшить из их кожи себе «костюм женщины».
    • И, кстати, доктор Ганнибал Лектер в этой же книге успешно сбежал из-под стражи, убив двоих охранников и замаскировавшись под одного из них (якобы выжившего после нападения доктора, но находящегося при смерти) при помощи кожи, крови и глаза убитого.
  • Б. Ламли, «Повелитель Червей» — злой колдун Кастерс раз в несколько лет вынужден проводить вычитанный им в «Мистериях Червя» сложный ритуал по переселению из тела в тело, поскольку его разум уже давно живет в немыслимом количестве червей, питающихся человеческой плотью.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — метод оборотничества через заворачивание в свежеснятую шкуру описана в книге Креола. А сам Креол в «Серой чуме», как заправский браавосский Безликий, сделал из срезанного лица серого колдуна Празо Кукловода маску, которой не только изменил свой облик, но и замаскировал ауру.
    • «Зверолов» — таракан-модник, один из экспонатов Венерианского зоопарка. Крупное насекомое, которое охотится на мелких теплокровных, а потом, натурально, сдирает с них кожу и натягивает на себя для маскировки среди им подобных.
    • Парифатский надцикл — у народа цце-ццавва, по описанию сильно смахивающего на вуки, только ведущего приполярный образ жизни, имеется весьма курьёзная традиция похорон: покойника свежуют, делают из его шкуры шубу и продают тем видам, кому такого роскошного меха от природы не досталось, чаще всего за рубеж. Считается, что так усопший продолжает в каком-то смысле жить.

Кино[править]

  • «Люди в чёрном» — жук, напяливший кожу первого же встречного деревенщины. Маскировка получилась так себе.
  • Hellraiser — Фрэнк снимает кожу с Ларри и натягивает на себя.
    • Во 2 части в Лабиринте Ада главная героиня Кёрсти влезает в кожу мачехи Джулии, чтобы отвлечь доктора Чаннарда и дать Тиффани время собрать шкатулку Лемаршана и убить его.
  • Terrifier — Арт надевает на себя скальп и груди убитой женщины. Маскировка сработала, но потом он раскрылся сам.
  • «Никто не выжил» — главный (анти)герой вспарывает живот толстому гопнику и забирается туда, таким образом проникая в бандитское логово.
  • «Без лица (фильм)» — герой забирает лицо злодея, чтобы внедриться в банду. Злодей, в свою очередь, забирает лицо героя, чтобы внедриться в ФБР.
  • «Терминатор» — в фильме связь между живой тканью терминаторов и лагерями для пленных людей напрямую не озвучена, но крайне прозрачна. В новеллизации о захвате людей с целью киборгизации говорится прямым текстом.
  • Кожаное лицо же!
  • «Молчание ягнят» — маньяк Буффало Билл. Сам Ганнибал сбегает из психушки, надев лицо охранника.
  • «Мумия (1999)» — для восстановления своего тела Имхотеп активно использует части чужих тел.

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» (1993) — карлик-невидимка преодолел напичканный камерами аэропорт, забравшись внутрь пассажира-толстяка.
  • «Игра престолов» (2011) — лица в коллекции Арьи Старк.
  • «Доктор Кто» — раксакорикофалопаторианцы могут жить в человеческой коже (хотя и с заметным дискомфортом), чем Сливины и воспользовались.

Мультсериалы[править]

  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — такое проделал Планктон, украв шкурку у Сэнди. Не беспокойтесь, белочка жива.
  • Край космоса — протагонист вынужден был так делать несколько раз. Причем это ещё и неправдоподобно убедительная маскировка.
  • Мистер Пиклз — неоднократно. Маскировка получше, но тоже в реале вызвала бы сомнения.

Комиксы[править]

  • Перечёркнутые же! И это не единственное, что они делают.
  • Джейн Доу из DC. Одновременно и псих без прошлого, и такой вот своеобразный метаморф.
  • А Джокер влез в свою собственную шкуру, надев своё же лицо.
  • Оглаф — в одном из выпусков человекоядный монстр, спасаясь от преследования, использует такой трюк. Помогло: «красавицу» не спешат убивать, даже несмотря на полуобглоданный труп прямо перед ней.
  • Человек-Паук — Карл Кинг, после того как его сознание растворилось в тысяче пауков, получил способность присваивать чужие тела, выедая их изнутри.

Аниме и манга[править]

  • Hunter × Hunter — нэн-способность муравья-химеры Икалго заключается в возможности проникать в мертвые тела и управлять ими, как ростовыми куклами. Вдобавок к этому идёт имитация голоса и способностей «куклы», но остановить процесс разложения невозможно,
  • «Система „Спаси Себя Сам“ для главного злодея» — демон Кожедел, надевающий кожу убитых и, таким образом, принимающий их облик.

Видеоигры[править]

  • Kenshi — местные роботы сдирают с людей кожу специальной машиной и делают из неё себе маскировочные костюмы.
  • Five Nights at Freddy's: Sister Location — именно это проделывает Эннард с убитым им же Майклом Афтоном (только не сдирает с него кожу, а залезает внутрь его тела) и какое-то время прикидывается им. А потом труп Майкла начинает гнить и разлагаться, и механическое чудовище вынуждено срочно «покинуть» новое обличие. После чего выясняется, что Майкл-то не совсем умер

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Проклятие Свежевателя у Некронов.
    • Да и хаоситы не против плащей и накидок из кожи. Один халат Фабия чего стоит.
    • Маски из освежеванных лиц, которые так любят носить архонты и гомункулы Темных Эльдар.
  • Warhammer Fantasy Battles — Тамурхан Владыка Личинок, чемпион Нургла. Обладает жутко-мутировавшей и уродливой даже для закоренелого хаосита внешностью: маленькое скрюченное, серо-зеленое существо, внешне напоминающее личинку (одна из версий и гласит, что был получивший благословенную мутацию трупный червь; однако другая версия считает Владыку Личинок одним из четырёх сыновей самого Великого Кургана). Тем не менее, страшнее внешности Тамурхана только его способность прогрызать наживую врага, после чего пользоваться его изъеденным телом, словно одеждой.
  • Цимисхи. Просто Цимисхи.

Реальная жизнь[править]

  • Эд Гин — маньяк, шивший одежду из кожи своих жертв.