Святой: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 6: Строка 6:
* Собственно, христианство — огромное количество, начиная с почитаемых всеми крещёными народами и конфессиями, вроде Петра с Марией, и заканчивая почти неизвестными широкой публике покровителями отдельных городов и деревень.
* Собственно, христианство — огромное количество, начиная с почитаемых всеми крещёными народами и конфессиями, вроде Петра с Марией, и заканчивая почти неизвестными широкой публике покровителями отдельных городов и деревень.
** '''[[Апостол]]ы''' — ученики [[бог во плоти|лично Христа]].
** '''[[Апостол]]ы''' — ученики [[бог во плоти|лично Христа]].
*** '''Равноапостольные''' — настолько успешные миссионеры, что заполучили за это такое же почитание, как апостолы. Примеры — князья Ольга и Владимир.
*** '''Равноапостольные''' — настолько успешные [[миссионер]]ы, что заполучили за это такое же почитание, как апостолы. Примеры — князья Ольга и Владимир.
** '''Бессребреники''' — прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры.
** '''Бессребреники''' — прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры.
** '''Благоверные''' — монархи и правители, прожившие жизнь в соответствии с христианскими идеалами и своей политикой укреплявшие веру. Наиболее известные из них — Александр Невский и Дмитрий Донской.
** '''Благоверные''' — монархи и правители, прожившие жизнь в соответствии с христианскими идеалами и своей политикой укреплявшие веру. Наиболее известные из них — Александр Невский и Дмитрий Донской.
** '''Мученики''' — те, кто убит за веру (например, святой Себастьян).<ref> По этому основанию нередко возносят политических, даже если при жизни они были не слишком религиозными. Например, святые Ковшаров и Новицкий были адвокатами, только второй активно участвовал в жизни церкви. Ковшаров родился в семье иконописца, о религиозных убеждениях ничего не известно. Оба работали на церковь, но расстреляли их по политическим мотивам. Лишь потому что выполняли свою работу. Ничего лично просто политика.</ref>
** '''Мученики''' — те, кто убит за веру (например, святой Себастьян)<ref> По этому основанию нередко возносят политических, даже если при жизни они были не слишком религиозными. Например, святые Ковшаров и Новицкий были адвокатами, только второй активно участвовал в жизни церкви. Ковшаров родился в семье иконописца, о религиозных убеждениях ничего не известно. Оба работали на церковь, но расстреляли их по политическим мотивам. Лишь потому что выполняли свою работу. Ничего лично просто политика.</ref>. '''Страстотерпцы''' — те, кто убит по другим причинам (например, Борис и Глеб, жертвы семейных разборок, или император Николай II, расстрелянный по политическим соображениям) и умер с христианской любовью к врагам своим, в твёрдом исповедании веры и не оказывая сопротивления. Погибший в бою — не страстотерпец. '''Исповедники''' — те, кто пострадал, но не до смерти (например, [[учёный и священник|хирург-архиепископ]] Лука Войно-Ясенецкий).
** '''Страстотерпцы''' — те, кто убит по другим причинам (например, Борис и Глеб, жертвы семейных разборок, или император Николай II, расстрелянный по политическим соображениям) и умер с христианской любовью к врагам своим, в твёрдом исповедании веры и не оказывая сопротивления. Погибший в бою — не страстотерпец. '''Исповедники''' — те, кто пострадал, но не до смерти (например, хирург-архиепископ Лука Войно-Ясенецкий).
*** '''Священномученики''' — те, кто был убит за веру, будучи священником или диаконом. '''Священноисповедники''' — не до смерти пострадавшие священники.
*** '''Священномученики''' — те, кто был убит за веру, будучи священником или диаконом. '''Священноисповедники''' — не до смерти пострадавшие священники.
*** '''Преподобномученики''' — те, кто был убит за веру, будучи монахом. '''Преподобноисповедники''' — не до смерти пострадавшие монахи.
*** '''Преподобномученики''' — те, кто был убит за веру, будучи монахом. '''Преподобноисповедники''' — не до смерти пострадавшие монахи.
*** '''Великомученики''' — либо особо жестоко замученные, либо мученики знатного происхождения.
*** '''Великомученики''' — либо особо жестоко замученные, либо мученики знатного происхождения.
*** Но во всяком правиле бывают исключения. Святой Иоанн Воин почитается православными именно как мученик, а не как исповедник, хотя благополучно пережил гонение.
*** Но во всяком правиле бывают исключения. Святой Иоанн Воин почитается православными именно как мученик, а не как исповедник, хотя благополучно пережил гонение.
** '''Праведники''' — не попавшие в остальные категории, то есть миряне и белое духовенство (священники Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв).
** '''Праведники''' — не попавшие в остальные категории, то есть миряне и белое духовенство (священники Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв, [[адмирал]] Фёдор Ушаков, а когда-нибудь в будущем — возможно и ты, дорогой посмотрелец).
** '''Преподобные''' — монахи, попавшие в святые за аскетизм и подражание в жизни Христу.
** '''Преподобные''' — монахи, попавшие в святые за аскетизм и подражание в жизни Христу.
*** '''Столпники''' — святые из преподобных, ушедшие молиться и медитировать на какой-нибудь возвышенности аки буддийский монах (Симеон Столпник).
*** '''Столпники''' — святые из преподобных, ушедшие молиться и медитировать на какой-нибудь возвышенности аки буддийский монах (Симеон Столпник).
** '''[[Пророк]]и'''.
** '''[[Пророк]]и'''. Этот лик святых «закрытый» — последним, как считается, был Иоанн Предтеча. Всех позднейших наделённых пророческим даром формально в пророки не записывают.
** '''Святители''' — святые из числа архиереев, своим личным примером направляющие свою паству (к примеру, Патрик Ирландский, а также большая часть Отцов, в частности, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст).
** '''Святители''' — святые из числа архиереев, своим личным примером направляющие свою паству (к примеру, Патрик Ирландский, а также большая часть Отцов, в частности, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст).
** '''Чудотворцы''' — как говорит К. О., те, кому за веру Бог дал способность творить чудеса (Никола Угодник Мир-Ликийский).
** '''Чудотворцы''' — как говорит К. О., те, кому за веру Бог дал способность творить чудеса (Никола Угодник Мир-Ликийский).
** '''Юродивые''' (иногда '''блаженные''', но так называют и некоторых неюродивых) — тролли от христианства, прикидывающиеся безумными (Василий Блаженный).
** '''Юродивые''' (иногда '''блаженные''', но так называют и некоторых неюродивых) — тролли от христианства, прикидывающиеся безумными (Василий Блаженный и Ксения Петербургская).
** '''Богородица и Приснодева Мария''' — [[последнее место в титрах|единственная и неповторимая]].
** [[Духоносный старец]] формально в лике святых не прославлен, но фактически является тем самым. Байопик митрополита Тихона (Шевкунова) «[[Несвятые святые]]» посвящён именно таким персонажам.
** [[Духоносный старец]] формально в лике святых не прославлен, но фактически является тем самым. Байопик митрополита Тихона (Шевкунова) «[[Несвятые святые]]» посвящён именно таким персонажам.
* Что характерно, в [[стандартная христианская мифология|народном христианстве]] святые заняли нишу… языческих богов. В их честь строились и строятся храмы, им приносят символические жертвы и люди молят их о послании блага вкупе со спасением от бедствий. Вдобавок, многие святые также являются покровителями отдельных стран, городов и/или профессий. Многих воцерковленных подобные рудименты язычества страшно бесят, но пиплу пофиг — лишь бы работало, а детали не особо интересны.
* Что характерно, в [[стандартная христианская мифология|народном христианстве]] святые заняли нишу… языческих богов. В их честь строились и строятся храмы, им приносят символические жертвы и люди молят их о послании блага вкупе со спасением от бедствий. Вдобавок, многие святые также считаются покровителями отдельных стран, городов и/или профессий. Многих воцерковленных подобные рудименты язычества страшно бесят, но пиплу пофиг — лишь бы работало, а детали не особо интересны.
** Особенная мякотка начинается, когда официально прославляют в лике святых подвижника, до этого уже почитавшегося стихийно в народе. Неофициальное «житие» Матроны Московской за авторством Зинаиды Ждановой читается как натуральное тёмное [[фэнтези]] — перед общецерковным причислением её к лику его пришлось нещадно редактировать.
** Особенная мякотка начинается, когда официально прославляют в лике святых подвижника, до этого уже почитавшегося стихийно в народе. Неофициальное «житие» Матроны Московской за авторством Зинаиды Ждановой читается как натуральное [[тёмное фэнтези]] — перед общецерковным причислением её к лику его пришлось нещадно редактировать.
* '''Цадики''' — праведники в [[Справочник автора/Иудаизм|иудаизме]]. В хасидизме расространено почитание цадиков, за что его критикуют другие течения иудаизма, воспринимающие это как «поклонение человеку».
* '''Цадики''' — праведники в [[Справочник автора/Иудаизм|иудаизме]]. В хасидизме расространено почитание цадиков, за что его критикуют другие течения иудаизма, воспринимающие это как «поклонение человеку».
* '''Авлия''' — святые в [[Справочник автора/Ислам|исламе]]. Как и в христианстве, народная молва приписывала им чудодейственные способности, вроде исцеления недугов и изгнания демонов. Ваххабитов легко опознать по тому, что они отрицают почитание святых, и срывают их могилы бульдозером.
* '''Авлия''' — святые в [[Справочник автора/Ислам|исламе]]. Как и в христианстве, народная молва приписывала им чудодейственные способности, вроде исцеления недугов и изгнания демонов. Ваххабитов легко опознать по тому, что они отрицают почитание святых, и срывают их могилы бульдозером.
Строка 42: Строка 42:
** В «[[Призрак (А. Рудазов)|Призраке]]» у [[загробная канцелярия|райских привратников]] ходит скриптовая фраза «Сегодня я буду вашим святым Петром». Сам апостол встречает только самых значимых покойников — правителей, князей Церкви или таких же святых, остальных передоверяет помощникам.
** В «[[Призрак (А. Рудазов)|Призраке]]» у [[загробная канцелярия|райских привратников]] ходит скриптовая фраза «Сегодня я буду вашим святым Петром». Сам апостол встречает только самых значимых покойников — правителей, князей Церкви или таких же святых, остальных передоверяет помощникам.
** В парифатском севигизме таковых не меньше, чем в христианстве, но поименно известны лишь Сакор Дзидоша (основатель этой религии, взятый на небо живым) и святой Рокар (века назад противостоял [[Тёмный властелин|Бельзедору]] и изрёк семь пророчеств, пять из которых уже сбылись).
** В парифатском севигизме таковых не меньше, чем в христианстве, но поименно известны лишь Сакор Дзидоша (основатель этой религии, взятый на небо живым) и святой Рокар (века назад противостоял [[Тёмный властелин|Бельзедору]] и изрёк семь пророчеств, пять из которых уже сбылись).
* [[Страж]] после того как в святые начали пропихивать за деньги, Церковь начала очень придирчиво относиться к кандидатам.
** Божественный мудрец — смертный, которого боги признали равным себе. К признанию прилагается [[истинное бессмертие|восьмая оболочка души]], то есть, фактически, статус небожителя, а также мелкие плюшки типа возможности самостоятельно выбрать посмертие — переродиться сразу, отправиться в любой [[рай|Светлый мир]], на экскурсию по просторам метавселенной (как сделал длик) или даже пристроиться в какую-нибудь небесную канцелярию (как сделал [[жуткий слепец|Чёрный]] [[слепой прорицатель|Слепец]] [[смерть с косой|Самаэль]]). В Шумере такие личности назывались Высшими магами, но как раз магом для становления БМ быть не обязательно — среди способов Рудазов называл «[[кто кого перепьёт|перепить]] [[все уважают Диониса|Диониса]]».
*** Хотя Мардук и [[мудрецы (дилогия)|Три Безумных Волхва]] магами таки были. Первый впечатлил пантеон аннунаков (в который позже [[повышение до бога|сам вошёл]]), сумев [[чинить звёзды|зажечь и потом погасить обратно звезду]] — крохотный коричневый карлик, но для смертного это близко к потолку могущества. Вторые же просто нянчились с младенцем-Христом, и Он это оценил.
*** [[паргоронские байки|Святой Машибухер]] — [[шарж]] на [[псевдовосточная философия|образ восточного архата]] ([[рекурсия|и даже на шаржи на этот образ]], вроде небезызвестного Шри Япутры), но чудотворец самый неподдельный, ибо сабж. Вот он как раз магом никогда не был.
* [[Страж]] — после того как в святые начали пропихивать за деньги, Церковь начала очень придирчиво относиться к кандидатам.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 56: Строка 59:
* «Call of Cthulhu» 2018 г. — на острове Даркуотере был особенно популярен культ святого Брендона-Морехода, покровителя [[Могучий кит|китов]] и китобоев.
* «Call of Cthulhu» 2018 г. — на острове Даркуотере был особенно популярен культ святого Брендона-Морехода, покровителя [[Могучий кит|китов]] и китобоев.
* [[Morrowind]] — святой Неревар и ещё куча святых Данмерского Храма.
* [[Morrowind]] — святой Неревар и ещё куча святых Данмерского Храма.
* [[Chrono Trigger]] святая Фиона.
** На момент событий [[Skyrim]] до святых понижены члены Трибунала.
* [[Chrono Trigger]] — святая Фиона.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===

Текущая версия на 11:18, 12 октября 2023

Святой — это человек (или иной индивид[1]), за особо выдающиеся заслуги почитаемый в той или иной религии. Как правило, святой — живой образец и эталон добродетелей своего учения, наделенный чудодейственными способностями, совершивший немало славных деяний и заслуживший за это Рай, Нирвану или другой какой высшей благодати. В более широком смысле - и те, кто отличился подобным, но не получил официальной канонизации и сколь-нибудь широкого почитания. Кодификатором образа, как нетрудно догадаться, является христианство, но свои аналоги святых присутствуют и во многих других религиях, включая те, что никак с авраамизмом не связаны.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Собственно, христианство — огромное количество, начиная с почитаемых всеми крещёными народами и конфессиями, вроде Петра с Марией, и заканчивая почти неизвестными широкой публике покровителями отдельных городов и деревень.
    • Апостолы — ученики лично Христа.
      • Равноапостольные — настолько успешные миссионеры, что заполучили за это такое же почитание, как апостолы. Примеры — князья Ольга и Владимир.
    • Бессребреники — прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры.
    • Благоверные — монархи и правители, прожившие жизнь в соответствии с христианскими идеалами и своей политикой укреплявшие веру. Наиболее известные из них — Александр Невский и Дмитрий Донской.
    • Мученики — те, кто убит за веру (например, святой Себастьян)[2]. Страстотерпцы — те, кто убит по другим причинам (например, Борис и Глеб, жертвы семейных разборок, или император Николай II, расстрелянный по политическим соображениям) и умер с христианской любовью к врагам своим, в твёрдом исповедании веры и не оказывая сопротивления. Погибший в бою — не страстотерпец. Исповедники — те, кто пострадал, но не до смерти (например, хирург-архиепископ Лука Войно-Ясенецкий).
      • Священномученики — те, кто был убит за веру, будучи священником или диаконом. Священноисповедники — не до смерти пострадавшие священники.
      • Преподобномученики — те, кто был убит за веру, будучи монахом. Преподобноисповедники — не до смерти пострадавшие монахи.
      • Великомученики — либо особо жестоко замученные, либо мученики знатного происхождения.
      • Но во всяком правиле бывают исключения. Святой Иоанн Воин почитается православными именно как мученик, а не как исповедник, хотя благополучно пережил гонение.
    • Праведники — не попавшие в остальные категории, то есть миряне и белое духовенство (священники Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв, адмирал Фёдор Ушаков, а когда-нибудь в будущем — возможно и ты, дорогой посмотрелец).
    • Преподобные — монахи, попавшие в святые за аскетизм и подражание в жизни Христу.
      • Столпники — святые из преподобных, ушедшие молиться и медитировать на какой-нибудь возвышенности аки буддийский монах (Симеон Столпник).
    • Пророки. Этот лик святых «закрытый» — последним, как считается, был Иоанн Предтеча. Всех позднейших наделённых пророческим даром формально в пророки не записывают.
    • Святители — святые из числа архиереев, своим личным примером направляющие свою паству (к примеру, Патрик Ирландский, а также большая часть Отцов, в частности, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст).
    • Чудотворцы — как говорит К. О., те, кому за веру Бог дал способность творить чудеса (Никола Угодник Мир-Ликийский).
    • Юродивые (иногда блаженные, но так называют и некоторых неюродивых) — тролли от христианства, прикидывающиеся безумными (Василий Блаженный и Ксения Петербургская).
    • Богородица и Приснодева Мария — единственная и неповторимая.
    • Духоносный старец формально в лике святых не прославлен, но фактически является тем самым. Байопик митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» посвящён именно таким персонажам.
  • Что характерно, в народном христианстве святые заняли нишу… языческих богов. В их честь строились и строятся храмы, им приносят символические жертвы и люди молят их о послании блага вкупе со спасением от бедствий. Вдобавок, многие святые также считаются покровителями отдельных стран, городов и/или профессий. Многих воцерковленных подобные рудименты язычества страшно бесят, но пиплу пофиг — лишь бы работало, а детали не особо интересны.
    • Особенная мякотка начинается, когда официально прославляют в лике святых подвижника, до этого уже почитавшегося стихийно в народе. Неофициальное «житие» Матроны Московской за авторством Зинаиды Ждановой читается как натуральное тёмное фэнтези — перед общецерковным причислением её к лику его пришлось нещадно редактировать.
  • Цадики — праведники в иудаизме. В хасидизме расространено почитание цадиков, за что его критикуют другие течения иудаизма, воспринимающие это как «поклонение человеку».
  • Авлия — святые в исламе. Как и в христианстве, народная молва приписывала им чудодейственные способности, вроде исцеления недугов и изгнания демонов. Ваххабитов легко опознать по тому, что они отрицают почитание святых, и срывают их могилы бульдозером.
  • Садху — индийские подвижники, йогины и аскеты, стремящиеся освободиться из круговорота жизни и смерти. Отличаются весьма характерными одеждами цвета охры и привычкой наносить на кожу специальные краски.
  • Бодхисаттва — человек, который подошел максимально близко к тому, чтобы стать Буддой и достигнуть просветления, но остановился, дабы помогать достигнуть Нирваны другим.
    • Архат — аналогично бодхисатве, но без большой помощи другим. Архаты — особо почитаются в малой колеснице, а бодхисатвы — более почитаются в большой колеснице. Причина в том, что в малой колеснице не особо верят, что вообще возможно кому-то помочь с достижением нирваны. Хотя отдельных бодхистатв, почитают и в странах малой колесницы. Поскольку в малой колеснице сомневаются спасении бодхисатвой, в странах малой колесницы часто принято, что практически каждый мирянин на год принимает постриг в монахи, с целью чуть приблизится к тому чтобы самому стать когда-нибудь архатом (скорее в одной из следующих жизней, чем в этой, но все равно хоть на шажок ближе на этом пути).
  • Джина — в джайнизме, аналог архата.
  • Бессмертные (Сянь) — достигшие бессмертия в даосизме.

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — неоднократно упоминаемый святой Мика, примерный цуринаковский аналог Иисуса. Сходства добавляет и то, что ируканцы (в которых многие видят евреев) «продали его варварам», за что их по сей день не любят.
    • Ещё есть святой Тукка, Ката Праведный, святая Бара и великомученица Пата.
  • Ольга Громыко, Белорский цикл — святой Фендюлий стал отдельным мемом. Нет, он действительно святой и во вселенной цикла существует. Проблема в том, что его никто, кроме ГГ, не смог опознать, что мешало ему помочь вроде бы искренне почитающим его людям.
  • Метавселенная Рудазова — мягко говоря, хватает.
    • Посланники Пречистой Девы на Каабаре, от них же первый есть креольский дедушка Алкеалол, принёсший на Каабар иштарианство. Юмор в том, что новую веру он принёс вообще случайно: когда осознал, что конкретно попал, начал громко и сердито молиться всем богам, которых вспомнил, а когда дошёл до Прекраснейшей, то заметил, что местные его внимательно слушают. Вторая Посланница — Метхере Пштеш, простая крестьянская девушка и аватара Прекраснейшей, исцелившая некоего монарха и сподвигшая его впервые сделать иштарианство государственной религией. Третий — лод Каббас, прошедший через Каабар крестовым походом, утвердивший иштарианство как единую мировую религию и запечатавший Близнеца. Четвёртый — Креол, убивший собравшегося освобождаться Близнеца хоть и не с первой попытки.
    • Единственный значимый святой в Дотембрии — местный уроженец Йезус Киссальский. Судя по имени и по тому, что в первом томе кардинал дю Шевуа назвал исповедание Олегом Отца, Сына и Святого Духа «нестандартным толкованием» — похоже, изначально Рудазов хотел назвать этим именем Самого Христа, но потом концепция изменилась.
    • В «Призраке» у райских привратников ходит скриптовая фраза «Сегодня я буду вашим святым Петром». Сам апостол встречает только самых значимых покойников — правителей, князей Церкви или таких же святых, остальных передоверяет помощникам.
    • В парифатском севигизме таковых не меньше, чем в христианстве, но поименно известны лишь Сакор Дзидоша (основатель этой религии, взятый на небо живым) и святой Рокар (века назад противостоял Бельзедору и изрёк семь пророчеств, пять из которых уже сбылись).
    • Божественный мудрец — смертный, которого боги признали равным себе. К признанию прилагается восьмая оболочка души, то есть, фактически, статус небожителя, а также мелкие плюшки типа возможности самостоятельно выбрать посмертие — переродиться сразу, отправиться в любой Светлый мир, на экскурсию по просторам метавселенной (как сделал длик) или даже пристроиться в какую-нибудь небесную канцелярию (как сделал Чёрный Слепец Самаэль). В Шумере такие личности назывались Высшими магами, но как раз магом для становления БМ быть не обязательно — среди способов Рудазов называл «перепить Диониса».
  • Страж — после того как в святые начали пропихивать за деньги, Церковь начала очень придирчиво относиться к кандидатам.

Кино[править]

  • Agora — анатогист: святой Феопил, во время сжигания языческих храмов, за одно сжёгший и Александрийскую Библиотеку. После того, как он очистил Александрию от язычников, он принялся за евреев и изгнал их из города.
  • Серия фильмов «Любовь в большом городе» — главным героям вправляет мозги святой Валентин в исполнении Филиппа Киркорова.

Телесериалы[править]

  • «Люцифер» — отец Фрэнк Лоренс, священник и пианист. Истинно верующий и для спасения нуждающегося в таковом не стесняющийся обратиться даже к человеку, носящему дьявольское имя, даже если тот встречает священиков «в штыки» — и как впоследствии выясняется, считает таким нуждающимся и имеющим шанс спасения даже самого Дьявола.

Видеоигры[править]

  • Crusader Kings 2 — при выполнении определенных инвентов, можно быть причисленным к лику святых. Например, возглавив детский крестовый поход и победив.
  • Darklands — персонаж может молиться святым, получая за это баффы, но слишком часто беспокоить их не рекомендуется — перестанут «брать трубку».
  • «Call of Cthulhu» 2018 г. — на острове Даркуотере был особенно популярен культ святого Брендона-Морехода, покровителя китов и китобоев.
  • Morrowind — святой Неревар и ещё куча святых Данмерского Храма.
    • На момент событий Skyrim до святых понижены члены Трибунала.
  • Chrono Trigger — святая Фиона.

Настольные игры[править]

  • Мир Тьмы, линейка Kindred of the East — бодхисаттвами почтительно именуются те Квей-джин, что смогли в полной мере осознать свою Дхарму (т. е. жизненный путь) и достигнуть полубожественного могущества, сравнимым с таковым у Патриархов Каинитов.
  • Warhammer 40,000 — в Империуме есть и свои святые, некоторым из которых посвящают даже не храмы, а целые планеты, полностью застраивая их храмами и монастырями.

Примечания[править]

  1. Пример псоглавого святого Христофора не даст соврать.
  2. По этому основанию нередко возносят политических, даже если при жизни они были не слишком религиозными. Например, святые Ковшаров и Новицкий были адвокатами, только второй активно участвовал в жизни церкви. Ковшаров родился в семье иконописца, о религиозных убеждениях ничего не известно. Оба работали на церковь, но расстреляли их по политическим мотивам. Лишь потому что выполняли свою работу. Ничего лично просто политика.