Сплэттерпанк
Перейти к навигации
Перейти к поиску
ТАСС уполномочен заявить: В эту статью, несмотря на её жесткость, не надо тянуть всё найденное на просторах всемирной сети. Капитан Очевидность напоминает, что в тропе речь идёт о выдуманных мирах и определённом жанре, а не о всех примерах извращений подряд. |
Сплэттерпанк — литературный поджанр ужасов. Наречён так писателем Дэвидом Дж. Шоу, хотя наши хоррор-фаны почему-то упорно приписывают эту честь Клайву Баркеру с его циклом рассказов «Книги Крови». Характеризуется подробными сценами расчленёнки и прочего физического насилия, зашкаливающим цинизмом автора и бесконечным ужасом происходящего для постороннего наблюдателя-зрителя. Для фильмов в этом жанре есть альтернативные названия «splatter film» or «gore film», та же «чернуха» и «расчленёнка». Для сплаттерпанка характерны следующие черты:
- «Панк» он не случайно. События происходят в городе или в его окрестностях — в урбанизированной среде от середины до конца XX века. Что характерно, описываются самые мрачные и тёмные стороны городской жизни.
- Второе значение слова -панка: протест. Сплаттерпанк называют «плевком в классиков», в более мягкой форме «пощечиной общественному мнению». Не зря слово «сплеттер» имеет значение «грязь, пятно».
- Персонажи этого жанра психологически далеки от нормального человека. Часто они являются людьми или нелюдями с серьёзными психическим отклонениями: социопатами, психопатами всех мастей, серийными убийцами, насильниками и пр. Как минимум у персонажа присутствует какой-то один серьёзный психический дефект или вызывающее отторжение привычка (например, любит жевать свои козюльки). Именно поэтому для этого жанра характерна низкая эмпатия между персонажем и зрителем: сложно себя поставить на место маньяка. Герои часто прописаны схематически, условно, а вся их глубина заключена в их персональном отклонении.
- Отсюда же следует, что персонажи частенько балуются наркотой, употребляют алкоголь, увлекаются экзотичными практиками, а то и являются полностью опустившимися обитателями городского дна вроде бомжей и проституток. В общем, ничего хорошего в перспективе им не светит.
- Диссонирующее спокойствие персонажей. Вокруг Ад, а они спокойно ухмыляются и идут дальше.
- Персонаж зачастую отвратителен сам себе и вполне осознаёт всю мерзость совершаемым им поступков, но признаёт, что не может изменится к лучшему. Или это очень, очень трудно. А вот к худшему — сколько угодно.
- Подробно расписанные смерть и насилие отвратительны для самих персонажей, зрителя и писателей. На каждое зло найдётся ещё более зло. Обычная схема: серийный убийца понял, что есть серийные убийцы круче него. Для жанра не характерно упоение жестокостями, с этим в другой раздел.
- Игра на контрастах: самая что ни на есть повседневное и злободневное зло чернухи соединяется со злом из иных миров, чуждым человеку разуму. Лавкрафтовские мотивы таинственного и непостижимого зла сплетаются вместе с мотивом из постмодернизма: злобными обывателями.
- Здесь нет добра, лишь клубятся все оттенки чёрного.
- Происходящие события почти никогда не оцениваются и не комментируются посторонним персонажами («как всё плохо»).
- Ужас доставляет психологический и тонкий уровень осознания событий: маньяки и извращенцы оказываются иногда достойней обывателей. А что хуже всего, они ближе к тому самому непостижимому злу. Только они могут дойти до него и обезвредить, но мир всё равно чище не станет.
- Сильный готический мотив Ада на Земле, который не кончится и после смерти. Может, наша Земля и есть Ад? А если нет разницы, то почему бы?..
- Произведения в жанре «сплаттерпанк» оставляет напоследок чувство омерзения и гадливости, отвращения («ужасное отвращение»). Концовки часто открытые. Этим они и отличается от прочих произведений вроде собственно ужасов, триллеров, саспенсов и им подобных.
Вторичные признаки жанра, из-за которых его путают с другими:
- Гуро, «мясной треш». В собственно гурятине персонажи сами себя развлекают, а заодно и читателей или зрителей.
- Примерное впечатление читателя: «Как всё плохо. Хорошо, что это случилось не со мной». Чернуха и натурализм есть, но в рамках достоверности. Чрезмерное отождествление читателя с персонажем и «вживание в роль» нарушает принципы жанра. Перестаравшийся автор натурально шокирует людей и вызывает приступы справедливого гнева.
- Специфическая философия. Как ни странно, обычно гуманистическая. В произведениях жанра «сплаттерпанк» присутствуют идеи ценности человеческой жизни и жизни вообще, ценности взаимопомощи, ценности помощи слабым и немощным. Читатель через созерцание ужасов приходит к выводу: «так делать нельзя».
Примеры[править]
Театр[править]
- Уильям Шекспир, «Тит Андроник» — пьеса настолько кровавая, что многие вообще не верят, что её мог написать Шекспир. Убийства, изнасилования, каннибализм и прочее в избытке.
- Гран-Гиньоль, просто Гран-Гиньоль.
Литература[править]
- Ранние сочинения Клайва Баркера. «Книги Крови», «Rawhead Rex»[1], тот же «Hellraiser», новый цикл Искусств.
- Ричард Лаймон, специализирующийся на ужасах с сексуальной тематикой и чёрным юмором.
- «Американский психопат» Бретона Истона Эллиса.
- «Призраки» Чака Паланика. Один рассказ оттуда, уже по названию подозрительный, «Кишки», разошёлся как отдельная копипаста.
- Творчество «Южинского кружка» (Мамлеев, Головин, Дудинский, даже будущий нацистский идеолог Дугин засветился). «Шатуны» Мамлеева как яркий представитель советского направления жанра.
- Практически весь Уильям Берроуз. Натурализм, гомосексуальные оргии, тайные общества, шпионы, фантастические монстры. В основном его творчество представляет собой малосвязный наркоманский сюр, но, например «Города Красной Ночи» имеют вполне себе связный (поначалу) сюжет с элементами нуара, декаданса и (крипто)исторического романа.
- Многие произведения Поппи Брайт. В частности, «Изысканный труп».
- Роман режиссёра Дэвида Кроненберга «Употреблено».
- Всё творчество Ильи Масодова.
- Все творчество Эдварда Ли.
- Все творчество Бентли Литтла
- Романы Шона Хатсона.
- «Коровы» Мэттью Стокоу
- Сетевая литература — Герман Шендеров специализируется именно на этом жанре.
Кино[править]
- Практически всё творчество Дэвида Кроненберга, который считается одним из основоположников «физиологических ужасов». Впрочем, в последнее время он переключился на другие жанры (это в фильмах; зато недавно издал роман такого же плана).
- «Заводной апельсин» — пресловутого ультранасилия в картине не так уж и много, но по части атмосферы — стопроцентное попадание в троп.
- Cradle of Fear от почти одноимённой симфо-блэк-группы. Трэшатина любительская, но неформалов «тащило».
- Hellraiser[2].
- Repo! The Genetic Opera — только отчасти. Биопанк про общество с поставленной на поток пересадкой органов и тканей. И их принудительным изъятием, ага. Тема наркоты, трущоб и мясца раскрыта по полной.
- Трилогия фильмов V/H/S (надмозг: «З/Л/О»), снятые в форме мокьюментари, под любительскую камеру.
- «Бессердечный» — в трущобах живёт дьявол с ручной бандой отморозков в масках. Героя заставляют выполнять кровавые задания. Элемент магического реализма присутствует.
- Серия фильмов «Пила».
- Серия фильмов «Поворот не туда».
- Серия фильмов «Техасская резня бензопилой».
- «У Холмов есть глаза» — чистейший представитель жанра.
- «Уродцы» (1932). Сильно трэшевый и скандальный фильм про нелёгкую жизнь людей с физическими отклонениями. Ремейк уже просто гуро и чистой воды трэш без всяких «но».
- Тетралогия фильмов «Человеческая многоножка» — вывих мозга про одного безумного хирурга и злого доктора.
- «Бомж с дробовиком» же!
- «Сербский Фильм» — после него даже Человеческая многоножка кажется вполне адекватной.
- «Живая мертвечина» Питера Джексона — намеренная трэшня, скорее пародия на сплэттерпанк.
- Тарантино и Родригес жуть как любят этот троп!
- А Роба Зомби вообще знают именно за это.
- Внезапно Robocop вполне себе содержит элементы жанра — тут вам и свихнувшиеся наркоманы, страдающие не только от ломки, но и от социальной несправедливости, и искалеченный бандитами полицейский, на протяжении нескольких фильмов пытающийся свыкнуться со своим новым состоянием (таки свыкся), и беспредел по вызову со скидкой оптовым заказчикам, и гуро — впрочем это всего лишь одна из составных частей сеттинга.
- ReGOREgitated Sacrifice (2008) — по сюжету начинается с галлюцинаций и плавно перетекает в инфернальщину, содержит сцены насилия.
Мультсериалы[править]
- Mr. Pickles просто пронизан этой эстетикой. За белым заборчиком Олдтауна скрываются бомжи, уродцы, маньяки, педофилы, свихнувшиеся «супергерои», переделанный в йети экс-мафиози… Кровь льётся рекой. И другие, гм-хм, телесные жидкости. Ну, а логово пса Пиклза — педаль в асфальт по части «мистической» компоненты.
Комиксы[править]
- Crossed — во все поля, причем источником кровавых брызг являются как сами Крестанутые, так и вроде бы не заражённые люди, творящие кровавый треш и угар безо всяких стигматов.
- Sin City — не чистый нуар, как многие думают, но и сабж.
- Спаун включает в себя и такую эстетику. Чего стоит вся линия общения протагониста с демоном-клоуном.
- Не знаем — не знаем. Возможно, тут «тёмное фэнтези».
Манга и аниме[править]
- «Devilman» и «Violence Jack» Го Нагая
- «Hellsing»
- Как ни странно «Акира»! От киберпанка в этом аниме практически ничего нет, зато оно очень хорошо вписывается в данную статью. Тут вам и дети-экстрасенсы, и боди-хоррор, и морально неоднозначные персонажи, и эстетика городских трущоб.
- «Dorohedoro» же! «И тем не менее манга эта совсем не мрачная».
- «Шоу уродов господина Араси». Да и вообще почти всё творчество Суэхиро Маруо.
Видеоигры[править]
- Dishonored — то, что происходит в бедных районах города. И мистика в целом показательно низкая.
- Manhunt — путешествие зека-рецидивиста по ночным трущобам, кишащим гопниками, скинхедами, сатанистами, педофилами, военными социопатами и конкретным психом в маске свиньи.
- Квесты Downfall и The Cat Lady.
- Splatterhouse (2010) — пытаемся помочь незадачливому подростку вернуть его любимую, боремся со злобным профессором, пытающимся вернуть свою любимую, устраиваем кровавые бани направо и налево, организуем устойчивую временную петлю, активно общаемся с чучундрами — а по итогу герою вместо своей возлюбленной достаётся возлюбленная профессора, неувязочка.
Музыка[править]
- Жанр Horrorcore: рэп с элементами рока и электроники, на социальные и мистические темы.
- Жанр Psychobilly: «тёмная сторона» рокабилли. Панк же как общественный протест!
- Панк- и готик-рок тоже таким промышляют время от времени.
- Грайндкор[3] давит педаль в пол.
- Встречается у black-, death-, thrash-металлистов.
- Little Big, клипы «Life in da trash» и «Dead unicorn» (по музыке не так ощущается).
См. также[править]
- Вывих мозга — ЧТО. ЭТО. БЫЛО.
- Городское фэнтези — действие происходит в городе.
- Готика, неоготика — в ней акцент смещен на вопросы выбора и морали.
- Серийный убийца.
- Низкое фэнтези — похоже, но не то. В низком фэнтези не бывает бесконечного ужаса.
- Неформалы-бандиты — встречаются.
- Нуар — тоже в городе, похоже по стилистике, но без мистики.
- Псевдодокументалистика
- Тёмное фэнтези — тоже похоже, может быть чернушной, но не обязательно пугает.
- Топливо ночного кошмара — ужасы же!
- Чернуха — без комментариев.
- Чёрная комедия — вот это ближе всего по стилистике. В ней смеются, в ужасах боятся.
- Шоковая терапия — реакция читателя.
- Это ж надо было додуматься! — не обязательно, но бывает.
Примечания[править]
- ↑ Ох, как же ему не повезло с переводами! Самый пафосный — у экранизации, «Царь зла». На самом деле, имеется в виду «сырая голова», то есть намекается не на ту голову, где мозг, а что поменьше и только у половины человечества. Единственный хоть немного адекватный — «Король Кровавая Башка»
- ↑ Стоит указать отдельно, так как литературный источник — небольшая повесть, а фильмов уже десять.
- ↑ Это не вид метала, а отдельный жанр, типологически более близкий к панку.