Pumpkin Scissors

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тыквенные Ножницы — манга за авторством Рютаро Иванага. Начала выходить в уже далёком 2002-ом и на момент написания статьи как-то так и не закончила. С осени 2006-го на весну 2007-го имела место вялая попытка экранизации, которая, несмотря на недурственно анимированный видеоряд и неплохую озвучку (звёзд первой величины всё же не набрали, но для примера Рэндел говорит голосом Шрама из Алхимика) особой популярности не снискала, потому как экранизированы оказались только завязка и полтора начальных сюжетных поворота. Отличается весьма неспешным погружением читателя в мир произведения и очень плавно нарастающим темпом событий. Потом потихоньку начинает прибавляться философический угар.

Сеттинг[править]

Перед нами интербеллум. Война вроде как закончилась, но ключевое слово тут не «закончилась», а «вроде как». Мир подписан и бои прекращены, но в то, что это продлится долго, мало кто верит — не потому, что не хотят (наоборот очень хотят), а потому, что не получается. Одни буквально боятся пошевелиться, ожидая возвращения кошмара со дня на день, если не с минуты на минуту. Другие наоборот стремятся урвать хотя бы эти дни мирной жизни, чтобы успеть ими насладиться. А для третьих кошмар так и не заканчивался, потому что, хотя сама война до них и не докатилась, вызванная ей разруха докатилась до них вдвойне, если не втройне — и уходить она не собирается. Четвёртые в принципе «потеряли берега» и уже не задаются вопросом, мир ли сейчас. Пятые… Ну в общем так продолжать можно долго. Мир представляет из себя карикатурное лоскутное одеяло из разрухи и беспредела всех сортов и расцветок, кое-как сшитое воедино белыми нитками попыток просто жить обычной жизнью. А главные герои выступают иголками и напёрстками, которыми автор продолжает прямо у нас на глазах сшивать это одеяло во всё более и более цельное полотно — и за ними тянутся те самые нити попыток просто жить.

Геополитика[править]

  • Империя Роял, или просто Империя. Здесь разворачиваются основные события произведения. Самая технологически продвинутая страна сеттинга. В наличии парламетская монархия. Влияние дворянства в стране крайне сильно. Империя долгое время была в состоянии войны с Республикой и лишь за три года до основных событий волевым усилием двух правящих верхушек удалось достичь примирения. На самом деле примирение было связано с формальным восхождением на трон наследника, которому нет дела вообще ни до чего, потому общими усилиями министров удалось протолкнуть договор о прекращении огня — впрочем не похоже, что по другую сторону линии фронта кто-то был сильно против. Империя истощена войной — в ней царят голод и разруха, с которыми она потихоньку начинает бороться.
    • Нулевые районы. Их можно было бы назвать позорной страницей в истории Империи, если бы они не были её настоящим. Нулевыми их называют потому, что им не присвоено формального номера, то есть фактически это территории, над которыми Империя утратила контроль за время войны, хотя формально они и не покидали её состав. Неофициальные непризнанные криминальные анклавы, сеть которых пронизала всю Империю. Их жители фактически не имеют гражданства и никак не защищаются законом. Здесь правит бал мафия, фактически заменившая власть.
    • Союз Небуло. Альтернативная ООН — а точнее альтернативный ЕС. Страны-союзники Империи на протяжении её истории, большей частью состоящей из войны с Республикой. При всём своём передовом развитии Империи ни за что не достало бы только своих ресурсов для такой масштабной войны — потому она объединилась со всеми, с кем смогла, сама возглавив союз. Все участники в той или иной мере рады окончанию войны, но оно в свою очередь поднимает весьма немаловажный вопрос: «Каков теперь будет статус стран-участниц, когда сотрудничество должно перейти из военной плоскости в мирную?»
      • Роделия. Аграрный придаток Союза Небуло. Реликтовая деспотическая монархия, возвёдшая игры престолов в ранг национального вида спорта. Пока августейшие особы заняты сживанием друг друга со света, дворцовая стража, фактически представляющая из себя небольшую армию, занята подавлением народных восстаний, причём в основном методами тотального террора. Другие страны смотрят на это сквозь пальцы — впрочем они все друг на друга сквозь пальцы смотрят. На то, что бойцы корпуса дворцовой стражи периодически подрабатывают наёмниками при состоятельных особах родом из других стран, обычно стараются закрывать глаза — просто чтобы лишний раз не ссориться: всем понятно, что в текущем положении это далеко не последняя статья доходов Роделии, а без доходов ситуация там можеть стать ещё плачевнее.
  • Республика Фрост, или просто Республика. Официально заклятый враг Империи до недавнего времени. Неофициально просто ещё одна страна со своими геополитическими интересами. Фактически страна-призрак, сведения о которой весьма отрывочны и временами противоречивы. Обладает гораздо большими, чем Империя, территориями, а также гораздо более внушительными ресурсами. При этом находится севернее и отличается существенно более суровым климатом. Не имеет такой мощной научной базы, как Империя, но преуспела в сфере промышленного шпионажа в промышленных объёмах, а также, как это ни странно при её технологическом отставании, в доработке украденных имперских технологий.
  • Серебряное Колесо. Тайное общество с тайными мотивами. Владеет недоступными Империи технологиями, а также доступными на недоступном уровне. Имеет своих людей везде и всюду. Очень редко действует в открытую. Уровни внутренней иерархии поименованы в соответствии с деталями колеса: обода, спицы, ось — во всём остальном оставляет больше вопросов, чем ответов.
    • Анти-Арес. Созданная Серебряным Колесом радикально идеологизированная террористическая группировка размером с небольшую армию. О самом Колесе в группировке знает только её предводитель. Сами по себе эталонные рафинированные безыдейные террористы, но в глобальной схеме орудие подрыва авторитета Империи.

Прогресс[править]

Империя является самой передовой в плане технологического развития страной, чем обязана, как ни странно, своим скудным ресурсам, которыми на протяжении веков училась распоряжаться мудро и рационально. Империя охотно делится технологиями с союзниками за весьма умеренную плату — именно стараниями Империи большинство стран Союза не вынуждены прозябать «в каменном веке». При всём том на территории самой Империи технологический уровень разнится кардинально от области к области. Где-то уже вовсю используют транспорт с двигателем внутреннего сгорания, а где-то до сих пор пашут землю, запрягая тягловый скот. Пока все ресурсы были направлены на нужды фронта, активно развивать невоенные направления не получалось, но с окончанием войны это начинает потихоньки исправляться.

  • Институт Кауплана. Имперский НИИ Всего. Главное центральное исследовательское заведение, разделённое на несколько секций в соответствии с исследуемыми областями. По понятным причинам до недавнего времени все разработки были направлены на нужды фронта. Некоторые из начатых тогда разработок всё ещё продолжаются. Ввиду влияния дворянского сословия людям неблагородного происхождения пробиться туда фактически нереально. Впрочем главные «светила» в основной своей массе являются аристократами довольно низкого пошиба и без научной карьеры вряд ли были бы существенно обеспечены и имели бы какое-то влияние.
    • Незримая Девятка Группа секретных подразделений, созданных незадолго до окончания войны. Название выбрано неслучайно — девятка в Империи считается несчастливым числом, а потому подразделений, чей номер начинается с неё, формально не существует, потому как действует соответствующая традиция их нумерации — именно поэтому им были присвоены формально не только не существующие, но и вообще невозможные для Имперской Армии номера. Фактически Империя проигрывала войну и эти подразделения были последней попыткой не столько переломить ход событий, сколько оказать психологическое воздействие на противника, посеяв в его рядах панику и смуту. Впрочем учёные выделенные средства отработали с блеском — профессиональная честь, знаете ли: на свет были порождены спецвойска, одни слухи о которых внушали суеверный ужас (впрочем распространились эти слухи не без помощи специально для того засланных агентов), а их появление на поле боя сулило кровавую баню, даже если противник значительно превосходил их числом — эти свою жизнь дёшево не продавали. Правда даже с такими новыми силами ход войны было не переломить — перемирие пришлось очень кстати.
      • 901 «Gespenst Jäger» Противотанковые войска. С этих ребят «Незримая Девятка» началась. Изначально были просто способом использовать пушечное мясо на благо науки с некоторым шансом деморализующего эффекта для противника. С тактической точки зрения их задача — истребление бронетехники противника. С научной точки зрения их задача — картографирование мозга. Сюда отбирали максимально крепких кандидатов, после чего в их мозг вживляли имплант, начинавший резонировать при получении сигнала — сигнал генерировал тот самый голубой фонарь — по задумке он был должен стимулировать жажду убийства, которая будет двигать бойцов вперёд, несмотря на силы противника и собственные раны. Ввиду изначальной задумки со стороны научного коллектива поначалу к вооружению бойцов подошли, спустя рукава, даже толком не озаботившись этим вопросом, а просто взяв первое попавшееся творение не входившего в основной коллектив учёного — Профессора Кольта — «Дверной Молоток». Да плюс сверх того нагрузили здоровенными кусачками-болторезами на всякий случай. Позже подразделению выдали ещё несколько образцов весьма сомнительной надёжности и трижды сомнительной применимости, но бойцы не жаловались — пережившие пару-тройку атак быстро становились фаталистами, если не сходили с ума раньше, а с ума они сходили не так редко, после чего отправлялись в Институт для вскрытия и изучения того, как имплант повлиял на мозг.
      • 902 Нет данных.
      • 903 «Krankheit Jäger» Химические войска. Сюда отбирали людей с исключительно стойким здоровьем — в особенности с крепким иммунитетом. На их вооружении состояли самые разнообразные химические боеприпасы, включая, например, такую экзотику, как снаряды с концентрированной серной кислотой для подавления живой силы исключительно внушительным образом. Одним из основых «рабочих инструментов» был боевой состав «Kirche-Drei» — исключительно мощный иммуносупрессант, изначально появившийся в виде препарата кирихирина, предназначенного для экспресс-диагностики наличия инфекционных заболеваний — действие препарата может быть легко снято антидотом, но без антидота человеку с ослабленным до того здоровьем шансов выжить препарат не оставляет — человек погибает разом от всех инфекций, какие может подцепить.
      • 904 Нет данных.
      • 905 Нет данных.
      • 906 «Fallschirm Jäger» Парашютные войска/десант Обрывочные упоминания.
      • 907 Нет данных.
      • 908 «Alt Schmied Jäger» Огнемётные войска. Точные критерии отбора неизвестны, но по росту и телосложению показанных бойцов можно предположить, что выбирали ребят покрепче. Вооружали их, как можно догадаться из названия, огнемётами. Для защиты от перегрева бойцам были выданы бронекостюмы, параллельно выступавшие костюмами химзащиты, а также защиты от собственно жара, для чего внутренности костюма заполнялись специальной жидкостью, стимулирующей регенерацию и повышающей термостойкость — это была ложь: жидкость выступала только анестетиком и консервантом — она просто мешала мясу слезать с костей. Как огнемётчики при этом продолжали двигаться — загадка, но похоже, что частичную функциональность нервов и мышц состав всё же поддерживал — по крайней мере до тех пор, пока бойцы оставались в заполненных жидкостью скафандрах. Система жизнеобеспечения скафандров позволяла питаться и справлять естественные потребности, не покидая защиту. Связанный с указанной жидкостью проект был признан его авторами провалом, о чём, впрочем, широко не распространялись.
      • 909 Нет данных.


Персонажи[править]

Ввиду особенностей произведения сгруппируем их в соответствии со структурами, в которых они состоят.

Управление разведки[править]

  • Лейтенант-Полковник Керубим. Руководитель управления. Возможно гениальный конфликтолог — по крайней мере это бы объяснило, как ему удаётся заставлять этот балаган работать, как слаженную машину (впрочем без проколов не обходится). Лицо изуродовано химическими ожогами, которые он сам себе нанёс, чтобы другие не могли читать его мимику. На досуге увлекается рукопашным боем, дабы не терять форму и, прямо скажем, не теряет. Весьма неплохой по местным меркам стратег, в том числе не только на поле боя, но и в высоких кабинетах, где ему приходится противостоять прожжёным интриганам. Собрал вокруг себя команду весьма выдающихся личностей одна краше другой. Прагматик, но с чувством юмора. С коллегами-подчинёнными обычно серьёзен, но доброжелателен. На публике временами придуривается, но когда приходит время на кого-то надавить, может изобразить полное чудовище и сам себя так нередко называет, хотя при всём этом ничего чудовищного он вытворяет, но страху нагнать может. Опытный бюрократ, а если очень надо, то и крючкотвор.
    • Адьютант. Личный подручный Керубима. Вундеркинд. Редкий уникум, способный представить что угодно в виде мелодии, после чего дописать её до полноценного музыкального произведения, а затем трансформировать обратно в оригинальную форму, тем самым с хорошей точностью спрогнозировать недостающую информацию.

Первый отдел[править]

  • Майор Коннели. Миловидный дедуля с офицерской выправкой, по команде которого эскадроны смерти рвутся сеять возможно не самое мудрое, но уж точно вечное. Весьма вежливый и доброжелательный, но за работой становится абсолютно холоден и безжалостен. С некоторым сожалением смотрит на коллегу Ханкса, сочувствуя тому, насколько тяжело жить с такими грехами за душой, при том, что у самого руки в крови не то что по локоть, а вообще соседей сверху ей затопил. Возможно самый спорный персонаж произведения.
    • «Клеймора-Один.» Формально местный ОМОН. Фактически основное ударное подразделение Первого отдела. Не брезгует откровенно террористическими приёмами, потому как за обязанностью поддерживать порядок в экстремальных ситуациях скрывается куда более важная обязанность — создавать видимость того, что порядок активно поддерживается.
      • Капитан Горбонос. Руководитель подразделения. Патриот с душком солдафона. При проведении операций зачастую выступает приманкой и идёт в бой вообще без оружия, что впрочем в первую очередь нужно для создания обманчивого впечатления беззащитности — штатный бронекостюм оперативника Первого Отдела вполне держит пистолетную пулю, в добавок к чему Капитан способен одним ударом кулака раздробить среднестатистический человеческий череп.
      • Заместитель Капитана. Бывалый ловелас и лихой рубака с довольно своеобразным чувством справедливости — смотрелся бы редкостным циником и козлом в любом другом коллективе, но в Клейморе оказывается своего рода совестью команды.
      • Франциска. Боец отряда. Весьма крепкая барышня. Испытывает довольно тёплые чувства к ЗамКому, но подступиться к тому не может, потому что он избегает долгосрочных отношений, а с коллегами вообще старается вести себя по-деловому.
    • «Двойные Шотели Формально плюс-минус дорожная полиция. Фактически подразделение, специализирующееся на пресечении утечек информации в широкие народные массы. Иногда хватает простого оцепления, а иногда приходится запачкаться.
      • Капитан Рейнберке. Руководитель подразделения. Всегда спокойна и собранна. Разительно контрастирует со своей старшей сестрой.
      • Лейтенант Марвин. Характер стойкий, нордический. Испытывает некоторую эмоциональную привязанность к Алисе, но какую-то ну уж очень странную эмоциональную привязанность.
      • Офицер Рахн. Полная противоположность своего начальства. В прошлом одногруппник Орелдо. Позёр и ходячее недоразумение.
    • «Три Кинжала.» Занимаются внедрением в общественные образования, дабы выявлять среди них потенциально способные на деструктивную деятельность, но это формально, а фактически сами организуют кружки революционной направленности, куда собирают революционно настроенных граждан, а после доводят их до открытой акции, где их уже принимают коллеги из «Клейморы» — зачастую принимают сразу на штыки, чтобы и зрелищнее было, и лишнего никто не сболтнул, а вокруг коллеги из «Шотелей» внимательно следят, чтобы публика увидела, что нужно, и не увидела, что не нужно.
    • «Четыре Топора.» Иногда, чтобы запугать других, нужно притвориться, что ты на самом деле делаешь что-то другое. Иногда, чтобы запугать, нужно прямо сказать, что именно это ты сделать и пытаешься. Если три другие подразделения Первого Отдела действуют более-менее тонко, точетно и избирательно, то эти ребята прут напролом.

Второй отдел[править]

  • Майор Рейнберке. Та ещё чудачка — длиной заячьих ушей может померяться с Керубимом. Открытая (ну прямо очень открытая) садомазохистка — верхняя, хотя сама периодически намекает, что не прочь и другую роль примерить, если достойные кандидаты найдутся. На самом деле к работе подходит серьёзно и ответственно, хотя по её замашкам сразу и не скажешь — тонкость в том, что она по долгу службы свои замашки активно эксплуатирует. Превратила свой отдел в то, чем он перед нами предстаёт — театр со сценой континентальных масштабов. В Управлении Разведки отвечает за разведку, контрразведку, контрконтрразведку, контрконтрконтрразведку и так до бесконечности: шпионские игры — её вторая натура. Каждому сотруднику своего отдела выдаёт роль, которую тот играет с момента получения и до покидания отдела вперёд ногами — так перед спецслужбами противника (и не только его) разворачивается до нелепости невероятное в своей фееричности представление, в котором только она знает, кто на самом деле что делает.
    • Лейтенант Брэнден. Занимается наблюдением за обстановкой в приграничном городе. В войну по заданию занимался распространением слухов о 901-ом противотанковом, не зная о его реальном существовании. Спланировал предательство с побегом в Республику, для чего развернул торговлю людьми с Республикой, но в итоге что-то пошло не так.
    • Лейтенант Виттер. Он же «Холодный Виттер» — это его роль. Официально супер-агент и «знаменитый шпион». Фактически ведущий контрконтрразведчик, занятый выявлением и отвлечением контрразведки Республики.
    • Капрал Франсина. Бывшая напарница Виттера. После войны работала под началом Брэндена в том же приграничном городе. Погибла при странных обстоятельствах, отправив очень странное письмо. Раскрыла заговор и расследовала торговлю людьми, но так до самого конца и не решилась пойти против вышестоящего офицера. Понимала, что скоро будет убита, потому отправила письмо, чтобы её бывший напарник приехал за её псом. Была убита по указанию Брэндена. Оставила прощальную записку, вырезанную на ошейнике пса, где говорит Виттеру, что всегда хотела быть всего лишь его «Капралом». Когда Майор Рейнберке узнала о записке и её содержимом, в соответствии со своим чувством юмора посмертно повысила Франсину до лейтенанта.

Третий отдел[править]

  • Капитан Ханкс. Главный по накладным на распределение гуманитарной помощи. Тихий и спокойный, но исключительно наблюдательный и прозорливый слегка пожилой человек. Каким-то чудесным образом умудряется не потонуть в бумажной работе, которой у него мягко говоря с излишком. Когда надо, врубает режим сыщика и может действовать очень тонко, впрочем тут сказывается его опыт. До третьего отдела руководил военной полицией и был известен невероятной эффективностью допросов — кто о том помнит, посматривает на него с опаской: всё-таки идея попасть на разнос к человеку с прозвищем «Расчленитель Ханкс» не очень приятна — правда прозвище он заработа задолго до того, когда был молодым и участвовал в штурме окопов, да, в штыковую, и в рукопашную, и лопатой.
    • Лейтенант Алиса Мэлвин. Второй по старшинству человек в отделе. Также фактически протагонистка произведения. Официально представляет отдел на всех выездных меропреятиях, а также в случае чего выступает полевым командиром. Высокородная дворянка, принадлежащая к одной из тринадцати особо почитаемых семей. Младшая из сестёр Мэлвин. На момент основных событий претендентка на наследования статуса главы семьи по причине замужества её старших сестёр. Впоследствии раскрывается, что у семьи таки родился наследник мужского пола, который растёт в удалённой резиденции, соответственно главенство должно будет перейти ему. Весьма упёртая идеалистка, причём со временем вместо того, чтобы разочароваться в своих идеалах, наоборот утверждается в мысли о том, насколько важно их существование. Твёрдо придерживается мысли, что дворяне должны быть примером для простых людей, хотя поначалу не очень понимает самих простых людей — со временем это проходит, в смысле начинает их понимать. Мастер фехтования и верховой езды.
    • Уоррент-Офицер Орелдо. Ловелас и смельчак. Главный клоун отдела. При этом весьма неплохо разбирается в людях и всегда готов применить это на практике. Детство провёл в уличных драках, потому обладает весьма специфическим подходом к вообще любым схваткам и всегда активно эксплуатирует окружение. Помимо этого умеет взламывать замки и много чего ещё, чему научился на улицах. Когда Империя столкнулась с нехваткой офицерского состава, попал под программу по обучению неблагородных, но закончил обучение уже после войны — сам говорит, что записался туда только потому, что туда записался Мархс.
    • Уоррент-Офицер Мархс. Дежурный водитель отдела, потому как такие финты с транспортным средством способен вытворять только он. Отличник подготовки. Потомственный часовщик — именно в часовой лавке родителей познакомился с Вебнер, которая «замолвила за него словечко», когда тот поступил на подготовку. Имеет дичайший фетиш на женскую грудь, что успешно скрывает ото всех, кроме Орелдо — не потому, что доверяет тому, а потому, что от него вообще фиг что скроешь. В какой-то момент заводит что-то вроде романа с Септимой.
    • Старший Сержант Лили Стеччин. Неуклюжая подручная Капитана Ханкса и без малого талисман отдела. Обладает запредельной усидчивостью и возможно является той самой причиной, по которой накладные ещё не завалили кабинет окончательно. Перешла в управление разведки из военного оркестра, потому что хотела изучать песни народов Республики, а кроме управления разведки ознакомиться с ними больше негде, по крайней мере на территории Империи. На самом деле обладательница весьма редких способностей: она настолько «обычна», что в её воображении в принципе не может появляться, образов, сколь бы то ни было далёких от реальности — в результате оказывается незаменима, когда надо восстановить целую картину по обрывочным данным.
    • Капрал Рэндел Оланд. Противотанковый шкаф с запущенным ПТСР и запасом рефлексии в несколько килосиндзи. Ветеран 901-го противотанкового. Весь покрыт шрамами — по результатам медицинского обследования вообще большей частью состоит из рубцовой ткани. По некоторым намёкам вроде как протагонист, но по ходу развития повествования становится скорее девтерагонистом. Возможно последний выживший из своего старого подразделения. В обычной жизни добродушный гигант — при включении голубого фонаря формально машина смерти, но фактически он пользовался им так долго, что научился сохранять самоконтроль даже под его действием, хотя возможно всё наоборот и он как раз выжил благодаря тому, что сохранил самоконтроль, а может тут сыграла роль его жизненная позиция до попадания в армию. Случайно пересёкся с выездной командой третьего отдела и буквально вытащил их из иначе безвыходной ситуации (которую Коннели вообще предлагал спустить на тормозах и замять), за что получил приглашение в отдел, где ему по крайней мере светило какое-никакое жалование, да и работа формально большей частью кабинетная — эх, гладко было на бумаге…
    • Меркурий. Служебный пёс, числящийся на балансе отдела, причём по какой-то причине офицером — правда на фоне других отделов такие чудачества выглядят мелочью. Неутомимый посыльный по особым поручениям. Периодически бывает разжалован, когда покусает кого-нибудь из «больших шишек», правда потом через какое-то время повышается обратно. Умён, как человек — возможно даже умнее некоторых офицеров из других отделов. Но при этом, когда не занят каким-то поручением, имеет вредную привычку грызть всё, что попадается — иногда этим чем-то оказывается кто-то.

Отдел технического обеспечения[править]

  • Граф Марквейлл. «Особый гражданский». Фактически отвечает за согласование всех проектов. Ярый противник допуска простолюдинов до любых сфер выше сохи и мотыги.
  • Летенант Вебнер. Ведущий инженер Управления Разведки, занимающаяся разработкой в том числе вооружения. В юности крутая байкерша и хулиганка. Ныне одна из ключевых фигур Управления Разведки — как Империя полагается на свой Институт, так же Управление полагается на неё. Считает Мархса своим негласным подопечным, а потому не стесняется отчитывать его по малейшему поводу, а поводы он ей даёт регулярно, причём не малейшие, впрочем по большому счёту он не виноват — у него были вообще все шансы живым не вернуться.

Институт Кауплана[править]

  • Муза Кауплан. Руководитель медицинского направления института. Фрау Доктор, ну или по крайней мере таковой прикидывается. Гениальный врач всех специализаций сразу. Продолжает начатые в войну исследования, в рамках чего в том числе периодически обследует Рэндела. Носит в голове фрагмент мозга самого первого Кауплана, который оказался там по его же указанию.
    • Ассистент. Подручная Музы, помогающая ей разбираться с результатами анализов, а также периодически выступающая её личным водителем. Может по одному анализу крови восстановить полный портрет человека вплоть до мельчайших деталей и характера.
  • Профессор Кольт. Про него сложно сказать, что он родился не в свою эпоху, но фактически это так. Когда он был молод, его идеи возможно даже в чём-то опережали время, но к моменту основных событий они безнадёжно устарели. Его целиком и полностью во всём затмил Кауплан — основатель Имперского Института. Связан с Серебряным Колесом.

Нулевой Район[править]

Отсюда происходит Рэндел, потому эти персонажи так или иначе в большей или меньшей степени связаны с его детством. Именно от «Нулевого Района», а точнее от написания «0-land» Рэндел придумал себе фамилию, когда его записывали в армию после опытов в Институте — на самом деле он просто Рэндел, а фамилии у него с рождения не было.

Банда Перекати-Поле[править]

Фактически наследие старой банды, заменившей Рэнделу семью, когда он осиротел. Как и раньше, подбирают беспризорных сирот и пытаются научить их жить в этом мире. Повзрослевшие члены банды её обычно покидают, когда находят возможность устроиться получше, но некоторые, как Рэндел, продолжают поддерживать ребят материально в меру возможностей. А некоторые покидают банду посмертно — жизнь в Нулевых Районах сурова и жестока. Правда Трамото даже посмертно всё ещё может считаться активно действующим членом банды. По примеру Рэндела некоторые выходцы из банды позже берут себе фамилию Оланд.

  • Снайпс. Отсутствие фамилии — обычное дело в Нулевом Районе: так вот у Снайпса не было даже имени — его он получил уже в банде. На момент основных событий формально старший и главный в текущем составе банды, хотя его руководство в ней довольно условно. Испытывает тёплые чувства к СиДжей. Снайперски стреляет из рогатки.
  • Урсула. Фактический руководитель банды, а заодно главная по хозяйству. Подрабатывает эскортом, но без интима. Когда-то из-за её болезни Рэндел решился продать себя в рабство, чтобы оплатить лекарство, на которое иначе не хватало денег — ну а уже рабом он попал на опыты в Институт, а оттуда в 901-й. На самом деле болезнь была вызвана испытаниями кирихирина на жителях Нулевого Района — антидот должны были раздавать бесплатно, но ответственный за это человек решил на этом нажиться.
  • Идатен. Молчаливый слегка пухленький пацанёнок. На момент основных событий один из основных источников доходов банды — подрабатывает курьером, в том числе периодически у Авеля. Мастер уходить от погонь на своём скейтборде. Обладатель стальных нервов.
  • СиДжей. Ещё один член банды. Типичная милашка. Подрабатывает так же, как и Урсула. За время отсутствия Рэндела заметно подросла. При возвращении Рэндела довольно беззастенчиво к нему подкатывает.

Большая Четвёрка[править]

Четыре мафиозных клана, фактически подмявшие под себя все сферы жизни Нулевого Района. Разделили сферы влияния географически и стараются лишний раз на территории друг-друго не шалить. Формально открыто не конфликтуют.

  • Болманы. До клюквенности стереотипные гангстеры. Костюмы-двойки, шляпы-котелки, сигары… Только ПП Томпсона не завезли, потому что тут такого типа оружия ещё вообще не создано, а потому разгуливают в основном с кремёвыми пистолетами или дерринджерами. Подмяли под себя чёрный рынок оружия. В какой-то момент закупают у Рондарио огромную партию ружей, только чтобы с удивлением обнаружить, что им продали откровенно устаревший хлам, который у них едва ли кто-то купит — и уж точно не в таких объёмах. В результате ситуация начинает выглядеть так, как будто они эти ружья купили не для перепродажи, а для себя, что самих Болманов ставит в неловкое положение.
    • Авель. Выходец из банды Перекати-Поле. Местный умник, хитёр и изворотлив. В детстве помогал Рэнделу подтянуть владение языками, после чего тот смог подрабатывать переводами. На момент основных событий главный счетовод Болманов. Больше всего в жизни ценит деньги, однако в одержимость это не перерастает.
  • Бабуля. Не обманывайтесь ласковым полушутливым прозвищем — её профессия обязывает: Бабуля держит под собой всю индустрию эскорт-услуг Нулевого Района. По вполне понятным причинам также располагает компроматом на множество своих достаточно влиятельных клиентов. На волне нарастания напряжённости озаботилась вопросом вооружения простых сотрудниц.
    • Менеджер. Один из распорядителей клана. Коротышка в высоченном цилиндре. До карикатурности маленький человек и в глубине души редкостный козёл, но ввиду обстоятельств опасное ничтожество. Вступил в сговор с агентами Рондарио.
    • Акаша. Сотрудница борделя «Кошкин Дом». В прошлом состояла в банде Перекати-Поле. Всё ещё считает Авеля своим другом, но ввиду того, что они ходят под разными мафиозными кланами, на публике старается с ним лишний раз не общаться.
  • Эверины. Мафиозный клан, упорно косящий под благородных, впрочем не исключено, что в прошлом действительно имел связь с опальными дворянами. Сфера бизнеса прямо не уточняется, но по всей видимости контрабандисты.
  • Колкатос. Ещё один влиятельный мафиозный клан — на вид натуральные мраккультисты.

Серебряное Колесо[править]

Таинственная тайная организация, как бы тавтологически это ни смотрелось.

  • Джек. Агент организации. Один из спиц. На публике обычно носит маску, что впрочем лишнего внимания к нему не привлекает. Сторонник чистой работы и большой нелюбитель оставлять лишние улики. Периодически сокрушается по старым временам, когда Организация имела совершенно другой вид и работала тоже несколько иначе.
  • Вилос. Агент организации. Одна из спиц. Носит то маску, то закрывающие чуть ли не половину лица очки. По каким-то причинам зовёт Джека Новеньким, что вызывает массу вопросов — в Организации он явно уже давно, очень давно, потому что был свидетелем тому, как она менялась, да вдобавок демонстрирует немалый опыт. Вилос же напротив по ходу произведения демонстрирует явный недостаток опыта. Возможно Джек был переведёт в её ячейку Организации недавно, чем и заслужил такое прозвище, а может быть Вилос действительно пришла в организацию раньше, но долгое время не работала «в поле». Ярая сторонница прямых методов и наплевательского отношения к секретности, что почти выходит ей боком.
  • Лайонел. Дворянин средней руки и формальный жених Алисы. Красавец, ловкач и умник с ярко выраженными социопатическими наклонностями и не менее ярко выраженными благородными манерами. Выступает связующим звеном между Серебряным Колесом и определённой группой взявшихся подмять под себя власть дворян, причём большей частью без ведома последних. Несмотря на презрение к окружающим, по-настоящему восхищается Алисой.

Королевство Роделия[править]

  • Базальт. Формальный король. Фактически утерял власть и над двором, и над народом.
  • Примьера. Старшая из принцесс. Вертит другими, как захочет. В то же время политикой не интересуется от слова совсем — её заботит только собственное положение. Серьёзную угрозу своему положению видит только в Септиме.
  • Кватрима. Одна из принцесс. Отправляется официальным представителем Королевства на Конгресс. Мечтательница и в глубине души хорошая девушка. Активная сторонница повсеместного внедрения достижений прогресса.
  • Септима. Младшая принцесса. Уже успела пережить организованное родственниками покушение на собственную жизнь. Дежурный посол Королевства, за счёт чего меньше прочих присутствует при дворе и соответственно имеет меньше всех влияния у себя дома, но зато, несмотря на возраст, весьма уважаема в союзных странах. В какой-то момент заводит что-то вроде романа с Мархсом. На Конгрессе присутствует на правах простого дипломата.

Прочие[править]

Мы же уже говорили, что тут дофига персонажей?

  • Рондарио. Первый успешный крупный предприниматель Империи. Очень огорчён налоговой нагрузкой на свой бизнес, однако тем не менее по нему не похоже, что его доходы от этого как-то страдают. Регулярно проворачивает оригинальные махинации, пользуясь тем, что подавляющая масса предпринимателей ещё не успела разобраться в механизмах работы рынка. До какого-то момента ведёт игру «против всех», но оказывается буквально прижат к стенке, после чего пытается сподвигнуть Большую Четвёрку ему «подыграть».
  • Розетта. Неунывающая медсестра местного госпиталя, под надзор к которой регулярно попадает Рэндел. Возможно не совсем в своём уме, но с прямыми обязанностями справляется. Рэндел её немного побаивается.
  • Офицер Хааркенмейер. Служит при местном Министерстве Иностранных Дел. Почти до поклонения восторгается Алисой. Ревностная поборница справедливости. Интеллектом щедро ОБДЕЛЕНА. Мастерски владеет мечом — свой пост заняла только за счёт того, что для этого требовалось в том числе одолеть остальных соискателей в тренировочном бою: её просто никто не смог победить.
  • Полковник Бранбардт. Высокородный дворянин. Муж одной из сестёр Алисы, Солис. Командир танкового подразделения. Задолго до основных событий успел лишиться одного глаза. Открытый и добродушный мужичок с простеньким личным кодексом чести, но это в мирной жизни — на поле боя рафинированный прагматик и перестраховщик, а также танковый ас. Не лишён подкаблучных наклонностей, которые впрочем его супругой эксплуатируются не очень активно и довольно своеобразно.
  • Роджер. Наследник промотавшегося дворянского рода. Муж одной из сестёр Алисы, Элайзы. Добрый и отзывчивый мужчина средних лет. Низкоранговый служащий Министерства Финансов — фактически клерк, а ввиду обстоятельств занимается вообще всеми подряд вопросами, с которыми люди обращаются в его Министерство. Искренне любит свою жену и очень сожалеет, что не может обеспечить ей достойную настоящей дворянки жизнь.
    • Элайза. Средняя из сестёр Мэлвин. Полная противоположность Солис: резкая и даже грубоватая снаружи — добрая и мягкая внутри. Искренне любит своего мужа и тяготится тем, что он неуютно чувствует себя от её высокородного происхождения. Чувства между Элайзой и Роджером настолько чисты, что у них не первый год не выходит консумировать брак — опять же полная противоположность Бранбардтам.

Тропы и штампы[править]

  • Альтернативная история — она родимая.
  • Бесполезное спецподразделение:
    • Собственно «ножницы» — инверсия. Несмотря на репутацию «беззаботного отдела», существующего исключительно для показушно-пропагандистских целей, III отдел управления разведки имперской армии вполне справляется со своими задачами по борьбе с послевоенной разрухой (в частности — ликвидацией банд и вправлением мозгов зарвавшимся дворянчикам, с их до зубов вооружёнными подручными). С другой стороны как раз по части эффективности в тех самых показушно-пропагандистских целях у третьего отдела не всё так уж безоблачно, но они стараются.
    • А вот у первого отдела управления разведки применительно к его прямым задачам эффективность временами на грани фола, но умелое командование и постоянные тренировки делают своё дело, раз за разом помогая ребятам не ударить в грязь лицом.
    • И всё совсем печально обстоит у спецподразделений министерства иностранных дел, при том как по части экипировки (причём не с её наличием, со снабжением-то как раз у этих ребят полнейший порядок, а с её устареванием), так и по части непосредственной подготовки (приблизительно на уровне способности максимум поучаствовать в параде).
  • Война — это кошмар — центральная тема произведения. Что примечательно, автор уделяет много внимания и тому, что происходит вдали от передовой — там всё тоже далеко не радужно и не безоблачно. Ещё больше внимания уделяется тому, что война оставляет после себя, когда заканчивается.
  • Дофига персонажей — большинство персонажей эпизодические, но тем не менее создаётся полноценная картина мира, населённого далеко не безликими статистами.
    • Мы зовём его «Бармен» — в то же время имена многих персонажей так и остаются неизвестны, например Мархс и Орелдо, а ассистентка Музы так вообще просто ассистентка.
  • Закон По — чем дальше, тем больше перед нами предстаёт увесистая басня о природе справедливости, только не ясно, мысль о чём именно автор пытается донести до читателя: о необходимости жертв или о вреде радикализма — чисто по тексту выходит абсолютно амбивалентно.
  • Закон сохранения деталей — формально основная масса трудовых будней Третьего Отдела действительно представляют из себя кабинетную рутину, чередующуюся с гумантирными операциями на выезде, где герои заняты тем, что раздают несчастным обездоленным тёплые одеяла и горячую похлёбку — и именно поэтому они большей частью остаются за кадром, попадая в поле зрения в формате флэшбэков, когда у очередной стопки накладных или у очередного тёплого одеяла внезапно обнаруживаются далекоидущие последствия. Основное повествование сосредотачивается на редких расследованиях, в ходе которых вскрывается масса нелицеприятных подробностей.
  • Короткая стрижка — сильная женщина — Алиса, лейтенант Вебнер и Муза носят короткие стрижки, хотя во флэшбэках носят длинные волосы — у каждой со сменой стрижки связана своя история.
  • Кошмар головореза — ка-ру-сель-ка-ру-сель…
    • Мордобойная фраза — «Присоединяйтесь ко мне в моих сновидениях.» Рэндела мучают кошмары, где за ним приходят все, кого он убил.
  • Любитель кошек — Рэндел.
  • Милый извращенец — Уорент-офицер Мархс на вид довольно скромен и всегда крайне вежлив и учтив, от чего только его очень хорошо разбирающийся в человеческой психике сослуживец Орелдо знает, что у паренька дичайший фетиш на женскую грудь, который тот весьма небезуспешно ото всех скрывает.
    • Более того в какой-то момент этот самый фетиш буквально спасает жизнь одному из персонажей. Орелдо на мотоцикле разведывает обстановку и отвлекает противника, пока Мархс ведёт грузовик с мирными жителями, которых они эвакуируют. В процессе Орелдо находит в завалах женщину, но не решается взять её с собой, потому как противник буквально наступает на пятки, а эта женщина будет обузой. Грузовик проедет в стороне, потому фактически женщина обречена. Любую яркую метку противник обнаружит гораздо быстрее, а потому пойдёт на перехват, а недостаточно яркую метку будет не разглядеть из грузовика. Орелдо честно считал то, что сделал дальше, идиотизмом, но это было самое лучшее пришедшее ему на ум в этой обстановке решение. Ему было нужно оставить метку, которую разглядят и опознают свои, но не разглядит и не опознает противник. Грубо нацарапанное на камне штык-ножом небольшое схематичное условное обозначение женской груди (представьте две маленькие буквы «x» над одной большой буквой «W») Мархс увидел боковым зрением с доброй сотни метров, проезжая мимо километрах на шестидесяти в час, и безошиботно интерпретировал, как указание от товарища найти рядом женщину и забрать её с собой. Кроме Мархса женскую грудь в этой наскальной живописи не распознал больше никто даже при ближайшем рассмотрении.
      • А чтобы подбавить душегрейки, автор делает спасённую матерью, потерявшей в этой суматохе дочь. Вытащенная ранее из того кошмара и приведённая в лагерь беженцев потерявшая свою маму девочка, совершенно внезапно оказывается именно ей.
    • А вот стороживший спящего Мархса после попадания третьего отдела под пристальное наблюдение высшего командования солдат паренька «милым» сочтёт едва ли — оказалось, что Мархс разговаривает во сне, причём далеко не на самые пристойные темы. На утро караульного можно было демобилизовать по психической травме.
    • И до кучи этот «орёл» совершенно случайно становится фаворитом младшей принцессы соседнего королевства. И нет, его совершенно не смущают её скромные формы (к тому же, если посмотреть на её сестёр, скромными этим формам оставаться не долго). Правда Септима и сама скромным нравом не отличается — как-никак вторая после довольно прямо и беспринципно манипулирующей королём Базальтом Примьеры претендентка на трон Роделии, при том фактически за счёт одного только таланта дипломата — и это в свои двенадцать!
      • Но и этого автору показалось мало, потому в какой-то момент Септима и Мархс уединяются в номере отеля, а на утро Мархс выглядит так, как будто неделю вагоны разгружал без перерывов на сон и отдых. На самом деле они играли в твистер (автор вполне честно это нарисовал).
    • На определённом моменте Мархс чисто из профессиональной ответственности пробирается на собрание тайного общества ценителей запрещённой литературы — собственно само общество оказывается не более чем сборищем любителей эротических рассказов. Да, целая тайная организация милых извращенцев! «Твой жезл может стоять, но ты — нет».
      • Собрание оказывается накрыто и разогнано, а Мархс сокрушается, что у него сорвалось внедрением под прикрытием. Позже он сталкивается с одним из участников собрания, который спокойно говорит, что знает, что паренёк не причём, и предлагает тому приходить снова, но на этот раз подготовив речь, ведь они не просто читают похабные байки, а вполне серьёзно изучают природу фетишизма.
  • Неправдоподобно убедительная маскировка — заявлено, что ожоги на лице Керубима скрывают его мимику (впрочем правдивость заявления целиком и полностью на совести самого Керубима) — при этом это персонаж с самой богатой и выразительной мимикой на всё произведение. То ли подразумевается, что эту мимику видит только читатель, то ли Керубим врёт сам себе.
  • Не в ладах с технологией — отдадим должное автору, что он постарался ответственно подойти к изображению многих устройств, взяв за основу реальные образцы, но вот там, где он рисовал по наитию… Буксующий танк из первого тома и дульнозарядный гладкоствол без пыжа развидеть мягко говоря нелегко.
    • Не в ладах с физикой — в анимационной адаптации и без того вопросительные моменты, в оригинале показанные «короткой нарезкой», развернули в полноценные пафосные сцены, проигнорировав не только физику, но и топологию.
  • Не убий — именно такую жизненую философию прививал Рэнделу его отчим: или ты ценишь любую жизнь как таковую, или ты не ценишь никакую жизнь вообще. В двух словах — экзистенциальный пацифизм. Именно поэтому Рэнделу приходится учиться снова ценить свою собственную жизнь — войну он оправданием убийствам не считает. Осложняется всё ещё и тем, что ему и после войны приходится убивать, чтобы защищать.
  • Ничтожество на троне — о, это здесь определённо «актуальный тренд».
  • Ой, бл… — регулярно случается. То у банды дезертиров окажется при себе танк с химическими снарядами, то у мелких дворянчиков будет под рукой оружие, вроде самозарядных винтовок, про которое даже в имперских спецслужбах только мечтают — слишком сложно для серийного производства.
  • Пистолетище — предмет статьи знают именно за это.
  • Подлое эхо войны — во все поля: разруха, голод, банды дезертиров, упивающиеся безнаказанностью провинциальные дворянчики (и просто полевые командиры)…
  • Почему ты отстой — Виттер знает в этом толк.
  • Профи с причудами — тут, чем выше профессионализм, тем длиннее заячьи уши. Кузнец, создавший «Белую Розу», так вообще педаль в пол давит (и это при том, что он один из самых мудрых персонажей).
  • Распутинская живучесть — Рэндел бьётся с бронетехникой ПОЧТИ НА РАВНЫХ.
  • Ряженые под…
  • Сословная мораль — предстаёт во всей красе — впрочем рядом с ней постепенно проклёвывается и альтернатива.
  • Тактика решает — реально решает буквально с первых страниц.
    • А что, так можно было?! — героям срочно (в течение часа) нужен огромный вооружённый (хотя бы чем-то) отряд, а связей и заначки на бывалых головорезов не хватит ни при каком раскладе. Авель пошёл и на имевшиеся деньги снял проституток с выездом, воспользовавшись тем, что барышням для самозащиты буквально недавно раздали дерринджеры. Ну подумаешь, своеобразные запросы у клиента — эка невидаль. А то, что в тех дерринджерах всего по два патрона, так в приставленном к виску цели виде хватит и одного.
    • Безумно изощрённая жестокость — в бою Рэндел не особо привиредничает в выборе средств истребления неприятеля — в выборе способов их применения тоже.
      • Мастер невероятного оружия — при этом наиболее привычные Рэнделу инструменты большинством вообще едва ли в качестве оружия использованы могут быть.
      • Уволен из гестапо за жестокость — здесь есть негодяи, убивающие людей ради наживы, убивающие людей из азарта, убивающие людей ради развлечения, убивающие людей просто со скуки, даже убивающие людей просто так — но от вида Рэндела «за работой» у них невольно подкашиваются ноги и намокают штаны.
    • Вонючка — один из роделийских наёмников использует весьма вонючую грязь из родных краёв, чтобы заставлять противника потерять концентрацию, да ещё в добавок и свой мачете ей смазывает.
      • В эту игру могут играть двое — Алиса одолжила у как нельзя кстати явившегося Рэндела его незадолго до того укоротившуюся шинель — пропитавший её пот шибает в нос так, что перебить это может разве что газовая атака, но, во-первых, Алиса в детстве провела немало времени в конюшне, во-вторых, вонь шинели Рэндела у неё ассоциируется с сослуживцами.
    • Прагматичный боец — Орелдо использует в бою все, вообще все возможности — в ход одновременно идут трюки от идиотских до гениальных.
      • Слаб в бою, но отличный тактик — если лишить его возможности для манёвра, окажется, что боец из него в общем-то никудышный, вот только удаётся это противнику всего единожды, да и то он там по большому счёту поддался.
  • Так было надо — в этом весь Коннели. Что примечательно, коллеги его подход критиковать не особо рвутся.
  • Фанатское утрирование — «История о том, как танки превращались в тыквы
  • Философический угар — Рэндел пытается найти цель в жизни, а Алиса пытается найти высшую справедливость. При том оба понимают, что универсального смысла жизни и универсальной справедливости не существует. В итоге Рэндел выбирает своей целью поддерживать Алису в её поиске. Никого не удивит, если Алиса в итоге найдёт высшую справедливость в моральном компасе Рэндела.
  • Хайнлайнинг — пример далеко не самого удачного использования приёма: сеттинг более-менее раскрывается только в четырнадцатом томе, объясняя и обосновывая гору технических нестыковок, причём заметно, что такой поворот был задуман заранее, а не делался в спешных попытках удержать целостность сеттинга — большинство читателей бросит произведение гораздо раньше, сочтя сюжет и сеттинг идиотскими.
  • Шлюха с золотым сердцем — мать Рэндела, при том что свою работу любила и не считала, что ради неё чем-то жертвует. Туда же Акаша — жизнь в Нулевом Районе и так тяжела, а без взаимопомощи была бы вообще невыносима.
  • Шрамы навсегда — педаль в пол давят Рэндел и Керубим, но исполосованных шрамами персонажей тут и без них хватает, а некоторые обзаводятся памятными шрамами прямо по ходу повествования, как ЗамКом Клейморы.