Эффект бабочки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении… Предсказание становится невозможным. »
— Пуанкаре

Эффект бабочки — метафора о размерах исходного воздействия и конечного результата. Вернее, это целых две метафоры.

Теория хаоса и иже с ней[править]

В теории хаоса «эффект бабочки» определяет само понятие (математического) хаоса — непредсказуемой системы. Каноническая цитата звучит так:

« Бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии. »

Географические места и эффект воздействия могут меняться, лавину эффектов часто сокращают до тайфуна в Тихом океане.

Из математической же теории позаимствовано понятие точка бифуркации. Исходно оно означает точку смены поведения системы. В литературно-фантастическом контексте это — умный синоним слова «развилка».

Суть[править]

Собственно говоря, все сочинения с самиздата про попаданцев именно об этом самом. Один Вася П.[1] попав в нужное время, в нужное место и предприняв нужные действия — глобально меняет ход истории. Да и действия-то обычные: кому-то настучать, кого-то расстрелять и спеть Высоцкого.

Исключения из правила достаточно редки.[2] В принципе, в этом случае сама бабочка даже излишня. Некому ее давить. Потому что это просто книга о средневековье. Или о Великой Отечественной. Может быть даже: хорошая, фактологически и психологически достоверная книга. И чем она лучше, тем меньше там нужны попаданцы.

Временной парадокс[править]

Основная статья: Временной парадокс

Противоположный эффект. Ни одно действие временных пришельцев в прошлое не изменяет настоящее, органично вплетаясь в историю. В более узком варианте, настоящее такое, какое оно есть, лишь потому, что было осуществлено вмешательство в прошлое, и именно так, как оно было осуществлено.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Гвоздь и подкова», английская детская песенка, известная русскоязычной публике по переводу Маршака. «Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого, что в кузнице не было гвоздя». А если бы гвоздь нашёлся?
    • Вероятно, её первоисточник — судебный иск, в котором из-за потерявшей подкову в пути лошади жених сильно опоздал на свадьбу с богатой невестой, свадьба сорвалась, та вышла за другого, а жених подал в суд на кузнеца, подковавшего его лошадь, пытаясь взыскать с него «недополученную прибыль». Что характерно, королевский суд дело не принял даже к рассмотрению, а высмеивающие незадачливого истца газетные заметки и дали рождение вот такой песенке с доведением дела до абсурда.
  • «И грянул гром» Рея Брэдбери (и экранизация). Классика: машина времени, случайно выбранная точка доисторического времени. И случайно раздавленная бабочка. По возвращении в настоящее оказывается, что в Америке теперь пишут на правельном олбанском и избрали президентом Трампа консерватора Дойчера.
  • Уильям Тенн «Бруклинский проект» — эксперимент по выявлению «эффекта бабочки» проходит успешно, но персонажи этого не замечают — с их точки зрения нет ничего естественнее появившихся псевдоподий.
« — Вот вами — секретарь махнул рукой в сторону экрана. — Первое колебание закончилось. И разве что-нибудь изменилось? Разве все не осталось, как было? Но эти инакомыслящие будут твердить, что изменения произошли, только мы их не заметили. Спорить с такими антинаучными, основанными на слепой вере взглядами — пустая трата времени. Эта публика… [Шар перемещается на 2 млд. лет в прошлое] … будет корпеть тридцать часов в день из тридцати трех, чтобы доказать, что черное — это не белое или что у нас не две луны, а семь. Они особенно опасны… »
— И.о. секретаря при администраторе по связи с прессой
  • «Конец вечности» Азимова: здесь эффект эксплуатируется практически в промышленных масштабах.
  • Евгений Прошкин «Механика вечности» — единственный способ узнать, верна ли энтропийная или антиэнтропийная теория — попробовать. Победила теория с эффектом бабочки.
  • С. Гансовский, «Винсент Ван Гог»: по полной программе. Поэтому официально вмешательство в прошлое запрещено. Но можно не совсем официально, главное, чтобы никто не знал. POV-персонаж с компаньоном-лаборантом пытаются разбогатеть на картинах Ван Гога, приобретя их как можно дешевле при жизни художника, либо почти сразу после смерти, когда они еще совсем дешевые. Но тут есть фитилек — можно «сделать петлю», откатив свое вмешательство, хотя и не полностью (мелкие изменения все равно остаются, а если срывать петлю неоднократно, то и накапливаются — протагонист так в итоге и доигрался, застряв в прошлом, хотя потом об этом и не жалел, даже гордился тем, что внёс свой вклад в борьбу с нацизмом).
  • А. Житинский, «Часы с вариантами» — главный герой, получивший от деда в подарок часы, обеспечивающие возможность путешествия во времени, в первое время лихо скачет по временным слоям и с упоением давит бабочек, жуков, пауков и прочую мелочь. И только несколько раз «допрыгавшись», начинает задумываться о своих действиях и понимает, почему его дед отпрыгнул в прошлое всего один раз 22 июня 1941 года, переместившись на две недели назад, чтобы обеспечить экстренный ремонт своего корабля
  • Роберт Силверберг «Что мы узнали из утренней газеты». Протагонист вместо «сегодняшней» газеты получает газету из будущей недели и решает поиграть на бирже. Каждый день содержимое газеты несколько меняется… Через неделю приходит «потерявшаяся» газета недельной давности, но она полна событиями, которых протагонист не помнит. Какая газета придёт завтра? Никакой. Протагонист с женой заперты в собственном маленьком кольце времени.
  • Юрий Брайдер+Николай Чадович, «Опасное лекарство». Пытаясь изменить настоящее к лучшему, герои вовсю проводят спецоперации в прошлом. Каждый раз результат получается своеобразным. В конце концов доигрались до того, что предотвратили зарождение жизни на планете Земля.
  • Орсон Скотт Кард, «Искупление Христофора Колумба» — благодаря технологии наблюдения событий прошлого становится известно, что наша история не является первоначальной. В первоначальной истории, европейцы не открыли Новый свет ещё несколько столетий, а Колумб устроил очередной Крестовый поход, закончившийся экономическим крахом Европы. За этом время, Ацтекская империя пала, и её заменили более жестокие и прогрессивные тласкаланцы. К тому времени, как португальцы наконец высадились на берегах материка, он уже был в кровавых руках тласкаланцев, которые тут же схватили незнакомцев и вынудили их раскрыть тайны кораблестроения и пороха. Дальше следует полный захват Европы, Азии и Африки организованной империей из-за океана и массовые жертвоприношения. В общем, потомки этого мира решили всё изменить и послали голографическое послание Колумбу, призывая его плыть на запад под видом Господа Бога. Наши уже с вами потомки решают, что подобные изменения надо производить с умом, поэтому трое отправляются в прошлое, чтобы помочь установить подобающий контакт между Старым и Новым светами на равных.
  • ПЛиО — кто ж знал, что тупейшая попытка Джоффри сквитаться с Браном запустит такой аццкий замес? Но, если верить сериалу, ещё больший замес устроил загадочный некто, натолкавший в уши Роберту Баратеону про Лианну Старк и принца Рейгара.

Мультфильмы[править]

Кино[править]

  • Кинотрилогия «Назад в будущее».
  • «Эффект бабочки»: главгерой каким-то образом может путешествовать в ключевые события своей жизни, используя свои дневники. Судя по всему, наследственное: его отец для этих же целей использовал фотографии.
  • «Беги, Лола, беги»: в каждом из трёх вариантов развития событий есть свои точки бифуркации, а судьба меняется не только для главной героини и её парня, но и для всех персонажей, с которыми Лола даже просто на пару секунд столкнулась во время своего очередного забега (показывается в виде слайд-шоу).
  • «Осторожно, двери закрываются»: судьба героини зависит от того, успеет ли она на поезд и, соответственно, узнает ли, что бойфренд ей изменяет, бросит его и начнет новую жизнь — или не узнает и продолжит жить так же, как раньше.
  • «Оксфордские убийства»: в какой-то мере субверсия. Упомянувший "Эффект бабочки" Мартин подвергается высмеиванию профессора, но сам становится "спусковым крючком" для убийства и последующей серии незаметных преступлений

Телесериалы[править]

  • «Грань»: s3e10, «Светлячок». Сентябрь подробно объясняет, как повлияло на течение событий спасение им Питера.
    • В заключительном пятом сезоне уже сам Питер вживил себе в мозг устройство Наблюдателей и начал манипулировать событиями, чтобы подтолкнуть их в нужную сторону.
    • Собственно, многие отличия между судьбами двойников в нашей Вселенной и Альтернативной возникли именно из-за какой-то мелочи (например, подброшенной монетки).
  • Обыгрывается в эпизоде «Клиники», где показано два хода событий того дня — результат того, куда села бабочка в начале эпизода: на грудь красивой женщины или на грудь толстого мужика. В одном из случаев, у ГГ — ужасный день, кульминацией которого является смерть пациента. Во втором, день ГГ гораздо лучше… вот только пациент в конце всё равно умирает.
  • «Доктор Кто»: Название сабжа обсуждается в первом путешествии Марты Джонс.
«

— А что, если будет как в фильме — наступлю на бабочку и будущее изменится? — Тогда не наступай на бабочек… Чего они тебе сделали?!

»
— Эпизод «The Shakespeare Code»
  • И во втором путешествии Билл Потс тоже.
  • Серия «Turn Left» вся об этом.
  • «Звёздный путь: Вояджер» — в двухсерийном эпизоде, экипаж одного корабля расы кренимов постоянно стирает целые цивилизации из истории в надежде вернуть близких, утраченных во время необдуманного изменения истории. В одном случае, великую Кренимскую империю удаётся восстановить, однако родной колонии экипажа всё ещё нет, ибо империя не заселяла этот мир. Чакотай предлагает убрать «Вояджер» с пути кренимов путём удаления одной неприметной кометы, из-за которой им пришлось сменить курс. Симулятор тут же бьёт тревогу. Оказывается, эта комета в далёком прошлом засеяла планеты этого сектора жизнью, так что Чакотай чуть не уничтожил все цивилизации сектора. Первоначальную хронологию удаётся вернуть, когда Джейнвей таранит корабль кренимов. Высвобождение временной энергии приводит к всеобщему «откату».
  • «Паранормальный Веллингтон» — 4 сезон, 6 серия. Пройдя через червоточину в ткани времени, проделанную гигантским червём, Миноуг и О'Лири и попали в 1994 год, встретили там восьмилетнего пока ещё не сержанта Мааку и подарили ему спиннер. А когда они вернулись назад в будущее, то увидели, что Веллингтон сильно изменился в худшую сторону. Маака не пошёл в полицию и не создал паранормальный отряд, а потому некому было разбираться со всей той анамальщиной, которую нам показывали на протяжении четырёх сезонов. По городу бродят толпы охочих до мозгов зомби, и полиция не может с ними сладить, ведь её возглавляет сержант Паркер, с вопиющей некомпетентностью которого может соперничать лишь его зашкаливающая самовлюблённость. Хорошо хоть вторжение растительных инопланетян захлебнулось, наткнувшись на двух кайдзю Танива, которые теперь тоже шастают по Веллингтону и пожирают зомбаков. И только для Мааки всё сложилось неплохо — он запатентовал спиннер и теперь живёт в роскошном особняке с красавицей-женой. К счастью для Веллингтона, этот альтернативный Маака тоже увлекается всем паранормальщиным, а потому он объяснил главным героям, что произошло и как это исправить. Оказывается, дело было даже не в спиннере и свалившемся богатстве, просто встретив двух копов-дебилов, восьмилетний Маака не захотел становиться таким, как они.

Видеоигры[править]

  • «Life Is Strange»: Макс может не только отматывать время на минуту-другую назад, но и возвращаться в точки бифуркации посредством фотоснимков.
    • Забавно также, что игра напрямую обыгрывает и саму символику тропа — именно с бабочки начались злоключения главной героини, а заканчивается всё странными погодными феноменами, вплоть до урагана. В самой игре эффект также подсвечен авторами — Макс читает книги о путешествиях во времени, смотрит соответствующие фильмы, да и фраза «эффект бабочки» в диалогах всплывает.
      • Более того: при сохранении (являющемся потенциальной точкой бифуркации) на экране Эта самая бабочка и появляется.
  • «Discworld» (1995): обыграно буквально. Чтобы изменить погоду, Ринсвинд должен отправиться в прошлое и там произвести манипуляции с той самой бабочкой.
  • «Singularity» — во все поля. Время представляет собой крайне нестабильную систему, которая при малейших изменениях в прошлом иногда кардинально меняет всё в настоящем. Собственно, игра как раз посвящена попыткам главного героя привести пространственно-временной континуум в норму (ну, в понимании главного героя) после его необдуманных действий в прошлом. Причем действует протагонист методом Гомера Симпсона из одного Хэллоуинского эпизода «Симпсонов» — то есть, если использовать аллегорию, давит в прошлом всех встречных бабочек в надежде на то, что это поможет все исправить. В любом случае, у главного героя не вышло. Во всех концовках, неважно каких — хороших, плохих или нейтральных — наш вариант реальности не удается восстановить.
  • Until Dawn — вся игра об этом. Подсветка: после каждого действия игрока, которое повлияет на развитие сюжета, на экране возникает стая бабочек.
  • Mary skelter 2 - Казалось бы невинное желание Оцу, чтобы Русалочка выжила, из-за которого появился альтернативный таймлайн, где Русалочка, защищаемая Оцу, не впала в Кровавое Буйство и выжила, вызвало серьёзные изменения и не всегда (точнее, чаще всего не) хорошие: выжившая Русалочка и Оцу присоединились к Рассвету, из-за этого необходимые семь Кровавых Дев набрались намного раньше и с появлением Кагуи - восьмой - эксперименты стали жёстче, из-за этого Золушка, которая считала себя бесполезной и что раз есть "лишняя" Кровавая Дева от неё избавятся (точнее, не дадут ни в чём участвовать), сбежала, после этого был убит Хицука и подозрения пали на Золушку из-за чего Орден Солнца - а вместе с ним и тройняшки - покинул Рассвет, вскоре после этого сбежала Кагуя. И дальше становилось только хуже: на миссию по вызволению Джека и Алисы вместе с Красной Шапочкой отправились Оцу и Русалочка, из-за этого когда Алиса впала в Кровавое Буйство, Джек, вместо того чтобы попытаться успокоить её, как в изначальном таймлайне, решил защищать отряд спасения и попал под удар обезумевшей Алисы, но был слишком далеко и его кровь не попала на Алису, вдобавок из-за удара он вместе с отрядом спасения отлетел в пещеру. Из-за этого Алиса и Джек превратились в Кошмары - оба от чувства вины: Джек - из-за того что не смог помочь Алисе, а Алиса решила, что случайно убила Джека (та Алиса, которая присутствует в игре как Кровавая Дева - копия, созданная Тюрьмой из желания Джека). Ставшая Кошмаром Алиса во время своего буйства уничтожила Квартал Освобождения из-за чего погибло много людей, в том числе ключевые фигуры Рассвета. В конце концов Кровавой Команде пришлось сразиться с Алисой-Кошмаром и они победили, однако на них, уставших после тяжёлого боя, напал так и непобеждённый в этой реальности Кошмар Башни и убил всех, кроме Оцу и Русалочки.
  • CrossCode (2018) — не сам троп, но оммаж к нему. Лея может взять себе в питомцы большую красивую бабочку, которая время от времени будет вызывать мини-торнадо взмахами своих крыльев.

Визуальные романы[править]

  • Серия Zero Escape — одним дождливым днём молодая мать бегала трусцой по парку. Достигнув распутья, она заметила улитку, что ползла по привычной ей дороге. Неизвестно, что в этой улитке её встревожило, однако она всё-таки решила побежать дальше по неизвестному ей маршруту… Именно с этого момента началась цепь трагических событий, которая в одном из возможных вариантов развития событий во вселенной игры привела к вымиранию всего живого на Земле.
  • Врата Штейна — довольно часто происходит, но особо выделяется момент из начала: одно-единственное сообщение, отправленное в (не)удачный момент, приводит к созданию героями машины времени и, как оказалось, к антиутопии в будущем.

Веб-комиксы[править]

Музыка[править]

  • Клип на песню группы Ленинград «Кольщик» (режиссёр — Илья Найшуллер) — из-за маленькой невинной девочки, пустившей мыльный пузырь, в цирке разразилось настоящее светопреставление.

Контрпримеры и нестандартный подход[править]

  • С. Лем, 18 и 20 путешествия И. Тихого и пьеса «Черная комната профессора Тарантоги». Оба вмешиваются с целью прогрессорства в историю Земли, причем в 18 путешествии Тихий и Солон Разглыба вообще пытаются внести улучшения во Вселенную на этапе Большого Взрыва, а в 20 Тихий руководит целым ТЕОГИПГИПом (т. е. институтом, исправляющим историю). Но получается все, как получилось. Т. е. тут имеется временная петля.
  • Илья Варшавский, «Петля гистерезиса». Историк Курочкин желает собрать убедительный материал, опровергающий существование Иисуса Христа, для чего отправляется в I век н. э. Вопросы о том, не было ли поблизости пророка из Назарета, говорившего то-то и то-то — вкупе с необдуманным использованием технологий двадцать-какого-то века (ратворённый в воде пузырёк спирта — вино из воды; непромокаемый жилет — хождение по воде; зажигалка — сошествие святого духа; аптечка — чудесное исцеление; etc) — приводят Курочкина к мученической смерти (точнее, извлечению в родное время) и основанию христианства.
  • Е. Дрозд, «Коробка с логисторами». Есть узлы-события, которые невозможно изменить. А для того, чтобы повлиять на событие из прошлого, надо затратить столько энергии, сколько потребуется для изменения последствий того действия во время отправки в прошлое. Т. е. для того, чтобы убить бабочку, в результате чего должен прийти к власти злой президент, придется потратить неимоверное количество энергии, как минимум равное энергии, требуемой для свержения одного лидера и возведения второго в момент отправки в прошлое.
  • Евгений Лукин, «Бытиё наше дырчатое».
    • Один из персонажей, пламенный коммунист, начитавшись Брэдбери, фанатично давит бабочек:
« — Диктатура будет, — известил он, строго поджимая губы. — Наша справедливая диктатура. Не сразу, правда. Через миллион лет. Примета такая. Как растопчешь бабочку, так через миллион лет диктатура. »
— Аксентьич
    • Другой из персонажей отправляется в прошлое, дабы убить генетическую Еву и тем самым уничтожить человечество. Пришёл к успеху. Успех привёл к логическому парадоксу: раз Еву убили, то и не появился тот, кто её убивал, следовательно, она выжила. Почему «нестандартный подход», вроде бы классический «парадокс бабушки»? У персонажа, отправившего заказчика в прошлое, индикатор конца света начинает работать в непредусмотренном циклическом режиме: Еву убили — конец света — индикатор работает — парадокс — Еву не убили — конец света не наступил — индикатор не работает — …
  • Flashpoint: Флэш/Барри Аллен вернулся назад во времени, чтобы спасти свою мать. После этого, весь мир изменился до неузнаваемости. Дело было не в спасении одной женщины — это само путешествие героя исказило реальность.

Примечания[править]

  1. Ну или небольшая группа. Редкое исключение: рассказ Лукина «Семь тысяч Я»
  2. Но тем не менее. В «Мы погибнем вчера», казалось бы очередном попадании в начало Второй Мировой, все попаданцы погибли или при переходе линии фронта, или при последующей атаке немецких позиций и отражении немецкой контратаки (а особист, отправившийся со свидетелем-попаданцем докладать высокому начальству, попал под авианалет). В «Зенитчике» главный герой по мере сил не дает летать немцам из люфтваффе и ездить — фашистским танкистам, не заморачиваясь проблемами мирового значения — выжить бы. Главная героиня «Кабанов города Каннута» около двух третей книги натурально ухаживала за домашней свиньей мужского пола. На фоне других приключений, да. Но ни к чему глобальному не тянулась.