Зло всегда сильнее: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 19: Строка 19:
Опять же всё не настолько печально. Возможно, герой изыщет какое-то преимущество, которое и развернёт против превосходящего противника на полную катушку, [[Спустили на него его же собак|обернув его силу против него самого]]. А может, и нет, и героически погибнет. А может быть, в самый последний момент [[Прибытие кавалерии|прибудет кавалерия]]…
Опять же всё не настолько печально. Возможно, герой изыщет какое-то преимущество, которое и развернёт против превосходящего противника на полную катушку, [[Спустили на него его же собак|обернув его силу против него самого]]. А может, и нет, и героически погибнет. А может быть, в самый последний момент [[Прибытие кавалерии|прибудет кавалерия]]…


Родственный троп — [[Злодей всегда больше]]. Подтропы — [[Давид против Голиафа]] (когда антагонист качественно сильнее, но тоже один) и [[Непобеждаемый злодей]]. Противотроп — [[Злодей-андердог]].
Родственные тропы — [[Злодей всегда больше]] и [[Закон злодейской смены стороны]]. Подтропы — [[Давид против Голиафа]] (когда антагонист качественно сильнее, но тоже один) и [[Непобеждаемый злодей]]. Противотроп — [[Злодей-андердог]].


== Примеры ==
== Примеры ==
[[Закон злодейской смены стороны]]


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 43: Строка 42:


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer Fantasy]] — силы добра (да, они здесь есть [[Warhammer 40,000|в отличие от]]) в меньшинстве, но их ещё не смели только потому что все эти дикие орды и империи зла просто не в состоянии перестать [[Зло против зла|мочить друг друга]].
* [[Warhammer Fantasy Battles]] — силы добра (да, они здесь есть [[Warhammer 40,000|в отличие от]]) в меньшинстве, но их ещё не смели только потому что все эти дикие орды и империи зла просто не в состоянии перестать [[Зло против зла|мочить друг друга]].
* [[Warhammer 40,000]] — прямая версия, инверсия и аверсия одновременно. Сам по себе Империум (если его считать добром, конечно) обладает достаточными силами для уничтожения любой угрозы (инверсия тропа), кроме, разве что, тиранид (которые представляют собой прямую версию). Однако логистика Империума крайне неповоротлива, а у многих плохишей имеется нехилое преимущество в инициативе, поэтому очень часто силы Человечества теоретически намного больше, чем у его врагов, но на конкретном поле боя, здесь и сейчас — меньше (аверсия).
* [[Warhammer 40,000]] — прямая версия, инверсия и аверсия одновременно. Сам по себе Империум (если его считать добром, конечно) обладает достаточными силами для уничтожения любой угрозы (инверсия тропа), кроме, разве что, тиранид (которые представляют собой прямую версию). Однако логистика Империума крайне неповоротлива, а у многих плохишей имеется нехилое преимущество в инициативе, поэтому очень часто силы Человечества теоретически намного больше, чем у его врагов, но на конкретном поле боя, здесь и сейчас — меньше (аверсия).


Строка 50: Строка 49:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Айкидо построено на том, чтобы развернуть силу более могучего противника против него самого. В изначальном варианте Морихея Уэсибы работало, в наши дни… получилось, что получилось.
* Айкидо построено на том, чтобы развернуть силу более могучего противника против него самого. В изначальном варианте Морихея Уэсибы работало, в наши дни… [[Кунг-фуфло|получилось, что получилось]].


{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Goodevil}}

Текущая версия на 12:18, 17 июня 2024

« Сильнее, чем Моргот, с тех пор короля

Не видела больше под небом земля: Тьмою прорезана эта страна, Тень от руки его мощной видна, Не медлил врагов наказать он своих; На место убитого слал он двоих. Мятежников нет, огни не горят, Погасла надежда[1], и песни молчат, Деревья повалены, вереск сожжён, И чёрный из орков идёт легион.

»
— «Лэйтиан или Освобождение от оков», Canto III

Как вы думаете, почему героизм — это сложно, и отнюдь не каждый согласится стать героем без особой на то нужды? Если бы Добро и Зло были равны по силам, никакой герой был бы и даром никому не нужен — всё решила бы команда крепких профессионалов, как абсолютно штатную ситуацию. А уж если древнего воителя вызывают сразиться со Злом или обыкновенному школьнику приходится спасать мир — значит, опасность действительно велика. И скорее всего, Зло в данной ситуации будет намного, НАМНОГО сильнее Добра…

Планета против огромной Галактической империи? Ничтожная группка подпольщиков с одним ржавым «калашом» на пятерых против всех спецслужб деспотического режима? Несколько десятков отважных защитников крепости против огромной армии захватчиков? Толпа накачанных бугаёв с битами против отважного, но слабого безоружного «ботаника»? Многотысячная орда зомби против одиночки с ржавым пулемётом, у которого одна лента, да и та неполная? Как бы то ни было, в данном случае силы Зла настолько превосходят силы Добра, что надежды на победу практически нет.

Вариант: силы сторон всё-таки сопоставимы, но преимущество Зла — в отсутствии этических ограничений на их применение. Герой до последнего момента будет избегать использовать опасный и запретный приём — а злодей станет шарашить им направо и налево. Империя Добра, покупая услуги наёмников, прописывает им в контракте этичное поведение, а Империя Зла гребёт тех, кто возьмёт дешевле, потому что любит сам процесс войны и грабежа. Светлый властелин свою Звезду Смерти испытывает на безжизненных космических булыжниках, а Тёмный — на обитаемых планетах (и хорошо если хотя бы вражеских, а не собственных).

Опять же всё не настолько печально. Возможно, герой изыщет какое-то преимущество, которое и развернёт против превосходящего противника на полную катушку, обернув его силу против него самого. А может, и нет, и героически погибнет. А может быть, в самый последний момент прибудет кавалерия

Родственные тропы — Злодей всегда больше и Закон злодейской смены стороны. Подтропы — Давид против Голиафа (когда антагонист качественно сильнее, но тоже один) и Непобеждаемый злодей. Противотроп — Злодей-андердог.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Песнь о Беовульфе» — противником заглавного героя стал великан-людоед Грендель. Мало того, что он невероятно силён (способен утащить и сожрать нескольких дружинников сразу), так ещё и неуязвим для мечей, копий и стрел. Так что Беовульфу приходится сражаться с чудовищем без кольчуги и врукопашную. И тут внезапно субверсия: Беовульф оказывается не просто силачом, а обладателем физической суперсилы, и отрывает гиганту руку.
    • Точнее, Беовульф изначально решил драться с Гренделем голыми руками и без кольчуги просто для вящего пафоса и славы. А в уже в процессе оказалось, что это вполне прагматичный метод для победы.
  • «Властелин Колец», разумеется. Двое измученных морально и физически хоббитов, бредущих по выжженным пустошам Мордора — единственная надежда Средиземья на спасение от могучего темного властелина Саурона. Все остальные силы добра в этом раскладе — лишь группа поддержки, необходимая для отвлекающего маневра. Противостоять многократным превосходящим силам зла им удается лишь из-за безграничной самоуверенности темного владыки, не считающего своих противников серьезной помехой.
  • Сильмариллион давит педаль в пол. У Моргота всегда больше войск, он создаёт убийственную технику и творит смертельную магию. Ему служат гигантский волк Кархарот, драконы Глаурунг и Анкалагон, стаи чудищ послабее. И нечастые победы героев — лишь проблески света в общей безнадёге сюжета.
  • «Тёмная башня» — да та ж история: тёмный властелин, обладающий огромной магической мощью, гигантские армии зверолюдей и боевых роботов, бандиты-наёмники, демонический колдун на побегушках (у которого хобби — шляться по мирам и разжигать войны), колдуны и мелкие злые духи в прислужниках, и всё это стремится обрушить ВСЁ мироздание во прах. Противостоят этой силе: ганслингер-инвалид с ПТСР, негритянка-колясочница, наркоман с дурацким чувством юмора, священник-расстрига, мальчишка, юный художник и мелкий зверёк.
  • «Пакт» Джона Макрея. Несмотря на то, что в этой вселенной наряду с демонами (несущими хаос as is) есть и противостоящие им ангелы (существа порядка), в одинаковой весовой категории демон всегда будет сильнее ангела. Поэтому неудивительно, что эта вселенная потихоньку-полегоньку становится всё темнее (как в прямом, так и в переносном смысле).
  • «Роза Мира» — субверсия. В космогонии Андреева зло как таковое довольно малочисленно (например, в нашей брамфатуре нисходящих слоев всего 39, а восходящих — более 200). С другой стороны, злыдни, в отличие от провиденциальных сил, не стеснены в средствах, что дает им большое тактическое преимущество.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — Галактическая Империя. Обладала огромными материальными и людскими ресурсами и даже гибель вундерваффе не поколебала её могущества.
    • В сиквелах — Первый Орден. Казалось бы, что может эта кучка милитаристов противопоставить Новой Республике? Но волей сценаристов Новая Республика распадается с одного выстрела, а Ордену противостоит лишь мизерное «Сопротивление».
    • В Расширенной Вселенной различные ситхские империи обычно были сильнее Республики.
      • Вообще темная сторона кажется сильнее, но на самом деле лишь быстрее, проще и соблазнительнее. А мнимая сила быстро ведет по ухабам под откос. Ситхи, как правило, сильнее в бою, но и быстрее просаживаются.

Видеоигры[править]

  • Фундаментальный закон. Зло всегда многочисленнее, а боссы может и не сильнее, но точно крепче.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — силы добра (да, они здесь есть в отличие от) в меньшинстве, но их ещё не смели только потому что все эти дикие орды и империи зла просто не в состоянии перестать мочить друг друга.
  • Warhammer 40,000 — прямая версия, инверсия и аверсия одновременно. Сам по себе Империум (если его считать добром, конечно) обладает достаточными силами для уничтожения любой угрозы (инверсия тропа), кроме, разве что, тиранид (которые представляют собой прямую версию). Однако логистика Империума крайне неповоротлива, а у многих плохишей имеется нехилое преимущество в инициативе, поэтому очень часто силы Человечества теоретически намного больше, чем у его врагов, но на конкретном поле боя, здесь и сейчас — меньше (аверсия).

Музыка[править]

  • Эльфище, «Северное мужество» — поётся поэтапно от имени эйнхериев в Рагнарёк, разбойников Робин Гуда, позднесредневековых еретиков в Париже, индейцев и неформалов времён позднего Союза. Во всех ситуациях герои куда малочисленнее и хуже вооружены, они знают о своей обречённости — и идут в последний бой, не сомневаясь, что умрут.

Реальная жизнь[править]

  • Айкидо построено на том, чтобы развернуть силу более могучего противника против него самого. В изначальном варианте Морихея Уэсибы работало, в наши дни… получилось, что получилось.
  1. В оригинале «New hope was cowed, all rebels killed», между прочим.