Отважный слабак

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Boisterous Weakling. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Вот этого видите? Кожа да кости, метр с кепкой росту, чихнёшь на такого — упадёт. Казалось бы, идеальная мишень для гопников. Да-да, вон тех, за углом, которые явно решили размять об него кулаки. Опустим же завесу милосердия над этой сценой… Что? Что это было? Он только что отряхнулся и со всей силы зафинтилил в глаз одному из них? Неужто отморозки нарвались на боксёра? Нет, тот громила в порядке, судя по тому, как яростно он дал этому хлюпику сдачи… но ему явно мало. Не вставай, ты с ума сошёл? Убьют же? Нет, теперь точно убьют — он прёт на них с такой злобой и отвагой, что эти три бугая… отступили перед ним. Отступили? Да они бегут, сверкая пятками! А, точно… я же видел его в газете, это же он месяц назад спас девочку из горящего дома? Как там его окрестили… ах, да — «человек без страха».

Может, он родился без инстинкта самосохранения. Может быть, этот человек прожил очень насыщенную неприятными событиями жизнь, и чувство страха у него начисто атрофировалось. Может быть, он просто не обладает особо развитым воображением и склонен переть напролом. А может, у него есть какой-то личный кодекс чести, по которому он не может пройти мимо происходящего зла. Важно то, что телесная немощь никак не мешает ему быть по-настоящему отважным. А мышцы… а что мышцы — нарастут, было бы время и желание! Главная сила — внутри.

Такой герой может быть стариком или ребёнком, толстым или худым, любого роста — неважно. Важно то, что несмотря на слабость и отсутствие особых навыков, способных компенсировать недостаток силы, такой человек невероятно смел. И это само по себе практически сверхспособность.

Возможны варианты:

  • Наш герой, будучи намного слабее окружения, не сдаётся, не пасует перед опасностью, борется и использует все возможные способы, чтобы победить и в итоге преуспевает.
  • Деконструкция: наш герой, насмотревшись на предыдущий пункт, пытается превозмогать… и лажает. Никакая смелость не способна компенсировать мускулатуру и боевые навыки, не говоря уже про холодное или огнестрельное оружие. Героический подвиг, на который не пошёл бы никто другой, кончается гибелью нашего персонажа — именно потому, что на такое ни один нормальный человек не пойдёт. Попытка побить Ктулху кончается сломанной рукой для нашего героя. Система переваривает и съедает отважного борца-одиночку, уничтожив его жизнь, здоровье и карьеру. Словом, наш герой проиграл. В лучшем случае он просто покалечится и опозорится, в худшем — погибнет. И никто не будет считать его героем — все будут видеть в нём лишь полудурка, полезшего сражаться с опасностью, что заведомо ему не по силам.
  • Он попросту озлобится и решит, что раз мир так враждебен к слабым людям, нет никакой необходимости быть особо разборчивым в средствах. Отсутствие принципов и расчётливость в сочетании с бесстрашием и решительностью — смесь гремучая. На выходе имеем или рыцаря в ржавых доспехах, или вовсе полномасштабного злодея.
  • Героя просто ещё не били и он переоценивает свои силы. Как подтроп: тюнибё, который искренне считает себя крутым супергероем, хотя на самом деле слабее гопника из подворотни.
  • Или, наоборот, он прекрасно осознает, что он слабак — но кому-то ведь надо поступать геройским образом.
  • Он рассчитывает на то, что хоть в драку-то он и ввяжется, но драться за него будут другие, а его самого в обиду не дадут. Это либо хитрый и наглый задира, либо… ну да, лидер.
  • Герой раз получает, два получает, начинает тренироваться, и в итоге перестаёт быть слабаком. Обычно из такого получается хрупкий шустрик, или, как вариант, тот, кто слаб, да удал. И практически обязательно он будет ещё и прагматичным бойцом.
  • Да почему, собственно, речь в статье идёт только о драках и сражениях? Как часто приходится драться обычному взрослому человеку в мирное время? Разве мало бывает ситуаций, в которых можно проявить храбрость, ни с кем не сражаясь (по крайней мере, физически), но при этом рискуя своим благосостоянием, здоровьем, а то и жизнью? Человек может преодолевать опасности с помощью ума и хитрости, а не силы.
  • Герой осознаёт, что имеет дело с молодцами против овец. Сдрейфишь — они почувствуют слабину и воспользуются, а от неожиданного напора и сами струхнут.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Кот из украинской сказки «Пан Коцький».
  • Обезьяна (вариант — лиса) из восточной сказки, которая успешно задурила голову тигру, уселась на него верхом и поехала по лесу, показать, как все звери ей кланяются.

Литература[править]

  • Такими нередко бывают крапивинские мальчики.
    • Инки из «Дагги-тиц», например.
  • Валентина Осеева, «Васёк Трубачёв и его товарищи» — Сева Малютин, самый маленький и слабый ребёнок в классе, страдающий от порока сердца. От физкультуры он освобождён, бегать не может, тяжести поднимать ему запрещено. Но раз за разом Малютин поступает смело, то не побоявшись сказать: Ваську «Ты не прав» и получив от него увесистый тумак, то заступаясь за малышей перед хулиганом, а то и с риском для жизни добывая секретные сведения у фашистов. К концу романа-трилогии его одноклассники единодушно признают: «Севка бесстрашный».
  • Роберт Маккаммон, «Ночь призывает Зелёного Сокола» — актёр-пенсионер, некогда известный по роли супергероя Зелёного Сокола, снова надевает свой костюм, чтобы дать бой кровожадному маньяку. Которого ищет по самым злачным районам Лос-Анджелеса.
  • М. Зощенко, «Серенада» — щуплый студент Костя Малашкин, дравшийся с могучим водолазом Филипповым за свою возлюбленную Шурочку.
  • «Мать учения» — младшая сестра главного защищает его от одноклассника, который решил набить морду при встрече. Хотя ничего страшного ни ей, ни брату не грозило: действие происходит на вокзале с множеством свидетелей.
  • «Worm» — Тейлор, главная героиня для своего первого подвига выбрала противника явно не по силам. Осталась жива потому в последний момент ей пришли на помощь (у одной из помощниц именно такая способность: развитая интуиция, в том числе интуиция когда помогать). А в альтернативной вселенной погибла. Но создатель альтернативных вселенных выбрал вариант в котором Тейлор выжила. А еще есть версия что это часть хитрого плана ну очень могущественной героини, которая такие моменты подстраивает. Потом неоднократно поднимала уровень крутизны, в том сочетая «отважный слабак» с двести двадцать не хочешь.
  • «Досье Дрездена» — Баттерс. 160-сантиметровый, 50-килограммовый ботан, чьим основным хобби до встречи с Гарри были полька и ММОРПГшки, в быту робок, застенчив и порядочно трусоват… но если друзья в опасности, перебарывает себя и защищает их, если понадобится, голыми руками и даже зубами. По ходу цикла переходит в категорию «Слаб, но удал».

Кино[править]

  • Пипец же! В сущности, поначалу это самый простой «ботаник», взявший две дубинки, надевший маску и отправившийся геройствовать. И в итоге у него получилось, пусть и ценой травм, унижений и неоднократной угрозы гибели. Потому что у этого ботаника яйца из стали. А потом его настоящие — а вернее, тоже ряженые, но более близкие к сути — супергерои натренировали в достаточной мере, чтобы он и физически соответствовал…
  • Капитан Америка до суперсыворотки. В бытность свою мелким худышкой кинулся на учебную гранату, думая, что она настоящая.
  • «Каникулы Петрова и Васечкина» — главные герои, особенно заметно в драке против Гуся, который больше их обоих, чуть ли не вместе взятых — но максимум отваги, немного грязных приёмов, и вот грозный хулиган копается носом в песке…
  • «Плюмбум, или опасная игра» — главный антигерой, при всех своих пороках, не трус.
  • «Криминальный квартет» — самый слабый и неподготовленный из четверых героев (журналист). Деконструкция: он ещё и уязвлён, и его отвага порождена, в частности, этим. Но в плену (ещё до своих натужных и мстительных «геройств», чуть не кончившихся его гибелью) держался достойно и мужественно.

Мультфильмы[править]

  • «Вольт» — бесстрашный хомяк Рино, поклонник кинобоевиков и триллеров. «Шикарный денёк, чтоб умереть!!!» В конце был близок к тому чтобы пожертвовать собой.
  • Мышонок в дилогии В. Котёночкина «Он попался!» и «Попался, который кусался!». В первой части всё кончилось бафосом, потому что тревога оказалась ложной. А вот во второй — только Мышонок и сумел приструнить хулигана-Лиса, причём именно физическими методами воздействия (феномен наподобие «Комар заставил льва молить о пощаде»).
  • «Приключения Десперо» — заглавный герой, мышонок Десперо. Маленький даже для мыши, но при этом в душе образцовый рыцарь в сияющих доспехах. Нет, не тюнибё, по ходу сюжета он действительно показывает себя героем.

Мультсериалы[править]

  • Скуби-Ду — Скрэппи-Ду, в полную противоположность своему дяде. Мелкий шпингалет, которого чихом с ног собьёшь, однако крайне самоуверен и норовит броситься в лобовую на каждого монстра или призрака.
  • W.I.T.C.H. — Мартин Таббс, несмотря на всё, в мультсериале не раз демонстрировал подлинную отвагу.
  • «Охотники на драконов» — во втором сезоне из-за учащения заказов маленький и щуплый трусишка Гвиздо постепенно эволюционирует в сабж. Впрочем, зачатки борзости парень проявлял и на заре карьеры (а иначе как, по-вашему, он бы вообще чего-то добился при такой опасной профессии, не дожидаясь среднего возраста?).
  • «Дэн против» — заглавный герой. Буквально по тексту статьи: низенький и тощий, но из-за озлобленности на весь мир готовый броситься на каждого, кого сочтёт противником — от качков до настоящего оборотня. Впрочем, со временем превращается в прагматичного бойца, вооружающегося подручными средствами.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Girls und Panzer — медвежонок Боко.
  • «Shijou Saikyou no Deshi Kenichi» — Кеничи в детстве, да и первую половину аниме и манги он тоже под троп подпадает.
  • One Piece — Усопп, он же Согекинг, только в начале истории, потом крутеет.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Джонни Джостар же! Во вселенной, где все решает именно сила духа и хитрость, не обязательно быть качком. А Джонни ещё и инвалид-колясочник. И, как подмечается некоторыми персонажами, по смелости и решимости он превосходит своего спутника Джайро.
    • 3-я часть — Анн. Вроде как бой-девка (поначалу достаточно неплохо выдающая себя за мальчика), но не имеет ни стенда, ни боевых навыков, по большей части просто мешааясь под ногами и вынуждая команду героев её спасать. Тем не менее, своим лютым самомнением и склонностью совать нос куда надо и не надо, раздражает не меньше, чем Скрэппи из примера выше. Как следствие, была быстро выпилена из сюжета (нет, жива осталась).
    • 5-ая часть — Сколиппи. Обычный скульптор, не имеющей связей с криминалом (по крайней мере, с его слов), не демонстрирует навыков рукопашного боя или владения каким-либо оружием, да и стенд у его в общем-то безобидный. Но, сколько бы Миста не угрожал ему, не пускал в ход кулаки и не направлял ствол, не демонстрирует и тени страха, лишь с печальным спокойствием отвечает собеседнику, что он не при чем, и ни на что повлиять не может.
  • Бродяга Кэнсин — Яхико в начале манги хоть и сопляк-воришка, да всё же самурайских кровей, и после встречи с Кэнсином в нём просыпается родовая гордость. Правда, кроме гордости, никакими боевыми навыками он на тот момент не владеет, и его отважный, но безнадёжный бунт против якудза должен был закончиться очень печально… но, разумеется, помощь подоспела вовремя, пацана отбили у мафии и отдали в обучение Каору. Впоследствии прокачался до мелкого, но прагматичного бойца, а потом и до крутого шкета.
  • Onepunch-Man — Бесправный Ездок давит педали, пока не дали педаль в асфальт. Заурядный человек без сверхсилы, который качает преимущественно мускулы ног, чтобы всюду поспевать на верном велосипеде. Стандартный сценарий его появления: бафосно прибыть на место (речи-то у него пафосные, но велик всё портит), попробовать спасти день, получить в жбан и после демонстрации мужества уехать в больницу (убивать героев здесь не принято). Казалось бы, чем он лучше того же забияки Скрэппи? Ездока спасает то, что он, во-первых, не успевает приесться (фигурирует в основном в начальных арках); во-вторых, обладает железной волей и без колебаний жертвует собой ради людей; в-третьих, нормальный парень по жизни и одним из первых зауважал Сайтаму. Выше первого места С-класса велосипедист не поднимается[1] и громких подвигов не совершает, но, благодаря активности и бескорыстной помощи, любим простым народом.
    • Да что там Ездок? Сайтама был таким же, когда пошёл против крабомонстра. Мог ли кто-то тогда подумать, каким могучим и лысым станет вчерашний слабак?
  • Dorohedoro- Фудзита, пример из палаты мер и весов. Никакой маг, никакой боец, самооценка ниже нуля, считается трусом, но определенно им не является. Многодневную миссию в логове врага он выполнил почти идеально, и Сё даже подчеркивает, что более сильные соратники Фудзиты не справились бы с этой задачей.
  • Neon Genesis Evangelion — угадайте кто. Почти вся гигантская армия зрителей уверена, что он трус и нытик, и даже защитники персонажа исходят из этих предпосылок, которые внезапно не соответствуют тому, что нам показали. То, что Синдзи не хочет лезть в робота, замечают все, а вот то, что он раз за разом всё-таки лезет в робота, подвергается опасности и таки побеждает «ангелов», почему-то проходит мимо среднего зрителя. Так что да, слабак — но отважный.
  • Solo Leveling или I Alone Level-Up — протагонист получает доступ к прокачке, выполнив свой первый квест (о котором узнал, только выполнив), который так прямо и назывался «Храбрость Слабых» — задача состояла в том, чтобы не сдаться в безнадёжной битве с несоразмерно сильным противником (местная система вообще предусматривает возможность произвольно цели квеста).

Видеоигры[править]

  • Общее. У неписей-напарников деконструкция получается сама собой, ввиду того, что Искусственный идиот не умеет ни оценивать опасность, ни пользоваться тактикой.
    • Да и низкоуровневые противники, не стесняющиеся нападать на явно более сильного персонажа. «Этот мужик только что убил дракона? А давайте его ограбим!»
  • Герсон из Undertale. В прошлом был великим героем, если не врёт, но сейчас из него песок сыплется. И ему хватает мудрости не полезть в драку, и при этом мужества — задержать вырезающего монстров человека настолько долго, насколько это возможно, попутно ехидно издеваясь над ним.
    • Прошлое Герсона подтверждает Андайн, так что не врёт.
    • Монстрёнок, в принципе, в схожих условиях тоже показывает себя трусливым львом — но его смелость ни к чему хорошему не приводит. Для Андайн.
    • Санс. Но с ним аверсия — никакой он не слабак.

Реальная жизнь[править]

  • Даже для гопоты не по понятиям сразу дать в морду без какого-либо повода, и потому нужно сначала докопаться. Одним из вариантов является, послать малолетнего гадёныша, который как отважный слабак должен докопаться до ответной реакции, и когда эта реакция наступит, гопота выступает в роли защитника детей и благородно заступается за обижаемого ребёнка.
  • Коты в основном смело защищают свою территорию от посягательств особи своего вида, значительно превосходящей их по габаритам, а некоторых случаях могут броситься и на собаку (умная псина в такой ситуации предпочитает ретироваться).
  • Такой может быть мама-медведица. Даже обычная овца, защищая ягнят, становится натуральным берсеркером. Не говоря уже о кошках из предыдущего пункта.
  • Ворон, да и обычная городская ворона тоже. Если надо защищать птенцов, могут так надавать клювом и порвать когтями, что мало не покажется.
  • Обычный декоративный кролик. Хотя это крайне осторожное животное, которое скорее предпочтёт убежать от любого пугающего движения или звука, если побег невозможен — от души ударит сильными задними лапами или укусит острыми, как бритва, зубами.

Примечания[править]

  1. Элементарно не хочет продвигаться, в отличие от Милой Маски, добровольно работающего «мясными воротами» для кандидатов в S-класс, или Фубуки, которая не сможет быть первой из-за предыдущего товарища, а на другое место несогласна.