Не в ладах с дресскодом: различия между версиями
Onyx (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|UnderdressedfortheOccasion|Underdressed for the Occasion}} | |||
{{Вкратце|Одежда или доспехи в произведении не соответствуют историческому периоду или сословному положению героя}} | {{Вкратце|Одежда или доспехи в произведении не соответствуют историческому периоду или сословному положению героя}} | ||
{{Прошу помощи зала}} | {{Прошу помощи зала}} | ||
Как известно, «встречают по одежке», а в былые времена эта поговорка работала на все | Как известно, «встречают по одежке», а в былые времена эта поговорка работала на все 100 % ввиду [[Сословная мораль|сословной морали]]. По богатству и, в некоторых случаях, [[Цветовой дресскод|цвету]] одежды, можно было практически безошибочно определить положение и даже род занятий ее носителя. Однако в современных медиа данный факт часто игнорируется ради создания [[Правило крутизны|визуального образа]] или из-за [[Версия для бедных|недостатка бюджета]]. Особенно выделяются авторы, пихающие [[анахронизм]]ы, [[Враги в рогатых шлемах|врагов в рогатых шлемах]] и прочие [[бронелифчик]]и в произведение, на полном серьёзе продвигаемое как историческое. | ||
'''Что не подпадает под троп''': произведения жанра фэнтези, ибо в иных мирах дресс-код вполне может отличаться от земного, даже если речь идёт о [[СФК]]. | '''Что не подпадает под троп''': произведения жанра фэнтези, ибо в иных мирах дресс-код вполне может отличаться от земного, даже если речь идёт о [[СФК]]. Аналогично — фантастические произведения, действие которых разворачивается в будущем и/или [[Альтернативная история|альтернативном прошлом]]. Так как история костюма отражает все перемены в обществе, мода в таких сеттингах может меняться самым причудливым образом. И это непременно наложит отпечаток на дресс-код. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== Наиболее типичные ошибки === | === Наиболее типичные ошибки === | ||
* Отсутствие головных уборов у героев до начала Второй мировой. До войны головной | * Отсутствие головных уборов у героев до начала Второй мировой. До войны головной убор — обязательный предмет и для мужчин и для женщин, и выйти на улицу без шляпы (или хотя бы кепки) — как в наше время гулять без штанов. А мусульманки, иудейки, часть язычниц (Европа, Индия) и христианки (порядочные женщины) простоволосыми не показывались не только на улице, но и в помещении при посторонних (не родственниках). Хотя могут быть и исключения: | ||
** | ** В СССР. Хотя в 20-е даже пролетарии старались носить хотя бы кепку, но уже к началу 30-х нравы в этом плане стали довольно свободными, и многие перестали носить головные уборы, особенно в тёплое время года. | ||
** Отголоски этого заметны у Носова в | ** В Америке, особенно в период Великой Депрессии, нравы были несколько более вольные, чем в Европе, и в [[Фильмы Чарли Чаплина|фильмах Чаплина]] даже вполне состоятельные люди бывают с непокрытой головой. Например, оратор в самом начале «Огней большого города»: даже не кто-либо в толпе, а человек прямо у всех на виду. Есть и пример женщины оттуда же: девушка с цветами, причем и в самом конце фильма, то есть она уже зрячая и работает во вполне респектабельном магазине, и на голове у неё ничего нет. | ||
* Путаница между камзолом и кафтаном/сюртуком. Камзол (даже если у него были рукава) | ** Где-нибудь у себя в саду. Есть примеры довоенных фотографий: [https://kulturologia.ru/files/u21939/219398881.jpg семьи Толстого], [https://ic.pics.livejournal.com/kapuchin/11418467/227259/227259_original.jpg Чехова и Мизиновой], или [https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/Marie_Pierre_Irene_Curie.jpg семьи Кюри.] | ||
* Отсутствие сюртука/пиджака или хотя бы камзола/жилета поверх сорочки у мужчин | ** Очень неформальная обстановка, вроде пляжа или пикника на природе. | ||
* Демонстрация подтяжек до 1930- | ** Стоя в раскрытой двери своего дома или выйдя на улицу всего на несколько минут. | ||
** В Японии и Китае люди обоих полов могли ходить с непокрытой головой, это было вполне нормально. Голову могли покрывать в утилитарных целях — для защиты от пыли и солнца. | |||
*** Вообще-то, китайский этикет до маньчжуров требовал наличие на голове шапки, но пучок волос на голове считался за «шапку» и назывался «сяо-гуань» = «маленькая шапочка». | |||
** Отголоски этого заметны у Носова в «[[Незнайка на Луне|Незнайке на Луне]]». Бомжей определяют по отсутствию хотя бы одной детали костюма: ботинок, штанов, рубашки или шляпы. | |||
* Пополам с [[Не в ладах с богословием|другим тропом]] — наперсный крест у католических священников, на деле положенный только епископам. Впрочем, последним тоже досталось — в качестве повседневного облачения их обряжают в литургические альбы, казулы и митры. Ну и посох, конечно же… | |||
* В наши дни большинство женщин носит джинсы и вообще брюки; лишь сравнительно немногие появляются в обществе в юбках или платьях, но, тем не менее, не вызывают этим ни малейшего осуждения ни со стороны закона, ни со стороны простых людей. Дело не только в моде, но и в практичности [[Круто и практично|подобной]] [[Уныло, но практично|одежды]]. Так длинные юбки цепляются за всё подряд, узкие — мешают широкому шагу, а короткие — [[Панцушот|задираются]]. Однако до середины 1960-х в СССР брюки на женщине были допустимы лишь на тяжёлой «мужской работе» или в турпоходе. | |||
* Путаница между камзолом и кафтаном/сюртуком. Камзол (даже если у него были рукава) — одежда среднего слоя, предназначенная для ношения под кафтаном; в одном камзоле было прилично сидеть только в неформальной обстановке. В конце XVII — начале XVIII в. камзол окончательно теряет рукава, а потом и вытесняется более коротким жилетом. Называть верхнюю одежду того времени камзолом нельзя. | |||
** То, что называют «камзолом» у персонажей Позднего Средневековья и Возрождения — узкую приталенную куртку по пояс, часто с подвязками для шоссов — это не камзол, это ''дублет''. Часто носился как поддоспешник, в этом случае мог быть кожаным или набитым льном/конским волосом, и имел петли и завязки для прикрепления к нему лат. | |||
*** Разновидностью дублета был ''жиппон'', который, напротив, в основном носился ''под'' верхней одеждой. Впоследствии дублет и жиппон как раз слились в виде камзола. | |||
** Жилет, как жиппон без рукавов, имел хождение уже в XIV веке. | |||
* Отсутствие сюртука/пиджака или хотя бы камзола/жилета поверх сорочки у мужчин XVIII—XIX вв. Исключений немного: персонаж в одной сорочке — рабочий, [[разбойник]], нищий или на худой конец участвует в [[дуэли]] на холодном оружии. | |||
* Демонстрация подтяжек до 1930-х. Их считали разновидностью белья, вроде подвязок для чулок, поэтому с подтяжками поверх рубашки было допустимо копаться в саду или возиться в гараже, но никак не выходить в люди. Поверх подтяжек носили жилеты. | |||
* В сеттинге [[Дикий Запад|Дикого Запада]]: | * В сеттинге [[Дикий Запад|Дикого Запада]]: | ||
** Старые [[ | ** Старые [[вестерн]]ы (черно-белой эпохи и первые цветные) изображали ковбоев/[[ганфайтер]]ов/бандитов/[[шериф]]ов одетыми в куртки, брюки и чуть ли не шляпы с бахромой, нередко в полуштанах-чапах, сапожищах с бряцающими шпорами и тому подобном реквизите цирковых трупп вроде шоу Баффало Билла. В реальности подавляющее большинство ганфайтеров одевалось в шерстяные костюмы с жилетами и плащи-пыльники, и даже на головах обычно носили не стетсоны, а обычные котелки. | ||
** Ношение рубашки на голое тело, особенно без сюртука или жилета поверх нее. По тогдашним понятиям | ** Ношение рубашки на голое тело, особенно без сюртука или жилета поверх нее. По тогдашним понятиям между кожей и видимым окружающим платьем должен был быть еще один слой (это еще и весьма гигиенично в условиях пыльной степи). Поэтому под ковбойкой в качестве белья обычно носили [[union suit]] (нательное трико на пуговицах). В современных США сельские жители под ковбойкой обычно носят майку или даже футболку. | ||
* Сапоги (и тем более ботфорты) в | * Сапоги (и тем более ботфорты) в XVII—XVIII вв. носили кавалеристы, охотники и прочие наездники. Все остальные (включая солдат и матросов!) ходили в башмаках или туфлях с чулками, поверх которых могли надеваться гамаши. | ||
* Короткое платье/юбка (чуть ниже колен) в | ** Это обстоятельство стоило жизни нескольким эскадронам французских драгун в битве при Рамильи. Драгуны, хоть и числились пехотой, сами считали себя кавалерией и потому предпочитали носить ботфорты. Вот только в бою им пришлось идти в пешую атаку по раскисшей грязи… | ||
* Голые ноги у западных женщин в 1920-40-х гг. | * [[короткий подол|Короткое платье/юбка]] (чуть ниже колен) в XVI—XIX в. встречается либо у кампенфрау в компании [[наёмник]]ов, либо какая-нибудь у [[бой-баба|бой-бабы]] вроде Энни Оукли, работавшей у Баффало Билла стрелком. | ||
** | * Голые ноги у западных женщин в 1920-40-х гг. — все приличные женщины носили чулки! | ||
** Но в СССР того периода многие девушки в тёплое время | ** Во Вторую Мировую в Великобритании с чулками случилась напряжёнка. Поэтому, выходя в люди, приличные, но небогатые британские леди натирали ноги для цвета ореховым маслом (масло грецкого ореха горячего отжима в те времена было достаточно распространённым и недорогим даже в условиях военного дефицита) и рисовали углём шов сзади на ноге. | ||
** Но в СССР того периода многие девушки в тёплое время надевали носки с туфлями, что хорошо видно на многочисленных фотографиях тех времён. | |||
* Пиджачный костюм на приеме блэк-тай. Где по дресс-коду положен фрак или смокинг. | * Пиджачный костюм на приеме блэк-тай. Где по дресс-коду положен фрак или смокинг. | ||
** Кстати, смокинг вплоть до Первой | ** Кстати, смокинг вплоть до Первой мировой — неформальная одежда, в которой можно было сидеть в курительной комнате. К обеду<ref>До 1880-х, когда в моду как раз вошёл парадный смокинг — тогда он стал допустим к обеду</ref> или ужину — только фрак! | ||
** Это потому, что изначальный смокинг и выглядел довольно неформально, из той же категории, что твидовый пиджак. Была даже разновидность домашнего смокинга, мягкого, уютного и похожего на укороченный | ** Это потому, что изначальный смокинг и выглядел довольно неформально, из той же категории, что твидовый пиджак. Была даже разновидность домашнего смокинга, мягкого, уютного и похожего на укороченный халат — вы его наверняка видели в фильмах про XIX век, такой [https://i.pinimg.com/originals/08/87/36/088736dc9eb8d18a3295bc26c5ab2216.jpg бархатистый пиджак со стегаными лацканами и манжетами, как у халата]. Свой нынешний солидный вид смокинг приобрел как раз ради универсальности. | ||
*** Всё немножко посложнее. Это в русском языке слово «смокинг» обозначает формальный пиджак с атласными лацканами, а в английском вышеуказанные предметы одежды различаются. Тот самый, по типу халата — это как раз smoking jacket, а тот помпезный, что у нас чаще всего понимается под смокингом в наши дни — это dinner suit, путаница произошла потому, что в Англии в начале XX века в этих самых пиджаках стало модно сидеть в курилках вместо первоначальных smoking jacket. | |||
**** И ещё: фрак — это уайт тай: к нему полагается '''белая''' бабочка. Чёрную бабочку с фраком носит исключительно обслуга. Блэк тай — смокинг в вариации dinner suit. | |||
* История с портретом княгини Демишевой авторства Перова — Дягилев, первым увидевший эту картину, обвинил автора в нарушении этикета: так как декольте полагалось к вечернему платью, а днём носить платья с декольте не полагалось. | |||
* Нелады с причёсками: не соответствующий эпохе стиль или нерелистичные укладки в (псевдо)историческом сеттинге. Например, в «Доводах рассудка» Дакота Джонсон рассекает со своей обычной причёской, то есть с распущенными волосами и прямой чёлкой, что совершенно немыслимо во времена Джейн Остин. В «[[Игре престолов]]» парики Дейнерис явно завивают на плойку. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Клюква]] как жанр. Мало того, что у нас тут всегда зима, так герои ещё и не считают нужным правильно одеться. А потому либо рассекают без шапки в мороз, либо шапку-таки надевают, но не считают нужным надеть шарф или хотя бы застегнуться. Ну а выбор самой | * [[Клюква]] как жанр. Мало того, что у нас тут всегда зима, так герои ещё и не считают нужным правильно одеться. А потому либо рассекают без шапки в мороз, либо шапку-таки надевают, но не считают нужным надеть шарф или хотя бы застегнуться. Ну а выбор самой одежды — это уже отдельный анекдот. Либо вся страна будет ходить в послевоенной рванине вплоть до перестройки, либо среди унылой советской серости будут попадаться совсем не советские вещи, притом у людей, которые по сюжету с фарцовкой не связаны никак. Ну а если речь заходит об армии… впрочем, это уже [[Издалека сойдёт|соседний троп]]. | ||
* [[Хэллоубобщина]] как явление. В лучшем случае персонажи-иностранцы выглядят [[Жертва моды|жертвами моды]], имеющими привычку надевать всё лучшее сразу. В | ** Причём русские же режиссеры этим грешат чаще американских (потому что снимают чаще): по голливудскому учению персонажи фильмов ходят по заснеженным городам в куртках нараспашку и лёгких рубашках/блузках (и ладно ещё, по Москве, так ведь и по Питеру, где традиционно сырой климат, а значит, намного сильнее ощущается мороз!). А уж во что выряжают персонажей советской эпохи — словно все массово «понаехали» в 2000-х и о Союзе даже родителей расспросить не могут. | ||
* «Д’Артаньян и три | * [[Хэллоубобщина]] как явление. В лучшем случае персонажи-иностранцы выглядят [[Жертва моды|жертвами моды]], имеющими привычку надевать всё лучшее сразу. В худшем — похожи на городских сумасшедших. | ||
* «Грязные | * «Д’Артаньян и [[три мушкетёра]]» Юнгвальд-Хилькевича: | ||
** На очаровательных ножках французских благородных дам XVII в. в сцене бала надеты туфли-лодочки, примерно 1960-70-х годов. | |||
* «Пёрл- | ** В сцене казни Миледи она обута в босоножки тех же годов. | ||
* «Мемуары | * Фильм «Детство Тёмы» (1989) — когда отец сдергивает с бедного Тёмы штаны, чтобы его выпороть, под ними оказываются не употребимые в середине XIX в. кальсоны, а аккуратные трусики явно советского пошива. | ||
* | * [[Гарри Поттер]] — по книгам, у волшебников принят дресс-код. В своём кругу они предпочитают одеваться в мантии, как в Средневековье, хотя среди молодёжи встречаются любители маггловской моды, но это всё же редкость. В первых фильмах это более-менее соблюдалось, но, начиная части так с третьей, сначала детишки, а потом — и значительная часть взрослых магов, даже маглоненавистников (кроме разве что главных злодеев да части преподавателей Хогвартса) носят практически такую же одежду, что и обычные люди, ну разве что слегка затейливее в фасонах и расцветках. Студенты вовсю рассекают в джинсах, куртках и свитерах даже по школе (хотя и во внеурочное время). | ||
** Причём в серии «Фантастические твари» мода в волшебном мире не отличается от современной моды 1920-х у магглов. | |||
* «Грязные танцы» — Детка щеголяет в коротких джинсовых шортах по моде 1980-х, хотя действие фильма происходит в 1960-х. Для 1960-х такие шорты на девочке — ''слишком'' откровенно: теоретически возможно, но все будут обращать внимание и ни одна мать не позволит дочке так ходить. [[Субверсия]]: есть пара кадров, в которых случайные прохожие таращатся на Детку во все глаза, как в наше время таращились бы на красотку в бикини на городской улице. | |||
* «[[Little Women|Маленькие женщины]]» Греты Гервиг (2019) | * «Пёрл-Харбор» — те самые голые ноги у женщин 1940-х. | ||
** Костюмер Жаклин Дюран в интервью [https://tvkinoradio.ru/article/article17226-kostyumy-malenkih-zhenshchin-i-politizirovannyj-oskar| сказала], что в фильме, по ее задумке, Джо и Лори иногда менялись элементами одежды вроде жилета. Надо ли говорить о том, что в середине | * «Мемуары гейши» — наряд и причёска гейши достаточно стандартизированы и выбираются в соответствии с её рангом, временем года, мероприятием и так далее. Однако костюмеры явно не стали заморачиваться такими мелочами. Наряды, причёски и украшения героинь почти никогда не соответствуют ситуации: порой выбраны просто «от балды», а порой — по принципу «[[Я художник, я так вижу|как создателям фильма показалось красивше]]». Фильм даже получил «Оскар» за лучшие костюмы, так что киноакадемики тоже не стали вникать в тонкие восточные материи. | ||
* «Эвиленко» (итальянские фантазии о Чикатиле) | * «47 ронинов» — на [[Развесистая сакура|таком]] фоне предыдущий пример выглядит документальным фильмом. У кимоно главной героини внезапно образуется стоячий воротник-труба, а в сцене свадьбы есть даже европейская фата! Доспехи и шлемы лишь очень отдалённо похожи на японские и украшены всякими декоративными рогами от балды — видимо, чтобы было удобнее снимать, а о плечи [[Крутой в сюрко|накидки главгада]], кажется, можно порезаться. | ||
* «[[Little Women|Маленькие женщины]]» Греты Гервиг (2019) — по достоверности примерно те же «Мемуары гейши», но в Америке. Откуда у небогатых сестёр Марч взялось столько прекрасных платьев? В крайне ''[[Голливудская нищета|стеснённой в средствах]]'' семье у всех девочек свой гардероб, ни одна не донашивает за старшими, ни один наряд не выглядит заношенным — наоборот, все очень яркие. Ничего криминального в том, чтобы выйти в люди с распущенными волосами или без капора. Оверсайз на Тимоти Шаламе тоже имеет мало общего с тем, как тогда должен был сидеть костюм на мужчине. | |||
** Костюмер Жаклин Дюран в интервью [https://tvkinoradio.ru/article/article17226-kostyumy-malenkih-zhenshchin-i-politizirovannyj-oskar| сказала], что в фильме, по ее задумке, Джо и Лори иногда менялись элементами одежды вроде жилета. Надо ли говорить о том, что в середине XIX в. факт того, что женщина и мужчина делят на двоих гардероб, был немыслимым? | |||
* «[[Фантастические твари и где они обитают]]» — хоть фильм и относится к жанру [[фэнтези]], основное действие разворачивается на обычных улицах Нью-Йорка 1926. Ньют, Якоб и Грейвз ходят по этим самым улицам без головных уборов, а [[Мисс Фансервис|Куинни]] — с голыми ногами. То, что по сюжету на дворе декабрь, только [[Что за фигня, костюмер?|усиливает эффект]]. | |||
** Ньют — британский маг, а у них, судя по «Гарри Поттеру», извечная проблема с маггловским дресс-кодом. А вот сотрудники местного Министерства Грейвз и Куинни заслуженно вызывает удивление. Костюм Якоба, типичного пролетария с консервного завода, как раз правильный — но в банк за кредитом он бы всенепременно надел к своему костюму котелок или хотя бы рабочую кепку! | |||
* «Эвиленко» (итальянские фантазии о Чикатиле) — дааа, конечно, в 1984 детишки в школе одеты не в форму, а во всё понаряднее… | |||
* «Великий Гэтсби» (1974) — струящиеся бесформенные платья Дэйзи совершенно не похожи на женскую моду 1920-х. [[Жизнь пишет сюжет]]: Мия Фэрроу была беременна, причём двойней, поэтому одевали и снимали так, чтобы меньше был виден округлившийся живот. | |||
** Фильм 2013 года и подавно скорее современные фантазии на тему «ревущих двадцатых» от Миуччи Прады, чем что-то близкое к реальности. | |||
* [[Emancipation (2022)|Освобождение (2022)]] — даже белые дети надевали обувь лишь раз в неделю для посещения церкви в праздничных одеждах, и никому не пришло бы в голову выдавать обувь детям рабов. Да и взрослые рабы поголовно обуты. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Игра престолов (телесериал)|Игра престолов]]» (2011) — платья аристократок часто надеты прямо на голое тело, особенно в Королевской Гавани. Любого историка костюма подобное возмутит: дорогие платья ''никогда'' не носились на голое тело, под них надевали сорочки, чтобы уберечь платья от пота и прочих выделений и тем самым продлить срок их службы. | |||
* «[[Игра престолов]]» — платья аристократок часто надеты прямо на голое тело, особенно в Королевской Гавани. Любого историка костюма подобное возмутит: дорогие платья ''никогда'' не носились на голое тело, под них надевали сорочки, чтобы уберечь платья от пота и прочих выделений и тем самым продлить срок их службы. | * «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век]]» и сиквел — наряды совсем не похожи на то, как одевались реальные османские женщины XVI—XVII вв. На европейскую моду тех лет — тоже. Словом, оригинальный стиль, ассоциирующийся скорее с [[фэнтези]]. | ||
* «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век]]» и | * «Ответный удар», 4 сезон — Скотта и Стоунбриджа задерживают московские полицейские (слава б-гу, хоть машинам синие номера и надписи «УВД по ЮВАО» без ошибок нарисовали). Одетые в зимнюю форму (бушлаты с меховым воротником). Летом. В 2014. | ||
* «Ответный удар», 4 | * «В лесах и на горах» — притом, что действие сериала происходит в весьма строгой к дресс-коду среде волжского крестьянства и купечества первой половины XIX в., приличная незамужняя девушка появляется на людях с непокрытой головой, замужние женщины разгуливают в одежде девушек, а девушки — в одежде замужних женщин. Также в наличии купцы второй гильдии, почему-то одетые по европейской, а не по русской моде. Ну и просто глупости и [[анахронизм]]ы типа стереотипных красных рубах навыпуск и вездесущих картузов (которые в изображаемый период были новомодной немецкой штучкой, а не русской народной традицией). | ||
* «В лесах и на | ** Незамужним как раз и принято было ходить с непокрытыми головами — потому что их красота ещё «ничейная». Но в данном случае все равно ляп, потому что девушка ещё и живёт при монастыре. | ||
* Мини-сериал «В поисках капитана Гранта» (1985). Майор Мак-Наббс почему-то одет в военную форму образца 1881 | * Мини-сериал «В поисках капитана Гранта» (1985). Майор Мак-Наббс почему-то одет в военную форму образца 1881 (это на четверть века позже событий романа). Но самое главное, что он одет в цвета другого клана: красный, двойной зелёный, золотой — это Ройал Стюарт! Впрочем, издалека тартан Мак-Наббсов похож: двойной красный, тройной зелёный. Эx, не нужно было давать крупный план на шапочку! | ||
** Правда, | ** Мак-Наббс двоюродный брат лорда Гленарвана, клан которого ни разу не указан. Может он как раз из Стюартов? | ||
* «Застава | ** Правда, это скорее [[бонус для гениев]]. | ||
* «Острые козырьки» | * «Застава Жилина» — пилотки на головах пограничников летом 1941. Не получилось что-то с фуражками, то ли бракованные привезли, то ли ещё что, выкрутились как могли (кто-то из съёмочной группы давал интервью об этом). Погоны у красноармейцев в 1942 — это чистой воды ляп, хоть бы последнюю цифирьку года изменили, сюжет-то позволял. {{spoiler|После этой сцены некоторое время герой пребывает в отечественных застенках.}} | ||
* «Острые козырьки» (возможно, [[внутримировой пример]]) — Томми Шелби имеет обыкновение носить зажим для галстука в сочетании с жилетом. Вероятно, это из-за цыганско-бандитского происхождения персонажа, так как зажим с жилетом носить не следует точно так же, как брючный ремень вместе с подтяжками — это избыточно. | |||
* «Царство» — часть костюмов плюс-минус исторические, но многие женские платья — откровенно современные. В итоге возникает впечатление, что часть костюмов не успели дошить к съёмкам, но у актрис, как нельзя кстати, завалялись оставшиеся со школьного выпускного платья… | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Dynasty Warriors]] и [[Samurai Warriors|её спин-офф]]. Если в первых частях ещё ничего, то в последных выходит порой адовый трэш. [[Sengoku Basara]] [[Педаль в асфальт|ещё хуже]]. | * [[Dynasty Warriors]] и [[Samurai Warriors|её спин-офф]]. Если в первых частях ещё ничего, то в последных выходит порой адовый трэш. [[Sengoku Basara]] [[Педаль в асфальт|ещё хуже]]. | ||
** Справедливости ради: все перечисленные циклы видеоигр намеренно создавались как «весёлый около-(псевдо-)исторический, а по сути фэнтезийный трэш», чуть ли не как пародии на серьёзные литературные памятники, современные исторические романы и фильмы, описывающие соответствующие эпохи. Так что тут, похоже, опора на троп. | ** Справедливости ради: все перечисленные циклы видеоигр намеренно создавались как «весёлый около-(псевдо-)исторический, а по сути фэнтезийный трэш», чуть ли не как пародии на серьёзные литературные памятники, современные исторические романы и фильмы, описывающие соответствующие эпохи. Так что тут, похоже, опора на троп. | ||
* [[Mount & | * [[Mount & Blade]] — доспехи в целом вполне реалистичны, но понадёрганы из разных исторических периодов: от раннесредневековых коротких кольчуг и норманнских шлемов до латных доспехов. | ||
* Серию «Yakuza» настоящие якудза упрекали в слишком вульгарном стиле главного героя | ** Возможно, причина в том, что Кальрадия на момент действия игры — лишь [[Тени былого величия|отголосок самой себя прежней]], распавшейся на [[Осколок Империи|несколько независимых государств]]. Раньше в ней были развитые ремёсла, «доросшие» до производства тяжёлой латной брони образца нашего Позднего Средневековья. После распада единого государства те, кто остался сам по себе на [[Фронтир|периферии]]/в регионах без развитой металлургии или без рудных залежей, вынуждены вооружаться тем и одеваться в то, что способен осилить любой деревенский кузнец. Соответственно, знатные полководцы, элитные наёмники и вообще все, кто может себе это позволить, так и продолжают пользоваться дорогими доспехами, изготовленными лучшими мастерами или вообще оставшимися ещё с ''тех самых'' времён. | ||
* Call of Duty Modern | * Серию «Yakuza» настоящие якудза упрекали в слишком вульгарном стиле главного героя, так как реальные якудза стараются походить на респектабельных бизнесменов, даже когда общаются «среди своих». | ||
* Assassin’s Creed III: | * Call of Duty Modern Warfare — союзный российский [[спецназ]] в зимней форме ГАИ (от спецназа только шлемы), причем летом. | ||
* [[ | ** Ватсонианское объяснение: Учитывая гражданскую войну, могли переодеться специально, чтобы не походить на противника — такой же русский спецназ, но за другого атамана. Причем специально выбрали самую неожиданную, хотя бы и кретинскую, форму — чтобы железобетнооно слуайно ни с кем не совпасть. Дойлистское: «хорошие» русские должны были визуально отличаться от «плохих», при этом сохранять узнаваемый русский «вайб» — а игроки в CoD в тонкостях военной формы и снаряжения едва ли разбираются. Подобрали по фоткам, что подошло под задачу. | ||
* Assassin’s Creed III: Liberation — отец главной героини завтракает в цилиндре. Мужчины тогда (да и сейчас) не носили головные уборы помещении, особенно за столом, особенно цилиндры. | |||
* [[Ghost of Tsushima]] — японские доспехи периода Камакура выглядели гораздо более громоздко и не так кинематографично, как в игре, но здесь создатели честно признались, что пошли на вольность. В частности, фамильный доспех Дзина вдохновлён самураем Хондой Тадакацу, который жил вообще в XVI веке. | |||
=== [[Разное]] === | === [[Разное]] === | ||
* Минск, площадь Якуба Колоса, скульптуры, посвященные писателю и героям его произведений. Конкретно, Сымон-музыка и Ганна. Такое платье деревенская девушка могла носить в 1972, когда эта композиция была создана, но не в 1925, когда это произведение было написано. Плюс кроме платья на ней ничего (я про передник какой-нибудь), особенно какого-либо платка. Что | * Минск, площадь Якуба Колоса, скульптуры, посвященные писателю и героям его произведений. Конкретно, Сымон-музыка и Ганна. Такое платье деревенская девушка могла носить в 1972, когда эта композиция была создана, но не в 1925, когда это произведение было написано. Плюс кроме платья на ней ничего (я про передник какой-нибудь), особенно какого-либо платка. Что босая — то ладно, это и в 1972, особенно в свободное время было не так уж эксцентрично. | ||
== Внутримировые примеры == | == Внутримировые примеры == | ||
=== Литература === | === [[Литература]] === | ||
* В. Катаев, | * Тирсо де Молина, «Дон Хиль Зелёные штаны» — необычный цвет штанов привлекает всеобщее внимание и осуждение. Зелёные штаны у молодого человека? Вот выпендрёжник! | ||
** Забавная аллюзия: подобный же ненормальный цвет штанов возникает у [[Незнайка|Незнайки]] (сеттинг, естественно, вымышленный, но восприятие подобных деталей соответствует времени написания книг). Канареечные штаны Незнайки выглядят необычно, хотя их и не осуждают (а в Солнечном городе они даже вошли в моду). | |||
* А. Чехов, юмореска «[https://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/sp3/sp3-477-.htm Шляпный сезон]» (1885): человек никак ни мог определиться с головным убором, в конце концов стал ходить без шляпы, за что получил замечание от полицейского: «в благоустроенном государстве нельзя ходить по улицам без шапки». | |||
* В. Катаев, «[[Белеет парус одинокий]]» — поскольку на дворе 1905 год, дресс-код достаточно выраженный, и несоответствия заметно бросаются в глаза. | |||
** Беглого матроса сразу выдают флотские сапоги, к которым совершенно не идут картузик с пуговкой, типичный для мастеровых, и вышитая рубаха, какие носили батраки. | ** Беглого матроса сразу выдают флотские сапоги, к которым совершенно не идут картузик с пуговкой, типичный для мастеровых, и вышитая рубаха, какие носили батраки. | ||
** Агент охранного отделения явно выделяется из числа прочих пассажиров | ** Агент охранного отделения явно выделяется из числа прочих пассажиров парохода — картуз вроде как у помещика, но на плечах пиджак, а не пыльник; под пиджаком рубаха и галстук-шнурок (тесёмки с кисточками или помпонами, будто с малороссийской сорочки-вышиванки, характерная примета представителей националистических кругов), как у чиновника или сельского учителя, но брюки в полосочку (вместо шаровар), и сандалии они не носили. | ||
** Солдаты, патрулирующие улицы Одессы, безошибочно определяют Петю как гимназиста по характерной, «казённой» (и несвойственной обычному городскому мальчишке) стрижке, удобной для ношения форменной фуражки. Ранец и шинель тоже дополняют образ. | |||
** Во второй книге «настоящая флотская фланелька» Пети мгновенно распознаётся как «настоящая флотская», а не подделка. Вот они какие, большевики-то! Бдительные! | ** Во второй книге «настоящая флотская фланелька» Пети мгновенно распознаётся как «настоящая флотская», а не подделка. Вот они какие, большевики-то! Бдительные! | ||
* | * «[[Волкодав]]» М. Семёновой — главный герой опознает подбирающегося к охраняемой персоне [[киллер|убийцу]]: наряжен был в целом как сегван, но вышивка на рубашке причисляла его к одному конкретному племени, а синие кисточки на сапогах — к другому. Где-нибудь в глуши это был бы аргумент, но Волкодав не решается озвучить такое подозрение, понимая, что итогом может стать хохот толпы, возмущение кнесинки и совершенно неповинный толмач, второпях купивший хорошие сапоги, да вот незадача, не успевший переменить кисточки. И вообще, в большом торговом городе никто бы не удивился даже сольвеннским (славянским) штанам с мономатанскими (африканскими) сандалиями. | ||
* Клим Жуков, Екатерина Антоненко, «Солдат | * Клим Жуков, Екатерина Антоненко, «Солдат императора» — странно одетому подозрительному попаданцу попытались за это набить морду. Одежда как раз была вполне обычной для того времени, разве что со смешением элементов костюма горожанина и сельского человека (не мешанина ли деталей народной одежды разных областей Германии?). Так его экипировали консультанты. И всё бы ничего, но с этой заурядной внешностью никак не сочетался вызывающе дорогой меч. Именно это и вызвало вопросы и негодование солдат из таверны. | ||
* Керстин Гир, «Трилогия драгоценных камней» — члены Общества графа Сен-Жермена очень серьёзно относятся к достоверности нарядов путешественников во времени. А вот сами молодые люди — не очень. Чего вы хотите от подростков? | |||
* Роберт Асприн, Линда Эванс, «Разведчики времени»: {{Q|pre=1| | |||
* Керстин Гир, «Трилогия драгоценных | — Если вы пройдете через Британские Врата в этом наряде, то первое, что скорее всего случится — какая-нибудь породистая леди на противоположной стороне улицы либо завизжит, либо грохнется в обморок. Шлюхи обычно не разгуливают по Бэттерси-парку. | ||
— Если вы попытаетесь пройти в этом платье через Британские Врата, то вот что случится далее: после того, как какая-нибудь несчастная шокированная матрона устроит истерику, ее разгневанный спутник-джентльмен позовет констебля. Вы либо окажетесь в суде Олд-Бейли за то, что пытались промышлять не в той части города, либо вас отправят в сумасшедший дом. С уличными бродяжками, спятившими от сифилиса, обращались не слишком любезно.|Достоверность — прежде всего!}} | |||
* Андрей Белянин, Галина Чёрная, цикл про оборотней — главные герои стабильно не в ладах с дресс-кодом любого места и эпохи, в которую перемещаются. Чего только стоит костюм ортодоксального [[Пейсы, кашрут и шаббат|еврея]] для визита в современную Россию или роскошное придворное кимоно для сельской глубинки в средневековой [[развесистая сакура|Японии]]! Но им по большей части везёт, и аборигены если и косятся с недоумением, то никак не комментируют и сдать подозрительных незнакомцев властям не пытаются. | |||
* Елена Первушина, «Черная месса Арканара» (фанфик на [[Трудно быть богом|понятно что]]): [[протагонист]] Киун вычисляет земного агента именно таким образом. «Вот, например, дворянин, а камзол носить не умеет, локти оттянул, рукава подвязаны кое-как». | |||
* Роберт Асприн, Линда Эванс «Разведчики времени»: | * Питер Клайнс, «Paradox Bound» ― попав в прошлое, Илай ожидает, что будет носить стетсон в стиле Дикого Запада, однако Гарри даёт ему котелок и объясняет, что именно подобный головной убор носили в XIX в. | ||
{{Q|— Если вы пройдете через Британские Врата в этом наряде, то первое, что скорее всего случится — какая-нибудь породистая леди на противоположной стороне улицы либо завизжит, либо грохнется в обморок. Шлюхи обычно не разгуливают по Бэттерси-парку. | * «[[Кондуит и Швамбрания]]» — [[восторг у холодильника]]: второгодник оторвал две пуговицы с шитого на заказ мундира главгероя не только/не столько из хулиганских побуждений, а по причине несоответствия тех пуговиц форме. Чуть позже инспектор ампутирует ещё две пуговицы, так что ''теперь я был весь по уставу''. | ||
— Если вы попытаетесь пройти в этом платье через Британские Врата, то вот что случится далее: после того, как какая-нибудь несчастная шокированная матрона устроит истерику, ее разгневанный спутник-джентльмен позовет констебля. Вы либо окажетесь в суде Олд-Бейли за то, что пытались промышлять не в той части города, либо вас отправят в сумасшедший дом. С уличными бродяжками, спятившими от сифилиса, обращались не слишком любезно.|Достоверность | |||
* Андрей Белянин, Галина Чёрная, цикл про | |||
=== [[ | === [[Кино]] === | ||
* «[[ | * «[[Назад в будущее]] 3» — Когда Марти Макфлай отправляется из 1955 в 1885 год в «ковбойском» наряде, обитатели Хилл-Вэлли воспринимают его как ряженного. | ||
** Да и в первом фильме жилет из 1985 воспринимается окружающими, как неуместный предмет униформы. «Ты что, моряк?» | |||
** Всё дело в том, что наряжал его Док Браун из 1955, который видел ковбоев только в чёрно-белом кино, а актёры в таких фильмах намеренно одевались пёстро чтобы получались хорошие оттенки серого. | |||
=== | === Телесериалы === | ||
* «Солдаты» — на учениях против условного противника, замаскированного спецназовца узнают по армейским берцам, т.к тогда все солдаты носили высокие сапоги — «кирзачи». Сейчас уже неактуально, поскольку берцы носят большинство родов войск, никак не связанные со спецназом. | |||
* | === [[Аниме]], [[манга]] и [[ранобэ]] === | ||
* «[[Реинкарнация безработного]]» — Рудэус долгие годы косплеил героя песни [[Пикник (группа)|Пикника]] «Моё имя стёршийся иероглиф, Мои одежды залатаны ветром». Его забытое имя и правда было иероглифом, а многие годы он носил рваную и многократно латанную серую хламиду, являясь в ней и к полубогам, и к королям, и к ректорам. За это получил одно из своих прозвищ — «Могучий Замарашка». | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Не знает матчасти}} | {{Nav/Не знает матчасти}} |
Текущая версия на 10:01, 26 февраля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Underdressed for the Occasion. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Одежда или доспехи в произведении не соответствуют историческому периоду или сословному положению героя |
![]() | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Как известно, «встречают по одежке», а в былые времена эта поговорка работала на все 100 % ввиду сословной морали. По богатству и, в некоторых случаях, цвету одежды, можно было практически безошибочно определить положение и даже род занятий ее носителя. Однако в современных медиа данный факт часто игнорируется ради создания визуального образа или из-за недостатка бюджета. Особенно выделяются авторы, пихающие анахронизмы, врагов в рогатых шлемах и прочие бронелифчики в произведение, на полном серьёзе продвигаемое как историческое.
Что не подпадает под троп: произведения жанра фэнтези, ибо в иных мирах дресс-код вполне может отличаться от земного, даже если речь идёт о СФК. Аналогично — фантастические произведения, действие которых разворачивается в будущем и/или альтернативном прошлом. Так как история костюма отражает все перемены в обществе, мода в таких сеттингах может меняться самым причудливым образом. И это непременно наложит отпечаток на дресс-код.
Где встречается[править]
Наиболее типичные ошибки[править]
- Отсутствие головных уборов у героев до начала Второй мировой. До войны головной убор — обязательный предмет и для мужчин и для женщин, и выйти на улицу без шляпы (или хотя бы кепки) — как в наше время гулять без штанов. А мусульманки, иудейки, часть язычниц (Европа, Индия) и христианки (порядочные женщины) простоволосыми не показывались не только на улице, но и в помещении при посторонних (не родственниках). Хотя могут быть и исключения:
- В СССР. Хотя в 20-е даже пролетарии старались носить хотя бы кепку, но уже к началу 30-х нравы в этом плане стали довольно свободными, и многие перестали носить головные уборы, особенно в тёплое время года.
- В Америке, особенно в период Великой Депрессии, нравы были несколько более вольные, чем в Европе, и в фильмах Чаплина даже вполне состоятельные люди бывают с непокрытой головой. Например, оратор в самом начале «Огней большого города»: даже не кто-либо в толпе, а человек прямо у всех на виду. Есть и пример женщины оттуда же: девушка с цветами, причем и в самом конце фильма, то есть она уже зрячая и работает во вполне респектабельном магазине, и на голове у неё ничего нет.
- Где-нибудь у себя в саду. Есть примеры довоенных фотографий: семьи Толстого, Чехова и Мизиновой, или семьи Кюри.
- Очень неформальная обстановка, вроде пляжа или пикника на природе.
- Стоя в раскрытой двери своего дома или выйдя на улицу всего на несколько минут.
- В Японии и Китае люди обоих полов могли ходить с непокрытой головой, это было вполне нормально. Голову могли покрывать в утилитарных целях — для защиты от пыли и солнца.
- Вообще-то, китайский этикет до маньчжуров требовал наличие на голове шапки, но пучок волос на голове считался за «шапку» и назывался «сяо-гуань» = «маленькая шапочка».
- Отголоски этого заметны у Носова в «Незнайке на Луне». Бомжей определяют по отсутствию хотя бы одной детали костюма: ботинок, штанов, рубашки или шляпы.
- Пополам с другим тропом — наперсный крест у католических священников, на деле положенный только епископам. Впрочем, последним тоже досталось — в качестве повседневного облачения их обряжают в литургические альбы, казулы и митры. Ну и посох, конечно же…
- В наши дни большинство женщин носит джинсы и вообще брюки; лишь сравнительно немногие появляются в обществе в юбках или платьях, но, тем не менее, не вызывают этим ни малейшего осуждения ни со стороны закона, ни со стороны простых людей. Дело не только в моде, но и в практичности подобной одежды. Так длинные юбки цепляются за всё подряд, узкие — мешают широкому шагу, а короткие — задираются. Однако до середины 1960-х в СССР брюки на женщине были допустимы лишь на тяжёлой «мужской работе» или в турпоходе.
- Путаница между камзолом и кафтаном/сюртуком. Камзол (даже если у него были рукава) — одежда среднего слоя, предназначенная для ношения под кафтаном; в одном камзоле было прилично сидеть только в неформальной обстановке. В конце XVII — начале XVIII в. камзол окончательно теряет рукава, а потом и вытесняется более коротким жилетом. Называть верхнюю одежду того времени камзолом нельзя.
- То, что называют «камзолом» у персонажей Позднего Средневековья и Возрождения — узкую приталенную куртку по пояс, часто с подвязками для шоссов — это не камзол, это дублет. Часто носился как поддоспешник, в этом случае мог быть кожаным или набитым льном/конским волосом, и имел петли и завязки для прикрепления к нему лат.
- Разновидностью дублета был жиппон, который, напротив, в основном носился под верхней одеждой. Впоследствии дублет и жиппон как раз слились в виде камзола.
- Жилет, как жиппон без рукавов, имел хождение уже в XIV веке.
- То, что называют «камзолом» у персонажей Позднего Средневековья и Возрождения — узкую приталенную куртку по пояс, часто с подвязками для шоссов — это не камзол, это дублет. Часто носился как поддоспешник, в этом случае мог быть кожаным или набитым льном/конским волосом, и имел петли и завязки для прикрепления к нему лат.
- Отсутствие сюртука/пиджака или хотя бы камзола/жилета поверх сорочки у мужчин XVIII—XIX вв. Исключений немного: персонаж в одной сорочке — рабочий, разбойник, нищий или на худой конец участвует в дуэли на холодном оружии.
- Демонстрация подтяжек до 1930-х. Их считали разновидностью белья, вроде подвязок для чулок, поэтому с подтяжками поверх рубашки было допустимо копаться в саду или возиться в гараже, но никак не выходить в люди. Поверх подтяжек носили жилеты.
- В сеттинге Дикого Запада:
- Старые вестерны (черно-белой эпохи и первые цветные) изображали ковбоев/ганфайтеров/бандитов/шерифов одетыми в куртки, брюки и чуть ли не шляпы с бахромой, нередко в полуштанах-чапах, сапожищах с бряцающими шпорами и тому подобном реквизите цирковых трупп вроде шоу Баффало Билла. В реальности подавляющее большинство ганфайтеров одевалось в шерстяные костюмы с жилетами и плащи-пыльники, и даже на головах обычно носили не стетсоны, а обычные котелки.
- Ношение рубашки на голое тело, особенно без сюртука или жилета поверх нее. По тогдашним понятиям между кожей и видимым окружающим платьем должен был быть еще один слой (это еще и весьма гигиенично в условиях пыльной степи). Поэтому под ковбойкой в качестве белья обычно носили union suit (нательное трико на пуговицах). В современных США сельские жители под ковбойкой обычно носят майку или даже футболку.
- Сапоги (и тем более ботфорты) в XVII—XVIII вв. носили кавалеристы, охотники и прочие наездники. Все остальные (включая солдат и матросов!) ходили в башмаках или туфлях с чулками, поверх которых могли надеваться гамаши.
- Это обстоятельство стоило жизни нескольким эскадронам французских драгун в битве при Рамильи. Драгуны, хоть и числились пехотой, сами считали себя кавалерией и потому предпочитали носить ботфорты. Вот только в бою им пришлось идти в пешую атаку по раскисшей грязи…
- Короткое платье/юбка (чуть ниже колен) в XVI—XIX в. встречается либо у кампенфрау в компании наёмников, либо какая-нибудь у бой-бабы вроде Энни Оукли, работавшей у Баффало Билла стрелком.
- Голые ноги у западных женщин в 1920-40-х гг. — все приличные женщины носили чулки!
- Во Вторую Мировую в Великобритании с чулками случилась напряжёнка. Поэтому, выходя в люди, приличные, но небогатые британские леди натирали ноги для цвета ореховым маслом (масло грецкого ореха горячего отжима в те времена было достаточно распространённым и недорогим даже в условиях военного дефицита) и рисовали углём шов сзади на ноге.
- Но в СССР того периода многие девушки в тёплое время надевали носки с туфлями, что хорошо видно на многочисленных фотографиях тех времён.
- Пиджачный костюм на приеме блэк-тай. Где по дресс-коду положен фрак или смокинг.
- Кстати, смокинг вплоть до Первой мировой — неформальная одежда, в которой можно было сидеть в курительной комнате. К обеду[1] или ужину — только фрак!
- Это потому, что изначальный смокинг и выглядел довольно неформально, из той же категории, что твидовый пиджак. Была даже разновидность домашнего смокинга, мягкого, уютного и похожего на укороченный халат — вы его наверняка видели в фильмах про XIX век, такой бархатистый пиджак со стегаными лацканами и манжетами, как у халата. Свой нынешний солидный вид смокинг приобрел как раз ради универсальности.
- Всё немножко посложнее. Это в русском языке слово «смокинг» обозначает формальный пиджак с атласными лацканами, а в английском вышеуказанные предметы одежды различаются. Тот самый, по типу халата — это как раз smoking jacket, а тот помпезный, что у нас чаще всего понимается под смокингом в наши дни — это dinner suit, путаница произошла потому, что в Англии в начале XX века в этих самых пиджаках стало модно сидеть в курилках вместо первоначальных smoking jacket.
- И ещё: фрак — это уайт тай: к нему полагается белая бабочка. Чёрную бабочку с фраком носит исключительно обслуга. Блэк тай — смокинг в вариации dinner suit.
- Всё немножко посложнее. Это в русском языке слово «смокинг» обозначает формальный пиджак с атласными лацканами, а в английском вышеуказанные предметы одежды различаются. Тот самый, по типу халата — это как раз smoking jacket, а тот помпезный, что у нас чаще всего понимается под смокингом в наши дни — это dinner suit, путаница произошла потому, что в Англии в начале XX века в этих самых пиджаках стало модно сидеть в курилках вместо первоначальных smoking jacket.
- История с портретом княгини Демишевой авторства Перова — Дягилев, первым увидевший эту картину, обвинил автора в нарушении этикета: так как декольте полагалось к вечернему платью, а днём носить платья с декольте не полагалось.
- Нелады с причёсками: не соответствующий эпохе стиль или нерелистичные укладки в (псевдо)историческом сеттинге. Например, в «Доводах рассудка» Дакота Джонсон рассекает со своей обычной причёской, то есть с распущенными волосами и прямой чёлкой, что совершенно немыслимо во времена Джейн Остин. В «Игре престолов» парики Дейнерис явно завивают на плойку.
Кино[править]
- Клюква как жанр. Мало того, что у нас тут всегда зима, так герои ещё и не считают нужным правильно одеться. А потому либо рассекают без шапки в мороз, либо шапку-таки надевают, но не считают нужным надеть шарф или хотя бы застегнуться. Ну а выбор самой одежды — это уже отдельный анекдот. Либо вся страна будет ходить в послевоенной рванине вплоть до перестройки, либо среди унылой советской серости будут попадаться совсем не советские вещи, притом у людей, которые по сюжету с фарцовкой не связаны никак. Ну а если речь заходит об армии… впрочем, это уже соседний троп.
- Причём русские же режиссеры этим грешат чаще американских (потому что снимают чаще): по голливудскому учению персонажи фильмов ходят по заснеженным городам в куртках нараспашку и лёгких рубашках/блузках (и ладно ещё, по Москве, так ведь и по Питеру, где традиционно сырой климат, а значит, намного сильнее ощущается мороз!). А уж во что выряжают персонажей советской эпохи — словно все массово «понаехали» в 2000-х и о Союзе даже родителей расспросить не могут.
- Хэллоубобщина как явление. В лучшем случае персонажи-иностранцы выглядят жертвами моды, имеющими привычку надевать всё лучшее сразу. В худшем — похожи на городских сумасшедших.
- «Д’Артаньян и три мушкетёра» Юнгвальд-Хилькевича:
- На очаровательных ножках французских благородных дам XVII в. в сцене бала надеты туфли-лодочки, примерно 1960-70-х годов.
- В сцене казни Миледи она обута в босоножки тех же годов.
- Фильм «Детство Тёмы» (1989) — когда отец сдергивает с бедного Тёмы штаны, чтобы его выпороть, под ними оказываются не употребимые в середине XIX в. кальсоны, а аккуратные трусики явно советского пошива.
- Гарри Поттер — по книгам, у волшебников принят дресс-код. В своём кругу они предпочитают одеваться в мантии, как в Средневековье, хотя среди молодёжи встречаются любители маггловской моды, но это всё же редкость. В первых фильмах это более-менее соблюдалось, но, начиная части так с третьей, сначала детишки, а потом — и значительная часть взрослых магов, даже маглоненавистников (кроме разве что главных злодеев да части преподавателей Хогвартса) носят практически такую же одежду, что и обычные люди, ну разве что слегка затейливее в фасонах и расцветках. Студенты вовсю рассекают в джинсах, куртках и свитерах даже по школе (хотя и во внеурочное время).
- Причём в серии «Фантастические твари» мода в волшебном мире не отличается от современной моды 1920-х у магглов.
- «Грязные танцы» — Детка щеголяет в коротких джинсовых шортах по моде 1980-х, хотя действие фильма происходит в 1960-х. Для 1960-х такие шорты на девочке — слишком откровенно: теоретически возможно, но все будут обращать внимание и ни одна мать не позволит дочке так ходить. Субверсия: есть пара кадров, в которых случайные прохожие таращатся на Детку во все глаза, как в наше время таращились бы на красотку в бикини на городской улице.
- «Пёрл-Харбор» — те самые голые ноги у женщин 1940-х.
- «Мемуары гейши» — наряд и причёска гейши достаточно стандартизированы и выбираются в соответствии с её рангом, временем года, мероприятием и так далее. Однако костюмеры явно не стали заморачиваться такими мелочами. Наряды, причёски и украшения героинь почти никогда не соответствуют ситуации: порой выбраны просто «от балды», а порой — по принципу «как создателям фильма показалось красивше». Фильм даже получил «Оскар» за лучшие костюмы, так что киноакадемики тоже не стали вникать в тонкие восточные материи.
- «47 ронинов» — на таком фоне предыдущий пример выглядит документальным фильмом. У кимоно главной героини внезапно образуется стоячий воротник-труба, а в сцене свадьбы есть даже европейская фата! Доспехи и шлемы лишь очень отдалённо похожи на японские и украшены всякими декоративными рогами от балды — видимо, чтобы было удобнее снимать, а о плечи накидки главгада, кажется, можно порезаться.
- «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019) — по достоверности примерно те же «Мемуары гейши», но в Америке. Откуда у небогатых сестёр Марч взялось столько прекрасных платьев? В крайне стеснённой в средствах семье у всех девочек свой гардероб, ни одна не донашивает за старшими, ни один наряд не выглядит заношенным — наоборот, все очень яркие. Ничего криминального в том, чтобы выйти в люди с распущенными волосами или без капора. Оверсайз на Тимоти Шаламе тоже имеет мало общего с тем, как тогда должен был сидеть костюм на мужчине.
- Костюмер Жаклин Дюран в интервью сказала, что в фильме, по ее задумке, Джо и Лори иногда менялись элементами одежды вроде жилета. Надо ли говорить о том, что в середине XIX в. факт того, что женщина и мужчина делят на двоих гардероб, был немыслимым?
- «Фантастические твари и где они обитают» — хоть фильм и относится к жанру фэнтези, основное действие разворачивается на обычных улицах Нью-Йорка 1926. Ньют, Якоб и Грейвз ходят по этим самым улицам без головных уборов, а Куинни — с голыми ногами. То, что по сюжету на дворе декабрь, только усиливает эффект.
- Ньют — британский маг, а у них, судя по «Гарри Поттеру», извечная проблема с маггловским дресс-кодом. А вот сотрудники местного Министерства Грейвз и Куинни заслуженно вызывает удивление. Костюм Якоба, типичного пролетария с консервного завода, как раз правильный — но в банк за кредитом он бы всенепременно надел к своему костюму котелок или хотя бы рабочую кепку!
- «Эвиленко» (итальянские фантазии о Чикатиле) — дааа, конечно, в 1984 детишки в школе одеты не в форму, а во всё понаряднее…
- «Великий Гэтсби» (1974) — струящиеся бесформенные платья Дэйзи совершенно не похожи на женскую моду 1920-х. Жизнь пишет сюжет: Мия Фэрроу была беременна, причём двойней, поэтому одевали и снимали так, чтобы меньше был виден округлившийся живот.
- Фильм 2013 года и подавно скорее современные фантазии на тему «ревущих двадцатых» от Миуччи Прады, чем что-то близкое к реальности.
- Освобождение (2022) — даже белые дети надевали обувь лишь раз в неделю для посещения церкви в праздничных одеждах, и никому не пришло бы в голову выдавать обувь детям рабов. Да и взрослые рабы поголовно обуты.
Телесериалы[править]
- «Игра престолов» (2011) — платья аристократок часто надеты прямо на голое тело, особенно в Королевской Гавани. Любого историка костюма подобное возмутит: дорогие платья никогда не носились на голое тело, под них надевали сорочки, чтобы уберечь платья от пота и прочих выделений и тем самым продлить срок их службы.
- «Великолепный век» и сиквел — наряды совсем не похожи на то, как одевались реальные османские женщины XVI—XVII вв. На европейскую моду тех лет — тоже. Словом, оригинальный стиль, ассоциирующийся скорее с фэнтези.
- «Ответный удар», 4 сезон — Скотта и Стоунбриджа задерживают московские полицейские (слава б-гу, хоть машинам синие номера и надписи «УВД по ЮВАО» без ошибок нарисовали). Одетые в зимнюю форму (бушлаты с меховым воротником). Летом. В 2014.
- «В лесах и на горах» — притом, что действие сериала происходит в весьма строгой к дресс-коду среде волжского крестьянства и купечества первой половины XIX в., приличная незамужняя девушка появляется на людях с непокрытой головой, замужние женщины разгуливают в одежде девушек, а девушки — в одежде замужних женщин. Также в наличии купцы второй гильдии, почему-то одетые по европейской, а не по русской моде. Ну и просто глупости и анахронизмы типа стереотипных красных рубах навыпуск и вездесущих картузов (которые в изображаемый период были новомодной немецкой штучкой, а не русской народной традицией).
- Незамужним как раз и принято было ходить с непокрытыми головами — потому что их красота ещё «ничейная». Но в данном случае все равно ляп, потому что девушка ещё и живёт при монастыре.
- Мини-сериал «В поисках капитана Гранта» (1985). Майор Мак-Наббс почему-то одет в военную форму образца 1881 (это на четверть века позже событий романа). Но самое главное, что он одет в цвета другого клана: красный, двойной зелёный, золотой — это Ройал Стюарт! Впрочем, издалека тартан Мак-Наббсов похож: двойной красный, тройной зелёный. Эx, не нужно было давать крупный план на шапочку!
- Мак-Наббс двоюродный брат лорда Гленарвана, клан которого ни разу не указан. Может он как раз из Стюартов?
- Правда, это скорее бонус для гениев.
- «Застава Жилина» — пилотки на головах пограничников летом 1941. Не получилось что-то с фуражками, то ли бракованные привезли, то ли ещё что, выкрутились как могли (кто-то из съёмочной группы давал интервью об этом). Погоны у красноармейцев в 1942 — это чистой воды ляп, хоть бы последнюю цифирьку года изменили, сюжет-то позволял. После этой сцены некоторое время герой пребывает в отечественных застенках.
- «Острые козырьки» (возможно, внутримировой пример) — Томми Шелби имеет обыкновение носить зажим для галстука в сочетании с жилетом. Вероятно, это из-за цыганско-бандитского происхождения персонажа, так как зажим с жилетом носить не следует точно так же, как брючный ремень вместе с подтяжками — это избыточно.
- «Царство» — часть костюмов плюс-минус исторические, но многие женские платья — откровенно современные. В итоге возникает впечатление, что часть костюмов не успели дошить к съёмкам, но у актрис, как нельзя кстати, завалялись оставшиеся со школьного выпускного платья…
Видеоигры[править]
- Dynasty Warriors и её спин-офф. Если в первых частях ещё ничего, то в последных выходит порой адовый трэш. Sengoku Basara ещё хуже.
- Справедливости ради: все перечисленные циклы видеоигр намеренно создавались как «весёлый около-(псевдо-)исторический, а по сути фэнтезийный трэш», чуть ли не как пародии на серьёзные литературные памятники, современные исторические романы и фильмы, описывающие соответствующие эпохи. Так что тут, похоже, опора на троп.
- Mount & Blade — доспехи в целом вполне реалистичны, но понадёрганы из разных исторических периодов: от раннесредневековых коротких кольчуг и норманнских шлемов до латных доспехов.
- Возможно, причина в том, что Кальрадия на момент действия игры — лишь отголосок самой себя прежней, распавшейся на несколько независимых государств. Раньше в ней были развитые ремёсла, «доросшие» до производства тяжёлой латной брони образца нашего Позднего Средневековья. После распада единого государства те, кто остался сам по себе на периферии/в регионах без развитой металлургии или без рудных залежей, вынуждены вооружаться тем и одеваться в то, что способен осилить любой деревенский кузнец. Соответственно, знатные полководцы, элитные наёмники и вообще все, кто может себе это позволить, так и продолжают пользоваться дорогими доспехами, изготовленными лучшими мастерами или вообще оставшимися ещё с тех самых времён.
- Серию «Yakuza» настоящие якудза упрекали в слишком вульгарном стиле главного героя, так как реальные якудза стараются походить на респектабельных бизнесменов, даже когда общаются «среди своих».
- Call of Duty Modern Warfare — союзный российский спецназ в зимней форме ГАИ (от спецназа только шлемы), причем летом.
- Ватсонианское объяснение: Учитывая гражданскую войну, могли переодеться специально, чтобы не походить на противника — такой же русский спецназ, но за другого атамана. Причем специально выбрали самую неожиданную, хотя бы и кретинскую, форму — чтобы железобетнооно слуайно ни с кем не совпасть. Дойлистское: «хорошие» русские должны были визуально отличаться от «плохих», при этом сохранять узнаваемый русский «вайб» — а игроки в CoD в тонкостях военной формы и снаряжения едва ли разбираются. Подобрали по фоткам, что подошло под задачу.
- Assassin’s Creed III: Liberation — отец главной героини завтракает в цилиндре. Мужчины тогда (да и сейчас) не носили головные уборы помещении, особенно за столом, особенно цилиндры.
- Ghost of Tsushima — японские доспехи периода Камакура выглядели гораздо более громоздко и не так кинематографично, как в игре, но здесь создатели честно признались, что пошли на вольность. В частности, фамильный доспех Дзина вдохновлён самураем Хондой Тадакацу, который жил вообще в XVI веке.
Разное[править]
- Минск, площадь Якуба Колоса, скульптуры, посвященные писателю и героям его произведений. Конкретно, Сымон-музыка и Ганна. Такое платье деревенская девушка могла носить в 1972, когда эта композиция была создана, но не в 1925, когда это произведение было написано. Плюс кроме платья на ней ничего (я про передник какой-нибудь), особенно какого-либо платка. Что босая — то ладно, это и в 1972, особенно в свободное время было не так уж эксцентрично.
Внутримировые примеры[править]
Литература[править]
- Тирсо де Молина, «Дон Хиль Зелёные штаны» — необычный цвет штанов привлекает всеобщее внимание и осуждение. Зелёные штаны у молодого человека? Вот выпендрёжник!
- Забавная аллюзия: подобный же ненормальный цвет штанов возникает у Незнайки (сеттинг, естественно, вымышленный, но восприятие подобных деталей соответствует времени написания книг). Канареечные штаны Незнайки выглядят необычно, хотя их и не осуждают (а в Солнечном городе они даже вошли в моду).
- А. Чехов, юмореска «Шляпный сезон» (1885): человек никак ни мог определиться с головным убором, в конце концов стал ходить без шляпы, за что получил замечание от полицейского: «в благоустроенном государстве нельзя ходить по улицам без шапки».
- В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — поскольку на дворе 1905 год, дресс-код достаточно выраженный, и несоответствия заметно бросаются в глаза.
- Беглого матроса сразу выдают флотские сапоги, к которым совершенно не идут картузик с пуговкой, типичный для мастеровых, и вышитая рубаха, какие носили батраки.
- Агент охранного отделения явно выделяется из числа прочих пассажиров парохода — картуз вроде как у помещика, но на плечах пиджак, а не пыльник; под пиджаком рубаха и галстук-шнурок (тесёмки с кисточками или помпонами, будто с малороссийской сорочки-вышиванки, характерная примета представителей националистических кругов), как у чиновника или сельского учителя, но брюки в полосочку (вместо шаровар), и сандалии они не носили.
- Солдаты, патрулирующие улицы Одессы, безошибочно определяют Петю как гимназиста по характерной, «казённой» (и несвойственной обычному городскому мальчишке) стрижке, удобной для ношения форменной фуражки. Ранец и шинель тоже дополняют образ.
- Во второй книге «настоящая флотская фланелька» Пети мгновенно распознаётся как «настоящая флотская», а не подделка. Вот они какие, большевики-то! Бдительные!
- «Волкодав» М. Семёновой — главный герой опознает подбирающегося к охраняемой персоне убийцу: наряжен был в целом как сегван, но вышивка на рубашке причисляла его к одному конкретному племени, а синие кисточки на сапогах — к другому. Где-нибудь в глуши это был бы аргумент, но Волкодав не решается озвучить такое подозрение, понимая, что итогом может стать хохот толпы, возмущение кнесинки и совершенно неповинный толмач, второпях купивший хорошие сапоги, да вот незадача, не успевший переменить кисточки. И вообще, в большом торговом городе никто бы не удивился даже сольвеннским (славянским) штанам с мономатанскими (африканскими) сандалиями.
- Клим Жуков, Екатерина Антоненко, «Солдат императора» — странно одетому подозрительному попаданцу попытались за это набить морду. Одежда как раз была вполне обычной для того времени, разве что со смешением элементов костюма горожанина и сельского человека (не мешанина ли деталей народной одежды разных областей Германии?). Так его экипировали консультанты. И всё бы ничего, но с этой заурядной внешностью никак не сочетался вызывающе дорогой меч. Именно это и вызвало вопросы и негодование солдат из таверны.
- Керстин Гир, «Трилогия драгоценных камней» — члены Общества графа Сен-Жермена очень серьёзно относятся к достоверности нарядов путешественников во времени. А вот сами молодые люди — не очень. Чего вы хотите от подростков?
- Роберт Асприн, Линда Эванс, «Разведчики времени»:
« | — Если вы пройдете через Британские Врата в этом наряде, то первое, что скорее всего случится — какая-нибудь породистая леди на противоположной стороне улицы либо завизжит, либо грохнется в обморок. Шлюхи обычно не разгуливают по Бэттерси-парку. |
» |
— Достоверность — прежде всего! |
- Андрей Белянин, Галина Чёрная, цикл про оборотней — главные герои стабильно не в ладах с дресс-кодом любого места и эпохи, в которую перемещаются. Чего только стоит костюм ортодоксального еврея для визита в современную Россию или роскошное придворное кимоно для сельской глубинки в средневековой Японии! Но им по большей части везёт, и аборигены если и косятся с недоумением, то никак не комментируют и сдать подозрительных незнакомцев властям не пытаются.
- Елена Первушина, «Черная месса Арканара» (фанфик на понятно что): протагонист Киун вычисляет земного агента именно таким образом. «Вот, например, дворянин, а камзол носить не умеет, локти оттянул, рукава подвязаны кое-как».
- Питер Клайнс, «Paradox Bound» ― попав в прошлое, Илай ожидает, что будет носить стетсон в стиле Дикого Запада, однако Гарри даёт ему котелок и объясняет, что именно подобный головной убор носили в XIX в.
- «Кондуит и Швамбрания» — восторг у холодильника: второгодник оторвал две пуговицы с шитого на заказ мундира главгероя не только/не столько из хулиганских побуждений, а по причине несоответствия тех пуговиц форме. Чуть позже инспектор ампутирует ещё две пуговицы, так что теперь я был весь по уставу.
Кино[править]
- «Назад в будущее 3» — Когда Марти Макфлай отправляется из 1955 в 1885 год в «ковбойском» наряде, обитатели Хилл-Вэлли воспринимают его как ряженного.
- Да и в первом фильме жилет из 1985 воспринимается окружающими, как неуместный предмет униформы. «Ты что, моряк?»
- Всё дело в том, что наряжал его Док Браун из 1955, который видел ковбоев только в чёрно-белом кино, а актёры в таких фильмах намеренно одевались пёстро чтобы получались хорошие оттенки серого.
Телесериалы[править]
- «Солдаты» — на учениях против условного противника, замаскированного спецназовца узнают по армейским берцам, т.к тогда все солдаты носили высокие сапоги — «кирзачи». Сейчас уже неактуально, поскольку берцы носят большинство родов войск, никак не связанные со спецназом.
Аниме, манга и ранобэ[править]
- «Реинкарнация безработного» — Рудэус долгие годы косплеил героя песни Пикника «Моё имя стёршийся иероглиф, Мои одежды залатаны ветром». Его забытое имя и правда было иероглифом, а многие годы он носил рваную и многократно латанную серую хламиду, являясь в ней и к полубогам, и к королям, и к ректорам. За это получил одно из своих прозвищ — «Могучий Замарашка».
Примечания[править]
- ↑ До 1880-х, когда в моду как раз вошёл парадный смокинг — тогда он стал допустим к обеду