Ghost of Tsushima

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ghost of Tsushima
Ghost of Tsushima.jpg
Общая информация
ЖанрAction-adventure
Год выхода2020
РазработчикSucker Punch Productions
Издатель
  • Sony Interactive Entertainment
Платформы
  • PS4
  • PS5
Режимы игрыОдиночная

Ghost of Tsushima (рус. Призрак Цусимы) — action-adventure игра в открытом мире, рассказывающая вымышленную историю борьбы с монгольским вторжением на остров Цусима в XIII веке. Собрав в целом сдержанные отзывы критиков и проиграв достаточно напряжённое противостояние с The Last of Us II на Game of the Year Awards в 2020, получила приз зрительских симпатий и в целом очень полюбилась публике[1] за счёт умопомрачительной картинки и атмосферы средневековой Японии, транслируемой через постоянные оммажи самурайскому кино, в частности, творчеству Куросавы.

После выхода в игру был добавлен многопользовательский режим Legends, а в 2021 году вышел дополняющий основную историю аддон про остров Ики.

Сюжет[править]

Действие разворачивается в 1274 году, когда на острове Цусима в заливе Комода высаживается армия монгольских захватчиков во главе с Хотун-ханом, братом Хубилая. Обороняющаяся армия самураев целиком гибнет под огненным дождём монгольской артиллерии, и в живых остаются только двое самураев: взятый в плен Хотун-ханом предводитель войска господин Симура и его племянник Дзин Сакай, потерявший сознание от ран и спасённый с поля битвы воровкой Юной. Очнувшись, Дзин в одиночку бросается в занятый ханом замок Канэда спасать дядю и вызывает хана на бой, который с треском проигрывает, снова едва не погибнув. В этот раз главный герой усваивает урок и решает собрать союзников, чтобы освободить господина Симуру и вместе с ним изгнать захватчиков, а до поры до времени пока вести борьбу с монголами в одиночку из тени, пожертвовав принципами самурая. По мере того, как Дзин уничтожает захватчиков, о нём распространяется легенда как о Призраке — восставшем из мёртвых самурае, который явился разделаться с монголами. Чем дальше Дзин следует по этому пути, тем сильнее его методы отходят от самурайских и тем очевиднее становится, что его жизнь уже никогда не будет прежней.

Персонажи[править]

Основная игра[править]

  • Дзин Сакайпротагонист, последний самурай Цусимы. Как и полагается при его воспитании, сдержанный и решительный человек. Рано осиротел: мать умерла от болезни, а оставшийся наедине с горем отец толком не знал, что с Дзином делать, и считал, что его наследник слишком мягкий, что стать настоящим воином. В критический момент сын действительно дал слабину и спрятался вместо того, чтобы спасать отца от устроивших засаду бандитов, и с тех пор казнит себя за это. Тем не менее под опекой дяди Дзин вырос достойным человеком, для которого важнее всего — защищать слабых. По ходу своего путешествия он всё больше сомневается в прежних идеалах, но готов на всё, чтобы освободить остров от захватчиков. Осознав, что дядя готов угробить кучу народа ради захвата своего замка, в одиночку пробрался туда и отравил засевших там монголов, после чего Симуре пришлось его арестовать. Дзин сбежал на север и организовал разгром монгольской армии, однако из-за его прежних деяний и угрозы мятежа сёгун распустил клан Сакай и приказал Симуре разделаться с Призраком. После поединка с дядей Дзин в любом случае вынужден скрываться и продолжать борьбу в роли Призрака до конца своих дней.
  • Господин Симура — дзито (наместник) Цусимы, дядя Дзина. Образцовый самурай, для которого честь, порядок и обычаи стоят превыше всего на свете. Железной рукой правит островом, за 20 лет до описываемых событий подавил крупное восстание клана Ярикава, из-за чего втайне презираем простолюдинами. Воспитал Дзина после смерти родителей, привив ему идеалы воина, поэтому племянник объяснимо готов ради Симуры на всё, считая его главным человеком в своей жизни. После освобождения Симуры между ним и Дзином возникает конфликт, поскольку дядя никак не может принять методы Призрака и вместо этого рассчитывает вернуть Дзина в лоно самурайской традиции, чтобы официально усыновить его. Даже убийство Хотун-хана не отменяет приказ сёгуна избавиться от Призрака, так что Симура становится последним противником Дзина, в отношении которого главному герою предстоит нелёгкий выбор: навсегда прекратить их распрю и подарить Симуре смерть воина или же не убивать своего последнего родственника и уйти.
  • Масако Адати — вдова главы клана Адати, крутая бабуля. В первый же день вторжения монголов потеряла всю свою семью: мужа и сыновей убили при Комоде, а в родовое поместье, где оставались её невестки с внуками и старшей сестрой, подослали убийц. При встрече отдаёт Дзину доспехи своего старшего сына и просит помочь ей выследить заговорщиков, погубивших клан Адати, ради мести которым Масако не остановится ни перед чем. Заказчицей истребления клана оказалась старшая сестра Масако Хана, инсценировавшая свою смерть. Хана всю жизнь завидовала Масако, поскольку та вышла за главу клана, в то время как Хану выдали за вассала попроще, который постоянно выпивал и издевался над ней. Битва при Комоде оказалась удобным случаем для мести, однако в итоге Дзин и Масако смогли выследить Хану, и она, изрыгая проклятия, покончила с собой на глазах у сестры.
  • Саданобу Исикава — бывший самурай клана Нагао, всю жизнь посвятивший преподаванию Пути Лука. Неприветливый и суровый старый вояка, перфекционист до мозга костей. С демонстративной неохотой дарит Дзину короткий лук и берёт к себе в ученики, чтобы тот помог выследить некогда обучавшуюся у Исикавы девушку по имени Томоэ, которая перебежала к монголам и с которой у сэнсэя произошла некая размолвка, помешавшая ему присутствовать на битве при Комоде. Исикава хотел удочерить Томоэ, но узнав, что она применяет преподаваемое им искусство для разбоя, попытался убить ученицу. В случае завершения его квеста Исикава после концовки пришлёт Дзину грамоту, в которой официально признаёт его своим учеником.
  • Рюдзодруг детства Дзина, возглавляющий отряд ронинов «Соломенные шляпы». Простолюдин, упустивший шанс быть усыновлённым в самурайский клан после того, как проиграл Дзину на турнире. Соглашается помочь старому другу освободить Симуру в обмен на вызволение товарищей из плена и карту монгольских путей снабжения. Выяснив, что у монголов и так неплохо кормят, переметнулся к ним вместе со своим отрядом. Пожалел об этом, познакомившись с методами иноземцев поближе, но не перестал помогать Хотун-хану. Когда пережил свою полезность, был оставлен ханом в замке Симура и, не сумев уговорить Дзина принять его обратно, был им убит.
  • Юнаворовка, выходившая Дзина после сражения при Комоде. Не разбирается в самурайских мудрствованиях про честь и учит Дзина выживать всеми доступными средствами, как ей и приходилось делать всю свою нелёгкую жизнь: пережив восстание в Ярикаве, они с младшим братом Такой ещё детьми сбежали от матери-пьяницы и отправились бродяжничать по острову. Очень печётся о Таке, запрещает ему участвовать в сопротивлении монголам (не в последнюю очередь из-за случая, когда его в детстве по вине Юны изнасиловал работорговец) и мечтает как можно скорее уплыть с ним с Цусимы. Колючая и острая на язык, но обладает добрым сердцем, искренне заботится о Дзине и первой начинает распространять легенду о Призраке.
  • Така — младший брат Юны, искусный кузнец. Искренне восхищается Дзином и мечтает быть таким же, как он, борцом за свободу, хоть и постоянно напарывается на протест сестры. Сделал для Дзина крюк для подъёма по стенам и скалам и доспех Призрака. Вопреки мнению Юны о его беспомощности, всё-таки проявил себя как трусливый лев, когда в одиночку ринулся спасать Дзина из монгольского плена. Получив предложение о свободе в обмен на жизнь Дзина, вместо этого бросился с мечом на Хотун-хана и погиб как герой.
  • Кэндзи — друг Таки и Юны, местный источник разрядки смехом в лице глуповатого и не очень везучего торговец сакэ: его квесты обычно вращаются вокруг того, как Кэндзи кого-то облапошил и попал в переплёт, из которого его будет вытаскивать никто иной как Дзин. Тем не менее не лишён смекалки, и Дзин понемногу настраивает его применять своё прохиндейство на благо, а не во вред.
  • Нориодобродушный гигант, монах-воин из храма Кедра. Прознав о вторжении монголов, монахи храма во главе с настоятелем Эндзё — старшим братом Норио — выдвинулись на подмогу самураям, но попали в плен, где содержались в скотских условиях и погибли все до одного, кроме Норио с братом. Последнего монголы увезли куда-то дальше на север, а Норио вместе с Дзином отправляются спасать от монголов буддистские святыни и искать Эндзё. Находят уже без рук и ног, а позднее Дзин, уже нацелившийся на очередного босса-военачальника, обнаруживает, что Норио сам наказал виновного — сжёг того заживо, и осталось только убедить его, что после такого он всё ещё может вернуться в храм.
  • Юрико — престарелая няня Дзина, оставшаяся в родовом поместье Оми стеречь доспех клана Сакай. Мастер ядов, помогает Дзину изготовить новое оружие против захватчиков. Очень нежно привязана к своему воспитаннику и, в отличие от Симуры, считает, что силу для борьбы с врагами необязательно черпать исключительно из кодекса самурая. Будучи при смерти, начинает путать Дзина с его отцом и проговаривается, что как минимум была влюблена в Кадзумасу (как максимум — у них был роман). Тот, осознав, что происходит, во время их последнего разговора отвечает Юрико от лица Кадзумасы, чтобы она могла умереть счастливой.
  • Томоэ — бывшая ученица сэнсэя Исикавы, безродная сирота с удивительным талантом к стрельбе, которая теперь тренирует монгольских лучников и терроризирует всю Цусиму. По словам своего учителя — полная социопатка и патологическая лгунья и предательница. Утратив контроль над ситуацией, оказалась выкинута монголами на мороз (буквально) и попросилась обратно к сэнсэю, чтобы искупить свои ошибки. При личной встрече производит крайне неоднозначное впечатление и находится в шаге от морального банкротства, однако всё-таки помогает Дзину и сэнсэю Исикаве разделаться с остатками обученных ею лучников, прежде чем сбежать с Цусимы в закат.
  • Хотун-хан — вымышленный брат хана Хубилая, приплывший покорять Цусиму. Умный, хитрый, хладнокровный мерзавец, прекрасно изучивший японскую культуру и способы ведения войны, что позволило ему эффектно и эффективно раскатать самурайскую армию за одно сражение. После покорения Японии мечтает вернуться на континент и захватить власть в империи, свергнув Хубилая. И всё бы шло по плану, если бы один недобитый самурай не решил изменить традиционной тактике…

Остров Ики[править]

  • Анхсар-хатун / Орлица — слепая на один глаз шаманка монгольского Орлиного племени, вознамерившаяся покорить Восток с помощью галлюциногенного зелья, позволяющего окунать людей в их самые страшные кошмары и превращать в рабов. Захватив Ики, начала высылать отряды на Цусиму, где на её след напал Дзин и отправился на остров разбираться. Орлица легко взяла его в плен и опоила, так что после чудесного спасения Дзину придётся сражаться не только с отрядами Орлиного племени, но и с побочками.
  • Тэндзо — разбойник, спасший Дзина после бегства из форта Сакай. Застал экспедицию самураев на остров и поэтому люто ненавидит всё, что с ними связано, но готов терпеть Дзина ради общего дела борьбы с Орлиным племенем. Не нужно быть детективом, чтобы понять, что он убил Кадзумасу и с первой встречи раскусил «Дзина из Ярикавы». В финале дополнения они с Дзином друг друга простили по всем законам жанра и мирно разошлись.
  • Фунэ — капитанша пиратов острова Ики, после пары вылазок против Орлиного племени нехотя принявшая Дзина в свою команду. На первый взгляд — грозная бой-баба, живущая интересами своих людей. В действительности давно хочет с помощью банды освободить свою дочь, которую пришлось выдворить, когда она в наркотическом бреду подставила их отряд под удар.
  • Кадзумаса Сакай — отец Дзина, чья история более подробно раскрывается в дополнении. По словам Юрико, был не столь скован кодексом чести, как Симура, что следует переводить как «влюблённый в войну рыцарь крови». Возглавлял экспедицию на остров Ики против терроризирующих мирное население тамошних пиратов, в ходе которой столько раз перегнул палку, что заслужил репутацию мясника, и с тех имя Сакай на острове предано анафеме. Тем не менее был действительно великим воином, и разбойникам удалось его убить, только заманив в засаду вместе с Дзином, которому посчастливилось спрятаться.

Игровой процесс[править]

Бои[править]

Поскольку главный герой — самурай и крутой фехтовальщик, бои на мечах отличаются приятной вариативностью. Устраняя монгольских командиров или наблюдая за ними[2], Дзин выучивает новые стойки, наиболее эффективные против определённых видов противников: с самого начала доступна стойка Камня против мечников, дальше открывается стойка Воды против щитоносцев, стойка Ветра против копейщиков и стойка Луны против монголов покрупнее. Открываемая в рамках сюжетного квеста стойка Призрака позволяет устрашить окружающих врагов и беспрепятственно убить трёх из них.

Как известно, чем дальше в лес, тем толще монголы, так что очень скоро фехтования Дзину станет мало, и в бою появится дополнительное снаряжение: лук, кунаи, бомбы, дымовые шашки, ядовитые дротики, а также колокольчики и петарды для отвлечения врагов. Наконец, можно простелсить значительную часть миссий и перерезать противников по одиночке из тени или в высокой траве.

Сражения с боссами выполнены в жанре дуэльного порно и не предполагают использование орудий Призрака.

Исследование[править]

Игровая карта разделена на три большие области: солнечная Идзухара, заболоченная Тоётама и заснеженная Камиагата. В ходе своего путешествия по Цусиме Дзин будет натыкаться не только на занятые монголами населённые пункты и укрепления, но и на случайные патрули.

Помимо освобождения контрольных точек Дзин занимается типичными самурайскими делами: играет на флейте, что позволяет менять погоду, сочиняет хокку, прокачивает хиты на горячих источниках и возносит молитвы в святилищах, получая обереги, которые можно комбинировать с различными видами одеяния для улучшения его характеристик. По карте раскидано немало декоративных предметов, нередко они выдаются и за выполнение квестов.

Несколько раз Дзину повстречается сказитель Ямато, который рассказывает герою легенды Цусимы, указывающие путь к получению особых видов оружия и доспехов или освоению новых боевых приёмов.

Что ещё здесь есть[править]

Сюжетные тропы[править]

  • Ай, молодца — Дзин первым начал использовать против монголов яд, и они оперативно взяли рецепт на вооружение, так что в третьем акте игрока ждут отравленные стрелы у противника и миссия по уничтожению запаса, которым монголы намерены воспользоваться на большой земле.
    • Он же, с одной стороны, вдохновил мирных жителей на борьбу с монголами, а с другой — люди стали применять всё тот же яд в корыстных целях, чтобы, например, устранять деловых конкурентов. В финале местные вообще собираются снарядить целую армию, которая во главе с Призраком должна вторгнуться на континент и загнать монголов обратно в степь, о чём Дзин знать не знает. Даже если он как минимум косвенно вдохновит своими подвигами народное восстание, вряд ли впоследствии жители скажут ему за это спасибо, когда познакомятся поближе с карателями сёгуната.
  • Бабы новых нарожают — отношение Симуры к военным потерям. «Зато они погибли с честью».
  • Бонус для гениев — слоганом игры является фраза «Грядёт великий шторм», которая намекает на Дзина, подобно буре сметающего монгольские ряды. Исторически попытки захвата Японии монголами закончились после того, как божественный ветер (да, камикадзе) вызвал шторм на море, который потопил монгольский флот.
    • На прощание Масако подарила своей служанке гребень, что в японской культуре является табу, поскольку слово «гребень» (куси) созвучно словам «страдание» и «смерть».
  • Бронебойный ответ«Я не твой сын. Я — Призрак».
    • Дзин, уже успев глотнуть славы Призрака, ломится в дом очередного нехорошего человека: «Открывай, я Дзин Сакай!» — «Ага, а я богиня Аматэрасу!»
  • Бронебойный вопрос — «Это ты Аматэрасу?» - минуту спустя спрашивает Дзин у вышеупомянутого нехорошего человека, проникнув в дом через крышу.
  • Вечная трёхдневная щетина — одно из слагаемых образа Дзина.
  • Высказаться перед смертью — «Ты ничего хорошего за всю свою жизнь не сделала! Ну так и оставайся одна!» (с) Хана. Что характерно, аверсия в концовке с убийством Симуры.
  • Генерал Фейлор — Симура. Во время стелс-миссии через его замок можно подслушать, как самураи с большой земли распекают его за то, как он бездарно слил всё войско при Комоде, а уж о плане захвата этого самого замка и говорить нечего.
  • Гладить собаку — даже не игравшие знают, что здесь можно гладить лисичек, которые являются посланницами богини Инари, покровительницы Дзина. В дополнении в очередь на глажку выстраиваются обезьяны, олени и котики. В фигуральном смысле там же на Ики Дзин может пожертвовать немного бамбука крестьянину, чей дом разрушили монголы, и, переодически наведываясь в определённую локацию, наблюдать за ходом строительства.
  • Докажи, что ты злодей — Хотун-хан вынуждает жителей замка Симура открыть ворота, заставив Рюдзо поджечь взятого в плен крестьянина.
  • Домашний тиран — один из заговорщиков против клана Адати постоянно избивал жену и дочь, а потом и вовсе убил их, чтобы они не достались монголам.
  • Жертвенный мышонок — «Чужаки, приведите ко мне своего лучше воина! Я Харунобу Адати, потомок великого Ёсинобу Адати», — вот и все реплики, которые успел произнести муж Масако перед тем, как Хотун-хан облил его вином, поджёг и отрубил ему голову. Для персонажей — трагедия, для игрока — почти комично.
  • Закольцованная сцена — туториал по бою во флэшбеке и дуэль с финальным боссом происходят под деревом и с одним и тем же противником в лице Симуры.
  • Изнасилование и месть — отложенная в долгий ящик, но оттого не менее суровая месть Юны братьям Мамуси.
  • Кармический ГудиниТомоэ. Пообщавшись с ней лично, Дзин может узнать, что у неё вполне есть мечты о мирной жизни, и она просто делала всё, чтобы выжить, тем не менее, жертвы среди мирного населения никто не отменял, а ответственности за них почему-то никакой. Объяснение «слишком свободолюбивая, чтобы жить по правилам» участие в бандитской шайке тоже не сильно-то оправдывает.
  • Коварство соблазнявшей — Мацу предлагала Дзину остаться на ночь, и вряд ли без корыстного умысла, учитывая, кто она на самом деле…
  • Козёл был прав — «Помоги освободить моего дядю, он обеспечит твоим людям пропитание!» — «И пошлёт нас на смерть…»
  • Коллаборационист — встречаются неоднократно и, как правило, подвергаются справедливому наказанию. Справедливо для того же Рюдзо, а вот Томоэ ускользнула.
  • Крутой гей — как оказалось, крутая полиаморная бисексуалка Масако: «Я любила мужа, но и Май я тоже любила».
  • Куда заводит месть — на самом деле истории большинства персонажей про это, и заводить может в весьма неожиданные места, а не только к личной трагедии.
  • Ложная мистика — демон-тэнгу, охраняющий лук Утицунэ. Лук Дзин находит на алтаре, щедро окуриваемом благовониями, так что бой с боссом, скорее всего, просто ему привидился. Кроме того, на острове Ики можно найти записи, согласно которым тэнгу — обыкновенный монах из плоти и крови, который в порыве фанатизма отплыл на Цусиму защищать наследие Утицунэ.
    • А также «каппы» на болотах Тоётамы или «дух мщения Ярикавы», которые на поверку оказываются обыкновенными людьми со злыми намерениями.
  • Любит сильных женщин — муж Масако влюбился в неё, увидев, как она, будучи на тот момент девочкой-подростком, в одиночку защищает семейный дом от бандитов, пока прочие домочадцы прячутся по углам.
  • Мальчики бьют, девочки стреляют — Дзин и Юна во время совместных миссий. В старшем поколении наоборот: Масако тоже носит лук, которым не пользуется, предпочитая бросаться на врагов с катаной, а сэнсэй Исикава — стрелок.
  • Момент характеристики — расправа Хотун-хана над Харунобу Адати. Самураи, что характерно, намёк не поняли.
  • Называть по фамилии — имя сэнсэя Исикавы мелькает всего один раз в официальном документе, личное имя Симуры неизвестно.
  • Невыносимый гений — сэнсэй Исикава феноменальный стрелок, когда его отношение к ученикам оставляет желать лучшего.
  • Нет, не тот — у брата-пирата Суги кличка «Яманэко».
  • Они будут или нет? — Дзин и Юна. Чем дальше, тем жирнее намёки, что эти двое друг другу глубоко небезразличны, но до собственно романтики дело не доходит.
  • Оно не действует! — реакция Орлицы на то, что Дзин всё-таки провёл детоксикацию от её зелья.
  • Персонаж-призрак — сёгун. Хотя рулить страной на тот момент должен всё-таки регент Ходзё Токимунэ.
  • Печальный символ — флейта Дзина когда-то принадлежала его покойной матери. Кроме того, некоторые другие получаемые по сюжету предметы имеют такой подтекст, например, шляпа Рюдзо или фигурка лошади в укрытии Дзина в конце игры.
  • Полное чудовище — пират Рику Чернорукий, детоубийца и любитель отборного гуро со скармливанием человеческих внутренностей своей ручной обезьянке. Неудивительно, что против такого персонажа восстала собственная команда, но приобретённая после мятежа слепота всё равно ему не помеха.
  • Посмертный персонаж — мать Дзина постоянно упоминают различные персонажи, но сама она не показывается даже во флэшбеке. Её имя — Тиёко — становится известно только в DLC.
  • Правда Мефистофеля — во время пленения Симуры Хотун-хан издевается над ним, рассказывая, что его любимый племянник опустился до бесчестных методов ведения войны и трусливо нападает из тени. Дядя отказывается верить, но это до поры до времени.
  • Предатель как бы намекает — с первой встречи Дзина с одним из персонажей очевидно, что дружба у них малость односторонняя и отмеченная завистью со стороны последнего, а потом тот ещё и отмечает, что монголы-то кормят пленных.
  • Роман мая с декабрём — вы будете смеяться, но таки Май и Масако.
  • Сословная мораль — неотделима от самураев. Именно из-за неё так обижен на жизнь Рюдзо, и Дзин возмущённо от неё отрекается, когда дядя предлагает ему свалить массовое отравление монголов на Юну, которая для Симуры просто пыль под ногами.
  • Тряпка и швабра — эпизодическая парочка с Ики в лице бывшей бандитки Суги и её мужа.
  • Ты меня уважаешь? — аверсия. Крестьяне называют Дзина исключительно «Сакай-сама», исправно благодарят за подмогу и если только на колени не падают.
  • Убитая игрушка — встречается пару раз в квестах наподобие спасения семьи или борьбы с работорговцем, который похищает детей.
  • Ужас у холодильника — финальный выбор: пощадив Симуру, можно подумать, что мы проявили милосердие, да и Дзин в этом случае говорит: «Может, у меня и нет чести, но я не стану убивать родственника». С другой стороны, если дядюшка не скончается на месте от потери крови, то в глазах других самураев и сёгуна окажется покрыт позором, так что вполне вероятно, что он в любом случае не жилец.
  • Упасть в воду — раненый Дзин в начале переживает падение с высокого моста. Позднее Томоэ сбегает тем же способом, спрыгнув со скалы в море.
  • Хороший плохой конецХотун-хан убит, монгольское вторжение остановлено, однако Дзин либо убивает своего единственного родного человека, либо окончательно теряет его любовь и в любом случае остаётся личным врагом сёгуна, вынужденным доживать жизнь в бегах.
  • Царственный пурпур — носит всё Орлиное племя, но особо царственный он на Орлице и её драконе Хунбише.
  • Целомудренный герой — Дзин. Пару раз у него проскальзывают мысли о нехватке женского тепла, но первым делом всё равно монголы, а девушки — потом.
  • Чрезмерный пацифист — монах Хоти, который даже во время войны не прекращает дум о нирване и при этом всё равно хочет присутствовать на поле боя.
  • Эй, все сюда! — в последней стычке с монголами присутствуют все основные квестодатели, даже если Дзин не закончил их истории.
  • Это личное — когда во втором акте убивают Таку, Дзин впадает в ярость и вырезает ронинов-предателей как собак, после чего бесповоротно сворачивает на путь Призрака, в том числе и чтобы отомстить.

Игровой процесс[править]

  • Без пяти полуночная спецспособность — Путь Огня. К моменту получения Дзин и так скорее всего машина убийств, а с неблокируемыми атаками горящим клинком монголам остаётся уповать только на милость Тенгри.
  • Благосклонная архитектура — на большую часть зданий легко забраться, что существенно упрощает задачу скрытных убийств.
  • Босс-головорез — «Клинки Кодзиро» в Тоётаме — подкрашенные и раскормленные ронины.
  • Босс-ментор — Бэттомару, преподающий Дзину Путь Огня. Бой будет продолжаться, пока игрок не освоит поджигание катаны.
  • Геймплей вразрез с сюжетом — из-за наследия клана Сакай на Ики нельзя светить фамильной символикой, поэтому Дзин получает скин для брони со стёртыми знаками. Тем не менее на повязку с символом клана во весь лоб или на катану никто не обращает внимания, так что менять их необязательно.
  • Головорез в боссьей шкуре — монгольские военачальники встречаются не только как боссы, но и просто как предводители разъезжающих по Цусиме отрядов. Во второй части боя до головореза будет понижен и Хотун-хан.
  • Единственный человек в цеху — бронники, оружейники, мастера луков и звероловы работают по одиночке, хотя в крупных поселениях у них мастерские с отдельными вывесками.
  • И пусть весь мир подождёт — чай, дядя в замке Канэда на монгольских харчах не отощает, продолжаем вдохновляться пейзажами Идзухары и рубить бамбук! Сайд-квесты так же спокойно можно забросить на любой стадии выполнения, поскольку прогресс сохраняется.
  • Искусственный идиот — если монголы удерживают заложников, то начнут убивать их, как только Дзин покажется из-за угла. Однако если он за тем же углом перерезает стражников поодиночке или отстреливает с ближайшей крыши, то бедным крестьянам ничего не угрожает.
  • Катсценная некомпетентностьРюдзо открыто заявляет Хотун-хану, что не полезет на Дзина в одиночку, поскольку это самоубийственно. Тем не менее во втором акте он запросто подкрадывается к Дзину сзади и оглушает его.
  • Крутая маска — в первую очередь маска Призрака, конечно же, но в целом ассортимент немаленький.
  • Крутой шлемак — дело семейное: шлем Симуры венчают золочёные бычьи рога, шлем Дзина — рога оленя. Доспех последнего в целом уведён у одного из соратников Токугавы Иэясу Хонды Тадакацу, который жил на триста лет позже событий игры.
  • Круто, но трудно — доспех Саругами. Отключает обычное парирование, однако при максимальном улучшении позволяет нанести три халявных контрудара после идеального парирования, а идеальное уклонение также даёт один удар вертушкой.
  • Мем просочился в канон — чёрно-белый фильтр после одного из патчей получил меткое фанатское название «Режим Куросавы».
  • Моб-вредитель — ронины, заявляющиеся во втором акте попортить кровь игроку, который уже привык к паттернам монгольских мечников. До изучения стойки Ветра и идеального уклонения — ещё и копейщики, от которых новичку трудно увернуться.
  • Мясные ворота — на подъезде к локациям из сюжетных миссий с полчищами монголов высвечивается предупреждение: «Здесь слишком много врагов».
  • Наглая ложь«Этот конь останется с Вами до конца пути». Во второй раз, правда, всё-таки останется.
  • Нажми X, чтобы не погибнуть — механика противостояний. Дзин может вызвать нескольких врагов по очереди на честный бой, и, если игрок вовремя нажмёт X, то герой убьёт каждого одним ударом. Со временем противостояния становятся сложнее, поскольку противники начинают подавать ложные сигналы, на которые легко купиться и потерять большую часть здоровья.
  • Не в ладах с географией — Цусима не настолько велика, чтобы на севере лежал глубокий снег, пока на юге тепло. Даже с учётом течения времени на острове не может быть так холодно. Также в то время остров не делился на префектуры, да и в наши дни вся Цусима целиком — лишь часть префектуры Нагасаки.
  • Не в ладах с дресскодом — японские доспехи периода Камакура выглядели гораздо более громоздко и не так кинематографично, как в игре, но здесь создатели честно признались, что пошли на вольность.
  • Не в ладах с культурой — хокку как форма стихосложения появились только в XVI веке. Справедливости ради, японские консультанты предлагали более корректный термин «вака» (и так стихи Дзина называются в японском дубляже), впоследствии отвергнутый из-за того, что на западе при разговоре о японской поэзии на ум первым делом приходят хокку.
  • Не в ладах с оружием — хотя монголы действительно использовали артиллерию, для хвачхи образца XVI века ещё малость рановато. Кроме того, Дзин, по идее, должен быть вооружён тати, который подвешивается на пояс, а не затыкаемой за пояс катаной (впрочем, в японской локализации меч Дзина всё равно называют тати). И то это было бы скорее вспомогательное оружие, поскольку в тот период самураи были преимущественно конными лучниками.
    • Норио носит нагинату за спиной тоже из соображений эффектного вида, правильным было бы класть её на плечо, кроме того, для лезвия мог быть предусмотрен специальный чехол.
  • Непобеждаемый босс — Хотун-хан в прологе. Даже если снять ему все хиты, ничего не произойдёт, и нужно поддаться, чтобы сюжет продвинулся дальше.
  • Новая игра+ — в этом режиме присутствует новый торговец, который продаёт декоративные предметы за «призрачные цветы», добываемые при перепрохождении миссий.
  • Пасхалка — в первую очередь к предыдущим работам студии. На стене одной из пещер можно обнаружить гравюру в японском стиле, изображающую Коула из InFamous, а за косплей Слая Купера с помощью определённых предметов выдаётся отдельная награда. Кроме того, на Ики есть три святилища, посвящённые Bloodborne, God of War, Shadow of the Colossus и Horizon: Zero Dawn, в которых можно получить тематические скины.
  • Плавать в доспехе — запросто.
  • Сила катсцен на максимум — бой с Масако идёт до логического конца в виде обнуления хитов противника, кровь хлещет во все стороны, однако когда они с Дзином прерываются поговорить и издалека как раз подкрадываются монголы, все раны моментально затягиваются.
  • Удивительное внимание к деталям — в храме Дзёгаку все торговцы сидят на территории храмового комплекса, и только зверолов — снаружи, поскольку свежевание животных в соответствии с буддистскими представлениями является нечистым делом.
  • Уныло, но практично — кунаи. Первое оружие Призрака, доступное Дзину, которое на всех стадиях игры эффективно прореживает отряды врагов. По ходу развития и с нужными амулетами можно ваншотить лучников, метать ещё больше кунаев и использовать их в цепочке скрытных убийств.
  • Удивительно правильный иностранный язык — хотя субтитров с переводом не завезли из соображений погружения — всё-таки, Дзин не знает их языка — реплики монголов вполне осмысленны и озвучены носителями. Громогласное «ДООШОО» от лучников забыть сложно, а перепуганный враг может даже запричитать: «Би хүүхдүүдтэйшд!»
  • Японский белый / Крутой в белом, Готический брюнет и Героический красный — можно найти красильщиков, которые торгуют декоративными предметами только белого, чёрного и красного цветов, что позволит разыграть эти тропы.

Прочее[править]

  • Бонус для фанатов — японские игроки невольно смеются над названием «Соломенные шляпы», поскольку сэйю Дзина также озвучивает Зоро из одноимённой команды в One Piece.
  • Переименованный In Translation — некоторые персонажи в японской локализации: Юрико стала просто Юри, отец Дзина Кадзумаса — Тадаси, Фунэ — Фукой, а у сыновей Масако парные имена Сигэсато и Сигэнори.
    • Да и сама игра тоже, поскольку по-японски Дзин не «призрак», а куродо, «человек из тени» (冥人).

Примечания[править]

  1. В том числе и японской, для которой она в первую очередь и предназначалась; это единственная американская игра, которая удостоилась оценки 40/40 от журнала Famitsu. Тут нелишне будет упомянуть, что компания, делавшая игру, принадлежит Sony, то есть самим же японцам. Сложно ожидать развесистой сакуры о японцах, когда они контролируют ее создание.
  2. А лучше и то и другое: сначала понаблюдать, а потом убить, чтобы получить два очка техники сразу.