Серая слизь

Материал из Posmotrelisu
Версия от 19:24, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Да, Альдермот говорил мне, — сказал мужчина в плаще.
— Что?
— Что бактерии будут размножаться и пожирать все — стены, людей, железо.
— Верно.
— И что это уже невозможно будет остановить.
— Да.
— Но к чему тогда такое оружие?!
»
— Лем, «Темнота и плесень»

(link)

Серая слизь

Серая слизь — ужастик о бесконтрольно размножающихся наноботах.

Если у нас есть микроскопические машины, которые могут использовать все что угодно в качестве строительного материала, которые могут строить копии самих себя, то их можно применять для лечения всех болезней и наступления Сингулярности. Но что будет, если они выйдут из-под контроля?

Грубо говоря, колония микроорганизмов, могущая из всего изготавливать копии себя и не занимающиеся ничем другим, превратят все в копии себя. Металл, стекло, здания, асфальт, людей, земную кору, всю планету. В конце останется лишь огромный сгусток этих самых микроорганизмов. Вслед за Эриком Дрекслером мы называем получившийся шмат микробов размером с Землю серой слизью.

Откуда может взяться такой ужас? Вариант 1: его могут создать искусственно какие-то апокалиптические маньяки. Вариант 2: серая слизь — это своего рода рак нанороботов. Знаете, как называется, когда в обычной живой клетке случайно сбивается какая-то программа и она начинает вести себя как болезнетворный паразит? Правильно, это называется злокачественной опухолью. А теперь представьте, что программа сбивается не у скромной человеческой клетки, а у универсального нанита, который может разбирать и собирать любую материю. И чем более сложны и вариативны программы у этих нанороботов, и чем больше их самих, тем выше вероятность, что случайная неправильная инструкция запустит «нанорак». Введение такого сценария помогает добавить сбалансированности технологии, которая без него кажется манчкински-волшебной — активным программируемым нанороботам. С вероятностью спонтанного возникновения «серой слизи» такие нанороботы превращаются в опасный и запретный приём, который может сделать всё, но который допустимо использовать только в крайних случаях. Также такой сценарий помогает автору объяснить, почему нанороботы в сеттинге существуют, но сингулярность ещё не наступила: их искусственно ограничивают, чтобы свести риск к абсолютному минимуму.

Вариант серой слизи — наномашины или микроорганизмы, умеющие перерабатывать в себя только живую органическую материю — более правдоподобен и более осмыслен в военном отношении (материальные ценности оставляет нетронутыми). Но менее ужасным он от этого не становится.

Примеры

Литература

  • Александр Беляев, «Вечный хлеб» — одноименная питательная биомасса. В результате утечки куска «хлеба» из лаборатории разные ушлые личности наладили его самопальное «выращивание», а затем и торговлю им по всему миру. Но выяснилось, что недоработанный продукт имеет тенденцию бесконтрольно разрастаться и реально давить людей.
  • «Зона смерти» — скорги являются вышедшими из под контроля нанороботами, чьё предназначение — терраформировать Марс. Они просто не знают что делать с планетой, на которой уже есть жизнь. Плюс к этому можно добавить аномальную энергию Пятизонья, и вот вам результат. Если неосторожный человек позволит себе заразиться скоргами, то в скором порядке станет сталтехом — киборгом-зомби. Автомобили превратились в механоидов — роботов с повадками животных. А растения производят всё новых скоргов. Единственное спасение для человечества — скорги не могут функционировать за пределами Пятизонья, так как им нужна та самая аномальная энергия.
  • Майкл Крайтон «Рой» — собственно, нанороботы на свободе.
  • Станислав Лем «Непобедимый» — не так чтоб «нано», но мелкие роевые роботы, эволюционно специализированные на уничтожение крупных механизмов или организмов.
  • Грег Бир «Музыка, звучащая в крови» — учёный экспериментирует с созданием разумных бактерий, а в качестве резервуара использует себя. У него получилось. Сначала бактерии дают своей «вселенной» сверхспособности (с точки зрения окружающих), перестраивая её по своему разумению. Однако затем приходят к выводу, что их «вселенная» тоже жива и разумна — тогда почему бы не взять её под полный контроль?
  • Евгений Лукин «Юность кудесника». В одной из новелл выясняется, что стальная блоха — вражеский наноробот, ловко нейтрализованный Левшой. В другой новелле вся наша Вселенная — раковая опухоль в некоем мегаорганизме. Хэппи-энд — опухоль неоперабельная, так что ещё поживём.
  • У него же «Сталь разящая» — унылая вариация на тему лемовского «Непобедимого». Нанороботы калечат или убивают всякого, кто возьмёт в руки металл.
    • Во-первых роботы там ни разу не "нано", а во вторых - это сошедшие с ума противопехотные комплексы, воспринимающие любого человека с металлическим предметом в руках (или на теле) как вооружённого солдата.
  • Шуваев в «Цветке Камнеломки» обосновывает принципиальную невозможность выживания «вольных» наномашин — и тут же демонстрирует целое сообщество таковых. А потом ещё и упоминает некую «шипучую язву» как вид нанотех-оружия.
  • Олег Дивов «Симбионты». Медицинские самособирающиеся наноботы. Довольно подробно описана опасность gray goo.

Кино

Телесериалы

  • «Звёздные врата: первый отряд» — низшие формы репликаторов.

Мультсериалы

  • «Утиные истории» — серия «Атака металлических клещей». Клещи, способные есть только металл и неконтролируемо размножаться, съедают всё золото Скруджа и боевую оболочку Уткоробота.
  • Futurama. Микроскопические копии Бендера в эпизоде «Бендерама».
  • Гаргульи — сабж сбегает из австралийского филиала корпорации Ксанатоса, однако потом находит общий язык с исправившимся Динго.

Видеоигры

  • «Вкусная планета» — играем за комок серой слизи с глазками. Игра начинается с поедания рисовых зернышек, а заканчивается пожиранием Вселенной. Как вариант (во второй части), начинается с поедания бактерий, кончается поеданием черепах на которых Вселенная (уже новая) стоит.
  • «Космические рейнджеры 2: Доминаторы» — доминатор Террон. «Я превращаю всю материю, живую и неживую, разумную и неразумную, в свой вид».
  • Horizon: Zero Dawn. Просто Horizon: Zero Dawn. Дальше спойлеры.

Нестандартные примеры

  • Grey Goo: местная слизь — разведывательная система людей, заброшенная и забытая, которая внезапно заявила о себе. Однако, как выясняется в кампании за слизь, её цель — не сожрать всё, а воссоединиться со своими частями в других мирах, чтобы дать отпор уничтожающей всё на своём пути Тишине.
  • xkcd — в одном из комиксов наноботы сожрали 40 % Земли, и тупо остановились. Оказалось, что у них просто кончились IP-адреса.
  • Ashes of Singularity: еще круче, ибо здесь в роли серой слизи выступают… сами люди. Если коротко: люди изобрели ИИ по имени Гелия, с её помощью быстро развились и вскоре расстались с материальной оболочкой, загрузившись на компьютрониумную матрицу. И как оказалось, чем больше компьютрониума, тем шире границы сознания, а жадность людская, как известно, величина бесконечная. Люди перемололи Землю, потом Луну, в итоге начали пожирать галактику. Гелия попросила людей на время прекратить, пока она не найдёт способ покинуть галактику, на что большинство её, вполне закономерно, послало подальше. Где-то с этого момента и начинается игра.
  • «Серая слизь» Гарроса-Евдокимова — серой слизью секта «Новый ковчег» называет людей, утонувших в море информации, рекламы и общество в целом. Один из них совершает самоубийство, оставив предсмертную записку: «Жить в серой слизи и быть серой слизью полагаю недостойным и противоестественным».
  • Метавселенная Рудазова — плонетская сконь. Сама не воспроизводится — но и не разлагается, не уничтожима вообще ничем кроме магии и божественного чуда, тогда как органику разъедает в ударном темпе. А под влиянием демонических эманаций в ней заводится ещё и жутковатая псевдожизнь.

См. также