Наука не работает

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Представьте себе: вы — попаданец. Да не куда-нибудь к Сталину, и не куда-нибудь к монголам: берите выше. Вы угодили в мир меча и магии, наши поздравления! Вы, конечно, до попаданчества были химиком-технологом и помните рецепт пороха. Калиевая селитра, древесный уголь, кристаллическая сера. Семьдесят пять на пятнадцать на десять. Ну, держись, Тёмный Властелин! Щас мы пищалей да бомбард наклепаем и сделаем из твоих орков решето! Стоп, что? Порох не то что не горит со взрывом, но и даже не тлеет? Как так?

Может, ошиблись в соотношении ингредиентов? Нет, на память вы не жалуетесь. Может, дело в том, что они были некачественными? Нет, местные клянутся именем Божьим, что дали именно то, что требовалось, и вообще, это в их же интересах — забить Тёмного Властелина. После долгих опытов с компонентами пороха и другими веществами вам открывается чудовищная истина: все ваши знания выпускника химфака в этом мире абсолютно бесполезны. Просто химия здесь не работает!

Наука не работает — частый обоснуй для характерных черт стандартного фэнтези-сеттинга. Нет электричества? Оно бывает только в виде молний с неба, смирись. Не летают самолёты? И не должны, они же тяжёлые. Триметаллическая денежная система? Просто твой Адам Смит тут бесполезен, такие дела.

Типичная старая реализация этого тропа — допустимая жанровая условность: просто не работает. Потому что. Типичная современная реализация — волшебные законы физики для естественных наук и нечеловеческая психология для гуманитарных: наука в этом мире в принципе может работать, но его законы отличаются от нашего, так что метод-то тот же, а вот сами знания (если они уже накоплены) — другие. Редкая и концептуальная реализация — не работает сам научный метод: наблюдения, эксперименты, проверка гипотезы и критерий Поппера бесполезны, зато работает всякое «просто поверь, что ты это можешь».

Нередко троп даётся с прикрученным фитильком: порох сделать нельзя, но полёт камня из катапульты можно рассчитывать с помощью тригонометрии и ускорения свободного падения (хотя само ускорение не факт, что равно 9,81 м/с²). Этот подход критикует Юдковский в эссе «Единый огонь»: законы физики едины для всего мира, нельзя просто так взять и отключить одни их проявления, не затронув другие, иначе, как авторским произволом.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Нарния» — именно тот случай, когда бесполезен сам научный метод. Получилось явно ненамеренно, но…
    • Если тебе является Аслан, ты увидишь его, только если готов поверить в то, что тебе явился Аслан («Принц Каспиан»). В Истинной Нарнии («Последняя битва») педаль в асфальт: не веришь в Аслана — не увидишь всего мира, кроме одного крохотного и отвратительного фрагмента. Вообще никогда не увидишь.
    • Ты стал свидетелем откровения Аслана, в котором содержались предписания совершить определённое действие при определённых условиях? Делай, как сказали. Если тебе показалось, что эти условия в конкретном случае могли быть случайно воспроизведены естественным путём с куда большей вероятностью, чем являться частью Знака — тебе показалось. Аслан предвидит всё, любой «естественный путь» в сотворённом Им мире есть только реализация Его воли («Серебряный трон»).
    • На этом фоне фактология вроде того, что Нарния — это плоская земля, а виды живых организмов в ней образовались в один момент непосредственно путём Асланового творения, выглядит вообще мелочью. Да и средневековый застой железно и логично обоснован: просто в Нарнии мануфактуры бы были куда менее полезны (и, коли на то пошло, окупаемы), чем кустарное ремесло.
      • Поправка: научный метод бесполезен только относительно самого Аслана лично. Потому что Единый Бог, каковым Лев здесь является, независим от созданного Им мира и соблюдает его законы (установленные Им Самим) исключительно по доброте душевной, чтобы не было бардака. Сами же эти законы от земных принципиально не отличаются, и то же плоскоземелье вполне можно установить экспериментальным путём (что герои «Покорителя Зари» и делают). Теоретически возможно было бы даже построить космический корабль и слетать в гости к Кориакину не на остров Однотопов, а непосредственно на рабочее место, да Хитр обосрал всю малину.
  • Юдковский, рассказ «Простая истина» — субверсия. Марк считал, что объективной истины не существует, а вера изменяет реальность. Когда Дарвин предложил ему доказать это, совместив веру в своё умение летать и прыжок с обрыва, Марк так и сделал.
  • «Хроники Амбера» — законы физики немного изменяются от отражения к отражению. Амбериты потому и полагаются на холодное оружие, что стандартные взрывчатые смеси из подавляющего большинства отражений в мире Амбера не действуют из-за близости ко вселенскому центру подавления энтропии. Однако верно и обратное — Корвин случайно обнаружил, что привезённый из какого-то отражения розовый порошок, который местные жители используют для полировки алмазов, в Амбере приобретает свойства пороха.
  • Метавселенная Рудазова — периодически случается. Потому что незыблемы только Три Закона Творца: сохранение материи-энергии-эфира, однонаправленность времени и неуничтожимость ядра души, а всем остальным боги могут крутить-вертеть на свой вкус — и получившаяся вселенная всё равно будет жизнеспособна. Слово Олегу Бритве: «Вот вы можете себе представить треугольник, сумма углов которого не равна 180 градусам? И я не могу. А он есть.»[1]
  • Ник Перумов, Сергей Лукьяненко, «Не время для драконов» — устройство из нашего мира в том мире, куда попал герой, просто не будет работать, а попади оно в Изнанку (мир, замешанный на магии) — вообще взорвётся.
  • С. Юрченко, цикл «Дороги чёрного хрусталя» — инверсия. Это мир неплохо изученной магии. Соответственно, руководящий археологической экспедицией в руины Предтеч маг рассчитывает найти там неизвестные артефакты. Сопровождающий экспедицию инквизитор (на случай, что раскопают то, что следует немедленно закопать обратно, вместе со всеми свидетелями раскопок) на основе собственного опыта утверждает, что Предтечи не использовали магию, вызывая у мага-академика шок по схеме тропа.
  • Macronomicon, «The Outer Sphere» — в процессе интеграции очередной реальности в систему Сфер для войны с киплингами меняются законы физики. С одной стороны, вся электроника на полупроводниковых микросхемах становится кучей мусора, с другой стороны, появляются магия и боги.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — некогда единый мир был разделён на два: Технологический (наш) и Магический. В первом действуют только самые примитивные формы магии, а во втором не работают механизмы сложнее катапульты. Частичная субверсия: один из второстепенных героев при изучении магии изобретает более эффективные заклинания, пользуясь «принесёнными» из родного мира научными знаниями. Например, для нагрева воды он не разводит под ней воображаемый костёр, как остальные маги, а непосредственно ускоряет движение молекул.
  • Лю Цысинь, «Задача трёх тел». В первой половине книги учёные сталкиваются с тем, что ускорители частиц перестают воспроизводить эксперименты, каждый раз выдавая новый результат при одних и тех же вводных. Из-за этого общество «Рубежи науки» обсуждает и продвигает идею того, что, возможно, уже изученная физика работает только на определённом участке пространства-времени, причём этот участок Солнечная система сейчас покидает, сваливаясь в мир чистого хаоса, в котором наука работать больше не будет (и многие физики, приняв эту идею близко к сердцу и сочтя, что их жизнь отныне не имеет никакого смысла, покончили с собой). Параллельно герои играют в компьютерную игру, действие которой происходит в мире, где Эры Порядка с фиксированными сутками и временами года в рандомные моменты сменяют Эры Хаоса, в которые и климат, и времена года подчиняются тому же рандому (в лучшем случае, в худшем — всю цивилизацию уничтожает нестерпимый жар или космический холод), смысл игры в том, чтобы понять, что вообще вокруг происходит (и, желательно, научиться хотя бы предсказывать длину Эр Порядка). На самом деле ускорители не работают, потому что злые пришельцы, готовящие вторжение, их испортили, «Рубежи науки» создали сторонники пришельцев среди людей, которые ненавидят человечество и стремятся его уничтожить, чтобы подталкивать учёных к суицидам, а игру, описывающую реалии родины пришельцев, создали они же, чтобы вербовать сторонников. Короче, автор всё опошлил.
  • Евгений Гаркушев «Обойдёмся без магии!» — порох не взрывается, пары бензина не детонируют, ядерные реакции не идут, электро-магнитный ток непредсказуемо меняет направление и магия, основанная на законах физики тоже не работает — такая она Земля, где маги решили прекратить войны. На самом деле все эти реакции происходят, но их в режиме реального времени глушат маги, что стали колоннами Врат, а избыток энергии сбрасывается через Врата - постоянный портал в другие миры лишь побочный эффект.
  • Алексей Ефимов, цикл о Тёмном Властелине — игра с тропом, а может даже шутки ради — именно такое ограничение ставит загадочный Голос Тёмным Властелинам-новобранцам, видимо чтобы те не справились со своей задачей слишком легко

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления»: в самой книге обычная наука вполне себе работает, чем главный герой и пользуется на всю катушку. А вот в одном из юмористических приложений, посвящённом рационально реализованному миру «Матрицы», случается сабж: Нео заявляет Морфеусу, что то, что он говорит о людях-батарейках, не может быть правдой, потому что люди — плохие генераторы тепла, и получает в ответ объяснение: термодинамика (и вообще физика) работает только в Матрице. Настоящая физика? А нет никакой настоящей физики: Вселенная не подчиняется математическим законам.
    • Тем самым Юдковский, как это с ним обычно бывает, противоречит собственному же эссе по поводу горящей спички. Нельзя отключить математику и оставить людей и машины, потому что люди и машины работают на математике. Мир, математике не подчиняющийся, будет даже больше отличаться от нашего, чем мир, где нет кварков и электронов. Математика ещё фундаментальнее, чем кварки и электроны.
      • Всегда можно привести контр-возражение: все ваши знания, на которых основана эта уверенность, получены в Матрице, а значит, могут быть ложными.
      • Мир, математике не подчиняющийся, может рандомно эмулировать те куски математики, которые подразумевают наличие людей и роботов. Эссе было про изменение одних физических законов при сохранении других, а тут их нет вообще(ну и вообще они могут существовать, просто неизвестны людям)

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Ishuzoku Reveiwers — в одной из финальных серий магичка Демия, в разговоре с подругой, демоницей Смертельной Бездной (да, имя такое) упоминает попаданца, который объяснял ей про устройство самолёта. И тут же говорит, что из-за избытка маны в воздухе этого мира он никогда не взлетит.

Видеоигры[править]

  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — магия противоположна технологии. Так что, если вы станете магом, наука в вашем присутствии работать будет через раз, если не через жопу.
  • The Longest Journey — достаточно много технологий Старка (антигравитация, телепатическая связь, межзвездные перелеты) оказались на самом деле возможны лишь из-за утечки магии из параллельного мира Аркадия, вызванной отсутствием Стража Баланса на протяжении 200 лет. Другое дело, что к 2209 г. утечка достигла критического значения, и технологии начали барахлить, отказывая в самый неожиданный момент и тем приближаясь к магии. А после установления нового Стража технологии и вовсе одномоментно перестали работать, вызвав Коллапс.
  • The Elder Scrolls — наша астрономия и астрофизика в этом мире не работает. Планета Нирн находится в центре вселенной, две луны и все остальные планеты крутятся вокруг неё, а весь этот мир окружён двухслойной оболочкой. Наружный слой — это Этериус, изменение чистой магии, внутренний — Обливион, владения даэдра, а все звёзды и Солнце — дыры, оставшиеся в завесе Обливиона после того, как боги покинули мир. То же самое касается и Солнца — это тоже дыра в Этериус.

Настольные игры[править]

  • Маг: Восхождение — зигзаг. Работает, но только в Статической Реальности, сформированной коллективной верой человечества в то, что наука работает. На самом деле нет никакой науки — есть магия, которая позволяет кидать файерболы, и магия, которая позволяет делать лазеры и космические корабли, причём последняя доминирует. Волшебных законов физики тоже нет, вернее, они есть только в голове традиционных магов (причём у разных Традиций законы разные), и их назначение — быть костылём, опорой для существа, которое до конца не осознаёт своей способности преобразовывать мир чистым усилием воли.
    • Фундаментальные законы, не поддающиеся Истинной магии, тоже существуют, правда разные авторы книг по сеттингу непрерывно путаются в том, какие они. Чаще всего называют фундаментальной гравитационную постоянную, что непонятно как стыкуется с тем что подавляющее большинство магов гравитацию отрицают целиком, и с вполне продуктивным исходом. Ещё, видимо, неуязвимы для изменения усилием воли сами мета-законы динамической магии — нельзя Вознестись просто очень захотев, иди выполнять эпический квест, нельзя просто так не получать магическую отдачу — Парадокс(Мародёров, Парадоксоустойчивых, в ранних редакциях их прикрывает воплощение концепции хаоса, в поздних — они лишь сбрасывают большую часть Парадокса на окружающих, но сами от небольшой его части всё ещё страдают), нельзя высвободить свою магию из под влияния веры остальных людей. Кроме того, в интервью с одним из разрабов(третьей, вроде бы, редакции?) утверждается что наука у смертных есть и своя, технократы под неё просто мимикрируют. То что это противоречит половине корбука… ну так, там заблуждения традишек описаны, шо ж вы хотите, ненадёжные рассказчики и всё такое.
  • Warhammer 40000 — при просачивании Имматериума в реальный мир такое происходит сплошь и рядом. Особенно показательный пример в лице Ока Ужаса, вотчины Губительных Сил, где на привычные законы мироздания давно и бесповоротно положили и перманентно происходят разные мозговыносящие вещи. Собственно говоря, во многом именно поэтому пресловутый Крестовый Поход в Бездну привёл к катастрофическим последствиям — многие Астартес под влиянием местных условий не погибли, а просто скорраптились, став крайне отмороженными хаоситами. Например, орден Часовых переродился в Братство Трупов после того как было пожран демоническим миром Олиенсис, который не просто выглядел как сжавшийся в клубок очень тучный человек — он им и оказался!

Примечания[править]

  1. Просто нарисуйте треугольник не на плоскости, а на сфере, и всё получится.