Генетическая память

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Генетическая память — это обоснуй, в основе которого лежит мысль о том, что жизненный опыт, знания и навыки каким-то образом могут передаваться генетически, из-за чего дети обретают навыки родителей без тренировок, а созданные учёными клоны получают не только генотип, но и фенотип, а то и память оригинала. В пределе такое приводит к передаче сознания и фактическому бессмертию: если можно закодировать в гены навыки и память, почему бы не поместить туда всю личность целиком?

Близкий троп — память предков.

Пятиминутка реальности[править]

Итак, что нам дают гены? От них действительно зависит очень многое — тип телосложения, предрасположенности и иммунитет к заболеваниям, цвет глаз, врождённые сила, реакция, зрение и тому подобное. В общем, один человек рождается богатырём, другой страдает немощью, одна девушка может жрать гамбургеры тоннами и ничуть не потолстеть, другая — всю жизнь считает калории и потеет в спортзале, одно слово — гены.

А что нам даёт тренировка? Многое. Тренировки разума, конечно, вряд ли смогут сделать человека гением, но без них эрудиция и способность к переработке информации не смогут развиться (проверено на детях-маугли), и мозг не сможет реагировать на угрозу быстро (хотя бы потому, что тренированный военный умеет с первого взгляда распознавать угрозу, даже не видя её, предполагать её наличие и направление, откуда её ждать; а гражданский, если не насмотрелся кучи боевиков, что тоже опыт, будет тыкать в бомбу пальцем, понятия не имея, что это такое и почему оно тикает). Без курса физподготовки, даже если человек имеет генетическую предрасположенность быть сильным и ловким, эти качества не смогут в должной мере проявиться — организм, конечно, сильный, но использовать силу так, чтобы себя не травмировать, он не сможет. Редко испытывая боль, не научишься её терпеть, а не практикуясь в стрельбе — не станешь ни снайпером, ни умельцем палить от бедра по-македонски точно в цель.

Таким образом, генетика даёт предрасположенность к определённым реакциям и развитию определённых способностей, но без соответствующих условий имеет все шансы так и не проявить себя в фенотипе. Для некоторых предрасположенностей достаточно сугубо биологических факторов, для того, что принято называть навыками, необходимым фактором является, собственно, тренировка этого навыка. Собственно, троп состоит в переносе чего-либо из первой категории во вторую, от «генетически способен к чтению и письму, если научить» в сторону "кормите, поите и не мешайте спасть — и о том, как читать и писать, он сам «вспомнит».

Примеры[править]

Литература[править]

  • Трилогия Трауна — в принципе, джедай обладает Силой от рождения, но вот махать световым мечом и использовать Силу ему надо много тренироваться. Более того, клонировать джедая нельзя (и на эту тему даже был обоснуй). Но тут автор решил поиграть в свою песочницу, и Люк Скайуокер сталкивается — готовьтесь пробивать лицо рукой — с клоном самого себя (из отрубленной руки на Беспине, это кстати к вопросу о том, откуда в седьмой части появился его меч), и с клоном Джоруса К’Баота (персонаж неизвестный никому, кто не читал «Сверхдальний перелёт»), не менее долбанутым, чем оригинал. Оба клона ввиду несовершенства технологии клонирования были психически нестабильны, что и предопределило их поражение.
    • Справедливости ради — это было вообще первое крупное произведение по «Звездным Войнам» в рамках расширенной вселенной, до Зана были комиксы, новеллизации и фанфики в плохом смысле слова, типа «Осколка кристалла власти» и на тот момент никаких правил на тему «клонировать джедая нельзя» еще не было (больше того, параллельно в комиксах нарисовался староканонный клон Палпатина, вполне функциональный)
  • Карен Трэвисс, серия «Республиканские коммандо» — Альфа-Ø2, он же Спар, он же Мандалор Восстановитель: клон Джанго Фетта, у которого прорезались воспоминания донора и который пошел сначала в охотники за головами, а потом в мандалорцы.
  • «Спектр» Лукьяненко — кенгуроподобные дио-дао живут всего полгода, но способны передать своим детям часть памяти ещё до рождения. В некоторых случаях возможно и полное копирование личности.
  • «Напряжение» Владимира Ильина — по-настоящему великие семьи отличаются именно этим. Они не просто имеют выдающиеся способности к магии или обучению, но начинают получать кое-что из того, что поколениями изучали их предки, сразу от рождения.
  • «Фабий Байл: Повелитель клонов» Джоша Рейнольдса — клон Фулгрима сохранил не только знания, вложенные в него Императором, но и память, приобретённую Фуллгримом после. Судя по всему, это общий для всех примархов механизм.

Сетевая литература[править]

  • Тройной контакт — сверхсчастливые активно используют генетическую память просто потому, что в их физиологии вся память именно такова: если людей информация о клетках хранится в ДНК, а запоминание происходит с помощью процессов в нервной ткани, то у сверхсчастливых за всё отвечает крайне развитый генный аппарат. В такой ситуации память не сильно отличается от формирующего тело генома, а обмен информацией запросто происходит при передаче генного материала — то есть возможна генетическая память не только от предков, но и от других существ.

Кино[править]

  • Пятый элемент — Лила, созданая совершенством во всех смыслах. Все знания и навыки у неё прошиты генетически, и когда её восстановили из оторванной руки, она умела говорить, драться и постигать мир. Прошивка, правда, оказалась немного старовата и не снабжена поддержкой языков людей, но она это очень быстро поправила.
  • Вторая экранизация Хитмана есть девушка, которая предвидит будущее (!), а так же у неё стоит прошивка Сорок Седьмого, что видно по совершенно одинаковым действиям в финальной перестрелке. Это как раз пример того, как это делать не надо — по сути дела, безо всяких тренировок и без моральной подготовки она внезапно поняла, что у неё всё заложено в генах, и начала мочить.
    • Будущее она не предвидит, а просто автоматически всё подмечает и быстро анализирует.
  • Первая экранизация Судьи Дредда — вначале всё нормально — там никто даже не пытался заморочиться прошивкой, там просто взяли гены лучших судей и слепили клона, а затем обучили как судью. Проблемы начинаются, когда оператором клон-машины стал Рико, и клоны автоматически стали расти как на глазах, и в них, судя по всему, сразу начали прошиваться все скиллы злого гения, каковым был Рико. Однако за исключением этого момента, всё остальное там показано, в принципе, верно — как два генетически идентичных человека (Дредд и Рико) развились в две противоположности — Дредд стал суровым законником, а Рико — двинутым на всю башню преступником. По идее, это открывает широкий простор для сюжета на тему того, что пошло не так, и почему Рико превратился из отморозка, но так как это не психологический триллер, не детектив и не мелодрама, а боевик со Сталлоне, то создатели на освещение этого момента положили болт и занялись экшн-сценами.

Комиксы[править]

  • Капитан Америка — в одном из эпизодов протагонист столкнулся с появлением у Гидры модифицированных сывороткой суперсолдат, которым в мозг залили прошивку с опытом Капитана. Конечно же Капитан раздал им живительных, пользуясь тем, что учёные в Гидре вместо того, чтобы доводить до совершенства потенциал человеческого генома, превратили своих суперсолдат в аналог супермутантов армии Повелителя: огромных, сильных и чудовищно тупых. Прошивка с опытом Капитана стала криво, к тому же её пришлось бы подредактировать, ибо если её поставить в чистом виде — супермутанты будут пытаться свободно мыслить, будут идеалистами и займутся защитой Свободы, вместо того, чтобы быть послушными марионетками. В отрыве же от идеологической подоплеки опыт капитана в таких телах не стоит ни гроша, потому что Капитан играет свои трюки от ловкости и подвижности, а не от силы и тяжести.
  • Wanted — Киллер-младший имеет врождённые способности к убийству, такие же, как у отца. Например, он умеет отлично стрелять сразу, как только впервые взял пистолет в руки. Поэтому все тренировки сводятся выработке характера и воли.

Видеоигры[править]

  • Серия видеоигр Assassin's Creed, разумеется. Говорим «Генетическая память» — вспоминаем про ассасинов. Главным (но не единственным) фантдопущением является факт того, что в ДНК прописаны воспоминания всех твоих предков чуть ли не в HD. Технология «Анимус» позволяет просмотреть эти воспоминания и выучить те же навыки, какими владели твои предки. Подразумевается, что время в «Анимусе» течёт быстрее, так что вместо долгих лет тренировок ты становишься мастером меча и акробатики за пару месяцев. Если игнорировать вопросы в духе «Как в ДНК можно запихать столько терабайтов информации?» и «То есть у каждого нового поколения ДНК длиннее?», то концепция «Анимуса» выглядит правдоподобно — зачем заморачиваться с подбором квалифицированных учителей и инструкторов, когда проще добыть ДНК потомка кого-то из грандмастеров нужной дисциплины и просто смонтировать нарезку тренировок и обучающих миссий.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — примархи обладают и этой способностью. Вплоть до того, что Конрад Кёрз вообще не был найден местным населением после приземления, и всё детство прожил один — однако ребёнком-маугли вовсе не стал.

Реальная жизнь[править]

  • В биосфере планеты Земля, как правило, чем более примитивно существо, тем в бо́льшей степени оно полагается именно на генетические навыки, заложенные от рождения, и тем в меньшей степени на самообучение. Это при том, что способность к самообучению сама по себе «генетический» навык.