Терраформинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Прилетайте на Луну
Поднимать там целину,
Если мало на Земле
Места стало целине!

На Луне простор широк,
Лунозём ничей, глубок.
Хочешь, руды добывай,
Собирай там урожай.

Но сначала не ленись,
На Луне придумай жизнь.
Ты водой её полей,
Семена в Луну посей,

Возведи огромный дом,
Сад зелёный под окном,
А в пруду чтоб — караси,
А в морях чтоб — иваси…

»
— Любовь Соколик, «Прилетайте на Луну»
Вы не поверите, но это Марс

(link)

Spore: терраформинг горячих и ледяных миров

(link)

Spore: терраформинг пустынь и океанов

Терраформинг, или терраформирование — термин из научной фантастики, вошедший в реальные прогнозы футурологов. Означает масштабные инженерно-экологические работы на чужих планетах, направленные на то, чтобы сделать их похожими на Землю и пригодными для проживания людей без скафандров.

В терраформинг обычно входят:

  • Изменение климата. Многие планеты слишком жарки или слишком холодны, чтобы поддерживать земную экосистему. Для терраформирования их нужно разогреть (парниковым эффектом, солнечными зеркалами) или охладить (разрежением атмосферы, затенением, ядерной зимой). Также может понадобиться ускорение обращения вокруг оси, чтобы снизить перепад температур между дневной и ночной стороной планеты.
  • Создание атмосферы. Необходимая масса летучих веществ может быть привнесена извне (кометами, ледяными астероидами) или выпарена из ледяных масс на поверхности планеты. Чтобы превратить абы какую атмосферу в кислородную, требуется следующий пункт.
  • Создание экосистемы. Привнесение на планету жизни — бактерий, растений и животных. Они должны прижиться, выработать кислород и почву.
  • Прочие мелочи. Удобрение там, очистка почв от токсичных элементов, ликвидация местной неудобоваримой жизни (что может быть оправдано ввиду ее неразумности и общемезозойского уровня развития, но может стать морально сомнительным актом, если на планете есть высшая жизнь и разум).

Также выделяют паратерраформинг — идею о построении земноподобной среды обитания в одном отдельно взятом куполе (или каком-то другом изолированном от остальной планеты пространстве). Практические эксперименты в данном направлении проходят уже сейчас.

Противоположное направление — пантропия.

Но сначала вопрос — а зачем нам жутко геморройная процедура терраформирования? Ответ на это заложен в человеческой природе. Видите ли, мы, люди, никогда не были приспособленцами. Мы не отращивали броню-клыки-рога и шерсть, мы отращивали мозг и руки, и, применяя их по назначению, превратили родную планету в то, что вы сейчас видите. Мы сверлим горы, дабы пускать по туннелям поезда — так короче. Мы взрываем рифы, чтобы пускать через проливы корабли. Мы сносим горы, потому что мешают (точнее, потому что там полезные ископаемые, но самолётам горы мешают, это точно, особенно сильно их ненавидят Як-40), мы разворачиваем реки и роем каналы. Мы поднимаем температуру там, где холодно, и ставим кондиционеры там, где жарко. До тех пор, пока эта сила служит ускорению доставки продукта из пункта А в пункт Б для его потребления, а мы не будем задумываться о том, к чему это в итоге приведёт — планета будет приходить в упадок. Но благодаря этому мы развили технологии, которые позволят вернуть её в нормальный вид (а заодно предотвратить ледниковый период и прочие нехорошие вещи). А так как мы ещё и мечтаем о звёздах — те же самые технологии позволят нам не прогибаться под изменчивый мир, а прогибать его под себя, каким бы аммиачно-кислотно-убожеским он ни был. Потому что человек — царь природы, и никакие «интерстеллары» и «геоштормы» не смогут поколебать уверенность в этом, потому что даже если природа «обидится», мы загнем её в бараний рог, и она покорится. Хотя вряд ли она будет взбрыкивать — уж если после Чагана никакого апокалипсиса планетарных масштабов не случилось, то с подписанием конвенции о сокращении вредных выбросов и охране окружающей среды всё и вовсе пошло на лад. Ибо другая сторона медали — без природы мы не жильцы. Поэтому любите природу — мать вашу, и учитесь терраформировать планеты, дабы наши весенние яблони и вишни цвели по всей Вселенной.

  • Интересный фанфик от МТА, граничащий с влажными фантазиями. Человек по-прежнему не способен выживать в неблагоприятной среде — и по-прежнему приспосабливается к ней, не в силах её изменить. Именно поэтому он строит дома, шьёт одежду, ставит кондиционеры, радиаторы отопления и так далее — потому что без этого он даже в умеренном климате в природных условиях не протянет и года. «Прогнуть» под себя природу так, чтобы не было долгих зим или засух он не в состоянии — и не будет в состоянии в обозримом будущем. Так что это не более чем другая тактика приспособления к заведомо чуждым природным зонам, где мы являемся инвазивным видом.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — остров Мата Нуи был создан на поверхности космического корабля системами его маскировки при утечке энергетического протодермиса. Сразу возникли шесть природных зон из каменных пород, почвы, джунглей, заснеженных гор, сети пещер и вулкана посередине.
    • Мата Нуи исполнил свою конечную задачу, превратив пустынную планету Бара Магна с притянутыми к ней лунами в цветущий рай для жизни, возведя горы и сотворив реки.

Литература[править]

  • В космоопере от Ливадного существует станция боевого терраформинга — Capital Ship[1], сносящий всё живое термоядерным ударом и вновь засевающий планету уже земными формами жизни.
  • Сергей Снегов «Люди как боги» — люди не только вовсю терраформируют планеты Солнечной системы, не только повесили три искусственных мини-солнца на орбиту Плутона, но даже создают целые звёздные системы с нуля (!) и строят пригодные для обитания космические постройки, по размерам сопоставимые со сферой Дайсона.
  • Произведения К. С. Робинсона о Марсе и его терраформировании.
  • Л. М. Буджолд, Сага о Форкосиганах — многие планеты терраформированы. Сложность и объём работ варьировали: от простого удобрения почв и посадки земной растительности на Барраяре до полноценного создания атмосферы на Комарре.
  • К. Булычёв, «Путешествие Алисы»:
    • На Планете Трёх Капитанов атмосферы изначально нет, но «для начала в центре планеты установлен мощный реактор, который выделяет кислород из горных пород. Сейчас здесь ещё не очень хороший воздух, но к открытию музея воздух станет самым лучшим во всей Галактике».
    • Специфический терраморфинг Венеры — Первый капитан участвует в проекте по смене орбиты планеты и периодов её обращения, чтобы её можно было заселить (у автора правки серьёзные сомнения, что это перемещение не аукнется той же Земле).
  • «Вакуумные цветы»: республика Народный Марс занимается терраформированием в крайне спартанских условиях ради Светлого будущего, которое увидят далёкие потомки.
  • «Остров Мёртвых», «Умереть в Италбаре» Роджера Желязны — есть мироформисты, которые могут терраформировать планеты силой мысли и даже создавать и изменять биологическую жизнь.
  • «Ключи к декабрю» Р. Желязны. Для колонизации холодной и «тяжёлой» планеты была создана популяция из тысяч генетически модифицированных людей. Однако потенциальная колония сгорела во взрыве Сверхновой — и несостоявшиеся колонисты (на Земле способные жить только в специальных холодильных камерах с повышенной гравитацией) терраформируют другую планету под свои запросы. Всё идёт нормально, но попутно выясняется: на этой планете уже есть разумный (хотя и примитивный, на уровне каменного века) вид — и дальнейший терраформинг их уничтожит…
  • «Прикладное терраформирование», Эдуард Катлас. Сама книга описывает поэтапный процесс превращения Марса в планету с биосферой.
  • Довольно правдоподобно описано в книге «Спин», в которой Землю накрывает одноимённый барьер, который многократно замедляет время на планете. Когда учёные понимают, что человечеству конец эдак через 20 лет (за барьером пройдут миллионы лет, и Солнце превратится в красного гиганта), то решаются на отчаянный шаг. Так как из-за расширения Солнца Марс уже находится в зоне обитаемости, то посылают ракеты, взрывающие полярные шапки, чтобы создать подобие атмосферы, затем на планете рассыпают микроорганизмы. Через пару земных лет (пару миллионов на Марсе), там уже образовалось подобие нормальной атмосферы и биосферы. Туда засылают колонистов-добровольцев, надеясь, что их потомки создадут цивилизацию за пределами Спина и попытаются спасти Землю. Через несколько земных лет, на Землю возвращается представитель марсианской цивилизации с некоторыми технологиями, невиданными на Земле.
  • Циклы М. Ахманова «Пришедшие из мрака» и «Миссия Тревельяна» (один сеттинг) — в самом начале, земляне только начинают преображать Марс. Через пару столетий, на Марсе можно свободно дышать. Более того — большая часть поверхности преображена в подобие Земли, и только в отдельных заповедниках первоначального рельефа можно увидеть каким был Марс. Опыт терраформирования Марса оказался как нельзя кстати для освоения малопригодных планет (например пустынный Ваал). В более поздних книгах, становится известно, что планета-рай Гондвана — одна из первых колонизированных землянами — на самом деле находится на стадии терраформирования неизвестной доселе цивилизации (механизмы просто очень хорошо спрятаны), и этой расе не по душе присутствие на планете земных туристов.
  • «Повязка на глазах» — малый пример. Планета Атлас уже обладает кислородной атмосферой и морями. Проблема в другом — почва планеты не способна ничего выращивать. Для этого переселенцам приходится трудиться за каждый клочок плодородной земли, а для этого необходимо воссоздавать земную биосферу, начиная с простейших организмов и не забывая о пищевой цепи. А Земля слишком далеко, чтобы помочь (полёт занимает лет 20).
  • Владимир Савченко «За перевалом» — один из персонажей работает над терраформирующей микрофлорой. Достигнув успеха, понимает, что таким образом отбирает у человечества «фронтир» — и уничтожает результаты своей работы.
  • Терри Пратчетт, «Страта». Весьма далёкое будущее, в котором человечество не просто научилось терраформировать планеты с нуля и даже не просто создавать цельные экосистемы с нуля, так ещё и обязательно терраформируют планеты и имитируют их миллиардолетнюю палеонтологическую и геологическую историю! Предтечи умели создавать с нуля целые звёздные системы и даже более...
  • «Bobiverse» — первая обнаруженная Бобом планета (Эпсилон Эридана-2 или Рагнарёк) является едва ли пригодной для жизни. Одним из проектов Билла является лёгкий терраформинг Рагнарёка путём сбрасывания на него ледышек из местного пояса Койпера, чтобы создать мировой океан (пока что там всего лишь моря, окружённые сушей). После этого, он планирует начать планомерное засеивание планеты жизнью из всемирного семенохранилища на Шпицбергене (где к тому времени хранятся также образцы ДНК различных растений и животных). Это становится менее важным, когда открываются вполне пригодные планеты в нескольких системах, но Билл продолжает проект. Спустя столетие, Рагнарёк уже в довольно неплохом состоянии.
  • Олег Петров, «Один из» / «Сто миллиардов солнц» — попытки поэкспериментировать с терраформингом Марса и Венеры. Как? На Венере есть лишняя атмосфера, еще и горячая. Марсу не помешает. За месяц довести давление на Марсе до половины Земного и сделать возможность ходить просто в кислородной маске. Атмосфера улетит через тысячи лет? Ну так можно повторить. Не получится? Ну так собственно что теряем то? Те, кто не в курсе, как это сделано, тихо фигеют и списывают на пришельцев.
  • Фредерик Пол, «Кометы Оорта» — собственно про терраформинг Марса. Как? Накидать комет с Облака Оорта и немного закрутить Марс. Зачем? Официально — экспорт продовольствия. На Землю. Экспорт кстати начали в малых масштабах даже до первых комет (и да — на Марсе колония есть). Проводит частная (формально) компания, за многие вещи платят акциями. Некоторые детали (вроде главного центра управления на Земле а не НЕ на одной из орбитальных станций(которые все равно нужны для проекта)) даже у ГГ (который на сотрудника проекта учится) вызывают сомнения. Интриги прилагаются. Включая угон комет для орбитальных станций Земли (вода же) Не так, на самом деле история с левой кометой была, чтобы убедить инвесторов голосовать правильно.
  • Джеймс Кори, «Экспансия». Колонисты Марса терраформируют планету с мечтой, что их внуки будут жить не под куполами и на красной планете будут цвести яблоневые сады. У Бобби в одноименном сериале даже есть видеопроекция, как это место будет выглядеть через сотню лет.
  • Нил Стивенсон, «Семиевие» — пример с терраформированием Земли. Осколки взорвавшейся по неясным причинам Луны уничтожили на Земле всю биосферу. Но небольшая часть человечества (семь женщин-ев) выжила в космосе, и их потомки очистили орбиту от оставшихся осколков, наловили комет, чтобы вернуть воду, и постепенно воссоздали биосферу.
  • «Путь индюка» Вадима Проскурина — всё действие происходит на терраформированном Барнарде, на одном из континентов которого была насаждена земная биота.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — собственно, ареал. ИИ разбившегося корабля отчаялся ждать спасения, и начал терраформировать землю для того, чтоб поселить на ней своих малолетних пассажиров.
  • «Обратный Отсчёт» Ивана Русских — весь сюжет строится вокруг попытки терраформирования землеподобных планет. С весьма приблизительно близкой к земной атмосферой и агрессивной жизнью.

Кино[править]

  • Старый канон Звёздные войны: захватывая Галактику, юужань-вонги занимались преобразованием планет по своему вкусу. В далеком прошлом этим промышляли и Раката. Татуин и Кашиик представляют собой наглядный пример того, как с одной стороны схалтурили, а с другой — перегнули палку.
  • Основное место действия второго фильма про Чужих — как раз станция терраформинга. На момент контакта с заглавными героями колонисты добились определённых успехов: если в первой части по планете можно было гулять только в скафандрах, то здесь уже все свободно бегают в обычной одёжке, а Бишоп и вовсе несколько часов работает за компом на свежем воздухе (видимо, не опасаясь, что машинка заглохнет в облаках пыли).
  • Вспомнить всё — инопланетный генератор атмосферы за считанные секунды сделал поверхность Марса пригодной для жизни без скафандра.
  • «Красная планета» — люди пытаются терраформировать Марс, угробив Землю. Взорвав ядерные заряды на полюсах, они высвободили углекислый газ. Затем рассеяли по планете водоросли, чтобы создать кислородную атмосферу. Однако, через некоторое время, заметили, что уровень кислорода заметно падает и посылают экипаж узнать в чём дело. Оказывается, на Марсе есть насекомоподобная форма жизни, поедающая любую органику, и они с удовольствием пожирают целые поля водорослей, при этом высвобождая кислород. Оставшимся двум членам экипажа удаётся раздобыть пару экземпляров этих существ, чтобы найти способ восстановить земную атмосферу.
  • Основная тема фильма «Прибытие» (который с Чарли Шином) — тайная попытка пришельцев терраформировать Землю на свой лад. Для этого, они выбрасывают в воздух огромное количество парниковых газов, чтобы ускорить процесс, который мы и так уже начали. Сами они любят тепло, а вот люди от такой жары быстро загнутся. Один пришелец утверждает, что люди не заслуживают своей планеты, раз гробят её.
    • Вероятно, литературный первоисточник — «Скальпель Оккама» Теодора Старджона. Труп пришельца — искусная мистификация с целью обратить внимание «молодого наследника» на проблемы экологии, а не загаживать Землю дальше средствами новообретённой корпорации.
  • «Человек из стали» — криптонская машина терраформации. Во много раз увеличивает гравитацию на планете по сравнению с земной и делает атмосферу намного более плотной. Естественно, люди в таких «комфортных» условиях быстро дохнут, но радикально настроенного генерала Зода, ищущего новый дом для своей расы, мнение землян вообще не заботит.
  • «Тихоокеанский рубеж 2» — пришельцы из параллельного мира, создатели местных кайдзю решают захватить Землю и попутно уничтожить людей, захватив разум одного из персонажей и заставив его открыть разломы. Из разломов выходят три кайдзю, цель которых — броситься в Фудзияму и своей реактивной по составу голубой кровью вызвать извержение всех вулканов Земли, чтобы пепел заставил всех людей умереть, а пришельцы завершили свой захват.

Телесериалы[править]

  • «Светлячок» — в совершенно невероятных масштабах. Прибыв в пустую звездную систему, люди сумели освоить всё, вплоть до крохотных лун, с применением гравитационной и других, неупомянутых технологий, в исторически короткие сроки.
    • Обоснуй: перед отправкой ковчегов с поселенцами (точнее с предками поселенцев, необходимым грузом и обучающими полезным профессиям программами) на планеты были отправлены терраформирующие зонды. Люди летели около 80 лет, так что эти самые зонды смогли обустроить первые несколько планет.
    • Обоснуй № 2: Пять систем до сих пор терраформируются, что подсвечивается в самом сериале.
  • «Звёздный путь»: полнометражка «Гнев Хана» почти полностью посвящена устройству «Генезис», в считанные минуты превращающему бесплодную планету в полностью пригодный для жизни мир (может быть и жутким оружием — способно полностью «отформатировать» уже населенную планету). Способно также создать новую планету из ничего и каким-то образом оживить сброшенный на нее труп путем перерождения умершего. Однако следующий фильм сдал обороты и объяснил, что молодой учёный, работающий над проектом, использовал протовещество, чтобы «Генезис» работал, однако протовещество — очень неустойчивая субстанция, поэтому может выйти хорошо, а может очень плохо.
  • Звёздные врата: одна серия посвящена конфликту между расой людей — недавних переселенцев на девственную планету, и автоматическим кораблём-ковчегом, построенным ныне вымершей расой. Корабль уже начал процесс терраформирования, чтобы возродить создателей по генетическим образцам, однако их родная среда несовместима с человеческой жизнью. Корабль был бы рад прекратить процесс, однако он уже истратил невосполнимый запас ресурсов и не может начать процесс на другой планете. К счастью, корабль вспоминает, что когда-то посещал родной мир переселенцев и рад доставить их домой.

Мультфильмы[править]

  • «Битва за планету Терра» (США, 2007): В планах землян — терраформация уже заселенной другой расой планеты.

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — инопланетные захватчики крэнги собираются подвергнуть терраформингу Землю, чтобы они смогли на ней жить.
  • одна из серий спин-оффа Смешариков — Пин-кода об этом. Было решено терраформировать Венеру и Марс
  • «Обратная сторона Земли» — с этой целью на Землю и прибыли главные герои.

Аниме и манга[править]

  • Aria — Аква, водный рай, раньше была Марсом.
  • Armitage III — Действие происходит на терраформируемом Марсе. Жить без кислородных масок можно только в городах (куполов над ними нет, но, видимо, атмосфера там всё равно каким-то образом удерживается).
  • Madou King Granzort — в 2050 году, за полвека до событий аниме, Луна загадочным образом терраформировалась после сильнейшего лунотрясения.
  • Uchuu Senkan Yamato 2199 — После того, как земляне уничтожили инопланетную группу первого контакта, Империя Гамилус передала права на Землю одной из младших галактических рас. Беда в том, что эта раса оказалась биологически несовместимой с местной экосистемой, поэтому в первую очередь они приступили к истреблению жизни на планете и ее преобразованию по своему вкусу. К счастью для землян и к несчастью для многих других народов этот план не удался.
  • Space Fantasia 2001 Nights — Земля отправлеят в четырехвековое путешествие корабль с генетическим материалом семьи Робинсонов, чтобы дети, рожденные на далекой планете могли закрепить на ней человеческую расу. Но пока корабль летел, был освоен принципиально новый способ перемещения в космосе, и другой Робинсон возглавл экспедиию туда же, чтобы сделать жестокую планету пригодной для жизни его еще нерожденных братьев и сестер.

Видеоигры[править]

  • Command & Conquer: инопланетяне пытаются террафомировать Землю на свой лад. Точнее, вытянуть из неё всё полезное для себя в виде знаменитых зелёных камушков, собрать их и бросить планету.
  • «Периметр»: значительная часть игрового процесса завязана на терраформинге местности. С фитильком: под терраформингом здесь подразумевается только изменение формы поверхности (выравнивание, рытьё траншей, нарушение целостности поверхности под вражеской базой), но и здешние миры — ни разу не планеты, и даже не космические объекты.
    • Таки некошерный сиквел «Периметр 2: Новая Земля»: одна фракция может строить и развиваться только на земле, вторая — только на воде; захват территории производится путём её осушения/затапливания. Очевидно, авторы вдохновлялись мультфильмом «Великая битва слона с китом».
  • Spore: солидная часть игрового процесса — это терраформинг. Ибо незанятых другими цивилизациями планет с терраиндексом выше 1 и так немного, а чтобы на них ещё добывались редкие и дорогие виды пряностей… Нет, уж лучше поработать с температурой и атмосферой на безжизненном булыжнике, а потом попросту заселить его завезёнными растениями да животными!
  • Master of Orion: планету любого климата (кроме токсичного, да и тот, если планета не одна в системе, можно раскатать на астероиды и собрать в нечто получше) можно поэтапно улучшить до земной (после изучения специальной технологии — и до райской), что дает выигрыш в фермерстве (на малопригодные для жизни планеты приходится завозить продовольствие) и максимальной численности населения. В римейке 2016-го года, токсичные планеты уже можно терраформировать, но добавлены адские планеты, которые терраформировать умеют только силикоиды.
  • Одна из частей UFO: Aftermath (неофициальное продолжение X-Com) повествует о переселенцах на Марс — пока на Земле люди колошматили инопланетян, эти кадры занимались терраформированием. Правда, параллельно выяснилось, что на Марсе есть жизнь, и эта жизнь погибнет, если терраформировать планету «под землю». В принципе, можно поубивать их всех и не париться. А ещё можно подружиться и выработать совместно план терраформирования таким образом, чтобы обе расы могли жить вместе. Но сначала — вместе же отколошматить понаехавших враждебных инопланетян. В «хорошей» концовке человек снимает скафандр, чтобы, любуясь зелёным пейзажем, вдохнуть свежего воздуха терраформированного Марса.
  • Might and Magic: здесь терраформированием занимаются криганцы-демоны. Поэтому у них кроме Ада ничего и не выходит.
  • Ascendancy: почтенная Орфа на небо летит, о, Ёхан Палыч… А вот все остальные расы, которые камни есть не умеют — клеточка за клеточкой преобразуют планету в пригодную для обитания. Ну, или всю махом — у одной расы и такой суперпауэр есть.
  • Древний симулятор бога Populous: меняем ландшафт ради максимального расселения своего племени. Либо сокращения численности вражеского путем их утопления.
  • Endless Space 2: Терраформировать (после изучения технологий) можно абсолютно любую планету, кроме газовых гигантов. Но, чем дальше от желаемого результата по шкале «стерильные — плодородные» она находится, тем дольше и дороже будет терраформирование.
  • Stellaris: планеты в игре однообразные и терраформинг предназначен для того, чтобы сменить типаж планеты на такой, который будет обеспечивать более высокую обитаемость для колонистов.
    • А ведь идея была хорошая — изучаем как бороться с горами-ледниками-водорослями-ямами-песками, а потом всё это применяем на практике. Но видимо на это плюнули, и прикрутили кнопочку «терраформировать за несколькотыщэнергокредитов», выберите какой тип мира хотите получить на выходе — и именно его вы и получите. Что? Какие-такие уникальные ситуации? Какой-такой непредсказуемый результат, в ходе которого можно угробить мир к чертям собачьим, убив на него уйму сил и ресурсов? Какое ещё использование терраформирующих газов и жидкостей, без которых обойтись нельзя в принципе? Какое ещё создание генетического билда для флоры и фауны с учетом особенностей планеты, которая может вращаться, к примеру, возле черной дыры (там такие есть) или гиганта класса А (возле которых планет обычно не бывает в принципе)? Ка-акие ещё зоны обитаемости, тут пригодная планетка может даже у газового гиганта быть, и его не надо для терраформирования пытаться взорвать (см. Юпитер, ниже). В общем, огромнейший и очень интересный пласт игры заткнули игромеханической заглушкой, возможно оживят в DLC. Ну, если руки дойдут. Ведь так недалеко и до создания предразумных рас, и вообще игры в бога (а чего тут стесняться, за псайкеров… то есть спиритуалистов, там и демоны Хаоса есть). А это может оскорбить очень верующих игроков в компьютерную игру, где можно отыгрывать махровых нацистов, мраккультистов и зергов.
    • В процессе колонизации очередной планеты может сгенерироваться квест, где колонисты находят заброшенную инопланетную станцию терраформирования. Процесс находится в начальной стадии и его можно продолжить. Только для начала задайтесь вопросом — что может скрываться в слове «инопланетная».
      • Чаще всего, ничего хорошего. В самом худшем случае планета превратится в Токсичный мир с атмосферой из аммиака. В лучшем, планета превратится в планету смежного типа (из тундровой в арктическую или из континентальной в тропическую, например) Ну а в самом лучшем варианте планета превратится в Идеальный мир, результат определяется рандомом. Кроме того, независимо от исхода, есть так же вероятность появления полчищ враждебных ксеноморфов, сдержать которые оборонительным войскам планеты будет не по силам (если только предварительно не притащить дополнительные войска, ну или если ваши колонисты сами не пальцем деланные — очень сильные, хорошо тренированные и имеющие под боком цитадель). А если отказаться запустить машину, то экосистема начнёт деградировать и мир вернётся в изначальное состояние — станет безжизненным. Святой рандом такой рандом…
    • С выходом DLC Apocalypse у игроков появилось новое жаргонное слово — «tombforming». Описывает стратегию игры за Поборников Чистоты с перком «Дети Апокалипсиса» — в ходе войн с ксеносами нещадно бомбить все планеты до состояния пригодных для жизни опустошённых и заселять их самим.
  • Haegemonia. Терраморфинг занимает важную часть в геймплее: чем лучше планета подходит для конкретной расы, тем больше максимум населения, выше прирост населения и мораль, то есть больше налогов и эффективнее производство в итоге. Что занятно: планеты земного типа являются лишь вторыми по комфортности для людей. Первые — планеты типа «Эдем», натуральный райский сад. Сам процесс весьма долгий (на маленьких слабозаселенных планетах — ОЧЕНЬ долгий) и затратный, но стоит того.
  • Mass Effect: мало кто занимается полноценным терраформингом, так как это очень сложная затея. Попытка одной группы терраформировать планету путём поднятия уровня кислорода накрылась спустя несколько десятилетий, а подняла уровень всего на пару процентов. С другой стороны, процесс терраформирования одного спутника газового гиганта для поддержания аммиачной биосферы идёт вполне успешно.
    • Mass Effect: Andromeda — колонисты собираются терраформировать своими силами только одну планету, по идеологическим мотивам. Ну а реликты вообще терраформировали весь элей. Только аппаратура поллмалась из-за скверны. Восстановлением аппаратуры игрок и занимается.
  • Sid Meier's Civilization: Beyond Earth: терраформингом занимаются фракции с направлением Праведность. Остальные пытаются ужиться на планете, изменив себя — технически (зачем киборгам дышать?) либо биологически (если местные животные могут этой хренью дышать, то почему и мы не можем?). Рабочие могут изменить клетку на карте в землеподобные джунгли с весьма неплохими бонусами, однако эти клетки требует немалых затрат на поддержание.
  • Starcraft 2: Heart of The Swarm — протоссы занимались исследованиями параметров и свойств Калдира с целью некоторое время спустя изменить скорость его вращения и сделать более пригодным для жизни. А потом пришла Керриган…
  • Sword of the Stars: каждая раса имеет собственные предпочтения обитаемости. Возможность колонизации планеты зависит от её уровня обитаемости на шкале по сравнению с предпочтением расы игрока. Некоторые технологии могут расширить диапазон обитаемости. От уровня обитаемости также зависит и изначальная стоимость основания колонии. Новые колонии тут же начинают процесс терраформирования, темпы которого зависят от уровня промышленности планет, а также распределения планетарных ресурсов. Также можно поселить на планете несколько рас, у каждой из которых — свои представления насчёт идеального климата.
  • Halo — люди в 24-м веке уже владели технологиями терраформирования. Масштабное терраформирование провести не могут, но сделать планету пригодным для заселения человеком (как, к примеру, Предел) — вполне. После войны с Ковенантом большая часть остекленных планет были перетерраформированны для заселения.
  • Warframe — развитое древнее человечество постаралось на славу. Педаль в асфальт — ЗАМОРОЖЕННАЯ Венера.
  • The Fall: Last Days of Gaia. Казалось бы, при чём тут терраформирование, в этом постапокалиптическом сеттинге? А дело в том, что апокалипсис, для разнообразия, здесь начался не с ядерной войны, а с того, что некие террористы захватили установки, предназначенные для терраформирования Марса и включили их прямо на Земле со всеми вытекающими последствиями…
  • Surviving Mars — с выходом DLC «Зелёная планета» появилась возможность полноценного терраформирования Марса. Игрок должен будет поднять температуру на поверхности планеты, создать атмосферу, сделать так, чтобы атмосфера не улетала обратно в космос, растопить подземные льды и устроить на поверхности жидкую воду… и т. д.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Девственные миры эльдар, которые они терраформировали в древности на пике могущества своей империи. Неудивительно, что для остроухих колонизация подобных миров людьми и прочими «низшими» расами воспринимается как коллективное оскорбление, влекущее за собой «истребление вредителей».
    • Сами люди тоже так умели во времена Тёмной Эры Технологий. Самый яркий пример — Марс, который долго и упорно терраформировали только ради того, чтобы застроить его полностью заводами и загадить по самое не могу с таким трудом созданную атмосферу.

Реальная жизнь[править]

Примечания[править]

  1. К этому классу относятся линкоры и авианосцы.