Телепатический интерфейс

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Я же предупреждала, что она мыслью управляется, — возбуждённо говорила Квадратик. »
— Александр Семёнов

Если вкратце, то стоит вам подумать об определённом действии, как предмет его делает. Если может, конечно. Особенно удобно при управлении нанороботами.

С чем не надо путать — псевдо-телепатический интерфейс, основанный на улавливании малозаметных движений человека; радио и прочая связь между механизмами и центральным компьютером.

ИРЛ[править]

В реальной жизни прототип телепатического интерфейса (основанный на ЭЭГ) применяется в протезировании — совместно со своим братом по оружию, электронейрохимическим преобразователем. Первый надевается на голову человеку, которому врачи приделали новую конечность, и «читая» изменения электромагнитной активности мозга (собственно, вырос из электроэнцефалографа) он посредством микросхемки управляет искусственными мышцами. Второй присоединяется к нервной системе и делает то же самое. Технология появилась сравнительно недавно, хотя сделать пытались давно и упорно, стоит довольно дорого, эффективность пока оставляет желать лучшего, но — если раньше люди были обречены сидеть в коляске и надеяться что рядом будет кто-нибудь кто подаст стакан воды, то теперь у них есть надежда жить полноценной жизнью. Будучи присобачен к экзоскелету, телепатический интерфейс способен поднять на ноги даже парализованных. Читать мысли не может. Может силой мысли гонять курсор по монитору и печатать буквы.

У электронейрохимического преобразователя есть плюс — возможность обратной связи, так что возможно, в будущем искусственные конечности смогут ощущать то же, что и кожа. Но, до этого ещё далеко.

Схожие гаджеты[править]

  • Устройство визуализации мыслей, которое всего лишь изображает то, что человек представил. В идеале — в режиме трёхмерного кинотеатра. По стандарту — в виде чёткой картинки, вне зависимости от того, сколь абстрактны и вообще насколько изображаемы мысленные образы.
  • Устройство чтения мыслей.
  • Совмещение обоих технологий в одном устройстве — мнемонический ввод информации, голографический ее вывод. Довольно логичный путь дальнейшей модификации нынешних сенсорных смартфонов, которые уже всем приелись, а поддерживать спрос как-то нужно. И хоть сроки реализации таких технологий весьма размыты, однако работа в этом направлении может привести к весьма интересным результатам, если в процессе обнаружится, что «технические костыли» для телепатии, на самом деле, не особо-то и нужны были… Исчезновение сотовых GSM-сетей как наименьшее из последствий, новый уровень социальных отношений и глубокая перестройка всего мировоззрения человека, возможно, в лучшую сторону — как основное.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Парень из преисподней» — вся обстановка комнаты подстраивается под сознательные и бессознательные желания протагониста Гага. Как бы он ни хотел видеть свою комнату полной копией казармы, стоит расслабиться — и вещи превращаются в гораздо более удобные и современные. «Стою посреди комнаты и ору, как псих: „Стул! Хочу стул!“. …оказывается, надо только тихонечко представить себе этот стул во всех подробностях. Вот я и представил… Конечно, все это декорация: ни жести, ни железа, ни дерева — ничего этого на самом деле здесь нет… Правда, нравится моя конурка здесь только мне. Она сама себе не нравится. Или самому дому. Или той невидимой силе, которая всем здесь управляет».
    • Если подумать, Гагу она тоже не нравится. И он сам бы предпочёл стул поудобнее, кровать помягче и вообще что-то поинтереснее, чем казарма. Только он скорее застрелится, чем в этом себе признается, потому что тогда посыплется вся его самоидентификация. А таких тонкостей интерфейс не понимает.
  • М. Г. Пухов, рассказ «Нитка бус». У космонавтов телепатическое управление как роботами, так и кораблем. А дикарь с планеты системы Леги (которую исследовали люди) влез в звездолет и чуть не устроил себе и людям кучу проблем, так как автоматика начала читать его мысленные команды и выполнять их. Поначалу команды расценивались техникой как допустимые, но последние были расценены на грани безумия и управление отключилось. Дело в том, что последние были намеренно спровоцированы космонавтами для разрешения сложившейся ситуации.
  • «Сладкие сны», один из выпусков цикла «Дестроер» Уоррена Мэрфи и Ричарда Сэпира. Устройство не просто переводило любые фантазии в детальнейшую визуальную форму без каких-либо особых усилий пользователя, но и в обращении было не сложнее телеигровой приставки. Подсоединяй присоски ко лбу, смотри на экран и фантазируй. Неудивительно, что создатель устройства в первую очередь пожелал распространять его как развлекательный девайс.
  • «Огненный лис» — советский истребитель МиГ-31 (не тот, который летал и летает в реальном мире) имеет вооружение (в том числе комки и ружъё), управляемое мыслями. Единственное условие — думать по-русски (мысленно проговаривать команды именно на русском языке. Не спрашивайте, чем это может быть обусловлено)[1].
  • «Звездоплаватели» Георгия Мартынова. Фаэтонский звездолет стартовал с Венеры, восприняв мысли одного из персонажей как команду. В дальнейшем, разобравшись, в чем дело, удалось приастероидить корабль, хоть и не без проблем, и дождаться помощи.
  • «Звезды — холодные игрушки» Лукьяненко — корабли расы Геометров читают мысли пилота. Во время боя, пилот опускает руки в «коллоидные активаторы» — полости с каким-то желе, которое позволяет пилоту «слиться» и почувствовать самого себя в качестве корабля. Тем не менее, сами коллоидные активаторы — это всего лишь часть традиции и «ритуальное» подтверждение намерения войти в мыслеконтакт. Для взаимодействия они не нужны.
  • Во многих произведения Василия Головачёва, в которых события происходят в будущем (циклы про УАСС, например), присутствует управление самыми разнообразными устройствами, от голографического кульмана до космического корабля, с помощью мыслей. Для этого на голову одевается мыслеприёмник в виде решетчатого шлема или обруча — эмкан.
  • У Бориса Штерна в «Досмотре» описано не без иронии подобное оружие. «Осторожней! Это новейшие винтовки с телепатическим прицелом. Не успеешь подумать, а они уже стреляют!»
  • Григорий Темкин, «Костер». Разведчик должен прожить на необитаемой землеподобной планете месяц, изначально будучи снабженным только полевым синтезатором, в котором можно создавать не только предметы, но и еду. Сюжет рассказа основан на поломке такого синтезатора, что вынуждает разведчика искать способ выжить.
  • Джон Браннер — «двухламповый автоматический исполнитель желаний». «Сперва выбор пал на бумажные носовые платки, но уязвимость этой модели к воздействию бессознательных ассоциаций побудила ее изготовлять платки уже использованными, и вмешалось управление общественного здравоохранения большого Нью-Йорка.» (В оригинале еще написано «эпидемия гриппа официально под контролем»)
  • Энн Маккефри, «Корабль который пел» (вся серия) — собственно для Хельвы и ее коллег, это единственный доступный интерфейс. Потому что либо полный паралич тела (как у Гипатии Кейд) либо либо другие проблемы такого уровня что уж проще — в капсулу. Да, ставить имплант дорого, но окупается. Можно управлять сложной техникой напрямую (включая если нужно — «аватарой»). Из недостатков — разработчики системы начиная с некоторого момента посчитали что хотя бы сенсорика и базовые средства общения на самой капсуле — не нужны, из-за чего очень нехорошо получилось когда пираты отключали от штатных систем сенсорики и не было возможности или не думали что это нужно подключить к другой системе.
  • Сергей Лукьяненко, «Спектр» — разработан и внедрен цивилизацией Аранков. Но даже для них требует предельной концентрации и сосредоточенности мыслей, так что в быту предпочитают пользоваться классическими тактильным и голосовым.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто». Телепатический интерфейс ТАРДИС используется для общения с машиной времени напрямую. Если умеешь хорошо управлять мыслями — попадешь очень точно туда, куда было надо.

Видеоигры[править]

  • Stellaris — боевой интерфейс для флота, открываемый в псионике очевидно именно такой.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — пополам с очень сильным колдунством. Почти все местные расы в той или иной степени телепаты, поэтому телепатические интерфейсы имеют место быть.
    • Космодесант — и «хороший» и «плохой». Тактический интерфейс шлемов позволяет управлять ими силой мысли. В некоторых книгах объясняется за счёт техноимплантанта, в других — специальных волосков, касающихся головы десантника и считывающих импульсы.
    • Эльдары. Поголовно сильные псайкеры, поэтому телепатические интерфейсы вещь постоянная и обыденная.

Примечания[править]

  1. Попытка обоснуя: возможно, что мысли на разных языках имеют разную структуру. Часть мыслей в нашем мозгу с виду кажется бессловесной и бесформенной, но ощущение это может говорить лишь о том, что мы не успеваем или принципиально не в силах различить в них отдельные образы или слова. К примеру, в повести Пола Андерсона «Царица ветров и тьмы» человек, пытающийся бороться с инопланетными аборигенами-телепатами, за пределами некого «гасящего поля» думает исключительно по-французски: население человеческой колонии на Роланде состоит из потомков англоязычных переселенцев, и инопланетяне просто не понимают французского (это отсылка к куда более давней истории про Папу Римского и мистика, заявлявшего, что умеет читать мысли: мысли Папы он прочесть не смог, так как тот, зная, кто перед ним, думал на латыни).