Курьер

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Курьер
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР
КиностудияКиностудия «Мосфильм». Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов
РежиссёрКарен Шахназаров
Автор сценария
  • Александр Бородянский, Карен Шахназаров
Когда вышел1986 г.
Продолжительность88 мин

Эссе об особенностях стиля картины

Курьер — фильм Карена Шахназарова в жанре трагикомедии, ставший лидером советского проката второй половины 1980-х. Режиссер снял фильм по мотивам своей же одноименной повести, впервые напечатанной в журнале «Юность» в самом начале 1980-х. После публикации повесть вызвала живейший отклик у читателей. Главный герой стал своего рода аналогом Холдена Колфилда. Множество молодых советских бунтарей узнавали в нем самих себя и присылали огромное количество благодарственных писем автору. Тогда же впервые возникла идея ее экранизации, правда, не у самого Шахназарова, а у молодого режиссера Андрея Эшпая. Однако съемки завернули, ибо первая половина 1980-х была все еще неблагоприятным временем для бунтарей и нонконформистов. Уже после прихода к власти Горбачева и начала эпохи Перестройки мнение всяческих парткомов («Это же клевета на советскую молодежь!») перестало иметь значение, и съемкам был дан зеленый свет.

Что интересно, дуэт исполняющих главные роли Федора Дунаевского и Анастасии Немоляевой, которые вовсе и не были профессиональными актерами, сложился случайно. Немоляева была дочерью оператора Николая Немоляева (и у неё уже был багаж в виде четырёх недурных ролей в кино), а Дунаевский — ее бывшим одноклассником, которого она подтянула вслед за собой на съемки. Но выбор оказался на редкость удачным. Между молодыми актерами возникла настолько сильная «химия», что, по воспоминаниям, режиссера, даже такие сложные сцены, как совместная игра на пианино с исполнением песни про козла, была снята с одного дубля. Вместе с тем, Дунаевский вел себя на съемочной площадке очень нагло и вызывающе, постоянно спорил с режиссером, требовал переписывать свои реплики. В общем, очень сильно походил на своего персонажа, чем, к слову, и понравился Шахназарову. Правда, в отличие от режиссера актриса Инна Чурикова, исполняющая роль матери Ивана, на нападки от молодого коллеги реагировала весьма болезненно и даже после каждой отснятой сцены спрашивала его: «Веришь?». Потому что тот постоянно осуждал ее за неестественную игру, дескать люди себя так в жизни не ведут.

Фильм ожидал феноменальный успех. За два года после выхода на экран его посмотрело около 50 млн зрителей. Анастасия Немоляева моментально превратилась в суперзвезду. По ее воспоминаниям, ей даже приходилось передвигаться по собственной квартире на четвереньках, чтобы дежурившие под окнами поклонники не узнали, что актриса дома. На роль молодой проститутки Ляльки в «Интердевочке» её пригласили именно потому, что она ранее блестяще сыграла в «Курьере».

Сюжет[править]

Мы наблюдаем за жизнью молодого человека Ивана Мирошникова (Фёдор Дунаевский) вскоре после развода его родителей (Инна Чурикова, Андрей Вертоградов), окончания школы и вступления во взрослую жизнь. Герой не стремится искать себя. Его ум творческого склада не приемлет скуку жизни простого советского гражданина. Вместо занятий созидательным трудом он целыми днями болтается по улицам со своим приятелем Базиным (Владимир Смирнов), играет в карты или в футбол, и единственной попыткой найти работу становятся переговоры с другом, чтобы тот помог устроиться в овощной магазин. Но матери неустроенность сына вскоре надоедает, и она пристраивает его на работу курьером в журнал «Вопросы познания». Вяло и неохотно исполняя свои обязанности и постоянно насмешничая над взрослыми коллегами, он и проводит свои будние дни. Однажды, во время доставки по служебному поручению рукописи профессору Семёну Петровичу Кузнецову (Олег Басилашвили), Иван знакомится с его дочерью, красавицей Катей (Анастасия Немоляева). Молодые люди сразу начинают испытывать друг к другу симпатию. Кате нравится непредсказуемый бунтарь, так не похожий на окружающих её рафинированных представителей советской элиты. Иван тоже дорожит её обществом, и чувствуется, что иной раз он намеренно ведёт себя придурковато, даже когда сам этого не желает… просто для того, чтобы поддерживать интерес девушки к своей персоне. В процессе общения молодые люди иной раз с трудом находят общий язык. Уж слишком сильно различаются общественные среды, в которых они живут. В конце концов Иван со своим шутовством явно перебарщивает и подставляет Катю, заявив отцу, что та якобы от него беременна. Семён Петрович шутке поверил и устроил дочери скандал, и та сгоряча призналась, что на самом деле ждет от Ивана ребёнка. Тут уж парень понимает, что время веселья закончилось, и настала пора отвечать за свои слова и поступки… проще говоря, действительно завести с девушкой ребёнка. Но его нерешительные действия по поиску места для первого секса ни к чему не приводят, и молодые люди ссорятся. Иван, видимо, успевший по-серьёзному влюбиться в Катю, решает всё исправить искренним признанием своих ошибок перед ней и её родителями. Но Катю преобразование смешного и интересного парня в унылого вежливого взрослого не радует. Ей явно неприятны попытки Ивана понравиться множеству взрослых гостей, на вечер с которыми он случайно попал. Поэтому она сама предпринимает довольно неуклюжую попытку бунта, устроив скандал на вечере, а после предлагает разочаровавшему её молодому человеку расстаться. А возвращаясь домой, Иван видит дембеля-афганца с чемоданом, явно символизирующего его собственную скорую судьбу.

Тропы и штампы[править]

  • А что, пусть будет! — сцена с исполнением песни «Трава у дома» была почти полностью сымпровизирована. К слову, Инна Чурикова песню действительно не знала и именно поэтому пела ее неправильно, с неподходящим мотивом, а также ошибалась в словах («Голубая тишина» вместо «Ледяная синева»).
  • Ай, молодца — попытка Ивана пошутить насчет того, что «Екатерина Семеновна в положении». В результате не смешно было даже ему, а итогом неудачной шутки стало расставание с девушкой.
  • Бронебойный ответ — Иван мастерски дает такие ответы каждому взрослому, кто хочет навязать ему свою провонявшую нафталином мораль.
  • Брюнет и блондинка — парочка главных героев. Что характерно, в повести Катя — тоже брюнетка. Но опять же стоит напомнить, что светловолосая Анастасия Немоляева попала на съемки совершенно случайно.
  • Глухое ожидание перемен и Перестройка — эпохи, с ювелирной точностью переданные в фильме.
  • Девушкам нравятся плохие парни — Иван не то, чтобы прямо плохой. Но очень яркий и нестандартный, не какой-нибудь скучный пай-мальчик, почему и вызывает интерес у Кати («А ты смешной! Ты мне нравишься!»).
  • Диссонирующий саундтрек — Иван ссорится с матерью и пытается поджечь дом под иронично играющую на фоне песню «Родительский дом, начало начал…»
  • Ключевые слова — разные персонажи на протяжении всего фильма задают один и тот же вопрос «Какая у тебя мечта?»
  • Конфликт поколений — одна из основных тем фильма. Иван и Семен Петрович символизируют собой столкновение нового и старого, и очень трудно понять, кто из них прав. Правда, в финале они примиряются. Каждый из них предпринимает успешную попытку понять и принять правду оппонента.
  • Коронная фраза — «Старина» у отца главного героя.
  • Милый врунишка — Иван с честным взглядом рассказывает всяческие небылицы про себя. То у него с учительницей роман был, то он на зоне срок мотал… И не краснеет!
  • Называть по фамилии — Иван называет своего друга Базина исключительно по фамилии. Из-за этого те, кто не читали повесть, не узнают, что Базина, оказывается, звали Николаем.
  • Насмешник с мордой кирпичом, Трикстер, Язвительный чудак, Язвительный юный умник — и всё это главный герой.
  • Он и в жизни так может! — гостью профессора Кузнецова, которая подпевает Ивану «Соловья», играет настоящая оперная певица.
  • Патологический лжец — тоже Иван. Получается иногда правдоподобно (про беременность Кати), иногда нет (что был рождён в Средние века в семье французских аристократов), иногда нечто среднее (про леопарда в московском спальном районе). Просто такова его натура.
  • Поднял уровень доброты — и Иван, и профессор Кузнецов в последней трети фильма. Иван бросает свои трикстерские выходки, а профессор Кузнецов добрее относится к Ивану и проявляет себя как заботливый отец.
  • Подростковая любовь — нестандартная, но очень трогательная и интересная история любви.
  • Примитивная мечта — у Базина. Он всего лишь мечтает купить пальто. Иван тут же дарит ему свое пальто: «Носи и мечтай о чем-нибудь великом!» У взрослых коллег Ивана по работе в редакции мечты тоже не поражают возвышенностью. Главный редактор Степан Афанасьевич Макаров всего лишь мечтает о стабильном атмосферном давлении (так рыба лучше клюет). А секретарша Зиночка выражает странное желание выйти замуж за японца.
  • Самоуверенный мерзавчик — профессор Кузнецов проявляет себя так: пытается самоутвердиться за счёт Ивана за семейным обедом, но получив достойный отпор, выходит из себя и выкидывает Ивана из квартиры. В последней трети поднимает уровень доброты.
  • Сын своего отца — Иван и Пантелеймон Федор Мирошниковы очевидно очень похожи. Оба — ветренные фантазеры и мечтатели. (Что подтверждает мать Ивана в сцене с получением посылки из Африки от отца: «Он всегда любил такие игрушки! Они будили его воображение!») Не зря отец приснился Ивану в виде мраморного бюста: настолько велико почтение сына к нему.
  • Толстый лучший друг — Базин для Ивана.
  • Уроки французского — выдуманная Иваном история о его якобы романе с учительницей физики. Катя же рассказывает вполне реальную историю о своей влюбленности в учителя.
  • Хуцпа — каково это: приехать с трехчасовым опозданием по служебному поручению и еще навязаться на чай с бутербродом? Ну по крайней мере не просит сто рублей взаймы. И на том спасибо!
  • Чудо одной сцены — интересное камео Владимира Меньшова: один из гостей, солидный дяденька, которого вдруг «прорвало» (он от природы очень эмоционален). Он в красках рассказывает, как совершенно не понимает своего сына, качка-подростка, а тот в свою очередь не понимает и не желает понимать отца. Некоторые нюансы конфликта отца с сыном похожи на полупародийные отсылки к нашумевшему фильму всё того же В. Меньшова «Розыгрыш» (1980).