Голова профессора Доуэля

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Golova-professora-douelya.jpeg.jpg

«Голова профессора Доуэля»научно-фантастический роман советского писателя Александра Беляева, написанный и изданный в 1925 г. Автор написал роман в период реабилитации после туберкулёза позвоночника с параличом ног, когда он шесть лет провёл в постели, три из которых — в гипсовом корсете.

Сюжет[править]

Действие разворачивается в Париже межвоенных годов и длится чуть менее года.

Мари Лоран устраивается работать ассистенткой в частную клинику профессора Керна, который скрывает, что успешно оживил голову своего учителя Доуэля. В её обязанности вошёл уход за этой головой. От профессора Лоран узнала, что Керн убил его и теперь с дальнейшей помощью бывшего профессора пишет статьи и проводит операции, а всю славу нагло присваивает себе.

Под руководством Доуэля Керн успешно оживляет голову простого рабочего Тома и шансонетки Брике, которой потом приделал тело погибшей певицы Анжелики Гай. Тело сохранило некоторые старые рефлексы, плюс новые гормоны несколько меняют характер и поведение хозяйки.

Вскоре Брике надоело жить у Керна, и она сбегает в Южную Францию, чтобы начать новую жизнь. Там она встречает Артура Доуэля, сына профессора Доуэля, и его друга Армана Ларе, возлюбленного Анжелики, который узнаёт из-за характерного тика в Брике свою зазнобу. Узнав от неё про опыты Керна и его незаконные операции, Артур и Ларе отправляются с Брике в Париж, чтобы сорвать планы хирурга.

В это же время Керн узнаёт, что Доуэль рассказал Мари о всех его преступлениях. Боясь разоблачения, он помещает свою ассистентку в психбольницу злого доктора Равино. Но Артур вместе с Ларе и его приятелем Шаубом вызволяют Мари из больницы. Офигевший от этого Равино сообщает о произошедшем Керну, который решает быстро устроить демонстрацию головы Брике перед публикой. Но его триумф обламывает Мари, которая разоблачает его перед всей общественностью.

Полиция решает навестить Керна с обыском, чтобы найти голову Доуэля. Но Керн при помощи пары пластических операций, напяливания тёмных очков и перекрытия подачи воздуха к голосовым связкам маскирует голову, выдавая её за голову другого человека. Но Артур требует от полиции повторного обыска, в результате которого Мари опознаёт Доуэля. Тот умирает на глазах сына, но успевает дать показания против Керна. Следователь уводит Керна для допроса в кабинет. Последняя фраза: «Из кабинета Керна раздался выстрел» (многие понимают это как то, что профессор застрелился, но это не точно).

Персонажи[править]

Что здесь есть?[править]

  • Живая голова — один из кодификаторов для русскоязычных читателей. Наглядно показан ужас существования человека в виде отрезанной головы. Основан на собственном опыте автора. Кроме того, основано на научных достижениях того времени — уже тогда убийцы в белых халатах активно рубили головы и пытались их либо пересадить, либо реанимировать. Как и многое другое в творчестве Беляева (генная и гормональная терапия) — до сих пор развивающиеся отрасли науки, имеющие местами значительные успехи.
  • Ампутация — из-за развивающейся гангрены у нового тела Брике Керну пришлось ампутировать ногу, но он сделал это слишком поздно: у Брике началось общее заражение крови. Поэтому Керн решает срочно отсоединить и голову от тела.
  • Безобидная рана — аверсия. Брике выбрала для пересадки изящное тело Анжелики Гай, не обратив внимание на небольшую ранку на ноге. А уже после побега из особняка Керна эта ранка привела к сепсису. И потере тела.
    • Не сама ранка, а то, что Брике не обращала на неё внимания и много танцевала, не помыв ноги и не сделав перевязку. В каком-то смысле басня о том, что нельзя запускать раны и не ухаживать за ногами.
  • Безопасная пытка — лишённый тела профессор Доуэль выдержал пытку током и введение раздражающих болевые рецепторы веществ в кровезаменяющий раствор, лишь бы не выдавать некомпетентному коллеге своих профессиональных секретов. Сломался лишь в тот момент, когда у него на глазах стали не совсем верно проводить опыты по любимой отрасли.
  • Гениальный силач — профессор Керн хирург от Бога, при этом телосложением напоминает дубовый комод.
    • Артур Доуэль тоже умён и обладает недюжинной силой.
  • Заставили смотреть — чтобы уговорить Мари сотрудничать с ним, Керн заставил её смотреть, как задыхается Доуэль.
  • Концентратор ненависти — главгад Керн и врач-преступник Равино.
  • Непохожие друзья — Артур и Ларе.
  • Прикинуться сумасшедшим — Артур притворяется сумасшедшим, дабы проникнуть в клинику Равино и вызволить оттуда Мари Лоран.
  • Психиатрия — это страшно — клиника доктора Равино существует вовсе не для лечения людей. «Наследники помещают туда своих богатых родственников, которые слишком долго зажились и не думают умирать, объявляют их душевнобольными и устанавливают над ними опеку. Опекуны несовершеннолетних отправляют туда же своих опекаемых перед наступлением их совершеннолетия, чтобы продолжать „опекать“, свободно распоряжаясь их капиталами». А то, что они здоровы — не проблема: в «клинике» только тем и занимаются, что намеренно разрушают психическое здоровье «пациентов» и сводят их с ума.
  • Пустить сигаретный дым в лицо — Керн с удовольствием смолит в лицо профессору (точнее, его голове) во время разговоров с ним. Брике тоже получила порцию дыма в лицо. Впрочем, о её отношении к этому ничего не сказано.
  • Родинка — доктор Керн предлагает Брике, существующей на тот момент в виде одной головы, на выбор тело обычной женщины «без единой царапины» и изящное тело артистки Анжелики Гай с ранкой на ступне. Брике не задумываясь выбирает второе из-за родинки на плече, которая «так нравится мужчинам». К этому телу и пришивают голову, и Брике уходит наслаждаться жизнью, пока из-за ранки на ступне и плохого ухода за ногами не начинается гангрена.
  • Участь хуже смерти — собственно бытие в качестве головы, особенно когда понимаешь, что даже наглого жука не отогнать без помощи. Впрочем, Тома и Доуэль нашли выход — первый при помощи глупости, второй — гениальности.
  • Хорошие родители — мать Мари искренне переживает за свою дочь и поддерживает ее, когда девушка узнаёт тайну Керна.
  • Правда Кассандры — зигзаг: Керн пытался выставить Лоран сумасшедшей, полиция ему даже поверила (возможно, начальник подкуплен), однако многие на конференции приняли ее слова всерьез. Ну да, когда перед тобой голова Брике, рассказ о голове Доуэля звучит правдиво.
  • До суда не доживёт — из кабинета неэтичного учёного Керна, в дом которого с обыском пришли полицейские и сын Доуэля, в конце доносится выстрел. Правда, автор не уточнил, застрелился ли Керн сам, или ему «помог» полицейский.
    • Из самого текста вообще не следует, что Керн застрелился. Герои только услышали выстрел. Полицейский мог выстрелить в воздух, чтобы задержанный не сопротивлялся надеванию наручников, да и вообще — разве полицейский позволил бы задержанному взять в руку пистолет? А стрелять в Керна без суда он точно не стал бы.

Экранизация[править]

В 1984 году роман был экранизирован под названием «Завещание профессора Доуэля» режиссёром Леонидом Менакером. От оригинала осталась только одна идея, что, мягко говоря, не пошло истории на пользу. Действие из межвоенной Франции перенесено куда-то в англоязычную страну, судя по антуражу, в Африку послевоенного периода. Изменениям подверглись и некоторые имена героев (например, Керн стал Корном, а Брике — Моникой Браун). Часть персонажей была убрана либо же заменена. Сюжет повествует о том, как Корн пытается выведать у Доуэля формулу живительного раствора.

  • Адаптационная любовная линия — между Артуром и Моникой (вернее, на тот момент уже Евой). А до того — между Артуром и Анжеликой (в книге Анжелику любил его друг, художник Ларе).
  • Бесстрашный журналист — Артуру поменяли профессию биолога на сабж.
  • Два в одном и три в одном — одна и та же актриса (Наталия Сайко) играет и Анжелику, и Монику, и Еву (так Корн обозвал Монику после пересадки её головы на тело Анжелики, подразумевая, что косплеит Бога). Простой и эффектный способ показать тело с новой головой (а головы Анжелики и Моники различаются всего лишь гримом).
  • Другая смерть в адаптации:
    • В фильме Анжелика Гай погибает в перестрелке вместе с Брике, в книге — при крушении поезда.
    • В книге Доуэль умер от передозировки адреналином, в фильме — от обширного инфаркта миокарда (Керн к смерти не причастен).
  • Злодейство в адаптации — в книге Мари Лоран ненавидела Керна за чудовищный поступок в отношении профессора Доуэля и всячески пыталась разоблачить шефа. В фильме она стала ассистенткой Доуэля и сообщницей Корна. Другое дело, что сам Корн в фильме не злодей, а скорее просто неэтичный учёный.
  • Коронная фраза — «Купи ра́кушку».
  • Мегакорпорация — химический концерн «Меркурий», представители которого хотели купить у Корна и запустить в массовое производство раствор для оживления.
  • Не в ладах с биологией — каким это образом Моника могла получить воспоминания пересаженного ей тела?! В книге были только изменения в характере, которые в принципе более-менее достоверно объясняются сменой гормонального фона.