Великое Кольцо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
97341389-roman.jpgНикак не предполагала, что вы творили под псевдонимом — «Пастернак».
Нам не нужны полностью или большей частью скопированные с других сайтов материалы, даже если вы заменили в них все слова на синонимы. Если мы захотим поглядеть на оригинал, мы сделаем это на оригинальном сайте. Перепишите, пожалуйста, полностью.
TA.jpg
« Если бы не было фантазии, то и вообще бы все науки стояли на месте. По-моему, фантазия — это вал, поднявшись на который, можно видеть значительно дальше, пусть порой ещё в неясных контурах »
— И. А. Ефремов, «Страна Фантазия»[1]

«Великое Кольцо» — общее название для фантастической модели мира будущего, созданной советским писателем И. А. Ефремовым. К ней относятся два его романа — «Туманность Андромеды» и «Час Быка», повесть «Cor Serpentis (Сердце Змеи)» и рассказ «Пять картин».

Краткое описание[править]

« ...для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо вообще не будет никакого, а будут пыль и песок на мёртвой планете. »
— И. А. Ефремов, «Страна Фантазия»

Описание модели будущего в романах Ефремова зачастую воспринимается как утопия и анализируется с этой точки зрения, подвергаясь критике за то, что эта утопия отнюдь не идеальна!

На деле речь идёт не об утопии и не о пророчестве, а о прогнозе развития исторических событий, основанных на предположении (не лишённом оснований), что противостояние империалистических систем кончится глобальной войной, в которой погибнет бóльшая часть населения Земли, а уцелевшим придётся выживать, имея в активах разрушенную экономику, убитую экологию, истощённые сырьевые ресурсы и испорченный генофонд. Человечество идёт на суровые меры по спасению цивилизации, которые выглядят подчас бесчеловечными: строгое планирование экономики, планирование демографического профиля (включающее контроль рождаемости и запрет на размножение для носителей летальных генов), требование общественного воспитания детей (чтобы семьи не растили эгоистов и сурвивалистов), «консилиумы смерти» — врачебные комиссии, уполномоченные в особых случаях принимать решение об эвтаназии безнадёжно больного индивидуума. Все эти тяжёлые меры позволяют человечеству выжить и создать общество нового типа, уже ничем не напоминающее постапокалипсис: бесклассовое и не страдающее от имущественного расслоения общество, красивые и здоровые (как физически, так и психически) люди, благоустроенная планета, расцвет искусства, триумф науки, и не забыто удовлетворение насущных материальных потребностей.

Земля включена в Великое Кольцо — сеть радиостанций, с огромными энергозатратами транслирующих передачи с других населённых планет, которых в Галактике довольно много. Благодаря Великому Кольцу разделённые многими световыми годами цивилизации состоят в информационном контакте. Конечно, информация за время прохождения сигнала от станции к станции устаревает на десятки и сотни лет, но даже такое вот эхо далёких голосов поддерживает человечество на его пути. Среди цивилизаций, входящих в Кольцо, нет ни отвратительных монстров, ни бездушных роботов — все высокоразвитые инопланетяне, даже если их эволюция шла разными путями, неизменно антропоморфны. Также в числе их общественных систем не наблюдается неофеодальных империй или мегакорпораций, зато есть информация о многих мирах, державшихся одного из этих путей и не преодолевших критический порог развития — вымерших из-за экономического или экологического кризиса или уничтоживших себя в войне планетарного масштаба (какой судьбы едва избежали земляне).

И всё же, при всей гармоничности нового мира это по-прежнему не утопия. Подразумевается, что даже высокоорганизованное общество не может быть совершенным, а напротив — в своём развитии склонно ударяться из крайности в крайность и переживать кризисы.

В «Туманности Андромеды» показан мир, сравнительно недавно вырвавшийся из тисков нужды (чтобы отправить внеочередную звёздную экспедицию, население всей Земли призывают на год отказаться от роскоши); только-только построив благополучную жизнь на рациональной основе, земляне обнаруживают, что избыточный рационализм приводит к уменьшению горя и страданий, но в перспективе лишает жизнь одной из её основных целей — радости.[2] Сюжет романа раскрывает тему возрождения чувственности и страсти в рациональном обществе.

« Когда я пишу своих героев, я убеждён, что эти люди — продукт совершенно другого общества. Их горе не наше горе, их радости не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными. »
— И. А. Ефремов, «Как создавался „Час Быка“»[3]

«Час Быка» застает цивилизацию в тот момент, когда она в поисках целей существования постепенно сползает в мистицизм, надеясь найти ответы в мудрости древних. В лице тринадцати участников экспедиции «Тёмного Пламени» земляне встречаются с горьким наследием собственного прошлого на планете Торманс[4], где по сути представляют Землю на суд истории, и представляют не всегда удачно. Столкновение с прошлым обнажает те противоречия, к которым пришло земное общество.

Модель будущего, представленная в романах, вызывает много вопросов и критики. К примеру, система общественного воспитания детей у многих традиционно вызывает инстинктивное неприятие — разве можно отнимать ребенка у матери? (Что интересно, концепция интернатов «Мира Полудня» Стругацких, напротив, радует большинство читателей — несмотря на то, что воспитанники интернатов с молчаливого одобрения Учителей третируют друг друга, и на то, что эта система порождает несчастных одиноких людей вроде Майи Глумовой или Атоса-Сидорова.) С другой стороны, существует тенденция восприятия этой модели как не требующей жертв и лишённой проблем, что тоже не соответствует правде.

Ссылки[править]

  1. «Страна Фантазия» — интервью И. А. Ефремова, газета «Гудок», 24 ноября 1970 г.
  2. Здесь надо заметить, что эти два понятия в мире Ефремова настолько важны, что на Земле создана специальная организация — Академия Горя и Радости, — анализирующая все общественные проекты и тенденции с точки зрения необходимости уменьшения суммы горя и возрастания суммы радости в жизни людей.
  3. «Как создавался „Час Быка“» — интервью И. А. Ефремова, журнал «Молодая гвардия», 1969 № 5.
  4. Название планеты взято из повести Д. Линдсея «Путешествие к Арктуру».