Аквариум

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Юбилейный концерт 2017 года в Самаре
«

— Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова. — Гребенщикова? А кто это? — Это бог, от него сияние исходит.

»
— «Асса»

«Аквариум» — одна из наиболее известных групп ленинградского рока и русского рока вообще. Заслуги этой группы трудно переоценить — до Бориса Гребенщикова сотоварищи у рока на русском языке не было четко выработанного собственного языка, да и к тому же группе вовремя удалось уцепиться за такой способ подъёма своей известности, как постоянный выпуск собственных студийных альбомов. Ну, студийные альбомы рокеры в СССР выпускали и до них (например, широко прославился именно альбомами, так как не имел состава на концерты, Юрий Морозов), но именно Аквариум при участии первого советского саундпродюсера Андрея Тропилло поставил это дело на поток, и в итоге слава группы не померкла до сих пор, хотя история Аквариума знала множество драматических поворотов. Существует в том или ином виде постоянно с 1972 года, хотя около 1991—92 и 1997—98 года прерывала существование.

Откуда взялось название? Гуницкий поделился с Яндекс.Дзен историей. Однажды ехали они с БГ в гости к басисту. И за окном автобуса увидели вывеску бара. Он назывался «Аквариум». Бара этого, конечно, давно уже нет.

По другой версии (озвученной БГ) название родилось не в автобусе, а на мосту, в ходе мозгового штурма. А аквариумами тогда называли вообще все распивочные внутри центровых гастрономов с высокими, от пола до потолка, окнами — так что с улицы было отлично видно всю фауну, которая по вечернему времени уходила в заплыв.

Кружок над А стоит тоже не просто так. Он показывает, что это не обычная буква А, а тайная буква А. (БГ)

История, дискография и важнейшие участники[править]

BG.jpg
  • Борис Борисович Гребенщиков (он же БГ, он же Гребень, он же Боб) — Наше Всё русского рока: его влияние можно сравнить только с влиянием Пушкина на русскую поэзию вообще, Блока на поэзию Серебряного века и Окуджавы на авторскую песню. То есть это именно тот человек, который создал и систематизировал тот творческий метод, который после него стал основой жанра рок-поэзии в России, да и рок-композиции тоже. Фактически Борис Борисович был еще и одним из первых русских постмодернистов. Во-первых, его творчество крайне эклектично; он играл и фолк, и панк, и блюз, и русские народные песни (да что там, жанр русского дарк-фолка тоже ему кое в чём обязан своим появлением!), а также сочинял к ним тексты, как родственные все тем же Блоку и Заболоцкому, так и откровенно площадные по языку и содержанию. Во-вторых, творчество БГ наполнено массой отсылок к мировой культуре — от Лао-цзы до Толкина, от Вертинского до Патти Смит; бывало, доходит до прямого заимствования. Поэтому обсуждение того, плагиат это у БГ или аллюзия — любимейшее занятие фанатов уже полвека как, и конца этим спорам не предвидится. Наконец, БГ старательно избегает растолковывать смысл своих песен, предлагая делать это слушателям, а сам он любит по этому поводу отшучиваться. Единственный бессменный участник Аквариума — сама группа при нем пережила неоднократные рождение и смерть с последующим возрождением. Отец известной актрисы Алисы Гребенщиковой. Ведёт весьма интересную для меломанов радиопередачу «Аэростат».
  • Анатолий Августович «Джордж» Гуницкий — второй важнейший человек в истории Аквариума, сооснователь группы. Сам он в ней поучаствовал недолго, поиграв на барабанах, но потом ушёл на более близкие душе абсурдистскую поэзию и театр. Тем не менее, в жизни группы он играл и играет немалую роль — частью потому что был одним из руководителей Ленинградского рок-клуба, частью потому что и после его ухода Гребенщиков продолжал обращаться к поэзии Джорджа для того, чтобы писать песни. Впрочем, писали на его стихи и другие артисты — достаточно сказать, что один из первых сольных хитов Вячеслава Бутусова «Гибралтар-Лабрадор» написан как раз на стихи Гуницкого.

Nota bene: в разделах ниже перечислены только так называемые «Естественные альбомы Аквариума и БГ», то есть, как правило, студийные. Полная дискография Аквариума и БГ со всеми сборниками, синглами, саундтреками к фильмам и концертниками поистине огромна и насчитывает что-то около сотни релизов.

Аквариум 1.0 (1972—1991)[править]

Группа сложилась вокруг студентов-математиков Гребенщикова и Гуницкого во время их творческих экспериментов в Ленинградском университете, но долгие годы не могла оформиться и определиться, является она рок-группой или независимой театральной студией. Сам процесс затянулся лет на 8, частью из-за творческих вопросов, частью из-за такого серьёзного фактора, как Советская Армия, в которой так или иначе пришлось послужить большинству участников Аквариума (кроме Гребенщикова, он успел получить высшее образование). В 1977—1980 годах бо́льшая часть музыкантов расквиталась с долгом родине, и потому группа окончательно сложилась. Первой широкой акцией, благодаря которой о группе узнали, стало их выступление на Тбилисском рок-фестивале 1980 года. Устроенное на сцене шоу группы (крашеная в зеленый борода БГ, перепиливание Севой Гаккелем своей виолончели, уложенной на легшего на сцену БГ) и ослышки жюри в песне «Марина» вызвали страшный скандал, так что по приезде домой участник узнали, что они исключены из комсомола и уволены со всех работ. Но не отчаялись, устроились работать дворниками и сторожами, всецело отдавшись музыке. В 1981 году группа одной из первых стала членами новообразованного рок-клуба и очень скоро вышла в нём на лидирующие позиции. Даже во времена прессинга спецслужб это не мешало группе регулярно давать концерты за пределами рок-клуба. Прежде всего, это были «квартирники» — то есть натурально «из города в город; из дома в дом, по квартирам чужих друзей» ©. БГ и музыканты давали концерты на частных квартирах, что в 1983—1985 годах было сопряжено с риском попасть за решетку за «незаконное предпринимательство», потому что проходили они, конечно, не бесплатно. Но с 1986 года культурная политика в стране стала либеральнее, и группа вышла из подполья. Однако нахлынувшей популярности классический состав не выдержал, фактически распавшись ещё около 1988 года. Гребенщиков в 1989 и 1990 годах пытался без особого успеха добиться признания на Западе, но потом все-таки вернулся на родину. Группа дала свой последний концерт в 1991 году на юбилее Ленинградского рок-клуба, а позднее лишь разово воссоединялась для 25-летнего юбилея в 1997 году.

  • Всеволод Гаккель — виолончель, вокал. Один из трех «людей номер два» в классическом составе группы и фактически один из первых виолончелистов в рок-музыке вообще, задолго до этих ваших Апокалиптик. После распада группы написал книгу воспоминаний «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом», а также работал арт-директором культового в начале 1990-х клуба TamTam, подарившего нам такие группы, как Король и Шут и Пилот.
  • Андрей «Дюша» Романов — второй из «людей номер два», флейта, клавиши, вокал. Сочинял собственные песни ничуть не реже, чем БГ, и после распада Аквариума собрал собственную группу «Трилистник», в которой работал все 1990-е. Также оставил книгу воспоминаний под названием «История Аквариума. Книга флейтиста». В 2000 году скончался от сердечного приступа прямо за кулисами своего концерта, настраивая гитару. Именно ему принадлежит прославленная позднее ДДТ песня «Ignatius song» (она же «Это твоя родина, сынок»)
  • Михаил «Фан» Файнштейн — басист первой половины 1980-х годов, третий «человек номер два» в группе. Воспоминаний не оставил (если не считать многих интервью), помимо баса отвечал в группе за множество организационных дел. На акустических альбомах выступал в качестве перкуссиониста, после прихода в группу Титова, сосредоточился на перкуссии - бубны, бонги и др. В СССР из-за проблем с пятым пунктом жил под фамилией жены — Васильев. Скончался в 2013 году от панкреатита.
  • Сергей Курёхин — да, великий трикстер играл в Аквариуме часто и с удовольствием. Его клавиши можно услышать в альбомах «Треугольник», «Радио Африка», «Дети декабря». Примерно после 1986 года из группы ушёл, довольно сильно испортив отношения с БГ, но в 1991 году их дружба восстановилась.
  • Александр Титов — бас-гитарист, сменивший Файнштейна. Параллельно играл с группой Кино, но в 1986 году окончательно сосредоточился на Аквариуме. Самый постоянный после Борис Борисыча участник группы — играл и в составе 2.0, и в составе 3.0, и в нынешнем 4.0
  • Александр «Жареный слон» Ляпин — гитарист-виртуоз и при этом один из самых проблемных участников группы. Многие свидетели говорят (правда, не все подтверждают), что именно его творческие споры с Курёхиным вдохновили Гребенщикова на создание песни «Рок-н-ролл мёртв».
  • Александр Куссуль — скрипач, обессмертивший своими партиями альбом «День серебра». Всеми коллегами считался талантливейшим из скрипачей Аквариума. В 1986 году трагически погиб — утонул, переплывая Волгу.
  • Было и множество других участников, но они не так меметичны. Упомянуть стоит барабанщиков Петра Трощенкова, Евгения Губермана и Александра Кодрашкина. А также, ненадолго и незаметно, пробегал тогда ещё никому неизвестный Эдмунд Шклярский.

Естественные альбомы[править]

  • 1981 — Синий альбом (первый альбом, записанный у Андрея Тропилло)
  • 1981 — Треугольник
  • 1981 — История Аквариума. Том 2 Электричество (частью концертный, а частью студийный альбом песен, созданных до Синего альбома)
  • 1982 — История Аквариума. Том 1 Акустика (студийный сборник песен времен до Синего альбома)
  • 1982 — Табу
  • 1983 — Радио Африка (Самый знаменитый альбом, на котором ярче всего отметился Курёхин и который подарил русскому року самый скандальный его суперхит — «Рок-н-ролл мёртв, а я еще нет!»)
  • 1984 — Ихтиология (концертный альбом)
  • 1984 — День серебра (на контрасте с Радио Африкой, записан с большим количество струнных и при минимуме электричества)
  • 1986 — Дети декабря (последний альбом с Курёхиным и последний альбом с Тропилло)
  • 1986 — Десять стрел (концертник, на котором впервые издаётся «Город золотой»)
  • 1987 — Равноденствие (первый легально записанный альбом, фактически последний альбом классического Аквариума вообще. Подарил всему русскому року одно из его важнейших самоназваний — «Поколение дворников и сторожей»)

Кроме того, два «естественных альбома» были тогда не выпущены и дошли до слушателя позднее:

  • Феодализм. Записан в 1986—1990 годах, выпущен только в 2007
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев. Записан тоже в 1986—1991 годах, выпущен в 2010 году. Средств, вырученные на его продаже, были направлены на помощь пострадавшим в тот год от лесных пожаров.

Также в 1989 году БГ при содействии Дейва Стюарта из Eurythmics записал англоязычный (кроме песни «Молодые львы») альбом Radio Silence, процесс создания которого был тем еще производственным адом и который, в общем-то, классический Аквариум и угробил окончательно.

БГ-Бэнд (1991—1992) и Аквариум 2.0 (1992—1997)[править]

В марте 1991 года Аквариум был распущен, а Гребенщиков с его давним другом Олегом Сакмаровым засели джемовать маленьким составом в одной из студий Питера. Но поскольку надо было как-то жить и девать куда-то новые песни, было решено практически дикарями поехать «чёсом» по стране, и в апреле 1991 с концерта в Казани началась история БГ-Бэнда, который потом эволюционировал в новый состав Аквариума. С этого времени начинается не только новый виток популярности Аквариума, но и новая традиция в творчестве. Теперь БГ воспитывает своего слушателя и играет свои большие хиты только тогда, когда ему самому хочется их сыграть. БГ-Бэнд исколесил множество самых разнообразных городов России (чаще причём небольших), активно интересуясь реликвиями и святыми местами русского православия. Итогом этих поездок стало рождение едва ли самого обласканного критиками «Русского альбома» БГ. Позднейшие альбомы Аквариума тоже не уступали в популярности, но к 1997 году БГ решил, что и этот Аквариум исчерпал себя, и распустил его.

  • Олег «Дед Василий» Сакмаров — флейтист, гобоист и саксофонист, с которым БГ активно джемовал в начале 91 года и с идеи которого съездить к родственникам в Казань и начался БГ-Бэнд. Параллельно активно играл в Наутилусе.
  • Андрей «Рюша» Решетин — скрипач.
  • Сергей Щураков — аккордеонист, четвёртый сооснователь БГ-Бэнда. Параллельно играл в собственном проекте «Вермшель Оркестра». Скончался в 2007 году.
  • Алексей Зубарев — гитарист, который начал играть с 1992 года, и с тех пор неоднократно появлялся в позднейших составах Аквариума. Играет в группе до сих пор. Выступал как кинокомпозитор — в частности, написал музыку к фильму «Географ глобус пропил».

Естественные альбомы[править]

  • 1992 — Русский альбом. Не самый первый (до него были не слишком успешные Radio Silence и Radio London), но самый знаменитый и любимый сольный альбом БГ, созданный в 1991—1992 во время путешествий БГ-Бэнда
  • 1993 — Любимые песни Рамзеса IV. Первый альбом возрожденного Аквариума
  • 1994 — Кострома mon amour
  • 1994 — Пески Петербурга
  • 1995 — Навигатор
  • 1996 — Снежный лев
  • 1997 — Гиперборея
  • 1997 — Лилит. Сольный альбом БГ, которым он поставил точку в истории Аквариума 1990-х

Аквариум 3.0 (1998—2015)[править]

В 1998 году после года сольной деятельности БГ наконец решает собрать новый состав Аквариума. Он становится еще более космополитичным и еще более эклектичным, чем прежде, а сама группа удостаивается не только многих юбилейных концертов, но и даже нескольких трибьютов. Самый масштабный — «Аквариум 4000 лет» — был организован порталом Lenta.ru в 2012 году и собрал множество артистов, от Сергея Шнурова до Сергея Калугина

  • Борис Рубекин — клавишник, пришёл в группу в 1998 году и все годы Аквариума 3.0 оставался его вторым человеком. С его смертью в 2015 году Аквариум 3.0 и прекратил свое существование.
  • Андрей Суротдинов — скрипач, еще один важнейший участник Аквариума 3.0.
  • Олег «Шар» Шавкунов — перкуссионист и барабанщик, периодически он даже вставал к микрофону.
  • Игорь Тимофеев — гитарист, саксофонист.

Естественные альбомы[править]

  • 1999 — Пси
  • 2002 — Сестра Хаос
  • 2003 — Песни рыбака
  • 2005 — Zoom Zoom Zoom
  • 2006 — Беспечный русский бродяга
  • 2008 — Лошадь белая. Первый альбом Аквариума, выложенный в открытый доступ в Интернете по системе «плати сколько хочешь».
  • 2009 — Пушкинская, 10
  • 2011 — Архангельск
  • 2013 — Аквариум Плюс. Фактически сборник неизданных прежде песен, на котором, например, наконец издали «Молитву и пост»
  • 2014 — Соль. Снова сольный (и самый мрачный) альбом БГ. Не планировался как прощальный для третьего состава, но поневоле стал таким.

Аквариум 4.0 (с 2015)[править]

С 2015 года Аквариум существует уже в четвёртой своей инкарнации, которая фактически стала сборной лучших музыкантов предыдущих эпох:

  • Борис Гребенщиков — вокал, гитара, песни
  • Александр Титов — бас-гитара
  • Алексей Зубарев — гитара
  • Андрей Суротдинов — скрипка, клавиши

Но есть в составе и новички:

  • Глеб Гребенщиков (сын Борис Борисыча, да; также известен как Dr. Grasshopper) — перкуссия
  • Лиам Брэдли — барабаны
  • Брайан Финнеган — флейты. Лидер широко известной в Ирландии фолк-группы Flook

Естественные альбомы[править]

  • 2018 — Время N
  • 2020 — Знак Огня
  • 2020 — Тор

Тропы и штампы[править]

  • Аллюзии, Оммажи, Пасхалки — о том, какие и где таковые есть в творчестве БГ, написаны гигабайты текста в Интернете. Наиболее систематизированная энциклопедия
    • Например, песня «Электрический пёс» из «Синего альбома» является отсылкой на киберпса из Fahrenheit 451.
  • Буддисты — мудрые! — распространенный стереотип предполагает, что Борис Борисыч буддист и именно эту веру пропагандирует особенно рьяно. Но это стереотип. Борис Борисыч, как человек начитанный, любит и ценит мудрость всех народов мира. Православию и католичеству, индуизму и кельтскому язычеству в его творчестве места находится ничуть не меньше.
  • Большая нерезиновая деревня — Москву Аквариум любит не меньше родного Питера, ей и ее конкретным местам было посвящено немало песен.
  • Верующий добряк — Никита Рязанский. Нет, в реальности такого святого не было, БГ его сам придумал.
  • Война — это кошмар и Революция не по-детски — «Поезд в огне», конечно же! А потом еще была «Московская октябрьская», написание которой совпало с конфликтом октября 1993 года.
    • В 2014 году Гребень вернулся к этой теме с песней «Любовь во время войны».
  • Вывих мозга и БГ — фактически синонимы. Единичные исключения типа ирландских народных «Стаканов» только подтверждают правило.
  • Высокоточный матснаряд — Борис Борисыч любит матюкнуться редко, да метко. «Все ангелы в грязи, я не знаю, кто где — у рокеров рак мозга, а джазмены в …». «А душа, как шахид — возьмет и на…нится!». «Всадник с чашей Грааля несётся вскачь. Но под копытами — пересечённая разп…дяйством местность».
  • Город, которого нет — примеров слишком много, чтобы их специально приводить.
  • Госбезопасность — взаимоотношения с ней у БГ были затейливые и весёлые. Более радикальные коллеги вроде Сергея Жарикова из ДК даже любят обвинять БГ в том, что он в КГБ на коллег стучал. Но доказательств этому нет. А вот жизни под колпаком госбезопаности под девизом «стрёмно, но что делать» посвящены такие песни как «Искусство быть смирным», «Время луны», «Голубой огонёк» и «Если я уйду».
  • Дезертир — полковник Васин из «Поезда в огне». Другое дело, что если воюешь сам с собой, земля лежит в ржавчине, а генералы пьют и едят твою смерь — на хрен такая война?
  • Заумь — излюбленный приём Гребенщикова, а ещё чаще Гуницкого.
  • Издалека долго, Чернозёмы и засечные линии, Поморы и купцы — каких только местностей не посетил БГ-Бэнд во времена путешествия, подарившего нам «Русский альбом»! В известной мере этот альбом сделал для религиозного возрождения и массового интереса к христианству не меньше популярных проповедников вроде о. Александра Меня.
  • Музыкальный триппер — «Стаканы».
  • Мэри-Сью — «Бой-баба».
  • На тебе! — регулярно для БГ в его репертуаре появляются такие песни, в том числе адресованные некоторым его бывшим женщинам. Но особенную педаль в пол давит песня «Мочалкин блюз», которая, по словам БГ, играется на концертах только в тех случаях, когда публике надо «вожжу в правильное место вставить» из-за ее плохого поведения. Особенно когда публика просит хиты, которых Гребенщиков не любит играть.
    • Песня «Губернатор», по одной из версий, родилась после того, как Гребенщиков узнал об истории конфликта свердловского губернатора Евгения Куйвашева и журналистки Аксаны Пановой.
  • Навозная пресса — «Вечерний мудозвон». Один особенно навозный представитель потом долго везде доказывал, что это не про него. Неубедительно.
  • Название-признание — «Мы никогда не станем старше».
  • Простой крутой смертный — Человек из Кемерово. Он придёт и молча поправит всё.
  • Реклама алкоголя — «Стаканы» (кстати, это перепевка песни Some Say the Divil is Dead группы The Wolfe Tones). А предшествующая ей на том альбоме «Мама, я не могу больше пить» — наоборот. В народе шутят, что одна поётся вечером, а другая с утра.
    • Отдельно антирекламой является песня «Не пей вина, Гертруда!» Пьянство не красит дам!
    • У самого БГ в жизни репутация известного гуру культурного и не очень потребления. Чего только стоит его сверхъестественное чутьё к сочетанию напитков, описанное Макаревичем в «Занимательной наркологии».
  • Старый козёл, он же Старик Похабыч — Старик Козлодоев. Зрелище жалкое и презрительное.
  • Трикстер — есть такие замашки у БГ. Хорошо заметно по интервью с неопытными собеседниками, когда мэтр буквально играется с интервьюером как кот с мышью.
  • Уже не торт — БГ по сравнению с 1980-ми. Был реформатор и открыватель, каждый альбом которого повышал на пару уровней музыкальное образование слушателей — а стал олдскульный живой классик.
  • Храмовник — «Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом. Не то кроткие как голубь — поймают тебя, безгрешные — оседлают тебя, служители любви — вобьют тебя в землю крестом».
  • Чернуха, она же Бесславные девяностые — «Древнерусская тоска». За метафорами отлично разглядывается бардак и неустроенность того времени. Досталось даже религиозному брожению того времени — «турки строят муляжи Святой Руси за полчаса».
    • В нулевые и десятые никуда не делась. «Праздник урожая во дворце труда» ©.
  • Эффект альфы — «Под небом голубым» и «Полковник Васин» («Поезд в огне»). Вторая в меньшей степени, поскольку не все в курсе, кто конкретно её исполняет. Для поклонников конкретно русского рока — ещё и «Рок-н-ролл мёртв» (более широкая аудитория с этой песней знакома мало). А для людей, чья молодость выпала на перестроечные годы, — в первую очередь, конечно, песни из кинофильма «Асса».
    • Эффект «Реквиема по мечте» — нет, «Город золотой» не принадлежит БГ. Это песня на музыку Владимира Вавилова и стихи Анри Волохонского, да и первым её исполнителем БГ не был, услышал он её у своего друга, барда Алексея Хвостенко. Подробности в статье.
    • Откровение у холодильника: лев, вол, орёл — лица библейского ангела-тетраморфа. Вот только их должно быть ЧЕТЫРЕ, четвёртое лицо — человеческое. Кто же четвёртый? ТЫ, ангел мой. И они тебя ждут.
    • Популярное заблуждение — что это песня из фильма «Асса». На два года раньше она прозвучала в детективе «Чужие здесь не ходят» — не как часть саундтрека, а с магнитофона персонажа.