Смерть — это только начало

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Наверное, это наш конец.
— Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. Смерть — лишь продолжение пути, начертанное всем.

»
— «Властелин колец»
« То что мертво умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде »
— Утонувший Бог
« Ну что ж. Сейчас вас, ребята, ждёт повесть о моей смерти в агонии. Предупреждаю заранее, что умирать в агонии - это не круто, поэтому даже и не пытайтесь повторить это дома и не заваливайте меня вопросами типа: «Можно я тоже умру в агонии, Магнус? Это ведь так весело!». Нет, нельзя. »
— Магнус Чейз поясняет за сабж

Персонаж умер, а книга прочитана дай бог на треть? Думаете, фокус переключится на нового POV? Может быть… А может быть — приключения персонажа на этом только начинаются.

Суть в том, что в этом мире смерть — это не конец всего, а лишь некий переход из одного состояния в другое. Не факт, что к классической загробной жизни в аду или раю — может статься, что всё куда сложнее и интереснее, а может быть, и страшнее…

Родственный троп Умер — не беда, починим.

Немного теории[править]

С древних времён тема смерти пугает и манит людей. Даже из неведомых краев смелые путешественники иногда возвращались (хотя, между прочим, во многих культурах — считались «живыми мертвецами» вплоть до получения хоть какой-то весточки) и рассказывали о песьеглавцах и драконах, живущих в Terra Incognita.

Из-за Грани не возвращался никто. Точнее, несколько случаев было заявлено… Но, во-первых, подтверждения они не получили, а во-вторых, не горели вернувшиеся желанием рассказать правду о том, что ждёт там каждого из нас. Даже самый информативный вариант ограничивался неким Царствием Божьим… Без немаловажных уточнений о содержании.

В разных религиях и культурах сложились представления о рае, аде, шеоле, посмертном воздаянии и мытарствах, колесе Сансары и нирване… И вся эта куча противоречащих друг другу историй только усложнила ситуацию. А попытка осознать посмертие нашим, весьма ограниченным, сознанием может привести к жесточайшему ангсту и тяжёлым экзистенциальным переживаниям.

Допустим, после смерти нас ждёт некая форма существования… Но где? В рамках нашей Вселенной? А насколько она конечна, и что, если Вселенную ждёт тепловая смерть? Что тогда — получается, наше бессмертие не совсем полноценно? Это отсрочка? А если нет, то что будет с нами после смерти нашей Вселенной? Ещё одна смерть — как переход? Сколько таких смертей впереди и где конец? И есть ли он?

Всё это, с одной стороны — весьма «вымораживающие» вещи, а с другой — огромное пространство для писателей, художников и режиссёров. И они этим пространством с удовольствием пользуются! Одним из пионеров тропа стал Джон Кендрик Бэнгс, автор цикла книг об Ассоциации Теней — мёртвых исторических и культурных деятелях прошлого (среди которых Адам, Шекспир, Уолтер Рэлей и барон Мюнхгаузен) и их приключениях в загробном мире. В честь него весь жанр часто называют «Бэнгсианское фэнтези».

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда и его экранизации.
  • Толкин, «Лист работы Мелкина». Достаточно понятно, что Путешествие — это именно смерть; а зная, что Профессор был католиком, нетрудно догадаться, что дальнейший сюжет — пребывание протагониста в чистилище, а затем в раю.
  • «Боги Марса», вторая книга из «Барсумского цикла» Э. Р. Берроуза, начинается именно с того, что главный герой умирает и во второй раз оказывается на Марсе-давным-давно.
  • Астрид Линдгрен, «Братья Львиное сердце».
  • Андрей Белянин, дилогия «Казак в раю» и «Казак в аду».
  • Сэм Мартинес, рассказ «Ради всего святого».
  • «Там» Анны Борисовой (псевдоним Б. Акунина).
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг» — собственно, если бы Креол вовремя не умер, его бы прозаически прибрали демоны. А так он полежал, восстал, умело воспользовался возможностями обновлённого за время его смерти мира, поднял уровень крутизны до буквально нечеловеческих высот и нашёл вечную любовь. Страшно думать, что он устроит, когда двинет кони вторично.
      • Неоднократно показано, что паладины даже после смерти продолжают разить нечисть — этим отметились Великий Магистр лод Нэйгавец в «Войне Колдунов» и эпизодический лод Аштарон в «Битве полчищ». Принявших эфирную форму утукку ждал неприятный сюрприз… А когда всё устаканивается, распахиваются врата Саг-Аш-Саг-Ана, и Пречистая Дева принимает своих рыцарей в небожители.
      • Логмир, погибнув в бою, продолжил заниматься на том свете тем же, чем занимался на этом — бродяжничать, распевать песни о себе самом и периодически строгать кого-нибудь нехорошего катанами. Встретивший его там Витааль, согласно слову Божию, служит в какой-то небесной канцелярии и чувствует себя отлично, а длик отправился обозревать просторы Большого театра Метавселенной.
    • Тетралогия о яцхене — в предпоследней книге цикла товарищ Бритва ещё пошутил: мол, у нас тут повествование от первого лица, так что не бойтесь, раз я его продолжаю, значит, не умер. В финальной книге таки умер, причём даже не в собственном теле — собственное, захваченное внутренним демоном, пришлось убить ещё раньше — но повествование продолжил, хотя и недолго, а потом ещё не раз в камео в параллельных циклах появлялся.
    • «Призрак» — книга начинается тем, что главный герой погибает в автокатастрофе и начинает познавать прелести загробной жизни, выясняя, что быть мёртвым, в принципе, ничуть не хуже, чем живым. И карьерный рост тоже более солидный.
  • «Милые кости» — всё начинается с убийства главной героини.
  • Святослав Логинов «Свет в окошке» — протагонист, умирая, попадает в загробный мир, где главная ценность — память живых.
  • Нил Шустерман, трилогия о Междумире — субверсия. Потусторонний мир для коматозных подростков
  • Генри Лайон Олди, «Мессия очищает диск» — программист, один из главных героев, умирает ещё до своего первого появления в сюжете. Однако, из-за очередного глюка «системы», вместо какого-нибудь загробного мира попадает в голову мальчика в средневековом Китае.
  • Discworld — Нак Мак Фигли считают, что они все уже умерли и живут в раю: здесь ведь так много выпивки, чужого скота для кражи и интересных противников для драки!
    • Ну и, конечно, иногда нам показывают посмертную судьбу некоторых персонажей. В частности, для леди Ле Гион («Вор времени») смерть — это наконец-то надёжно обретённая собственная личность и возможность интересных приключений. Но сами эти приключения нам не показывают.
  • Редьярд Киплинг «Томлинсон»
«

И стало так —
усоп Томлинсон
в постели на Беркли-сквер,
И за волоса
его схватил
посланец надмирных сфер.
Схватил его за волосы Дух
и черт-те куда повлек, —
И Млечный Путь гудел по пути,
как вздутый дождем поток.

»
— https://www.inpearls.ru/
  • Андрей Валентинов, «Дезертир» — педаль в такое место, дальше которого её продавить невозможно чисто технически. Роман, и довольно приличный по объему, начинается с фразы «Я умер».
  • Хроники Нарнии, «Последняя битва» — Юстас и Джил только в самом конце узнают, что в своем мире они погибли в железнодорожной катастрофе.
  • Д. Андреев, «Роза Мира» — довольно много описаний как разных слоев мира, куда попадают умершие, так и посмертия исторических личностей. И если душа не столь пропащая, что ею даже демоны побрезгуют, то всё только начинается.
  • Ю. Вознесенская, «Мои посмертные приключения». Кое-что почерпнуто у Андреева.
  • Песнь Льда и Пламени — с фитильком: железнорождённых не просто окунают в воду, они должны в ней реально захлебнуться и утонуть, после чего их откачивают, делая им искусственное дыхание
  • Филипп Пулман «His Dark Materials» — Ли Скорсби и Джо Парри гибнут в конце второй книги. Чтобы познакомиться и поднять уровень крутизны в третьей.
  • Виктор Пелевин «Вести из Непала» — само упоминание здесь — уже спойлер…

Сетевая литература[править]

  • Множество произведений МТА, где попаданцы отправляются в миры, где происходит основная часть действия, после смерти в самом начале книги.
  • Стюарт Слейд, дилогия «Война за спасение». Начинается Апокалипсис, и силы ада вторгаются на Землю, где получают эпичное 220. Правительства Земли находят способ забросить людей живыми в загробный мир и поднять в аду восстание грешников, чтобы подготовить военное вторжение в ад с танковыми клиньями, ковровыми бомбометаниями и тактическим ядерным оружием. Среди героев — как умершие (в том числе давно умершие), так и живые. И это только начало истории.

Кино[править]

  • «Робокоп» Пола Верховена — ну, вы поняли…
  • «Куда приводят мечты» — целиком про приключения в загробном мире.
  • «Милые кости».
  • «Beetlejuice» — главные герои умирают почти в самом начале.
  • «Призрачный патруль» («R.I.P.D.»).
  • «Возвращение мушкетёров» (2009, Россия).
  • «Мумия» — по мнению автора правки, едва не кодификатор тропа. Да вообще, с этого-то история и начинается!
    • В «Кэндимене 2» всё-таки было раньше, такова тоже предыстория заглавного героя.
  • «Другие» — главная героиня, её дети, слуги — это всё призраки. Странные звуки и голоса в доме — живые люди.
  • «Знакомьтесь, Джо Блэк» — девушка и парень беседуют в кафе, после расходятся по своим делам, и вдруг оглянувшегося парня сбивает машина. Всё, его мы больше не увидим? А вот и нет: ведь его тело позаимствовала смерть, чтобы провести свой отпуск среди людей.
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — именно это произносит главный злодей перед казнью. На самом деле - имитирует собственную смерть при соучастии палача, чтобы потом сымитировать воскрешение и сыграть на страхах народа.
  • «Привидение» же!
  • И «Ворон» с Брэндоном Ли в главной роли.

Телесериалы[править]

  • «Лексс». Планеты Огонь и Вода в 3-м сезоне — это же натуральные ад и рай! Те, кто на них умер, тут же там же возрождаются.
  • «Гримм» — Мейснер, убитый в конце 5-го сезона, активно вмешивается в события в 6-м сезоне.
    • Помимо него неупокоенными мертвецами в сериале являются Ла Йорона из одноимённой серии и Джек-потрошитель, действовавший на протяжении практически всего 4-го сезона. А в финальной битве, Ник сражается бок-о-бок с мамой и тётей, правда Беда их не видит. Но Диана — видит.

Комиксы[править]

  • Requiem Chevalier Vampire: в сеттинге этого графического романа грешники в Воскресении (не совсем Ад — скорее «негатив» Земли) перерождаются во всякую нечисть, зависимо от совершённых грехов. И вся эта нечисть между собой воюет…
  • Hellboy — ведьма Нимуэ (та самая, которая усыпила Мерлина) была убита Хеллбоем, но успела вполне буквально взять в ад компанию: вырвала сердце Хеллбоя и утащила своего противника за собой в ад. Но вы же не думаете, что приключения Хеллбоя закончатся из-за такой мелочи?

Манга и аниме[править]

Популярный сюжетный ход в «исекаях» — историях про попаданцев. Часто попаданец попадает в иной мир после смерти в своём.

  • Bleach — значительная часть действия в загробном мире.
  • Gantz — умершие при разных обстоятельствах персонажи обнаруживают, что их воскресила сферическая штуковина, и независимо от желания становятся солдатами на войне с пришельцами.
    • Впрочем, позже становится ясно, что они не воскрешенные умершие, а просто их копии.
  • Yu Yu Hakusho — троп в чистом виде: в самом начале аниме главный герой гибнет под колесами машины, спасая ребенка, после чего получает в загробном мире полномочия детектива/суперагента для межмирового расследования.
  • Tensei Shitara Slime Datta Ken — главный герой был убит в нашем мире, спасая друга, и реинкарнировал в разумную слизь в фэнтези-мире.
  • «Секрет Небес» из известной серии отоме-игр — главная героиня, погибшая в устроенном по поручению главгада ДТП.
    • К этому можно добавить знаменитые последние слова серафима Торендо в одном из вариантов развития событий. Смерть — это не плохо. За смертью приходит рождение чего-то нового.

Видеоигры[править]

  • «Doom». Первый эпизод — вообще бесплатная завлекаловка с урезанным монстрятником и арсеналом. Основная веселуха заваривается после того, как в его конце главный герой погибает и попадает в ад. Мессия, правда, из него вышел сомнительный по стилю, но всю положенную программу схождения в ад, воспитания чертей жёсткими мерами и выходом оттуда уже в статусе спасителя человечества он, несомненно, выполнил. Бензопилой, плазмой, пулемётом, благодетельным 12-м калибром и, разумеется, BFG9000!!!
  • «Grim Fandango» — вся об этом. Главный герой, умерев, становится той самой Смертью с Косой и проводит души в загробный мир.
  • «Clive Barker's Jericho» — практически всю игру мы будем управлять погибшим командиром, да и воевать придётся, в общем, тоже против мертвецов.
  • «Dante’s Inferno» — после начала игры в виде удара ножом в спину умерший Данте встречается со Смертью. Что из этой встречи вышло? Данте убил Смерть, забрал ее косу и, проложив себе путь через Ад, отделал самого Люцифера.
  • «The World Ends with You» — игра начинается с того, что главный герой Неку был убит и попал в альтернативную Сибую. И теперь ему предстоит вернуть себе свою жизнь.
  • «Rune» — ГГ погиб в начале вместе со всеми товарищами, но Один решил, что рано ему еще в Вальхаллу.
  • «Blood» — всё началось с того, что Чернобог призвал своих Избранных и убил их. Вот только Калеб помирать окончательно отказался.
  • «Disgaea» — после смерти персонажи возрождаются в виде пингвинов-принни и служат демонам, пока не искупят свои грехи. Соответственно, все принни в игре уже умирали в прошлом. Более того, киборг Кёртис после своего героического самопожертвования возвращается в виде принни.
    • А один персонаж — Ваерс, он же Мидбосс — судя по всему, уже один раз умер и недавно реинкарнировал. В прошлой жизни это был король Кричевской.
  • Серия «Blackwell» — Контесса. Погибла в конце второй игры, но это её не остановило, и она наворотила немало дел в третьей игре, будучи призраком.
  • «Neverwinter Nights» — в основной игре павшая паладинка и предательница Арибет в итоге попала в плен к своему бывшему сюзерену лорду Нашеру и, как позже оказалось, была повешена. А в аддоне Hordes of the Underdark мы встречаем её душу в ледяном аду Кании. Арибет может присоединиться к главному герою в виде призрака (опционально раскаявшись при этом) и даже принять участие в бою с архидьяволом Мефисто.
  • «Mass Effect 2» — Начинается вторая часть с того, что Нормандию уничтожают, а Шепард(а) выкидывает в открытый космос, где он и умирает.
  • «The Cat Lady» — главная героиня в первой главе сводит счёты с жизнью и попадает в загробный мир, откуда её с новой миссией возвращает сверхъестественная сила.
  • Spiritfarer — вся игра начинается с того, что главная героиня Стелла просыпается перед Хароном, который заявляет ей, что ему пора на покой и она теперь будет за него. Вот и носится по неведомому океану рыжая девчонка в офигенной шляпе, помогая недавно умершим исполнить несбывшиеся желания и подготовиться к переходу куда-то дальше. А в конце уходит и сама.
  • «Murdered: Soul Suspect» — Главный герой умирает в самом начале и открывает для себя жизнь призрака. Неоконченное расследование держит детектива в мире живых, и, чтобы упокоиться, ему приходится распутать своё последнее дело.
  • World of WarCraft — аддон «Shadowlands» полностью посвящён местному загробному миру.
  • «Blood Omen: Legacy of Kain» — со смертью главного героя весь движ, собственно, и начинается… и будет продолжаться ещё пару тысячелетий. Финала серия, увы, не увидела.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — чтобы стать личем, нужно совершить ритуальное самоубийство
  • World of Darkness — Много вариантов для персонажей игроков:
    • Wraith: The Oblivion — поскольку линейка предполагала игру из Призраков или Восставших (Призраков, вернувшихся в свои тела) генережка игровых персонажей предполагает предварительное окончание жизни этого самого персонажа как человека (или иного супернатурала).
    • Vampire: The Masquerade — вампиры в процессе Становления тоже умирают, так что большинство персонажей игроков тоже начинает с отыгрыша своей смерти.
    • Kindred of the East — восточные Вампиры, которые больше похожи на некий сорт Восставших. Получаются из азиатских смертных, вернувшихся с того света в рамках искупления кармических грехов (ну или какой вы там Дхарме следуете).

Визуальные романы[править]