Несовместимое с жизнью хамство

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Do Not Taunt Cthulhu. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Но самая нелепая гибель постигла в свое время одного «дикого» мага, ходившего по саваннам в пёстрой компании, в числе которой был и следопыт с прирученным носорогом.

В конце боя в команду прилетел огненный шар неизвестного происхождения. Вообще-то он был от вражеского невидимого чародея, пожелавшего сохранить своё инкогнито; но команда грешила на «хаотические эффекты», они же wild surge, которыми нередко сопровождаются чары диких магов. И начала наперебой объяснять магу, что он категорически неправ и не должен впредь капать за шиворот расплавленным оловом. На что маг — волшебники тоже человеки — порекомендовал всей остальной команде идти в… ну, вы поняли. Беда в том, что среди хаотических эффектов бывает и такой: «Первые сказанные магом слова имеют силу заклинания «желание» в течение 10 минут». Этот эффект и выпал на последнее заклинание волшебника. И стало так. Что оставалось партии? Только кидать инициативу, кто первый. Первым пришёл носорог.

»
— Ричард Псмит
Куда-куда вы меня послали?!

Бытовое хамство — это не просто плохо. Бытовое хамство — это опасно. Как минимум в двух случаях, оскорбив кого-то, вы рискуете поплатиться за свои слова жизнью:

С прикрученным фитильком — если обошлось без смертоубийства, но последствия были тяжелейшие. Кэп в любом случае утверждает, что у человека, который следит за своим языком, шансов дожить до старости всегда больше. В общем, будьте взаимно вежливы!

Смежный троп — несовместимая с жизнью дерзость: отличается тем, что здесь речь не всегда идёт о собственно оскорблении, иным персонам и просто недостаток почтительности (а порой и попросту открыто брошенный «вызов», неважно в какой форме) — повод для жестокой кары. Смежный троп включается, когда жертва знает об этом, но все равно демонстративно нарушает установленные порядки. В этом случае её несгибаемость может даже вызывать уважение (хотя чаще всего является следствием безрассудства). В случае же несовместимого с жизнью хамства гибнут чаще всего козлы и самоуверенные мерзавчики.

Примеры[править]

«

Только слишком много что-то нынче турок: Спахи, янычары, сзади татарва… Кошевой Иване, старый полудурок За твои пришлось нам отвечать слова!

Как на Сечь вернемся, мы тебе покажем И «свинячью морду» и вот эту «мать»… Если головами сами здесь не ляжем… НЕЧЕГО СУЛТАНУ ЕРУНДУ ПИСАТЬ!

»
— И. Кошкин

Мифология и фольклор[править]

  • Старшая Эдда — «Перебранка Локи». На пиру Локи не только признался в убийстве Бальдра, но и выложил богам всё, что о них думает, в крайне неприятной форме. За что и поплатился.
    • С прикрученным фитильком, поскольку Локи все же за это не убили (бог, как-никак). А «просто» обрекли на участь хуже смерти.
    • С сильно прикрученным фитильком, поздние произведения про Локи писались их христианскими авторами с целью его очернить и сделать из него некий языческий аналог Люцифера/Сатаны, изначально же этот персонаж был культурным героем-трикстером, не то что бы положительным, но и не берсерком вроде Тора, которому убить что сплюнуть, так что оригинал подобного точно не сморозил бы, несмотря на свой острый язык.
  • Греческая мифология:
    • Трагическая история царицы Ниобы в древнегреческих мифах. Имея семь прекрасных сыновей и семь дочерей-красавиц, она возгордилась и начала насмехаться над своей подругой Лето, на минуточку титанидой: у тебя, мол, только двое детей, да и те — незаконорожденные. Беда в том, что этими бастардами были не кто-нибудь, а Аполлон и Артемида, прижитые от самого Зевса, и они не собирались терпеть, чтобы их мать оскорбляла какая-то смертная фря… В итоге добрые брат и сестрица перестреляли из луков всех детей Ниобы, а сама царица от горя превратилась в камень.
      • Есть ещё один миф с участием Лето, уже в сочетании с тропом про жадность. Как-то раз богиня скиталась по Ликии, вместе с тогда ещё маленькими Аполлоном и Артемидой, и в жаркий день попыталась напиться из озера и напоить малышей. Но местное деревенское быдло яростно прогнало её, покрыло матом («Этак каждая гулящая дрянь начнет приходить к нашему пруду!») и даже нарочно замутило воду в озере. Разгневанная Лето в ответ превратила всех жителей деревни в лягушек.
    • Там же — история Эдипа. Когда царю Лаю предрекли гибель от рук собственного сына, он повелел убить младенца. Но слуга сжалился над маленьким Эдипом и бросил его в лесу, где мальчика подобрал пастух. Много лет спустя Лай, выехав на колеснице из города по своим делам, наехал на ногу какому-то молодцу, и вместо того, чтобы извиниться, ещё и хватил его кнутом, за что тут же огрёб живительных люлей, от которых, как ни странно, помер, так и не узнав, что перед ним был его сын.
    • С натяжкой, миф об Арахне и Афине. Если мастерство смертной соперницы Афина и признала более-менее, то тот факт, что Арахна выткала на покрывале богов в самом неприглядном виде (особенно Зевса, папу Афины), довёл богиню мудрости до белого каления. В итоге она порвала полотно и от души треснула девушку челноком по башке. Опозоренная Арахна попыталась повеситься, но Афина спасла её… ну да, превратив в паучиху.
    • Когда Ахилл победил Пентесилею, царицу Амазонок, то влюбился в её мёртвое тело (и занялся с ним сексом, по неприглаженной версии мифа). Терсит, имевший репутацию того ещё козла, начал ругать Ахилла, что он извращенец, да ещё и влюбился во врага, погубившего столько ахейцев. Прав ли по сути был Терсит, неправ ли, а страстному Ахиллу в лицо высказывать это было глупо — он ударил Терсита насмерть, да так, что вылетели все зубы.
«

Эту сказку об остром самурайском мече до сих пор рассказывают в Японии. Однажды крестьянин вез тачку с навозом. Чтобы попасть на свое поле, ему надо было пройти по узкому мосту. Когда он был на середине моста, на его дальний конец ступил самурай. Обычай и мудрость требовали, чтобы крестьянин повернул назад и уступил дорогу самураю. Крестьянин оказался гордым, и самураю пришлось подождать, пока тачка с теплым грузом не достигла конца моста. Проходя мимо рыцаря, крестьянин услышал свистящий звук, издаваемый сталью, когда ее вынимают из ножен. Он не поднимал глаз, и в какой-то момент почувствовал холодное прикосновение к затылку. Затаив дыхание, крестьянин шёл дальше. Дойдя до первого поворота, он решил, что находится в безопасности, и осмелился повернуть голову, чтобы оглянуться на самурая. И только в этот момент его голова отвалилась от туловища.

»
  • Абхазская сказка о двух братьях-охотниках, которых ночь застала в горах, причём старший в горячке преследования зверя оказался на краю скалы. Чтобы не дать ему заснуть и свалиться (с летальным исходом), младший брат внизу всю ночь распевал хамские песни о том, как брат умрёт, и все без него будут счастливы. Утром живой и невредимый старший брат легко спустился, но он же был настоящий горец! А потому, улучив момент, застрелил младшего. И заработал проклятие от матери, которая всё поняла.
  • Анекдот:
«

На пионерском сборе выступает с воспоминаниями древний старик — участник первого Ленинского субботника: — Вывели нас с Федей из цеха и повели на субботник. Подошел к нам маленький в кепке, с бородкой, и говорит: «Бегитесь за бгевно, товагищи!» Шёл бы, говорим, к такой-то матери, картавый! Федю с тех пор я не видел, а сам лишь месяц как вышел…

»
«

В бар на Диком Западе заходит ковбой. Вынимает из кармана крошечного ковбойчика и сажает на стойку бара. Заказывает: «Стакан виски для меня и напёрсток виски для Джона». Бармен подает, но не выдерживает и спрашивает: — А что такое с Джоном, что он такой маленький?
— Да напрасно он шаману индейскому на штаны плюнул…

»
«

Ваня все то, что он думал о Боре, Словом одним написал на заборе! Боря был суперкачок и амбал — Никто больше Ваню живым не видал…

»
  • Анекдот про зрителя в цирке, кричавшего, что все артисты — пидоры. « — Первый и последний раз демонстрируется смертельный номер — прыжок человека из-под купола цирка, без страховки, вниз головой на железобетонную плиту! — Отстаньте от меня, пидоры, куда вы меня тащите?!».
  • Сказка про Морозко. Это в доброй советской картине Марфушенька-душенька отделалась катанием на свиньях, воронами в сундучке и публичным позором, в оригинальной сказке дело закончилось креативом от сидящей под столом собачки: «— Тяф, тяф! Старикову дочь в жёны возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут!»
  • Сказка на ту же тему «Подарки феи», известная в обработке Шарля Перро. После того, как нелюбимая младшая дочь получила от феи волшебный подарок за доброту и учтивость, мать отправила на встречу с феей любимую старшую дочь. Та была готова вежливо вести себя с феей… но хитрая фея явилась в другом обличье, девушка нахамила ей из общих соображений и получила за это довольно неприятное проклятье.
    • В реальности возник бы ещё вопрос, какая судьба ждала красивую и добрую девушку из простонародья, с чьих губ сыпались драгоценные камни, во дворце. Ничего хорошего, скорее всего. Но тут у нас сказочная логика.
  • И ещё одна сказка на ту же тему — английская — «Три головы в колодце». Первая же живая голова, обратившаяся к мачехиной дочке с просьбой о мытье, получила по темечку бутылкой с элем: «Вот тебе мытьё!» Та же история повторилась и с двумя другими. Надо сказать, с невежливой принцессой обошлись ещё достаточно мягко: конечно ей, в соответствии с проклятием третьей головы, пришлось выйти замуж за бедного башмачника, зато тот оказался добрым и ласковым мужем, и даже смог излечить супругу от первых двух проклятий — бородавок и смрадного дыхания.
    • В шотландском варианте, «Колодец на краю света», живущие в колодце существа наказали злюку-дочь королевы противоположностями наград для доброй дочери короля: добрая принцесса стала намного красивее — злая превратилась в уродину; у доброй с каждым словом изо рта падали драгоценные камни — у злой змеи и жабы; при причесывании у доброй из волос сыпались монеты, а у злой — пыль и грязные камешки.
  • А вот в аналогичном по сюжету итальянском варианте «Котята» кисы всерьёз продемонстрировали, почему обижать их не стоит: мачехина дочка обзавелась не снимающимися червями на пальцах вместо колец и присосавшейся во рту пиявкой, которая отрастала, сколько её ни откусывай. Мало того, что от отвращения сеньорита померла сама, так ещё и у мамаши сердце не выдержало… Кошечки — существа, конечно, кавайные, но…
  • Ещё один вариант — итальянская сказка «Весёлый сапожник». Грубиянка-старуха нахамила фее, за что и получила вместо избавления от горба ещё один горб, уже спереди.
  • Байка фанатов D&D о гибели дикого мага, который посоветовал сокомандникам идти в задницу. Текст здесь.
  • Русская былина новгородского цикла о Василии Буслаеве. Решил Василий, тот еще буян, покаяться в грехах, пошел в Иерусалим помолиться, а по пути пнул череп (вроде есть варианты, где он над ним еще посмеялся). Череп его проклял: «Где лежит пустая голова, там и твоей голове лежать». Затем Василий нашел большой камень, стал вдоль него скакать (хотя в надписи перед камнем это было запрещено) и убился.

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» Вильяма нашего Шекспира — Тибальт. Правда, Ромео кротко сносил наезды Тибальта ради любви к его сестре, но оскорблений не выдержал Меркуцио, Тибальт убил его, и тут уж не выдержал Ромео…
  • С. Маршак, «Двенадцать месяцев» — мачеха и дочка стали лаяться друг с другом и долаялись до превращения в собак. Правда, не бессрочно, так что у них есть шанс исправиться.
  • Лопе де Вега, «Девушка с кувшином» — кавалер ударил отца возлюбленной, когда получил отказ на сватовство. Тогда девушка сама вступилась за честь отца, пришла к поклоннику и неожиданно ударила его кинжалом. Причём тот понял мотивы ее поступка, не держит зла и просит друга спасти ее.
  • Р. Леонкавалло, «Паяцы»: Недда в ответ на любовное признание Тонио не придумала ничего лучше, чем жестоко высмеять его. Оскорблённый Тонио с лёгким сердцем поведал мужу Недды, ревнивцу Канио, что его супруга крутит шашни с другим. Тем же вечером Канио убивает и неверную жену, и её любовника.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Долохов публично оскорбил Пьера, думая, что этот штатский ничего ему не сделает. Ну да, штатский… двухметровый амбал, размахивающий мраморными досками, которому на дуэли будет глубоко плевать на эту вашу малахольную отдачу. С прикрученным фитильком: Долохов выжил (но ошарашен был неслабо), Пьер его только ранил.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»: «В офицерском собрании какой-то прапорщик назвал другого армянской мордой. Оскорбленный выстрелил в обидчика и убил его наповал».
  • М. Булгаков, «Собачье сердце» — Шариков. Формально он остался жив, но человеческая его жизнь подошла к концу — а всё из-за того, что терпение профессора Преображенского и Борменталя, наконец, лопнуло.
    • И даже не совсем формально: сукин сын в плохом смысле Шариков был, по сути, ожившим в другом теле уже мёртвым Климом Чугункиным, а сукин сын в хорошем смысле Шарик и не претендовал на то, чтобы быть человеком — ему бы тепла, еды и ласки. Таким образом, хамство действительно привело ко второй (а до того, возможно, и первой — он был убит в поножовщине) смерти Клима.
  • Он же, Мастер и Маргарита — с прикрученным фитильком. Неуважительное отношение к свите Воланда стоило Жоржу Бенгальскому головы (хотя впоследствии её и присобачили обратно, но просто так для конферансье это не прошло). Хамство по отношению к Воланду стоило Ивану Бездомному рассудка, а Мастер даже подсвечивает: «Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать спасибо, что все это обошлось вам сравнительно дешево». А вот что касается Берлиоза — по этому поводу литературоведы и читатели до сих пор спорят: намеренно ли Воланд убил незадачливого главу МАССОЛИТа, наказав за хамство и невежество, или же просто предсказал предначертанное?
  • Роберт Штильмарк — Джозеф Лорн и Джефри МакРайль были застрелены Грелли за насмешку по поводу неудачи в устроенном ими покушении, при котором погибли совсем не те люди, которых они собирались устранить. А ведь прав был Лорн, незадолго до того говоря боссу: «С другими делай, что хочешь, а старых друзей береги». Ай, молодца, Леопард! Зато потом, свихнувшись, будет звать именно тех, кого ему теперь-то бы и не хватало…
«

– Ну, Леопард, кажется, нас порядком обошли на гандикапе! Поздравляю, ваше лордство! Вам дьявольски помогает ваш Орион! Грелли еще держал в руках заряженные пистолеты. Охваченный слепой яростью, он вскинул руку и, не целясь, выстрелил Лорну в лицо. Без единого стона Джузеппе Лорано рухнул под ноги Леопарду Грелли.

»
— «Наследник из Калькутты».
  • Рассказ Альберта Гумерова «Дорогой паука» — маньяк, не изживший детские комплексы, решает отомстить некоему малолетнему Александру Сергееву, который в интернет-переписке обозвал его «жирным ублюдком». Выследив пацана, он привозит его в гараж и начинает зверски пытать. В конце выясняется, что это НЕ ТОТ Александр Сергеев, который оскорбил маньяка. Этот психопат по методе Терминатора попросту отлавливает и жестоко убивает ВСЕХ Александров Сергеевых, в надежде рано или поздно добраться до того самого, который его оскорбил!
  • «Турецкий гамбит» Бориса Акунина — румынский полковник Лукан, будучи за недвусмысленные приставания к барышне вызван на дуэль и получив по морде, рассчитывал отвертеться: из двух своих обидчиков он вызвал на бой Анвара-эфенди, на которого работал, рассчитывая, что уж тот-то не станет убивать своего осведомителя. Ошибался.
  • Микрорассказ Ярослава Землянухина «Don’t let me down» — не стоило подвыпившему певцу из подземного перехода плевать на рюкзак человеку, у которого там припрятан мясницкий топорик, любовно окрещенный «Мистером Биглом»
  • Общий случай: по мнению Николая Пегасова, для МТА, мыслящего готтентотской моралью, очень типично позволять главному герою прикончить человека за косой взгляд. Потому что нежные «чуйства» героя, отождествляемого с собой и читателем, МТА ценит выше, чем здоровье и жизни жалких неписей.

На других языках[править]

  • У. Теккерей, «Кольцо и роза». Привратник Спускунет отказался пустить во дворец фею, да еще и нахамил ей. Следующие 20 лет жизни он провисел на двери в качестве дверного молотка. А не пожелай его жена выйти за принца, его бы, может, вообще не расколдовали.
  • Л. Буссенар, «Бенгальские душители/Среди факиров». В дверях столкнулись два человека, занимающие высокое положение в Индии — британская аристократка и брахман. Она не только не пропустила его, но даже оттолкнула. Он, недолго думая, вонзил в неё кинжал. Его поймали, судили и казнили. Мораль налицо.
    • Тут не сколько хамство, сколько разница культур, по европейскому этикету он был не прав.
    • По европейскому этикету она не должна была его толкать, так что тоже неправа.
  • «Сильмариллион» — гномы изначально не собирались отдавать королю Тинголу Наугламир с Сильмарилом в нём — главарь гномов возжелал оставить артефакт у себя. Но когда Тингол просёк, что происходит что-то не то — он обозвал гномов последними словами, сказал им и «короткие-обрубленные», и «низшая раса!», и многое другое, чего гном никак стерпеть не может, даже если прав… Тут и окончилась долгая Тинголова жизнь.
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Один не особенно умный менестрель попытался шантажировать Тириона, да ещё при этом «тонко» троллить его. Закончил свою жизнь в виде супа в трущобной таверне… (Из сериала-экранизации линия выпилена.)
    • Другой менестрель посмел пройтись в своей песенке по Серсее Ланнистер и её роли в убийстве мужа и был жестоко наказан королём Джоффри.
    • Кразнис мо Наклоз, продавая безупречных Дейнерис, неоднократно называл покупательницу шлюхой, полагая, что она его не понимает. Дохамился до «дракариса» на свою дурную голову.
    • Педаль в земное ядро выжимает Крастер. У тебя в доме целая орава вооружённых и оголодавших профессиональных рубак? Бесперебойно хамить им — отличнейшая идея!
  • Князь Пустоты — лорд Косотер незамедлительно перерезает глотку наёмнику из банды Ущербов, когда тот начинает нелестно высказываться об Аспект-Императоре. Впрочем, убить он может и за меньшее.
  • Ихара Сайкаку, «История похотливой женщины»: «В доках все носят ножи и поэтому все очень вежливы».
  • «Разбитые сердца» Р. Л. Стайна — очкарик и просто хороший парень Люк трогательно заботился о своей девушке Рэйчел, впавшей в детство после падения с лошади. Но Джози, сестрица Рэйчел, стала жестоко насмехаться над ними обоими и довела беднягу Люка до того, что тот едва не пырнул её ножом для вскрытия писем! С ее характером неудивительно, что когда ее-таки кто-то зарезал, подозреваемых оказалось по меньшей мере трое.
  • «Барабаны Зомби» — на сабже погорел(а) специалист по обмену телами Собиратель Трупов. Нет, Гарри Дрезден к хамству как к таковому вполне привыкший, только вот Капитан Люччо не стала бы так выражаться… Итог: пуля 44-го калибра в затылок скулу.
  • Джек Ритчи, «Сколько вам лет?» («Предупреждение хамам») — человек становится свидетелем того, как хам жестоко унижает человека на глазах у его маленького сына. Он убивает сперва этого типа, а затем начинает охоту на прочих типов, которым нравится унижать других (в том числе и его самого в детстве). На законы ему плевать — у него смертельное заболевание и жить ему осталось недолго.
  • Толкин, «Роверандом». Заглавный герой порвал штаны волшебнику. Стал игрушкой.
  • У. Ходжсон, «Свистящая комната» — Диан Тайенсей, придворный шут короля Алзофа, написал Песнь Глупости, высмеивавшую короля Эрнора, давнего соперника его хозяина. Герой песни сие творчество не оценил, и устроил лютую погибель и сочинителю, и его господину.
  • «Имею скафандр — готов путешествовать» Роберта Ханлайна. Пришельцы «черволицые» как вид. То, что планировали колонизировать Землю и (по неподтверждённым данным) питались человечиной для них как бы в порядке вещей (по уровню развития технологий они землян опережали капитально). Но захватить и удерживать в заложниках инспектора галактической федерации, принадлежащую к ещё более продвинутой чем они цивилизации, а затем, попав в галактический трибунал заявлять, что решений трибунала не признают, поскольку считают авторитетом лишь свою королеву им явно не стоило. В общем, договорились до того, что их планету «удалили из пространства».
    • А если б не нахамили, то их бы оставили? А главгерой вон тоже в итоге сорвался и нахамил.
      • Ну, это было немного разное хамство. Червелицые высказались в духе «вы тут все животные и грязь под нашими ногами» (в общем, этакий космический вариант самого оголтелого нацизма), а Кип, когда понял, что человечеству грозит то же самое «разворачивание» планеты, пообещал, что человечество в этом случае вернется и покажет всем кузькину мать, но не оскорблял присутствующих.
  • Ветер в ивах — собственно Жаббу вкатили двадцать лет строгого режима (где он бы точно не выжил, если бы не девушка) именно из-за грубой брани в адрес арестовавших его полицейских (и возможно не только их), выставив самое тяжкое наказание из возможных, да еще и обвинив его в угоне с целью кражи, хотя он не собирался присваивать автомобиль.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец» — пощаженный Фродо Смеагол колебался между сторонами своей личности и имел ненулевые шансы повернуть направо, но оскорбления со стороны Сэма (из самых добрых намерений в отношении господина) сыграли против, и Голлум повёл хранителей к логову Шелоб.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Морозко» — за хамство наказали не только мачехину дочку, но и Ивана. К счастью, парню удалось избавиться от проклятия, а то так бы и ходил всю жизнь с медвежьей головой. С учётом того, как люди воспринимают подобных уродов, жизнь эта, скорее всего, была бы очень недолгой. Да и сам Иван от отчаяния готовился покончить с собой.
  • Трехсерийный советский «Остров сокровищ» 1982 года — перепивший О`Брайен, постоянно выигрывая в карты, начал глумиться над Хэндсом, одновременно держа его под прицелом пистолета: «Ну-ка, подкинь мне „пёрышка“ — я надрежу твои ослиные уши, чтоб они лучше слышали!» Фанат ножей Хэндс оказал ему такую услугу — метнул кинжал прямо в сердце, сам отделавшись простреленной ногой. В книге О`Брайен тоже погиб из-за пьяной ссоры с Хэндсом, но кто первый начал — так и неизвестно.
  • «Собачье сердце».
  • «Турецкий гамбит» — тот же исход, что и в романе, хотя Анвар-эфенди там другой человек.
  • «Жмурки» — Доктор. Пополам с Несовместимая с жизнью самоуверенность: Доктор рассчитывал, что его «волшебники» прикроют его, если что, а на крайний случай и у самого имеется пистолет. Однако не помогло.
  • «Викинг» (пополам с Несовместимая с жизнью гордость) — со стороны Рогнеды вряд ли было разумно тыкать князя Владимира носом в его сомнительное происхождение. А уж делать это перед всем его войском…
    • Правда, хамство стоило жизни не самой Рогнеде, а её родным: Владимир изнасиловал её на глазах отца, матери и трёх братьев, после чего убил их. Причём «смягчающее обстоятельство» — некий «напиток берсерков» — придуман создателями фильма исключительно для того, чтобы обелить человека, почитаемого в РПЦ как святого. По некоторым сведениям, князь Владимир, дабы окончательно раздавить морально Рогнеду, заставил её снимать с него сапоги, в которых он предварительно прошёлся по навозу, но всё равно ссылка на статью полное чудовище оскорбит нежные души верующих. Святой вроде как.
    • Автор правки сомневается, что верующих это может оскорбить — ведь этот эпизод, как и многие другие (братоубийство, человеческие жертвоприношения etc), рассказан монахом-летописцем. Да и рассказан явно с целью показать, какой сволочью был Владимир до крещения, и как оно его чудесно преобразило. Но так в идеале, на практике большинство особо обидчивых не в ладах с богословием.
    • Едва ли именно хождение по навозу заставило Рогнеду впоследствии покушаться на жизнь супруга, но это определённо могло стать последней каплей, так что князь Владимир тоже может подпадать под этот троп.
  • «Цареубийца» Карена Шахназарова — молодому цесаревичу Николаю очень повезло, что полиции вместо традиционной боевой катаны выдали лёгкую чисто парадную сабельку, скопированную с европейского парадного оружия, не предназначенного для боя. Это какой же нужен государственный ум, чтобы в пьяном виде публично справить малую нужду в буддийском храме?! В реальности, кстати, такого инцидента, вероятнее всего, не было — мотивы, двигавшие знаменитым «японским городовым», до сих пор точно не установлены. Вероятнее всего, режиссёр прибегнул к этой легенде не для того, чтобы принизить образ Николая (который у него, напротив, изображён с явным сочувствием), а чтобы показать, что перед нами не абстрактный мученик, а живой человек, как и все способный на дурацкие ошибки в молодости.
  • «Асса» — КАКИМ местом думал юный неформал Бананан, уводя девушку у влиятельного мафиозо, ещё и при этом и распевая ему похабные песенки? Мафиозо поначалу посмеивался над ним, потом попытался по-хорошему заставить его убраться — но Бананан ничему не внял

Зарубежные фильмы[править]

  • ВСЕ фильмы Гая Ричи. Очень многие шутили, не скрытый ли он гей! Ну, а чем объяснить постоянные оскорбления друг друга персонажей его фильмов, причём, с подтекстом, гхм, гомосексуализма. Да за такое ЛЮБОЙ связанный с криминалом в любом обществе потребует ОТВЕТИТЬ. Либо вилкой в глаз, либо… одно из двух, и уклониться не удастся. Потому в «Джентльменах» Микки Пирсон и Дэйв своим беспочвенным обвинением своих собеседников в «сардельке парня» и «…сосах» уже «заработали на вилку или раз»!
    • Микки очевидно показывает собеседнику, оборзевшему в атаке китаёзе, что он его вообще ни в хрен не ставит. И если тот хочет сильно помахаться - то Бог ему судья. Но с очевидным намёком, что перед этим неплохо было бы написать завещание. Молодой ушлёпок намёк понял правильно, но мозгов астанавиться ему не хватило, эго загрызло.
  • То же самое во всех «Пиратах Карбиского моря». Постоянные оскорбления команды пиратскими капитанами в реальности кончались для капитанов ОЧЕНЬ плохо. Менталитет «Джентльменов удачи», знаете ли! И не только их. Пример — Чёрная Борода. Задолбал всю команду вконец, и был сдан Израэлем Хэндсом.
    • Не вполне так. Без мата жизнь на флоте не богата, и морские волки, в большинстве своём не кончавшие институтов благородных девиц, это прекрасно понимали. Как говорится в одной континентальной державе, хоть горшком назови, только дитё сверху не сажай. Но — исключительно у себя на борту в рабочей (и тем более боевой) обстановке. Вот на берегу или в гостях на чужом корабле флибустьеры были вежливы до поносу, как раз по вышеназванной причине.
  • «Фокус-покус» — парочке гопников, назвавших троицу ведьм «тёлками», ещё очень повезло, что те рассыпались в прах до рассвета, не успев с ними расправиться. Но настрадались юные хамы всё равно изрядно.
  • Английский фильм ужасов «Ужасы Чёрного Музея» — не стоило капризной содержанке оскорблять своего покровителя, издеваясь над его хромотой, возрастом и мужскими качествами. Тут и обычный мужик может взять грех на душу, а уж если он гениальный маньяк-манипулятор…
  • Французский немой фильм «Танцующий свин». Девушкам на заметку: если ваш ухажёр — в буквальном смысле свинья, это еще не значит, что нужно обращаться с ним по-свински. Он ведь и обидеться может…
  • «Ганнибал: Восхождение» — не стоило скотоподобному нацистскому прихвостню Полю Мамону обращаться с вопросом — правда ли, что «у японочек писяк тоже наперекосяк» — к японке… вдове дядюшки Ганнибала Лектера. Ганнибал за тётю обиделся.
  • «Психоз-2»: гнусный управляющий отелем мистер Туми, оскорблявший Нормана Бейтса и пытавшийся спровоцировать его на агрессию, был в скорейшем времени отправлен на тот свет. Причём даже не Норманом.
  • «Убить Билла» — Пэй Мэй вырвал у Элль Драйвер глаз за то, что та обозвала его «старым вонючим козлом». А потом сам Пэй Мэй «случайно» поел отравленной еды, приготовленной Элль…
    • Босс Танака, который посмел обозвать О-Рен Ишии «сучьей японо-китайско-американской полукровкой», буквально поплатился за свои слова головой. Таким образом, тема происхождения О-Рен встала на собрании якудза лишь однажды.
  • Уморительная комедия ужасов «Уличный мусор»: босса мафии Ника Дюрейна вызывают в полицию после того, как его девушка, напившись в зюзю, ушла с бомжем на свалку, где была изнасилована и убита. Вместе с Дюрейном вызывают и работающего в его заведении молодого швейцара, поскольку тот видел, как дамочка уходила. Мафиози и так-то зол на растяпу-подчиненного за то, что тот не помешал бомжу увести его пассию, а юнец, пользуясь присутствием полицейских, начинает огрызаться, обзывает шефа, говорит, что итальянцы все мафиози (хотя, судя по фамилии, да и по характерной внешности, Дюрейн — француз[1]) и предлагает поцеловать его член. Полицейский: «Слушай, парень, ты чего добиваешься? Я ведь не смогу охранять тебя двадцать четыре часа в сутки!» Паренёк: «Как?! А разве у вас нет такой программы, ну, по защите свидетелей?». Дюрейн (злорадно ухмыляясь): «Ты уже труп, парень! Понял? Ты уже труп! Самый мёртвый, самый дохлый!»
  • «Призрак Оперы» 1989 года — оперного критика, написавшего заказную разгромную рецензию на выступление Кристины, Призрак поначалу по-хорошему уговаривал смягчить мнение касательно юной певицы. На что напыщенный старик неосторожно заявил, что предпочитает сдохнуть, нежели ещё раз услышать голос «этой писклявой девчонки». «Ну, как хотите» — мрачно вздохнул маньяк и тут же задушил критика.
  • «Чем заняться мертвецу в Денвере» — Брюс, новый парень Мег. Оскорблять неуравновешенного преступника, который только что чуть не задушил тебя? Определенно не лучшая идея.
  • Star Wars: The Last Jedi — с прикрученным фитильком Хакс. Наехал на могущественного пользователя Силы, причем попытался оспорить вполне логичный приказ преследовать Сопротивление. Результатом могло выйти целое комбо из несовместимых с жизнью хамства, тупости и самоуверенности, если бы полузадушенный Хакс не признал, что он тут просто мелкий таракан, и теперь именно Кайло стал новым Верховным Лидером.
  • «Волчья яма-2» — гайцы (или как там дорожную полицию зовут в Австралии, но для нашего человека всё равно гайцы) тормознули мужичка за вымышленное превышение скорости, грубо оскорбляли и материли его, выписали штраф, велели валить из округа и довольные покатили дальше. Вот только наехали они на кровожадного маньяка Мика Тейлора. В итоге один полицай остался без башки, а второй был заживо сожжен в машине.
  • «Чикаго» — Фред Кейсли. Пополам с несовместимой с жизнью болтливостью и частично — с самоубийственной похотью. Перед тем, как уйти от любовницы Рокси, нахамил ей, оттолкнул так, что она упала, да ещё и признался, что вовсе не собирался помогать ей стать знаменитой певицей, а про свои связи в шоу-бизнесе попросту наврал, чтобы потрахаться с ней. Когда он был уже у двери, дамочка с криком «Сукин сын!» выхватила пистолет…
  • «Преследование» (нидерландский триллер 2019) — главный герой по жизни не отличался учтивостью, но хамить незнакомцу за рулём белого микроавтобуса точно не стоило — это оказался маньяк, выслеживающий и убивающий автохамов. Причём у злодея имеется своеобразный кодекс чести — своим жертвам он много раз даёт шанс извиниться, прежде чем перейти к активным действиям, но уж если перешёл — пощады не будет.
  • Слэшер «День святого Валентина» — во время школьной дискотеки одноклассницы (кроме одной девочки) грубо отшивают хлипкого очкарика Джереми, когда тот пытается пригласить каждую из них на танец. Годы спустя Джереми, выросший маньяком из-за издевательств и принудительного лечения в психушке, поочерёдно убивает повзрослевших героинь, да ещё и по интересной аналогии с фразами отказа.
  • «Напряги извилины» — старый козёл Зигфрид весь фильм упражнялся в остроумии, высмеивая своего громилу. Тот мужественно терпел и помалкивал. Но оскорбляя жену детины, Зигфрид перешёл грань и на полной скорости вылетел из машины в реку.
  • «Неистовый» (2020) — протагонистка нахамила психопату, тот сначала извинился, и потребовал ответных извинений, на что она нахамила ему ещё больше, и тот решил её проучить, перебив её близких.
  • «Пушки Акимбо» — главный герой дотроллился, оскорбляя игру «Скизм», ее участников и организаторов, и очнулся с привинченными к ладоням пистолетами-пулеметами. Да, теперь он сам в «Скизм» и против него выставлена лучшая боец.
  • «Джеки Браун» — Мелани своими придирками настолько взбесила Луиса, что он застрелил девушку прямо на стоянке.
  • «Люди Икс: Начало. Росомаха» — заглавный герой, уронив вертолёт с Зеро на борту, говорит, что тот убил хороших людей (пожилую пару, приютившую ГГ), разворачивается и собирается уйти. Паршивец, не понимая своего счастья, бросает Логану в спину: «Забавно, что все хорошие люди дохнут вокруг тебя». Росомаха тут же притормаживает и высекает когтями искру, поджигая топливную дорожку, натёкшую из вертолёта.
  • «Дом, который построил Джек» — жертва первого инцидента в исполнении Умы Турман. Это нужно было додуматься — повести себя настолько нагло и неуважительно по отношению к серийному убийце… который просто проезжал мимо и не планировал никого убивать. Неудивительно, что хамство героини становится несовместимым с жизнью: нервы у Джека в определённый момент просто не выдерживают.
  • «Император и убийца» — во время штурма Ханьданя, столицы Чжао, осаждённые хотят принести всех детей в жертву в храме. Узнав об этом, Император Цинь Шихуандим отдаёт приказ спасти детей. Но при попытке поговорить со спасёнными дети плюют ему в лицо, на что он произносит, что когда уезжал из Чжао, где был заложником, за ним выслали погоню, так как боялись, что он будет мстить, а теперь он сам этого боится… стоявший рядом генерал правильно понимает намёк и… закапывает всех спасённых детей заживо.
  • "Казино" - непонятно о чём думал тот несчастный ублюдок, который придя в бар к откровенным мафиозникам, решил грязно нахамить незнакомому мужику. Но быть забитым насмерть авторучкой - такой себе кармический скилл.
  • "Славные Парни" - здесь ещё круче - потому что тот полудурок ЗНАЛ Томми, и знал что он высокопоставленный боец организации, с репутацией отмороженного психопата не понимающего чувства юмора. Откровенно измываться над этим человек, и унижать его низким происхождением предложениями почистить обувь - это надо было иметь творожок вместо мозгов. И никакой статус в организации не помог.

Телесериалы[править]

  • «Американская история ужасов», 4 сезон — напрасно, ох напрасно хам-детектив с мордой кирпичом позволил себе всячески оскорблять труппу уродов. В итоге он был зарезан бритвой, расчленен и зарыт в лесу, как собака.
  • «Игра престолов». Гремучей Рубашке не нравится политический союз Тормунда (вождя Вольного Народа) и Джона Сноу (лорда-командующего Ночного Дозора), и Рубашка принародно подкалывает Тормунда: «Много с ним [Джоном Сноу] разговариваешь, да? А потом становишься на колени и отсасываешь у него?». Зря он это сказал…
  • «Декстер» — не стоит задирать маньяка-убийцу после похорон жены. У него, конечно, есть свой кодекс, но в такие моменты он может и не сдержаться…
  • «Твин Пикс», 3 сезон, 16-я серия — сердитый лысый мужик потребовал убрать фургон со своей подъездной дорожки, не зная, что имеет дело с дожидавшейся «клиента» парочкой киллеров. Киллеры, уверенные в своей крутизне, его немедленно послали по известному адресу, он осерчал и… см. фото. Сам мужик, впрочем, тоже порядочный хам, но с его пистолет-пулемётом это уже не его проблемы. Впрочем, он и сам рисковал погибнуть в перестрелке.
  • «Байки из склепа» очень часто используют этот троп. Например в истории «Смертельно верное предсказание» героиня решает выйти замуж за отвратительного на вид толстяка, узнав от гадалки, что он скоро умрёт, но перед смертью получит огромное наследство. Вот только гадалка явно ошиблась: толстяк беден, как церковная мышь, а у его богатого дядюшки свои наследники есть… Тут ещё героиня выиграла миллион и решила собрать вещички и свалить на вольные хлеба. Только вот зачем надо было прежде чем уйти высказывать супругу всё, что о нём думаешь в самой нелицеприятной форме? Итог немного предсказуем: толстяк психанул, схватился за нож и стал единственным наследником выигранного героиней миллиона, правда, ненадолго — вскоре умер на электрическом стуле.
  • «Мафия не может править миром» — не следовало Топраку называть Альпарслана «пижоном»…
  • «Рим» — вольноотпущенница Ирина попыталась поставить на место рабыню Гайю, сутенёршу в банде Авентинова холма. Гайя не рабыня Ирины, а находится «на вольных хлебах», платя своему хозяину регулярный оброк за вольный образ жизни. После конфликта Гайя относилась к ней почтительно, Ирина была довольна. Но, когда срок беременности Ирины стал большим, Гайя купила у знахарки травы, вызывающие аборт… Ирина умерла от кровопотери при выкидыше.
    • Тут и ревность замешана: Гайя хотела отбить себе мужа Ирины Тита Пуллона и стала белой и пушистой, потому что Пуллон на неё всё-таки соблазнился как минимум один раз, чем невольно мог подкрепить намерение Гайи убить гипотенузу.
  • «Сыны Анархии». Иранский порнорежиссер-садист, чью студию разнесли байкеры, посоветовал Тигу поискать в студии порно с его дочерью, да еще с намеком на Инцест. Тигу, у которого в прошлом сезоне родную дочь сожгли заживо на его глазах… Стоит ли удивляться, что Тиг утопил его в ванне с мочой, а тело сбросил в залив.

Мультсериалы[править]

  • Черепашки-ниндзя 2003 года — Бакстер Стокман. Педаль в магму, потому что его чрезмерное хамство привело к целой полосе неудач, в результате которых он лишился сначала отдельных частей тела, потом целого туловища, а затем он и вовсе стал мозгом в банке. Но даже все лишения не смогли сломить его волю, и он продолжает хамить уже в большей степени. И именно его хамство в одной из битв помогло черепахам одержать над ним победу. Да к чертям черепах. От высокомерия Бакстера устал даже сам Шреддер.

Веб-комиксы[править]

  • Комиксы от Gesperax про невезучую немку Белинду Крюгер, которая неизменно получает жестокую порку — в нескольких выпусках наказания можно было избежать, но Белинде не хватило такта промолчать или стерпеть обиду. С фитильком, ибо её импульсивность несовместима не с жизнью, а с сидением на попе и сном на спине.

Манга и аниме[править]

  • «Джек в стране чудес» — напрасно злая ведьма постоянно унижала и оскорбляла своего великовозрастного сына. Тулип, может, и впрямь не слишком сообразительный, но всё-таки великан. Может и в лепёшку раздавить, если в энный раз обозвать «болваном».
  • Fairy Tail — причина смерти Бога Серены (пополам с самоубийственной самоуверенностью). С прикрученным фитильком, ибо Акнология целенаправленно шел по его душу и не особо вслушивался, что там болтает жертва. И всё же самопровозглашенному божеству стоило бежать без оглядки или хотя бы бить первым, а не гнуть пальцы со словами: «Как я рад, что ты проделал такой путь, чтобы увидеть меня… А я целый континент пересек, чтобы снять с тебя голову…» Уже на следующем фрейме после хвастливой речи Акнология стоит ЗА Сереной, вырвав ему хороший кусок плоти из бока.
  • One Piece — инверсия. Во время битвы в Маринфорде, когда Эйса уже освободили и уже пора было отступать, Акаину начал оскорблять Белоуса. Эйс был взбешён этими словами и попёр на адмирала, хотя даже Луффи понимал, чем это обернётся. И вот итог: из-за хамства погиб не хам, а тот, кто собирался его проучить.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: с прикрученным фитильком — у Джонни в начале седьмой части было хамство, несовместимое со здоровьем. Подначиваемый капризной подружкой, он включил «хозяина жизни» и максимально нагло выпер паренька из длинной очереди. Ох, не читал Джонни «Stone Ocean», не знал, на что способны пацаны с пистолетами, если их довести… Паренёк незамедлительно восстановил справедливость: проделал обидчику дырку в пояснице и пустил его жизнь под откос.
  • «Основатель Тёмного пути» — Цзинь Цзысюнь груб практически со всеми и не брезгует унижать тех, кого считает ниже себя (клан Цзинь в принципе отличается высокомерием, к тому же один из самых богатых и влиятельных). Одного незначительного, но очень гордого адепта в итоге так достал, что тот наслал на него Проклятье сотни язв и тысячи дыр (весьма жуткая вещь, ведущая к мучительной смерти). Что характерно, Цзинь Цзысюнь посчитал, что его проклял другой любитель дерзить. Погиб при попытке заставить снять проклятье/убить якобы его наложившего (причём Цзинь Цзысюнь вёл себя с своей манере, и к моменту прибытия Цзинь Цзысюаня «подозреваемый» был доведён до белого каления).
    • Субверсия с Не Минцзюэ: главной причиной его убийства было то, что он мешал. Но отправлять в полёт с лестницы и называть «сыном шлюхи» Цзинь Гуанъяо всё же не стоило. Впрочем, если учесть временные рамки (по прикидкам Вэй Усяня изменённую мелодию надо было играть порядка трёх месяцев, а с момента полёта Гуанъяо до смерти Минцзюэ прошло не больше двух), то выходит, что этот конфликт никакой роли уже не играл — Гуанъяо уже исполнял свой план убийства. ((Ну так потому и субверсия: Не Минцзюэ был обречен с момента прямого противостояния Ланьлин Цзинь, но своим поступком подарил исполнителю личную мотивацию для убийства.))
  • Маг-целитель: новый старт — не то что бы Ренарду помогло молчание: Кэяру так и так приготовил ему месть. Но похваляться перед Кэяру, скольких девушек изнасиловал, и описывать, как пленил и таскал за собой его подругу детства Анну, уже будучи сам трансформирован в девушку, надо быть полным идиотом и неисправимым хамом, так что Кэяру просто спустил на него-нее толпу зомбированных одержимых похотью мужиков до его-ее смерти.
  • Автор правки видел хентайную манхву, начавшуюся с того, что протагонист обзывает автора новеллы девственником за то, что пара главгероев никак не могут перевести отношения в, эммм, горизонтальное положение. Встретившись с жирным сорокалетним автором новеллы, протагонист продолжает издеваться над ним и с негодованием обнаруживает, что у автора таки есть сверхспособности: автор отправляет хама в тело второстепенного персонажа той самой новеллы.

Видеоигры[править]

(link)

Как низко нужно пасть, чтобы оскорблять стоящую рядом ВООРУЖЁННУЮ девушку?
  • Персонаж-танк нередко имеет в арсенале какую-нибудь тактическую дразнилку достаточно крупного калибра чтобы противники стабильно пытались воплотить этот троп. Смысл манёвра в том, что обычно у них не выходит, но иногда сам танк не очень хорош или сопартийцы его подводят.
  • Clock Tower: Ghost Head — Сё (он же Бейтс в англоязычной локализации) — злой дух, который просыпается в Ю (Алисе), если той угрожает опасность. Позиционируется, как жестокий, брутальный и хитрый… при этом более чем половина плохих концовок (то есть, особых геймоверов, так как назвать эту хрень концовкой, язык поворачивается только у создателей игры, резко уронивших планку качества) завязана на том, что безоружный Сё хамит вооружённому противнику, который очень даже хочет убить бедную Ю.
  • Дилогия «Санитары подземелий»: большинство смертей в диалоге как раз завязаны на сабж. Не стоит хамить уважаемым людям — планета-тюрьма, как-никак.
  • Baldur's Gate, часть первая. Если сдаться подручному главгада, он засадит героев в тюрьму. Если при этом нахамить ему, то он велит убить одного из членов отряда (не протагониста).
  • The Sims 3 — если с помощью мегафона разглагольствовать о несправедливости Смерти, Костлявый придет за тобой. Пусть даже в первый раз предупредит, после чего нельзя повторять действие около 12 часов. А если не дотерпеть и опять осуждать Смерть, итог вполне предсказуем.
  • Эадор — при встрече с игроком правители противоположного элайнмента сразу начинают с хамства. Даже если он уже уничтожил десяток таких хамов…
  • Stellaris — аналогично примеру выше, ИИ-правители нередко высылают оскорбления даже превосходящему их по силам противнику, видимо, не догадываясь, что это предоставляет тем легитимный casus belli.
    • Собственно, подобное часто встречается в большинстве игр от Paradox Interactive.
  • Morrowind — можно дооскорбляться в диалоге до того, что собеседник нападёт. При прокачанном «Красноречии» это — как двух скампов закопать. А вот на Ординаторов почему-то не действует, но это объяснимо: у них нервы покрепче, их так учили.
    • Они-то знают, что «никому не скрыться от правосудия, тупица».
    • Ординаторы легко оскорбляются, увидев ординаторские доспехи на любом, кто не принадлежит к их рядам. И даже говорить ничего не надо.
      • А при чём тут оскорбление? Носить полицейскую униформу не полицейскому — подсудное дело; в крайнем случае, хорошая причина для подозрений. С Ординаторами, по сути, то же самое.
  • Ведьмак: Убийца королей — если хамить в камере Роше, а при встрече на пару с Золтаном — Йорвету, то конец игры будет весьма скорым и печальным.
  • WoW — если игрок в рейде «Вечный дворец» совершает неприличный жест или плевок в адрес королевы Азшары, та отвечает, что не потерпит такой наглости, и вешает на него случайный дебафф, из эффектов которого может быть рвота до смерти или мгновенная смерть.
  • Wadanohara and the Great Blue Sea — не стоило акуле Олду оскорблять Идате. Эта косатка и так большой любитель избивать акул в мясо, а уж когда его обозвали «мелкой сошкой»… С прикрученным фитильком: даже будучи избитым до полусмерти, Олд при виде Ваданохары обрёл второе дыханье и заставил героев попотеть в битве с ним.
  • Обыграно в видео по Yandere Simulator. В качестве примера того, как можно было бы довести соперницу до убийства, приведена ситуация с находящейся по уши в долгах Коконой. В той же школе учится дочь ростовщика, выдавшего её отцу кабальный кредит. В ранних версиях, чтобы подружиться с Коконой, эту дочь нужно было похитить и, запугав ростовщика, потребовать простить ВСЕ долги. Вместо этого в видео Ян-тян, похитив дочку ростовщика, оставляет её наедине с вооружённой Коконой, после чего дочка демонстрирует троп, а Кокона садится в тюрьму.

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — именно на это в одной из концовок могут нарваться школьные друзья главного героя Джона, когда по-хамски станут его унижать в присутствии не совсем нормальной абсолютно чокнутой подружки Лиззи. Впрочем, их можно понять — что может сделать одна девчонка против трех здоровенных лбов? Психопатка без всяких тормозов, обладающая сверхсилой и молниеносной реакцией? Всего лишь убьет их всех за пару минут.
  • Higanbana no Saku Yoru ni — Такеши Нономия совершенно зря начал наглеть перед Директором и, в ответ на учтивую просьбу отдать по-хорошему магическую фотокамеру, пока юный фотограф с обострённым чувством справедливости не натворил ещё чего-нибудь и окончательно не нарушил баланс между мирами людей и ёкаев, заявлять: «А что мне за это будет?». Так парень и узнал, что этот благообразный и безобидный на вид толстенький дедушка — САМЫЙ сильный школьный ёкай, способный «стирать» пространство и людей из реальности (а то и саму реальность). И ему невероятно повезло, что Хиганбана вовремя оказалась рядом!
    • Ну, как повезло… Сама Хиганбана тоже вызвалась «спасать» Нономию далеко не из альтруизма.
  • Danganronpa — любой, кто попытается наехать на Монокуму, расплатится за это своей жизнью.

Музыка[править]

«Я ведь нынче занимаюсь и борьбой,
и боксом.
Все вдруг стали очень вежливы со мной,
и тренер».
«Хама может обуздать только сила грубая,
Скажем, пуля. Но нельзя — с детства заучил:
Гуманизм, туда-сюда, человеколюбие…
Но человек бы восемь я бы лично замочил!»

Реальная жизнь[править]

Внимание! В целях предотвращения войны правок и флеймоопасных дискуссий, пожалуйста, не добавляйте в этот раздел примеры после 1900 года. Даже суровая государственная машина учитывает этот троп, чему свидетельством статья 107 УК РФ — «Убийство, совершённое в состоянии аффекта». Причиной аффекта признается в том числе и тяжкое оскорбление. В случае, если доказано, что убийство совершено в состоянии аффекта — разброс наказания будет от исправительных работ до максимум трёх лет лишения (иногда только ограничения) свободы, пять — за двух и более фрагов.

  • Старше, чем феодализм — Каракалла, император Рима, нещадно высмеивал и унижал Марциаллиса, при этом продолжая держать его в составе личной стражи. Результат предсказуем — в один прекрасный день Марциаллис убил Каракаллу.
  • Угнетаемые набегами неприятелей, анты отправили к аварам посланником Мезамира, сына Идаризиева, брата Келагастова, и просили допустить их выкупить некоторых пленников из своего народа. Посланник Мезамир, пустослов и хвастун, по прибытии к аварам закидал их надменными и даже дерзкими речами. Тогда Котрагир, который был связан родством с аварами и подавал против антов самые неприязненные советы, слыша, что Мезамир говорит надменнее, нежели как прилично посланнику, сказал кагану: «Этот человек имеет великое влияние между антами и может сильно действовать против тех, которые хоть сколько-нибудь являются его врагами. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на неприятельскую землю». Авары, убеждённые словами Котрагира, уклонились от должного к лицу посланника уважения, пренебрегли правами и убили Мезамира (византийский историк Менандр Протектор, Середина VI века н. э.).
  • Йездегерд III, последний персидский шах из династии Сасанидов — пополам с Несовместимая с жизнью гордость. Когда разбитый Йездегерд улепётывал от арабов, тюркский князь Тархан предоставил ему военную помощь, но посватался к дочери шаха. Автор правки склоняется к мысли, что князю можно было отказать как-нибудь повежливее — по крайней мере, не употребляя выражение «ты, раб из рабов моих…». А так конец оказался немного предсказуем.
  • Институт дуэлей, бытовавший несколько столетий, вплоть до начала XX в., среди высшего класса всех развитых стран. За сказанное слово (бывало, что и просто за косой взгляд) — не обязательно хамское! — легко могли убить, что привело к богатейшей культуре этикета. Низшие классы просто били морду.
    • Аналогично и на Диком Западе: хамство становится смертельно опасным, если пострадавший может извлечь шпагу/револьвер и тут же отправить обидчика на тот свет (и ему ничего или почти ничего за это не будет). Очень способствует вежливому обращению с незнакомцами.
  • М. Ю. Лермонтов был вызван на последнюю в жизни дуэль как раз по этой причине (пополам с Несовместимое с жизнью остроумие). Если ты гений, это ещё не повод троллить приятеля при дамах. Более того — майор Мартынов, по отзывам окружающих, человек благородный, какое-то время не решался выстрелить в Лермонтова и собирался разрядить пистолет в воздух. Но тут поэт презрительно бросил «Дурак!» — и в тот же миг был сражён выстрелом.
    • Просто троллингом там дело не ограничилось. История длинная, но краткая выжимка из неё такова: Лермонтов совершенно сознательно загнал Мартынова в ситуацию, в которой тот по тогдашним нормам поведения не мог не вызвать обидчика на дуэль (даже если бы очень не хотел драться). Некоторые исследователи даже предполагают, что у Михаила Юрьевича было тяжкое мортидо.
    • Более того: по тогдашнему этикету демонстративный выстрел в воздух считался тяжким оскорблением чести соперника, так что выбора у Мартынова не было вообще.
  • До XX века у японцев было не принято жестикулировать, потому что самурай в ответ на любое неожиданное движение хватался за меч. А также имел полное законное право отрубить простолюдину голову (или «всего лишь» руку, как сам дворянин захочет) за то, что тот ему всего лишь недостаточно низко поклонился. И левостороннее движение там ввели, чтобы случайно не задеть встречного самурая мечом — тяжкое оскорбление.
  • Ода Нобунага постоянно издевался над своим подчиненным Акэти Мицухидэ. Что обиднее всего — высмеивал его стихи. Ну… кончилось плохо.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. А если француз — шовинист, недолюбливающий итальянцев, то от него можно и в морду схлопотать. А если он, как в данном случае, гангстер французского происхождения — то и пулю, уже за одно это, даже если бы не прозвучало «Ник-х*евник!».