Пятый элемент

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «The Fifth Element»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пятый элемент
Слева направо: вверху — Лилу, Корбен, Зорг; ниже — Руби Род и Вито Корнелиус; ещё ниже — Плавалагуна
Общая информация
ЖанрБоевик
Фантастика
Комедия
Страна производстваФранция
КиностудияGaumont International
РежиссёрЛюк Бессон
Автор сценарияЛюк Бессон
Когда вышел1997 г.
Продолжительность126 мин.
В главных ролях:
Брюс УиллисКорбен Даллас
Мила ЙововичЛилу
Гэри ОлдманЖан-Батист Эммануэль Зорг
Иэн ХолмВито Корнелиус
Крис ТакерРуби Род

«Пятый элемент»[1] (фр. Le Cinquième élément, англ. The Fifth Element) — культовый фильм французского режиссёра Люка Бессона, фантастический комедийный боевик. Кино имеет достаточно незатейливый сюжет[2], возможно, в чём-то пародирующий уже много лет как затасканные тропы и штампы (см. соотв. раздел), но берёт яркостью и обилием образов, дивными костюмами работы Жан-Поля Готье, а также самыми дорогими на тот момент спецэффектами (и вообще тогда это был самый высокобюджетный неголливудский фильм в истории — 90 млн долларов). Во многом является творческим переосмыслением культового мультфильма Heavy Metal (1981): оттуда перекочевали образы Лилу, Корбена Далласа и Вселенского зла, а также общая атмосфера будущего, кое-какие сцены (например, с обезоруживанием бандита) и многие штампы тогдашней бульварной фантастики.

Действующие лица[править]

Сюжет[править]

Раз в пять тысяч лет во вселенной фильма материализуется некое Абсолютное Зло в виде огненного шара. Чем бы это ни было, оно разумно, способно общаться при помощи радиоволн и желает истребить всё живое. Однако гордая и мудрая раса инопланетян, мондошаване, обладает грозным оружием против этого злобного создания, представляющим собой четыре камня, связанные с четырьмя стихиями, и некое сверхсущество, которое является «Пятым элементом»[5], которые, будучи установлены в нужном месте в правильном порядке, способны запросто уничтожить это самое Зло с одного пинка. До 1914 года мондошаванское оружие хранится на Земле, в египетском храме, под присмотром жрецов некоего культа, основанной мондошаванами, однако в преддверии Первой мировой войны инопланетяне от греха подальше забирают свою вундервафлю с Земли, с чего и начинается фильм.

Долго ли, коротко ли, но наступает 2263 год, очередное Зло направляется к Земле, и все попытки людей его разбомбить делают его лишь сильнее. Мондошаване отправляют к людям корабль со своим супероружием, однако воинственные космические разбойники мангалоры зачем-то сбивают этот корабль. Как становится ясно позже, мангалорам заплатил богатей Зорг, который, в свою очередь, по каким-то неясным причинам работает на Зло. Землянам удаётся обнаружить на месте катастрофы часть тела неведомого сверхсущества и в считанные минуты воссоздать его полностью, живым и мыслящим (у них там крутая медицина[6]). Сверхсущество оказывается рыжей девушкой с нечеловеческой силой и ловкостью, а также с норовом — от своих спасителей она тут же сбегает и оказывается в машине бывшего военного, а ныне таксиста Корбена Далласа.

Корбен доставляет Лилу (так, как оказалось, зовут свалившееся ему на голову сверхсущество) к культисту Вито Корнелиусу. Теперь нужно добыть камни, которые хитрые мондошаване не стали помещать на тот корабль, а повезли тайком другим путём. Встреча с агентом мондошаван назначена на шикарном инопланетном курорте «Флостон Парадайз», куда и отправляют Лилу вместе с Корбеном… Пожалуй, тут стоит остановиться и далее не спойлерить, — смотрите сами, если по каким-то причинам ещё не видели.

Тропы и штампы[править]

  • А тут будет дверь. Хрупкая с виду Лилу сбегает из медицинского центра, сначала проделав «окно» в непробиваемом стекле, а потом — «дверь» в металлической стене. После чего ещё и в машину Корбена попадает, с разгону пробив в крыше «люк». Да и Корбен не парится с открытием шлюзовых дверей лайнера, а попросту их расстреливает.
  • Апокалиптический маньяк — планетоид «Мистер Шэдоу» уничтожает жизнь ради уничтожения жизни. Ну, он чу-чу с нечеловеческим разумом, ему можно. Может, он просто «доктор», который «лечит» другие планеты от паразитирующей на них белковой жизни?
  • Бафос. Зорг, завершив свою злодейскую похвальбу, залпом осушает стакан с неким напитком… И тут ему встаёт поперёк горла плававшая в напитке вишенка, в результате чего он вынужден жалко молить о помощи того, кого только что унижал. Добряк Корнелиус, конечно, спасает гада, предварительно с удовольствием прочитав тому нравоучительную лекцию.
  • Берегись красных глаз: глаза у мангалоров именно такие. Кстати, не просто так в сцене перестрелки на «Флостон Парадайз» на многих из этих космических гопников надеты защитные очки: создатели фильма экономили на гриме и контактных линзах для массовки, а то фильм и так дороговат получился.
  • Бронебойный вопрос — «Где же робот, что хлопнет по спине?»
  • Вентиляция в небоскрёбах будущего имеются такие просторные шахты, что там может поместиться целый отряд копов в громоздкой броне. Надо сказать, штамп о подозрительно чистых вентиляционных шахтах отсутствует: вылезла оттуда Лилу довольно чумазой.
  • Вечная загадка — что это за абсолютное зло, как и зачем оно появилось? И почему вообще Зорг работает на него? Преуспевающему злодею-капиталисту по логике вещей апокалипсис не нужен от слова вообще. Ответов на это фильм не то, что не даёт — он и не собирается их давать.
    • Запугал он Зорга, вот и всё.
  • Взрывы в космосе. Особенно красиво (и громогласно) взрывается «Флостон Парадайз».
    • Так авиа-корабль-круизный-лайнер «Флостон Парадайз» летает над океаном, а вовсе не в космосе.
      • В момент взрыва уже был в космосе.
  • Взять в ад компанию — мангалоры, напоследок пнувшие предавшего их сукина сына Зорга. «За честь нашего рода!»
  • Водит, как псих — Корбен именно так и водит. Причём явно не только в экстремальных ситуациях: у него в правах уже дырки негде ставить.
  • Вояка и дипломат — обстёбано: одна сцена «ведения переговоров» чего стоит. А на вопрос матроса с «Флостон Парадайз» «Где он научился так вести переговоры?» и последовавшей фразы Президента «Вот и мне интересно» генерал Монро лишь немного смущается и многозначительно поправляет воротник.
  • Вселенная за кадром — что нам вообще известно о мире будущего? На Земле единый мировой порядок явно с американским уклоном. Америка захватила Мир? Неизвестно, осталось за кадром. Корпорация Зорга и «Макдональдс» всюду, может быть корпорации правят бал, а президент лишь зицпредседатель Фунт? Неизвестно, за кадром. Касательно разумных рас — кроме людей существуют мангалоры (которые после сокрушительного поражения в войне с человечеством перешли в положение пиратов и наёмников), мандачиване (мондашаване/миндачуи) и раса Плавалагуны. Как там у них устроена жизнь — информации ноль. Вот, собственно, и всё.
  • Всё приходится делать самому. Зорг почти это и произносит, разочаровавшись в умственных способностях мангалоров.
  • Вундервафля. Это, конечно, Будущее™, и тут много такого, но обратите внимание на пушки ZF-1, которыми коварный Зорг расплатился с мангалорами. Вундервафля as is. А уж как он их рекламировал… Но про назначение красной кнопки он упомянуть «забыл», а недалёкие мангалоры решили проверить. Кнопка вызывает биг бада бум.
  • Голос: Абсолютное Зло (или его представитель) звонит Зоргу по телефону, представившись мистером Шэдоу. Зорг, хотя и ждал этого звонка, пугается до гематидроза.
    • Мамочка Корбена являет собой не серьёзно-страшный, а юмористически-гротескный вариант тропа. Тоже ни разу не появляется в кадре, зато проявляет суперспособность найти сыночка по стационарному телефону где угодно, хоть на Флостоне, хоть на секретной базе.
  • Географические напевы — в фильме можно найти много мелодий со всего мира — видимо, это символизирует, что человечество объединилось, не потеряв своеобразия национальных культур. В сцене побега Корбена и Лилу на такси от полицейских появляется диссонирующий саундтрек, потому что современная африканская музыка с европейским колоритом (французам хорошо известная) на фоне полиции выглядит… необыкновенно странно. Как и задумывалось.
  • Границы в космосе. Выглядят, как протянутый из ниоткуда в никуда светящийся пунктир, который даже меняет цвет, выполняя ещё и функции светофора и/или шлагбаума.
  • Даже у зла есть стандарты. Мангалоры, несмотря на разбойный вид занятий, не расстреливают гражданских — они стреляют только в тех, кто пытается оказать сопротивление. Заложников они берут только тогда, когда становится ясно: против них стоит кто-то весьма крутой, а миссия вот-вот обернётся провалом.
    • Мангалоры без затей расстреляли «свиту» Плавалугуны в номере!
      • Свиту-телохранителей, которые сразу начали сопротивляться? Они уж точно не «гражданские».
        • Толстяк и обритая девушка сопротивлялись? На каком моменте фильма?
    • Да и Зорг тоже: «Вы спасли мою жизнь, за это я сохраню вашу».
  • Датировка по электронике — в достаточно отдалённом будущем и суперлайнер «Флостон», и все машины летают, судя по всему, на антигравитации, при этом телефоны только стационарные, хотя и радио, но о вживлённых мобильных слыхом не слыхивали, все манипуляции в такси — рычажками и кнопками, мозговой интерфейс не появился (или так дорог, что в такси его не ставят), и даже мониторы электронно-лучевые, что можно объяснить только модой на «ретро». А ведь и мышь, управляемая биотоками мозга, и монитор-плёнка всего спустя 20 лет после выхода фильма, хоть криповатые и дорогие, но уже существующие технологии. Правда, военным кораблём управляют пилоты в чём-то вроде очков дополненной реальности и автопилот в такси есть, так что часть электроники тянет на «наше время +20», но не +300, конечно. Впрочем, фильм совсем не претендует на троп «Техническое порно», так что просмотру это не мешает.
  • Джаггернаут — так «Мистер Шэдоу» выглядит с точки зрения обитателей нашего мира.
  • Длинное имя. Вообще-то, «Лилу» — это очень укороченное имя. Полностью её зовут «Leeloominaї Lekatariba Lamina-Tchaї Ekbat De Sebat».
  • Древний заговор — редкий пример «светлого» заговора по спасению планеты, как минимум. А, если учесть, что это заговор секты с инопланетянами, то становится он уж совсем редким. Однако, хоть заговор и «светлый», культист ХХ века в предыстории решается на отравление учёного-египтолога, подошедшего к раскрытию тайны, в худших традициях тропа. Его далёкий преемник Корнелиус раскрывает тайну только когда апокалиптическое зло являет себя. А самому заговору пять тысяч лет. Куда уж древнее. Кстати, это означает, что мондошаване плели свой заговор ещё с древнеегипетскими жрецами, которые умудрились «передать эстафету» совершенно неродственным культам.
    • Неродственным культам легко передаются тайны и традиции (например, в христианство перешло многое из зороастризма, в иудаизм — из Древнего Египта, на ислам повлияли христианство и тенгрианство, на буддизм — Веды и Махабхарата и т.д. И на все монотеистические верования воздействовал политеизм). И ещё важно понять: мондошаванский «заговор» имеет возможность показывать настоящие чудеса, что даёт им преимущество перед другими религиями.
  • Единый мировой порядок — похоже, вся наша планета стала сплошными Соединёнными Штатами: Вито Корнелиус приходит именно к президенту США Земного Союза, подозрительно похожему на одного из президентов США (неужели, предсказание, или это президентство было уже очевидно?), а не к генсеку ООН, правительства каких-либо стран не участвуют в решении кризиса с Изначальным Злом и даже не упоминаются — похоже, другие страны попросту не существуют и входят в «Союз» как полностью несамостоятельные регионы. Панургова полиция ест пончики, генералы-Потрошиллинги стреляют первыми из всех калибров и т. д., фильм наполнен чисто американскими штампами о властных и военных структурах. Мир пронизан корпорацией «Макдональдс» не только вдоль и поперёк, но ещё вверх и вниз. Правда, в оперном театре на «Флостон Парадайз» мелькает какой-то восточный монарх, но не факт, что его владения расположены на Земле (или возможно, он просто селебрити, как и все зрители). Объединение Земли явно прошло вокруг добрых американцев.
    • Здесь достаточно просто: в 2000 году многие «на Западе» верили Фукуяме, что наступил «конец истории», и теперь по всему миру распространится «либеральная демократия» во главе с США. Почему президент Земли живёт в Нью-Йорке — тоже легко объяснить: по той же причине, по которой там находится штаб-квартира ООН и многих других международных организаций.
    • Кстати, здесь Приглаженная помойка во всём космосе, не только на Земле (а в космопорту — вообще буквальная помойка из-за стачки). Причина — в том самом постепенно нарастающем Зле, которое каждые 5000 лет приобретает форму и пытается уничтожить жизнь. Поэтому на Земле такие тропы — киберпанк пополам с «плацкартным вагоном», элита мира глупа и неспособна защитить себя и т.д.; а в космосе переизбыток военных, напряжённость между союзами планет (именно поэтому так много пограничников и вообще границ) и вялотекущая война с террористами (вспомните сцену в космопорту).
  • Заяц в чемодане — жрец Вито Корнелиус добирается до Флостона в системе вентиляции звездолета.
  • Зелёная красотка из космоса (вернее, синяя). Плавалагуна, хотя её внешность и напоминает Чужого, Хищника и твилека одновременно (возможно, это часть костюма?), очень грациозна при своём немаленьком росте и выглядит если не красивой, то величественной. В комплект входят декоративные сиськи (или это тоже часть костюма?) и сине-зелёная кровь (а то операция по извлечению из певицыной брюшины заветных кирпичей и так выглядит неприятно). Да и вообще у неё всё синее, даже слёзы, выступившие перед смертью.
  • Зло из иных миров — собственной персоной, планетоид «Мистер Шэдоу». Откуда он внезапно возник не объясняется в легенде и не засекают землянские военные.
  • Идише мамэ — мамочка Корбена. Судя по её монологам, бронебойный случай, правда напрягает она сыночка не тем, чтобы тот хорошо кушал, а тем, чтобы он больше помогал маме. Вынести мозг навылет может кому угодно, даже президенту Обаме Земли.
  • Инсектоиды — мондошаване, нечастый положительный вариант. Конечно, размер великоват, но внешне эти ребята выглядят как гигантский гибрид муравья и мокрицы. Да и моральные принципы (жизнь индивида — ничто в сравнении с важностью миссии) вполне соответствуют тропу.
  • Искусственный язык — некое «божественное наречие», на котором изъясняется Лилу. Придумали этот язык Бессон и Йовович, которые даже общались на нём в ходе съёмок. Вообще-то, слов в этом языке маловато: всего 400, но собственная грамматика имеется. Кое-что перевели и для зрителя («Seddan akta gamat!» — «Никогда без моего разрешения!»), ну а интуитивно понятное «Бада бум!» даже пошло в народ.
  • Камео:
    • Tricky в качестве комичного и жалкого подручного Зорга.
    • Матьё Кассовиц, друг Бессона и тоже кинорежиссёр, сыграл паренька, пытавшегося ограбить Корбена.
    • Английский комик Ли Эванс «засветился» в роли члена экипажа лайнера, который помогал Корбену вести переговоры.
    • Ну, и несколько популярных фотомоделей предстали в виде стюардесс на «Флостон Парадайз».
  • Киберфауна — Господина Президента подслушивают с помощью кибертаракана с гротескной антенной на спине.
  • Килотонный армагеддец — согласно новеллизации, та штучка, которую заложил Зорг, это мини-атомная бомба и она бы разнесла корабль не хуже примитивной боеголовки мангалоров.
  • Кому няшка, кому кондрашка — питомец Зорга. Впрочем, не факт, что Зорг считает это существо «няшкой», а не держит его ради эпатажа. Хотя, думается, далеко не все нашли бы отталкивающей внешность странного разноцветного «мини-слоника» (в реальности люди и не таких няшекондрашек дома держат), да и характер у него миролюбивый. Интересно, что в сценарии упомянута то ли видовая принадлежность, то ли порода этой зверушки — souliman aktapan, и кличка — Picasso.
    • Есть кадры, где «слоник» обнимает хоботом за шею Зорга. А в кабинете кроме них только чернокожий помощник, не перед ним же эпатирует Зорг.
  • Коронная фраза: ну, не так чтобы фразы, но слова «бада бум» и «Мульти-паспорт!» запоминаются.
    • А как же Зорг? (— Вы чудовище! —Я знаю!). Причем здесь Гэри Олдман цитирует сам себя — практически эту же фразу произносит его герой (злодей-полицейский, убийца, наркоторговец и по совместительству больной на голову наркоман) в фильме «Леон».
    • Сцена, в которой полицейские пришли за Корбеном и просматривают его квартирку. (- Сэр, вы зарегистрированы как человек? — Нет, я шашлык.) Вариантов перевода много.
    • Сцена, в которой Корбен расправляется с лидером мангалоров. (— Кто ещё хочет вести переговоры? — И где он этому научился? — Вот и мне интересно.)
  • Круизный лайнер — Флостон Парадиз собственной персоной. К тому же летающий.
  • Литерал (приём комизма) — Абсолютное Зло в фильме сферическое и в вакууме. (В английском языке эта идиома тоже существует, только изначально была не про коня, а про корову).
  • Мальчики бьют, девочки стреляют — инверсия: и Корбен, и Лилу мастерски разбираются с толпой мангалоров, первый — при помощи огнестрельного оружия, вторая — врукопашную.
  • Мастер маскировки. Мангалоры умеют загадочным образом принимать человеческий облик. Даже уши не торчат, а уши у них немаленькие. Правда, не все могут замаскировать грубый мангалорский голос, а некоторые нервные — и надлежащим образом удерживать иллюзию.
  • Не в коня тумаки — планетоид «Мистер Шэдоу» после ракетных атак заметно пухнет, а потом переходит в контратаку.
  • Не в ладах с оружием. Забавный внутримировой пример с грабителем в начале фильма. Корбен, не обращая внимания на то, что на него направлен прицел, снисходительно даёт незадачливому гопнику инструкции в стиле «с предохранителя-то сними», а потом вовсе отбирает пушку и укладывает её в шкаф к другим (небось, тоже отобранным при таких обстоятельствах). При этом сам неправильно держит пистолет — вряд ли для оружия будущего отменяется тот факт, что мушка находится сверху не просто так ;)[7]
    • По поводу последнего, говорить надо на понятном собеседнику языке, а для гопника именно такой хват оружия является показателем крутизны. И стрелять Корбен явно даже не собирался.
    • Шайтан-валына, которой угрожает гопник, имеет два магазина (!), изогнутых назад от дульного среза. Изгиб магазина появляется ровно по одной причине: пуля в диаметре меньше гильзы, и если патроны плотно сложить в ряд, этот ряд будет изгибаться в сторону пуль, чем более коническую форму имеет гильза и чем меньшая часть общей длины патрона приходится на гильзу - тем более (в 5,7х28 пуля чуть ли не в два раза тоньше гильзы, но геометрия патрона полностью формируется гильзой). Короче говоря, или гильзя должны иметь обратную конусность, или требуется переусложненная система их подачи из магазина с обратным изгибом. Вопрос - нахрена, учитывая, что никаких преимуществ это не дает, уменьшает емкость магазина и усложняет процесс подачи. А уж учитывая, что магазина два, по обе стороны патронника... Ну ладно, допустим, разные боеприпасы с селектором в виде шторки...
  • Не в ладах с физикой. Авторы фильма не очень понимают, что 62 мили (около ста километров) от поверхности Земли — это уже линия Кармана, начало атмосферы, и тело диаметром 1200 миль, оказавшись там, всё равно натворит бед за счёт своей гравитации. Впрочем, окаменевшее Зло, как видно в фильме, было чуть отброшено и осталось на орбите, но в любом случае внезапное появление у Земли второго спутника с такими размерами и массой незамеченным не пройдёт.
    • Обоснуй 1: окаменевшее Зло является астральной, эфирной формой и не имеет массы. Или вовсе галлюцинация. Вполне в духе фильма.
    • Обоснуй 2: а какие мили там вообще применяются? морские? или может быть какие-нибудь космические мили…
      • Тогда и его диаметр «поплывёт» к армагеддецу масштаба солнечной системы. Даже если «космическая миля» намного короче морской — многокилометровая дурнина грохнется рядом с пирамидами Гизы, а там уже в наши дни города срослись в одну агломерацию.
    • В начале фильма корабли получают информацию с формирующегося Зла. При проверке температуры одни датчики показывают миллион градусов, другие — минус пять тысяч. Столь низкие значения невозможны. Обосновать можно, что Зло портит электронику, вот она и сбоит.
  • Несовместимая с жизнью самоуверенность приводит Зорга к вполне логичному концу. Безумное желание нагадить всем, кому только можно, от наёмных работников до подельников по тёмным делам, оставляет его в одиночестве против всех: и Корбен, не потеряй он работу, мог бы послать Монро с его билетами подальше, и оскорблённые мангалоры прощать вероломства не стали. А Зорг ещё и камни добывать полетел совсем один.
    • Вы думаете, военные и спецслужбы не нашли бы «доводов» для Корбена вернутся на службу?
    • Землянские военные тоже отметились: стены секретной базы можно в прямом смысле пробить головой и выйти в систему вентиляции. А если бы на этой базе «конструировали» не Лилу, а нечто менее филантропичное, но столь же стенопробивающее?
  • Нести как невесту. Под конец фильма основным средством перемещения подстреленной Лилу служит Корбен. Да и в начале фильма тоже был момент, причём ещё и подсвеченный («Я ищу священника». — «Венчают этажом ниже. Совет да любовь»).
  • Обезвреживание бомбы. Герой обезвреживает бомбу в самую «за несколько секунд». Зорг демонстрирует правильный способ системы отключения своей бомбы — смарт-картой, а правильный способ установки таймера своей — показан вождём мангалоров — на пять секунд, «ради чести».
  • Обжора. В начале фильма аппетит у Лилу ещё тот. Видимо, чтобы восстановить силы, сверхсуществу требуется много калорий. «Курица. [уже вторая по счёту] Вкусно».
  • Пасхалки:
    • Действие фильма начинается 18 марта — это день рождения Люка Бессона.
    • На дизайн «одежды» Лилу из белых лент (вообще, это не одежда, а «тепловой бандаж») Готье вдохновила картина Фриды Кало «Сломанная колонна». И костюм Таарны из «Heavy Metal», с которой списан образ Лилу.
    • Паразиты, от которых огнемётами очищают шасси лайнера, выполнены в виде популярных в восьмидесятые игрушек «Boglin».
    • Плавалагуна носит такое имя в честь курорта Плава Лагуна в Хорватии, где Бессон бывал в детстве.
  • Плацкартный вагон — с фитильком, «чистенький» и, увы, довольно реалистичный вариант в перспективе ближайших лет 50. Корбен живёт в «квартире-студии» квадраметров 5-6, но ему ещё неслыханно повезло: есть окно (если это не навороченный монитор с затейливой программой-поваром) и этаж, видимо, не из нижних. На уровне грунта, конечно, смог и мусор, но всё же не царство нуар-киберпанка (хотя, тема осталась почти нераскрытой). А полёт на пассажирском корабле происходит в ячейках, не намного превышающих размеры тела человека. Пассажиров возят, как дрова, в прямом смысле.
  • Пнуть сукиного сына — участь Зорга. Всё же мангалоры оказались злодеями со стандартами, не лишёнными чувства чести — а вовсе не безмозглыми наёмниками-головорезами, как ожидал Зорг.
  • Полицейские едят пончики — полицейские здесь едят всё подряд, но, конечно, и пончики тоже. И лопать пончики умеют явно лучше, чем выполнять профессиональные обязанности (потому что это ж Люк Бессон).
  • Поднять за горло. Корбен так поясняет Руби, что прилетел на лайнер не для того, чтобы болванчика на радио играть.
  • Последний выживший. Именно этот аргумент применяет Монро, пытаясь убедить Корбена — никто, кроме него самого, больше с этим заданием не справится, а остальные члены спецотряда, в котором служил главный герой, уже давно погибли.
  • Предательская кавалерия. Мангалоры спасают «Корбена» от полиции, но судя по пинкам, которыми они его потчуют, с копами ему было бы лучше.
  • Прекрасная сопрано. У Плавалагуны поначалу именно такой голос (для особо интересующихся — это голос албанской оперной певицы Инвы Мулы, а поёт она арию «Il dolce suono» из оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти). В следующем номере программы (композиции, которую уже специально для фильма написал Эрик Серра) использован голос той же певицы, но уже технически обработанный для «инопланетного» звучания. Плюс в одном, самом низком фрагменте, голос Инвы Мулы слит с голосом самого композитора.
  • Принять оскорбление как комплимент: «Вы чудовище, Зорг!» — «Я знаю».
  • Проскочить в закрывающуюся дверь — инверсия. Мондошаване очень уж неповоротливы в своих скафандрах, так что у бедолаги-инопланетянина в начале фильма проскочить в дверь не получилось. Но руку с ключом он просунуть успел. Впрочем, мондошаване по религиозным причинам не очень парятся насчёт «пожертвовать своей жизнью».
  • Полное чудовище — Зорг. Даже его босс не настолько злой, как этот бесчеловечный торговец оружием.
  • Резиновые морды у мангалоров. А на резиновой руке у них четыре пальца.
  • Самоубийственно выглядящий прыжок. Лилу, сиганувшая с высоты бог знает сколько метров, вряд ли знала наверняка, что внизу будет очень кстати пролетать такси Корбена.
  • Секретная база: интересная субверсия, база, где «собирают» Лилу расположена не в подземном бункере и не в пустыне за тройным войсковым оцеплением, а прямо на стоннадцатом этаже небоскрёба в оживлённой части мегаполиса. Правда, может быть на Земле пустынь больше нет?
    • Почему секретная-то? Обычная военная база. И даже если секретная, то попадает в троп «Спрятано на виду»: современные жители больших городов часто не знают мест за пределами их собственного района, что уж говорить о будущем населении небоскрёбов из фильма.
  • Символическое имя — имена, связанные с христианством:
    • Корбен Даллас (Korben Dallas) — Корбин — замок, в котором хранился Грааль, согласно романам.
    • Вито Корнелиус (Vito Cornelius) — Vito мужская форма от латинского слова «vita» — «жизнь». Корнелиус — в честь центуриона Корнилия (в англ. и то и другое Cornelius), крещёного святым Петром — первого обращённого в христианство язычника, он же Святой Корнилий.
    • Дэвид (David) — Давид (опять же, в англ. нет разницы). Второй царь народа Израиля. По пророчествам из рода Давида должен произойти мессия. По христианскому Новому Завету этим мессией является Иисус.
    • Жан-Батист Эмануэль Зорг (Jean-Baptiste Emanuel Zorg) — антитроп, «Jean-Baptiste» — Иоанн Креститель. Эмануэль — имя библейского (еврейского) происхождения, означающее «с нами Бог», одно из имён Иисуса Христа.
  • Скрытая реклама: «Макдональдс» не только существует в XXIII веке, но и, согласно мелькнувшей в фильме надписи, обслужил 65 триллионов людей. Вызывает доверие.
  • Так было надо — предшественник Корнелиуса собирался убить двух человек (в новеллизации одного убил), чтобы сохранить тайну.
  • Ты уволен — Корбена увольняют письмом, которое озвучил мистер Ким, повар передвижной закусочной. Ну, хоть поел бесплатно (они поспорили на обед, что новость хорошая).
  • У тебя нет преимущества — взявший в заложники Корнелиуса лидер мангалоров наверняка считал, что сорвал джекпот — жрец ведь! Вот только он не знал, что до этого культист вырубил статуэткой выходящего к нему на переговоры человека и утараканил у него билеты на курорт. Так что Даллас имел полное моральное право не париться по поводу угрозы для жизни попортившего ему много крови космобатюшки. Он и не парился.
  • Утай — летающий тайский фастфуд мистера Линга, маленький островок восточной клюквы в безликом мегаполисе.
  • Хорошее курение, плохое курение. Корбен курит, и Зорг тоже курит. Причём сигареты в будущем выглядят так же, как и в настоящем, ещё и прикуриваются спичками. И, между прочим, не будь Корбен курильщиком — конец бы Земле пришёл.
  • Чудесное обучение языку. На момент своего появления на Земле Лилу не умела разговаривать по-английски, но почему-то отлично смогла правильно прочесть вслух слово «Помогите» в такси Корбена. Обоснуй: может быть, владение человеческими языками было в неё заложено, но почему-то не сразу включилось на осознанном уровне. Так или иначе, то, как она экстерном изучает человеческий язык и культуру, выглядит довольно-таки чудесно.
  • Эффект штурмовика: великие воины мангалоры что-то уж подозрительно тупят, пока Лилу им демонстрирует мастер-класс рукопашного боя. Хотя в сцене перестрелки с Корбеном — не тупят.
    • Возможно, согласно их кодексу чести, сражаться без оружия нельзя, и ребята попросту не понимают, что делать с рыжей бестией? Как было сказано выше, в «Даже у зла есть стандарты», мангалоры не стреляют в безоружных и попросту не могут квалифицировать Лилу ни как дающую отпор, ни как сдающуюся в плен, по причине «разрыва шаблона».
      • До этого минуту назад застрелили «свиту» дивы. Так что в безоружных очень даже стреляют.
    • Главный мангалор приказал «взять» Лилу, видимо рассчитывая использовать в качестве заложницы. Только «кунг-фу рыженькой круче оказалось»

Примечания[править]

  1. Правильнее это следовало бы перевести, как «Пятая стихия».
  2. Что уж говорить: Бессон сочинил первоначальный сценарий, будучи старшеклассником.
  3. Как он мангалоров отстреливает! «Семь слева, пять справа. [автоматная очередь] Четверо слева и двое справа». А через несколько секунд, когда главный мангалор прикрылся батюшкой Корнелиусом и потребовал переговоров: Корбен выходит — Пыщь! Главный мангалор падает с дыркой промеж злобных красных глаз — «Ну, кто ещё хочет вести переговоры?» — Мангалоры, лишившись главаря, вышли из боя.
  4. Это парик: настоящие волосы Йовович ухитрились испортить при покраске.
  5. Вообще, не то чтоб само существо: считается, что пятая стихия — это любовь. Видимо, предполагается, что это существо предназначено для любви, хотя прямым текстом утверждает обратное. Впрочем, даже не так: сам Бессон говорит, что пятая стихия — это секс. Так что остаётся догадываться, как на самом деле Корбен «включил» Лилу в финальной сцене ;)
  6. На момент выхода фильма это могли бы назвать клонированием, но лет 20 спустя скорее кажется, что напечатали на 3D-принтере.
  7. Хотя для расстояния в метр наличие мушки не критично, тем более, что Корбен, судя по его послужному списку, мог разделаться с гопником голыми руками.