Идейный продолжатель/Видеоигры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сами по себе видеоигры — продолжатели настольных игр и механических развлечений: пинбола, кран-машин, тиров… Основатель Atari Нолан Бушнелл во время учёбы в колледже работал в парке развлечений управляющим по этим самым механическим играм.

Особенно отличившиеся[править]

Остальные[править]

  • Desert Skies по отношению к RAFT (RAFT старше): геймплей почти одинаков. Игрок находится на своем неказистом транспортном средстве в виде плота/эрзац-воздушного шара, воокруг- море воды/песка, и вот игрок движется в одном направлении, на пути есть лут, представленный в виде всякого плывущего мусора/деревьев с камнями, а также бочками/залежами руды, нужно собирать для улучшения транспорта и крафта вещей на верстаке. Изногда встречаются особо жирные скопления лута в виде островов и плотов/построек и караванов, где много лута. Ещё герою нужно есть и пить, еду и воду либо собирает, либо производит сам. Из противников есть акула/гидралиск-милишник, (а точнее монстр, напоминающий гидралиска) выныривающий из глубин воды/песка и пытающийся прибить героя; либо отбиваться при помощи копья/револьвера, либо быстро плыть/бежать к своему транспорту, либо к недоступному месте вроде острова/домика, иногда противник совершает попытку прогрызть плот, но обычно ничего не выходит (акула страшнее: двигается быстрее героя, когда гидралиск примерно со скоростью игрока, к тому же муталиск не прыгает и не открывает двери, а игрок — прыгает и открывает. В воде же прыгнуть нельзя в принципе, да и двери не нужны. К тому же гидралиск может не заметить героя за препятствием, а акула всё видит-препятствий нету).
  • «Бригада Е5» и «7.62» — идейные продолжатели Jagged Alliance, хотя геймплей в целом сильно отличается.
  • The Elder Scrolls: Arena, да и вообще вся серия The Elder Scrolls является идейным продолжателем серии Ultima Underworld. В случае Арены это особенно заметно: точно такая же 2,5-мерная графика, наивно-простенькая квестовая система, и боевая система очень похожа.
    • Четвёртая часть серии, Oblivion, неприкрыто сделана под впечатлением от фильма «Властелин колец». Создатели даже и не скрывают. В пятой же точной копией Эдораса из фильма является Вайтран.
    • Идея прокачки навыков по мере их использования (а не через накопление очков навыков) прямо взята из серии Quest for Glory, как и сами многие навыки.
  • Другой идейный продолжатель серии Ultima Underworld — Arx Fatalis. Здесь заимствуются уже визуальные образы — подземный мир, где всё действие происходит вдали от открытого неба.
  • Dishonored — продолжающий идеи Thief, только вместо вора — ассасин, а стимпанк сменился на дизельпанк ворваньпанк.
    • Педаль в пол — одна из сцен Dishonored почти что демонстрирует нам эпизод из Thief. Отсылка это или кроссовер, зависит от точки зрения конкретного фаната.
  • Evil Genius по отношению к Dungeon Keeper. Пусть фэнтези-сеттинг сменили на холодную войну, а искателей приключений — на шпионов, основные идеи всё те же.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords к, не смейтесь, Planescape: Torment.
  • Serious Sam по отношению ко всяким Квейкам, Думам и Дюкам Нюкемам, которые этой же игрою и выстёбываются. Но в начале 2000-х Сэм как раз и возродил идею беззаботного мясного шутера. Что касается персонажей: издеваясь над Дюком Нюкемом, Сэмюэль Стоун от него практически не отличается.
  • Fallout — идейный продолжатель игры «Wasteland». А игра «Wasteland 2» — идейный продолжатель «Фоллаута».
    • ATOM RPG — фолаут в Клюквороссии.
  • Heroine’s Quest и Quest for Infamy — идейные продолжатели серии Quest for Glory (кстати, 1-я часть этой серии сначала называлась Hero’s Quest, так что названия обеих вышеупомянутых игр — отсылки).
    • Mage’s Initiation — продолжатель с четырьмя подклассами протагониста-мага.
  • Haunting Ground по отношению к серии игр Clock Tower.
  • Dark Souls и Bloodborne — к Demon’s Souls. А также все они по отношению к манге Берсерк и к серии King’s Field, а Bloodborne ещё и к серии Castlevania и к творчеству Лавкрафта. Создатели Bloodborne также признавали существенное влияние фильма «Братство волка».
    • Нужно различать именно идейное продолжение и влияние визуального стиля и элементов геймплея, так как это все игры от единого разработчика From Software, и многими фанатами они даже рассматриваются как продолжение сюжета друг-друга — мир Dark Souls видится как следствие «темной» концовки Demon Souls, а Bloodborne — очень далёкое будущее Dark Souls.
  • Кто точно (и при этом случайно!) идейный продолжатель «соулборна» так это Hollow Knight. А он в свою очередь повлиял внезапно на Ori and the Will of the Wisps, принеся туда картографа, ближний бой, больший акцент на сражениях в целом и некоторые тёмные темы сюжета.
  • И есть небольшой шанс, что предшественником Bloodborne был Chakan: The Forever Man для Sega Mega Drive.
  • Freedom Planet изначально делалась как фан-игра по миру Sonic the Hedgehog. Впоследствии из неё были убраны эксклюзивно-сониковские элементы, чтобы её можно было продавать, но осталось достаточно сходства, и многими фанатами игра воспринимается как продолжение старого-доброго Соника вместо нового, слащаво-карамельного.
  • Серия Megaman:
    • Mighty No. 9, который делал продюсер и художник серии Megaman Кэйдзи Инафунэ. Продюсер и художник — но не геймдизайнер, поэтому вышло в стиле «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
    • А потом появился весьма неплохой Azure Striker Gunvolt, получивший титул идейного продолжателя Мегамена. Тем не менее, вышел кроссовер этих игр, Mighty Gunvolt.
    • 20XX — процедурный Megaman.
  • Серия игр Rusty Lake — идейный подражатель сериала Twin Peaks
  • Bloodstained по отношению к Castlevania. Притом ДВАЖДЫ. Ritual of rhe Night — к Symphony of the Night, а Cursed Moon — к третьей части. Каждая игра копирует соответствующую стилистику и геймплей. Делал её программист и сценарист Castlevania Кодзи Игараси, вдохновившись примером Инафунэ, и получилось куда лучше, чем у Инафунэ с его Mighty No. 9.
  • У игры Betrayal at Krondor есть целых два продолжения: сюжетное Return to Krondor и идейное Betrayal in Antara. Betrayal in Antara не имеет ничего общего с миром, в котором расположен город Крондор, но вот геймплей и ролевая система очень напоминают предшественника.
  • BioShock — идейный продолжатель игры System Shock, но в другом сеттинге.
    • Корни Deus Ex явно оттуда же — как-никак, Уоррен Спектор работал над обоими играми. Да и киберпанк же у нас али нет?
  • Act of War — идейный продолжатель самого первого Command & Conquer.
  • Неплохие отзывы получила jRPG совсем не японского вида The Spirit Engine. Название — именно то, что написано на упаковке: Чу-Чу в человеческом обличье ищет, как вернуться в свой мир, и сделало для этого машину, работающую на энергии духов. И заодно — мегакорпорацию для прикрытия. Наш герой, дух, собирает партию из трёх приключенцев (волшебница, стрелок и священник, хотя возможны повторы), и отправляется по пятам за капиталистом. Фанаты попросили сиквел, и он вышел, в другом мире и без всяких духов. А название то же самое, только с двойкой.
  • Отечественная РПГ про фэнтези-Русь «Златогорье» продолжает идеи игры того же жанра «Князь».
  • Hatred по отношению к первому Postal.
  • Продолжатели Touhou Project:
    • Seihou Project («Проект „Запад“») — самый первый продолжатель Touhou, вернее, «сестринская серия», созданная друзьями ZUNа по группе Amusement Makers. Является эдакой противоположностью «Востока»: если Touhou — фэнтези, то Seihou — sci-fi с боевыми летательными аппаратами и андроидами: если в Touhou большинство противников являются 500-летними лолями, то в Seihou некоторым боссам по пять-десять лет. Музыку к первым двум играм писал сам ZUN, и в них появляются персонажи из Touhou, движок же второй игры был использован ZUNом в Windows-играх, да и в целом в Touhou есть заимствования из Seihou.
      • У Seihou появилась собственная сестринская серия — Project Blank [P. N. B.], в которую входят игры Samidare и RefRain ~prism memories~. В первой аналогично по-дружески появляются персонажи из Seihou. А ещё Юки и Май из Touhou, но уже неофициально.
    • Len’en Project — ещё более едрёная версия Touhou с ещё более высокой сложностью и рисовкой в стиле ZUNа, но ещё более упоротой, а вместо полного состава женских персонажей — полный состав персонажей непонятного пола (автор сам говорил, что никогда не раскроет их пол и игроки могут представлять их кем хотят), ну и безумные персонажи, безумные сверхспособности и безумные многоходовочки, куда же без них. Кстати, Touhou 16 позаимствовала из Len’en механику флэш-бомб.
    • Hollow Word of God.
    • Mrs. Extasion.
    • Jigoku Kisetsukan: Sense of the Seasons.
    • Terra Feminarum — эту игру можно было бы назвать «Проект „Север“», так как основана она на финской мифологии. И да, суровая финская тоха настолько сурова, что в ней нет бомб.
  • Игры от CAVE:
    • (Do)DonPachi ==> Patriot Dark, Blue Wish, Zen-Ichi. И конечно, Crimzon Clover. Karugamo — скорее версия для бедных.
    • Space Moth по отношению к Mushihimesama.
    • EX -extra- по отношению к Ketsui.
  • Серия The Tale of ALLTYNEX (ну или по крайней мере KAMUI) по отношению к Ray-серии от Taito.
  • У Minecraft целая орава продолжателей, в основном, с продвинутой графикой. The Ark, No Man’s Sky, Subnautica, Копатель Онлайн. Но есть и Space Engineers.
    • У самого же «Копателя онлайн» есть продолжатели в виде некоторых убогих школо-серверов Minecraft и его продолжателей с населением из школоты, дурней, читеров, рекетиров, нубов и прочих обитателей «копателя».
  • Что самое интересное, сам Minecraft является продолжателем Infiminer и Dwarf Fortress.
  • No One Lives Forever — хотя сама игра является пародией на Бондиану, умудрилась обзавестись целой группой таковых! Deathloop, Destroy All Humans, Stubbs the Zombie, Team Fortress 2, The Spy Who Shrunk Me… Абсурдный юмор с примесью идиотизма, мультяшная стилистика, юмор холодной войны, середина XX века, яркие персонажи, ироничность — всё прям как у NOLF. Это и понятно: учитывая ситуацию с правами на франшизу, легче создать похожую игру, чем переиздать оригинал. Есть и похожий мультсериал Archer.
  • Creeper World — здания и основные механики взяты из «Периметра», только несколько переработаны строительство и энергоснабжение. Крипер — более качественная реализация механики затопления из провального «Периметр 2: Новая Земля» (даже криперные споры похожи на водяные метеориты из П2), каждый уровень по сути является «Альфа-экспедицией» (миссией по установке генераторов в нужных точках для открытия портала), которых в П было слишком мало, а в третьей части появляется и терраформинг. Сюжет аналогично повествует про людей, сбежавших от апокалипсиса на корабле-городе и прыгающих по мирам в поисках нового дома. При этом можно сказать, что Creeper World реализует формулу «Периметра» лучше, чем сам «Периметр» — CW весь про контроль территории и позиционную войну, в то время как разработчики П пытались угодить западной аудитории, приближая игру к более традиционным RTS (что всё равно не дало игре популярности на западе, а в России она не дотянула до культовости «Вангеров»). Правда, разработчик очень неохотно это признаёт.
  • Supreme Commander и Planetary Annihilation к серии Total Annihilation.
  • Pillars of Eternity была заявлена как идейный продолжатель Baldur's Gate, Planescape: Torment и первых фоллаутов. Получилось больше похоже на первую, вплоть до меметичного «you must gather your party before venturing forth».
    • А вот Torment: Tides of Numenera нисколько не прикрывает, а вовсю гордится своим ближайшим родством именно c Planescape: Torment.
    • В свою очередь, Tyranny многое унаследовала от PoE.
  • Under Night In-Birth по отношению к Melty Blood.
  • Многие российские игры (в том числе квесты) девяностых подражали западным образцам. Успешность подражания варьировалась от эпигонства до этого тропа.
    • Малоизвестная игра «Восьмое путешествие Синдбада: Проклятие Карамогула» очевидно подражает «King's Quest» и «Torin's Passage».
    • В игре «Страшилки: Шестое чувство» под эту же квестовую классику сделан закос в одной из частей игры, где героиня перемещается в сознание Главгада. Поскольку он главгад, сознание стилизовано под Ад, там встречаются демоны, монстры, живые игрушки и ещё много всякой нечисти.
    • Ash of Gods по отношению к Banner Saga. Впрочем, оригинальных разработчиков это только порадовало — и они даже подкинули денег на Кикстартере!
  • Art of Murder по отношению к Still Life. Атмосфера и графическое решение идентичны — на скриншотах игры можно различить только по внешности героини. Сама героиня — агент ФБР с короткой стрижкой; ей противостоит безумный художник. При этом вторичное произведение ничем не уступает оригиналу (и при этом не содержит огромного количества багов).
  • Armikrog задумывалась как сабж к культовой The Neverhood, вот только вышла не очень.
  • Shadow Tactics: Blades of the Shogun, Desperados: Wanted Dead or Alive и В тылу врага — идейные наследники серии игр «Commandos». При этом если «В тылу врага» наследует от своего предшественника большую часть идей, но впоследствии разрастается и доростает до уровня масштабных битв и Стратегия в реальном времени, то 2 другие игры копируют «Commandos» в намного большей степени (почти полностью, за исключением сеттинга), ни во что в последствии не эволюционируя (тут это слово применить можно: «В тылу врага» менялся и существовал с 2004 года, а «Commandos» — вообще с 1998 года; это довольно существенный срок по компьютерным меркам).
  • Future Cop L. A. P. D. и G-Police — манга- и аниме-франшиза Patlabour.
  • Virtual Cop 3 — «Повторная загрузка» и T. R. O. N., частично — «Осмосис Джонс».
  • Yooka-Laylee по отношению к Banjo-Kazooie.
  • Star Wars Arcade Trilogy (Sega/LucasArts, 1998 г.) — Cobra Command (Data East, 1984 г.)
  • Серия Giana Sisters — будучи изначально полным клоном Super Mario Bros, со временем приобрела собственные элементы геймплея.
  • INSIDE по отношению к Limbo, и Little Nightmares по отношению к ним обеим. Все три игры — хоррор-квесты-платформеры с детьми-протагонистами, без единого слова и без объяснений происходящего, в зловеще-непонятных мирах, с активным использованием тропов «Непонятно — значит страшно» и «Неизвестность пугает больше».
  • Resident Evil — это Alone in the Dark. Сходства видны невооружённым взглядом. А вот «Alone in the Dark: A new nightmare» целиком и полностью ориентируется на Resident Evil 2-3 (особенно это касается раскрытия сюжета за разных персонажей). Вот такие дела.
  • Субверсия со Sleeping Dogs. Сходство с серией Trie Crime очевидны… но это потому что изначально это и была True Crime: HongKong! Просто Activision решили продать почти готовую игру Square Enix, а те её несколько переделали.
  • Sakura Dungeon по отношению к Demon Master Chris. Обе игры — анимешные dungeon crawlers с юрийной командой, и даже механика у них очень похожа, разве что у Крис апгрейды привязаны к одежде, а в Sakura Dungeon — непосредственно к персонажу. При этом продолжение вышло отличное, а по сюжету, пожалуй, даже получше оригинала.
  • Bug Fables: The Everlasting Sapling по отношению к Paper Mario.
  • The Messenger — продолжатель Ninja Gaiden.
  • Heroines of Swords & Spells хоть и отсылает к культовой в СНГ серии «Герои Меча и Магии», но идейно куда ближе к аниме KonoSuba — где ещё можно встретить подобных персонажей, столь феерически не подходящих под заданные им роли?
  • Kingdom Come: Deliverance и серия Mount & Blade — подходы с разных сторон к уникальной концепции «максимально реалистичного фэнтезийного мира Средневековья» (т. е. все фантастические существа и магия взяты не из современного фэнтези, а созданы в строгом соответствии с легендами, сказками и летописями Средних Веков) игры Darklands. Целиком концепцию пока ещё никому не удалось воссоздать. Mount & Blade показывает, что могло бы получиться, если карту Darklands (германские княжества и окрестности) расширить на всю Европу; и в ней так же, как в Darklands, игрок управляет партией приключенцев с прокачиваемыми навыками и выполняет реалистичные задания — но в M&B можно ещё и нанимать войска, да и геймплей сосредоточен на боевых действиях (хотя текстовые квесты по-прежнему есть, но вариантов их прохождения совсем немного), а фэнтезийной части вообще нет. Kingdom Come: Deliverance воссоздаёт атмосферу выживания в Средневековье, а из фэнтезийного там есть алхимия, как и в Darklands — но в KCD только один герой.
  • Control по отношению к SCP Foundation. Немного уменьшили размеры и масштаб действий организации, закрутили сюжет вокруг главной героини — в итоге получилась одна из самых годных игр про удержание и сохранение всяких аномальных предметов и людей.
  • Disney’s Peter Pan: Adventures in Never Land aka Peter Pan in Disney’s Return to Never Land (Disney Interactive/Doki Denki, 2002 г.) по отношению к Alien Sector aka BaRaDuKe (Namco, 1985 г.), Ranger X (Sega/GAU Entertainment, 1993 г.) и Super Mario World 2: Yoshi’s Island (Nintendo, 1995 г.).
  • REDCON — явный оммаж «Пушечному мясу» Кацухиро Отомо.
  • BONEWORKS для Half-Life и Vertigo 2[2] для обоих Half-Life и Portal, в нём даже портальная пушка есть![3]
    • Snowdrop Escape и Mind Escape для Бункер-18 и CUBE соответственно. И там и там есть советская сверхнаука в лице РАДИОХИМа и SARMA Initiative, а также некоторая загадочность, однако 163020 и OTHER-LIFE это совершенно разные вселенные. И атмосфера разная, сюжет тоже разный. Впрочем, поскольку некоторые люди в SDE dev team это выходцы из студии AASC, это неудивительно.
  • Rimworld по отношению к Dwarf Fortress
  • Регулярное явление в Клубе Романтики:
    • «Паруса в тумане» по отношению к «Пиратам Карбиского моря».
    • «Рождённая луной» по отношению к «Сумеркам».
    • «Тени Сентфора» по отношению к «Очень странным делам», «Оно», «Ривердейлу» и «Американской истории ужасов».
    • «В ритме страсти» по отношению к «Шагу вперёд», «Бурлеску» и «Уличным танцам»
    • «Секрет Небес» по отношению к «Друзьям ангелов». А вот с Гарри Поттером никакого идейного продолжения не получается, так как цели главных злодеев диаметрально противоположны.
    • «Я охочусь на тебя» по отношению к «Достать ножи» и «Как избежать наказание за убийство». Также среди русскоязычных фанатов очень популярно сравнение со «Следом».
    • «Дракула. История любви» по отношению к «Дракуле 2014» (даже заглавного героя срисовали с Люка Эванса) и «Великолепному веку».
    • Теперь список пополнился, как минимум, «Грешным Лондоном» и жирным намёком на «Шерлока Холмса» Гая Ричи.
    • «Арканум» попахивает инвертированной версией «Однажды в сказке». И даже имя детектива Роберта Штильцхена созвучно с Румпельштильцхеном.
    • «Хроники гладиаторов», по ходу, снимали с фильма «Гладиатор» с Расселом Кроу.

Когда идейный продолжатель создаёт та же компания[править]

  • Assassin's Creed — это мало кто замечает, но за основу концепции как минимум первой части разрабы из Ubisoft взяли, по факту, геймплей ранее выпущенных ими трёхмерных частей серии Prince of Persia, но к которому на этот раз решили прикрутить набор дополнительных фич — стелс, более открытый мир, и т. д.
  • Dawn of War 2 — это Company of Heroes в 41-м тысячелетии.
    • А точно не наоборот?
      • По геймплею — нет, именно Dow 2 копирует CoH, благо разработчик один. А вот CoH 2 — это таки DoW 2 в декорациях Второй Мировой, ибо советские войска ведут себя вполне в духе Астра Милитарум, где злобные комиссары готовы расстрелять за невосторженный образ мыслей.
  • World in Conflict — идейный продолжатель Ground Control от той же студии, правда далёкое будущее заменили на альтернативный таймлайн, где медведь снова зол.
  • BlazBlue по отношению к Guilty Gear. BB создан как серия-замена во время хиатуса GG. Интересный пример, так как на данный момент, после выхода GG из хиатуса, обе серии существуют одновременно.
  • Mass Effect — не увидеть схожести с Star Wars: Knights of the Old Republic, выпущенной ранее этой же студией, может только слепой. Или тот, кто никогда не играл в последнюю.
  • А сама предтеча ME — идейный продолжатель Neverwinter Nights во вселенной Звёздных Войн.
  • Command & Conquer: Generals — неудачная попытка стать идейным продолжателем самого первого Command & Conquer (вместо этого игра получилась такой же клюквенной, как и Command & Conquer: Red Alert).
  • The Dark Pictures Anthology — геймплей и общие идеи продолжают Until Dawn. Правда, места действия и атмосфера будут менятся (т. к. каждая новая игра — новая история).
  • The Outer Worlds — создатели из Obsidian не особо и скрывали что делают Fallout: New Vegas в космосе. Впрочем, фанаты студии этого от них и ждали.
  • Можно сказать, что игры серии Final Fantasy — идейные продолжатели друг друга. Действие Final Fantasy N+1 происходит совсем не в том мире, что действие Final Fantasy N. А вот общих элементов геймплея, скорее всего, у них немало.
  • Аналогично с другой известной JRPG серией, Tales of…
  • Chrono Trigger по отношению к другой РПГ от Square, Live-A-Live — обе повествуют о героях из разных эпох, объединившихся против угрожающего всем злого зла.
  • Act of Aggression — идейный продолжатель Act of War.
  • Crossout от создателей Ex Machina унаследовал постапокалиптические пустоши (население вымерло из-за болезней) и концепцию машин, до зубов увешанных разномастным оружием. В принципе, игру можно без особых натяжек назвать Ex Machina Online.
  • Arx Fatalis породил Dark Messiah of Might and Magic от тех же разработчиков, Arkane Studios. Интересно, что первоначально игра задумывалась как сиквел к Арксу, а не игрой по лицензии Might and Magic.
  • Data East и их Two Crude Dudes по отношению к Bad Dudes vs. Dragon Ninja.
  • Risen, особенно первая часть — та же Gothic, только в другом мире. А то и в том же самом, на что даются намёки разной толщины во всех частях.
  • Как появился хардкорный Armed Assault? Старый добрый Operaton Flashpoint продали с потрохами, но авторы не унывали.
  • Ikaruga по отношению к Radiant Silvergun. Она даже создавалась под рабочим названием «Project RS2».
  • Серия Yakuza по отношению к играм Серия Shenmue. И там и там герою предстоит гулять по японскому городу исследовать местность, выполнять задания и коротать время в аркадном зале.
  • Мало кто знает, что серия пошаговых стратегий с элементами jRPG Langrisser/Warsong является не просто идейным продолжателем, а именно что непохожим сиквелом трёх выпущенных в 1987 г. для различных японских компьютеров и игровой консоли PC Engine (aka TurboGraphX-16) той же фирмой NCS игр — Elthlead/Elthlead Senshi, Gaia no Monsho/Crest of Gaia и Gaifureimu (во всех трёх RPG-составляющая пока ещё достаточно слаба, а геймплейно они напоминают скорее смесь глобальной военной пошаговой стратегии по типу Koei’евских Romance of Three Kingdoms, Nobunaga’s Ambition и Genghis Khan — The Clan of Gray Wolf, где игроку даётся карта, чётко поделённая на регионы, часть из которых которые надо отвоёвывать у противника или занимать войсками раньше него, а между теми, что уже контролируешь — правильно выстраивать логические связи[4] с tower defense’ом, ну а непосредственно сцены боёв между отрядами — вообще настольные игры типа шахмат): действие всех трёх игр происходит в одной с Langrisser’ом вселенной, между событиями старой трилогии и серии Langrisser существует определённая хронологическая связь (где связующим звеном является третья часть Langrisser), плюс в четвёртой части вновь появляются некоторые типы футуристических hi-tech-юнитов из Gaifureimu.

Примечания[править]

  1. 2 в японском читается как «ни».
  2. Если верить этому видео
  3. Автору этой Vertigo 2 даже доверили сделать официальную портальную технодемку, вот она.
  4. Любопытно в этом свете, что Dreamcast’овская версия Langrisser Millenium, которую многие фэны серии за канон не считают, была в этом плане скорее такой неудачной попыткой вернуться к истокам.