В тылу врага

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья MenOfWar. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

В тылу врага — серия игр в мешанине жанров от постсоветских разработчиков (хотя были и иностранные части серии, и игры на том же движке от других фирм), конкретный зависит от режима игры, конкретной части серии и самой миссии; обычно жанры тактической Стратегия в реальном времени без строительства баз (которые обычно относят к жанрам тактических стратегий или MOBA), стратегии по типу «Операции Багратион», стелс-экшена, симулятора защиты, иногда проскакивают гоночные миссии и подобие тактической RPG и шутеров от 1-3 лица, в некоторых местах также может рассматриваться как идейный продолжатель серии игр Commandos. Работают игры на движке «GEM Engine» разных модификаций, так что определять принадлежность к серии надо по движку, а не названию.

Общее[править]

Так как изначально игра создавалась про партизан и диверсантов, её отличает большое внимание к отдельному бойцу, в том числе наличие инвентаря, предрасположенности к определённому типу оружия и возможности перехватить управление, начав играть за персонажа в шутер от третьего лица.

Части серии[править]

Классическая серия[править]

Самые первые игры, разработанные в Best Way; 1C тогда были издателями.

  • В тылу врага (Soldiers: Heroes of World War II) (2004) (GEM engine 1.0) (Разработчик — Best Way, издатель — 1С)
    • Первая игра серии. В наличии 4 независимых сюжетных кампании.
      • Советская кампания «Катюша» — Группе советских десантников необходимо найти захваченную немцами «Катюшу» и с её помощью уничтожить разгружаемую на ж.д. станции бронетехнику.
      • Британская кампания «Проект „Америка“» — Отряд британских диверсантов пытается найти и захватить блок наведения ракеты ФАУ-3, она же — «A-9/A-10 „Amerika-Rakete“» (в реальности же под «Фау-3» имели в виду дальнобойное орудие с 60 зарядными каморами, а не ракету).
      • Американская кампания «Дорога на Берлин» — Воздушно-десантная операция «Market Garden» — высадка и захват союзниками мостов в Голландии.
      • Немецкая кампания «Ярость Тигра» — за танкового аса Михаэля Виттмана в боях за Виллер-Бокаж в июне 1944.
  • В тылу врага 2 (Faces of War) (2006) (GEM engine 2.0) (Разработчик — Best Way, издатель — 1С)
    • Вторая полноценная игра серии. По сравнению с первой частью вырос масштаб: если в оригинальной игре под командованием игрока была небольшая группа диверсантов, то во второй части появились миссии, где игрок управлял несколькими отрядами бойцов на фронте. В связи с этим, появилась система отрядов: можно было больше не приказывать каждому бойцу по отдельности, а отдать приказ всему отряду. В игре 3 стороны — Советский Союз, Германия и Союзники, и по две кампании, «фронтовая» и «диверсионная» за каждую. Имела эпичный мультиплеер, в котором самой эффективной стратегией оказалось зашивание с особым цинизмом. Из-за этого в следующей части механика подкреплений была полностью изменена.
  • В тылу врага 2: Братья по оружию (2007) (GEM engine 2.1) — дописать этот раздел. (Разработчик — Best Way, издатель — 1С)
  • В тылу врага 2: Лис пустыни (Men of War) (2009) (GEM engine 2.1) — дописать этот раздел. (Разработчик — Best Way и DigitalMindSoft, издатель — 1С)

Серия «Диверсанты»[править]

Идейный продолжатель первой «В тылу врага», унаследовавший от неё движок GEM engine 1, которые не претерпевал значительных изменений (на моменты выхода третьих «Диверсантов» уже существовал GEM engine 2, однако старый движок сохранили для большего соответствия предыдущим играм серии).

Игры авторства 1С[править]

После выхода «В тылу врага 2: Лис Пустыни» разработчик Best Way прекратил работу над серией, поэтому издатель 1С предпринял попытку продолжить серию играми собственного авторства.

  • Чёрные бушлаты (Men of War: Red Tide) (2009) (GEM engine 2.1) — (Разработчик и издатель — 1С-СофтКлаб)
    • Дебютная игра за авторством 1С была очень тепло встречена фанатским сообществом. Основным отличием от предыдущих частей за авторством Best Way стало наличие только одной играбельной фракции — СССР. Больший упор был сделан на историчность: среди юнитов появились некоторые реальные участники описываемых событий, в меню игры появилась Энциклопедия, содержащая историческую сводку по каждой миссии кампании. Помимо СССР и Германии в игре присутствовали Италия и Румыния. Для игры не был предусмотрен мультиплеер.
  • Штрафбат (Men of War: Condemned Heroes) (2012) (GEM engine 2.2) — дописать этот раздел. (Разработчик и издатель — 1С-СофтКлаб)
    • Вместо элитных бойцов спецподразделений игроку предстоит вести в бой солдат штрафных батальонов. В целом, игра была принята хорошо, однако изобиловала багами.
  • Диверсанты: Вьетнам (Men of War: Vietnam) (2011) (GEM engine 2.2) — (Разработчик и издатель — 1С-СофтКлаб)
    • Данная игра не имеет никакого отношения ни к серии «Диверсанты», ни к тематике Второй Мировой войны. Сеттинг переместился на поля Войны во Вьетнаме. Игра получила как положительные, так и отрицательные отзывы игроков. Ругали, в основном, нелогичную смену сеттинга, однообразие некоторых миссий и плохую оптимизацию.

Серия «Штурм»[править]

Основным отличием игр серии «Штурм» (и ещё некоторых, помещённых в данный раздел) является упор на мультиплеерную игру, нежели на одиночные кампании.

  • В тылу врага 2: Штурм (Men of War: Assault Squad) (2011) (GEM engine 2.2) (Разработчик — Digitalmindsoft, издатель — 1С)
    • Первая игра, сфокусированная на мультиплеере. Сам мультиплеерный режим был ещё и в «В тылу врага 2», а впервые появился вообще в самом первом «В тылу врага», но именно «В тылу врага 2: Штурм» сделала это основным режимом игре. Собственно говоря, мультиплеера, в том числе режима «Игрок против Игрока», насколько автор правки помнит, не было только в «Диверсантах», «Черных бушлатах» и «Штрафбате» — везде, включая даже идейные продолжателей серии на том же движке, был «Штурмоподобный» мультиплеер, в том или ином виде. О мультиплеере надо будет написать поподробнее.
  • В тылу врага: Штурм 2 (Men of War: Assault Squad 2) (2014) (GEM engine 2.2) (Разработчик — DigitalMindSoft, издатель — 1С-СофтКлаб)
  • Штурм 2: В тылу врага. Начало (Assault Squad 2: Men of War Origins) (2016) — дописать этот раздел. (Разработчик — DigitalMindSoft, издатель — 1С)
  • В тылу врага: Штурм 2 — Холодная война (Men of War: Assault Squad 2 — Cold War) (2019) — (Разработчик — DigitalMindSoft, издатель — 1С).
    • Самая кривая поделка серии, ненавидимая абсолютным большинством игроков. Копирование многих механик из Call to Arms, замена оригинальной система повреждений техники на HP, прямое управление, ставшее похожим на аналогичное в Company of Heroes (на минуточку, одного из главных конкурентов В тылу врага), а также плохой баланс и баги по праву «наградили» игру статусом худшей в серии.
  • Men of War II: Arena (старое название — Soldiers: Arena) (ЗБТ — 31 марта 2020, ОБТ — 29 июля 2020, релиз — 2021) (GEM engine 2 с чем-то) — дописать этот раздел. (Разработчик — Best Way, издатель — 1С)

Близкие родственники[править]

Основной критерий — движок тот же или схожий (версия может отличаться, или модифицированный), геймплей — обычно тоже похож на хотя бы одну игру официальной серии или другую игру на GEM Engine, но формально это не часть серии.

  • Битва империй: 1914 - 1918 (Battle of Empires: 1914—1918) (Вышла в 2015) (GEM engine 2.3) — дописать этот раздел. (Разработчик — Great War Team, издатель — Best Way Soft)
  • Call to Arms (Ранний доступ — 2015, релиз — 2018) (GEM engine 2.2) — дописать этот раздел. (Разработчик и издатель — Digitalmindsoft)
  • Gates of Hell (Ранний доступ — 2016, релиз — 2019) (GEM engine 2 с чем-то) — дописать этот раздел. (Разработчик — Barbedwire Studios и Digitalmindsoft, издатель — Digitalmindsoft)

Важные и крупные моды[править]

Самих модов и пользовательских миссий/кампаний довольно много благодаря легкости модификации и встроенному редактору миссий.

  • Дополните этот раздел.

Идейные продолжатели[править]

Движок другой, геймплей и идеи схожие.

  • Дополните этот раздел.

Не существовавшие[править]

  • В тылу врага 3/Outfront (Планировалась ещё в 2014, долго разрабатывалась, в итоге мутировала в Men of War II: Arena, СМ. выше) (планировался GEM engine 3.0)
  • В тылу врага онлайн (Упоминалась в интервью с гейм-дизайнером Best Way Юлией Романовой, не создана, мутировала в «Арену») (вероятно, планировался ранний GEM Engine — от 1,0 до ранних 2 с чем-то)
  • Проект № 5 (Project 5) (Заморожена на неопределённый срок) (планировался GEM engine 3.0)
  • Nuclear Union]]/Новый союз (Отменена) (планировался GEM engine 3.0)
  • Цхинвал в огне (Разрабатывалась в 2008 году финской компанией Aarre Games Ltd, но была свернута, текущее состояние является де-факто заморозкой проекта на неопределенный срок [1]) (GEM Engine 2)
  • World in War: Vietnam (Разрабатывавшийся разработчиками World in War Team «такой глобального мода, что уже полноценная игра», был заморожен на неопределенный срок в 2013 года) (вероятно, GEM Engne 2 с чем-то).

Тропы[править]

  • 3872 орка: в большинстве миссий противник обладает превосходящими силами. В частях про диверсантов у противника куча пехоты и легкой техники, а техника посильнее встречается, хотя и реже, в «стратегических» же часто много ещё и техники. В оборонительных стратегических миссиях же врагов прорва, а дело часто доходит до огромных количеств тяжелой/сверхтяжёлой техники и/или до огромных пехотных орд (под конец боя уничтоженных пехотинцев набралось 2843 штуки — почти дотягивает до тропнеймера, но тут нужно учесть, что каждый пехотинец был отдельным юнитом на поле боя).
  • Стратегия в реальном времени — едва ли не первая стратегия, умудрившаяся свести воедино тактику с высочайшим уровнем детализации (слив бензина с не поддающихся восстановлению машин, наличие у каждого из десятка бойцов инвентаря и т. д.) с шутером (под прямое управление можно было взять и пехотинца, и танк). Создана донецкой студией Best Way.
  • TRPG — некоторые задания/уровни за диверсантов похожи на это.
  • Антилопа-гну — сильно обстрелянная и поврежденная техника. Большая часть повреждений сильно сказывается на характеристиках юнита, и поэтому повреждения желательно как можно быстрее чинить. Однако автотранспорт вполне может ездить и работать при повреждении корпуса (не в хлам; в старой версии даже при разбитом до неремонтопригодного уровня корпусе ездил), а буксируемые орудия — при повреждении опор, колес и щитка. Так же сабжем можно считать технику, из которой свинчен пулемет (хотя такая техника подразумевает и возможность поставить на место пулемет получше), техника после необратимых повреждений (скажем, «Каллиопа» после уничтожения ракетной установки залпами противника; или имевшаяся в старых версиях при определенных условиях починить танк с оторванной башней и использовать получившуюся самобеглую повозку как танкетку с полноценной танковой бронёй).
  • Бездонный инвентарь: без специального ящика солдат много не удесёт, хотя набить инвентарь до 120 кг вполне можно. А вот с ящиком можно унести тонну-другую без вреда для здоровья.
  • Бездонный мешок: ящики. Имеют в себе 7×6 клеток против 7×4 в инвентаре персонажа, а кроме того, в них всё стакается в 6 раз сильнее и в них можно класть то, что по-обычному персонаж унесёт только в руках, а в ранец не засунется. Бонусные очки: в транспорт можно засунуть 3 «больших ящика», в каждый из которых можно засунуть по 3 наполненных хабаром «малых ящика», да ещё место останется. Багаж включает в себя 50-литровые бочки, 20-литровые канистры, ремкомплекты, снаряды к орудиям всякого вида, (снаряды к супер-пушкам и наполненные бочки можно использовать как мины, ибо будучи раздавленными или поврежденными взрываются) боекомплект, 6 пулемётов, снайперскую винтовки, всякие гранаты, мины, миноискатель, динамиты, спички… Если в уже удерживаемый на весу ящик класть всякий хабар, можно дойти до 100, 300, 500, 1000, 5000 КГ груза, и герой под такой тяжестью не упадёт… Назвали бы уж «подпространственной ячейкой» для приличия, а то такой артефакт позволяющий взять много больше припасов на следующий уровень выглядит как-то несолидно.
  • Бесхозный станковый пулемёт — если есть что-то с пулеметом или оружием большего калибра — ему найдется применение.
  • Билингвальный бонус — в первой части юниты говорят на родном языке своей фракции.
  • Выходила на берег КатюшаКатюша и БМ-8-24 у СССР, Каллиопа у США (танк с реактивной установкой на башне), Land Mattress у Британии, Panzerwerfer и Nebelwerfer 41 у Вермахта западного фронта (фракция «Третий рейх»), «Штука-цу-фус» и SWG-41. Из них «Каллиопа» отличается несуразной как для арты прочностью, а «Цуфус» и SWG — несусвытным радиусом поражения (сносит все, даже тяжёлую бронетехнику).
  • «Десболл». В «В тылу врага 2» грамотное зашивание позволяет накопить силы для десболла тяжелыми танками под конец. Особенно при игре за немцев, у которых есть небольшое преимущество в живучести техники. Иногда прокатывает даже в игре в меньшинстве 3:2. Тактика «зашивание+десболл» настолько непрошибаема (автор правки, применяя ее, выигрывал четыре боя из пяти), что в следующей части («Братья по оружию») разработчики ввели жесточайшие лимиты и полностью сменили стиль игры.
  • Дымовых гранат не существует — Инверсия: начиная с 2 части дымовых гранат много, и они хорошо задымляют пространство. Да и на более ранних движках сделать дымовые гранаты можно было. Иногда даже на более новых движках появлялись моды, добавлявшие в игру химические гранаты, наносившие урон всем, кто попадет в дым, а в «Битве империй» химическое оружие уже вполне легетимно, без модов, является одним из видов боеприпасов к артиллерии.
  • Зашивание. Эшелонированная оборона вблизи базы и с грамотным минирование местности[1] практически непрошибаема даже при игре в меньшинстве 2 на 3, и позволяет накопить технику для раша под конец. Особенно при игре за немцев, у которых имеется небольшое преимущество в живучести тяжелой техники. Серьезные проблемы может доставить только прорвавшийся тяжелый танк или САУ на ручном управлении, либо грамотный и точный удар реактивной артиллерии. Эта тактика стала настолько массовой, что в следующей части (Братья по оружию) разработчики полностью изменили механику игры.
  • Круто, но жалко тратить: тяжёлая (где-то больше 100 ММ) и ракетная артиллерия могут снести всё, да вот только обычно снарядов/ракет немного, да и перезарядка долгая, и приходится думать, куда отстрелять Катюшу или береговую артиллерию.
  • Круто, но нельзя терять:
    • Бронетехника и артиллерия: при игре в стратегию почти любая, при игре за диверсантов — вообще любая, у которой броня спасает как минимум от пуль. Порой приходится долго возиться, чтоб её не угробить, или прыгать в горящий танк с ремкомплектом — лишь бы не сгорел. По ценности с ними могут сравниться…
    • Ваши подчиненные, при игре за диверсантов: мощные, могут навести разгром на всю карту, но их мало, и если помрут — придется перезагружаться, так как каждый человек на вес золота, а цели миссии часто смертей не приемлют.
    • В мультиплеере это ещё и юниты за спецочки. Обычно позволяют получить серьёзное преимущество, но крайне дефицитны.
  • Маленькие синие пульки: Для орудий (кроме разве что орудий особой мощности — 200мм+) есть бронебойные, фугасные и подкалиберные: первые пробивают броню, вторые взрываются, снося в зоне поражения пехоту и буксируемые орудия, подкалиберные технически являются улучшенными бронебойными — более пробивными, но более редкими.
    • У мелкокалиберных пушек есть «БР 20ММ зенитное»: ослабленные бронебойно-фугасные снаряды для зениток, которые можно случайно зарядить в пушку при использовании грузовика снабжения — ровно как и наоборот, зарядить в автопушку снаряды получше. В ранних версиях были «Крупнокалиберные патроны», но они теперь подходят к крупнокалиберным пулеметам.
    • Особые боеприпасы также имеются у «Базуки». Всего их 3: обычный боеприпас, винтовочная граната для наствольного гранатомета (кроме бронепробития дает взрыв аналогичный ПП гранате) и «uber-bazooka ammo» (создает огромный взрыв, сметает пехоту и здания; легитимно получить можно только в «Лисе пустыни» в миссии на джипе). [2].
    • А ещё бывают дымовые снаряды (корректно работают при стрельбе из буксируемых гаубиц — иначе дыма не будет), шрапнельные (по пехоте лучше фугасных, по технике хуже, встречаются в основном в «Битва империй: 1914—1918»), и кумулятивные (применение как у подкалиберных, но не теряет пробитие с дальностью и останавливаются экранами).
  • Мешанина жанров — тактическая стратегия, аркадный шутер от первого лица, стелс-экшен и много чего ещё.
  • Мины издают звук перед взрывоминверсия: мины взрываются сразу, но видны тому, кто их поставил, и не активируются своими солдатами. Разминируются в старых версиях вручную, в новых — просто сразу дезактивируются при попадании в радиус работы солдата с миноискателем, но остаются лежать на земле, и их в обоих вариантах подобрать и использовать повторно.
  • Нелепое орудие убийства — можно убить противника любым предметом который боец удерживает в руках, например каской, веткой или курицей.
    • Не любым — только тем, что может удержать 1 рукой. Ящиком, бочкой, вязанкой дров, канистрой, снарядом калибра 200+ ММ и прочими тяжестями ударить не может. А сильно наполненный ящик с весом более 100 КГ даже просто так взять не сможет — надо выложить содержимое в контейнер, багажник или другой ящик, поднять этот, и потом положить обратно в него груз.
  • Неприступный заборчик: деревенский деревянный сортир. Зайдя в него, пехотинец становится совершенно невидимым для любого противника (ибо сортиры они не проверяют, максимум- прячутся за ним от огня) о тех пор, пока пехотинец не выйдет, или сортир не раздавят танком. По мимо этого сортир пуленепробиваем, убить укрывшегося пехотинца можно лишь снарядом, ПРТ или гранатами, при этом если обычно 1 граната убивает несколько пехотинцев, то для пехотинца в туалете потребуется несколько гранат. И да, тот в ответ может кидаться гранатами из туалета под определенным углом, так что единственное, что не превращает сортир в огневую точку наподобие пулеметной- невозможность затащить в него миномет, и малая дальность броска гранаты (противник может атаковать на такой же дальности, как и мы).
  • Ограничение мародёрства — мародёрство ограничивает здравый смысл: на поле боя патронов к винтовкам и автоматам, касок, колотушек, винтовок, автоматов и пистолетов такое количество, что ни в какие ворота не лезет. Как денег, так и магазинов в игре нет как явления, есть очки подкреплений и командные очки олицетворяющие собой степень доверия начальства к безликому генералу, очки личных сил являющие собой мощь базы со снабжением, и очки специальных операций олицетворяющие степень доверия Особого Отдела и Спецназа к безликому генералу, но они не добываются сбором трофеев: их или фиксированное количество, или они накапливаются со временем, или получаются при вражеских юнитов (да и своих тоже — часть очков возвращается). А солдат много не унесёт, техника на следующие уровни не переносится. Если игрок уже разжился припасами, то ненужными становятся ещё и пулемёты, снайперки, все остальные гранаты, бронежилеты и прочее. А бывает и так, что персонаж в следующем задании появляется со строго определённым, и как правило бедным набором снаряги, хотя на предыдущем этапе вы вооружились до зубов, а вменяемого обоснуя насчёт пропавшего шмота не может быть (пример — миссия «встреча» № 6: на очень мясную миссию где надо одновременно перемалывать огромное количество отрядов противника и отстреливать бредущих к агенту пехотинцев герою дают разряженный пистолет, 24 патрона к нему, фуражку и нож [3] [4], когда для нормального противостояния врагам обычно даже ПП мало — нужен пулемет, и не какой-то там левый, а либо тяжёлый/сверхтяжёлый с броневика или техники союзников, или очень скорострельный немецкий, и ещё запас бинтов и бронежилет — иначе никак. Спасибо, что хоть герой имеет в 2-3 раза больше ХП, чем противник, плюс бронёй это можно заполировать).
  • Офигенно большая пушка:
    • Пулеметы, с некоторыми оговорками. Обычные пулеметы тут используются с рук, весьма сильно превосходят винтовки и ПП, и могут быть взяты из техники. Из немецких броневиков и мотоциклеток можно снять единый MG 34/42, быстрый, точный и мощный, с 100/75 патронов в ленте соответственно. Со многих джипов, БТР, мотоциклов и прочей легкой и легковой техники можно снять тяжёлый пулемёт, который не слабее обычного (а может быть, и мощнее — в разных версиях игр по-разному), и имеет 200—250 патронов в одной ленте при таком же времени перезарядки. Из них выделяются тяжёлые, крупнокалиберные пулеметы Браунинга, весьма солидного размера и веса (на 2 клетки больше — занимают целых 3 линии в инвентаре), обладающие высоким уроном, хорошей скоростельностью (уровня MG, если автор правки ничего не напутал) и точностью, питающиеся крупнокалиберными патронами, пробивающий ≈ 14 ММ брони [2] и имеющие ленту в 100 патронов с не меньшей скоростью зарядки, читай — местный аналог «Минигана»/«Чейнгана» с такой же скорострельностью [3]. Учитываем, что: 1) это претендующий на реализм варгейм, а «Браунинг» или «12 CAL» ты в руках на удершишь (тем более — одной вытянутой рукой, что персонажи часто делают при перезарядке), и 2) Это вторая мировая, и других вариантов крайне мало.
    • Гранатомет с ракетами марки «Uber_bazoka ammo»: огромная взрывная волна, разбрасывающая пехоту, крушащая здания и легкую технику, а также все так же могущая пробить вражескую технику. Аналог уже не сверхтяжелого пулемета, а BFG. Только по норме такие ракеты достать негде — в основном в особых миссиях, и в редакторе. Гранатомет с винтовочными гранатами ((обычно такие гранаты могут заряжаться в «Базуку») тоже мощный, но с прикрученным фитильком: гранатомет начинает стрелять ракетами, сочетающими побитие обычных ракет с взрывом уровня ручной гранаты, и потому эффективно и быстро бьющий пехоту и расчеты орудий, но и только. С обычными же ракетами гранатомет работает только против техники, зачастую — не в лоб: кумулятивный заряд не дает противопехотного воздействия и не пробивает лобовую броню тяжелой техники.
    • Огнемет. Выстреливает «меры огня» очень быстро [4] и навесом [5], пехоту ваншотит целыми отрядами при попадании рядом с ней хотя бы одной «меры огня», почти полностью игнорируя укрытиях и кусты, сжигает технику, поджигает окружающие здания и растительность, пускай и бьет всего на 20 метров [6], непригоден для стрельбы из растительности [7] или некоторых укрытий и имеет риск сжечь самого огнеметчика [8]. И да, это — самая большая пушка в игре: состоит из огнемета размером в 5*2 ячейки, и бака на 80 литров размером в 5*8 ячеек; гранатомет или тяжёлый пулемет будут чуть ли не меньше одного лишь бака, а в ранних версиях игр вроде самой первой «В тылу врага» или «Диверсантов» он не влез бы в инвентарь солдата даже сам по себе.
  • Пистолетище: в некоторых частях серии (вроде самой первой «В тылу врага») пистолет с глушителем заряжаться винтовочными патронами и валит с одного выстрела, как и винтовка. С учётом того, что в игре боеприпасы обобщённые (есть пули к пистолетам/автоматам/ПП, к винтовкам и пистолету с глушителем, к обычным пулемётам, к тяжелым/крупнокалиберным пулеметам, к ПТР и ракеты для гранатомётов), калибр неизвестный, но большой, непонятно только как пистолетище может быть бесшумным.
  • Презренный Джа-Джа, из отдельных частей серии:
    • Штурм 2 — Холодная война. ХП у техники вместо нормальной системы бронирования с учетом наклона брони, места попадания и заброневого воздействия (что вдвойне-втройне обиднее, так как в игре в сеттинге позднее Второй Мировой должны учитываться высокотехнологичные системы защиты вроде активной защиты, лазерной, дымовой завесы, РЭБ и прочего — ХП же смотрелось бы глупо даже в оригинальных играх серии, где чего-то технологичнее толстого листа броневой стали под правильным углом и противокумулятивных экранов нет), отсутствие обещанной кампании, кривой баланс (авиаудар стоит дорого, а толку от него мало — заряд небольшой, площадь не кроет) и наличие кучи бесплатных модов, обычно — на второй Штурм (которые к тому же появились раньше, чем эта «официальная часть серии») сыграли свою роль. Наконец, «Call to arms» и «В тылу врага — Вьетнам», хоть и спорные, но все равно куда лучше, если брать игры происходящие в послевоенное время.
    • Также иногда не любили части «в тылу врага: диверсанты». «Первая часть хорошая, вторая ещё ничего, третья похожа на какой-то мод». Это видно по рецензиям, сделанным по ним — особенно по рецензиям о третьей части.
    • Было бы нужно дополнить раздел не полюбившимися игрокам юнитами, техникой, персонажами, миссиями/уровнями и модами. Скажем, некоторыми видами навесных танков, радистом, сыплющим артудары издалека, офицером из оборонительных миссий вроде «Бокажа», где он говорит о окончании волны раньше, чем заканчиваются противники, притом, что задание само по себе и без того сложное — и так далее и тому подобное…
  • Пукалка — пистолет без глушителя, ружьё и обычный ПП в частях про диверсантов: пистолет не смотря на больший чем у ПП урон, стреляет медленно, неточно, недалеко и обладает малой обоймой, используется с горя, если ничего другого нет, либо вражескими офицерами в старых частях и танкистами/артиллеристами в новых. Ружьё/винтовка стреляет дефицитными патронами, медленно, обойма уже побольше, а вот из плюсов огромная дальность и убиение большинство (но некоторые выдерживают и валятся с двух!) врагов одним выстрелом, так что это специальное оружие, непригодное для открытых боестолкновений, использовать можно разве что как снайперку до нахождения винтовки с оптическим прицелом, которая стреляет дальше, имеет как правило ещё более крупную обойму и имеющая функцию прицельного выстрела [9]. ПП имеет среднюю обойму около 30 пуль, либо 70 в случае ППШ и Томми-гана, среднее всё, доступные патроны, но вот проблема: враги вооружены эти оружием почти поголовно и давят количеством, но диверсантов немного и нужно брать качеством и умом, так что нужно либо нападать из засады, либо как можно быстрее перевооружаться на пулемёт: он в разы мощнее, дальше бьёт и хорошо убивает врагов.
  • Раскол фанатского сообщества — Arena. Достойное продолжение серии, или же игра, которая пойдёт по Free to Pay пути?
  • Танк имеет много хитов — инверсия: бронесистема довольно реалистичная, ни из винтовки, ни из ПП танк не пробить — на них даже ПТ-ружье не работает (оно работает против легкой техники). Обычное оружие пробивает только технику, не бронированную в принципе, вроде грузовиков с горючим, тяжёлый пулемет, ПТ-ружье и, и иногда, ПП-гранаты пробивают легкую технику, против нормальной техники из пехотного вооружения могут работать гранатомет (в борт), огнемет, ПТ-гранаты (сверху), зажигательные гранаты, динамит (только вот у него запал длинный, танк уехать успеет), подожжена трава (против ботов), ПТ-мины (не работает против минных тральщиков — тут уж самим минам плохо придется), наполненные бочки с горючим (против ботов — человек объедет). Хотя иногда игроки умудрялись подбивать танки всякими там гаубицам, РСЗО и ПТ-орудиями, но это уже редкость.
  • Топографический кретинизм у ИИ: солдаты не различают воду от трясины, и пытаются всё время переплыть вплавь. По Воде солдат поплывёт, в трясине — тут же погибнет: её пересечь кроме как в обход можно только при помощи авиации или морского транспорта. Техника же может утопиться под водой или насмерть застрять где-нибудь.
  • Третий том «Мёртвых душ» — «Новый Союз», игра задумывалась как нечто среднее между Fallout и S.T.A.L.K.E.R на движке В тылу врага (GEM Engine) в сеттинге СССР, пережившего ядерную войну с США в 1962 году. Увы, в итоге издатель в лице 1С заморозил разработку.
    • То же самое касается и движка GEM 3.0 как такового: на нем разрабатывались «Новый союз»/«Nuclear Union», «Проект № 5» и «В тылу врага 3»/«Outfront», но первые две отменили, а третья мутировала в «Men of War II: Arena», сделанном на движке «GEM engine 2 с чем-то».
  • Устаревшее название — со второй части игры большую часть геймплея составляют масштабные битвы на фронте. Миссии в тылу остались, но уже не являются основой игры.
  • Хрупкий шустрик — те юниты, что в игре «В тылу врага — штурм» отнесены к категориям «средства поддержки» и «сверхлегкая техника»: броневички, небольшие танки вроде PZ1, легковушки, грузовики с минометом, самоходные зенитки… Броня слаба, оружие среднее (калибра большего нет, а пехоту валит на ура), а вот скорость огромная. У легковушек, как правило, даже противопульной брони нет, так что они считаются бесполезными. Какое разнообразие легковой и легкой техники было загублено их слишком высокой стоимостью в очках и небронированностью…
  • Человек массового поражения:
    • Пулеметчик мощнее обычных солдат, и может сделать перевес в бою, но не до такой степени. Если это не что-то вроде мода «отвага», где убойность оружия выше, и один пулемет может застопорить пехотное наступление.
    • Снайпер может уничтожать пехоту и расчеты издалека, что также может сделать преимущество. Количество за раунд/ на миссию ограничено.
    • Огнеметчик. Бьет относительно недалеко, но навесом, и быстро, пехоту ваншотит, атакует на AOE, может спалить вражескую технику, может убить несколько отрядов и эффективно обороняться из воронки. Количество за раунд ограничено, в кампании на стороне игрока крайне редки. В моде «Отвага» здоровье огнеметчика повышено, а дальность увеличена более чем в 2 раза, что сильно увеличивает его мощность.
    • В одиночных кампаниях за диверсантов персонажи, по итогам полного разгрома карты, являются именно такими — иначе не выиграть.
    • Гранатометчики не имеют какого-то сверхвысокого действия на пехоту, но эффективно уничтожают технику. Однако базука с винтовочными винтовочными гранатами или базука/панцершрек с ракетами «Uber_bazoka ammo» выкашивают пехоту с огромной скоростью: первый имеет взрыв по пехоте не хуже гранаты, второй имеет огромную ударную волну, аналогичную по мощности взрыву камикадзе, и поэтому ломает здания и укрытия, выкашивая пехоту не хуже пулеметчика.
  • Эксплойт — В некоторых заданиях некоторых частей игры есть участки, где противники не атакуют управляемых персонажей, так как они либо в вражеском обмундировании, либо эти противники — союзники-предатели, а предавать они должны когда вы дойдёте вооон до тех ворот. Есть баги, позволяющие уничтожить врагов, не заагрив их:
    • Если противники реагируют на стрельбу, но не на ближний бой, то можно ножом перерезать всех противников, не находящихся в технике с закрытой рубкой. В тех, до которых рука не дотягивается можно нож кинуть.
    • Если противники расстреливают вообще за любое убийство, то можно треснуть их 1-2 раза прикладом, попутно вышвыривая всё содержимое их инвентаря напол. Безоружный калека не представляет никакой опасности. Ещё можно засунуть весь боеприпас со склада к чёрту на кулички, из вражеской техники слить топливо и вытащить пулемёт и боекомплект, заминировать всё и отвести весь лут и технику в укромное место, дабы не испортилось после перестрелки и чтоб враги обратно не подобрали, попутно беря трофеи и вооружаясь.

Результаты тестов[править]

  • В игре можно установить в технику новый пулемет. Если в машине есть съемный зенитный или курсовой (в основном у бронеавтомобилей) пулемет, то его можно снять или поменять. Если съемность не предусмотрена (в инвентаре его нет), то он не включится или не будет стрелять. Кроме пулемета приделать ничего нельзя. Такое можно делать с американскими и британскими танками (зенитный браунинг), японцами (Тип-99), немцами (Mg-42), у СССР (КВ-1, ДТ). Можно ставить трофейный. Только СССР может поставить пулемет получше из своего набора юнитов (ДС-39 с мотоцикла за 60 очков (тот же ДТ, с лентой на 250 патронов) и браунинг с БТР за 150 очков (такой же как и у американцев — патроны нужно брать отдельно)).
    • Согласно математике, мотоцикл может быть полезен если высадить экипаж, снять пулемет и поставить в более полезное место, мотоцикл сломать для возврата очков — если вычесть стоимость экипажа (автоматчиков), итоговая стоимость пулемета будет ниже чем у обычного пулеметчика. Хотя куда быстрее обычного пулеметчика взять. Джип же экономически не выгоден.
  • Формально в игре отсутствует танковый таран, и при столкновениях только легковая техника и буксируемой артиллерия разлетается на части — всему остальному наплевать. На деле же все обстоит сложнее. При столкновении двух хитбоксов техники, особенно — если они влетают друг в друга, пересекаясь и занимая одно и то же место, или если при таране таранящая машина таранит цель снизу или падает на неё сверху… Если машина врага весит меньше вашей, то, скорее всего, вы будете её толкать, а если пересеклись хитбоксы хитбокс — отбросит её, если равны — просто стукнутся и остановятся, оттолкнувшись незначительно, если вражеская машина тяжелее и вы просто стукнулись — то же самое, если тяжелее и пересеклись — отбросит вашу машину. При этом экипаж немедленно покидает перевернутую, вставшую на бок/лоб/корму или утопленную машину. Типичный пример можно видеть здесь: [5].
    • Также можно просто толкать вражескую машину своей, и тем самым вывести её из строя, если повезет и вражеская машина будет переворачиваться на бок, а не просто отталкиваться в сторону. Или же вогнать один хитбокс в другой через поворот корпуса [6].

Временная мера[править]

Далеко не все тропы, применимые к штурму можно использовать в отношении остальных игр серии, поэтому они вынесены сюда. В дальнейшем они будут перенесены в отдельную статью про штурм.

  • Уныло, но практично — предметы, олицетворяющие вспомогательные армейские службы: ремкомплект — чинит абсолютно всё, что позволяет по мимо всего прочего, захватить любую технику и использовать против врага. Как правило после захвата танка, САУ или ракетной артиллерии уровень и заканчивается. Канистра и бочка — позволяют перемещать топливо из одних машин в другие и ещё обладают иногда полезной возможностью смачивать дрова и безвозвратно выливать бензин в почву, а также могут быть использованы в качество противотанковой мины (раздавленная тара с бензином взрывается) в наполненном состоянии и переносным укрытием в пустом. Так как во вражеских машинах в среднем 150 л. топлива, то оно в своих оно просто не закончится, а из чужих его можно слить. Бочка отличается тем, что имеет большую вместимость, но не может быть положена в рюкзак. Ящики, контейнеры, коробки, картонки — у них большой инвентарь и высокая возможность стаканья трофеев: техника в игре не переносится а солдат много без ящика в любом случае, по этому ящики являются личным хаммерспейсом, и на следующей миссии быть не со стандартным комплектом снаряги, а с целым багажом — главное не потерять короб, а ещё они помогают при переноске снарядов из пункта А в пункт Б. Именно ящики приковали к себе наибольшее внимание. Тягачи вроде «комсомольца», грузовиков и тракторов — не бронированы и кажутся вообще бесполезными. Но они могут тягать полевые орудия, и некоторые вроде зениток могут перемещать только они.
  • Фальшивая сложность: «Диверсанты 3», миссия «Встреча»: вы собрали запас патронов, пулемет, бронежилет, гранаты, ремку, канистру и нож, а в переходе на следующий… Без каких-либо объяснений у вас отнимают все вооружение, и если в прошлом уровне вы неспешно бились за четверых, то на этом врагов столько, что надо биться за тринадцать, имея при себе лишь нож, фуражку и пистолет с 1 обоймой, попутно ещё отбиваясь от вражеской элиты и не давая врагу подойти к союзнику на другой стороне реки, обстреливая его на предельной дальности пулемета при помощи неказистого фаршута.
  • Этот гадкий уровень: У нас уже давно писали обо всех играх сразу, что сразу убирало всю конкретику. Указываем название задания, номер задания, название игры, был ли какой мод, возможно, что и версию игры.
    • Встреча, 8 миссия игры В тылу врага: Диверсанты 3: формально это стелс-миссия, на деле же — мочилово. Со старта вам вне зависимости от того, что вы собрали в предыдущем задании, в этом вам дают лишь пистолет с 8 патронами, нож и фуражку, обычные солдаты не атакуют героя сразу, но сразу атакуют ССовцы, которые в начале появляются примерно там же, где и герой, но ближе к цели, и поэтому быстро разбегаются по всему городу. При этом любой выстрел агрит на героя весь квартал, из-за чего героя вычисляют сразу при его обнаружении ССовцем. При этом на другом берегу в обломках здания сидит агент КГБ Катя, которую нужно спасти; Катя не контролируется игроком и даже не стреляет, а просто сидит (сидит, в игре где лежать надо!) и ничего не делает, даже если её будут атаковать, и её атакуют сразу даже если её заметили обычные солдаты; расстояние же до берега Кати такое, что относительно нормально обстреливать противника на другом берегу можно разве что из пулемета (а его ещё найти надо): у автомата дальности хватает лишь на очень неточный «фаршут», из пистолета не выйдет вовсе. В итоге решение задания такое: при помощи недоработки в текстурах сигаем в воду, плывем на тот берег, встаем на ближайшую сушу, уничтожаем врага на берегу, вылезаем через щелочку на землю, бежим к Кате — дальше миссия не такая сложная. [7].
    • В тылу врага: Штурм 2, миссия «Бокаж» и её аналоги. Юнитов мало, техники и пехоты противника идет много, если кто-то дойдет до флага — Game Over (даже если вы на мгновение подпустили 1 пехотинца к флагу и рядом с флагом не стояло вашего юнита, поднять заново не выйдет — флаг продолжит спускаться самостоятельно, после чего провалится цель миссии). На последних волнах идет вал тяжёлой и сверхтяжёлой техники, сначала PZ4, потом «Пантеры», потом «Тигры», а потом начинается раш при помощи массы «Королевских тигров», «Ягдтигров», «Штурмтигров» вперемешку с пехотой, «Рысями» и тяжёлыми/средними танками поменьше. И в варианте с героической сложностью без сохранений права на ошибку нет. Прохождение аналогов «Бокажа» за разные фракции. Впрочем, «Бокаж» сложнее своих аналогов у других сторон. Надо будет записать о миссии поподробнее.
    • В тылу врага: Штурм 2, миссия «Тарнополь» и её аналоги [8]. Врагов, как всегда, довольно много, в основном это PZ-3 и PZ-4 разных модификаций, Stug, «Пантеры», Flak-88 и «Носороги» в кустах. Проблема же в другом: игрок управляет одним из 3 танков на выбор (СУ-100, КВ-85, ИС-2), причем находится перманентно в режиме прямого управления, камера намертво приделана к танку, можно только её совсем немного отдалять-приближать, чинится танк и пополняется БК автоматически без выхода экипажа, но количество самого экипажа фиксировано на всю миссию — потерял весь экипаж или угробил танк до неремонтопригодного уровня — миссия провалена. К тому же ИИ, хоть и, как обычно, сравнительно глуп, но ему плевать и на туман войны, и на эти ограничения обзора, и он может заново занимать недоломанную технику, подводя свежие силы. А потом и вовсе будет оборона, где танк стоит на одном месте и не может ехать (хотя поворачиваться может)… В общем — сложность вида «Урезание возможностей игрока» + «Плохая техническая реализация» + «Очень надуманные проблемы». Надо будет записать о миссии поподробнее.
      • Не забываем, что «Героическая» сложность ещё не самая высокая — можно вдобавок включить туман войны (ИИ его игнорит, игрок — нет), отключить миникарту и играть без сохранения, с начала и до конца. Пройти «Бокаж» и «Тарнополь» на героической сложности и с такими усложнениями — почти что невозможно.
  • Человек массового поражения:
    • Радист. Кидает сигнальные шашки на довольно большое расстояние, через несколько секунд на месте попадания происходит авиаудар, разносящий все или почти все, что попадет в область поражения. Стоит 4 спец-очка.
    • Офицер с биноклем может обнаруживать вражеские боевые единицы (в том числе те, что в кустах, и скрытые, вроде снайперов и спецназовцев) на дальней дистанции, частично игнорируя препятствия на линии обзора — бинокль навесной (по крайней мере, работает как навесной). После чего обнаруженные юниты с высокой вероятностью попадут под артудар — но не скриптовый, а обычный, силами техники игрока — минус ракетная артиллерия, танк, снайперы или скопление пехоты.
  • Багофича — тут мастерство солдат зависит от звания. Новобранцы/Призывники/Партизаны чаще лезут под огонь врага, чаще выбирают плохие укрытия и склонны, часто стоят на открытых местностях. Да и стреляют они хуже. Спецназовцы/Морпехи/Красноармейцы напротив, склонны выбирать лучшие укрытия и не лезут на открытые местности, если только «заскриптованный» маршрут пролегает там, и стреляют они довольно метко. Регулярные части имеют средние показатели: могут воевать вполне неплохо, а могут и тупить, зависит от местности.
  • Степени различия фракций — большая часть юнитов может довольно существенно различатсья по ТТХ, но в целом попадает под определенные категории, вроде «дешевая легкая пехота», «дешевая пехота ближнего боя», «станковый пулемет», «утяжеленный буксируемый пулемет», «ракетная артиллерия» и прочее.
  • Стоять насмерть — «Последний Рубеж». Игроку надо сдерживать во всём превосходящих немцев, чтобы дать возможность мирному населению эвакуироваться из города.
  • Супер-пушка:
    • 230 миллиметровая батарея из того-же «Последнего рубежа». Простреливает всю карту, аннигилируя всё в зоне попадания, но скорость стрельбы оставляет желать лучшего.
    • В ту же копилку — встречающееся в той же миссии сверхтяжёлые самоходные мортиры «Карл», которые нужно уничтожить (возможно, что и из батареи) — иначе все ваши позиции разнесут в щепки.
    • В «В тылу врага-штурм» в роли супер-пушек выступают самые мощные юниты СССР и Германии аз спец-очки — советская Б-4 и немецкий Штурмтигр.
  • Ненужная фича — в игре «В тылу врага — штурм»:
    • Легковая техника вроде автомобилей, мотоциклов и БТРов с открытой рубкой: в отличие от самых легких броневиков, не имеют брони, или имеют слишком мало брони (у броневика незащищена только голова стрелка; у БТР открыта добрая половина стрелка, джипы и мотоциклы не дают защиты в принципе), и потому при попытке галопом прорядить вражеские позиции или украсть буксируемую артиллерию экипаж просто будет уничтожен огнем ручного оружия, и вероятнее всего, что вместе с машиной. Которая после этого станет неремонтопригодной, но может не взорваться, что даст противнику затрофеить пулемет (в случае техники союзников — крупнокалиберный пулемет, в случае советской — пулемет с расширенной обоймой, а в некоторых местах даже отдача врагу обычного пулемета будет большой ошибкой). А какое в других играх было разнообразие такой вот непутевой техники…
      • Хотя некоторые умудряются эти машины использовать, в самом начале раунда посылая на захват точек или на вражеские позиции. Либо же высаживать из машины пехоту, передавать пулемёт другому пехотинцу и использовать с рук. Иначе говоря — польза может быть, но увидеть её сложно, и ими сложно пользоваться.
    • Пехота на БТР за спецочки: дороже обычной элитной пехоты за спецочки, отличается в основном наличием того самого непутевого броневика, который защищает пехоту от ПТ средств и артиллерии весьма плохо, даже хуже его полного отсутствия…
      • К тому же это ещё и ВДВ: что, лень было сделать пехоту, прилетающую на самолете, или спавнящуюся на парашютах сразу в небе? Да, и в некоторых модах такое было, и в основных играх такое было; причем как сцены с высадкой десанта просто из ниоткуда, откуда-то сверху [13], так и сцены, где с края карты вылетает десантный самолет, и на нужном месте из него выпрыгивают десантники на парашютах. Возможно, и можно что-то с этим юнитом придумать, но автор правки пока особых идей не имеет
    • Буксируемое ПТО: хрупкое, не может уничтожать танки с дистанции, с которой они ломают установку фугасом. К тому же медленные, и против пехоты лучше пулемёт. Хотя некоторые умудряются их правильно использовать, устанавливая их на флангах, но — опять же — это, как и автомобили с БТР, одни из тех юнитов, которыми 90 % игроков не умеют пользоваться.
  • Безнадёжный бой — миссии «Эвакуация» и «Последний рубеж». В последней троп ещё и подсвечен в брифинге.
  • Босс со свитой — хоть чем-нибудь вооруженные БТР, БМП, грузовики, фургоны и прочие средства перевозки пехоты. Безоружные отступают или их быстро покидает экипаж, а вот вооруженные во главе пехоты идут наминать диверсантам бока — и из-за наличия пулеметного вооружения (а некоторые имеют пушку или несколько пулеметов) и относительной брони они действительно могут это сделать, если нет гранатомета или умения пользоваться ПТ гранамами, или если игрок не успеет убить стрелка из оружия или ПП-гранатой. Количество пехоты, сидящей в грузовике или БТРе, ± 1 полный отряд, Т. Е. примерно 8 бойцев. Различные броневики, легковая техника, мотоциклы, легкие танки, зенитные машины и прочая легкая техника обычно также едет не в одиночку, а вместе с пехотой или охраняет конвой. Правда, как для полноценного босса слабы, так как в большинстве своем имеют открытую рубку (Honomag, многие виды SdKfz), и потому их экипаж довольно легко валятся от стрелкового оружия и ПП гранат, или не имеет брони вовсе и поэтому от того же вооружения разлетаются в щепки, от правильно кинутых ПТ-гранат же разлетаются в хлам даже тяжелые танки. Иначе говоря, это минибоссы со свитой.

Ссылки[править]

  • Вот таким мог быть «Nuclear Union» [9].
  • Вики по игре [10].
  • Сайт «Арены» [11].
  1. Гадские мины в два ряда, противотанковые пушки в кустах, пехота в укрытиях, тяжелая техника готовится выдвинуться на закрытие прорыва на ручном управлении, судьба боя решается рашем в конце раунда при поддержке реактивной артиллерии
  2. зависит от расстояния и наклона брони
  3. в играх его нерфят, урезая скорость, здесь же скорострельность обоснована в виде всего одного ствола
  4. быстрее всяких там пулеметов, и сегментность струи с некоторых ракурсов явно видна
  5. можно отстреливаться из-за стенки или глубокой воронки, перекидывать огонь через препятствия и укрытия
  6. но пистолет тут стреляет на ещё меньшую дальность
  7. загорится, спалив огнеметчика
  8. особенно при движении, стрельбе из укрытия или, тем более, растительности
  9. наводишь оружие на врага, когда прицел на враге нарисуется полностью, выстрел будет в разы точнее
  10. ружьё является основным оружием пехоты и вообще самым частым стволом в игре, выбора часто нет. Пистолет же хорош тем, что выстреливает обойму быстро, боекомплект не меньше или больше винтовочного, а пули в игре убивают с одного попадания, хотя он уступает в дальности и точности винтовке, и встречается реже. Снайперская винтовка, ручной пулемет и ПП есть, но довльно редки, а ПП вообще является штучной вещью и встречается только у немецкого спецназа, по сути легкий пулемет (скорострельность чуть меньше или равна, дальность меньше, патрон другой)
  11. одиночные миссии по контролю большого числа солдат, вроде «Братьев по оружию» и «Черных бушлатов», мультиплеерные баталии в многих играх
  12. число где-то от 2 до 4-5, иногда бывает от 1 до 8, при размере отряда в 10 в «Битве империй» и 8 в остальных играх
  13. подразумевается высадка десанта с самолета на очень большой высоте, да такой, что его аж не видно