Читай грёбаную инструкцию
Старый добрый шутер, где сюжет дан маленьким текстовым файлом и практически никак не отображается в самой игре. Заумный фэнтези-мир, история и география которого дана в приложениях и опубликованных черновиках автора. Непонятный фильм, в сюжет которого невозможно проникнуть, не ознакомившись с комментариями режиссёра и сценариста на DVD. Что их объединяет? То, что экспозиция в них полностью или частично дана в «инструкциях», отдельных от самого произведения. Если непонятно — Читай грёбаную инструкцию!
Не путать с «Купи долбаный гайд!» — та же фигня, только касается прохождения видеоигр, а не подачи сюжета. См. также дофига произведений — ситуация становится ещё тяжелее когда нужная для понимания деталь не дана в формате сжатой инструкции, а скрыта среди километров художественного текста или часов видео в какой-то другой линейке по вселенной. Терминальный случай — Змеебарсук, когда инструкция есть, а произведения, которое по ней можно было бы понять, (ещё) нет.
Где встречается[править]
Общее[править]
Совет-напутствие RTFM — Read The Fucking Manual (собственно, читай эту грёбанную инструкцию). Применяется в интернетах и среди программистов по различному поводу.
Литература[править]
- «Дюна» Фрэнка Герберта. Даже эпиграфы помогают вжиться в незнакомый мир. А в конце четыре приложения!
- Нил Стивенсон, «Анафем» — если «Дюна» казалась вам детально проработанным миром, то вы ничего не знаете о детальной проработке…
- Автор этой правки не смог разобраться в том, что вообще происходит в Князе пустоты без карты. Да и вообще, с «Князем» все достаточно сложно: нас кидают в сюжет, полный интриг, непонятных взаимоотношений магов, кастовой системы и религии, поклоняющейся сотне богов одновременно. Разобраться с этим куда сложнее, чем с ПЛиО.
Кино[править]
- Avatar — официальная игра и специальный сайт помимо всяких интересных подробностей вроде устройства космических кораблей и инопланетной жизни рассказывают, например, зачем нужен тот самый хренполучий.
- Треугольник — что вообще происходит в этом шизанутом сеттинге понять без викистатей невозможно в принципе… Пруф — в основной статье.
- «Яркость» — сеттинг фильма проработан до мелочей, вот только в самой картине экспозиция дана донельзя скупо. Если перед просмотром не ознакомиться с историей, мифологией и общественным устройством мира, то недопонимание происходящего на экране гарантировано.
- «Бросок Кобры» — внутримировой пример: после забега в боевых экзоскелетах Рипкод жалуется Дьюку, что ему пришлось пробежать навылет сквозь поезд, на что Дьюк отвечает, что просто перепрыгнул, и отвечает на удивленный вопрос Рипкода «Перепрыгнул?» «В следующий раз прочитай инструкицию», на что получает ответ: «А что, есть инструкция?!»
Видеоигры[править]
- Вполне привычно для игр, выпущенных в 1980-90-е годы. Весь сюжет (а также некоторые нюансы вроде управления и секретов) описан в мануале. Впрочем, сюжеты игр тех лет можно запросто пересказать за одно предложение.
- Большая часть досовских шутеров, где сюжет и информация о мире подавались маленькой главкой в инструкции, поставлявшейся с игрой.
- В первом Metroid сюжет тоже подавался в мануале и там говорилось, что мы играем за мужика-киборга.
- Touhou Project — диалоги в играх есть, но чтобы увидеть ясную и точную картину происходящего, придется прочесть файл с описанием сюжета и персонажей, который поставляется с игрой. Естественно, ZUN уговаривает игроков, чтобы они сначала прошли игру, а уж потом залезли в файл.
Реальная жизнь[править]
- Очень часто — принес домой очередную погремушку. Сгорая от нетерпения включаешь, а она не светит, не греет, не показывает, не звучит, не стирает, не варит, не фоткает… А надо было сначала еще что-то сделать: всего-то вставить батарейки, воткнуть вилку в розетку, удалить транспортные прокладки, выкрутить фиксирующие винты — тысяча причин, в инструкции же на первой странице сказано!