Пацаны с раёна

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Пацан с раёна»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Delinquents. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— Я лучше с крокодилами буду плясать, чем с этими…
— Напрасно, — сказал я. — Ребята как ребята.
— Да, каждый в отдельности, — сказала Вузи с нервным смешком. — И днём.

Я так никогда и не смог понять до конца, какая сила отрывает, отвращает, уводит этих ребят от хороших книг, которых так много, от спортивных залов, которых предостаточно, от обыкновенных телевизоров, наконец, и гонит на вечерние улицы с сигаретой в зубах и транзистором в ухе — стоять, сплёвывать (подальше), гоготать (попротивнее) и ничего не делать.

»
— Братья Стругацкие, «Хищные вещи века»

Пацаны с раёна бывают разные. С возрастом или вырастут — поумнеют, или становятся серьёзными уголовниками.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Владимир Высоцкий, «Роман о девочках» — Тамара росла в окружении таких пацанов.
  • Автобиографическая «Подросток Савенко» Эдуарда Лимонова. Апологетика сабжа статьи от лица юного пацана (как тогда говорили — шпаны). Собственно, во французском переводе так и была названа «Исповедь бандита в отрочестве».
« Почти все ребята на Салтовском поселке — шпана. Только некоторые, как Кадик, — стиляги или, как Сашка Плотников, — интеллигенты... Остальные ребята все шпана. И Витька Ситенко, и Витька Карпенко, и Вовка Климчук, и Лисица, и Жирный… все. Мало того — старшие братья ребят из третьего дома тоже шпана, многие из старших братьев сидят или сидели в тюрьме. Отцы ребят из третьего дома, у кого они есть, тоже прошли через тюрьму »
— О жизни на рабочей окраине большого города в 50-х
« Три срока — это как быть трижды Героем Советского Союза, потому все малолетки, да и взрослые воры смотрели на Горкуна, только что освободившегося в очередной раз, с большим уважением »
— О нравах
« Ведь шпана по праву куда более развитая, ловкая и умная, чем пролетариат. Любой пролетарий отпрянет перед ножом шпаны. Шпана всегда побеждает пролетария »
— Ода сабжу статьи

А вот в экранизации — фильме «Русское» не осталось ни духа книги, ни многих жестоких фактов.

  • Владимир Козлов, «Гопники». То, что написано на упаковке.
  • Шамиль Идиатуллин, «Город Брежнев» — роман-энциклопедия жизни в Набережных Челнах периода расцвета подростковых группировок.
  • «…и да придет Царствие Твое» Евгения Долматовича — вершиной злоключений протагониста, отсидевшего и всеми позабытого маньяка, оказывается огребание от малолетней шпаны в том самом месте, где он со своей компанией наводил ужас на людей.
  • Вид на жительство Светланы Прокопчик — пацаны ваще котята. Буквально.
  • «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — протагонист вспоминает о школьном друге и попадает в переплёт только из-за того, что побежал от таких товарищей. Также под троп может подойти сын соседки снизу - одинокий и малолетний, но всё-таки разбойник и хулиган, строящий весь двор.

Кино[править]

  • «Иногда они возвращаются» по рассказу Стивена Кинга.
  • «Ненависть» Матьё Кассовица — про молодёжь из цветных парижских гетто середины 90ых. Эталонный пример из палат мер и весов и полнейшая безнадёга по сути и смыслу.
  • «Районы» — фильм 2016 года про таких пацанов в СССР в 1980-е гг.
  • «Green Street Hooligans»  — фильм об английских футбольных хулиганах.
  • «Околофутбола» — о том же в России, отечественного производства.
  • «Ребята по соседству» — американский фильм об афроамериканцах.
  • «Чужие на районе» — комедия о том, как британские «пацаны с раёна» спасли мир от инопланетян.
  • «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале» — комедия о афроамериканских «братках», пародирующая т. н. «чёрное кино».
  • «Луна-парк» — о представителе движения люберов.
  • «Беспредел» — о том, что ждёт многих представителей сабжа.
  • «Город Бога» — о том как пацаны выросли и стали реальными бандитами
  • «Bee bop high school» — про японских пацанов.
  • «На районе» — дико смешная попытка отучившейся в Америке девочки-режиссёра Ольги Зуевой снять фильм про отечественных пацанчиков с раёна. Согласно режиссёрскому замыслу, близкие… кхм… друзья Вова и Киса Воробьянинов (да-да, гопника зовут Киса, это норма) подбривают брови, подравнивают ногти пилочкой, посвящают друг другу стихи (!), а ещё пытаются косить под американских чёрных парней из гетто. Знание сценаристкой других отечественных реалий примерно на том же уровне — например, пострадавшего Вову на скорой привозят в частную клинику, а потом начинают требовать денег за лечение.
  • Южноафриканский «Цоци» (Tsotsi) — именно то, что написано на упаковке (см. реальная жизнь).
  • «Географ глобус пропил» — Градусов. Выглядит, говорит и ведёт себя как типичный гопник. Так что в начале фильма зритель вправе ожидать от него чего-то злого. Но Градусов разве что со своим заклятым другом, географом Служкиным, устраивает то войнушку, то пьянку. А когда в сложном водном походе официальный руководитель (географ) позорно сливается, Градусов берёт на себя руководство, и группа успешно проходит опасные пороги. В общем, парень неплохой.
  • «Бумер. Фильм второй» — главгерой беседует с представителями сабжа и получает от них высшую оценку: этот, может быть, даже в тюрьме сидел!

Телесериалы[править]

Телевидение[править]

  • В КВН данный образ тоже эксплуатируется. К примеру, команда «Триод и диод» — двое актеров команды выходят в образах смоленских гопников Черепа и Жигуля. Или Колян из «Пармы».
  • «Даёшь молодёжь» — Ржавый и Башка, последний является деконструкцией тропа, поскольку обладает довольно солидным интеллектуальным багажом.
  • «Большая разница», пародия на передачу «В поисках приключений» — герой провёл день в компании таковых.
« Этнографы характеризуют их как неплохих ребят, но у которых мало денег, мобильных телефонов, водки и сигарет. »
— Большая разница

Мультфильмы[править]

  • «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» — бульдожиха и мопс Буля и Муля, которые постоянно гадили главным героям, а также их сообщник пёс Пират, который не попал в Центр.
  • «Кот Леопольд» — в первых двух выпусках мышата были одеты под шпану, нося характерные кепки и полосатые футболки; затем их прикид осовременили, сменив футболки и сняв кепки.
  • «Little Buck Cheeser» — один из приятелей Чизера, карикатурный мыш-гопник. До того крут, что может разжевать стальной гвоздь (и проделывать своими жевательно-плевательными органами другие, не менее впечатляющие штуки). Впрочем, это, скорее всего, всего лишь гипертрофированное и образное представление Чизера о грубости и крутости данного гопа: события происходят во сне Чизера, а может ли хвостатый «пацан» такое же и наяву — нам не показали.
  • Котопёсбанда Грязнуль же!

Комиксы[править]

  • Wanted — мексиканская шпана доставала героя, пока он был простым человеком — и весьма зря. Также мимоходом упоминается, что суперзлодеи теперь борются с уличной преступностью — ведь она уменьшает их доходы.

Аниме и манга[править]

  • Shaman King — шуточный пример: эпичная банда байкеров-неудачников, тех самых босодзоку. Называют себя эти товарищи «Загнанные в угол».
  • Onepunch-Man — эталонный фурёу Стальная Бита, который ещё могучий и успешный супергерой.
  • Crows — целая школа Судзуран, состоящая из отменных сабжей со всего города.
  • Yankee-kun to Megane-chan (дословно «драчун-кун и очкарик-тян») — собственно заглавная девочка-очкарик, в прошлом, была главарём банды.
  • Yankee Shota to Otaku Onee-san — малолетний янки.
  • Black Lagoon — банда Чаки. Выпиливается во время разборки в боулинге под ноль.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — фентезийная версия гопоты. На подконтрольной японцам территории чувствует себя вполне вольготно.
  • Texhnolyze — Синдзи и его банда. Считают себя истинно свободными из-за того, что не присоединяются ни к одной из противоборствующих сторон в Люксе, но по сути являются обыкновенными уличными гопниками.
  • Ох, не ту девушку я сделал волшебницей — главная героиня выглядит ангелочком, но способна переломать кости любому демону даже без превращения. Выжрав при этом пачку сигарет и выдав такую кучу мата, которым владеет не каждый подзаборный синяк. Да и большинство её соратников недалеко ушли.
  • Great Teacher Onizuka — комедийное представление гопников из японских 90-х.
  • ToraDora — Знаменитый мем с Тайгой.
  • Yuu Yuu Hakusho — Усукэ Урамеси и Кадзума Кувабара, в начале сюжета типичные фурёу в гакуранах и широких штанах.
  • Hellsing — Ян Валентайн.

Видеоигры[править]

  • Girls Frontline — маскот пистолета-пулемета «Клин» одета, как женская версия наших гопников (костюмчик, к слову, от компании «ΛBIBOS»). С фитильком, так как ключевое слово здесь — «одета».
  • Фирменная фишка Rockstar Games:
  • Trail Out — Иван Комрад. Носит чОткий прикид, катается преимущественно на отечественных автомобилях (ГАЗ-24, ВАЗ-2121 «Нива» и Лада Приора). А, и еще у него тема в стиле хардбасс!
  • Орки в Аллодах Онлайн — СФК гопников и футбольных фанатов с элементами панк-имиджа.
    • Банда «Чёрная гиена» в Незебграде. Не просто разбойники, а именно бандюки и шпана образца позднего СССР. Отсылка к «Чёрной кошке» налицо.
  • Созданная под руководством о. у. Гоблина РПГ «Санитары подземелий».
  • Некогда популярная Вконтакте браузерка «Тюряга».

Визуальные романы[править]

  • Киргизская визуальная новелла «Ласточки: Весна в Бишкеке» — «завидный жених» Атабек не то реально является гопником, не то пытается косить под представителя этой «прекрасной субкультуры». Точно сказать сложно, поскольку у этого персонажа не так уж много экранного времени. Мобилу он, вроде бы, ни у кого не отжимал, но внешность имеет соответствующую, а его Instagram... тьфу ты... то есть Fotagram забит дебильными селфи на корточках.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий — «Из детства» (А время как махорочка…).
  • Майк Науменко и группа «Зоопарк» — «Гопники». Кодификатор и тропнеймер, потому что именно благодаря Майку чисто питерское словечко для шпаны пошло по всей стране.
  • Кино — «Мама-анархия».
  • Ария — «Раскачаем этот мир».
  • Гражданская оборона — «Эй, брат любер».
  • Чайф — «Псы с городских окраин».
  • Сектор газа — «Местные».
  • Альянс — «Хулиган».
  • Infornal FuckЪ — «Купчино».
  • Железный поток — «Стоп-гоп-стоп»
  • Красная плесень — шутки ради: «Гоп-стоп», «Рэпер Вася и гопник Личинка». Впрочем, повадками ПСР у них обладает огромное количество песенных персонажей.
    • Педаль в асфальт — блатной громила Укуренный Иван, разносящий кованым нацистским сапогом миры народных сказок.
    • Один из пародийных голосов: Доцент из «Джентльменов удачи».
  • Операция Пластилин — «Гопник Коля». Именно то что написано на обложке. Про нелегкую судьбу и попытки любовных похождений Коли из седьмого ПТУ.
  • Весь жанр «Блатняк» («русский шансон»): сабж в роли протагониста, товарища, конкурента.
  • Львиная доля отечественного рэпа. Да и не только отечественного. Из творчества соседей — раннее творчество гражданина Казахстана Михаила Ница, более известного как Миша Маваши. Впрочем, то, что было дальше — тоже, в общем-то, туда же, но с примесью Правильного Смысла.
  • Ах да, ещё про сынов солнечного Казахстана — дуэт «Yerbolat» с песней «Жiгiттер» (так и переводится — «Пацаны») — упоённое перечисление, какие крутые джигиты есть чуть ли не в каждом крупном городе.
    • В последние годы относятся к образу критично: на околоправые темы есть и серьёзная совместка 25/17 и Саграды «Внутри разбитой головы» (OST упомянутого выше «Околофутбола»), и преисполненные сарказма «Рузке кэжуал» Вандальского или «Кто не сидел, тот не русский» гопо-наци-постмодерн-тролля Саши Скула; да и Луперкаль в условно-позднем творчестве иногда подтрунивает над правыми. А уж про нелёгкую судьбу классического ПСР и опасность сесть/погибнуть/сторчаться не читал только ленивый. Ну правда.
    • Альбом Бабангиды «Макаревич» доводит тему до абсурда: шутки для посвящённых про собратьев по рэп-движу засунуты в утрированно-нуарные описания суровой жизни пацанов с калининградских райончиков.
    • Рэпер Сява — «Бодрячком, пацанчики», «Семки Колян» и т. д.
    • Белорусские тролли из группы Словооружие — «Великий Петян», «Пацан крышует пацана» и т. д.
  • Педаль в асфальт — пародийный проект «Dj Астафур». Астафур — персонаж, основанный на реальном человеке: бомже, отравленном ультраправыми[1]. Является главой группировки «Исус Crew», которая совмещает карикатурные «православно-патриотически-советские» взгляды с сексуальными извращениями и употреблением всего, что горит. Чем-то похоже на другой андерграундный трэш «АХСиМСЗ», но упор делают на уличную жизнь: драки, секс, алкоголь, наркотики.
  • Ленинград — клип на песню «VIP».
  • Uratsakidogi — клип на песню «Black Hop на районе», в котором музыканты шутки ради совмещают несовместимое, то есть блэк метал эстетику с типично гопническими атрибутами, включая также и пацанский рэп.

Прочее[править]

  • Русский рестлер, с гордостью носящий псевдоним Вася Штырь, имеет гиммик (то есть отыгрываемый перед камерами образ) стереотипного гопника в фуражке и спортивных шортах с полосками Абибас-стайл.
  • Видеоролики с «пособиями для гопника» (типа как щемить нифера, как отжать мобилу, как развести тёлку). Были сыграны достаточно качественно, потому многие думали, что это реальная съёмка, и очень бурно реагировали.
  • Пародия на типаж — ролик «Опасный поцык».
  • Гопник Харчок — один из образов обзорщика BadComedian'а.
    • Ну и конечно нарочито-гротескный канал Life of Boris, где на английском языке с диким акцентом рассказывают иностранцам о правильной жизни гопников. (А это не один и тот же человек?)
  • Шуточная лекция Станислава Дробышеского на Ютубе «Анатомия гопника»

По странам и континентам[править]

Россия[править]

  • Яркий архетип в России 1990-2000-х — гопники. Основные занятия — щёлкание «семок», распитие «пиваса» и отжимание телефонов. К настоящему моменту в большинстве регионов гопник классический вымер, лишившись экологической ниши: подростки перестали тусить на улицах и начали предъявлять за мамку в интернетах, а пивас (если субстанцию в полторашках можно так назвать) заменили дешёвые энергетики. Однако на просторах необъятной России остаются обширные заповедники, где гопник все ещё обитает. Хотя и там постепенно вытесняется более адаптированным к современной экосистеме ауешником.
    • В 1980-90-ые — любера (пополам с Неформалы-бандиты, хотя занимались тем, что били неформалов, в общем — «пчёлы против пчёл»). Имели идейную подоплёку: борьба против западных веяний. Название движению дал город Люберцы в Подмосковье, откуда оно пошло. От многих подобных субкультур отличались относительно здоровым образом жизни. После распада СССР разошлись: кто в обычную рядовую жизнь, кто в спорт и связанный с ним бизнес, кто в армию/органы/чопы, а кто — и в криминал (знаменитая ОПГ «Люберецкие» вся состояла из бывших люберов, поскольку выросла из тусовок в подпольных "качалках").
      • Что интересно: несмотря на свою антинеформальную направленность, в своих музыкальных вкусах очень многие любера были близки своим «оппонентам»-нефорам, поэтому после распада движения немалая их часть пополнила ряды тех самых металлюг, панков и говнарей, которых они некогда лупцевали.
    • Характерным отличием любера от неформала была «армейская» короткая стрижка. «Волосатики» автоматически считались неформалами и рисковали получить звездюлей.
  • АУЕшники (от аббревиатуры АУЕ — арестантский уклад един, или, по другой версии, арестантско-уркаганское единство) — субкультура, приходящая на смену гопарям. Состоит главным образом из малолетних долбоё школьников и молодых парней студенческого возраста, которые не застали лихие 90-е, но всеми силами пытаются подражать гопникам тех лет. Блатняк не слушают, только около-ауешный гангста-рэп вроде «Каспийского груза». Хотя в большинстве своём они безобидны и мало чем отличаются от «олдфагов»-гопников (они, в отличие от ауешников, хотя бы не бьют «за шмот»), единичные серьёзные прецеденты с участием ауешников. имели место.
    • В августе 2020 запрещена на территории РФ как экстремистская, наряду с ИГИЛ.
  • Футбольные хулиганы. Иногда враждуют с обычными ПСР, но гораздо чаще с нижеупомянутыми красаучиками, т. к. своё происхождение ведут от ныне реликтовых скинхедов 1990-х и начала 2000-х, а посему являются хоть немножечко, хоть на уровне бытовой ксенофобии, но правыми.
  • Есть еще и такой тип, как мага — пацан с раёна, но являющийся лицом кавказской национальности. Стереотипный сабж занимается борьбой («борцуха»), носит в кармане нож либо травмат (а в другом кармане пакетик насвая), ходит в кепке с логотипом FBI, футболке с названием родной республики и красных мокасинах.
    • Чуть более прокачанный юнит ездит на наглухо тонированной белой Приоре с подрезанными пружинами.
    • А ещё есть абу-бандиты. В прочем, ими могут быть и русские.
  • w:Казанский феномен, которому посвятили небезызвестное "Слово пацана". Если верить признанному иноагентом "Дождю", то cреди группировок были и женские. Складывается ощущение, что женские группировки возникли в одно время и по схожим причинам с сукэбан из Японии...

США[править]

  • В США как в стране с долгой историей социальной сегрегацией, история пацанов с района, которые часто потом становятся собственно членами банд (если не становятся просто уличной швалью) разнообразна и сложна. Цветные хуже тем - что для них уход в банды, это как самоидентификация и осознанное задвигание себя в некую иерархию, пусть даже очень ублюдскую, то есть они организованная сила и на короткой ноге с бандами. Белые же обмороки из глубинки, состоящие как правило из трейлерного быдла, это как правило совершенно поехавшие деграданты, у которых на руках может быть всё что угодно вплоть до автоматического оружия.
    • Хоумис - обитатели субурбий крупных городов, как правило чёрные и цветные, хотя бывали в своё время например и ирландцы. Иного досуга кроме как дуть в двориках под пивко и слушать рэпчик, у них на местности просто нет, плюс хулиганство и вандализм. Если повезёт, даже не отсидев в тюрьме, сумеют каким то образом через спорт или через стипендию вырваться из своего клоповника в нормальную жизнь. Если не повезёт, но доживут каким то чудом до совершеннолетия, в свои нежные объятья ребят ждут "блады", крипы" в лучшем случае, латиносов ждут банды ходящие напрямую под картелями со всем мраком оттуда вытекающим.
    • Уайт трэш, в изрядной степени такая же гопота что и вышеперечисленная. Такие же проблемы с манерами, образованием, чувством такта. Точно такие же проблемы с наркотой, безработицей и прочими проблемами свойственных величайшей стране мира. Только в местах их обитания, как правило нравы проще, а оружие есть у каждого.
  • В школьном возрасте гопники занимаются травлей одноклассников (bullying) и присутствуют едва ли не о всех фильмах про школу.

Остальной мир[править]

  • Знаменитые британские чавы.
    • В Шотландии их называют неды (обычно расшифровывают как Non-Educated Delinquent — необразованный хулиган). Но вообще-то Ned — простецкое уменьшительное от Edward (вместо Ed).
    • Аполитичные трад-скины, из которых позднее произошли наци и антифа, — типичные образчики сабжа. Ходили по району, пили пиво, прессовали модников и хиппи.
  • Французские ракáйи, а до них апаши.
  • Немецкие асси (от «асоциальные»).
  • Польские дресы.
  • Махо в Испании XVIII-XIX веков. Будучи поголовно выходцами из простонародья, носили народный костюм, украшенный до невозможности (и который позднее вошёл в гардероб тореадоров), а также складной нож-наваху, причём даже девушки-махи. Были объектом обожания Франсиско Гойи.
  • Израильские арсы.
  • ЮАРовские цоци.
    • А так же зефы
  • Япония:
    • Фурёу — настоящие японские пацаны с рабочих окраин. Хамят, орут, угрожают. Могут избить, если окажешься на их территории, но обычно гражданских не трогают. В основном старшеклассники из сильно бюджетных школ, поэтому отличительной особенностью парней является сочетание школьного гакурана и традиционных широких рабочих штанов или брюк «докан». Опционально — мужские остроносые туфли. Часто с причёской «под Элвиса» или в виде направленного вперёд гребня. Девушки-«сукэбан»[2] носят обычное сейлор-фуку тёмного цвета с длинной (до щиколоток) юбкой. Самые отмороженные могут ходить без рубашки, но в обмотках-сараси — парни обычно обматывают живот, девушки — грудь вместо лифчика. Рассвет пришёлся на 1970-80-е. Сейчас встречаются редко и не в больших городах.
      • Школьный гакуран — это итерация прусского военного кителя. Любовь к милитари понятна, но репутация наряда так испорчена, что от гакурана уже начинают отказываться.
    • Янки — да-да, в Японии есть и такие. Выросли из фурёу. Изначально вместо гакурана носили гавайские рубашки, от которых и пошло название. Сейчас перешли на обычную «пляжную» одежду летом и спортивные костюмы зимой. Отличаются сильным загаром и крашеными волосами. По поведению сходны с фурёу, но менее агрессивны. Больше шумят, чем что-то делают, что переводит их в категорию мелких хулиганов.
    • Босодзоку — ещё один сходный образ, байкеры в традиционном понимании. Как и фурёу, косят под Элвиса, но предпочитают кожаные плащи, или тканевые с вышитым названием банды и слоганами. Обожают высокие ботинки или сапоги, часто резиновые. В отличие от остальных, зачастую являются серьёзными бандитами, напрямую враждующими с якудзой. Ну, или не враждуют, а служат, так сказать, кадровым резервом — это уж как обернётся в каждом конкретном случае.

Примечания[править]

  1. Насмерть или нет, до сих пор единого мнения нет.
  2. Сукэбан — это, строго говоря, только титул главы банды. Но довольно быстро слово перешло на всю субкультуру.