Учёный

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ученый — это человек, компетентный в одной или нескольких сферах науки. Он может и не быть гением, у него может не быть образования (т. е. он самоучка), но вот что у него определённо есть — это три великих орудия познания мира: математика, воображение и научный метод. С их помощью ученый способен постигать тайны мироздания и придумывать воистину крутые штуки. Но есть две проблемы.

Во-первых, настоящий ученый потребляет в диких количествах матан, от которого его штырит вплоть до отрыва от реальности, что проявляется в очень многих странных для обычного человека фразах и реакциях (это к вопросу о том, что большинство учёных с мировым именем — люди довольно эксцентричные). Ну например, с точки зрения учёного, результат — вещь важная, а вот процесс достижения результата — вещь не очень важная. Таким образом, запуск в космос гигантского корабля, приводимого в движение взрывами термоядерных бомб — это вполне разумная идея. Ученые понавыдумывали очень много различных абстрактных концепций, которые местами начинают смахивать на очень сильное колдунство. Поэтому среднестатистический человек попросту не может понять, как такое может быть в реальности, и потому на учёного смотрит с почти религиозным благоговением (а если провозглашен культ науки — то и с воистину религиозным) и верит тому на слово, что бы тот не говорил. Этим пользуются журналисты желтой прессы, дабы промывать людям мозг в нужном направлении.

Ближайшие соратники и в то же время заклятые друзья учёного — это Главный Конструктор, инженер и испытатель. Первый и второй постоянно находятся в оппозиции ученому, либо пытаясь направить его деятельность в практическое русло, либо извлекая практически-реализуемый матан из всего того, что нагенерил ученый. Обычно это крупицы, но и их хватает чтобы изменить мир вокруг до неузнаваемости. Третий обычно является либо расходным материалом (если предыдущие трое — фанатики, ни во грош не ставящие человеческую жизнь), либо тщательно опекаемым и с любовью взращиваемым питомцем, которому предстоит совершить Подвиг Мужества — то есть залезть в хтоничный агрегат, собранный инженерам по концепции Главного Конструктора, который смог понять 3,5 абзаца из шестисот страниц научного труда и придумал, как воплотить это в жизнь. Если испытатель после этого оказывается жив-здоров, его тут же начинают допрашивать, конспектируя каждое его слово. В результате чего рождается ещё один, восьмисотстраничный, магнум опус, из которого Главный Конструктор понимает от силы 3 абзаца, зато наработанная на предыдущем проекте экспа помогает претворить в жизнь очередную безумную, по мнению современников, концепцию. Учёный может по-разному относиться к своим соратникам — или опираться на них, как на единственный способ доказать на практике, что он прав, либо как к назойливым мухам, отвлекающих его от созерцания тайн Вселенной докучливыми просьбами рассказать, как всю эту хрень воплотить в металл.

Прочитали? А теперь запомните или лучше запишите. Всё сказанное выше относится только к точным-техническим наукам. В естественных дело обстоит иначе — там нужно прежде всего набрать много-много описательных данных. А вот с абстрактными концепциями дело, которые превращают очаровательную девушку или юношу бледного со взором горящим в чудака не от мира сего, дело обстоит плохо. В гуманитарных — совсем плохо, потому что предмет их изучения вызывает у обывателя целый Эверест эмоций, роль экспериментов крайне ограничена, а применяемые методики и вовсе являются достоянием узких кругов. В результате в Сети вообще и на нашем сайте в частности бушуют Священные Войны, а вещающие с голубых чёрных экранов журналюги и псевдоучёные пользуются доверием телезрителей.

Разумеется, учёные могут быть хорошими (эти если что и придумывают, то дважды думают, стоит ли это показывать публике, а то ляпнешь что-нибудь про эквивалент массы и энергии, а эти деятели изобретут Оружие Судного Дня — после чего придётся отвлекаться и расписывать этим идиотам последствия применения оного), а их теории обычно направлены на улучшение мира вокруг. Как правило, на их основе изобретатели создают технологии, которые при правильном применении способны улучшить жизнь человека, исцелить болезни, очистить окружающую среду, и т. д. и т. п. Но бывают и плохие учёные, которых интересуют в основном мощные бабахи и жуткие болезни — и этих учёных с распростертыми объятьями ждут различные жуткие организации, а также военные, которым до зарезу нужен способ одним ударом прикончить любого возможного врага. А ещё бывают лже-учёные, которые только прикидываются учеными ради денег и славы.

Мир ученых от реального мира оторван достаточно сильно. Неподготовленному человеку может показаться странным, что интеллектуальная элита вполне может начать кидаться друг на друга с кулаками, материть и освистывать, причем причина всего этого обычно изображена на доске — вот только чтобы это понять, иногда даже диплома физмата оказывается маловато. Но в этом мире есть как свои аутсайдеры (обычно высказывающие маргинальные теории), так и фавориты, осыпанные грантами и премиями. Есть также подпевалы из группы поддержки (которую просто ненавидят Главный Конструктор и его бригада — толку от этих людей нет, зато жужжат и надоедают больше, чем госкомиссия), есть и «троечники с задней парты», обожающие сажать в лужу фаворитов и их поддержку просто прикола ради. Данная тема в юмористическом ключе раскрыта в «Теории большого взрыва». И да, вы удивитесь, но большинство ученых — гики, нёрды и иногда даже полные психи. Что, впрочем, не отменяет значимости их открытий.

Стать ученым достаточно просто. Нужно всего лишь, как заповедовал дедушка Ленин, учиться, учиться и ещё раз учиться. Учиться всю жизнь. Закончить школу — пойти в институт, потом ещё раз в институт (чем больше высших образований — тем лучше), потом аспирантура-кандидатская-докторская, куча научных публикаций в рецензируемых журналах… И вот вы уже не заметили, как стали учёным. Но пока вы только в «группе поддержки», вашей участью будет поддакивать авторитетам, иначе вас коллективно запинает весь научный мир. Чтобы вылезти из оной группы, вам нужно Свершение. Но, если в лом напрягаться, просто возьмите одну из матанных концепций из справочной категории «перспективные направления науки» и подайте заявку на исследования. Вам дадут грант, который вы потратите на шлюх, бухло и ассистентов из числа подающих надежды аспирантов, которые под вашим чутким руководством будут бухать, наслаждаться развратом и писать статьи, в которых вы будете соавтором, вы оплатите своим детям колледж а себе — вставную челюсть, и до конца жизни не будете ни в чем нуждаться. А если грант кончился, а результатов нет — не беда, подайте заявку на дофинансирование — человечеству нужны новые прорывы, а их делать трудно. Скукотища, верно?

Окей, добавим хардкора. Вы можете искать таких вот людей, которые наслаждаются жизнью за гранты, и рецензировать их статьи. В смысле — беспощадно троллить и критиковать, и не бойтесь — наука не демагогия, если вы можете математически доказать, что автор наврал с три короба и растранжирил грант — никто не сможет вас ни в чем упрекнуть. (Если к математике его статья не имеет никакого отношения, не сможете но это неважно). А даже наоборот — скажут спасибо за разоблачение очередного шарлатана, от которых страдает научный мир. Вы станете очень уважаемым и нужным человеком, но увы, матана это миру не прибавит, да и славы тоже. Хотя вы всегда можете сделать какое-нибудь исследование «по приколу» и получить Шнобелевскую премию, что тоже весело.

Добавим хардкора ещё больше? Преподавательская деятельность и написание книг серии «наука для дебилов» — это то, что доктор прописал. Вы сможете учить новые поколения учёных, а также продвигать тему «наука — это круто» среди детей и молодёжи. Конечно, это всего лишь пережевывание старых, заезженных аксиом и давно доказанных теорий, но это очень полезно: никогда не знаешь, вдруг вон тот троечник — это новый Ломоносов или Эйнштейн. Но хочется большего.

Тогда самый хардкор — изучив всё, что наработали предки, попробовать открыть что-то новое и на пару с Генеральным Конструктором это создать. Слава, Нобелевская премия, почет и уважение ото всего научного сообщества, фото в рамочке в каждом университете и тому подобное. К сожалению это очень трудно, и у вас уйдёт на это вся жизнь. Но оно того стоит. Или нет?

Примеры[править]

« Майн фюрер! Я хожу! »
— Доктор Стрэнджлав

Иногда учёного, который открывает/изобретает ценную хрень, убивают.

  • Британские учёные ™, известные тем, что их открытия никто не воспринимает всерьёз. Кроме наивных обывателей и комитета по выдаче Шнобелевских премий.
  • Ж. Верн обожал таких персонажей. И. о. профессора Аронакс из «Двадцать тысяч льё под водой» (специалист по минералогии, ботанике и зоологии, немного разбирается в медицине), энтомолог кузен Бенедикт из «Пятнадцатилетнего капитана» (увидел муху цеце и понял, что попали в Африку), географ Паганель из «Детей капитана Гранта» и ещё куча менее известных. Туда же и капитан Немо. А вот Сайрус Смит из «Таинственного острова» — инженер-конструктор-технолог.
    • Аналогично и другие представители «твёрдой» НФ. Ну кто не помнит палеонтолога профессора Челленджера из книг Конан Дойла, на ходу переквалифицировавшегося в зоолога? Или доктора Моро из книги Герберта Уэллса? Доктора же Преображенского из «Собачьего сердца»? Штирнера из «Властелина мира» или доктора Сальваторе из «Человека-амфибии» того же автора? Физика Гриффина из «Человека-невидимки»? Планетолога Владимира Юрковского из ранних книг АБС?
    • А вот Леона Фортена из повести Луи Буссенара «Ледяной ад» мало кто знает. Но он в этом не виноват: ведь этот натуралист не только испытывал на морских свинках новый анестетик, но и открыл леониум — элемент из таблицы великого русского учёного Менделеева, который притягивает золото, как магнит железо!
  • Л. Буджолд, Сага о Форкосиганах — энтомолог доктор Энрике Боргос, специалист по масляным жукам (их жирные выделения можно употреблять в пищу, аналогично мёду).
  • В практически каждом фильме-катастрофе есть Учёный, который предупреждает всех о потенциальной проблеме. Кроме него, её никто разглядеть не в состоянии, потому что не знают, куда смотреть. У Учёного также обычно есть хитрый план, как избежать бедствия или (если его не слушали/если беда пришла слишком внезапно) как спастись от последствий. Кстати, как там звали того типа из Армагеддона, предложившего расколоть астероид пополам ядерной бомбой?
  • Кино про монстров. Не только японских. Обычно Генерал (или кто-то из силовиков) предлагает сразу убить чудовище. Слыша это, Ученый возражает, настаивая, что зверюгу надо изучать, но для начала поймать. Спор разрешает Министр/Президент, давая добро на вариант «поймать». Чудо-юдо ловят, сажают в клетку с тройными предосторожностями. Зверюге такая неволя надоедает — она сбегает. Далее армия, полиция, бдительные граждане и Ученый приходят к выводу — монстра надо убить. Ученый даже может помочь при создании противомонстровой пушки. Когда чудовище повержено, Ученый говорит некую мораль и больше всех жалеет погибшего монстра.
  • Половина персонажей «Теории большого взрыва» — учёные (и иногда их родственники, тоже учёные) различной степени профпригодности и отмороженности, включая настоящих.
  • Гордон Фримен из Half-Life.