Джанго освобождённый

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Django Unchained»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джанго освобождённый
Django Unchained.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
КиностудияThe Weinstein Company, Columbia Pictures
РежиссёрКвентин Тарантино
Автор сценарияКвентин Тарантино
Когда вышел2012
Продолжительность165 минут
В главных ролях:
Джейми ФоксДжанго Фримен
Кристоф ВальцКинг Шульц
Леонардо Ди КаприоКэлвин Кэнди
Сэмюэл Л. ДжексонСтивен
Керри ВашингтонБрумхильда фон Шафт

«Джанго освобождённый» (англ. Django Unchained) — фильм Квентина Тарантино, стилизованный оммаж классическим спагетти-вестернам, в особенности фильму Серджио Корбуччи «Джанго».

Персонажи[править]

Завязка сюжета[править]

Действие фильма начинается в 1858 году, за три года до начала Гражданской войны. Двое братьев-работорговцев гнали на Юг пятерых чернокожих рабов-мужчин, в том числе Джанго, которого в наказание за побег высекли кнутом и продали на аукционе отдельно от жены Брумхильды. Ночью в лесу группа встретилась с Шульцем, которого интересовал как раз Джанго: на плантации его бывшего хозяина работали надсмотрщиками трое разыскиваемых им убийц. Щульц честно хотел купить раба, но когда торговцы отказались, убил одного из них метким хэдшотом, а второго ранил и отдал на милость бывшего «живого товара». Позже Шульц предложил Джанго деньги и полную свободу, если тот поможет в опознании этих убийц. Джанго согласился, действительно немало помог, и впечатлённый его потенциалом доктор предложил уже свободному Джанго продолжить сотрудничество в обмен на помощь в поиске жены…

Тропы[править]

  • Антигерой — оба главных героя. Они далеко не ангелы, хоть на фоне своих противников выглядят прямо образцами благородства.
    • Шульц, будучи, пожалуй, самым благородным персонажем в фильме, способен без особых угрызений совести хладнокровно убивать людей даже при наличии альтернативы, причем иногда на глазах у их родных или случайных прохожих. Просто потому что трупы не убегают, не бьют в ответ, есть не просят, и перевозить их проще.
    • Джанго также периодически перегибает палку. Его отношение к белым южанам вполне понятно и в целом оправдано, так же, как и желание воссоединиться со своей женой. Однако через охоту за головами он в качестве мести отрывается на посторонних людях, для вхождения в доверие к мистеру Кэнди прикинулся чёрным работорговцем, поступившись принципами, и даже позволил умереть весьма жестокой смертью другому рабу для сохранения своего прикрытия перед Кэнди.
  • А что, пусть будет! — во время сцены торгов с Кэнди Леонардо Ди Каприо в ярости ударил рукой по столу и случайно разбил стакан, порезавшись при этом осколками. Однако сцену доиграл с окровавленной рукой, как будто так и было задумано. В таком виде она и вошла в фильм.
  • Армия из одного человека — ну Джанго и устроил перестрелку в поместье Кэнди... Впрочем, он проиграл, но все равно впечатляет, особенно на фоне предельно косых белых плантаторов, которые умудряются попадать по своим.
  • Дыра в сюжете? Несовместимая с жизнью жадность? Неудачная попытка сэкономить? Доктор Шульц говорит, что мистер Кэнди не продаст им Брумхильду просто так, и отсюда начинается вся запутанная сюжетная схема, приводящая в итоге к кровавой развязке. Но почему, интересно, Кэнди её не продаст? Зачем она ему? Особенно если бы доктор Шульц пришёл один и сказал, что ему хочется немецкоговорящую рабыню, соскучился он по звукам родной речи. Уж за те 12 тысяч, которые доктор Шульц готов был выложить за бойцового раба, Кэнди её точно продал бы. Да мистер Кэнди в какой-то момент фильма сам им это прямо говорит! Но Шульц хотел за неё заплатить $200 долларов, а то и получить бесплатно в подарок к сделке на 12 тысяч, а затем смыться с Брумхильдой, так и не купив бойца за 12 тысяч. В итоге Кэнди заставил за неё заплатить те самые $12 тысяч.
    • Всё проще гораздо. Согласно Слову Божию, Шульц, что называется, в плену у хитровывернутости, т. е. непробиваемо убеждён, что всё обязательно будет сложно и запутанно. То, что Кэнди просто возьмёт и продаст ему по сходной цене клеймёную германоязычную рабыню, которой никак не найдёт применения, Шульцу и в голову не пришло.
  • Опасное ничтожество - Келвин Кэнди, если задуматься. Кичиться своей образованностью и франкофилией, но Дюма скорее всего банально не читал, французского языка не знает (что подмечается его адвокатом, который рекомендует гостям не говорить при нём на этом языке), а с образованием у него вообще пробелы по всем параметрам. Вся плантация со всем хозяйством, рабами и бандой рабовладельцев - досталась ему в наследство от его отца. Ну и кто перед нами? Алчный, порочный, сестроёбствующий, сибаритствующий и упивающееся собственной властью, полуграмотный садист и выродок. Да, с неплохой чуйкой, и неплохо разбирающейся в людях, как и любой хищник, но не более того. Да и справился бы он без Стивена, который фактически управлял всем его хозяйством, пока он челебякал свою сестру и напивался вдрызг наблюдая за смертельными боями? Едва ли.
    • Отдельный смак в том, что Шульц то как раз прекрасно понял, кто перед ним, а вот у Келвина мозгов и чувства такта не хватило. И разумеется когда последний, решил в очередной раз унизить своего гостя - разумеется у Шульца планка упала, терпеть оскорбление от вот этого вот.
  • Жертва моды — когда Шульц предложил Джанго одеться для миссии по своему усмотрению, он оделся вот так. Даже другие рабы на плантации решили, что это перебор!
    • Стоит добавить, что этот костюм вдохновлён картиной Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом», написанной в 1770 г. Поэтому данный случай отчасти попадает ещё под один троп.
  • За себя и за того парня — Джеймс Ремар играет Бутча (телохранителя мистера Кэнди) и одного из братьев Спеков.
  • Заезжий нарушитель спокойствия — для нарушения спокойствия в захолустном городе оказалось достаточным того, что Джанго заехал туда верхом на лошади.
  • Злодейский упадок — Стивен, будучи спокойным и хладнокровным в своём состоянии «не на публику», отбрасывает свою трость и вот уже собирается встретить смерть с мужеством, но не тут-то было: Джанго простреливает ему оба колена и собирается взорвать живьём вместе с поместьем, отчего тот срывается в истерику и начинает материть Джанго на чём свет стоит.
  • Знаменитые последние слова. Шульц стреляет в Кэнди вместо того, чтобы пожать ему руку, а его телохранителю Бутчу с обрезом без тени смущения говорит «Извини, не смог удержаться». А через секунду он встречает грудью пули.
    • Хотя ничего не мешало разрядить второй ствол дерринджера в телохранителя, который к Шульцу в тот момент был повёрнут спиной.
  • И у злодея есть любимые: Стивен, похоже, относится к Кэлвину не только как к хозяину, но и словно к собственному сыну. Кэлвин же позвляет Стивену то, что вряд ли бы спустил с рук какому-нибудь другому ниггеру — например, составить себе компанию за бокалом коньяка. Стивен даже позволяет себе публично пререкаться с Кэлвином, а тот обходится всего лишь сердитым окриком!
    • Кэлвин и Лара. Уж очень сильно Кэлвин любит свою сестрицу. Когда он хотел показать изуродованную спину Хидьди доктору и Джанго, прекратил это именно по её приказу. Да и расцеловал её по приезде…….даже в губы……SWEET HOME ALABAMA!!!
  • Камео:
    • Франко Неро из оригинального «Джанго» в эпизодической роли работорговца.
    • Сам Тарантино в роли работника компании ЛеКвинта. Квентин это дело любит, а как же!
  • Крик Вильгельма — на 45 минуте.
  • Крутые тёмные очки — в таких Джанго приезжает на ранчо Кэнди. Да, линзы Крукса появились в 1913. Но не будем забывать, что это ж Тарантино, в фильмах которого чуть ли не всё строится на правиле крутизны.
  • Матомная бомба — как и обычно, персонажи Тарантино не особо стесняются в выражениях. Но чаще всего, конечно, употреблялось слово «ниггер» — аж 110 раз.
  • Месть за злодея — после того, как Шульц убивает Кэлвина Кэнди и умирает в итоге сам, раб Стивен, мисс Лара и остальные долго думают, как бы посуровее наказать живых Джанго и Брумхильду.
  • Моральный горизонт событий — именно его, по мнению Джанго, переходят чёрные управляющие поместьем и уж тем более чёрные работорговцы.
  • На колени перед Зодом — мистеру Кэнди оказалось недостаточно достигнутого финансового и морального превосходства над героями, и он требует у Шульца пожать ему руку якобы для окончательного завершения сделки насчёт Брумхильды. Именно этим мистер Кэнди настолько выбесил доктора, что тот ну никак не смог оставить эту мразь в живых.
  • Не в ладах с историей — кто бы позволил рабу научиться ездить верхом и стрелять?
    • Реальность нереалистична — черные ганслингеры вполне себе существовали, начиная с того же легендерного Базза Ривза, который, кстати, родился в рабстве.
    • Куча анахронизмов, куча. Типичная для американцев путаница с собственной географией и топонимикой, целый ряд словесных выражений из ХХ в., аналогично оттуда же пивной салун, пьеса «К Элизе» будет найдена лишь в 1865 году, на вилле Кэнди есть пивная бутылка из 1870-х и копия бюста Нефертити из 1912 г., у Шульца винтовка «Генри» из 1860 г., а в одной сцене соседствуют военное кепи из 1861 г. и современная ковбойская шляпа… Да и наконец сама завязка фильма псевдоисторична: охотники за головами, к которым относится Шульц, появились аж в 1870-х, и преступников им полагалось ловить людей живьем, а никакой борьбы мандинго вообще никогда не существовало. Наконец, динамит в 1858 г. — это круто, но совершенно псевдоисторично. Мог бы пироксилин вставить, он для сюжета ничем не хуже.
  • Не такая уж фоновая музыка — в сцене подписания договора на покупку Брумхильды за кадром играет «К Элизе». В конце концов в кадр попадает мисс Кэнди, играющая «К Элизе» на арфе, и Шульц нервно просит её перестать играть.
  • Неадекватное возмездие — одну из рабынь собирались пороть кнутом за то, что она разбила яйца…
  • Неполиткорректный злодей/Полное чудовище — Кэнди давит педаль в пол даже для своего времени и места (ему приказать разорвать раба собаками — раз плюнуть), да ещё и пытается оправдать расизм научно[1]. Стивен давит педаль ещё дальше, потому что сам чёрный.
  • Несовместимая с жизнью гордость — доктор Шульц. Да, мистер Кэнди — подонок. Да, он требует пожать себе руку, чтобы тебя унизить. Ну так унизься, ради дела не впервой же! Пожми руку и убирайся из Кэндиленда вместе с Джанго и Брумхильдой, убивать вас явно не собираются!
  • Нестандартная заставка — вместо современного вступления используется вариант 60-х годов со слегка искажённой палитрой и подписью студии Sony Pictures Entertainment Company.
  • Носить кучу пистолетов:
«

— Я насчитал 6 выстрелов, Нигер. — А я насчитал 2 пистолета.

»
  • Оторву твой длинный… — Билли Крэш по приказу мисс Лары собирался оскопить Джанго, но его в последний момент прервал Стивен. А вот самого Джанго с аналогичным намерением насчет Билли останавливать было некому!
  • Получилась реальность/На тебе! — группа южан пытается линчевать Шульца и Джанго, организовав на их стоянку ночной налёт. Но белые колпаки ку-клукс-клана, скрывающие лица, пошиты тяп-ляп, и каратели с трудом могут что-то разглядеть в темноте, из-за чего линчеватели начинают ссориться друг с другом. В общем, недотёпы, а не палачи.
  • Ружьё Чехова:
    • Листовка на первую охоту Джанго, которую Шульц предлагает сохранить «на удачу». И она действительно пригодилась, когда пришлось хитро выкручиваться из плена работников ЛеКвинта.
    • Тайничок в болтающемся на повозке Шульца зубе очень подходит для хранения денег. Или динамита на случай необходимости устроить ловушку всяким там линчевателям.
  • Лектор Ганнибал/Почему ты отстой:
« Я провел здесь всю жизнь. Здесь, в Кэндиленде, окруженный чёрными лицами. И теперь, когда я вижу их вокруг каждый день, мне интересно, почему они… не убивают нас? Вон там, на той самой веранде, в течение 50 лет старый Бен брил моего папу опасной бритвой. Если бы я был на месте старого Бена, я бы перерезал чертово горло своего папаши и мне бы не понадобилось 50 лет, чтобы сделать это. Но Бен этого не сделал. Почему?… Вы знаете, наука френология дает ключ к пониманию различий между двумя видами. В черепе африканца, вот здесь, есть зона, связанная с покорностью, больше чем у любого другого человеческого или нечеловеческого вида на планете Земля! Если вы начнете изучать этот кусок черепа, вы заметите три чёткие ямочки здесь, здесь и здесь. Так вот. Если бы у меня в руках был череп Исаака Ньютона или Галилея, эти три ямочки мы бы увидели в зоне черепа, связанной с творчеством. Но это череп старого Бена. А на черепе старого Бена, который не был обременён талантом, эти три ямочки находятся в зоне, связанной… с покорностью. »
— Кэнди на тему превосходства европейцев над африканцами
« Ну что, умник? Готов признать, что ты умён. Но если бы я взял этот молоток и разнёс им твой череп, то мы бы увидели эти три ямочки в том же месте, что и у Старого Бена. »
— Обращение Кэнди к Джанго сразу же после предыдущей оратории
  • Шульц, впрочем, не остался в долгу:
«

Кэнди: Не дает покоя, что я взял над вами верх? Шульц: Вообще-то я думал о том несчастном, которого вы отдали на растерзание собакам сегодня – д’Артаньяне. Интересно, как бы Дюма отнёсся ко всему этому? Кэнди: Не понял? Шульц: …Александр Дюма. Он написал «Три мушкетёра». Кэнди: Да, конечно, доктор. Шульц: Я решил, что вы его поклонник, раз назвали раба именем героя романа. И если бы Александр Дюма был там сегодня, мне интересно, что бы он подумал. Кэнди: Он одобрил бы, мм? Шульц: Да! Ваше предположение об его одобрении крайне сомнительно. Кэнди: (с усмешкой) Мягкосердечные французыШульц: Александр Дюма — чёрный[2]. Кэнди:…(долгая пауза)…

»
— Диалог чуть позже
  • Профессиональный риск ментора — Шульц.
  • Спрятаться за языковым барьером — Брумхильда и Шульц переговариваются по-немецки, чтобы скрыть истинные намерения героев от мистера Кэнди и его слуг.
  • Сцена после титров — «Кто был этот ниггер?!»
  • Убойная фраза — «Ауфвидерзеен!», пламенный (буквально) привет от Шульца Большому Папочке и его линчевателям.
  • Участь хуже смерти — горнодобывающая компания ЛеКвинта Дикки, самый натуральный ад для чернокожих рабов. Именно такая участь ждала Джанго и ещё трёх рабов после убийства Кэнди Шульцем.
  • Шрамы навсегда — естественно, клейма на щеках у беглых рабов. Также полно таких шрамов у рабов на спинах от кнута.
    • А теперь на минутку представьте, каким образом нужно бить кнутом, чтобы на спине остался шрам. Неудивительно, что Шульца так покоробило, когда он впервые увидел спину Джанго.
  • Я не злой — работорговец, пытаясь оправдаться перед освобождёнными Шульцем рабами, утверждает: «Я ведь неплохой человек, я просто делаю свою работу, я ведь отдал своё последнее яблоко». Не прокатило.
  •  Я пишусь через «Э» — с подсветкой и одновременно пасхалкой: когда Джанго пьёт, к нему подсаживается пожилой господин и осведомляется: «Так это ты тот самый Джанго?». Джанго отвечает: «Д — Джанго. „Д“ не произносится». Старик улыбается, выпивает виски, отвечает: «Я знаю» и уходит. Пожилого господина играет Франко Неро.

Примечания[править]

  1. К слову, Леонардо Ди Каприо в одном из интервью утверждал, что эта деталь характера персонажа Кэнди была его идеей
  2. Технически Дюма был квартероном, то бишь на четверть чёрным. Но в США в целом принято «one drop rule» = «правило одной капли крови», согласно которому «достаточно одной капли чёрной крови, чтобы считать человека чёрным». А квартероны, октороны, седецимионы и тригинтадуоны — это у французов и испанцев, включая и… американский же штат Луизиана, населённый потомками французов. Так или иначе, Дюма гордился своими корнями и резко обрывал даже шутки на эту тему в свой адрес, на что и намекает Шульц.