Злодеи поневоле

Материал из Posmotreli
Злодеи поневоле (роман) / (перенаправлено с «Villains by Necessity»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это статья о книге. Если вы хотели почитать о тропе, см. статью «Злодей поневоле».

Обложка. Рыцарь по прозвищу «Чёрная Метка» сражается с драконом Люматиксом.

Ив Форвард, дочь американского физика и фантаста Роберта Форварда, не из тех писателей, которые склонны сочинять многотомные саги. По основной специальности она трудится сценаристом на телевидении (например, некоторые из серий «Мышей-байкеров с Марса» сняты по её сценариям), а романов она на досуге написала всего два — «Злодеи поневоле» и «Анимист». В наши дни на бумаге они не переиздаются, хотя в 2018 году были выпущены в виде электронной книги. Эти книги издавались и на русском языке[1], по-отдельности и «два в одном», и сегодня мы поговорим о первой из них.

Книга «Злодеи поневоле» (англ. «Villains by Necessity»), написанная в 1995 году, представляет собой пародийное и деконструированное фэнтези, в котором добро и зло, по сути, поменялись местами. Светлые силы, не ведая, что творят, поставили мир на край гибели, предотвращать которую придётся главным действующим лицам, злодеям. Критики похвалили роман за интересную идею, сюжетные повороты и юмор, хотя и поругали за затянутость некоторых сцен и, в то же время слишком быстрое развитие событий там, где можно было бы добавить приключений. Впрочем, в огрехах виноват недостаток опыта писательницы — по словам тех же критиков, если бы буквально то же самое излагал более опытный автор, получилось бы шедеврально.

Сюжет[править]

Действие происходит в мире под названием Кьяроскуро[2], на континенте Шестиземье. За полтора века до описываемых в книге событий Силы Добра одолели армию Тьмы, низвергли Тёмного Властелина и запечатали портал, через который в мир проникало зло. После этого оставалось лишь добить уцелевших представителей тёмных рас и злодейских ремёсел, что и было сделано почти успешно. Злодеев, которых удалось схватить, подвергли магическому «отбеливанию», превратив в законопослушных граждан, после чего жизнь в мире Кьяроскуро стала спокойной, мирной и скучной. При том, что вообще-то бытовое зло вполне себе существует: досталось только профессиональным злодеям и представителям злодейских национальностей, но осталась либо всякая мелкая сволочь, либо те, кто лучше всех сумел спрятаться и не отсвечивать.

Вот ко вторым и относятся главные герои, кое-как ухитряющиеся сводить концы с концами в этом мире: бывший наёмный убийца Сэм и вор Арси, одни из немногих сумевших затаиться представителей этих профессий. В начале книги они попадают в цепкие лапы правосудия, и архимаг Миззамир собирается было подвергнуть их «отбеливанию», однако, им чудом удаётся сбежать. Спрятавшихся в лесу беглецов приютила друидка Кайлана, которой как раз очень нужны злодеи, поскольку ей известна страшная правда о том, к чему привела победа сил Добра. Оказывается, существование мира Кьяроскуро, как можно понять из его названия, обусловлено балансом между Добром и Злом. Безоговорочная победа любой из этих сил будет для него убийственной: если бы победило Зло, он погрузился бы в вечную ночь, нынешняя же концентрация Добра, стремящаяся к 100 %, в итоге приведёт лишь к тому, что мир сгорит во вспышке света, так и не став раем-на-земле. Кстати, идеальное равновесие тоже не вариант, поскольку это вызовет стазис: вечные сумерки, отсутствие смерти и рождения, и так далее. Так что необходимы этакие «качели» между преобладанием добра и зла. Уже сейчас наблюдаются непривычно мягкие зимы и тёплая осень, растения цветут, когда попало, дни всё удлиняются, — но Добрые победители не хотят поверить в то, что это на самом деле означает начало конца.

В общем, троица понимает, что эту проблему надо как-то решать, но пока что не знает, как. Вскоре им встречается колдунья Валери, одна из последних представителей расы натуан — здешних тёмных эльфов, которых Добрые без тени сомнения почти полностью вырезали во время Последней Войны. Она объясняет, что для предотвращения катастрофы следует снова открыть портал Тьмы, но для этого потребуется собрать и применить Радужный Ключ, который силы Добра разделили на части и где-то спрятали. Вслед за Валери к злодеям в ходе дальнейших приключений примыкает загадочный молчаливый чёрный рыцарь в неснимаемых доспехах. Миззамир, однако, тоже не дремлет и, когда становится невозможно следить за злодеями магическим способом, засылает к ним своего шпиона, простодушного кентавра Робина, чтобы понять, что же они вообще затеяли.

Дальше наши злодеи узнают, где примерно спрятаны искомые камни, составляющие Ключ, и начинают путешествовать по странам Шестиземья — камни спрятаны в шести локациях, и для обретения каждого из них следует пройти Испытание (см. ниже). Каждое Испытание спроектировано тем или иным героем прошлого, для его прохождения требуется быть достаточно ловким обладателем определённых навыков, и проходить каждое из них придётся в одиночку, так что всем участникам экспедиции выпадает случай себя показать (даже Робину, который вообще из вражеского лагеря). В то же время по следам злодеев идут герои, поначалу решив просто догнать и покарать недобитое зло, а потом, узнав об их затее, — остановить их. Получится ли у злодеев сотворить добро для своего мира и спасти его от зла, которое ему по невежеству причиняют добрые герои? Сами знаете: добро всегда побеждает зло, вопрос только в том, кого из них в данном случае считать добром, а кого — злом.

А что там за Испытания такие?[править]

Разобранный Радужный Ключ, при помощи которого заперли Врата Тьмы, нельзя было просто взять и уничтожить, поэтому его детали — камни шести цветов радуги — были спрятаны по одной на родине каждого из героев. В шести местах по всему Шестиземью находятся входы в соответствующие волшебные локации с испытанием. Причём они никак не охраняются, поскольку где находится та или иная «долька» Ключа (он и впрямь строением напоминает апельсин), не знали даже сами сотворившие их герои. Это ведомо лишь богам, которые играют по каким-то своим правилам, и в этом плане злодеи прибегли к читерскому методу, просто спросив у одного из них.

Каждое Испытание разработано тем или иным героем в своей профессиональной сфере, для входа нужно выполнить определённые условия, и за один раз войти внутрь может только кто-то один, причём обратно Испытание вернёт его уже либо с камнем, либо мёртвым. Снаружи вход выглядит, как картина с изображением того или иного героя, а внутри находится что-то соответствующее его «классу» — так, дикобрат[3] Джаспер Дуркоум оборудовал своё испытание замками, ловушками и хрюнами-охранниками, маг Миззамир поселил внутри копию побеждённого им демона со всеми магическими умениями, а испытание для жреца вовсе предполагает философский диспут с настоящей богиней (богам в мире победившего добра всё равно стало скучно, и многие из них вовсе забыли про земные дела). Таким образом, для прохождения нужно обладать достаточной крутизной, сравнимой с самим героем-создателем Испытания. Удачно справившись с заданием, испытуемый получает цветную каменную дольку, после чего его выбрасывает обратно в нормальный мир.

После завершения сборки Ключа образуется Лабиринт Снов, лежащий на пути к Вратам — этакий мир иллюзий, коллективный сон. Злодеям мнится, будто они уже победили и живут счастливой злодейской жизнью, пока в итоге до них не доходит, что что-то здесь не так. Чтобы выбраться из Лабиринта, следует осознать, что это иллюзия. И даже это ещё не всё — для открытия Врат требуется ещё и человеческая жертва, так что одному из злодеев пришлось пойти на самопожертвование.

Персонажи[править]

  • Сэм, последний наёмный убийца. Полностью его зовут Сэмаландер, что представляет собой искажённое «Саламандр». Отца не знал, мать была убита, когда Сэм был ещё маленький, и так что мальчика вырастили в своём клане приютившие его убийцы. Несмотря на такой род деятельности, вполне себе неплохой парень с ассасинским кодексом чести. Одевается во всё чёрное, причём не только ночью, когда такой камуфляж позволяет прятаться, но вообще всегда — хотя такая одежда привлекает внимание. Носит плащ и шарф, а свои светлые волосы порывается красить в чёрный. В одежде прячет целый ворох ножей, отравленных дротиков и тому подобных инструментов. Также у него есть особая примета — родинка в форме звезды на шее. Владеет особой ассасинской магией, которую называет «огонь» — это позволяет ему чувствовать опасность и игнорировать боль. Вообще у здешних убийц наличие заказа на чью-то голову пробуждает много чего интересного — собственно, то, что Арси заказал Сэму убийство Миззамира, и помогло им выбраться из тюрьмы: у Сэма включился какой-то особый режим, благодаря которому он и сам сбежал, и заказчика с собой прихватил. Кроме того, у Сэма имеется удивительный навык: он никогда не промахивается при стрельбе или метании — оружие обязательно в кого-то попадёт, хотя и не обязательно в того, в кого он целился (да, в союзника или в самого себя тоже можно попасть). Обладает резистом ко всем ядам (как и прочие убийцы в этом мире), кроме алкоголя — пьянеет он очень быстро.
  • Арси, вор-карманник, бывший глава гильдии, на вид лет пятидесяти. Рыж, синеглаз, полноват и очень невысок даже для своей страны под названием Барига, где обычный рост человека составляет метра полтора (нет, это не полурослики, хотя во многом с них срисованы). Зовут его на самом деле не Арси — это имя он сделал из своих инициалов «RC», полностью «Reinhart Corallis» (в переводе он «Арчибальд Силезиус»). Настоящего имени очень стесняется и ото всех его скрывает. Крайне проворный ворюга: может на ходу незаметно снять с прохожего кольцо, шляпу, шпагу и подмётки шпоры (впрочем, в начальной сцене он крайне глупо попался на кошельке с волшебной ловушкой). С Сэмом они сработались давно: вор помогал убийце проникнуть в дом жертвы и забирал себе то, что хозяину дома уже не понадобится (хотя в целом гильдии воров и убийц между собой не дружили). Любимое оружие — моргенштерн, также неплохо обращается и с пращой. А ещё он курит трубку.
  • Кайлана, последняя из друидов. Выглядит молодо, но ей как минимум лет двести — она застала войну, причём не ребёнком. Худощавая и долговязая, глаза зелёные, а волосы рыжие и спутанные, хотя многие находят её внешне привлекательной (а Сэм к ней и вовсе неровно дышит). Друг всему живому — дома держит рысь, ездит на олене, кормит птичек, гладит крысок. Мяса не ест, хотя и из травок да корешков способна приготовить вкусное кушанье. Как и положено друидке, умеет исцелять (ботаническими средствами), командовать животными, творить всякие чудеса с растениями и минералами, а ещё владеет гипнотической магией, внушая человеку, чего он хочет и что на самом деле видел. Да что уж там, она однажды даже обратилась в лошадь. В общем, магия у неё весьма мощная (чем меньше друидов, тем они сильнее), но для её использования нужен дубовый посох, без которого друидка бессильна. Кстати, этим посохом, если надо, можно просто врезать по лбу.
  • Валери Чёрная звезда. Колдунья из племени натуан, почти полностью уничтоженного светлыми. Очень красива, если не считать того, что зубы у неё острые и тонкие. Выглядит весьма готично: сильно бледная, одета в чёрный плащ с красной подкладкой и капюшоном, ногти острые, длинные и выкрашены чёрным лаком, волосы чёрные, глаза фиолетовые. Голос мягкий и слащавый, хотя ведёт она себя надменно и язвительно. Знает много мудрёных вещей и владеет разнообразной магией, которую применяет по поводу и без повода. Магическую силу она черпает из амулета, который представляет собой миниатюрный портал тьмы — в идеале надо носить его на шее, но вообще и нахождения рядом с ним хватает. Сильно злится, когда её называют «Ви» (а злодеи, отобрав амулет, частенько её так и называют)[4]. К Валери прилагается фамильяр — ворон Чернец (в оригинале его зовут Nightshade, что можно перевести, как Паслён), с которым она умеет разговаривать по-вороньи, и, надо сказать, какой-то он подозрительно умный. А ещё она, будучи представительницей подземного народа, неплохо видит в темноте. Изо всех злодеев Валери самая злобная, ей действительно нравится творить всякие злые вещи — такова натуанская то ли природа, то ли культура, да и ношение портала тьмы на шее не способствует развитию добродушного характера. Впрочем, у неё зуб на Светлых по уважительной причине: светлые истребили её семью — во время той бойни погибли и её муж, и маленькая дочь, а у самой Валери, беременной на тот момент, произошёл выкидыш.
  • Безымянный рыцарь, которому злодеи дали прозвище Чёрная Метка (в оригинале Blackmail — с каламбуром: слитно означает «Шантаж», а если между «black» и «mail» поставить пробел, это можно понять, как «Чёрная кольчуга»). Одет в чёрный доспех, который не снимается, даже забрало шлема приварено. Доспех довольно прочный, хотя и не неуязвимый, и непроницаем для магии — даже колдунья с друидкой не могут сквозь него почувствовать, кто там внутри (и есть ли там вообще хоть кто-то). Никогда не разговаривает, а также не нуждается ни в еде, ни во сне (наверное, всё это как-то связано со свойствами его доспеха). Носит с собой огромный меч, а его щит явно волшебный и дополнительно образует какое-то отталкивающее поле. Обладатель очень крутого и умного вороного коня, о котором заботится, как о родном брате. Рыцарь сам нашёл команду злодеев и напросился в попутчики, но кто он вообще такой, и каковы его мотивы, непонятно (до поры, до времени). Именно он изображён на обложке книги сражающимся со светлым драконом.
  • Робин, кентавр-менестрель, арфист и юный тенор. Заслан к злодеям Миззамиром в качестве шпиона с легендой, по которой собирается воспеть в балладах их великие злодеяния. Чтобы сообщать о действиях злодеев, Робину выдан телепортирующий браслет, с помощью которого он перемещается к Миззамиру, пока никто не видит, а потом обратно. Масть у Робина серая в яблоках, грива и хвост тоже серые, а на человеческой половине тела он носит одежду. Добродушен, доверчив и робок, обладатель целого букета фобий — боится и высоты (как и все кентавры), и замкнутого пространства, а от вида крови поначалу падал в обморок. Со временем, однако же, окрутел, сдружился со злодеями и… да, переметнулся на их сторону. Насколько он хорош как музыкант, не особо понятно: злодеев его песенки раздражают в основном потому, что в них воспеваются подвиги героев света. Кстати, свою арфу он смастерил сам, и лучше её не трогать — перед полчищами врагов-нежитей кентавр трепетал, пока они не попытались схватить его арфу, после чего рассвирепел и сообразил, что копыта нужны не только для того, чтобы ходить.
  • Верховный маг Миззамир. Один из немногих эльфов, оставшихся жить среди людей (большинство после Победы уплыли за море, как Профессор завещал) и, официально, единственный доживший до времени действия книги участник главного отряда светлых героев, одержавших ту великую победу. Седовлас, хотя, как и прочие эльфы, внешне не стареет — поседел он во время войны от колоссальных магических усилий. Носит ослепительно-белые одежды, расшитые золотом. Правитель магократического города Натодик, типичный тоталитарный миротворец: его методы насильственного обращения мира в добро даже не всем светлым по душе. Основной противник наших злодеев, хотя не главный среди представителей добра, и предпочитает в основном шпионить и изучать действия врагов, чтобы в итоге нанести решающий удар. Как в итоге оказывается, не такой-то он и хороший, даже по меркам светлых сил, истребляющих целые народы за то, что те были признаны плохими.
  • Принц Фенвик, потомок одного из героев-победителей, молодой красавец-рыцарь и правитель южной провинции Шестиземья. Типичный паладин, больше всего любит уничтожать злодеев, прославился участием в доблестном истреблении троллей и натуан, вот и за вышеупомянутой компанией принялся азартно гоняться вместе со своим отрядом отдельно от Миззамира. Не в последнюю очередь из-за того, что неравнодушен к друидке, которую считает заблудшей душой и хочет убедить вернуться к добру.
  • Также стоит отметить такого персонажа, как полубог Бхазо, к которому злодеи обращаются за советом насчёт поисков камней. В своё время он, обнаглев, потребовал от богов дать ему дар всеведения. Боги быстро поняли, что чтобы наказать наглеца, стоит просто дать ему то, что он требует. Разум Бхазо не справился с огромным объёмом информации, и наглый божок напрочь свихнулся. Бедняга хотел покончить с собой единственным для богов способом — повеситься над бездной, где пышет Мировой Огонь. Но боги воскресили его, и он теперь так и висит на своей огненной верёвке, хотя уже и привык. При общении время от времени выкрикивает бесполезные факты из своей «базы данных». Злодеям, правда, помог: продиктовал стихотворение, в не особо понятной форме объясняющее, где искать Части Ключа. Причём даром: он просил взамен пожертвовать амулетом Валери, чтобы наконец умереть, но знал наперёд, что злодеи пожадничают. После победы злодеев всё-таки умер и явился поболтать с ними уже в виде призрака (в мёртвом состоянии ему гораздо полегчало).

Что здесь есть[править]

Основное[править]

  • Протагонист-злодей / Банда маргиналов. По крайней мере, Сэм, Арси и Валери всё-таки злодеи, какие ни есть.
  • Зло против небытия — собственно, основная тема книги. Добро упрямо отказывается замечать, к чему ведёт его деятельность, поэтому расхлёбывать кашу приходится злодеям — не потому, что им мешают быть злодеями, а для того, чтобы спасти от гибели и себя самих, и этих безмозглых добряков.
  • Недобрый свет, незлая тьма. Добрые силы в своём желании построить рай на земле давно уже перегнули палку, особенно в плане своих окончательных решений друидского, бардовского, натуанского и прочих вопросов, причём многих убили просто на всякий случай, вдруг злодеем окажется. В то же время, мир после всех этих геноцидов вовсе не вычищен добела: досталось «профессиональным» злодеям, однако бытовые убийства или изнасилования происходят из-за спонтанных импульсов, на которые закрытие Врат мало повлияло. Конечно, если преступник попадётся, его «выбелят», только жертве от этого не легче. А вот заметные и посему уязвимые «профессиональные» злодеи обладают своими кодексами чести, оказываются вполне способны на добрые дела, и любить они тоже умеют (собственно, критики поэтому пеняли на то, что злодеи у Форвард получились какие-то не злодейские).
  • Квинтет. Поскольку главные герои — злодеи, можно рассмотреть их квинтет с обеих сторон.
  • Файтер, клирик, маг и вор. Будучи заядлой DnDшницей, Форвард и у себя в книге классифицирует персонажей соответствующим образом.
    • Чёрная Метка — файтер, Кайлана тянет на клирика, Валери — маг (хлипкий, как и вышеупомянутый клирик), ну а Арси, ясно дело, вор. Сэм по ДнДшным меркам ассасин, и тут уж зависит от редакции, отдельный это класс или подвид вора.
    • О героях прошлого не так много известно, но очевидно, что сэр Прайс был файтером, Миззамир — магом, варварская жрица Ккаарта Весенний Танец — клириком, а дикобрат Джаспер Дуркоум — вором (хотя светлые предпочитают называть обладателей навыков взлома и разминирования «слесарями», дикобратья от этого менее вороватыми не становятся). Лесной царь Фен-Аларан же, судя по всему, следопыт.
    • Среди нынешних героев таким образом можно разобрать компанию лорда Тасмина, помогающего Фенвику ловить злодеев. Сам Тасмин, Тербин и сэр Реджинальд — файтеры, брат лорда Тесубар — маг, Танцующая Вода — клирик, а дикобрат Пыльник — вор.
  • Не команда. Поначалу злодеи так себя и вели — с одной стороны Валери с её манией величия, норовящая всех «строить», с другой — Сэм и Арси, отобравшие у неё амулет, при этом Арси постоянно норовит обворовать даже Сэма… Кайлана, как самая вменяемая, в итоге разъяснила им, что без талантов друг друга им не удастся даже долго прожить, не то что выполнить свою миссию, так что пришлось, скрипя зубами, объединить усилия. По завершении миссии расстались вроде и мирно, но Валери с улыбочкой попросила соратников больше ей на пути не попадаться.

Остальное[править]

  • Аллюзия. В этом мире есть популярная пьеса «Освальд, принц Вольский», по описанию что-то подозрительно напоминающая. Кстати, убийцы смотрят её, как комедию: очень уж бестолково, с точки зрения профессионалов, тут показаны отравления.
  • Анакосмизм. В этом мире явно говорят по-английски: где ещё буквы R и C называются «ар» и «си»? К тому же, здесь, очевидно, были свои римляне: Валери читает заклинания на ломаной латыни, да и само её имя римское.
  • Барды. Бардов в этом мире на момент действия книги то ли не осталось, то ли оставшиеся очень хорошо спрятались. Тех, кто не спрятался сразу после Победы, на всякий случай поубивали — во-первых, они состояли в союзе с друидами, во-вторых, их таланты имели много общего с воровскими. Известно, что они обладали мистическими музыкальными способностями и древним кодексом, а ещё, в отличие от неаномальных менестрелей, не любили белые стихи. Вполне возможно, что Робин по завершении книги возродит бардов, как класс.
  • Бетризация. Заклинание примерного поведения, оно же светомыслие, оно же «отбеливание». При помощи этой магии Миззамир обрабатывает попавшихся злодеев, после чего они начинают вести жизнь примерных граждан, а прошлую деятельность воспринимают, как кошмарный сон.
  • Блуждающий огонёк. Даже Валери очень боится блуждающих огоньков («файхиллин», как их называют натуане). Встретившиеся злодеям огоньки сотрудничают с местным болотным чудовищем, Ортамотом — заманивают людей к нему в трясину, а потом высасывают из них жизненную силу, превращая в мумии (нет, не в ходячие). Впрочем, хорошо накушавшиеся огоньки могут и поделиться этой силой, исцелив раненого.
  • Болотный монстр — вышеупомянутое чудище по имени Ортамот, персонаж местных легенд, которым пугают непослушных детей. Выглядит, как гуманоидный крокодил, а ещё у него глаза разного цвета: один красный, другой — жёлтый, и оба с крестообразными зрачками. Зачем-то собирает человеческие головы, а вышеупомянутые болотные огоньки у него в качестве домашних питомцев. Впрочем, злодеев он гостеприимно приютил и даже подлечил.
  • Вечная загадка. В чём же заключалось Испытание, сотворённое сэром Прайсом? Чёрная Метка не показан в качестве POV во время прохождения, по возвращении он ничего не рассказывал. Просто зашёл и вышел с камнем.
  • Воскрешение. В этом мире лекари настолько могущественны, что могут даже вернуть к жизни мёртвого — причём ко вполне нормальной жизни, без всяких там багов. Чтобы предотвратить это, тело надо сжечь, обезглавить или вырезать сердце.
  • Всегда готов / Ходячий арсенал. Как Сэм, так и Арси носят кучу спрятанных в одежде вещей, необходимых в их работе. Сэм, хотя и знает восемьдесят четыре способа убить человека голыми руками, заявляет: «…я не могу нормально работать без нескольких ножей и кинжалов — семи, если говорить точно. А еще мне нужны моя духовая трубка и иглы к ней, числом сорок штук, два мотка проволоки, девять пузырьков с химикалиями, мой короткий меч, мои отмычки, кошки, ножи для метания и складной абордажный крюк с шелковой веревкой.»
  • Геокинез. Среди прочего, магия Кайланы позволяет ей превращать камни в глину и обратно, что было использовано, чтобы поймать кентавра-менестреля при первой встрече. А ещё эту магию можно применять для стильных похорон: разжижить землю так, чтобы тело покойного просто в ней утонуло, а затем сделать так, чтобы «через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава» (только куда быстрее, чем через час).
  • Даже у зла есть стандарты. Профессиональные злодеи следуют кодексам чести — например, убийцы не убивают просто для развлечения, жертву умерщвляют быстро и без лишних страданий, пытками не занимаются. Арси, будучи непревзойдённым карманником, не любит кражи со взломом — после них он чувствует себя несколько виноватым, поскольку вторжение в жилище огорчает пострадавших куда сильнее, чем утрата кошелька на улице.
  • Диссидент-перебежчик. Там толстый спойлер → На самом деле, Чёрная Метка — это Сэр Прайс, тот самый герой прошлого. Тоталитарные методы светлых сил ему в итоге разонравились, особенно после того, как его брата в наказание за некое преступление превратили в лошадь (да, конь Чёрной Метки — это его брат).
  • Достойный противник. Светлый маг Тесубар и Валери, когда судьба свела их в пещерах Путак-Эйзума, продемонстрировали друг другу весь свой арсенал боевого колдунства. Противостояние показано нам не полностью, но судя по описанию пещеры после завершения поединка, применялось там много чего интересного. Напоследок, уже для порядка, противники продемонстрировали друг другу пару совершенно небоевых заклинаний, «оценивающе осмотрели работу друг друга, обменялись вежливыми кивками и разошлись в противоположных направлениях».
    • Арси в тех же пещерах посчастливилось встретиться с дикобратом Пыльником. Никакой драки между ними не было, они поиграли в загадки на личные вещи разной степени ценности, да и разошлись чуть ли не друзьями. Арси был доволен тем, что в качестве бонуса своровал у Пыльника кисет. Однако вскоре, обнаружив, что Пыльник таким же образом спёр у него на прощание мешочек с инструментами, ворюга аж расхохотался от восторга.
  • Драматическая смена причёски — причём весьма своеобразной. Робин был склонен думать о красе ногтей и любил подолгу расчёсывать гриву и хвост. Окончательно он окрутел как раз когда ему этот хвост отрубили в кульминационной битве.
  • Её зовут Вера. Волшебный меч Фенвика носит имя Светодруг, Убийца Тьмы. У рыцаря сэра Реджинальда меч зовётся Звездобой.
  • Жертвенный лев. Кими, подружка Арси по воровскому ремеслу, вызвавшая первой пройти «воровское» испытание. Что именно там с ней случилось, не очень понятно — то ли она упала с высоты, то ли что-то на неё саму рухнуло что-то тяжёлое, но при виде материализовавшегося трупа злодеи поняли, что внутри ждёт вовсе не увеселительный аттракцион.
  • Жестокое милосердие. Миззамир предпочитает в качестве расправы над врагами методы, не лишающие жизни. Многие злодеи предпочли бы умереть, чем быть «отбеленными». Кроме того, как минимум однажды он использовал в качестве наказания для диссидента-перебежчика превращение в лошадь.
  • Жуткая альтернативная реальность, не считая того, что Испытания, по сути, представляют собой что-то подобное. Некоторые убийцы умеют ходить в местный вариант Сумрака — чёрно-белый мрачный астрал, в котором можно ходить сквозь стены и оставаться невидимым для людей (а сами люди оттуда выглядят как размытые тени). Жуткость этой реальности заключается в том, что пребывание в ней вызывает зависимость, понемногу изменяет человека, и в итоге он однажды просто не возвращается из Теней. Так что убийцы сочли этот приём опасным и предпочитали им не пользоваться, в результате чего многие даже считали его существование легендой. Сэм, поблуждав в Тенях, да ещё и под влиянием амулета Валери (см. чуть ниже) нахватался зла до того, что готов был убить друзей, начиная с Кайланы. Кстати, изменился в первую очередь цвет его глаз — с зеленовато-коричневых на холодные серые.
  • Застрял? Хе-хе…. С единорогом злодеи управились по методу Храброго Портняжки — добились того, чтобы он с разбегу боднул дерево. Правда, убивать единорога не стали, чтобы не навлечь на себя проклятие. И оставлять его с застрявшим рогом тоже не рискнули (вдруг помрёт с голоду), поэтому друидка велела дереву расти вспять — не спеша, чтобы самим успеть уйти подальше, прежде чем единорог высвободится.
  • Злобный артефакт. Медальон Валери, представляющий собой миниатюрный портал Тьмы, не лучшим образом действует на носителя. Сэм в начале книги отобрал амулет у колдуньи, чтобы её обезопасить, и достаточно долго носил на шее. В результате едва не начал убивать соратников, одержимый бессмысленной паранойей. Впрочем, сама Ви за годы ношения адаптирована к артефакту и как с ним, так и без него одинаково злобная, но не до безумия (как знать, может быть натуане и обладают своим злым характером не от природы, а из-за этих амулетов?). Кроме того, побрякушка чертовски холодная, а уснувшая было после Великой Победы нежить в присутствии поблизости этого амулета находит в себе силы подняться.
  • Злой двойник. Одна из составляющих испытания, сотворённого героем Таларном, — сражение с собственной «злой половиной». Двойник Сэма обладает теми же навыками и резистами, что и оригинал, ещё и лишён всех положительных моральных качеств, поэтому куда более коварен и жесток.
  • И он может улыбаться. Чёрная Метка абсолютно лишён возможности издавать звуки голосом, однако может бесшумно смеяться (ну, насколько бесшумно это можно делать в металлическом доспехе). Впервые услышав данное ему злодеями прозвище, расхохотался от души именно таким образом.
  • И у злодея есть любимые. Процитируем слова злой-презлой колдуньи Валери: «Говорят, что мы никому не доверяем и никого не любим. Но я доверяла. И любила. А из нас я, наверное, самая злая.» Да и ко времени действия книги она как минимум своего ворона любит (хотя, возможно, волнуется за него ещё и потому, что она синхронизирована с ним таким образом, какой описан ниже в пункте «Фамильяр»). Арси любит отца (который тоже вор), Чёрная Метка очень заботится о своём коне, а Сэм так души не чает в Кайлане.
  • Игры азартные и не очень. Чтобы раздобыть денег для компании, Сэм притворяется пьяным дурачком и присоединяется к игрокам в дартс. Сами понимаете, играть в подобные игры с этим ниндзей — дело безнадёжное. Игра в загадки, в которую сразились Арси и Пыльник, тоже вполне себе азартная, со ставками.
  • Изнасилование — худшее из зол. С этим утверждением согласны даже злодеи. И ведь в мире добра эта проблема, как говорилось выше, никуда не делась. По ходу сюжета Сэм убивает стражника, пытавшегося изнасиловать какую-то девушку. Видно, для убийцы это особо болезненная тема — его мать изнасиловал и убил какой-то пьяный (собственно, он и стал первой жертвой Сэма). А как позже оказывается, с ней эта беда приключилась не впервые — Сэм вовсе ребёнок от изнасилования.
  • Ледяная душа. Криомантия также входит в список здешних магических дисциплин: когда злодеи принялись тонуть посреди взбудораженного преследователями пролива, Валери не без помощи Кайланы сколдовала льдину, на которой, как на плоту, все благополучно уплыли. И, как уже говорилось, натуанкин амулет тоже сильно отдаёт холодом, что отмечает Сэм, когда носит его на груди.
  • Магия Вэнса — судя по поединкам Валери с демоном и светлым магом, здешнее колдунство так и работает. Применив единожды заклинание, от которого противник сумел отбиться, маги не пытаются использовать этот же приём снова в надежде, что второй раз не отобьётся, а пробуют другое заклинание.
  • Магический пейджер в вариации «Видеонаблюдение». Миззамир некоторое время отслеживал передвижения злодеев (тогда их было ещё трое — Кайлана, Сэм и Арси) при помощи волшебной мраморной чаши с водой. У чаши даже предусмотрен zoom — «особым движением Миззамир коснулся серебряных рун, идущих по краю мраморной чаши, и изображение стало крупнее». Впрочем, уже тогда чары друидки вносили помехи в эфир, а вскоре добавилась ещё и Валери, засорив эфир окончательно. Сама Валери, кстати, тоже умеет наблюдать через чашу, причём, будучи злодейкой, использует воду не кристалльно-чистую, а наоборот, гнилую.
    • Также имела место и аналогичная магия зеркал, причём сработала она довольно-таки внезапно: Сэм, дурачась, обратился к зеркалу, которое считал обычным, мол, «Осмотри хоть целый мир: где волшебник Миззамир?». А зеркало взяло и оказалось волшебным, да ещё и с потрохами выдало Робина, который в тот момент как раз находился рядом с Миззамиром и докладывал ему о продвижении злодейского отряда.
  • Магократия — госстрой города Натодик, где правит Миззамир (собственно, он и придумал такой тип правления). Тут чем маг сильнее, тем выше его положение, и вообще в городе полным-полно всевозможных волшебников, хотя «маглы» тоже есть. Естественно, магия тут используется на каждом углу и по любому поводу, а в магазинах можно купить что угодно в этой сфере, вплоть до бутилированного джинна.
  • Манипуляция воспоминаниями. Как уже говорилось, Кайлана умеет промывать мозги ненужным свидетелям. «В голове у него [вражеского разведчика] зазвучал низкий голос, мощный, словно корни дуба: Ты не вспомнишь. Ты подошел к реке, поскользнулся и ударился головой. Когда ты очнёшься, то вернешься в отряд и все будет, как прежде». Интересно, что эта блокировка памяти в итоге слетела, когда парень уже по возвращении к своим действительно споткнулся и ударился головой.
  • Метательные мечи. Именно так в финале Сэм обезглавливает Миззамира. Перед тем таким же образом и тем же мечом Фенвик пытался убить самого Сэма, но у рыцаря не оказалось таких же навыков в метании не предназначенных для этого орудий.
  • Мимик. Здесь эти существа называются айдапторы, они метаморфные, разумные, говорящие и многоглазые. Один такой айдаптор встретился злодеям в подземельях Путак-Эйзума — он замаскировался под сундук и попытался скушать Арси, который, естественно, при виде сундука сразу же сунул туда нос. Но получив магических люлей от Валери, мимик оказался не таким и плохим и даже подсказал злодеям дорогу. А потом злобного метаморфа нашли герои, обезвредили при помощи заклинания и сделали домашним питомцем.
  • Мнимый больной. Попав в плен к варварам, Кайлана притворяется, что её посох необходим ей в качестве костыля, благо на тот момент она и впрямь немного хромает из-за ранения. В итоге её даже не связали, так что волшебный посох она быстро применила по прямому назначению.
  • Название заклинания произносится вслух. Как минимум часть здешней магии работает именно таким образом, так что толковый маг может по первым словам сообразить, какое заклинание против него собираются применить, и успеть произнести контрзаклинание. Заклинания нередко произносятся на вполне земной латыни — например, волшебная палочка-фонарик включается словами «Фиат люкс» («Fiat Lux», «Да будет свет»).
  • На вкус как курица. Когда злодеям удаётся пленить единорога, Валери мечтательно вспоминает, что его положено есть с чернично-грибным соусом, и что, по словам тех, кому посчастливилось отведать такого мяса, оно на вкус похоже на цыплёнка. Сказано это в присутствии самого единорога, и тот сильно негодует из-за того, что его сравнивают с такой птицей (также не забываем, что «chicken» по-английски значит ещё и «трус»).
  • Не лошадь. Выше уже говорилось, что Кайлана в качестве средства передвижения использует оленя — по крайней мере, вне города. А варвары ездят на неких тантелопах — животных, похожих на верблюдов, но «высотой почти в три человеческих роста» (не сказано, это от копыт до макушки или же рост в холке).
  • Не шахматы. Обычные шахматы в этом мире существуют, однако Арси, пробравшись во вражье логово, наблюдает, как маги играют в какую-то игру с причудливой доской, фигурками в виде людей и чудовищ и результатами ходов, определяемыми броском костей. Для Арси это выглядит, как некий мудрёный вариант шахмат, однако может быть и так, что Форвард, будучи любительницей DnD, могла иметь в виду настольную игру именно подобного типа.
  • Необычный профсоюз: гильдии воров и убийц. В прежние времена между собой враждовали — для убийцы было бы несовместимой с жизнью глупостью заявиться на территорию воров, и наоборот. Хотя при этом они иногда сотрудничали, как и Сэм с Арси.
  • Низведён до простого смертного. Испытание, составленное лордом Тамарном, весьма сурово. Как будто недостаточно сражения с собственным злым двойником, от Сэма потребовалось ещё и пожертвовать своей сутью — то есть, добровольно лишиться всех ассасинских навыков, заточив их в волшебный кристалл, сердцекамень. Таким образом он уподобляется Тамарну — полубогу, добровольно лишившемуся бессмертия, чтобы спасти друзей. Пока навыки Сэма находятся в камне, он не то что лишён своего внутреннего огня и волшебных навыков прицеливания, а даже не способен метнуть нож хоть с какой-то точностью. В итоге, правда, камень и силы ему вернули в очень подходящий момент.
  • Обознатушки. Блуждая в Тенях, Сэм увидел на улице знакомый силуэт с длинными волосами, в балахоне и с посохом. Опознав силуэт, как Кайлану, убийца решил удивить возлюбленную, с улыбочкой материализовался перед ней в реальном мире… и оказался лицом к лицу с Миззамиром. Впрочем, придя в себя, Сэм сообразил, что это тоже неплохо и тут же попробовал убить мага, но не справился, см. следующий пункт.
  • Окаменение. При вышеупомянутой случайной встрече Сэм ранил Миззамира, поэтому волшебник спешно ретировался в портал, а на убийцу, чтоб не удрал, навесил заклинание окаменения. К счастью, на «памятник Сэму» тут же наткнулись Арси с Валери, и последняя его расколдовала.
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!!. После того, как злодеи отобрали у Валери талисман, она всё же осталась в состоянии ограниченно колдовать, находясь в радиусе пары километров от него. Но когда Сэм тайком повадился ходить в Тени, а Ви срочно понадобилось колдануть, чтобы выручить вляпавшегося в неприятности Арси, оказалось, что амулет из Теней не работает, так что пришлось для спасения воришки применить попавшийся под руку кувшин.
    • Уличив Робина в шпионаже, злодеи тайком поменяли в его телепортирующем браслете волшебные камешки на обычные. Можете себе представить панику бедного кентавра, когда он, намереваясь смыться, обнаружил, что его браслет не работает.
    • Сэму, пожертвовавшему своими навыками ради обретения последнего камня, весьма неприятно было осознать в финальной битве, что теперь у него руки-крюки, неспособные хоть с какой-то ловкостью управляться с оружием.
  • Подземный город — Путак-Эйзум, куда пришлось заглянуть злодеям, чтобы выручить Кайлану, пленённую светлым драконом. В этом пещерном городе в разные времена кто только ни жил — от гоблинов и гномов до тёмных драконов. Последними жителями Путак-Эйзума стали человеко-ящеры, в итоге истреблённые героями добра. С тех пор город заброшен, и там живёт обитает лишь различная нежить.
  • Пойдёшь первым. Сэм объясняет Арси, почему тот должен идти впереди экспедиции: «Такова традиция, воришка! Ты идешь впереди, открываешь замки, высматриваешь ловушки… Короче говоря, ведешь себя как обычный вор. А мы идем следом и выпускаем поверх твоей головы стрелы и заклинания во всех, кто на нас нападает. В историях о приключениях всегда так бывает.»
    • Также, найдя вход в Испытание охотника, злодеи без особых укоров совести подпоили Робина и обманом заставили активировать магию, отправившую внутрь. В какой-то мере они надеялись на то, что он более ловок и чуток, а также обучен владеть луком (в описании испытания говорилось о необходимости таких навыков), но скорее рассчитывали понять, чего ожидать внутри, когда испытание вернёт им кентавра в виде трупа. Но «балласт» с заданием таки справился, даже не поняв, что это не сон.
  • Порочная раса — натуане, подземные то ли эльфы, то ли демоноиды. Рабовладельцы, мастера пыток, раса магов — хотя как воинов никудышных, ввиду чего приходилось выводить специальных монстров. «А ещё они превеликие гурманы. Особенно по вкусу им разумные создания — люди, например, или эльфы. Впрочем, друг друга они тоже едят».
  • Почему ты отстой. Под конец книги Чёрная Метка, наконец-то заговоривший, подробно объясняет Миззамиру, почему неправильно насаждать в мире добро насильственными методами.
  • Пространство берёт своё. Сообразив, что Сэм повадился ходить в тени и стал опасен для них, друзья его подкараулили, и Валери выдернула его из теней при помощи специального заклинания. Вот только она поторопилась, и бедняга «застрял в текстурах». Впрочем, колдунья, хоть она и злая-презлая, не стала сразу срывать с него амулет (без него Сэм просто был бы разрезан стеной пополам), а магическим путём завершила извлечение, после чего он сам ей этот амулет отдал от греха подальше.
  • Развесёлые ромалэ. В первую очередь Кайлана с Сэмом и Арси посещает цыганскую гадалку — вдруг подскажет что-нибудь. Всё как полагается: нарядный табор, ловкие воришки и эта самая гадалка, которая ничего толком не смогла нагадать, поскольку в табор как раз явилась ещё и Валери, из-за присутствия которой в гадании начались помехи.
  • Розовый цвет для настоящих мужиков. Как вы думаете, какого цвета досаждавший главзлодеям дракон Добра и Света по имени Люматикс Розово-Золотой? Золотого цвета у него только глаза, остальное тело — розовое. На обложке (см. в начале статьи) изображён именно Люматикс, хотя там он какого-то непонятного цвета.
  • Ружьё Чехова — неоднократное явление. К примеру, со временем в сюжете всплыл украденный Арси волшебный камень, вызывающий файербол, а характерный для кентавров дальтонизм сыграл с Робином злую шутку, когда злодеи узнали, что он шпион. Мастеря веночек в подарок Кайлане, сентиментальничающий Сэм, сам того не зная, ухитрился наплести в него с дюжину редких волшебных растений, и в итоге венок был успешно использован для весьма мощного заклинания. А уж странный камушек, который Чернец «прикарманил» просто из вороньей любви к блестящим штучкам, вовсе граничит с роялем в кустах.
  • Серийный номер. Названия стран Шестиземья представляют собой именно что номера — например, Кварт (Kwart) или Шейсть (Seicks).
  • Скелеты. Таковые напали на злодеев в Путак-Эйзуме, причём не человеческие, а тамошних ящериков, с хвостами. Оказались иммунными к обычным мечам, а также к тёмной магии Валери, зато тупое оружие, удары копытами и бросание о стену очень помогли.
  • Сожрите друг друга. Светлые очень надеялись, что злодеи по своей природе так и сделают. Видимо, поэтому и недооценили противника — не могли поверить, что зло способно ради чего-то искренне объединиться. В итоге, когда до Робина дошло, что злодеи вовсе не такие отморозки, как ему рассказывали, он перешёл на их сторону.
  • Сотвори себе злодея. Светлые герои сами виноваты в том, что компания злодеев, желающих снова отпереть Врата Тьмы, вообще сформировалась. Арси подумывал уж было заняться торговлей или ещё каким-то мирным ремеслом, но тут его поймали и принялись «отбеливать». Сэм был арестован за компанию и оказался втянут в это дело, когда вор заказал ему убийство Миззамира. Валери могла бы так и сидеть у себя в подземельях до самого апокалипсиса, если бы не горела желанием отомстить за геноцид своего племени. А Черная Метка вообще был светлым героем, пока его брата не превратили в лошадь.
  • Так просто, что уже сложно. Чтобы открыть очередное испытание, инструкции предписывают коснуться верхушкой эльфийского священного дерева Фа-халли земли в определённом месте под ним. Рубить дерево злодеи не стали, будучи не настолько злодеями. Кайлана попыталась применить свои друидские навыки и согнуть дерево. Сначала уговорами — но Фа-халли её не услышал. Потом насильно — но волшебное дерево в ответ выдало магические 220, и хорошо, что Кайлана успела «заземлиться» через посох, и пострадала только трава. В итоге подошёл подвыпивший кентавр Робин и спросил, почему бы просто не отломить тонкую верхушку от самого дерева? С задачей запросто справился колдуньин ворон, и испытание открылось.
  • У нас странные гномики. В Глинском лесу злодеям повстречалась деревня Нифтячных Гномов[5]. Это крошечные гномики, живущие в грибах, до отвращения нифтячные, миленькие и навязчивые, любят играть в нифтячные игры, танцевать нифтяк-пляски, петь нифтячные песни и есть нифтяк-пироги. Да, слово «нифтяк» в их речи присутствует явно в качестве паразита. Злодеи, кое-как выбравшись из нифтячной деревни, на прощание обрушили на неё нифтячное дерево, что, очевидно, привело ко многочисленным нифтяк-жертвам.
  • Фамильяр. Не только у Валери имеется пернатый помощник — здешние маги держат в качестве фамильяров сов, ястребов, певчих птиц, а также кошек, карликовых дракончиков, а кто и шестифутового крылатого змея. Причём волшебник очень связан с фамильяром: когда Чернец в ходе драки убил горихвостку, её хозяйка-волшебница упала как минимум без сознания, если не вообще мёртвой[6].
  • Химическое оружие. Если точнее, химически-магическое: волшебным образом создаваемый газ, который можно применять в боевых целях. Например, такой газ светлые герои пускали в подземелья натуан, не особо задумываясь, сколько от этой химической атаки перемрёт натуанских детишек.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство. Так обе противоборствующие стороны времён Последней Войны восприняли стремление друидов поддерживать баланс и помогать тем, кто проигрывает. В итоге, когда посреди войны друиды, до того помогавшие светлым, внезапно поголовно перешли на тёмную сторону, ничем хорошим для них это не кончилось. «Тьма называла нас шпионами и убивала. Свет называл предателями и убивал тоже.» В общем, друиды в этом мире быстро закончились.
  • Цветовой дресс-код. В городе магов Натодике цвет балахона показывает уровень мастерства носителя: маг-новичок должен носить красный, подмастерья — оранжевый или жёлтый, и так далее, ну а самые могущественные маги ходят в синем и фиолетовом. Сам Миззамир — особый случай, он носит белый балахон.
  • Эвтаназия. Будучи разоблачён в качестве шпиона Робин попытался сбежать от злодеев, но сорвался с обрыва и повис над пропастью, едва держась за её край. Понимая, что вытаскивать обезумевшего от ужаса бедолагу никто не собирается, Сэм хотел было усыпить его, чтобы тот упал во сне. Впрочем, в итоге злодеи (не без вмешательства Кайланы) решили пощадить кентавра и нашли способ его вытащить. Поняв, что злодеи не такие чудовища, какими их ему описывали, он перешёл на их сторону.
  • Язык диссертации — в данном случае с уклоном в метеорологию. На вопрос Сэма о том, нормален ли туман для той местности, в которой они оказались, Кайлана отвечает, что это явление «вполне вписывается в рамки климатических вариаций данной экосистемы». «Это значит „да“, дурень!» — переводит Валери.
  • Якорь мне в глотку. Друидка Кайлана ругается и божится деревьями: «рябина тебя побери», «корни рябины!» или «скажи, дуба ради». А от Робина можно услышать восклицание «Разрази меня ящур!» (впрочем, люди этой лошадиной болезнью тоже иногда болеют).
  • А вот это пускай будет в самом конце: Я твой отец. Как выясняется в самом финале, Сэм — сын… Миззамира. Вот откуда у него способности к магии. Кстати, вы ведь не забыли, что говорилось выше: мол, Сэм родился в результате изнасилования? Да, это пресветлый маг постарался, при помощи магии принудил мать будущего убийцы к соитию, а потом стёр ей воспоминания. И, конечно, минуты не прошло между тем, как убийца познакомился с папашей и сделал себя круглым сиротой.

Примечания[править]

  1. «Злодеи поневоле» существуют в переводе Татьяны Черезовой, известной переводом книг Барраярского цикла.
  2. Итальянское слово, означающее «Светотень», что как бы намекает на суть этого мира.
  3. Здешние лесные жители, представляющие собой помесь воров со следопытами.
  4. В оригинале она злится именно на имя «Валери», потому что полностью её зовут «Валериана». Видимо, переводчица решила избежать ненужных ассоциаций с популярным седативным средством.
  5. Gnifty Gnomes — от «nifty», «клёвый». Переводчица нашла отличный аналог «ништяк».
  6. Позже, в «Анимисте» Форвард более детально рассказывала как раз о такой связи фамильяра и его владельца.