Пространство берёт своё

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Магия пространства — это очень удобно. Можно уместить целый сундук в маленькой сумочке. Или переместиться куда-нибудь во мгновенье ока, в одиночку или даже со всем окружением. Можно обойти преграду по другому пространству так, как если бы её вовсе не было. Очень даже круто получается — вот только если в самый ответственный момент произойдет сбой… получится очень неудобно.

Как же могут выглядеть последствия выхода пространства из-под контроля? Существует несколько вариантов, и все они пренеприятные:

  • Вместо искажённого моментально возникнет обычное пространство. Сумка окажется сумкой, хижина — хижиной, а парня, одна часть которого в одном месте, а другая — в другом, моментально разрежет по линии пропавшего портала. Телепортируемые объекты могут просто никуда не улететь, а могут — застрять где-то в безвременьи без шанса попасть хоть куда-то.
  • Пространство вернётся в норму, но не моментально, а пусть с большой, но скоростью. Предметы из безразмерного кошеля вылетят прочь, причём на большой скорости и в смятом состоянии. Телепортирующийся/проявляющийся в пространстве объект возникнет со взрывом, телом расталкивая в стороны материал, наполнявший точку выхода секундой ранее. Опционально всё связанное с пространственной магией может взорваться от декомпрессии.
  • Пространство наложится одно на другое с созданием занятных артефактов и аномалий. Обычно объекты просто накладываются друг на друга со смертельным исходом, но могут и проявиться чересполосно, и оказаться скомбинированными в одном объёме по какому-либо хитрому алгоритму.
  • Телефраг. Одна нога здесь, другая там.

В любом случае, результат столкновения с пространственным сбоем обычно смертелен. Пространство — материя туманная, от него не закроешься щитом, пусть даже и волшебным. Поэтому внезапный отказ подобной магии часто используется как способ убить неубиваемого монстра или босса, а то даже и божество. Помните о технике безопасности!

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Городские легенды про слипшиеся монетки. И про корабль США, на котором испытывали прибор для маскировки, а в итоге он начал исчезать и возвращаться, и каждый раз — с небольшим совмещением…

Литература[править]

  • Эдмунд Гамильтон, «Звёздные короли» — как бы не первопример. Разрушитель уничтожает пространство (не материю, подчёркивает автор, а именно пространство!) Которое потом ещё и нехило вздрагивает, затягивая получившуюся прореху.
  • «Экипаж Меконга» Войскунского и Лукодьянова — Опрятин пересёк какой-то грузовик, проницаемость закончилась в самый неудачный момент. Что с ним было дальше, не говорится — но, видимо, остался без руки.
  • «Гиблое место» Дина Кунца — маньяка со сверхспособностями уничтожили за счёт ущербной телепортации его брата.
  • «Ведьмак» — веская причина, почему бравый ведьмак очень не любит пользоваться порталами.
« Геральт был свидетелем того, как однажды сквозь безопасный портал пролетела половина человека. Вторую так и не нашли. Он знал несколько случаев, когда люди входили в порталы, и о них больше никто никогда и ничего не слышал. »
  • «Баффер» Михаила Дулепы — злодея разрезали его же отменённым порталом.
  • Метавселенная Рудазова пару раз оскоромилась:
    • «Креольский цикл» — Креол аналогичным образом поступил с Дзецаром Киллером, любителем бить в спину, высунувшись из телепорта — захлопнул портал, и из обоих его сторон выпали две половинки колдуна.
    • «Арифмоман» — позаимствованная Эйхгорном с корабля Наблюдателей пушка позволяет сворачивать объекты практически в материальную точку.
    • Дагон, по утверждению Олега Бритвы, именно так разделился на Светлого и Тёмного: хотел вступить в войну Мардука с Лэнгом (до сих пор неизвестно, на чьей стороне) и в момент наложения печатей оказался ровно посередине. Убить бога это, разумеется, не убило, но результат, тем не менее, вышел впечатляющий.
  • «Пойнтер в гору не пойдёт» Всеволода Мартыненко. Злодей (ледяной демон), способный проходить через зеркала и замораживать прикосновением, умер, попытавшись пройти через оловянное зеркало, а не привычное ему ледяное: олово треснуло от холода в момент перемещения.
  • «Гарри Поттер» — расщепление при трангрессии — вполне реальная опасность для не слишком умелого мага. Рону в седьмой части повезло, он отделался шрамом. А вот в четвёртой части упоминается о маге, который оказался не столь везуч и при перемещении оказался располовинен.
  • «Колесо Времени» — обычные Врата Перемещения рассекают пространство и всё, что находится в данном месте в данный момент. Несколько эпизодических персонажей были случайно разрезаны внезапно открывшимися или закрывшимися Вратами.
    • А вот боевое плетение Врата Смерти — настоящий хтонический кошмар. Оно представляет собой Врата, которые не только очень быстро открываются-закрываются, словно взбесившиеся двери лифта, но ещё и двигаются в пространстве. Кроме того, открываются они не просто так, а в какое-то тёмное и явно неприятное место: что происходит с теми, кого Врата Смерти поглотили — никто не знает.
  • Артур Кларк, «Абсолютное превосходство» — с прикрученным фитильком, потому что, во первых, это не настолько сурово, а во-вторых, стало лишь последним гвоздём в гроб победы, после долгой череды эпических неудач. Пардон за длинную цитату, но так нагляднее — тем паче, что ситуация весьма редкая.
« Норден привёл аналогию, которая многим из нас прояснила суть дела. Представьте себе плоский диск из резины. Этот диск соответствует области обычного пространства. Потянем диск за центр и удалим центр в бесконечность. Окружность, ограничивающая диск, останется при этом неизменной, а его «диаметр» возрастёт до бесконечности. Нечто подобное и проделывает генератор Экспоненциального Поля с окружающим пространством.
<...>
Объяснение пришло слишком поздно, поэтому проку от него было немного. И то, что Норден в конце концов всё же потерпел поражение, было слабым утешением за проигрыш в войне. Как я уже объяснял, генераторы Поля вызывали деформацию пространства в радиальном направлении: по мере приближения к центру искусственной псевдосферы расстояния возрастали. При выключении Поля пространство возвращалось в исходное состояние.
Но не совсем. Полностью восстановить исходное состояние было невозможно. Включение и выключение Поля было эквивалентно растяжению и сжатию корабля-носителя, но вследствие эффекта гистерезиса начальное условие из-за наводок, электрических зарядов и перемещений масс на борту корабля при включении Поля оказывалось невоспроизводимым. Все эти отклонения и искажения накапливались, и, хотя они по величине редко превосходили долю процента, их было вполне достаточно, чтобы нарушить тонкую регулировку радиолокационной аппаратуры и средств связи. Обнаружить изменения на каком-нибудь отдельном корабле не представлялось возможным.
Остаточные «деформации» проявлялись лишь при сравнении оборудования одного корабля с аналогичным оборудованием другого корабля или при попытке войти в связь с другим кораблём.
Непредсказуемые изменения в жизненно важных узлах кораблей породили неописуемый хаос и неразбериху. Все модули и компоненты утратили взаимозаменяемость: нормальное функционирование любого узла на борту одного корабля отнюдь не гарантировало его безотказность на борту другого.
Нарушилась взаимозаменяемость даже болтов и гаек. Определить местоположение своего корабля или координаты цели стало решительно невозможно.
»
  • Сергей Лукьяненко:
    • «Застава» — в финале герой убивает злодейку вызванным порталом. Не телепортацией, а самим порталом, он здесь твёрдое тело.
    • «Дозоры» — заклинание, создающее безразмерные сумки (идея которых честно позаимствована у Роулинг), имеет ограниченное время действия, по истечении которого чемодан выплёвывает лишнее содержимое.
  • «В финале Джон умрёт» — один из подваломонстров был разрезан межпространственным лифтом, когда герои направлялись на заброшенный завод.
  • «Быстро поднятое» Романа Башаева — во время очередного инцидента Юля проваливается в параллельный мир. Только её рука остаётся в нашем, отрезанная при закрытии прохода. Впрочем, не всё так просто…
  • «Сэр Вэграль Невкусный» Артёма Сидорова — именно тропом ребята традиционно убили неубиваемого босса в компании — даже не подозревая, что играли на свои жизни.

Фанфики[править]

  • «Проект „Горизонты“» — магия дематериализации Близнецов развеивается при столкновении с другой магией. Это фатально (причём не мгновенно), если единорог в это время проходил сквозь стену…

Кино[править]

  • «Парадокс» — антагонист планирует соединить две Земли из параллельных миров в одну реальность, вследствие чего многие погибнут, но оставшиеся получат возможность использовать и магию, и науку.
  • «Звёздные врата» — Джек убивает Анубиса с помощью телепорта: голову телепортирует прочь, прочее остаётся на месте.
  • «Муха» — завязка состоит именно из тропа, и развязка тоже. Телепортация — штука непростая, особенно живых объектов, так что, если вы ученый-изобретатель, следует получше прописать программный код вашего телепорта, чтобы клетки вашего тела не перемешались между собой. И следить, чтобы вместе с вами туда не залетела муха… И всегда закрывать за собой дверь во избежание сбоя в работе устройства.
  • «Внутреннее пространство» — злодеи, уменьшив своего дракона, вводят его в организм героя, а потом решают не вытаскивать, а увеличить прямо там, чтобы посмотреть что будет. К счастью, до этого не дошло.
  • «Тор: Царство Тьмы» — в решающем бою с Малекитом герои пользуются тем, что миры начинают сближаться настолько, что любое неудачное движение грозит провалом в любой подвернувшийся. Малекит, замешкавшись, лишается нескольких конечностей, прежде чем отправиться в родной мир, куда за ним улетает с последующим крушением об него и его флагман.

Телесериалы[править]

  • В «Секретных материалах» была серия про это.
  • «Чернобыль. Зона отчуждения» — при путешествиях во времени высока вероятность не учесть изменения ландшафта и врасти в дерево или стену, умирая потом долго и мучительно.
  • «Грань» — несколько примеров. В одной из серий злодеи при открытии портала в параллельный мир разрезали грузовик. В другой серии из-за перемещения здания из одного мира в другой на уже занятое место один из проживавших слился с самим собой из другого мира, да и другим жильцам досталось. В одной из следующих серий, злодеи совместили городок из двух миров, создав замкнутую область, те из жителей, которые проживали в городках одновременно слились оригинал с оригиналом, но из-за другого подхода умерли не сразу, а сошли с ума, а потом начался распад области измененного пространства… Да и сам конфликт в первых сезонах заключался в том, что взяв из другого мира и не вернув обратно (не) своего сына один из главных героев чуть не привел к гибели оба мира, в другом мира стали открываться аномалии, в которых пропадали воздух, вода, а после гибели одного из миров, второй мир тоже погибнет, это также кардинально поменяло характер гг из того мира.
  • «Primeval» — неоднократно показано, что сквозь аномалию надо успеть пройти целиком.
  • Stargate — есть три технологии: врата, телепортационные кольца (типа лифта, работают в масштабах планеты) и телепортационный луч. Все три эксплуатируют этот троп по максимуму. Телепортация врага за борт, отправка врагу пары мегатонн, открытие рядом с врагом портала в чёрную дыру, отрезание выступающих частей тела — всё практикуется регулярно. Из примечательного: взорвать одного врага через телепорт, энергию взрыва направить в совсем другого через врата; превратить звезду рядом с вражеским флотом в сверхновую путём откачки её ядра в чёрную дыру. Особенности технологий позволяют дополнить этот список: заслонка на вратах препятствует материализации вещества, и оно приходит в виде несвязанных атомов. Обычно это используется, как мера безопасности, но у Джона Шеппарда получилось использовать и как орудие убийства.

Мультфильмы[править]

  • Гадкий Я — Эффект Уменьшитель, который может заставить любой объект значительно сдать в размерах и весе, временный и зависит от массы объекта — чем он больше, тем быстрее проходит уменьшение. Слава Богу, герои успели отправить в космос уменьшенную Луну, иначе Земля от такой гравитации сильно пострадала бы.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — в одном их Хеллоуинских впусков семья Симпсонов путешествовала в уменьшенном «корабле» внутри мистер Бернса.
  • «Happy Tree Friends» — аналогично, только этим занимался Ботаник, с закономерными для сериала последствиями.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — в порядке шутки, в Lesson Zero Твайлайт телефрагает собой резиновый мяч.

Комиксы[править]

  • Капитан Америка — Стивен Роджерс, решив избавиться от тайно работавшего на него Красного Призрака, саботировал его способность становиться неосязаемым именно в тот момент, когда Крагофф пытался сбежать от него сквозь стену. В результате суперзлодей лишился руки и ноги.

Аниме и манга[править]

  • «Коллекция ужасов» Дзюнти Ито — путешествуя между измерениями через один странный дом, можно немного промахнуться и навеки оказаться затянутым в стену.
  • «Планета в шкафу» — Флёр бродит в ином мире с амнезией, потому что при переходе через захваченное иномирными существами тело сестры портал закрылся слишком быстро. Саму Флёр разрезало пополам, её тело умерло, а вот душа таки переместилась в тот мир.

Видеоигры[править]

  • В большинстве FPS пространственные коллизии приводят к телефрагу — убийству игрока, стоящего на выходе телепорта. Правда, только вражеского. Телефраги реализованы уже в Doom, с корректным приписыванием фрагов. В Quake босс проходится телефрагом.
  • Duke Nukem 3D. Есть уменьшители, встроенные в стенку, и зеркала, отражающие наш собственный уменьшитель. Это позволяет пройти сквозь мышиную норку — но не дай Левелорд обратно увеличиться прямо в норке!
  • Portal — аверсия, там при закрытии портала объекты просто выталкивает в ту или другую сторону, не причиняя им никакого вреда.
  • BioShock Infinite — Элизабет Комсток, она же Анна ДеВитт, и не сунула, а не успела вытянуть, так как её с одной стороны портала тянул передумавший ДеВитт, а с другой — он же но Комсток в детстве очень некстати сунула пальчик в закрывающийся пространственно-временной портал. Она осталась там, а пальчик — тут. И всё заверте…
    • В другой реальности это была голова…
  • Space Station 13 — как отсылка на нижеупомянутый Dungeons and Dragons, пожирание сумки хранения (рюкзака без ограничения на размер предмета, в отличие от всех остальных, который могут исследовать учёные) сингулярностью мгновенно её схлопывает. А если засунуть одну сумку в другую, то в зависимости от версии сборки или порождается ещё одна сингулярность, либо «разрыв пространства» — пропасть 10 на 10 (да, прямо в космосе), перекидывающая в особую локацию, из которой выйти можно только в случайное место карты. Большую часть которой занимает всё тот же космос.

Настольные игры[править]

  • «Ravenloft» — Гвидион, Тёмный Владыка домена Теневой Провал прочно застрял в закрывшемся портале. Точнее, его бывшие слуги специально закрыли его там. Впрочем, Гвидион настолько чуждое существо, что даже схлопнувшаяся магия пространства его не берёт.
  • D&D — при попытке поместить один пространственный магический предмет (Удивительный Рюкзак, Сумка Хранения, Переносная Дыра) внутрь другого, возникает аномалия, которая уничтожает всё немагическое содержимое, магическое разбрасывает по вселенной, а всех кому не повезло оказаться в 10 футах засасывает через портал в другое измерение.
    • Многие мастера вовсю пользуются правилом прикольности, позволяя игрокам добиваться значительных результатов за счёт фантазии и изобретательности. Это не говоря уже о принципе «в первый раз всё срабатывает», когда мастер допускает какой-нибудь хитрый трюк, но предупреждает игроков, что повторно такое уже не прокатит. Относительно нашего тропа — несть числа великанам, драконам и главгадам, которых наполовину заманили в портал, а затем резко отменили его, разрезав жертву пополам.