Гоббс был прав: различия между версиями
Yanus88 (обсуждение | вклад) (Дополнение) |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
Согласно учению философа [[w:Томас Гоббс|Томаса Гоббса]], человек в своём естественном (природном) состоянии ради удовлетворения потребностей готов пойти на дурные поступки. До появления общественных институтов вроде племенных общин, а потом — государств, люди находились в состоянии «войны всех против всех» (или, как выразился [[императоры и гладиаторы|римский]] комедиограф Плавт, «{{перевод|Homo homini lupus est|Человек человеку волк}}»). Только государство может принести мир и спокойствие, и для этого людям следует частично отказаться от свободы в пользу государства. Таким образом совершается «общественный договор». | Согласно учению философа [[w:Томас Гоббс|Томаса Гоббса]], человек в своём естественном (природном) состоянии ради удовлетворения потребностей готов пойти на дурные поступки. До появления общественных институтов вроде племенных общин, а потом — государств, люди находились в состоянии «войны всех против всех» (или, как выразился [[императоры и гладиаторы|римский]] комедиограф Плавт, «{{перевод|Homo homini lupus est|Человек человеку волк}}»). Только государство может принести мир и спокойствие, и для этого людям следует частично отказаться от свободы в пользу государства. Таким образом совершается «общественный договор». | ||
Говоря простыми словами, без государства люди превратятся в стаю аморальных [[дикарь|дикарей]], ибо такова их природа. | Говоря простыми словами, без государства люди превратятся в стаю аморальных [[дикарь|дикарей]], ибо такова их природа. Впрочем, ключевой момент здесь не столько в государстве, как таковом, сколько в том, что человек остается цивилизованным только до тех пор, пока боится наказания за проступки. | ||
В художественных произведениях это утверждение чаще всего утрируется. Допустим, фигурирует [[диктатор]], который правит железной рукой, и есть героическое [[сопротивление]], которое хочет его свергнуть. Герои победили, в стране воцарилась свобода. Но почему граждане стали злее? Почему на улицах творятся беспорядки? Выходит, что тиран был прав, и при его диктатуре люди жили лучше. | В художественных произведениях это утверждение чаще всего утрируется. Допустим, фигурирует [[диктатор]], который правит железной рукой, и есть героическое [[сопротивление]], которое хочет его свергнуть. Герои победили, в стране воцарилась свобода. Но почему граждане стали злее? Почему на улицах творятся беспорядки? Выходит, что тиран был прав, и при его диктатуре люди жили лучше. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Общее === | === Общее === | ||
* Да большинство [[постапокалипсис]]ов показывают, как без власти люди превращаются в дикарей. | * Да большинство [[постапокалипсис]]ов показывают, как без власти люди превращаются в дикарей. | ||
Строка 21: | Строка 22: | ||
* [[Жюль Верн]], «Кораблекрушение „Джонатана“» в редакции Мишеля Верна (1909) — вопреки чаяниям Кау-Джера, колония на далёком острове отнюдь не превращается в рай на земле: очень скоро начинаются конфликты, доходящие до насилия. В конце концов бедняга буквально [[Я этого не просил|вынужден]], наступив на горло [[Анархист|собственным идеалам]], принять власть и диктаторские полномочия. И это ещё до того, как на острове [[Золотая лихорадка|нашли золото]]! | * [[Жюль Верн]], «Кораблекрушение „Джонатана“» в редакции Мишеля Верна (1909) — вопреки чаяниям Кау-Джера, колония на далёком острове отнюдь не превращается в рай на земле: очень скоро начинаются конфликты, доходящие до насилия. В конце концов бедняга буквально [[Я этого не просил|вынужден]], наступив на горло [[Анархист|собственным идеалам]], принять власть и диктаторские полномочия. И это ещё до того, как на острове [[Золотая лихорадка|нашли золото]]! | ||
* Уильям Голдинг, «[[Lord of the Flies|Повелитель мух]]» — это происходит с большинством персонажей. | * Уильям Голдинг, «[[Lord of the Flies|Повелитель мух]]» — это происходит с большинством персонажей. | ||
** Туда же | ** Туда же «Сердце Тьмы» Джозефа Конрада | ||
* Варлам Шаламов, «[[Колымские рассказы]]» — лагерная жизнь лишает человеческого и вертухаев, и политзэков, и на жестокость и подлость ради выживания пойдёт любой. А блатные вообще чудовища без чего-либо человеческого. | * Варлам Шаламов, «[[Колымские рассказы]]» — лагерная жизнь лишает человеческого и вертухаев, и политзэков, и на жестокость и подлость ради выживания пойдёт любой. А блатные вообще чудовища без чего-либо человеческого. | ||
** Есть намёки, что тяжёлым мизантропом Шаламов был даже и до первой ссылки на Вишеру. | ** Есть намёки, что тяжёлым мизантропом Шаламов был даже и до первой ссылки на Вишеру. | ||
* [[Вейская империя]] и другие книги Латыниной: государственный [[Левиафан]] — единственное, что удерживает общество от ужасов анархии или мелкий тираний. При этом государство — тоже почти тоталитарный [[Злой Яхве]], при котором чиновники и олигархи ведут ту же войну всех против всех, только менее разрушительно. Как только Левиафан слабеет, его функции обычно забирают отдельные люди, которые пользуются теми же методами, но уже совсем по беспределу. | * [[Вейская империя]] и другие книги Латыниной: государственный [[Левиафан]] — единственное, что удерживает общество от ужасов анархии или мелкий тираний. При этом государство — тоже почти тоталитарный [[Злой Яхве]], при котором чиновники и олигархи ведут ту же войну всех против всех, только менее разрушительно. Как только Левиафан слабеет, его функции обычно забирают отдельные люди, которые пользуются теми же методами, но уже совсем по беспределу. | ||
** Обычно есть как развитые общества, где люди тоже приличные, так и симпатичные [[Благородный дикарь|благородные варвары]], которые при всей бедности по своим понятиям живут и без государства. Но они обычно встречаются как [[попаданцы]] в достаточно мрачной гоббсовской империи. | ** Обычно есть как развитые общества, где люди тоже приличные, так и симпатичные [[Благородный дикарь|благородные варвары]], которые при всей бедности по своим понятиям живут и без государства. Но они обычно встречаются как [[попаданцы]] в достаточно мрачной гоббсовской империи. | ||
* Марк Твен, | * Марк Твен, «[[Янки из Коннектикута при дворе короля Артура]]» — стоило попаданцу-[[прогрессор]]у чуть-чуть отпустить вожжи и отвлечься от преобразования средневековой [[Артуриана|артурианской Британии]] в современное общество на решение личных проблем, как своё веское «фи» сказала Церковь, и толпа с вилами легко и просто уничтожила всё созданное героем, да так хорошо, что для археологов будущего и следов не осталось. | ||
* Оксана Панкеева «[[Хроники странного королевства]]» — Мистралия после завоевания Небесными Всадниками. Харган пришел в ужас, когда понял, что с бегством действующего короля, который еще долго будет портить ему жизнь, страна моментально раскололась на тучу образований. И в каждом захолустном городке или даже деревне нарисовалась своя собственная власть, которой плевать с высокой колокольни и на столицу и на дальних соседей. | |||
* Михаил Ланцов — регулярная проблема его венценосных попаданцев. Как только дашь слабину или отвлечешься, бывшая аристократия/духовенство/богатеи начинают борзеть и вспоминать про «старые порядки». Приходится вновь показывать всем, кто в государстве главный и что он делает с несогласными. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Убить дракона (фильм)|Убить дракона]]» — в очень утрированном виде показаны беспорядки, наступившие после победы над Драконом. | * «[[Убить дракона (фильм)|Убить дракона]]» — в очень утрированном виде показаны беспорядки, наступившие после победы над Драконом. | ||
* «[[Догвилль]]» — подсвечивает прожектором. Как только жители Догвилля понимают, что за пришлую беглянку никто не заступится, начинается Содом и Гоммора. В общем, финал они заслужили. | |||
* «[[Прирождённые убийцы]]» — Микки и Мэллори ярко демонстрируют, в кого превратится человек, отринувший любые законы. Впрочем, второстепенные герои тоже тому пример. | |||
=== [[Мультсериал]]ы === | === [[Мультсериал]]ы === | ||
Строка 35: | Строка 40: | ||
* «[[Аватар: Легенда о Корре]]» — царством земли правит злая королева. Но потом её убивает Захир, и в Царстве Земли начался хаос и анархия. А потом пришла Кувира и начала диктовать свои правила. | * «[[Аватар: Легенда о Корре]]» — царством земли правит злая королева. Но потом её убивает Захир, и в Царстве Земли начался хаос и анархия. А потом пришла Кувира и начала диктовать свои правила. | ||
* «[[Рик и Морти]]» — в роли левиафана для одной расы пришельцев выступает коллективный разум-[[ассимилятор]] Юнити, принудившая их всех к мирному существованию. Как только её власть над пришельцами ослабевает, они устраивают расовую войну из-за формы своих сосков. Ну, а бывшие преступники возвращаются к преступлениям. | * «[[Рик и Морти]]» — в роли левиафана для одной расы пришельцев выступает коллективный разум-[[ассимилятор]] Юнити, принудившая их всех к мирному существованию. Как только её власть над пришельцами ослабевает, они устраивают расовую войну из-за формы своих сосков. Ну, а бывшие преступники возвращаются к преступлениям. | ||
=== [[Комиксы]] === | |||
* [[Судья Дредд (фильм, 2012)|Судья Дредд]] — в арке о попытке проведения «демократического рефендума», Судьи сделали все, для того, чтобы преобразования не были приняты. Ибо если их лишат власти или уберут с улиц, Мега-Сити погибнет в течении нескольких дней, будучи уничтоженным уличными бандами. | |||
* [[Girl Genius]] — стоило барону Вульфенбаху прилечь в кому, как приведенные к миру и смирению земли тут же подняли бунт и начали прояснять меж собой кто на районе главный. | |||
* [[V for Vendetta]] — комикс, в отличии от [[Светлее и мягче|фильма]], показывает не [[Революция по-детски|революцию по-детски]], а жестокий бунт, превратившийся в схватку «все против всех». | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Death Note]] — такова позиция Ягами Лайта. По его мнению, лишь став богом этого мира, он сможет построить идеальное общество. | * [[Death Note]] — такова позиция Ягами Лайта. По его мнению, лишь став богом этого мира, он сможет построить идеальное общество. | ||
* [[Monster]] — суть мировоззрения Иоганна Либерта. Причем, финальным подтверждением этого тезиса, должна была стать его собственная смерть от рук Теммы Кэндзо. | |||
* [[Psycho-Pass]] — главная причина создания системы «Сибилла». Если людей не контролировать, отслеживая их психопараметры, они превращаются в преступников, вредя обществу. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 45: | Строка 57: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40,000]] | * [[Warhammer 40,000]] — метапример. Каким бы [[национал-каннибализм|плохим]], [[храмовники|фанатичным]] и [[фантастический расизм|шовинистическим]] ни был Империум, без жёстких [[авторитаризм]]а и теократии он бы уже встретил бы свою погибель либо от [[бунт]]ов и революций, либо от подстрекательств ксеносов, либо из-за растлевающего влияния Хаоса, да хоть от орков, причём давно, отдельное перечисление [[слишком слаб чтобы жить|опасностей от которых может погибнуть слабое государство]] в этом [[гримдарк|сеттинге]] заняло бы отдельную статью… | ||
** Отдельно показано на примере Нострамо, родног мира Повелителей Ночи. Конрад Кёрз на год привел мир, по сравнению с которым Гоэтм это образцово-законопослушный город, к Порядку и Закону. Да так, что преступность ушла в ноль. Но стоило Ночному Призраку свалить в Великий Крестовый Поход, его преемники быстро скорраптились и мир вновь погрузился в пучину беззакония. | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Бунтовщики с «Баунти», вместе с жителями Таити отправившиеся на тропический о. Питкэрн. Построить райскую жизнь не удалось. Пока не вмешались в | * Бунтовщики с «Баунти», вместе с жителями Таити отправившиеся на тропический о. Питкэрн. Построить райскую жизнь не удалось. Пока не вмешались в 1838 году британцы (несколько позже взвалившие все проблемы на правительство Новой Зеландии), на острове творилась жуть: гражданская война (женщины восстали против насилия со стороны мужчин и замочили всех кроме одного), убийства, [[инцест]] (народу было мало), пьянство (единственное чем можно было заняться на острове), и так далее. Да и после прихода британцев получился скорее ад, чем рай. | ||
** Аналогична история неудачной попытки колонизации мексиканцами острова Клиппертон в | ** Аналогична история неудачной попытки колонизации мексиканцами острова Клиппертон в 1914—1917 годах. В Мексике в это время вспыхнула революция, и об острове просто забыли. Мужчины друг друга перебили, женщин перенасиловали. Когда, наконец, прибыла помощь, вместо ста человек на острове было четыре женщины и семеро детей. | ||
** Противоположный пример — каторжники острова Сейбл. Корабль перевозящий заключенных в новый свет потерпел крушение, уцелевшие начали робинзонить, а так как Сэйбл это нифига не райский уголок типа Питкерна, там холодно, ветер, песчаные бури, хреновая растительность, туманы, шторма и прочее, да и плюс сам остров смещается, размываемый с одной стороны и намываемый с другой — они врубились что кооперация решает. И основали первую спасательную станцию и маяк на острове, благодаря чему спасли от смерти особу королевской крови, а когда оная предложила каторжникам помилование, те попросили вернуть их назад на Сейбл. | ** Противоположный пример — каторжники острова Сейбл. Корабль перевозящий заключенных в новый свет потерпел крушение, уцелевшие начали робинзонить, а так как Сэйбл это нифига не райский уголок типа Питкерна, там холодно, ветер, песчаные бури, хреновая растительность, туманы, шторма и прочее, да и плюс сам остров смещается, размываемый с одной стороны и намываемый с другой — они врубились что кооперация решает. И основали первую спасательную станцию и маяк на острове, благодаря чему спасли от смерти особу королевской крови, а когда оная предложила каторжникам помилование, те попросили вернуть их назад на Сейбл. | ||
* Регулярно всплывало при кораблекрушениях, когда в шлюпки садились не женщины и дети, а самые наглые и жестокие, готовые идти к спасению по трупам в прямом смысле. | * Регулярно всплывало при кораблекрушениях, когда в шлюпки садились не женщины и дети, а самые наглые и жестокие, готовые идти к спасению по трупам в прямом смысле. | ||
** Педаль в | ** Педаль в пол — крушение «Ла Бургони». Несмотря на то, что судно потерпело крушение в прямой видимости берега, находившиеся на борту итальянские имигранты и моряки с австрийского корабля, которых ранее подобрала «Ла Бургонь» проложили себе дорогу в шлюпку ножами и револьверами. Итог — из 725 человек (597 пассажиров и 128 членов экипажа) спаслось 59 пассажиров (и только 1 женщина из 200) и 105 членов экипажа. | ||
* Первые недели/месяцы после того как приключается [[революция не по-детски]]. Действующие органы власти уже уничтожены, новые еще не сформированы. Процветают грабежи, мародерства и прочие преступления. В лучшем случае проблема решается после провозглашения нового правительства. В худшем (и как правило) | * Первые недели/месяцы после того как приключается [[революция не по-детски]]. Действующие органы власти уже уничтожены, новые еще не сформированы. Процветают грабежи, мародерства и прочие преступления. В лучшем случае проблема решается после провозглашения нового правительства. В худшем (и как правило) — после введения военного положения и массовых расстрелов всех не успевших удрать. | ||
* Перфоманс «Ритм 0» художницы Марины Абрамович, в ходе которого художница безропотно разрешила манипулировать собой в течении 6 часов, а также использовать на себе 72 предложенных предмета, в том числе заряженный револьвер. Если поначалу публика стеснялась, то потом художницу раздели догола, порезали бритвой и едва не пристрелили. Что характерно, как только 6 часов кончились и художница сделала первый собственный шаг, большая часть «[[Публика — сволочь|зрителей]]» [[Подлый трус|немедля сбежала]]. | |||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |
Текущая версия на 14:24, 1 июля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Hobbes Was Right. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Согласно учению философа Томаса Гоббса, человек в своём естественном (природном) состоянии ради удовлетворения потребностей готов пойти на дурные поступки. До появления общественных институтов вроде племенных общин, а потом — государств, люди находились в состоянии «войны всех против всех» (или, как выразился римский комедиограф Плавт, «Homo homini lupus est»). Только государство может принести мир и спокойствие, и для этого людям следует частично отказаться от свободы в пользу государства. Таким образом совершается «общественный договор».
Говоря простыми словами, без государства люди превратятся в стаю аморальных дикарей, ибо такова их природа. Впрочем, ключевой момент здесь не столько в государстве, как таковом, сколько в том, что человек остается цивилизованным только до тех пор, пока боится наказания за проступки.
В художественных произведениях это утверждение чаще всего утрируется. Допустим, фигурирует диктатор, который правит железной рукой, и есть героическое сопротивление, которое хочет его свергнуть. Герои победили, в стране воцарилась свобода. Но почему граждане стали злее? Почему на улицах творятся беспорядки? Выходит, что тиран был прав, и при его диктатуре люди жили лучше.
Как вариант — троп является мировоззрением антизлодея, который хочет сделать мир лучше путём жёсткой диктатуры. Но автор не соглашается с персонажем, и поэтому он посылает на него героев вправить мозги.
Противотроп — Руссо был прав: люди по природе добры, а злодеями становятся из-за обстоятельств.
Примеры[править]
Общее[править]
- Да большинство постапокалипсисов показывают, как без власти люди превращаются в дикарей.
Мифология и фольклор[править]
- Библия — лейтмотив книги Судей: когда не было царя над Израилем, каждый делал то, что казалось ему справедливым — и это приводило к отступлению от закона и беспределу. Анархия привела, кроме всего прочего, к чудовищной резне, в ходе которой колено Вениаминово чуть не было истреблено 12 остальными коленами, мстящими за изнасилование жены левита в Гиве.
- Власть, тем не менее, имелась в лице харизматических лидеров (тех самых судей) — либо пророков-теократов вроде Самуила, либо типичных античных героев вроде Самсона. Однако их харизмы хватало далеко не всегда — собственно, и первого царя (Саула) евреи буквально вытребовали у Самуила, хотя тот предупреждал, что когда нет царя (Небесного) в голове, царь на престоле сильно лучше не сделает.
Литература[править]
- Жюль Верн, «Кораблекрушение „Джонатана“» в редакции Мишеля Верна (1909) — вопреки чаяниям Кау-Джера, колония на далёком острове отнюдь не превращается в рай на земле: очень скоро начинаются конфликты, доходящие до насилия. В конце концов бедняга буквально вынужден, наступив на горло собственным идеалам, принять власть и диктаторские полномочия. И это ещё до того, как на острове нашли золото!
- Уильям Голдинг, «Повелитель мух» — это происходит с большинством персонажей.
- Туда же «Сердце Тьмы» Джозефа Конрада
- Варлам Шаламов, «Колымские рассказы» — лагерная жизнь лишает человеческого и вертухаев, и политзэков, и на жестокость и подлость ради выживания пойдёт любой. А блатные вообще чудовища без чего-либо человеческого.
- Есть намёки, что тяжёлым мизантропом Шаламов был даже и до первой ссылки на Вишеру.
- Вейская империя и другие книги Латыниной: государственный Левиафан — единственное, что удерживает общество от ужасов анархии или мелкий тираний. При этом государство — тоже почти тоталитарный Злой Яхве, при котором чиновники и олигархи ведут ту же войну всех против всех, только менее разрушительно. Как только Левиафан слабеет, его функции обычно забирают отдельные люди, которые пользуются теми же методами, но уже совсем по беспределу.
- Обычно есть как развитые общества, где люди тоже приличные, так и симпатичные благородные варвары, которые при всей бедности по своим понятиям живут и без государства. Но они обычно встречаются как попаданцы в достаточно мрачной гоббсовской империи.
- Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — стоило попаданцу-прогрессору чуть-чуть отпустить вожжи и отвлечься от преобразования средневековой артурианской Британии в современное общество на решение личных проблем, как своё веское «фи» сказала Церковь, и толпа с вилами легко и просто уничтожила всё созданное героем, да так хорошо, что для археологов будущего и следов не осталось.
- Оксана Панкеева «Хроники странного королевства» — Мистралия после завоевания Небесными Всадниками. Харган пришел в ужас, когда понял, что с бегством действующего короля, который еще долго будет портить ему жизнь, страна моментально раскололась на тучу образований. И в каждом захолустном городке или даже деревне нарисовалась своя собственная власть, которой плевать с высокой колокольни и на столицу и на дальних соседей.
- Михаил Ланцов — регулярная проблема его венценосных попаданцев. Как только дашь слабину или отвлечешься, бывшая аристократия/духовенство/богатеи начинают борзеть и вспоминать про «старые порядки». Приходится вновь показывать всем, кто в государстве главный и что он делает с несогласными.
Кино[править]
- «Убить дракона» — в очень утрированном виде показаны беспорядки, наступившие после победы над Драконом.
- «Догвилль» — подсвечивает прожектором. Как только жители Догвилля понимают, что за пришлую беглянку никто не заступится, начинается Содом и Гоммора. В общем, финал они заслужили.
- «Прирождённые убийцы» — Микки и Мэллори ярко демонстрируют, в кого превратится человек, отринувший любые законы. Впрочем, второстепенные герои тоже тому пример.
Мультсериалы[править]
- «Тимон и Пумба» — эталон из палаты мер и весов. В одном из эпизодов Тимон и Пумба оказываются в огромном улье с гигантскими пчёлами, где ими жёстко правит королева. Успев вбить пчёлам идею с Хакуной Мататой, они свергают королеву. Казалось бы, ура и свобода, можно жить без забот! Но в итоге жизнь в улье стала ещё хуже — причём через смехотворно короткий промежуток времени. Пришлось горе-героям умолять королеву вернуться.
- «Аватар: Легенда о Корре» — царством земли правит злая королева. Но потом её убивает Захир, и в Царстве Земли начался хаос и анархия. А потом пришла Кувира и начала диктовать свои правила.
- «Рик и Морти» — в роли левиафана для одной расы пришельцев выступает коллективный разум-ассимилятор Юнити, принудившая их всех к мирному существованию. Как только её власть над пришельцами ослабевает, они устраивают расовую войну из-за формы своих сосков. Ну, а бывшие преступники возвращаются к преступлениям.
Комиксы[править]
- Судья Дредд — в арке о попытке проведения «демократического рефендума», Судьи сделали все, для того, чтобы преобразования не были приняты. Ибо если их лишат власти или уберут с улиц, Мега-Сити погибнет в течении нескольких дней, будучи уничтоженным уличными бандами.
- Girl Genius — стоило барону Вульфенбаху прилечь в кому, как приведенные к миру и смирению земли тут же подняли бунт и начали прояснять меж собой кто на районе главный.
- V значит вендетта — комикс, в отличии от фильма, показывает не революцию по-детски, а жестокий бунт, превратившийся в схватку «все против всех».
Аниме и манга[править]
- Death Note — такова позиция Ягами Лайта. По его мнению, лишь став богом этого мира, он сможет построить идеальное общество.
- Monster — суть мировоззрения Иоганна Либерта. Причем, финальным подтверждением этого тезиса, должна была стать его собственная смерть от рук Теммы Кэндзо.
- Psycho-Pass — главная причина создания системы «Сибилла». Если людей не контролировать, отслеживая их психопараметры, они превращаются в преступников, вредя обществу.
Видеоигры[править]
- Fable III — чтобы защитить своих подданных граждан от надвигающейся угрозы, король Логан вынужден установить в своей стране жёсткую а также бессмысленную по сути диктатуру, ибо ему ничего не мешало как и протогонисту попутно заниматься бизнесом для пополнения казны.
- DayZ — modus operandi среднего игрока.
- BioShock — попытавшийся создать по-настоящему свободное общество без «паразитов» (органов государственной власти) Андрей Риановский/Эндрю Райан вскоре сам был вынужден стать «кровавым королём», чтобы сохранить хоть какое-нибудь подобие порядка в построенном им подводном городе Восторге.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — метапример. Каким бы плохим, фанатичным и шовинистическим ни был Империум, без жёстких авторитаризма и теократии он бы уже встретил бы свою погибель либо от бунтов и революций, либо от подстрекательств ксеносов, либо из-за растлевающего влияния Хаоса, да хоть от орков, причём давно, отдельное перечисление опасностей от которых может погибнуть слабое государство в этом сеттинге заняло бы отдельную статью…
- Отдельно показано на примере Нострамо, родног мира Повелителей Ночи. Конрад Кёрз на год привел мир, по сравнению с которым Гоэтм это образцово-законопослушный город, к Порядку и Закону. Да так, что преступность ушла в ноль. Но стоило Ночному Призраку свалить в Великий Крестовый Поход, его преемники быстро скорраптились и мир вновь погрузился в пучину беззакония.
Реальная жизнь[править]
- Бунтовщики с «Баунти», вместе с жителями Таити отправившиеся на тропический о. Питкэрн. Построить райскую жизнь не удалось. Пока не вмешались в 1838 году британцы (несколько позже взвалившие все проблемы на правительство Новой Зеландии), на острове творилась жуть: гражданская война (женщины восстали против насилия со стороны мужчин и замочили всех кроме одного), убийства, инцест (народу было мало), пьянство (единственное чем можно было заняться на острове), и так далее. Да и после прихода британцев получился скорее ад, чем рай.
- Аналогична история неудачной попытки колонизации мексиканцами острова Клиппертон в 1914—1917 годах. В Мексике в это время вспыхнула революция, и об острове просто забыли. Мужчины друг друга перебили, женщин перенасиловали. Когда, наконец, прибыла помощь, вместо ста человек на острове было четыре женщины и семеро детей.
- Противоположный пример — каторжники острова Сейбл. Корабль перевозящий заключенных в новый свет потерпел крушение, уцелевшие начали робинзонить, а так как Сэйбл это нифига не райский уголок типа Питкерна, там холодно, ветер, песчаные бури, хреновая растительность, туманы, шторма и прочее, да и плюс сам остров смещается, размываемый с одной стороны и намываемый с другой — они врубились что кооперация решает. И основали первую спасательную станцию и маяк на острове, благодаря чему спасли от смерти особу королевской крови, а когда оная предложила каторжникам помилование, те попросили вернуть их назад на Сейбл.
- Регулярно всплывало при кораблекрушениях, когда в шлюпки садились не женщины и дети, а самые наглые и жестокие, готовые идти к спасению по трупам в прямом смысле.
- Педаль в пол — крушение «Ла Бургони». Несмотря на то, что судно потерпело крушение в прямой видимости берега, находившиеся на борту итальянские имигранты и моряки с австрийского корабля, которых ранее подобрала «Ла Бургонь» проложили себе дорогу в шлюпку ножами и револьверами. Итог — из 725 человек (597 пассажиров и 128 членов экипажа) спаслось 59 пассажиров (и только 1 женщина из 200) и 105 членов экипажа.
- Первые недели/месяцы после того как приключается революция не по-детски. Действующие органы власти уже уничтожены, новые еще не сформированы. Процветают грабежи, мародерства и прочие преступления. В лучшем случае проблема решается после провозглашения нового правительства. В худшем (и как правило) — после введения военного положения и массовых расстрелов всех не успевших удрать.
- Перфоманс «Ритм 0» художницы Марины Абрамович, в ходе которого художница безропотно разрешила манипулировать собой в течении 6 часов, а также использовать на себе 72 предложенных предмета, в том числе заряженный револьвер. Если поначалу публика стеснялась, то потом художницу раздели догола, порезали бритвой и едва не пристрелили. Что характерно, как только 6 часов кончились и художница сделала первый собственный шаг, большая часть «зрителей» немедля сбежала.