Публика — сволочь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья You Bastard!. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Cannot-unsee.jpgОсторожно, шок-контент!
В данной статье описываются произведения с шок-контентом, близкое ознакомление с которыми может вызвать потерю сна и аппетита, параноидальные состояния, нервный тик, утерю веры в человечество и/или желание вымыть мозг с мылом. Пожалуйста, будьте осторожнее! Беременным, детям и впечатлительным натурам следует проследовать на какую-нибудь другую страницу.
« Любовь, надежда, сострадание... Говорят, что именно из этого состоят души монстров. Но истинная природа души неизвестна. В конце концов, люди доказали, что их душам для существования эти вещи не нужны. »
— из архивов Библиоеки Сноудина
« Голландский цирк: гимнаст сорвался, зал поржал. »
— Comedy Club

Вы читаете книгу, играете в компьютерную игру, смотрите фильм. Постепенно до вас доходит, что в вымышленном мире пышно цветут криминал, произвол, нищета, ложь, коррупция, дискриминация, проституция и другие пороки общества. И вы перестаёте воспринимать сеттинг как источник развлечения всерьёз задумавшись над этими проблемами.

Может быть, это произведение даже посвящено реальным политическим проблемам. Дело может дойти до слома четвёртой стены, когда персонажи напрямую обращаются к вам: «И тебе, сволочь, не стыдно наслаждаться этим?!»

И вам, к удивлению, станет стыдно. Или, по крайней мере, вы смутитесь.

Но, с другой стороны, если пассивный читатель/зритель/игрок — негодяй, то что можно сказать о создателях такого контента, которые активно эксплуатируют секс, грехи, слёзы детей и щенят для получения прибыли и вынуждают для победы в играх совершать безнравственные и даже преступные действия?

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Новый Завет. Ну ладно, еврейский религиозный суд приговорил Иисуса Христа в к смерти, чтобы тот не подрывал своими проповедями власть жрецов. Ну ладно, Понтий Пилат, представитель Римской империи в вассальной Иудее утвердил приговор, чтобы не портить отношения с местными элитами. Но какого хрена вы орали «Распни его!»? Вы, многие из которых ещё несколько дней назад с тем же энтузиазмом вопили: «Осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне!»? Что за фигня, евреи?!
    • Обоснуй: орали и приветствовали не одни и те же, в Иерусалиме народу много. А те, кто приветствовал, разочаровались в Иисусе, когда он призвал к миру и ненасилию — они-то ждали воинственного мессию, который поведёт их в бой за независимость. Поэтому когда «верноподданные» евреи, науськанные про-римскими первосвященниками, схватили Христа, заступиться за него оказалось почти некому.
    • Ещё один обоснуй — большинство необразованных (да и некоторые из образованных) людей во многом не имеют как такового собственного мнения, а их текущая позиция целиком и полностью зависит от риторики власть имущих или других влиятельных персон, поэтому манипуляция мнением толпы — весьма лёгкая задача. Океания воюет с Остазией. Океания всегда воевала с Остазией.

Литература[править]

  • В сборнике рецензий на несуществующие книги С. Лема есть таковая на роман «Ты» Раймона Сера. Роман представляет собой концентрированный вариант тропа — кроме оскорблений читателя (который относится к литературе чисто потребительски) в книге нет ничего.
    • Кибериада — внутримировой пример. Один из персонажей, робот-философ (мыслянт из мыслянтов) Хлориан Теоретий Ляпостол после множества неудач в распространении своих мыслей, пишет книгу, посвящённую исключительно тяжёлым обвинениям и грязным проклятиям в адрес читателей.
« Принялся я размышлять о славе вечной, о потомстве, о будущих поколениях, что откроют меня и в прах предо мной упадут. Тут, однако, зашевелились во мне сомнения: а что мне это, собственно, даст, раз уж меня не будет? Вскипела душа, и сел я писать «Завещание для Потомства», дабы надавать ему хорошенько под зад, оплевать его, обругать, опозорить и ошельмовать на все лады точнейшими методами. Что? По-твоему, это несправедливо? По-твоему, свой гнев я должен был обратить против своих современников, меня не заметивших?! Ну уж нет, дорогой мой! Ведь когда грядущая слава озарит каждое слово моего «Завещания», современники давно уже обратятся в прах, кого же мне осыпать проклятьями — несуществующих? Если бы я поступил, как ты говоришь, потомки изучали бы меня в безмятежном спокойствии и лишь для приличия вздыхали бы: «Бедняжка! Сколько незаметного героизма было в его неоцененном величии! Сколь справедливо гневался он на дедов наших, любовно и преданно дело жизни своей нам завещая!» Они, значит, будут спокойно живиться моими трудами, приличия ради проклиная из-за меня отцов? Не бывать этому!!! Пусть же я пну их хотя бы дистанционно, то есть загробно! Пусть знают те, кто будет имя мое намазывать медом и позолотой золотить ореол на изображеньях моих, что как раз за это я желаю им шестеренки переломать до последней! Чтоб им контуры заколебало, чтоб им ржавчина мозговину изъела, если только и умеют они, что прах выгребать из погостов прошлого! Возможно, будет средь них возрастать какой-нибудь новый, громадный мыслянт, а они, поглощенные отысканием клочков переписки, которую вел я когда-то с прачкой, вовсе его не заметят! О, тогда пусть знают наверное, что искренние мои проклятья и чистосердечное омерзение пребудут с ними и средь них, что я считаю их лизогробами, трупоугодниками, шакалистами, которые потому лишь питаются трупами, что живую мудрость оценить не способны! Пусть же, издавая полное собранье моих сочинений — а меж ними по необходимости и это «Завещание», чреватое последним проклятьем, им адресованным, — перестанут сии некроманты, сии мертволюбы самодовольно гордиться тем, что был в их роду мудрец безмерный, Хлориан Теоретий, двухименный Ляпостол, который учил на веки веков вперед! Пусть помнят, полируя мои постаменты, что я желал им всего наихудшего, что только вмещает Космос, а ожесточенность проклятия моего, обращенного в будущее, сравнится только с его бессилием! Да узнают они, что я с ними ничего общего иметь не хочу и нет меж ними и мной ничего, кроме задушевного отвращения, которое я к ним питаю!!! »
— «Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона»
  • Евгений Евтушенко — стихотворение «Публика», всё об этом. Непосредственно читатели стихотворения, правда, не осуждаются, но в целом по явлению автор прошёлся столько, что хоть в Палату Мер и Весов.
  • Нэнси Хьюстон, постмодернистский роман «Обожание» о вымышленном судебном процессе посвященном убийству гениального актера. По ходу действия многочисленные свидетели, пострадавшие и виновники обращаются к невидимому судье. Среди них присутствует и некая Романистка или Писательница, скорее всего, альтер эго автора. Под конец книги читателя обуревает догадка, что судьей является как раз таки он сам. А участники процесса далеко не всегда обращаются к нему уважительно, нередко повышают тон, оскорбляют и пытаются обвинить его в равнодушии и непонимании.
«

…Как огонь, подвижный круг… Люди — звери, люди — гады…

»
— Максимилиан Волошин, «В цирке»
  • Виктор Пелевин, «t» — заглавный герой, альтер-эго Эл Эн Толстого, осознаёт, что является персонажем какого-то современного (читателю) боевичка. И оно вовсе не в восторге от писанины коллектива литературных негров.
  • Джек Лондон «Безумие Джона Харнеда» — американцу не понравилась коррида. Очень не понравилась. Так что он устроил собственную корриду «в партере».
  • Владимир Маяковский, «Клоп» — с пролетарской прямотой: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!»

Кино[править]

  • «Ад каннибалов» — Фильм жестко критикует стремление зрителей к сенсациям, показывая, как Алан Йейтс и остальные члены съемочной группы жестоко убивают туземцев, чтобы получить хорошие кадры для своего документального фильма.
  • «Дом, который построил Свифт» — Стелла, глядя почти в камеру, представляет доктору Симпсону зрителей, которые сидят на улице и лениво наблюдают за представлением в доме Свифта, жуя попкорн попивая пиво: «Вот они — настоящие йеху. Вглядитесь в эти тупые физиономии!»
    • Также — сцена, в которой доктор Симпсон осматривает тело по-настоящему (ли?) убитого констебля и в ужасе кричит зрителям-йеху: «Но это же кровь!», а те аплодируют ему, принимая его отчаяние за хорошую актёрскую игру.
  • «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — внутримировой пример. Тот самый танцевальный марафон, за которым стоит столько трагедий. Но богачам, кажется, именно это и нравится.
  • Короткометражка «Одна сотая секунды» — на церемонии вручении премии «Лучший Фотограф Года» публика лишь аплодирует и улыбается, когда на экране проецируется снимок победительницы. И никого из присутствующих (кроме самой фотожурналистки) совершенно не ужасает, что на снимке запечатлена убитая девочка с простреленной головой…
    • Сложнее. И страшнее. Публика именно что ужасается, но абстрактно: ведь так приятно, стоя на фестивале где-нибудь в Венеции, под бокал вина рассуждать о том, что война — это кошмар и восхищаться, как смело и бескомпромиссно показывает этот ужас автор снимка… которая, в свою очередь, всё больше и больше проникается чувством ужаса и омерзения при мысли о том, что сознательно дожидалась, пока девочку застрелят прямо у неё на глазах, не пытаясь не только помешать, но хотя бы уйти и не смотреть — и всё ради вот этого удачного кадра, которому все аплодируют, даже не догадываясь, какую цену за это всё платят люди, которые для всех присутствующих всего лишь «объекты съёмки», и какую роль в этом играет она сама, да и вся эта публика, в общем-то тоже…
  • Пушки Акимбо — внутримировой пример: протагонист — невольный участник «Скизма» — кричит в камеру, что зрители, которым нравится такое мочилово — сволочи. Зрители смеются и посылают его по известному адресу.
  • «Бёрдмен» — главный герой, съехав с катушек, во время премьеры своей пьесы выходит на сцену с боевым пистолетом вместо бутафорского и в сцене самоубийства своего персонажа по-настоящему стреляет себе в голову (но выживает), а публика в восторге, продюсер и друг протагониста с радостью рассказывает о том, какой фурор произвела премьера их пьесы, критики пишут статьи о том, какое это новое слово в искусстве.

Телесериалы[править]

  • «Чёрное зеркало» — сквозная тема сериала. Стоит вспомнить «Белого медведя», где для наказания преступницы построили целый тематический парк, «Врага народа», и самый яркий пример — третья часть серии «Чёрный музей»: аттракцион по исполнению смертного приговора оказался очень популярным среди посетителей.

Мультсериалы[править]

« — О Господи, они убили Кенни!

— СВОЛОЧИ!!!

»
— Стэн и Кайл из «Южного Парка», когда Кенни погибает
  • «Южный Парк» — каждый раз замечайте это, когда увидите погибающего Кенни и услышите крики ужаса и возмущения его друзей. Ведь они смотрят в этот момент на тебя! Ты — первопричина того, чтобы этот герой погибал во многих сериях, и ты та сволочь, кто смеётся над смертью ребёнка!
    • В редких случаях Кайл и Стэн кричат эти слова в адрес тех, кто был причастен к смерти Кенни внутри истории (будь то Картман, Смерть с косой или микроволновка). Педаль в мантию: они дважды говорили так о себе.
    • Паркер и Стоун часто это делают другими способами, необязательно убивая персонажей.
      • Эпизод «Болезнь миндалин». ВИЧ-инфицированный Кайл пресыщен грубыми шутками Картмана, и пускается в эмоциональную тираду. За двадцать минут до этого зритель нервно смеялся над шутками про это заболевание.
      • Эпизод «Жирнобород». Картман ведет свой «экипаж» в Сомали, одетый как смешная подделка Джона Сильвера, извергает все пиратские клише, но разочарован, обнаружив, что настоящие сомалийские пираты являются позором для Черной Бороды (с автоматами вместо мечей и питьевой водой вместо грога). Он заставляет сомалийцев изменить свое поведение, чтобы соответствовать стереотипу, даже заставляя их петь морские песенки о том, как сильно они любят быть пиратами. Но один из них отказывается идти вместе с ними, объясняя, что он стал пиратом не потому, что считал это забавным, а потому, что он был настолько беден, что считал преступление единственным доступным ему вариантом карьеры. Баттерс мгновенно чувствует вину за то, что интерпретировал страдания другого человека через призмы мифа и развлечений.
      • Рэнди, увидев по телевизору, что мистер Гаррисон (который выступил копиркиным Трампа) избран президентом: «Что вы сделали?! Вы же маньяки!».
  • «Чокнутый» — в одной из серий фигурируют мультяшки, которые делают шоу на потребу зрителям. Зрители любят смеяться — значит, Счастливчика Пикеля выставят в идиотском свете. Зрители любят разоблачения — значит, им расскажут о его преступлениях (вымышленных). Зрители любят быть свидетелями убийств — ну, вы поняли…
  • «Симпсоны» — два случая:
    • Барт представляет себя на старости лет рокером, когда написал песню «Мои поклонники — глупые свиньи».
    • В сегменте «Treehouse of Horror IX» под названием «The Terror of Tiny Toon», когда Барт и Лиза случайно переносятся в шоу «Щекотка и Царапка», персонажи мультфильма ужасаются тому, насколько забавляют детей их кровавые выходки, и объединяются, чтобы убить их.
  • «Перезагрузка» — Дот и Энзо, находясь в игре по «Зловещим мертвецам», в какой-то момент вопрошают, каким маньякам вообще может понравиться такая игра, после чего гневно смотрят в камеру.
  • «Гриффины» — внутримировой пример: Лоис так ошеломлена успехом интерпретации Питером спектакля «Король и Я», что обращается к аудитории в жанре «Почему ты отстой», говоря, что эта болтовня на сцене способствует падению американской культуры.
  • Ещё один внутримировой пример: «Смешарики», эпизод «Мисс Вселенная» —
« Оставьте меня в покое! Зачем вы мне лгали?! Вы же всё прекрасно знали! <...> Нельзя так обманывать! Если бы вы мне сразу сказали, что я дурнушка, я бы не была такой круглой дурой! А то «Королева красоты», «Королева красоты»… Хотели посмеяться надо мной? У вас это получилось! Ведь одна награда — сме-е-е-е-е-ех! »
— Нюша
  • «MLP» — тоже внутримировой пример: «Газета юных жеребят» («Foal Free Press») становится очень популярной в Понивилле потому, что завела колонку сплетен, раскрывающую тайны горожан. В своем заключительном выпуске авторы колонки извиняются за то, что ранили чужие чувства, но объясняют, что пошли на это только по той причине, что пони любят читать сплетни.

Аниме и манга[править]

  • Deadman Wonderland — внутримировой пример. Хотя участники тюремных аттракционов (в частности, «Собачьи бега») гибнут по-настоящему и весьма кроваво, зрители (среди которых есть даже школьники!) воспринимают происходящее как умелую постановку со спецэффектами, да ещё и с удовольствием фотографируют на телефоны гурятинку. Один из зрителей, к тому же, оправдывается: «Но даже если это по-настоящему… они же, в конце концов, все преступники!».

Видеоигры[править]

  • NieR — Думали, спасаете маленьких людишек от кровожадных зверей? А выходит, вы убили благородное животное, которое долгое время боролось с людьми за жизненное пространство, которое людям было не так уж и необходимо. Думаете убили озверевшую машину? Вы просто лишили железного друга маленького сироту, которого робот защищал. Думали, спасаете сестру от чудовища? А чудовище это вы. Добро пожаловать во вселенную Йоко Таро. Вы монстр!
  • Operation Flashpoint — в первой части серии, полюбившейся российским игрокам за наличие полноценной советской кампании, в определенный момент герой переходит на сторону врага. Это вызвало настолько сильное негодование сообщества, что породило своего рода флешмоб — намеренное убийство игроками персонажа путем нападения на превосходящие советские силы.
  • The Stanley Parable — для получения одной из возможных концовок, Стэнли необходимо выиграть в созданную рассказчиком мини-игру по спасению картонного младенца от гибели в огне путем кнопки отката. Делать это надо 4 реальных часа. И при очевидном поражении рассказчик с нескрываемой досадой назовет игрока бесчувственной сволочью.
  • Undertale — как и подобает постмодернистской игре, слова осуждения в сторону игрока и его сородичей будут сказаны множество раз.
    • Всё геноцидное прохождение сопровождается таким осуждением на полную катушку. Игрока, через призму управляемого им ребёнка, назовут бесчувственной сволочью, откажутся видеть в нем человека и, словом, покажут свой страх и отвращение перед ним. Более того, сама игра резко станет меньше и, когда-то большие уровни с загадками, станут спидраннерскими коридорами с уже решенными головоломками, будто бы оставляя жестокого игрока ни с чем.
      • Финальный босс данной ветки, фактически, ведет борьбу с самим игроком и, помимо выказывания едких комментариев о его криворукости, пытается добиться главного — чтобы игрок сдался и ресетнул игру тогда, когда это еще возможно.
      • Концовка же «поставит жирную точку» в моральном облике игрока. В лице Чары, созданного игроком, этого самого игрока лишают права искупить свою плохую концовку, что делает игру навсегда испорченной, и любые положительные концовки станут даже хуже, чем печальными.
      • В этой же ветке прохождения, внезапно, досталось и простым фанатам летсплеев. Так, Флауи упомянет, что за ними наблюдают некие слабаки, которым не хватает духу сделать это самим. Что является жирной отсылкой на людей, которые боятся проходить этот путь из-за вышеназванных последствий.
    • После финала пацифистского прохождения, Флауи будет стоять на защите интересов счастливых монстров, прямо упрекая игрока в его возможной попытке при следующем прохождении выбить другой, плохой финал.
  • Spec Ops: The Line — в определенный момент на экране загрузки вместо совета игра спрашивает «Уже почувствовал себя героем
  • Злой пародией на троп является любительская флэш-игра «You were hallucinating the whole time» http://tinysubversions.com/game/ywhtwt/ . Где после прохождении самых древних 8-битных игр вылезают комментарии по типу, «ты только что убили кучу сирот\котят\пожарных ты монстр» и называя игрока больным ублюдком за то, что по сути просто играет в игру дальше.
  • В дилогии «Sonic Adventure» есть мини-игра «Mon-raising», где можно вырастить чао, очаровательных существ. Их продолжительность жизни составляет 40 часов. Если с ними хорошо обращаться при жизни, они перевоплотятся в яйцеклетку… или если их избивали и/или морили голодом, не заботясь о том, чтобы уравновесить это, они просто умрут. В то время как никакой особенный звук не играет, когда они перевоплощаются. Но когда они умирают от плохого обращения, мрачный пятинотный звон играет, чтобы вы знали, что вы сделали.
  • Terraria — чтобы призвать Стену Плоти, нужно выбить из летающих в местном аду демонов куклу вуду гида и бросить её в лаву что этого самого гида убьёт. Описание куклы в инвентаре гласит: «ты — ужасный человек».
    • Просто Гид раньше был Презренным Джа-Джа.
    • Стимпанкеру тоже не повезло. Если её зовут Уитни, то после смерти она дропнет гитару. А поскольку это лутоцентричная игра, то многие игроки устраивали для Уитни случайную смерть, лишь бы заполучить вожделенный предмет.
    • В обновлении 1.4.1 был добавлен новый NPC — Принцесса. После гибели, с неё может дропнуться волшебный жезл. И игроки опять же раз за разом убивают бедную девочку, дыбы получить это оружие.
  • Dark Souls — и не стыдно вам убивать Сифа, который просто сторожит могилу человека, который когда-то его спас? А не убивать не получится. Туда же и Присцилла, но её хотя бы можно пощадить.
    • Demon's Souls — в предшественнике всё было ещё хуже. Астрея — никакой не босс, но убивать её от этого ни в коей мере не легче. Астрея выстроила в мире-помойке какое-никакое прибежище для обездоленных, а нам нужна её душа. А музыка, музыка-то!
  • The Last of Us 2. Просто The Last of Us 2. Симпатии здесь вызывают большей частью персонажи, за которых мы не играем, но которые умирают по сюжету по вине играбельных протагонисток. Бурное недовольство многих игроков было продиктовано именно этим крайне неприятным отсутствием альтернатив. Как, собственно, и манипулятивными сюжетными приёмами.
  • Warframe — не особо обидно и скорее забавно, но всё же. Хозяйка Ночной Волны может прокомментировать вход в меню наград как «На случай если вы делали это не по доброте душевной». Ну да, ежедневные задания в лутоцентричной игре выполняют ради отыгрыша, а вы что думали?
    • А вот более серьёзный случай был при канонизации Джона Продмана: тогда разработчики заявили, что у корпуситстких солдат, которых каждый игрок истребляет сотнями в день, есть семьи. Потом, впрочем, уже в самой игре написали, что это клоны.
  • мод The New Order: Last Days of Europe — пожалуй, одна из первых попыток сделать такой ход в глобальной стратегии. Если вы победите за «плохого» лидера, например, в варлордной России, вас наградят ивентами, со всем смаком описывающим, в какое беспросветное дерьмо упала и так многострадальная страна. Педаль в пол выдавливает Таборицкий — здесь прямо скажут, что лишь Господь может спасти Россию — так как игрок лишь сделал ещё хуже.
  • Deep Rock Galactic — по уровням неспешно ползают безобидные толстые жуки-сборщики, из которых при смерти падает лут, но которых ещё можно гладить. А сами персонажи считают сборщиков милыми и сокрушаются при их убивании.
  • It Takes Two — как и в The Last of Us 2, автор откровенно не гнушается манипулятивностью — пусть у него и сказка о предотвращении развода, а не мрачный постапокалипсис… Но жестокая совместная расправа героев над ни в чем не повинной ожившей мягкой игрушкой (любимой игрушкой их дочери, между прочем!) смотрится не менее мерзко чем похождения Элли и Эбби. А то что игроков обязывают делать это вместе — только усиливает эффект.
  • Superbrothers: Sword & Sworcery EP — ближе к концу игры рассказчик, он же Архетип, упрекает игрока за то, что тот насильно заставляет девушку, за которую мы играем, и у которой по мере прохождения остаётся всё меньше здоровья, двигаться к финалу, в котором она предсказуемо умрёт.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Натянутый канат» («Четыре четверти пути»).
  • Валерий Леонтьев, «Канатный плясун».
  • И Алла Пугачёва, «Арлекино».
  • «Алиса» — «Солнце-Иерусалим». В середине Кинчев критикует ту часть слушателей, которой лишь бы «воли через край, рвать своих да горло драть». И тут же субверсия: в финале песни лирический герой решает, что его это не остановит.
  • Type O Negative — I Like Goils («Мне нравятся деффки») — язвительно-гомофобское на тебе! от Питера Стила его поклонникам нетрадиционной ориентации, размечтавшимся, что певец — один из них. В наши СЖВ-шные времена песня внушает шок политкорректным американцам.
  • Rammstein — «Spring». Песня про самоубийцу, который собирался сброситься с моста, но передумал — да вот только собравшаяся вокруг толпа, жаждущая кровавого зрелища, его уже не отпускает и требует, чтобы он прыгал.
  • Захар Май — «Главная проблема музыки в России» («…это лично ты!»)
  • Соломенные Еноты «Однажды в цирке» — публика определённо сволочь. Аллюзия на вышеупомянутое стихотворение Волошина?
  • Мэрилин Мэнсон — игра с тропом, начиная с его псевдонима. В одном и том же журнале Time знаменитостями становятся равно кинозвезда Мэрилин Монро и серийный убийца Чарльз Мэнсон? Что ж, всеядная публика, получите шок-контент со сцены! Вы его обругаете, вы это и схаваете, но так и не поймёте, что ваше же лицемерие выставлено напоказ.

Реальная жизнь[править]

  • Те, кто смотрел и смотрит на гладиаторские бои, разные виды кровавого спорта, телесные наказания и казни.
    • Стоит отметить, что гладиаторские бои в Древнем Риме были сродни современному реслингу и не так уж часто заканчивались смертью… если только публика не оказывалась сволочью, требующей крови. Бои «без помилования» проводились редко (иначе гладиаторы кончатся или взбунтуются) и за особую плату — и ведь публика валом на такие валила!
    • В настоящее время за это достаётся испанской корриде. Тут уж даже не скажешь, что хуже: медленное и прочувствованное убийство безвинного животного, или вероятность то ли гибели, то ли серьёзной травмы человека, который в этом участвует. Но местная публика такие зрелища обожает, билеты на корриду стоят неприличных денег и бронируются за несколько месяцев.
      • Вторая вероятность минимум на три порядка меньше первой. Особенно стоит учесть, что человек, в отличие от быка, идёт на сцену добровольно и с кучей подстраховщиков. ЛОЛШТО?)) Так что автору правки этого убийцу на потеху толпе, мягко говоря, не жалко.
  • В наши дни — поклонники снафф-видео и детской порнографии. За просмотр не сажают, а вот за хранение и распространение срок дадут. Тонкий нюанс в том, что найти подобный контент можно разве что в p2p сетях, так что «хранение и распространение» получаются автоматически[1].
    • В меньшей степени — зрители записанных на видео драк и конфликтов, особенно между школьниками. Может, смотреть на двух восьмиклассников, пытающихся набить друг другу морды, и бывает смешно, но чаще всего это просто печально.
    • Куда-то туда же — видео с людьми, попадающими в какую-то неприятную ситуацию (самое типичное — падения, но, в целом, вариантов переделок много). Опять же, бывают примеры, подпадающие под троп «На самом деле это довольно смешно», но чаще всего для адекватного человека это выглядит как минимум жалко, как максимум — реально жутко.
    • На публике-сволочи выросла целая индустрия видеоблоггеров, снимающих глупые, опасные и оскорбительные сцены, вплоть до издевательств над добровольцами за деньги. В 2020 году всё чаще создатели такого «добровольного снаффа» попадают в новости из-за гибели и увечий напарников. И самое ужасное, что индустрии этого дерьма в целом это, похоже, только на руку…
  • С прикрученным фитильком — те из зрителей гонок и прочих опасных видов спорта, кто смотрит исключительно в надежде «а вдруг кто-нибудь разобьётся?». Это, конечно, не влияет на безопасность гонок… ну, теперь не влияет. В ранние годы в «Формуле-1» гонщики гибли чуть ли не каждый год, а тех, кто требовал усилить меры безопасности, клеймили трусами. В наши дни для любителей аварий есть видеоподборки, смотреть всю гонку целиком не надо. А благодаря современным мерам безопасности даже самые зрелищные аварии теперь обычно кончаются не более чем ушибами[2], так что можете их смотреть со спокойной совестью.
    • Аналогично любители посмотреть на другие опасные зрелища. Как вариант, в советской цирковой и околоцирковой литературе ругали «буржуазный цирк». Встречался такой стереотип, если кратко: «в западном цирке» первая стадия — зрители приходят посмотреть и попереживать на темы сорвется гимнаст или нет, растерзают укротителя хищники или нет; и далее вторая стадия — ходят по несколько раз, чтобы наконец увидеть трагичный финал номера. Насколько близок стереотип к реальности — решать каждому.
  • Но ведь должна же быть в этой статье хоть одна инверсия? Пусть будет хоть один пример, что публика в реальной жизни, слава Богу, иногда всё-таки способна включать сердце: история фотографии Кевина Картера, который, работая в Судане в ходе гражданской войны, 25 марта 1993 года запечатлел измождённого голодом африканского ребёнка, из последних сил ползущего к пункту продовольственной помощи ООН, и неторопливо следующего за ним стервятника… с художественной точки зрения кадр был блестящим, жуткий вопрос «кто же из них сейчас утолит свой голод?» буквально повисал в воздухе… за снимок Картер получил Пулитцеровскую премию.[3] А потом снимок попал в прессу (первой опубликовала газета The New York Times) и разразился скандал. Журналиста обвинили в том, что фотограф, который делает подобные кадры — «всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник» ©. Фото действительно, пусть и ненадолго, вызвало изрядное «сотрясение совести» у публики; причём, в отличие от не менее легендарного «Девочка, обожжёная напалмом», какая-либо постановочность кадра полностью отсутствовала. Существует легенда, якобы автор снимка цинично заявил, мол, спасать — не его дело, а он выполнял свою работу; так вот, это чистой воды клевета. В реале Картер, сделав снимок, отогнал птицу и помог ребёнку дойти до помощи (впрочем, зарубежных фотографов в тот момент в стране было полно, показанные на снимке ужасы, к сожалению, были обычным делом и его могли попросту приписать чужую фразу, сказанную в аналогичной ситуации). Дополнительную горечь всей этой истории придал тот факт, что спустя некоторое время Кевин покончил с собой — и нет, не из-за буллинга, а из-за тяжелейшего ПТСР, слишком многого он насмотрелся в ходе той войны — и в предсмертной записке выразил надежду встретиться в ином мире с тем самым ребёнком.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Не вдаваясь в вопросы политики и морали, все же заметим, что последнее актуально, если речь идет о самом прямом понимании указанного: то есть, видео реального убийства или порно с участием настоящих детей. Если определение распространяется на произведения, снятые при помощи средств кинематографии (или анимации) и актерской игры, без реальных травм или привлечения настоящих несовершеннолетних, все становится не так однозначно.
  2. За последние 25 (!) лет в «Формуле-1» погибли всего двое (Жюль Бьянки — в гонке, и Мария де Вильота — на тестах, которые по ТВ и не показывали), причём оба собственно не погибли на месте, а умерли через год от последствий травм. Причём аварию Бьянки обычно в нарезки не включают — выглядела она совсем не зрелищно, так что если подборка после 1994 года, там все аварии бескровные.
  3. Собственно, короткометражка «Одна сотая секунды» из примера выше — жирный намёк на эту (и множество подобных) историю.