Джалло: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|Giallo|Giallo}} {{q|Вон тот в шляпе — убийца!|Ещё бы знать, кто он…}} thumb|Вся суть поджанра в одной картинке Темный силуэт в плаще и шляпе. Холодный блеск стали в руке, обтянутой черной перчаткой. Полный ужаса взгляд жертвы. Алые брызги на бел...»)
Строка 6: Строка 6:
[[Человек с бульвара Капуцинов|Сдаётся мне, джентльмены]], это был джалло.
[[Человек с бульвара Капуцинов|Сдаётся мне, джентльмены]], это был джалло.


'''Джалло''' (от итал. giallo, «жёлтый») — поджанр в [[Оливы, макароны и серенады|итальянских]] кино и литературе. В первую очередь под джалло подразумевают [[Фильм ужасов|фильмы ужасов]] с элементами [[триллер]]а, [[детектив]]а и эротики (реже — [[Фантастика|фантастики]] и мистики), хотя в более широком смысле туда входят и чисто детективные произведения. Путаница усложняется тем, что в Италии этим словечком характеризуют любой детектив вообще, независимо от страны происхождения, тогда как во всём остальном мире к поджанру относят только «итальянское джалло», причём существуют произведения из других стран, исполненные в стилистике именно «итальянского джалло» — короче, тут сам чёрт ногу сломит, но мы всё-таки попробуем разобраться.
'''Джалло''' (от итал. giallo, «жёлтый») поджанр в [[Оливы, макароны и серенады|итальянских]] кино и литературе. В первую очередь под джалло подразумевают [[Фильм ужасов|фильмы ужасов]] с элементами [[триллер]]а, [[детектив]]а и эротики (реже — [[Фантастика|фантастики]] и мистики), хотя в более широком смысле туда входят и чисто детективные произведения. Путаница усложняется тем, что в Италии этим словечком характеризуют любой детектив вообще, независимо от страны происхождения, тогда как во всём остальном мире к поджанру относят только «итальянское джалло», причём существуют произведения из других стран, исполненные в стилистике именно «итальянского джалло» — короче, тут сам чёрт ногу сломит, но мы всё-таки попробуем разобраться.


Название пошло от серии книг в мягких жёлтых обложках «Il Giallo Mondadori», которая выходила в [[Оливы, макароны и серенады|Италии]] после [[Вторая мировая война|Второй Мировой войны]]; в ней печатались детективные романы разных авторов — от мастеров вроде [[Агата Кристи|Агаты Кристи]] до безвестных ремесленников. Книги разлетались как горячие пирожки, и вскоре слово «giallo» стало в итальянском языке синонимом детектива или даже любого загадочного преступления вообще. Ну а потом классик итало-хоррора Марио Бава снял в 1963 году детективный триллер «Девушка, которая слишком много знала», исполненный в хичкоковских традициях, но с неповторимым итальянским колоритом, и всё заверте… Точнее, ничего не завертелось, хотя этот триллер многие уже относят к джалло. Спустя год всё тот же Марио Бава выпускает фильм «Кровь и чёрные кружева» — и вот это уже был стопроцентный джалло в том смысле, какой большинство зрителей подразумевают под этим словом: запутанный детективный сюжет, убийца в плаще, шляпе и перчатках, чьего лица зритель не увидит до самого конца, ну и неожиданная развязка, конечно же. Снова не завертелось. Но в 1970 году молодой мажорчик Дарио Ардженто снимает фильм «Птица с хрустальным оперением» — да, вот теперь завертелось, и ещё как! Ушлые итальяшки бросились клепать подражания нашумевшему хиту, а новоиспечённый мэтр тем временем снял следующие два фильма — «Кот о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате», которые вместе с дебютом составили так называемую «животную трилогию». Затем взял небольшой перерыв, снял фильм «Кроваво-красное» — и окончательно порвал всех. Именно Ардженто и именно эти четыре фильма сформировали все классические правила джалло (из которых при этом полно исключений).
Название пошло от серии книг в мягких жёлтых обложках «Il Giallo Mondadori», которая выходила в [[Оливы, макароны и серенады|Италии]] после [[Вторая мировая война|Второй Мировой войны]]; в ней печатались детективные романы разных авторов — от мастеров вроде [[Агата Кристи|Агаты Кристи]] до безвестных ремесленников. Книги разлетались как горячие пирожки, и вскоре слово «giallo» стало в итальянском языке синонимом детектива или даже любого загадочного преступления вообще. Ну а потом классик итало-хоррора Марио Бава снял в 1963 году детективный триллер «Девушка, которая слишком много знала», исполненный в хичкоковских традициях, но с неповторимым итальянским колоритом, и всё заверте… Точнее, ничего не завертелось, хотя этот триллер многие уже относят к джалло. Спустя год всё тот же Марио Бава выпускает фильм «Кровь и чёрные кружева» — и вот это уже был стопроцентный джалло в том смысле, какой большинство зрителей подразумевают под этим словом: запутанный детективный сюжет, убийца в плаще, шляпе и перчатках, чьего лица зритель не увидит до самого конца, ну и неожиданная развязка, конечно же. Снова не завертелось. Но в 1970 году молодой мажорчик Дарио Ардженто снимает фильм «Птица с хрустальным оперением» — да, вот теперь завертелось, и ещё как! Ушлые итальяшки бросились клепать подражания нашумевшему хиту, а новоиспечённый мэтр тем временем снял следующие два фильма — «Кот о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате», которые вместе с дебютом составили так называемую «животную трилогию». Затем взял небольшой перерыв, снял фильм «Кроваво-красное» — и окончательно порвал всех. Именно Ардженто и именно эти четыре фильма сформировали все классические правила джалло (из которых при этом полно исключений).


Впрочем, мир таит немало чудных открытий, и первый тру-джалло, оказывается, сняли не горячие итальянцы, а вовсе даже [[ABBA, блондины и селёдка|флегматичные шведы]]! Фильм «Манекен в красном» (Mannekäng i rött) вышел в 1953 году, за пять лет до Бавиной «Девушки», и содержал практически все элементы жанра, вплоть до сюжетных поворотов и характерной цветовой гаммы.
Впрочем, мир таит немало чудных открытий, и первый тру-джалло, оказывается, сняли не горячие итальянцы, а вовсе даже [[ABBA, блондины и селёдка|флегматичные шведы]]! Фильм «Манекен в красном» (Mannekäng i rött) вышел в 1953 году, за пять лет до Бавиной «Девушки», и содержал практически все элементы жанра, вплоть до сюжетных поворотов и характерной цветовой гаммы.


Ну и конечно же необходимо отметить, что джалло — прямой предшественник [[слэшер]]ов, а также [[Китч восьмидесятых|эротических триллеров девяностых]] («Основной инстинкт», «Цвет ночи», «Окончательный анализ» и др.) Пик популярности джалло пришёлся на конец 1960-х — конец 1980-х годов, и к середине 1980-х они уступили место слэшерам, окончательно угаснув в начале 1990-х (одновременно со слэшерами). Увы, своего «Крика» у джалло не случилось, и попытки фанатов-режиссёров возродить жанр [[Тени былого величия|остаются популярными исключительно в узких кругах]].
Ну и конечно же необходимо отметить, что джалло — прямой предшественник [[слэшер]]ов, а также [[Китч восьмидесятых|эротических триллеров девяностых]] («Основной инстинкт», «Цвет ночи», «Окончательный анализ» и др.) Пик популярности джалло пришёлся на конец 1960-х — конец 1980-х годов, и к середине 1980-х они уступили место слэшерам, окончательно угаснув в начале 1990-х (одновременно со слэшерами). Увы, своего «Крика» у джалло не случилось, и попытки фанатов-режиссёров возродить жанр [[Тени былого величия|остаются популярными исключительно в узких кругах]].


Часто сочетается с [[Готика|готикой]], но смешивать их в одно целое не следует.
Часто сочетается с [[Готика|готикой]], но смешивать их в одно целое не следует.
== Характерные признаки джалло ==
== Характерные признаки джалло ==
* Совершенно головоломные названия, призванные заинтриговать и привлечь внимание читателя, иногда отдающие [[бафос]]ом: «Четыре мухи на сером бархате», «Красные кошки в стеклянном лабиринте», «Твой порок — запертая комната, и только у меня есть ключ», «Что эти капельки крови делают на теле Дженнифер?», «Смерть снесла яйцо», «Смерть носит трость», «Смерть отражается в кошачьих глазах» и т. д. Надо сказать, что такая стилистика в принципе свойственна итальянскому кинематографу той эпохи, не только джалло, но именно там она достигла пика.
* Совершенно головоломные названия, призванные заинтриговать и привлечь внимание читателя, иногда отдающие [[бафос]]ом: «Четыре мухи на сером бархате», «Красные кошки в стеклянном лабиринте», «Твой порок — запертая комната, и только у меня есть ключ», «Что эти капельки крови делают на теле Дженнифер?», «Смерть снесла яйцо», «Смерть носит трость», «Смерть отражается в кошачьих глазах» и т. д. Надо сказать, что такая стилистика в принципе свойственна итальянскому кинематографу той эпохи, не только джалло, но именно там она достигла пика.
** [http://www.braineater.com/misc/giallo_intro.html Генератор названий и сюжетов джалло] (на английском).
** [http://www.braineater.com/misc/giallo_intro.html Генератор названий и сюжетов джалло] (на английском).
** Что самое забавное, основоположник Ардженто по окончании «Животной трилогии» от этой фишки навсегда отказался, перейдя на лаконичные названия из одного-двух слов. Впрочем, отказ режиссёра от национальных традиций может объясняться выходом популярности на мировой уровень.
** Что самое забавное, основоположник Ардженто по окончании «Животной трилогии» от этой фишки навсегда отказался, перейдя на лаконичные названия из одного-двух слов. Впрочем, отказ режиссёра от национальных традиций может объясняться выходом популярности на мировой уровень.
* [[Упоротая цветовая гамма]] и [[Цвета зловещей радуги]] — типичный визуальный стиль.
* [[Упоротая цветовая гамма]] и [[Цвета зловещей радуги]] типичный визуальный стиль.
* [[Серийный убийца]] — или тот, кто косит под него с целью скрыть истинный мотив преступления. Чаще всего одет в тёмный плащ, шляпу и чёрные перчатки. Его личность будет раскрыта в самом конце. Или [[О боже, это женщина!|её]], что случается довольно часто. Впрочем, бывают случаи, когда лицо убийцы нам показывают с самого начала — но это редкость.
* [[Серийный убийца]] или тот, кто косит под него с целью скрыть истинный мотив преступления. Чаще всего одет в тёмный плащ, шляпу и чёрные перчатки. Его личность будет раскрыта в самом конце. Или [[О боже, это женщина!|её]], что случается довольно часто. Впрочем, бывают случаи, когда лицо убийцы нам показывают с самого начала — но это редкость.
* [[Здорово, убивец!]] — довольно частый сюжетный приём.
* [[Здорово, убивец!]] довольно частый сюжетный приём.
* [[Топливо ночного кошмара|Брутальные кровавые убийства]], иногда [[убийства в театральном стиле]], откровенная эстетизация насилия.
* [[Топливо ночного кошмара|Брутальные кровавые убийства]], иногда [[убийства в театральном стиле]], откровенная эстетизация насилия.
* [[Трагический момент из детства]], [[детская травма]], [[тяжёлое детство]], [[голливудская шизофрения]] — частые причины поступков убийцы. Этот элемент впоследствии целиком перекочевал в [[слэшер]]ы.
* [[Трагический момент из детства]], [[детская травма]], [[тяжёлое детство]], [[голливудская шизофрения]] частые причины поступков убийцы. Этот элемент впоследствии целиком перекочевал в [[слэшер]]ы.
* [[Злодей, косящий под жертву]], [[О боже, это женщина!]], [[Смерть — лучшее алиби]], [[Убийц было двое]], [[Убийца — заказчик]], [[Убийца — один из нас]], [[Убийцей был главный герой]], [[Убийца — я!]] — распространённые финальные твисты.
* [[Злодей, косящий под жертву]], [[О боже, это женщина!]], [[Смерть — лучшее алиби]], [[Убийц было двое]], [[Убийца — заказчик]], [[Убийца — один из нас]], [[Убийцей был главный герой]], [[Убийца — я!]] распространённые финальные твисты.
* [[Стилистика декаданса]]: символы, маски, сны, видения и тому подобное.
* [[Стилистика декаданса]]: символы, маски, сны, видения и тому подобное.
* [[Фансервис|Красивые женщины со склонностью к обнажению]] — почти непременно.
* [[Фансервис|Красивые женщины со склонностью к обнажению]] почти непременно.
* В качестве [[Главный герой|главного героя]] иногда выступает иностранец или приезжий, который и так-то себя чувствует не в своей тарелке, а тут ещё маньяк нарисовался…
* В качестве [[Главный герой|главного героя]] иногда выступает иностранец или приезжий, который и так-то себя чувствует не в своей тарелке, а тут ещё маньяк нарисовался…
* [[Зловеще-загадочная детская песенка]] и [[диссонирующий саундтрек]] — частое музыкальное сопровождение.
* [[Зловеще-загадочная детская песенка]] и [[диссонирующий саундтрек]] частое музыкальное сопровождение.


== Самые известные фильмы в жанре джалло ==
== Самые известные фильмы в жанре джалло ==
Строка 34: Строка 34:
=== Итальянские классические ===
=== Итальянские классические ===
* '''Фильмы Марио Бавы''':
* '''Фильмы Марио Бавы''':
** «Маска Сатаны». Не все признают её джалло — в фильме больше от голливудской готики — но часто называют одной из главных предтеч жанра.
** «Маска Сатаны». Не все признают её джалло — в фильме больше от голливудской готики — но часто называют одной из главных предтеч жанра.
** «Девушка, которая слишком много знала».
** «Девушка, которая слишком много знала».
** «Кровь и чёрные кружева».
** «Кровь и чёрные кружева».
** «Топор для новобрачной».
** «Топор для новобрачной».
** «Плеть и тело». С великим и ужасным [[Человек-спойлер|Кристофером Ли]] в роли… {{spoiler|жертвы}}!
** «Плеть и тело». С великим и ужасным [[Человек-спойлер|Кристофером Ли]] в роли... {{spoiler|жертвы}}!
** «Пять кукол для августовской луны».
** «Пять кукол для августовской луны».
** «[[Кровавый залив]]» — уже скорее [[слэшер]], а ещё скорее — [[королевская битва (троп)|королевская битва]], так как персонажи вырезают друг друга. Очень многое оттуда потырили в первые две серии «Пятницы, 13-е».
** «[[Кровавый залив]]» — уже скорее [[слэшер]], а ещё скорее — [[королевская битва (троп)|королевская битва]], так как персонажи вырезают друг друга. Очень многое оттуда потырили в первые две серии «Пятницы, 13-е».
** «Лиза и дьявол» — помесь типичного джалло с мистическим артхаусом.
** «Лиза и дьявол» — помесь типичного джалло с мистическим артхаусом.
** Новелла «Телефон» в антологии «Три лица страха» (он же «Чёрная суббота»<ref>Кстати, у этого фильма позаимствовала название группа [[Black Sabbath]].</ref>.
** Новелла «Телефон» в антологии «Три лица страха» (он же «Чёрная суббота»<ref>Кстати, у этого фильма позаимствовала название группа [[Black Sabbath]].</ref>.
* '''Большинство картин Дарио Ардженто'''. Даже те, которые явлением ну никак не являются — они известны просто потому, что их снял Ардженто.
* '''Большинство картин Дарио Ардженто'''. Даже те, которые явлением ну никак не являются — они известны просто потому, что их снял Ардженто.
** Животная трилогия:
** Животная трилогия:
*** «Птица с хрустальным оперением».
*** «Птица с хрустальным оперением».
Строка 67: Строка 67:
* '''Фильмы Серджио Мартино''':
* '''Фильмы Серджио Мартино''':
** «Странный порок госпожи Уорд».
** «Странный порок госпожи Уорд».
** «Твой порок — запертая комната, и только у меня есть ключ». Вне Италии более известен как «Глаз чёрного кота» (т. к. это экранизация рассказа По).
** «Твой порок — запертая комната, и только у меня есть ключ». Вне Италии более известен как «Глаз чёрного кота» (т.к. это экранизация рассказа По).
** «Дело о хвосте скорпиона».
** «Дело о хвосте скорпиона».
** «Все оттенки тьмы»
** «Все оттенки тьмы»
Строка 76: Строка 76:
* '''Фильмы Луиджи Коцци''':
* '''Фильмы Луиджи Коцци''':
** «Убийца должен убить снова».
** «Убийца должен убить снова».
** «Чёрный кот» — [[сиквел-бастард]] фильмов «Суспирия» и «Инферно» из цикла о Трёх материях Ардженто. Ардженто из-за него поругался с Коцци и позднее снял собственное завершение трилогии.
** «Чёрный кот» — [[сиквел-бастард]] фильмов «Суспирия» и «Инферно» из цикла о Трёх материях Ардженто. Ардженто из-за него поругался с Коцци и позднее снял собственное завершение трилогии.
* '''Фильмы Умберто Ленци''':
* '''Фильмы Умберто Ленци''':
** «Семь окровавленных орхидей».
** «Семь окровавленных орхидей».
Строка 82: Строка 82:
** «Паранойя».
** «Паранойя».
** «Такая нежная… такая развратная».
** «Такая нежная… такая развратная».
* '''Фильмы Луиджи Баццони''':
** «Злые пальцы»
* '''Фильмы Альдо Ладо''':
* '''Фильмы Альдо Ладо''':
** «Короткая ночь стеклянных кукол»
** «Короткая ночь стеклянных кукол»
Строка 91: Строка 89:
** «Полиция просит помощи».
** «Полиция просит помощи».
* '''Фильмы Микеле Соави''':
* '''Фильмы Микеле Соави''':
** «Водолей» — уже с сильным уклоном в слэшер.
** «Водолей» — уже с сильным уклоном в слэшер.
** «Собор» — с уклоном в религиозно-мистический хоррор. Сюжет крутится вокруг книги [[Фулканелли]], [[Человек-миф|легендарного алхимика]] эпохи декаданса, ставшего популярным в [[Контркультура шестидесятых|западноевропейской контркультуре]].
** «Собор» — с уклоном в религиозно-мистический хоррор. Сюжет крутится вокруг книги [[Фулканелли]], [[Человек-миф|легендарного алхимика]] эпохи декаданса, ставшего популярным в [[Контркультура шестидесятых|западноевропейской контркультуре]].
* '''Фильмы Ламберто Бавы (сына Марио)''':
* '''Фильмы Ламберто Бавы (сына Марио)''':
** «Дом с лестницей во тьму» aka «Лезвие в ночи».
** «Дом с лестницей во тьму» aka «Лезвие в ночи».
Строка 100: Строка 98:


=== Зарубежные и современные подражания ===
=== Зарубежные и современные подражания ===
* «Манекен в красном» — возможно, самый первый джалло, причём снятый не в Италии, а в Швеции.
* «Манекен в красном» — возможно, самый первый джалло, причём снятый не в Италии, а в Швеции.
* «А теперь не смотри» англичанина Николаса Роуга по мотивам повести Дафны Дюморье. Действие происходит в Венеции, атмосфера, сюжет и визуальный ряд прямо отсылают к джалло, хотя критики почему-то обычно не рассматривают этот фильм в таком свете.
* «А теперь не смотри» англичанина Николаса Роуга по мотивам повести Дафны Дюморье. Действие происходит в Венеции, атмосфера, сюжет и визуальный ряд прямо отсылают к джалло, хотя критики почему-то обычно не рассматривают этот фильм в таком свете.
* Американский триллер Брайана ДеПальма «Одетый для убийства».
* Американский триллер Брайана ДеПальма «Одетый для убийства».
* Отчасти — его же «Прокол».
* Отчасти — его же «Прокол».
* Американский триллер «Глаза Лоры Марс».
* Американский триллер «Глаза Лоры Марс».
* «Я — безумец» Тибора Такача.
* «Я — безумец» Тибора Такача.
* Канадский слэшер британского постановщика Дж. Ли Томпсона «С Днём Рожденья меня» по стилистике гораздо ближе к джалло.
* Канадский слэшер британского постановщика Дж. Ли Томпсона «С Днём Рожденья меня» по стилистике гораздо ближе к джалло.
* Канадская комедия ужасов «Монтажёр».
* Канадская комедия ужасов «Монтажёр».
* Бельгийский «Странный цвет слез твоего тела» — сочетает стилистику джалло с [[Типа я Линч|мозголомным сюжетом в духе Линча]].
* Бельгийский «Странный цвет слез твоего тела» — сочетает стилистику джалло с [[Типа я Линч|мозголомным сюжетом в духе Линча]].
* Франко-бельгийская «Горечь» от тех же создателей, что и предыдущий фильм.
* Франко-бельгийская «Горечь» от тех же создателей, что и предыдущий фильм.
* Голландский «Четвёртый мужчина» Пола Верховена, прямой предшественник «[[Basic Instinct|Основного инстинкта]]».
* Голландский «Четвёртый мужчина» Пола Верховена, прямой предшественник «[[Basic Instinct|Основного инстинкта]]».
* «Третья мать» Дарио Ардженто — завершение трилогии Трёх матерей, выпущенное аж в 2007.
* «Третья мать» Дарио Ардженто — завершение трилогии Трёх матерей, выпущенное аж в 2007.
* «{{Перевод|Lachrymae|Слёзы}}» — ещё один планировавшийся кинофанфик по трилогии Трёх матерей, на этот раз от Ричарда Стэнли. Сюжет должен был развернуться в Риме будущего во время чудовищного наводнения, а завязкой служило убийство американской актрисы, снимавшейся в хоррор-фильме (как выясняется, убийство связано с языческим культом древней богини — той самой Третьей Матери — который скрывается за фасадом Ватикана и католической церкви). [[Третий том «Мёртвых душ»|Фильм, скорее всего, не выйдет]], но англоязычные могут приобщиться к подробностям [http://unfilmable.blogspot.com/p/richard-stanley-interview_13.html вот здесь].
* «{{Перевод|Lachrymae|Слёзы}}» — ещё один планировавшийся кинофанфик по трилогии Трёх матерей, на этот раз от Ричарда Стэнли. Сюжет должен был развернуться в Риме будущего во время чудовищного наводнения, а завязкой служило убийство американской актрисы, снимавшейся в хоррор-фильме (как выясняется, убийство связано с языческим культом древней богини — той самой Третьей Матери — который скрывается за фасадом Ватикана и католической церкви). [[Третий том «Мёртвых душ»|Фильм, скорее всего, не выйдет]], но англоязычные могут приобщиться к подробностям [http://unfilmable.blogspot.com/p/richard-stanley-interview_13.html вот здесь].
* Фильмы итало-аргентинского режиссёра Лучиано Онетти:
* Итало-аргентинская «Франческа».
** «Франческа».
* Итало-аргентинский же «Глубокий сон».
** «Глубокий сон».
** «Абракадабра».
* Итальянские «Хрустальные глаза» 2004 года.
* Итальянские «Хрустальные глаза» 2004 года.
* Итало-испано-ирландское «Изображение смерти» 2009 года.
* Итальянская «Симфония в кроваво-красных тонах» 2010 года.
* Итальянская «Симфония в кроваво-красных тонах» 2010 года.
* Итальянская «Тульпа» 2012 года.
* Итальянская «Тульпа» 2012 года.
* Ремейк «Суспирии» (2018). Относится скорее к волне «elevated horror», но в остальном многие ставят его на один уровень с оригиналом.
* Ремейк «Суспирии» (2018). Относится скорее к волне «elevated horror», но в остальном многие ставят его на один уровень с оригиналом.
* «Девушка в лабиринте» 2019 года.
* «Девушка в лабиринте» 2019 года.
* Британская «Студия звукозаписи „Берберян“» — про английского звукорежиссёра, который работает над звуковыми эффектами для джалло и постепенно [[Полное погружение в атмосферу|теряет грань между фильмом и реальностью]].
* Британская «Студия звукозаписи „Берберян“» — про английского звукорежиссёра, который работает над звуковыми эффектами для джалло и постепенно [[Полное погружение в атмосферу|теряет грань между фильмом и реальностью]].
* «Маленькое красное платье» 2018 года того же режиссёра — стильный комедийный ужастик про [[Помидоры-убийцы|платье-убийцу]].
* «Маленькое красное платье» 2018 года того же режиссёра — стильный комедийный ужастик про [[Помидоры-убийцы|платье-убийцу]].
* «Ведьма любви» Анны Биллер — игра со штампами джалло с позиций феминизма. Яркие психоделические цвета, сюжет в духе эротических триллеров про роковую красавицу, которая соблазняет и убивает мужчин… вот только повествование ведётся именно с точки зрения этой героини, и с её мотивами далеко не всё так однозначно.
* «Ведьма любви» Анны Биллер — игра со штампами джалло с позиций феминизма. Яркие психоделические цвета, сюжет в духе эротических триллеров про роковую красавицу, которая соблазняет и убивает мужчин… вот только повествование ведётся именно с точки зрения этой героини, и с её мотивами далеко не всё так однозначно.
* «Как поймать монстра» Райана Гослинга — достаточно второсортное подражание стилистике джалло и Дэвида Линча.
* «Как поймать монстра» Райана Гослинга — достаточно второсортное подражание стилистике джалло и Дэвида Линча.
* «Злое» Джеймса Вана — местами практически эталонный джалло с жирнющими отсылками к классике: инфернальный убийца в черном плаще и чёрных перчатках с необычным оружием, кислотная цветовая гамма, странные медицинские эксперименты, зловещая тайна, сокрытая в прошлом, гипнотический саундтрек…
* «Злое» Джеймса Вана — местами практически эталонный джалло с жирнющими отсылками к классике: инфернальный убийца в черном плаще и чёрных перчатках с необычным оружием, кислотная цветовая гамма, странные медицинские эксперименты, зловещая тайна, сокрытая в прошлом, гипнотический саундтрек…
* «Вихрь» Гаспара Ноэ 2021 года. В главной роли, что характерно, сам мэтр жанра Дарио Ардженто.
* «Прошлой ночью в Сохо» — присутствуют некоторые переклички с эстетикой джалло, а один из ключевых сюжетных поворотов ({{spoiler|в сцене, которую героиня восприняла как убийство девушки насильником, на самом деле сама девушка убивает злодея}}) — вообще прямая отсылка к «Птице с хрустальным оперением».


=== Джалло в СССР, России и странах соцлагеря ===
=== Джалло в СССР, России и странах соцлагеря ===
* Отчасти — «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» Станислава Говорухина.
* Отчасти — «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» Станислава Говорухина.
* Некоторые элементы джалло можно найти в другой советской экранизации Агаты Кристи — «Тайне чёрных дроздов» по мотивам романа «Карман, полный ржи».
* Некоторые элементы джалло можно найти в другой советской экранизации Агаты Кристи — «Тайне чёрных дроздов» по мотивам романа «Карман, полный ржи».
* Фильмы Николая Лебедева (да-да, того самого, который снял качественное патриотическое кино «Легенда № 17» и «[[Звезда (2002)|Звезда]]», а также [[Пытка увеболлом|пытал поклонников увеболлом]] в «[[Волкодав]]е») во многом содержат элементы джалло:
* Фильмы Николая Лебедева (да-да, того самого, который снял качественное патриотическое кино «Легенда № 17» и «[[Звезда (2002)|Звезда]]», а также [[Пытка увеболлом|пытал поклонников увеболлом]] в «[[Волкодав]]е») во многом содержат элементы джалло:
** «Змеиный источник».
** «Змеиный источник».
** «Поклонник».
** «Поклонник».
** «Изгнанник» ([[на минималках]] — скорее мистическая драма).
** «Изгнанник» ([[на минималках]] скорее мистическая драма).
* «Одиночество крови» — а вот это уже стопроцентный джалло со всей положенной атрибутикой.
* «Одиночество крови» — а вот это уже стопроцентный джалло со всей положенной атрибутикой.
* «Господин оформитель» по мотивам [[Гринландия|повести Александра Грина «Серый автомобиль»]].
* «Господин оформитель» по мотивам [[Гринландия|повести Александра Грина «Серый автомобиль»]].
* Чешская «Моргиана» 1972 года — тоже экранизация Грина, выполненная в [[Стилистика декаданса|стилистике декаданса]].
* Чешская «Моргиана» 1972 года — тоже экранизация Грина, выполненная в [[Стилистика декаданса|стилистике декаданса]].
* «[[Жажда страсти (фильм, 1991)|Жажда страсти]]» Андрея Харитонова по мотивам рассказов Валерия Брюсова.
* «[[Жажда страсти (фильм, 1991)|Жажда страсти]]» Андрея Харитонова по мотивам рассказов Валерия Брюсова.
* «Два Капитана-2» с [[Сергей Курёхин|Сергеем Курёхиным]] — [https://youtu.be/mXZDxtONunc?t=2256 фрагмент, где Фанни Каплан готовится к покушению на Ленина], показан как раз в стиле джалло (за кадром сразу же после этого звучит песня «У каждой женщины должна быть змея», что тоже намекает).
* «Два Капитана 2» с [[Сергей Курёхин|Сергеем Курёхиным]] фрагмент, где Фанни Каплан готовится к покушению на Ленина, показан как раз в стиле джалло (за кадром при этом звучит песня «У каждой женщины должна быть змея», что тоже намекает).
* «Дела майора Черкасова», сезоны «Формула мести» и «Катран» напоминают сабж образом убийцы в чёрном плаще и перчатках, а также закрученностью сюжета, но педаль в пол утапливает «Паук», где и сеттинг соответствующий — Дом Моды, полный фривольно одетых красоток, и цветовая гамма — яркие красные платья убиваемых манекенщиц, красная ткань на фоне золотистой осенней листвы, неоновая подсветка подиума, — и, конечно же, душегуб плащеносный-черноперчаточный в качестве главного злодея.


== Эротические триллеры девяностых — последователи ==
== Эротические триллеры девяностых — последователи ==
К концу восьмидесятых-началу девяностых в США оформился отдельный поджанр эротического триллера на стыке джалло и нео-нуара. С одной стороны, он в целом более «приземлён» (сны, видения, маски и прочая мистико-декадентская атрибутика практически не встречается), а с другой — более эпичен и удачно сочетает элементы джалло (роковые красавицы, инфернальные убийцы в чёрном) с эстетикой американского hardboiled ([[Грустная биография стандартного детектива|депрессивные герои-детективы с трагическим прошлым]], саундтрек из джаза и блюза, вездесущие полицейские, пафосные ночные виды на небоскрёбы).
К концу восьмидесятых-началу девяностых в США оформился отдельный поджанр эротического триллера на стыке джалло и нео-нуара. С одной стороны, он в целом более «приземлён» (сны, видения, маски и прочая мистико-декадентская атрибутика практически не встречается), а с другой — более эпичен и удачно сочетает элементы джалло (роковые красавицы, инфернальные убийцы в чёрном) с эстетикой американского hardboiled ([[Грустная биография стандартного детектива|депрессивные герои-детективы с трагическим прошлым]], саундтрек из джаза и блюза, вездесущие полицейские, пафосные ночные виды на небоскрёбы).


* «Море любви» (1989) Харольда Беккера
* «Основной инстинкт» Пола Верховена
* «Ножницы» (1991) Фрэнка де Феллита
* «Цвет ночи»
* «Основной инстинкт» (1992) Пола Верховена
* «Окончательный анализ»
* «Окончательный анализ» (1992)
* «Щепка» Филиппа Нойса
* «Одинокая белая женщина» (1992)
* «Тело как улика»
* «Щепка» (1993) Филиппа Нойса
* «Ножницы» Фрэнка де Феллита
* «Тело как улика» (1993)
* «Море любви» Харольда Беккера
* «Цвет ночи» (1994)
* «Приключения знаменитого кота-сыщика» (1994) — [[Эротический хоррор от Диснея|мультяшный эротический триллер]] (да-да, бывает и такое!), правда, немецкий, а не американский. Кошачий секс под джазовый саундтрек, кровавые убийства, загадочная религиозная секта, тайные эксперименты безумных учёных {{spoiler|и кот-главгад, выводящий [[Фантастический расизм|идеальную породу кошек «арийской расы»]], чтобы уничтожить человечество.}}
* «Шлюха» Уильяма Фридкина (1995)<ref>Не путать со «Шлюхой» Кена Рассела (1991), которая к джалло не имеет отношения: там фильм-исповедь + горькая сатира нравов + эпатажная псевдоэротика, даже, пожалуй, антиэротика.</ref>
* «Шлюха» Уильяма Фридкина (1995)<ref>Не путать со «Шлюхой» Кена Рассела (1991), которая к джалло не имеет отношения: там фильм-исповедь + горькая сатира нравов + эпатажная псевдоэротика, даже, пожалуй, антиэротика.</ref>
* «Автокатастрофа» (1996)
* «С широко закрытыми глазами» напополам с артхаусом
* «С широко закрытыми глазами» (1999) — напополам с артхаусом
* Отчасти — «[[Малхолланд Драйв]]»
* Отчасти — «[[Малхолланд Драйв]]» (2001)
* «Приключения знаменитого кота-сыщика» — [[Эротический хоррор от Диснея|мультяшный эротический триллер]] (да-да, бывает и такое!), правда, немецкий, а не американский. Кошачий секс под джазовый саундтрек, кровавые убийства, загадочная религиозная секта, тайные эксперименты безумных учёных {{spoiler|и кот-главгад, выводящий [[Фантастический расизм|идеальную породу кошек «арийской расы»]], чтобы уничтожить человечество.}}


== Джалло в литературе ==
== Джалло в литературе ==
Если отбросить тот факт, что по версии итальянцев любой детектив — джалло, то примеров наскребётся не так уж много. Оно и неудивительно: итальянский джалло как поджанр крепко замешан на визуализации.
Если отбросить тот факт, что по версии итальянцев любой детектив — джалло, то примеров наскребётся не так уж много. Оно и неудивительно: итальянский джалло как поджанр крепко замешан на визуализации.


* «А теперь не смотри» Дафны Дюморье.
* «А теперь не смотри» Дафны Дюморье.
* «Читатило» Александра Щеголева. Серийный убийца реализует рецепты из «Поваренной книги людоеда» (интересно, за что Щеголев [[На тебе!|так не любит Григория Остера]]?) [[Убийства в театральном стиле|на живых детях]]. В наличии — неуловимый маньяк в плаще с тягостными воспоминаниями из детства, которого совершенно невозможно вычислить, шокирующие сюжетные повороты и некоторая искусственность происходящего, тоже свойственная жанру.
* «Читатило» Александра Щеголева. Серийный убийца реализует рецепты из «Поваренной книги людоеда» (интересно, за что Щеголев [[На тебе!|так не любит Григория Остера]]?) [[Убийства в театральном стиле|на живых детях]]. В наличии — неуловимый маньяк в плаще с тягостными воспоминаниями из детства, которого совершенно невозможно вычислить, шокирующие сюжетные повороты и некоторая искусственность происходящего, тоже свойственная жанру.
* Рассказ Кирилла Малеева и Юрия Лантана «Пятна крови на коже ящерицы» — дань уважения итальянским джалло, которые в данном случае довольно успешно перенесены на родную советскую почву.
* Рассказ Кирилла Малеева и Юрия Лантана «Пятна крови на коже ящерицы» — дань уважения итальянским джалло, которые в данном случае довольно успешно перенесены на родную советскую почву.
* А также рассказ Николая Романова «Джалло окровавленных ножей: Таинственный незнакомец предлагает читателю стать свидетелем преступления».
* А также рассказ Николая Романова «Джалло окровавленных ножей: Таинственный незнакомец предлагает читателю стать свидетелем преступления».
* Рассказ Максима Кабира «Причастие» — про кинокритика-эскаписта, попавшего в музей одного из фильмов джалло. В очень непростой музей…
* Рассказ Максима Кабира «Причастие» — про кинокритика-эскаписта, попавшего в музей одного из фильмов джалло. В очень непростой музей…
* Повесть Дмитрия Колодана «Время Бармаглота» — здесь вообще полно оммажей самым разным произведениям и жанрам: от, собственно, «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]» до классического [[нуар]]а, а также психологических триллеров и слэшеров девяностых. Есть и элементы джалло, в первую очередь маньяк по прозвищу Плотник, который выслеживает и [[Убийства в театральном стиле|очень креативно убивает]] девушек на улицах ночного города, депрессивный герой-детектив с трагической предысторией, некогда потерявший возлюбленную, жуткие видения и сны, которые посещают детектива и помогают ему вычислять маньяка, и, наконец, вырвиглазная цветовая гамма (особенно в описаниях убийств, совершённых Плотником, и внешности его помощников — людей-киборгов, называемых Моржами).


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 21:11, 29 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Giallo. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Вон тот в шляпе — убийца! »
— Ещё бы знать, кто он…
Вся суть поджанра в одной картинке

Темный силуэт в плаще и шляпе. Холодный блеск стали в руке, обтянутой черной перчаткой. Полный ужаса взгляд жертвы. Алые брызги на белой коже.

Сдаётся мне, джентльмены, это был джалло.

Джалло (от итал. giallo, «жёлтый») — поджанр в итальянских кино и литературе. В первую очередь под джалло подразумевают фильмы ужасов с элементами триллера, детектива и эротики (реже — фантастики и мистики), хотя в более широком смысле туда входят и чисто детективные произведения. Путаница усложняется тем, что в Италии этим словечком характеризуют любой детектив вообще, независимо от страны происхождения, тогда как во всём остальном мире к поджанру относят только «итальянское джалло», причём существуют произведения из других стран, исполненные в стилистике именно «итальянского джалло» — короче, тут сам чёрт ногу сломит, но мы всё-таки попробуем разобраться.

Название пошло от серии книг в мягких жёлтых обложках «Il Giallo Mondadori», которая выходила в Италии после Второй Мировой войны; в ней печатались детективные романы разных авторов — от мастеров вроде Агаты Кристи до безвестных ремесленников. Книги разлетались как горячие пирожки, и вскоре слово «giallo» стало в итальянском языке синонимом детектива или даже любого загадочного преступления вообще. Ну а потом классик итало-хоррора Марио Бава снял в 1963 году детективный триллер «Девушка, которая слишком много знала», исполненный в хичкоковских традициях, но с неповторимым итальянским колоритом, и всё заверте… Точнее, ничего не завертелось, хотя этот триллер многие уже относят к джалло. Спустя год всё тот же Марио Бава выпускает фильм «Кровь и чёрные кружева» — и вот это уже был стопроцентный джалло в том смысле, какой большинство зрителей подразумевают под этим словом: запутанный детективный сюжет, убийца в плаще, шляпе и перчатках, чьего лица зритель не увидит до самого конца, ну и неожиданная развязка, конечно же. Снова не завертелось. Но в 1970 году молодой мажорчик Дарио Ардженто снимает фильм «Птица с хрустальным оперением» — да, вот теперь завертелось, и ещё как! Ушлые итальяшки бросились клепать подражания нашумевшему хиту, а новоиспечённый мэтр тем временем снял следующие два фильма — «Кот о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате», которые вместе с дебютом составили так называемую «животную трилогию». Затем взял небольшой перерыв, снял фильм «Кроваво-красное» — и окончательно порвал всех. Именно Ардженто и именно эти четыре фильма сформировали все классические правила джалло (из которых при этом полно исключений).

Впрочем, мир таит немало чудных открытий, и первый тру-джалло, оказывается, сняли не горячие итальянцы, а вовсе даже флегматичные шведы! Фильм «Манекен в красном» (Mannekäng i rött) вышел в 1953 году, за пять лет до Бавиной «Девушки», и содержал практически все элементы жанра, вплоть до сюжетных поворотов и характерной цветовой гаммы.

Ну и конечно же необходимо отметить, что джалло — прямой предшественник слэшеров, а также эротических триллеров девяностых («Основной инстинкт», «Цвет ночи», «Окончательный анализ» и др.) Пик популярности джалло пришёлся на конец 1960-х — конец 1980-х годов, и к середине 1980-х они уступили место слэшерам, окончательно угаснув в начале 1990-х (одновременно со слэшерами). Увы, своего «Крика» у джалло не случилось, и попытки фанатов-режиссёров возродить жанр остаются популярными исключительно в узких кругах.

Часто сочетается с готикой, но смешивать их в одно целое не следует.

Характерные признаки джалло

Самые известные фильмы в жанре джалло

Итальянские классические

  • Фильмы Марио Бавы:
    • «Маска Сатаны». Не все признают её джалло — в фильме больше от голливудской готики — но часто называют одной из главных предтеч жанра.
    • «Девушка, которая слишком много знала».
    • «Кровь и чёрные кружева».
    • «Топор для новобрачной».
    • «Плеть и тело». С великим и ужасным Кристофером Ли в роли... жертвы!
    • «Пять кукол для августовской луны».
    • «Кровавый залив» — уже скорее слэшер, а ещё скорее — королевская битва, так как персонажи вырезают друг друга. Очень многое оттуда потырили в первые две серии «Пятницы, 13-е».
    • «Лиза и дьявол» — помесь типичного джалло с мистическим артхаусом.
    • Новелла «Телефон» в антологии «Три лица страха» (он же «Чёрная суббота»[1].
  • Большинство картин Дарио Ардженто. Даже те, которые явлением ну никак не являются — они известны просто потому, что их снял Ардженто.
    • Животная трилогия:
      • «Птица с хрустальным оперением».
      • «Кот о девяти хвостах».
      • «Четыре мухи на сером бархате»
    • «Кроваво-красное».
    • Трилогия о Трёх матерях:
      • «Суспирия».
      • «Инферно».
      • «Мать слёз».
    • «Дрожь».
    • «Феномен».
    • «Опера».
    • «Без сна».
    • «Травма».
    • «Синдром Стендаля».
  • Фильмы Лючио Фульчи:
    • «Ящерица в женской коже».
    • «Муки невинных» aka «Не терзай утёнка».
    • «Семь нот в темноте».
    • «Убийственный рок: Танцующая смерть».
    • «Нью-йоркский потрошитель».
  • Фильмы Серджио Мартино:
    • «Странный порок госпожи Уорд».
    • «Твой порок — запертая комната, и только у меня есть ключ». Вне Италии более известен как «Глаз чёрного кота» (т.к. это экранизация рассказа По).
    • «Дело о хвосте скорпиона».
    • «Все оттенки тьмы»
    • «Торсо».
  • Фильмы Паоло Кавары:
    • «Чёрное брюхо тарантула».
    • «Безумный страх».
  • Фильмы Луиджи Коцци:
    • «Убийца должен убить снова».
    • «Чёрный кот» — сиквел-бастард фильмов «Суспирия» и «Инферно» из цикла о Трёх материях Ардженто. Ардженто из-за него поругался с Коцци и позднее снял собственное завершение трилогии.
  • Фильмы Умберто Ленци:
    • «Семь окровавленных орхидей».
    • «Оргазмо».
    • «Паранойя».
    • «Такая нежная… такая развратная».
  • Фильмы Альдо Ладо:
    • «Короткая ночь стеклянных кукол»
    • «Кто видел её смерть?»
  • Фильмы Массимо Далламано:
    • «Что они сделали с Соланж?»
    • «Полиция просит помощи».
  • Фильмы Микеле Соави:
  • Фильмы Ламберто Бавы (сына Марио):
    • «Дом с лестницей во тьму» aka «Лезвие в ночи».
    • «Фотография Джойи».
    • «Ты умрёшь в полночь».
    • «Головоломка из тел».

Зарубежные и современные подражания

  • «Манекен в красном» — возможно, самый первый джалло, причём снятый не в Италии, а в Швеции.
  • «А теперь не смотри» англичанина Николаса Роуга по мотивам повести Дафны Дюморье. Действие происходит в Венеции, атмосфера, сюжет и визуальный ряд прямо отсылают к джалло, хотя критики почему-то обычно не рассматривают этот фильм в таком свете.
  • Американский триллер Брайана ДеПальма «Одетый для убийства».
  • Отчасти — его же «Прокол».
  • Американский триллер «Глаза Лоры Марс».
  • «Я — безумец» Тибора Такача.
  • Канадский слэшер британского постановщика Дж. Ли Томпсона «С Днём Рожденья меня» по стилистике гораздо ближе к джалло.
  • Канадская комедия ужасов «Монтажёр».
  • Бельгийский «Странный цвет слез твоего тела» — сочетает стилистику джалло с мозголомным сюжетом в духе Линча.
  • Франко-бельгийская «Горечь» от тех же создателей, что и предыдущий фильм.
  • Голландский «Четвёртый мужчина» Пола Верховена, прямой предшественник «Основного инстинкта».
  • «Третья мать» Дарио Ардженто — завершение трилогии Трёх матерей, выпущенное аж в 2007.
  • «Lachrymae» — ещё один планировавшийся кинофанфик по трилогии Трёх матерей, на этот раз от Ричарда Стэнли. Сюжет должен был развернуться в Риме будущего во время чудовищного наводнения, а завязкой служило убийство американской актрисы, снимавшейся в хоррор-фильме (как выясняется, убийство связано с языческим культом древней богини — той самой Третьей Матери — который скрывается за фасадом Ватикана и католической церкви). Фильм, скорее всего, не выйдет, но англоязычные могут приобщиться к подробностям вот здесь.
  • Итало-аргентинская «Франческа».
  • Итало-аргентинский же «Глубокий сон».
  • Итальянские «Хрустальные глаза» 2004 года.
  • Итальянская «Симфония в кроваво-красных тонах» 2010 года.
  • Итальянская «Тульпа» 2012 года.
  • Ремейк «Суспирии» (2018). Относится скорее к волне «elevated horror», но в остальном многие ставят его на один уровень с оригиналом.
  • «Девушка в лабиринте» 2019 года.
  • Британская «Студия звукозаписи „Берберян“» — про английского звукорежиссёра, который работает над звуковыми эффектами для джалло и постепенно теряет грань между фильмом и реальностью.
  • «Маленькое красное платье» 2018 года того же режиссёра — стильный комедийный ужастик про платье-убийцу.
  • «Ведьма любви» Анны Биллер — игра со штампами джалло с позиций феминизма. Яркие психоделические цвета, сюжет в духе эротических триллеров про роковую красавицу, которая соблазняет и убивает мужчин… вот только повествование ведётся именно с точки зрения этой героини, и с её мотивами далеко не всё так однозначно.
  • «Как поймать монстра» Райана Гослинга — достаточно второсортное подражание стилистике джалло и Дэвида Линча.
  • «Злое» Джеймса Вана — местами практически эталонный джалло с жирнющими отсылками к классике: инфернальный убийца в черном плаще и чёрных перчатках с необычным оружием, кислотная цветовая гамма, странные медицинские эксперименты, зловещая тайна, сокрытая в прошлом, гипнотический саундтрек…

Джалло в СССР, России и странах соцлагеря

  • Отчасти — «Десять негритят» Станислава Говорухина.
  • Некоторые элементы джалло можно найти в другой советской экранизации Агаты Кристи — «Тайне чёрных дроздов» по мотивам романа «Карман, полный ржи».
  • Фильмы Николая Лебедева (да-да, того самого, который снял качественное патриотическое кино «Легенда № 17» и «Звезда», а также пытал поклонников увеболлом в «Волкодаве») во многом содержат элементы джалло:
    • «Змеиный источник».
    • «Поклонник».
    • «Изгнанник» (на минималках — скорее мистическая драма).
  • «Одиночество крови» — а вот это уже стопроцентный джалло со всей положенной атрибутикой.
  • «Господин оформитель» по мотивам повести Александра Грина «Серый автомобиль».
  • Чешская «Моргиана» 1972 года — тоже экранизация Грина, выполненная в стилистике декаданса.
  • «Жажда страсти» Андрея Харитонова по мотивам рассказов Валерия Брюсова.
  • «Два Капитана 2» с Сергеем Курёхиным — фрагмент, где Фанни Каплан готовится к покушению на Ленина, показан как раз в стиле джалло (за кадром при этом звучит песня «У каждой женщины должна быть змея», что тоже намекает).

Эротические триллеры девяностых — последователи

К концу восьмидесятых-началу девяностых в США оформился отдельный поджанр эротического триллера на стыке джалло и нео-нуара. С одной стороны, он в целом более «приземлён» (сны, видения, маски и прочая мистико-декадентская атрибутика практически не встречается), а с другой — более эпичен и удачно сочетает элементы джалло (роковые красавицы, инфернальные убийцы в чёрном) с эстетикой американского hardboiled (депрессивные герои-детективы с трагическим прошлым, саундтрек из джаза и блюза, вездесущие полицейские, пафосные ночные виды на небоскрёбы).

  • «Основной инстинкт» Пола Верховена
  • «Цвет ночи»
  • «Окончательный анализ»
  • «Щепка» Филиппа Нойса
  • «Тело как улика»
  • «Ножницы» Фрэнка де Феллита
  • «Море любви» Харольда Беккера
  • «Шлюха» Уильяма Фридкина (1995)[2]
  • «С широко закрытыми глазами» — напополам с артхаусом
  • Отчасти — «Малхолланд Драйв»
  • «Приключения знаменитого кота-сыщика» — мультяшный эротический триллер (да-да, бывает и такое!), правда, немецкий, а не американский. Кошачий секс под джазовый саундтрек, кровавые убийства, загадочная религиозная секта, тайные эксперименты безумных учёных и кот-главгад, выводящий идеальную породу кошек «арийской расы», чтобы уничтожить человечество.

Джалло в литературе

Если отбросить тот факт, что по версии итальянцев любой детектив — джалло, то примеров наскребётся не так уж много. Оно и неудивительно: итальянский джалло как поджанр крепко замешан на визуализации.

  • «А теперь не смотри» Дафны Дюморье.
  • «Читатило» Александра Щеголева. Серийный убийца реализует рецепты из «Поваренной книги людоеда» (интересно, за что Щеголев так не любит Григория Остера?) на живых детях. В наличии — неуловимый маньяк в плаще с тягостными воспоминаниями из детства, которого совершенно невозможно вычислить, шокирующие сюжетные повороты и некоторая искусственность происходящего, тоже свойственная жанру.
  • Рассказ Кирилла Малеева и Юрия Лантана «Пятна крови на коже ящерицы» — дань уважения итальянским джалло, которые в данном случае довольно успешно перенесены на родную советскую почву.
  • А также рассказ Николая Романова «Джалло окровавленных ножей: Таинственный незнакомец предлагает читателю стать свидетелем преступления».
  • Рассказ Максима Кабира «Причастие» — про кинокритика-эскаписта, попавшего в музей одного из фильмов джалло. В очень непростой музей…

Примечания

  1. Кстати, у этого фильма позаимствовала название группа Black Sabbath.
  2. Не путать со «Шлюхой» Кена Рассела (1991), которая к джалло не имеет отношения: там фильм-исповедь + горькая сатира нравов + эпатажная псевдоэротика, даже, пожалуй, антиэротика.