О боже, это женщина!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Но когда Его слуга, муж девчонки, раньше притащил жену писателя, Оно не надело никакой маски — Оно не одевалось, когда было дома. Муж-слуга посмотрел один раз и упал замертво от шока, лицо серое, глаза наполнились кровью, которая излилась из его мозга в десятках точек. Жена писателя выдала одну сильную, ужасную мысль — О ДОРОГОЙ БОЖЕ, ЭТО ЖЕНЩИНА! — и затем все мысли прекратились. »
— «Оно»

(link)

Smack My Bitch Up! С территории РФ клип доступен только через VPN

Несмотря на то, что мир меняется, и женщины всё чаще действуют во всех сферах жизни наравне с мужчинами, половые стереотипы, без сомнения, будут жить ещё долго. Поэтому, когда зловещий тип в плаще, шляпе и перчатках загонит в угол прелестную девушку и примется остервенело кромсать её сверкающим лезвием, никто ни на секунду не усомнится в половой принадлежности этого мерзавца. Но вот отважный герой сбил с душегуба шляпу, и… о боже, это женщина!

Следует уточнить, что троп работает как шокирующий вотэтоповорот даже когда речь идёт о нечеловеческом существе вплоть до чужеродных чудовищ. Ведь у человечества в подкорке давно отложилось, что женщины милые, женщины нежные, женщины не приемлют насилия и боятся крови, потому что их предназначение — материнство, иначе говоря, они призваны дарить жизнь, а не отнимать (с другой стороны, владение тайной деторождения придает им пугающе-мистический ореол, очень больно аукнувшийся в Навозные века); даже понимая, что женщины способны на любое преступление не хуже мужчин, в зловещей фигуре неопределённого пола публика априори будет предполагать мужчину.

Соответственно, обожеженщина крайне редко будет положительным персонажем — разве что её шокирующие своей жестокостью действия направлены против действительно плохих парней, или если она добра, но настолько безобразна, что сама принадлежность эдакого страшилища к «прекрасному полу» кажется немыслимой. Положительный противотроп (в том случае, если сама публика не в курсе) — корнет Шурочка. Родственный троп — О боже, это дети!

Важно: если среди подозреваемых изначально были женщины, т. е. разгадка была вполне предполагаема — это не троп.

Примеры[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

  • Стивен Кинг, «Оно» — тропнеймер. Это тем более поражает читателя, что изначально чудовище ассоциировалось с клоуном Пеннивайзом — персонажем сугубо мужским. Ни в одной экранизации женское начало Его не отображено, хотя в ранних задумках Кэри Фукунаги, так и не снявшего новую экранизацию, было пригласить на роль клоуна Тильду Суинтон — актрису с андрогинной внешностью.
    • Но в новой экранизации Пеннивайз таки принимает облик жуткой бабульки — и очень пугает этим и героиню, и зрителей. Актёр неподражаем, и спецэффекты в этой сцене тоже выше всяких похвал.
  • Борис Акунин, «Коронация» — безжалостный король преступного мира доктор Линд, не щадивший даже детей, оказался очаровательной женщиной.
  • А. Маринина:
    • «Игра на чужом поле» — организатором подпольных съёмок с настоящими убийствами оказалась милейшая старушка.
    • «Смерть и немного любви» — убийцей оказалась женщина, выдававшая себя за парня-гея.
    • «Шестёрки умирают первыми» — стрелком-снайпером, каждые выходные убивавшим в Подмосковье молодых мужчин, оказалась женщина.
  • Иван Сербин, «Сердце дьявола» — зигзаг: девушка Марина, которую терроризирует по телефону маньяк Боря, обезглавливающий молодых женщин на улицах Москвы, ближе к концу с ужасом выясняет, что и она, и Боря — всего лишь альтер-эго сумасшедшего транссексуала Володи. Впрочем, милиция узнала об этом раньше.
  • Р. Л. Стайн:
    • «Кошмары чёрного кольца» — незнакомец в плаще, учинивший чудовищный разгром в школе и чуть не убивший несколько человек, оказался милой учительницей, одержимой злым духом.
    • «Джекилл и Хайди» — Хайди была совершенно уверена, что в косматого монстра превращается её дядя Джекилл (то ли однофамилец, то ли потомок ТОГО САМОГО доктора Джекилла). Однако чудовищем оказалась хрупкая девочка — её кузина Марианна.
  • Ричард Лаймон, рассказ «Хорошее, укромное местечко» — для компании мальчишек стало шоком, когда навязчиво предлагавший им дружбу толстый мямля оказался девчонкой. Особенно в свете того, что она сделала с бродягой, который её изнасиловал.
  • Александр Щёголев, «Читатило» (sic) — вот уж где этот поворот действительно шокирует.
  • Викторианский ужастик неизвестного автора «Серебрянная пуля» — как и в старинных легендах, герой отсёк лапу оборотню, а потом обнаружил свою жену без руки.
  • Дэвид Осборн, «Убийство на острове Марты». Жестоким убийцей оказалась дружелюбная бабуля-одуванчик.
  • Филипа Дик, «Вторая модель» — после «О боже, это дети!‎» чего-то такого, казалось бы, стоило ожидать, но ГГ всё равно купился.
  • Эрик Фрэнк Рассел, «Свидетельствую» — добрый вариант. Инопланетянина почти засудили, но когда выясняется, что она — женщина, её деяния приобретают совершенно другую окраску.
  • Рекс Стаут, «Дело о скрученном шарфе» (экранизирована под названием «Дело в шляпе») — в рассказе клиентки Вульфа все детали вроде бы указывали на мужчину, если бы не упоминание о шляпе: ведь Сьюзен опознала убийцу в помещении, где шляп не снимали только дамы.

Кино[править]

  • Во многих джалло. Особенно у Дарио Ардженто — в двух из трёх фильмов его «животной трилогии», а также в широко известных «Кроваво-красное» и «Травма» маньяки оказываются добропорядочными жёнами и матерями.
  • «Пятница, 13-е» же! То, что убийцей оказалась женщина, стало шоком для многих зрителей (а один из респектабельных критиканов даже нарочно проспойлерил данный твист, дабы отговорить людей от похода на этот фильм). Современного зрителя, только знакомящегося с франшизой, больше удивит тот факт, что убийца в первом фильме — не Джейсон.
  • «Спящий лагерь» — зигзагом: всё намекает на то, что отдыхающих убивает двоюродный брат кроткой стесняши Анжелы, вот только убийцей оказывается сама Анжела, которая, однако, вовсе не девочка, а мальчик Питер. В сиквелах Анжела благодаря операции стала уже настоящей женщиной, но там личность убийцы и не скрывается.
  • «Кровавая жатва» — бонусом идёт то, что зрителю сразу показывают омерзительного жирного маньячилу, и лишь потом выясняется, что это — альтер-эго свихнувшейся героини.
  • Сюжетная линия предыдущего фильма частично позаимствована в российском ужастике с претензией на мистику «Маршрут построен».
  • «Лабиринты» 2003 года — инверсия: сюжет крутится вокруг ареста и психиатрического обследования невзрачной девушки Клод, обвиняемой в серии жестоких убийств на улицах Парижа. Главные герои — мрачный полицейский детектив Матиас, руководивший арестом Клод, и интеллигентный психиатр Бреннак, уже после её ареста пытающийся разобраться, как Клод дошла до жизни такой… В итоге оказалось, что и «девушка Клод», и психиатр, и детектив — это множественные личности одного и того же человека, мужчины по имени Клод Матиас Бреннак.
  • «И пришёл паук…» — главной злодейкой оказывается напарница главного героя.
  • «Прячься!» (2021) — пример из палаты мер и весов. Человек, похищающий детей, чтобы продавать их педофилам, а потом жестоко убивать, до поры показан только на уровне ног в брюках. Но вот в дверь злодея стучится полицейский… и открывает ему вполне симпатичная милфа, успевшая переодеться в домашнее платье.
  • «Дик Трейси» (1990) — главный герой явно не ожидал увидеть под маской «парня без лица» певичку из кабаре Махоуни.

Телесериалы[править]

  • «Локи» — вариант Локи, за которым охотятся TVA, оказывается женщиной (однако это меркнет перед Локи-аллигатором!).
  • Инверсия в 8 сезоне «Доктора Кто»: антагонист-женщина открыто фигурирует в течение всего сезона, но главным твистом оказывается, кто эта женщина.
  • «Байки из склепа», новелла «Маньяк на свободе» — скромная библиотекарша подозревает всех окружающих в посягательстве на свою жизнь — рядом с библиотекой как раз орудует маньяк. В конце этим маньяком оказывается сама героиня — именно паранойя заставляет её видеть в каждом человеке угрозу, которую нужно устранить.

Мультсериалы[править]

  • «Блэкстар» — серия, где Блэкстар сражается с Зелёным Рыцарем и, сломав Звёздным Мечом его зелёную пушку, требует снять шлем… как так?! Да, это женщина. И немолодая. Понадеялась на возвращение молодости, которое обещал ей Властелин, и встала в его ряды. Напрасно.

Комиксы[править]

  • «Абрафаксы» — субверсия в арке про древний Китай: зловещий ниндзя по кличке Чёрный Ветер, не то чтобы злой, но противостоящий официальной власти (которая тоже, как выяснится в конце, не из злодеев состоит), внезапно для всех оказывается красоткой Прекрасной Лу.
  • «Боун» — зловещий Человек в Капюшоне, напоминающий Смерть с косой, оказывается Брир, восставшей из мёртвых сестрой бабушки Бен.

Аниме и манга[править]

  • «Д’Артаньгав и три пса-мушкетёра» — вор в маске, отличный фехтовальщик и ловкий хитрец, оказался женщиной, в которую был влюблён Портос.

Видеоигры[править]

  • Инди-хоррор The White Chamber — как оказалось в финале, именно протагонистка Сара вырезала весь остальной экипаж исследовательского космической станции. Впрочем, в зависимости от стиля прохождения, это можно объяснить влиянием загадочного артефакта, а погибшие коллеги, если героиня проявит к ним сострадание, в итоге отпустят её с миром.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

  • Клип Smack My Bitch Up от Prodigy — весь об этом. Весь клип мы видим глазами хулигана-протагониста, который напивается до блевоты в баре, лапает женщин, бьёт морды, вандалит, принимает вещества, преследует стриптизёрш, снимает девушку, уходит от полицейской погони в угашенном состоянии, трахает девушку из бара во всех позах и совершает прочие традиционно мужские подвиги. А в конце оказывается, что это всё делала миловидная блондинка. Оригинальный клип запрещён на YouTube при наличии десятков пародий и концертных исполнений.
  • Музыкальное видео на песню Григория Лепса «Вьюга»: заплутавший в занесённом снегом лесу герой вынужден, подобно Икабоду Крейну, спасаться бегством от жуткого всадника без головы. Найдя укрытие в старинном замке, он берёт из шкафа пистолет (с серебряной пулей?) и одним выстрелом сражает всадника… вернее, всадницу — безголовая фигура превращается в прекрасную мёртвую девушку, чей портрет висит на стене. Очевидно, это была заколдованная хозяйка замка.