Православие — это круто: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
(нет различий)

Текущая версия на 19:58, 2 мая 2024

Шурик в библиотеке.jpgВот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории»...
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.
Киану Ривз подтверждает

Да что вы всё: католики, католики… Схизматики ваши католики. Вот то ли дело православие? Православные святые благословляли походы против татаро-монголов и турок, среди них были адмиралы и хирурги, и даже с коммунизмом православие в свое время ненадолго примирилось. Пусть за пределами православных стран эта религия скорее экзотика, в самих этих странах никогда не устанут повторять, насколько она крута!

Вариантов тропа два.

  • Вариант 1. Крутизна обыденная. В произведении действует обычный герой, крутизна которого заключается в силе, уме, ловкости и прочих посюсторонних вещах, но важной особенностью героя является его православная вера (зачастую он — священник или монах). Подвариант — крут не отдельный герой, а страна/цивилизация, в культуре которой преобладает православие.
  • Вариант 2. Крутизна метафизическая. Герой — праведник и его крутизна основывается именно на личном обаянии, искренности, самопожертвовании, и/или на помощи свыше.
Пантелеймон Тагава Хироюки присоединяется. Шан Цзун наш!
    • Наиболее распространен подвариант 2а, в котором ни убеждения, ни личная праведность героя не носят специфически православного характера. Фактически, это троп «Христианство — это круто», но по тем или иным причинам герой принадлежит к конкретной христианской конфессии — православию.
    • Намного более редкий подвариант 2б. Праведность героя специфически православна и, как правило, явно или неявно сопоставляется с другими христианскими конфессиями (другие конфессии проигрывают).

Архетипы героя в рамках данного тропа возможны самые разнообразные — храмовники, пастыри добрые и монахи-аскеты (причём гораздо более маскулинные по сравнению с босолицыми латинянами), религиозные фанатики, рыцари в сияющих и ржавых доспехах, борцы за нравственность и благоверные государи. А унаследованная от Византии эстетика богослужения и храмовой архитектуры зело котирует золотое величие.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Прообраз Ильи Муромца — преподобный Илия, монах Киево-Печерской лавры, отличался недюжинной силой и в миру носил прозвище Чоботок — якобы за то, что побил сколько-то врагов сапогом, как его былинный аналог — шлемом.
  • Другой известный монах-герой — Александр Пересвет.
    • Существует версия газетная утка 90-х годов, что его противник (бодигард Мамая) Челубей aka Темир-мурза был выпускником Шаолиня. О том, какой вообще толк от шаолиньского кунг-фу в конном поединке с копьями, история умалчивает.
    • И его менее известный товарищ по ордену Родион Ослябя. Про этого точно известно, что в миру был боярином и командовал отрядом, а в монахи подался после неловкого поражения в битве.
  • Один из лидеров раскола, протопоп Аввакум, разгоняя целую толпу «небогоугодных» скоморохов, между делом оглушил кулаком их дрессированного медведя (в чем позже раскаивался — мишку-то за что?!) А в Юрьеве-Польском умудрился выжить после того, как его за излишнее религиозное рвение зверски избивала толпа числом (если верить ему самому) в полторы тысячи человек.
  • «Житие Стефана Пермского»: волхв пермяков, Пам-сотник, противился обращению пермяков в православие и договорился со Стефаном об испытании: они вместе должны были пройти сквозь горящий дом и, нырнув в одну прорубь, выплыть из другой. Стефан уверенно пошёл в огонь и потащил за собой Пама, и волхву только оставалось признать поражение и просить пощады. Разочарованные пермяки хотели на таких радостях Пама пустить в расход, но Стефан не дал.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Тарас Бульба» же!
  • Владимир Михайлов, цикл «Капитан Ульдемир»: имеется донельзя прокачанный православный монах по имени Никодим.
  • «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Владимира Соловьева. Вариант 2б с прикрученным фитильком. Конечно, представители всех конфессий массово повелись на соблазны Антихриста, и среди тех, кто не повелся, также были представители всех конфессий. Но все же процент поведшихся среди православных был меньше и именно православный старец Иоанн первым поднял голос против Антихриста. И именно смерть старца Иоанна от рук Антихриста стала триггером, побудившим представителей всех христианских конфессий к совместным действиям против Антихриста.
  • «В час, когда луна взойдет» — отец Кен, капеллан «белой команды» (в прошлом — сержант сначала в десанте, затем в санитарных войсках). Православие с человеческим (слишком человеческим) лицом. Впрочем, его паства преимущественно из католиков. (Основной автор книги — католичка.)
  • Виктор Лихачёв, «Возвращение на Мару». В аннотации позиционируется как «анти-Поттер», но идейной подоплёки почти не имеет. Лёгкое православное фэнтези с гомеопатической дозой ужастика. Краевед вместе с интровертной дочерью расследует на севере России убийство византийских миссионеров и его последствия для будущего деревни.
  • «Димон» священника Александра Торика. Парафраз «Божественной комедии» и анекдота про экскурсию на тот свет и разницу между туризмом и эмиграцией для старшего школьного возраста. Опять вариант 2а, с заменой русского школьника Дмитрия и православного инока на итальянца Денниса и монаха-католика ничего не изменится.
    • «Русак» и «Флавиан» у него же.
  • В. Шишков, «Ватага» — Степан Варфоломеевич Зыков, суровый и лютый партизан. Зигзаг — он раскольник, поэтому горе всем белым, красным и церквям со священниками.
  • Трилогия русской писательницы-эмигрантки Юлии Вознесенской «Юлианна»: Хэллоуин — Зло, «Гарри Поттер» — Зло, косметика — Зло, рок-музыка — Зло, СССР и коммунисты — Зло, и вообщё почти всё неправославное — Зло. А вот Православие — это круто, очень круто! Её же дилогия «Путь Кассандры» — «Паломничество Ланселота» в этом же ключе раскрывает тему апокалипсиса. Но она всё равно намного светлее и мягче следующего примера.
  • И это вы ещё трилогию Никоса Зерваса (псевдоним неизвестных авторов) «Дети против волшебников» («Наука побеждать») не читали… Трилогия даст фору всему творчеству Вознесенской. Представляет из себя пародию на Гарри Поттера и повествует о том, как злые маги-сатанисты пытаются захватить весь мир, а истинная православная вера дарует иммунитет к магии. Поэтому маги стремятся уничтожить Русь-матушку как православную культуру (против атеистической/оккультной/какой угодно еще Руси они не возражают). Сцены насилия и отсылки к сексуальной тематике в ассортименте. Теперь ещё и мультфильм
  • Творчество Ильи Деревянко не отстаёт. Разве что уровень насилия выше, а описания жестоких сцен и сексуальных извращений ярче. И, само собой, присутствуют православные герои, борющиеся с чеченскими террористами, цыганами, сатанистами, масонами и т. д.
  • «Машо и медведи» Арона Шемайера (настоящее имя Всеволод Чаплин, к сведению - настоящий протоиерей РПЦ). Суть книги вкратце такова. В будущем Москва превратилась в либеральный бардак, с узаконенной проституцией, гомосексуализмом и эвтаназией. Противостоит Московской Конфедерации остальная Россия — православные воины верхом на медведях (привет Кислеву!) в союзе с мусульманами. Правда, в итоге же Москву вообще приходится уничтожить ядерной бомбой, чтоб «не досталась содомитам».
    • Приведенное выше описание — почти эталонный пример «Ковбоя Бипопа за своим компьютером». Медвежьей кавалерии в повести нет («медведи» из заглавия повести — прозвище жителей Свободной России, одного из государств, образовавшихся на руинах бывшей Российской Федерации, а единственный медведь на страницах повести появляется в зоопарке Московской Конфедерации, при съемках агитационного клипа против «медведей»). Союза православных с мусульманами нет («Звери-фашисты из так называемой свободной России», «национал-реваншисты Украины» и «исламистские фанатики Кавказа» по тексту упоминаются как три независимых силы, желающих уничтожения достижений Великой Сексуал-Демократической Революции[1]). Атомное оружие в финале применяет Московская Конфедерация, у которой кончились деньги для оплаты наемников (а поскольку «медведи» приблизились к Москве достаточно близко, то и Москве досталось). Ну и наконец, отнесение данного произведения к описываемому тропу притянуто за уши. Во первых, в Свободной России, в отличие от Московской конфедерации, не запрещена религия, часть «медведей» является христианами, но какой процент является таковыми и христианами какой конфессии не указывается[2]. И, во-вторых, государство Свободная Россия трудно назвать крутым. На вооружении Московской Конфедерации находятся бластеры и боевые дроны, Свободная Россия использует банальное пулевое оружие и бронетехнику.
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — отец Кондрат, «главный калибр» в борьбе с нечистью и религиозный бас.
  • Пенталогия «Звездная месть» Юрия Петухова — неожиданной, но весьма существенной деталью является воинствующее православие главного героя. А в самый, казалось бы, безысходный момент, когда Иван в отчаянии кончает жизнь самоубийством, к нему на помощь с небес приходит сам архангел Михаил и воскрешает его.
  • Б. Акунин, цикл «Приключения Пелагии». Да, боец эта монахиня никакой — зато крутой детектив!
  • Е. Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери». Немногочисленные православные, уцелевшие в захваченной мусульманами Европе, круты. Впрочем, католики из местного Сопротивления тоже достойны уважения.
  • Иван Кошкин, «Илья Муромец». Пожалуй, один из самых удачных вариантов реализации тропа. Православие и православные люди восхищают и вызывают уважение с гордостью. А их противников и просто иноверцев автор не очерняет и не унижает. Например, богатырь Самсон - иудей по роду и по вере. И ничего, самоотверженно воюет с врагами Руси, не пытаясь предать. Даже подчёркнуто отказывается торговать.
    • Причем могучие богатыри — не самый яркий пример православной крутости (печенежские ольберы силой и боевитостью богатырям не уступают). А вот отец Серафим, способный мудрым словом вразумить буйную богатырскую вольницу, — это намноого круче…
  • Ольга Эдельберта «Илья». Еще один весьма достойный пример реализации тропа на том же материале древнерусских былин.
  • Дмитрий Володихин «Конкистадор». Космическая фантастика с погонями, битвами и стрельбой, но тем не менее — вариант 2а. Герои поступают не так, как выгодно, а так, как правильно из религиозных соображений. И это, в конечном итоге, становится залогом победы. Но с прикрученным фитильком — о католиках из Латинского Союза автор отзывается вполне уважительно.
  • «Муос» Захара Петрова — только вера в Бога помогает выжить в жесточайших условиях постъядерного Минска.
  • Михаил Елизаров, Pasternak — субверсия. Отец Сергий (Цыбашев) и Лёха Нечаев забороли немало сект и колдовских шарашек, но главный вражина — демон Пастернак, тот самый — им не по зубам. Более того, их активность и позволила ему обрести плоть.

На других языках[править]

  • Г. К. Честертон. «Шар и Крест». Редкий пример реализации тропа (причем в варианте 2б) неправославным автором. Эпичный философско-юмористический роман с тоннами социальной сатиры. Истовый католик и воинствующий атеист поневоле становятся друзьями и борются с общим врагом. Но спасает всех греческий монах.

Кино[править]

  • «Иерей-сан» — про японца, принявшего православие. В этой роли (чтобы порвать шаблон старым киноманам) — Кэри-Хироюки Тагава (впоследствии действительно принял православие с именем Пантелеймон).
  • «Викинг», 2016 — довольно топорно намёкнуто в последней сцене с крещением киевлян — обратите внимание на постановку света в кадре. Да и общая разница между «немытыми язычниками» и «чистыми греками».
  • «Колобаха», 2008 — пародия. Православная церковь стала чем-то вроде КПСС, и уверенно ведёт Россию к победе над бездуховной загнивающей Америкой.
  • «Ермак», 1996 — поп Мелентий в исполнении Петра Веньяминова. Отправиться с казаками в неведомые сибирские земли, затем проповедовать местным самому, а под конец, даже под жесточайшими пытками, не сломаться и нарисовать собственной кровью незаметный проход к стану осадившего острог врага — это действительно круто.

Телесериалы[править]

  • «Сергий против нечисти» (2022) — во все поля, и при этом, как ни странно, не навязчиво, а всё больше между строк.
    • Перво-наперво сам Сергий. Православный священник (пусть бывший, пусть не слишком радивый, но тем не менее) и при этом, вне всяких сомнений, крутой истребитель нечисти.
    • Во-вторых, с Сергием это ведь не просто так совпало. Сама православная церковь как таковая знает о существовании нечисти и занимается защитой людей от опасных порождений тьмы. И при том весьма успешно справляется с этой задачей. Основной фокус, конечно, сделан на похождениях протагониста, но помимо него явно есть и другие оперативники.
    • Ну и в третьих, уже сам тот факт, что нечисть боится православных святых символов, красноречиво говорит о крутизне этой религии. Правда, не всякая нечисть и не всяких символов, но к тем монстрам, которых не берёт крест и святая вода, крутые православные борцы со злом тоже умеют найти свой подход.
    • А теперь частные случаи: «Кощей» (1 сезон, 2 серия). Не сумев убить Кощея, протагонист спасается от него на территории православного храма. Кощей не может ступить на святую землю, но и от преследования не отказывается, а потому просто стоит у ворот и злобно пялится во двор. В ответ на требования Тётушки немедленно убрать его куда подальше, Сергий начинает агитировать, что так мол даже лучше. Ведь увидев, что зло не может проникнуть на территорию храма, любой прихожанин («да что там прихожанин — любой упоротый атеист!») поймёт, что вера крепка и надёжна. Надо признать, что в его словах есть доля правды, но Тётушку они не убеждают. Странно, отчего же?

Комиксы[править]

  • Вселенная Bubble:
    • «Инок» — под троп попадает первая арка. Далее сюжет развивается совсем в иную сторону.
    • «Бесобой» — в отличие от Инока, ближе к антигерою вроде Спауна (бывший ВДВшник с закрытым лицом и ручным бесом). В кроссовере они объединяются и уже трудно бывает понять, кто герой, кто антигерой. Кстати, по ходу дела успевают затронуть темы и «Католики плохие» и «Католичество — это круто!» одновременно. Как минимум, потому что в ранних комиксах католики вместе с героем успели побороться против злого магистра, а не только наехать — «православный — значит, еретик».
  • Болгарский комикс «Добромир». Поп Исай далеко не богатырь на вид — но ходит в битвы с боевым топором.

Аниме и манга[править]

  • «Первый отряд» (совместное русско-японское производство): присутствует православный монах в лучших традициях монахов кунг-фу.
  • Александр Николаевич Хелл (хотя Хер) тоже подходит), главный герой аниме и манги «Стигматы квайзеров». Хотя ему 13 лет, он учится в школе, но он один из лучших бойцов Православной церкви.
    • На стороне православной церкви есть и другие крутые бойцы.
  • Hellsing — сильнейший персонаж истории, Алукард, при жизни был румынским господарем и православным фанатиком Владом III «Дракулой» Басарабом.
    • Впрочем, большую часть своей крутости он получил через отречение от Бога и становление вампиром.

Видеоигры[править]

  • Отец Григорий из Рейвенхольма. Редкий пример всемирно признанного крутого православного. Дарит бедным зомби упокоение налево и направо, избавляя от участи хуже смерти. Святой человек-с :)
  • Diablo 3: монах создан под частично впечатлением от православного христианства (место его послушания называется славянообразно — Ивгород). Однако по геймплею он скорее буддийский, в первую очередь — способностями (стойки, удары, медитация), впрочем, как мы видели по примеру с «Первым отрядом», это не единственный случай, когда православную эстетику смешивают с буддистскими боевыми искусствами (видимо, напрашивается). Отдельно доставляет аскетизм персонажа при прохождении с магичкой, которая безуспешно пытается подкатить к герою и находится в перманентной «соратникзоне».
  • Civilization: Beyond Earth. Сложно не заметить во вступительном ролике православного священника, благословляющего колонистов.
    • Впрочем, если почитать во внутригрупповой энциклопедии, чему эти бородачи в бурках поклоняются, православных хватит удар.
  • Crusader Kings 2 — всего одно слово: Византия. Этот монстр при нормальном навыке игры способен пожрать чуть ли не всю карту, а уж если во второй части игры создать Римскую Империю и ликвидировать схизму…
  • Europa Universalis 4 — Вам нечего бояться, в отличие от католиков, ведь ваша провинция не обратится в реформацию или протестантство и не начнет влиять на соседние провинции. А завоеванный центр реформации можно приберечь: он изрядно попортит кровь вашему соседу-католику, отвлекая его ресурсы на борьбу с ересью и даст ему неприятные штрафы, а вам с этого ничего не будет
    • Еще больше усугубилось с DLC Third Rome, усилившим и расширившим механики православия (за относительно небольшую цену можно выбрать особо почитаемую икону, дающую на 10 лет довольно таки серьезные бонусы).
  • Образовательно-миссионерская игра «Устройство храма»
  • Serious Sam 4 — отец Михаил же.

Музыка[править]

  • «Железный поток» — «Светлый путь»: с прикрученным фитильком, так как, если повнимательнее присмотреться к самому тексту песни, то он начинает напоминать уже не настоящую религиозную пропаганду (тем более что широкой публике, за пределами круга самих участников группы и их близких, да и вообще лично знакомых, вообще ничего неизвестно о хоть каких-нибудь религиозных убеждениях у кого-либо из них), а скорее пародию на риторику толпами хлынувших в страну как раз во времена написания песни западных протестантских проповедников, не брезгующих, как известно, в том числе использовать для донесения своих идей самые разные средства.
  • Константин Кинчев — православие у него изрядно сдобрено самодержавием и народностью, но совершенно искреннее. При том, что в молодости тяготел к не менее ядрёному язычеству, и своим крещением здорово порвал шаблон части фанатов его ранних альбомов — а те в ответ порвали канву.
  • «Чёрный Кофе» — Варшавский религиозен, причём, по его словам, не страдает фанатизмом и/или политизированностью, которыми отличаются иные из упомянутых выше авторов, и с осуждением относится к подобным явлениям. Его персонаж — вполне себе верующий добряк, отношения которого с политикой ограничиваются призывами к миру во всём мире. «Владимирская Русь», «Церквушки», «Яблочный Спас», «Плач о радости» — это только то, что касается именно православия, вообще же весьма много песен, где религия если и не упоминается напрямую, то угадывается.
  • И менее известная, но ещё более православная «Металлургия».
  • Юрий Шевчук, уверовав, даже переписал некоторые строчки в прежних песнях, включая самую знаменитую: «Осень вечно права — ты не права!».
  • Сергей Калугин — зигзаг: лично православный, а вот в творчестве использует далеко не только православную эстетику.
  • Стеба ради — Нейромонах Феофан. Конечно, исполнитель никакой не монах и вообще скорее агностик, чем верующий, но его сценический имидж — древнерусский инок-отшельник, который живет в гармонии с природой, зело ядрен и бодр духом. А еще подружился с медведем, совсем как в житиях святых.

Интернеты[править]

  • SCP Foundation — в истории связанной с появлением SCP-1266-RU фигурирует православный священник, крутость которого пронзает небеса. Дело было так: пришёл некий диакон в деревню и увидел, что местные в ней магией балуются и находятся на короткой ноге с разной нечистью. Священник внятно объяснил своё мнение о деревне и её жителях, а также красочно описал, что ждёт колдунов после смерти. Те, как ни странно, вовсе не прогнали попа ссаными тряпками,[3] а по его совету привели село в более-менее благопристойный вид. Но священник продолжал бушевать, и в итоге вызвал на бой Посланника[4] — главаря местной нечисти. Получив несовместимые с жизнью раны и еле унеся ноги с поле боя,[5] диакон решил совершить героическое самопожертвование в режиме педаль в пол, после которого маги не могут выйти из деревни вот уже больше тысячи лет.
    • Организация Царских Провидцев. О них в каноне очень скупо, но вероятно, что начинались они с вот таких истовых священников как в примере выше, пошедших по Руси одолевать мерзости язычества. Столетиями верно служили Церкви и государям и контролировали всякую аномальщину в пределах империи, а после революции предсказуемо оказались не в чести. Некоторые из Провидцев перебрались в Европу и Америку, где помогли Фонду, консультируя его по русским вопросам.
  • «Death to the world. The last true rebellion» — вообще, это не совсем интернет-проект, но и он тоже: на базе одноименного журнала для неформалов. Это его главная идея.

Реальная жизнь[править]

  • Александр Ярославич (он же Александр Невский), святой князь, нанёсший тяжёлое поражение Тевтонскому ордену в 1242 году и сумевший стабилизировать отношения с Ордой, чем спас часть Руси от полного вассалитета монголам.
  • Вклад в науку таких православных как архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (теория гнойной хирургии), Феодосий Добжанский (синтетическая теория эволюции), Игорь Сикорский (авиастроение), Михаил Кацнельсон (теория графена) и других описан в соответствующих статьях.
  • Непобедимый адмирал Фёдор Ушаков прославлен Русской православной Церковью в лике праведников. Мотив был по большей части политический, но «Ушак-паша» и по жизни отличался удивительным для офицера милосердием, в том числе к противнику. ЧСХ, канонизацию его сухопутного коллеги Суворова, тоже активно лоббируемую, уже много лет заворачивают именно по этой последней причине: слишком часто будущему генералиссимусу приходилось исполнять крайне неприглядные приказы, со званием праведника несовместимые, а вот Ушакову в подобном удалось не замараться.
  • Фёдор Емельяненко — самбист, дзюдоист, четырёхкратный чемпион мира по смешанным единоборствам. Доходило до того, что демонстративно выходил перед боем со здоровенным наперсным крестом.
  • Среди прихожан Спасо-Преображенской церкви в Лос-Анджелесе — голливудские актёры Том Хэнкс, Мила Йовович, Дженнифер Энистон и Кристиан Бэйл.

Примечания[править]

  1. О поддержке (не союзе) «медведей» украинскими реваншистами и исламскими фундаменталистами упоминает президент Московской Конфедерации, которой не доверяют собственные граждане.
  2. По логике, конечно, на территории России вероятнее встретить првославных. Но в мире, пережившем настолько глубокую трансформацию, что на месте бывших США находятся Нью-Йоркская, Вашингтонская, Сан-Францисская конфедерации, возможно все, что угодно, включая католическую Русь.
  3. А дело в том, что этот священник был идеальным кандидатом в отцы будущего полубога, который поможет языческим богам надавать люлей христианскому Б-гу.
  4. Он и заварил всю эту кашу.
  5. Который к слову длился три (!) дня. Обычный (?) священник сдерживал могущественную аномальную сущность в течение трёх дней.