Diablo

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Hello my friend, stay a while and listen. »
—  Декард Каин
Diablo
Diablo 3 SE2D.jpg
Общая информация
ЖанрHack&Slash, Action/RPG
Год выхода1996
РазработчикBlizzard Entertainment
ИздательBlizzard Entertainment
ПлатформыPlayStation, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, Windows, Mac OS
Режимы игрыОдиночная, совместное прохождение
Инарий и Лилит

Diablo — серия компьютерных игр в жанре Action/RPG, выпускаемая компанией Blizzard Entertainment. Серия состоит из четырёх основных игр: Diablo (1996), Diablo II (2000), Diablo III (2012) и Diablo IV (2023) и дополнений к ним.

Игровой процесс[править]

Игра представляет собой Hack&Slash. Ключевым элементом игрового процесса является исследование мира и взаимодействие с его обитателями (зачастую сводится к нанесению несовместимых с жизнью травм холодным оружием и магией). Путешествуя, игрок (принадлежащий одному из классов) открывает для себя новые земли и задания, находит новые предметы и изучает историю мира.

Франшиза[править]

Игры[править]

  • Diablo
    • Дополнение Hellfire — неканон по копирастическим причинам: разрабатывалось не Blizzard, а Sierra, причем против воли самих Близзов — за аддоном стояла материнская компания Davidson & Associates.
  • Diablo II
    • Дополнение Lord of Destruction
  • Diablo III
    • Дополнение Reaper of Souls
  • Diablo: Immortal
  • Diablo IV

Литература[править]

  • Архив Diablo
    • Погибель демонов (Роберт Б. Маркс)
    • Кровавое наследие (Ричард А. Кнаак)
    • Чёрная дорога (Мэл Одом)
    • Королевство тени (Ричард А. Кнаак)
  • Паучья луна (Ричард А. Кнаак)
  • Война Греха (Ричард А. Кнаак)
    • Право по рождению
    • Весы змея
    • Сокрытый пророк
  • Орден (Нейт Кенион)
  • Буря Света (Нейт Кенион)
  • Морбед (Мики Нейлсон)

Комиксы[править]

  • Сказания Санктуария
  • Меч правосудия

Лорбук[править]

  • Книга Каина
  • Книга Тираэля
  • Книга Адрии: Бестиарий Diablo

Прочее[править]

  • Короткометражный мультфильм «Diablo III: Ярость»
  • Diablo Immortal — вычеркнутая из канона еще до релиза мобильньная игра.
  • Diablo II: Resurrected — ремастер Diablo II и Lord of Destruction.

Мир игры[править]

Давным давно, до сотворения Вселенной, мироздание предcтавляло из себя яркую Жемчужину, внутри которой был лишь Ану, Единый Бог, сосредоточение абсолютно всего, что есть, было и будет в мире — добра, зла, света, тьмы, радости, скорби и так далее. Его не прельщало такое положение и, решив обрести истинную чистоту и совершенство, он изгнал из себя всё зло. А оно собралось в единое целое и породило Татамета — семиглавое чудовище, изначальное Единое Зло. Будучи полными противоположностями, Ану и Татамет не могли ужиться друг с другом в Жемчуге и в конечном итоге взаимовыпилили друг друга в грандиозном фейерверке, что и породило Вселенную. Остатки Ану разлетелись всюду, Его хребет превратился в Кристаллическую арку, став основой для Высших Небес и породив ангелов. Самые могущественные из них, олицетворяющие доблесть, надежду, справедливость, мудрость и судьбу архангелы (Империй, Ауриэль, Тираэль, Малтаэль и Итераэль, соответственно), образовали Совет Ангирис. А труп Татамета опустился на дно мироздания, образовав Пылающую Преисподнюю. Демоны начали появляться, словно трупные червы на его теле, а из его семи голов появились архидемоны Великого Зла, олицетворяющие ужас, разрушение, ненависть, мучения, грехи, ложь и боль (Диабло, Баал, Мефисто, Андариэль, Азмодан, Белиал и Дуриэль, соответственно). На том месте, где Ану и Татамет убили друг друга, образовался Пандемониум, где собственно зародились совсем другие существа, отличные от ангелов и демонов, но неразумные. Кроме того, черт-знает-откуда пришли ещё другие существа, которые не держались ни Света ангелов, ни Тьмы демонов, но о них чуть позже.

Некоторое время ангелы и демоны относительно мирно исследовали Вселенную, пока в Пандемониуме не наткнулись друг на друга и, вспомнив старые обиды Ану и Татамета, сразу вцепились друг другу в глотки, начав Вечный конфликт. Основной целью, помимо взаимовыпиливания (это было самой основной целью!), стал Камень Мироздания — око Ану, способное создавать миры. С его помощью ангелы создавали миры порядка и света, а демоны — хаоса и кошмаров. Ни один из этих миров не прожил долго — с каждым переходом Камня из рук в руки победители разрушали миры врагов. Так продолжалось бесконечно долго, пока Камень Мироздания попросту не исчез. Воюющие стороны настолько обалдели от этого, что Вечный конфликт фактически перешел в стадию холодной войны.

Как оказалось, как среди ангелов, так и демонов начали появляться те, кому не упала эта бесконечная война. Архангел Инарий и архидемоница Лилит (на секундочку, дочь самого Мефисто), прознав про это, сговорились, украли Камень и вместе с сторонниками сбежали куда-то далеко, где и создали свой мир — Санктуарий (или Святилище). Они жили в мире и спокойствии, пока некоторые ангелы и демоны (включая Инария с Лилит) не решили завести детей. Так появились нефалемы — существа, способные одной лишь силой мысли менять реальность абсолютно как угодно. Такая имбовость детишек напугала очень многих, а некоторые даже попытались уничтожить их, но зато у Лилит зародился хитрый план — она перебила почти всех последователей, а любимому Инарию предложила вместе править галактикой с помощью нефалемов истребить ангелов и демонов и закончить Вечный конфликт. Взбешенный Инарий в ответ выкинул её из Санктуария на мороз и использовал Камень Мироздания, чтобы уменьшить способности нефалемов. На протяжении десятилетий потомки нефалемов деградировали, став известными нам людьми, а Инарий жил среди них, на почве одиночества медленно поехав крышей.

Однако со временем некоторые люди начали проявлять магические способности (остатки от сил нефалемов) и, изучив их, поколения спустя доизучались до призыва потусторонних духов, которые оказались демонами Пылающей Преисподней. Прознав о существовании людей и Санктуария, триумвират Изначального Зла решил втихушку подчинить их, чтобы агрессивными действиями не привлечь внимание ангелов, скрывая это, впрочем, и от четвёрки Меньшего Зла. Инарий не сразу сообразил, что за зарождавшимся среди людей религии Храма Троицы (с Люционом, сыном Мефисто, в роли верховного жреца), где поклонялись трём якобы добрым духам-творцам мира, стояло Изначальное Зло, и в ответ, чтобы самому не привлечь внимание ангелов, в качестве противовеса основал Собор Света с собой во главе под личиной Скрытого Пророка. А потом вернулась Лилит, желающая вернуть людям способности нефалемов и использовать их для истребления ангелов и демонов.

Что не знал вообще никто, даже Инарий с Лилит, так это то, что Санктуарий всё это время от Небес и Преисподней скрывало чужеродное создание Траг'Оул — Звёздный дракон, один из Стражей Миров, сторонников Равновесия между Светом ангелов и Тьмы демонов. На происходящее в Санктуарии ему не было плевать, но без разрешения остальных сородичей опасался вмешиваться, авось ангелы и демоны решат истребить и Стражей Миров, помимо друг друга, так что только сидел и смотрел, да и дёргал за ниточки.

В результате в Санктуарии заварилась такая каша, что всем вместе пришлось расхлёбывать: вон там Собор Света с инквизицией и храмовниками, вот тут Храм Троицы с мраккультистами и демоническими ассасинами, тут ставший мессией простой человек Ульдиссиан и его Эдиремы (в которых Лилит пробудила силы нефалемов, и от которых тоже получила пинка, когда те узнали, что она лишь хочет использовать их в качестве ОМП), здесь империя Кеджан и её смертельно опасная магократия, которых уже задолбали эти дурацкие религиозные войны, и крестовый поход крестьян со способностями людей-плюс против обеих религий, а сверху Траг'Оул дёргает за ниточки некромантов Мендельна (брата Ульдиссиана) и Ратмы (он же Линариан, сын Инария и Лилит), чтобы о заварушке не пошли слухи к ангелам и демонам. В конце концов туда заглядывает Тираэль и зовёт остальных ангелов, чтобы убить всех демонов и полудемонов, возобновив Вечный конфликт в мире людей. Результат - трёхсторонняя неравная битва между ангелами, демонами и людьми, весь Санктуарий трещит по швам от сил Небес, Ада и нефалемов, и в конце Ульдиссиан совершает героическое самопожертвование, восстанавливает мир и оживляет погибших. Офигевшие от такого ангелы (не ожидавшие самопожертвования от человека) созывают Совет Ангирис, где Тираэль, позвавший сородичей ради уничтожения Санктуария, радикально меняет мнение и поддерживает Ауриэль и Итераэля, выступая за сохранение мира и людей, а заявившийся к ним Мефисто в обмен на перемирие и неприкосновенность Санктуария от сил Небес и Преисподний требует плененного Инария, что и получает. По договору людям стирают память с помощью Камня Мироздания (который оставляют в мире смертных в недрах горы Арреат) и опять лишают сил нефалемов.

За последующие тысячелетия всё было относительно тихо. Малтаэль из-за отсутствия доступа к Камню медленно ушёл в ГЭС, Мендельн основал орден некромантов, появилась религия света Закарум, остатки мраккультистов из Храма Троицы разбежались туда-сюда, Младшее Зло озлобилось на Изначальное за всё хорошее (включая сокрытие существования Санктуария) и устроило переворот, выгнав всю троицу в мир смертных, Тираэль в ответ втайне основал Орден Хорадримов, которые пленили Изначальное Зло и всё, три века спустя начинаются игры: разгром Тристрама Диабло, освобождение Баала и Мефисто, осквернение Камня Мироздания и его уничтожение руками Тираэля, исчезновение Малтаэля, вторжение сил Преисподний Белиала и Азмодана, возрождение Диабло в виде Единого Зла и его очередная смерть от рук нового героя, Нефалема. Возвращение свихнувшегося Малтаэля в виде Ангела Смерти, его гибель от рук Нефалема и очередное освобождение Диабло. Не прошло и ста лет, как у Санктуария появилась новая проблема: маг Элиас освободил Лилит, которая быстро начинает создавать кровожадный культ себя самой. Цель у неё самая благая - побыстрее вернуть силу нефалемов людям, да и самой забрать силу Мефисто, чтобы человечество могло противостоять Преисподней. Только вот с жертвами она не считается, ибо новому человечеству не нужна слабаки. Остановить её попытается очередной нефалем, которого чуть не принести ей в жертву.

Тропы[править]

  • 300 — имеется отсылка к 300 спартанцам в виде легендарного копья «трёхсотое копьё» во 2-й и 3-й частях. По описанию на нём отряд из 300 воинов сумел сдержать натиск демонов, но погибли все. Копьё последнего павшего стало артефактом.
  • Амазонки — народ Аскари, живущий на островах Сковос. Общество управляется двумя матриархальными кастами: амазонками и оракулами, ведущими своё происхождение от двух дочерей нефалема Филиоса. Их священный артефакт, Незрячее Око, по легендам позволял Филиосу общаться с ангелом Лисандер — своей первой возлюбленной (дочери у него появились от второй любви), которая пережила предательство Лилит и вернулась на Небеса, но пришлось прекратить общение, чтобы другие ангелы не узнали о существовании Санктуария. Мужчин в обществе аскари позволено занять какие угодно должности кроме самых высоких, которые закреплены за кастами амазонок и оракул.
  • Апокалиптический маньяк — это суть Баала, Владыки Разрушений.
    • Малтаэль, приняв сущность Ангела Смерти, тоже стал им.
  • Антизлодей - Лилит в четвёртой части. Её методы жестоки, потому что она считает, что человечество должно быть очищено от слабых, да и союзников среди демонов добротой не купишь, но цель благая - подготовить людей в противостоянию демонам и ангелам. Сюда же маг Элиас: возрождая Лилит, он был уверен, что только она способна спасти мир.
  • Армия из одного человека — герой любой части.
  • Артефакт — тьма их.
  • Бездонный мешок — хорадрический куб, который используется для алхимии и создания артефактов.
    • И вовсе не бездонный, скорее внутри больше, чем снаружи, чем игроки обычно и пользуются, чтобы запихать в мешок побольше артефактов.
  • Безымянный герой — все герои первых двух игр. Имена, вместе с биографией, некоторым из них дали только по мере расширения сеттинга (и некоторого реткона) вокруг третьей игры:
    • Воин — принц Айдан Хандарасский, старший сын короля Леорика и брат принца Альбрехта. Ага, представляете, каково ему было, когда убивал восставшего из смерти отца и одержимого Диабло младшего брата? До событий игры, пока в Тристраме Диабло и архиепископ Лазарь дружно выносили мозги Леорику, Айдан участвовал в бессмысленной войне с Вестмаршем, где армии Хандараса были наголову разбиты, но он смог вернуться в Тристрам и был вынужден собирать пати на восставшего Дьябло. Да и собственного родителя, пребывающего в подземельях собора виде здоровенного скелета-босса (потомок-то измельчал, едва до подмышки дотягивается папане!) упокоил повторно, не моргнув глазом! И ладно, нежить же, но сынок даже не попытался похоронить останки убиенного-воскрешенного-снова-убиенного отца, фи!
    • Разбойница — Морейна из сестринства Незрячего Ока (ага, того самого, что выше). Командовала группой сестёр, которых послали в Тристрам на тёмные знамения, где объединила силы с Айданом и Джазретом против Диабло.
    • Маг — Джазрет из клана Визжерей. Был послан на запад вместе с другими магами на тёмные знамения появления Изначального Зла. В Тристраме он объединил силы с Айданом и Морейной против Диабло.
    • Некромант — Зул из ордена Жрецов Ратмы.
    • Колдунья — Иссендра из клана Занн Эсу. Была наставницей Ли-Минь (Чародейки из третьей игры).
    • Амазонка — Кассия. На момент третьей игры является варматроной аскари.
    • Ассасин — Наталья. Ассасин из ордена убийц магов Виз Джак’Таар, к началу третьей Дьяблы уже мертва, но успела стать основательницей братства охотников на демонов.
      • Любопытная дыра получается: в Курасте есть NPC Наталья, как раз ассасинка. Независимо от того, за кого играешь. Тёзка, что ли?
  • Босс-будильник — Мясник в первой части, Ворон Крови во второй.
  • Бронелифчик — их есть здесь. Немало.
  • Был героем, стал злодеем — все герои первой игры: Айдан (воин) поддался влиянию Диабло и стал Тёмным Странником, Морейна (лучница) под влиянием Андариэль стала Кровавым Вороном, а Джазрет (маг) свихнулся от пережитого и стал Заклинателем. Всех троих прикончили герои второй игры.
    • Адрия. Если вышеупомянутые хотя бы стали злодеями в результате обстоятельств, то она вполне осознанно присягнула на верность Диабло.
    • Инарий. Если вначале он искренне хотел создать убежище от извечного конфликта, то после пережитого он стал безжалостным лицемером, который манипулирует людьми в своих интересах и без особых угрызений совести убивает Ратму.
  • Был злодеем, стал героем — Тираэль в «Войне Греха». Ожидаете доблестного защитника людей? Обломитесь — великолепный мерзавец, прагматичный злодей и гад-кукловод в одном флаконе, сеющий раздоры и подрывающий оборону Санктуария перед вторжением Небесного воинства. Хотя, учитывая его мотивы, скорее антизлодей.
  • Выиграть войну, проиграть мир — после заточения троицы Изначальных Зол и Золтана Кулла орден Хорадримов стремительно растерял влияние и кадры. Всего три столетия спустя полностью просрали все полимеры — уцелел лишь один потомок основателей ордена по имени Декард Каин, который никаким воином или магом уже не был, но зато хотя бы по фану зачитывался отчетами первого ордена, чем очень помог героям трёх частей Дьябло.
  • Гад-франшизик — Диабло же!
  • Гамбит Ксанатоса — Диабло его проворачивал неоднократно, и ещё провернёт, если сиквелы будут.
  • Геймплей вразрез с сюжетом — в каждой игре игрок выбирает одного героя из предоставленных классов, но согласно лору, в первой игре против Диабло сражалась группа из трёх героев (воина, лучницы и мага), а во второй из пятерых (амазонки, варвара, некроманта, паладина и колдуньи), к которым затем присоединились ещё двое (друид и ассасин). Насчёт героев третьей игры такой информации нет.
    • Вообще-то во вторую игру можно/нужно играть по сети. Автор правки, например, играл. Википедия утверждает, что и в первую игру тоже можно было. Так что при желании можно воссоздать каноничный набор персонажей и отыграть каноничный сюжет.
  • Гумба — падшие, они же фолены. Гоблиночерти с дрекольём и прокачанным навыком «врассыпную».
  • Гуро - расчленённые тела - привычный элемент многих уровней. В четвёртой части, благодаря возможности приблизить камеру и улучшенной графике, можно полюбоваться на них поближе. Ну и в видеовставках есть весьма кровавые моменты вроде поедания монаха стаей собак.
  • Дешёвая драма - в четвёртой части. Не то что совсем дешёвая, но её очень много. Жизни практически всех героев, исключая главного, в итоге оказываются сломаны. В частности, непонятно, зачем Нейреллу нужно было лишать руки, а Донана - глупо убивать о случайную проклятую душу, и это после того как смог справиться со смертью сына и начал по-отечески относиться к Нейрелле.
  • Диссонирующее имя — Дуриэль с иврита переводится как «Бог мой дом». Как это имя получил повелитель боли и владыка червей?
  • Древнее Зло и Анти-Бог в одном флаконе — Татамет, копиркин сразу с w:Тиамат, дракона-Сатаны в христианской эсхатологии и маздаистско-зороастрийского w:Ангра-Майнью, побеждённый и уничтоженный (причём взаимно!) Ану в начале времён. Диабло, его братья и прочие демоны — по сути, просто осколки Татамета.
  • Дьявол — Диабло, на равных правах со своими не менее демоническими братьями. Под конец третьей части поглощает сущности своих братьев и становится средоточием мирового Зла, а заодно и перестаёт быть субверсией тропа.
  • Единый Бог — Ану.
  • Звероподобные гуманоиды — хазры. Мутировали под воздействием демонического колдовства в козлоподобных людей.
  • Зло ради самого зла — ну разумеется, демоны! Троица Высших Зол любит злодействовать в рамках своих титулов: Мефисто сеет раздоры, Диабло наслаждается страхом своих врагов, Баал — апокалиптический маньяк.
  • Зловещие близнецы — Дуриэль и Андариэль. Внешне не похожи вообще никак, но утверждается, что эти двое — близнецы.
  • Злодей с хорошей репутацией — культ Троицы, в котором адепты поклоняются «духу любви», «духу решимости» и «духу созидания». Что это за Троица такая — думаю, понятно всем?
    • Стоит также отметить, что троп применим даже для жрецов, которые до некоторого сана не догадываются о истинной природе культа.
  • Злодейский смех — услышав смех Баала, можно и кирпичей наложить. Особенно в условиях, когда его обычно слышишь.
  • Золотое трио — по лору, герои первой игры. Воин Айдан, лучница Морейна и волшебник Джазрет. Печальный конец прилагается.
    • Триумвират Изначального Зла. Мефисто, Баал и Диабло своим существованием поддерживают связывающий их родством порочный круг: ненависть приводит к разрушениям, разрушения вызывают страх, страх приводит к ненависти.
  • Из полымя — в финале второй части нечто похожее проделывает Баал, сжигая за собой лечебницу. Повелитель Разрушения, как-никак.
  • Какая такая конвекция? — последняя треть четвёртого акта и несколько опциональных подземелий пятого.
    • Сыграно нетрадиционно в пятом акте. В ледяных пещерах должен быть собачий холод, но персонажи (в частности варвар и колдунья) простудиться не рискуют.
  • Квинтет — по лору, герои второй игры во время охоты на Диабло. Амазонка, варвар, колдунья, некромант и паладин. Когда они ушли по следам Баала, к ним присоединились друид с ассасином.
    • Ангирский совет до уничтожения Камня Мироздания.
    • Герои «Войны Греха» в первой книге: Ульдиссиан (Герой и Силач), Мендельн (Умник), Серентия (Девчонка), Ахилиос и Лилия (Напарники, хотя последняя строит из себя Девчонку). В конце Лилия ушла, а Ахилиос погиб от рук Люциона.
  • Козёл был прав — если задуматься, то почти все претензии Империя к Тираэлю вполне обоснованы. После Войны Греха Ангирский совет заключил соглашение с Мефисто о нейтральном статусе Санктуария (Мефисто собственной кровью подписал). Ясное дело, Изначальное Зло использовало лазейки, чтобы обойти соглашение (например, Тёмное Изгнание хоть и было срежиссировано Азмоданом и Белиалом для свержения Триумвирата, но это и позволило братьям вторгнуться в Санктуарии). Тираэль за спиной Совета основал Хорадримов и создал Камни Душ, что в конечном итоге и привело к уничтожению Камня мироздания, исчезновению Малтаэля, возрождению Диабло в лице Единого Зла и штурму Небес его силами (стоит также отметить, что планы Тираэля пошли под откос из-за пленения Изуаля, в ходе допроса которого Высшее Зло и узнало о Камнях Душ, и Золтана Кулла, создавшего Чёрный Камень Душ). Даже больше — именно Тираэль возродил Хорадримов, чтобы украсть Чёрный Камень Душ из Небес, в результате чего его заполучил обезумевший Малтаэль, чья смерть в итоге привела к освобождению сущности Диабло — всё ещё Единого Зла.
  • Ктулху с побитой мордой — игроку предлагается лично надавать чертей, пардон за каламбур, высшим демонам.
  • Любовный треугольник — сразу два таких в «Войне Греха»: Ахилиос-Серентия-Ульдиссиан-Лилия. Серентия была по уши влюблена в Ульдиссиана, а бедного Ахилиоса просто считала другом. Сам Ульдиссиан на неё смотрел, как на младшую сестру, а сам был без ума от Лилии. Впрочем, когда Серентия узнала о чувствах Ахилиоса, весьма быстро ответила взаимностью… и его в следующей же главе прикончил Люцион. Что же касается Лилии, она сама ушла (после того, как Люцион удалённо снял с неё маскировочные чары), перед этим прочитав ганнибальскую лекцию Ульдиссиану.
  • Любовь после гроба — Серентия начала встречаться с Ахилиосом после его воскрещения в качестве нежити Ратмой. Послегробный роман продлиля недолго — они оба погибли на Золотом Пути вместе с многими нефалемами в бою с ангелами и демонами, но Ульдиссиан перед самопожертвованием оживил всех но по-настоящему (не в виде нежити). После Войны Греха Ахилиос с Серентией наконец-то поженились и остались в Сераме.
  • Героический медведь: во 2-й части Друид может призывать медведя — но он всё-таки не очень опасен. А вот если прокачать ветку «медвежьих» навыков — получается машина убийства.
  • Мессианский архетип — Инарий строил из себя такого в религии Собора Света, а для Эдиремов таким был Ульдиссиан. В битве на Золотом Пути второй буквально втоптал первого в грязь.
  • Мод — вторая часть, в особенности, у мододелов очень популярна.
  • Не щадить детей — тёмное фэнтези же.
  • Неадекватное возмездие - рыцаря Собора Виго отправили сражаться в огромном доспехе-железной деве, истекая кровью от ран. Хотя в чём он, собственно, виноват? Узнав о демонице, отправил солдат исследовать шахты, и за взятку пустил с ними женщину-учёную. Он не мог знать, что демоница - это Лилит, которая убьёт солдат, а учёную сведёт с ума.
  • Непонятного пола — зигзагом, Итераэль. В «Сокрытом Пророке» подсвечено, что с точки зрения героев внешне его пол трудно определить, хотя в Книге Каина к нему применяют мужское местоимение he.
  • Непохожие близнецы — Дуриэль и Андариэль, но только внешне: первый похож на громадного зерга, а вторая имеет облик женщины с когтями на спине. По характеру же почти два сапога пара — Дуриэль является повелителем боли, в то время как Андариэль специализируется на пытках.
  • Неясно-смуглый — Тираэль после становления смертным.
    • Паладин из второй части.
  • Новый старый уровень — в Diablo II персонаж посещает Тристрам (в принципе, квест не обязательный, но лучше его выполнить, чтобы не платить Декарду Каину за каждое определение вещи в дальнейшем), город сильно изменился по сравнению с первой частью.
    • Ну конечно изменился, он сгорел к чертям!
  • Оттенить героя мерзавцем - в четвёртой части хорадрим Лорат постоянно противопоставляет Элиаса главному герою, которому, в отличие от Элиаса, нефалемская сила голову не вскружила.
    • Также имеется аверсия: главную антагонистку, Лилит, оттеняет Инарий. На фоне своего бывшего муженька, которому положительных качеств вообще не отсыпали, даже кровожадная демоница кажется симпатичной.
  • Падший ангел — с кого бы начать:
    • Архангел Инарий, советник Ангирского совета. Устал от постоянных планирований, контрпланирований и контрконтрпланирований войны и дезертировал. Снюхался с дочерью самого Мефисто, а после её предательства медленно сошёл с ума, живя в одиночестве среди людей. В конце концов был изуродован Мефисто и обречён на участь хуже смерти. В итоге вырвался из ада, но с сильно испортившимся характером. Хочет вернуться на небеса, а человечество считает ошибкой, которую нужно уничтожить. Впрочем, он не против использовать людей в качестве пушечного мяса.
    • Архангел Изуаль, самый доверенный заместитель Тираэля. Был схвачен в бою Изначальным Злом и сломан пытками, превратившись в осквернённое подобие прежнего. Словно этого было мало, к его душу привязали зловещую сущность из самой Бездны — самого тёмного плана бытия. Был сражён героями второй игры, но двадцать лет спустя возродился во время вторжения Диабло на Небеса, опять в виде падшего архангела. Снова был убит Тираэлем и Нефалемом.
    • Архангел Тираэль. Притом в отличие от предыдущих примеров, пал буквально — демонстративно отказался от ангельской сущности, чтобы помочь Нефалему спасти Санктуарий от Преисподний. Теперь он смертное существо, но таки смог вернуться в Ангирский совет, заняв место Мудрости.
    • А вот предыдущий архангел Мудрости — Малтаэль, после ухода из Совета и длительного уединения сошёл с ума и превратился в Ангела Смерти.
    • По намёку Диабло, именно этим становится Империй. Архангел Доблести превращается (если уже не превратился) в олицетворение Гнева.
  • Паук-деньгоед. Классика жанра.
  • Пауки необычных размеров — Астрога. Паукоподобный демон на службе Диабло.
    • Цидея Дева Похоти на службе Азмодана. Фансервисное тело женщины прилагается.
  • Персонаж-маска — почти все крестоносцы. Каждый крестоносец носит имя своего погибшего наставника и воспитывает преемника, который должен взять его имя после его смерти и продолжить его дело.
  • Победитель дракона становится драконом — после победы над Диабло герой первой части втыкает себе в лоб камень душ с соответствующим результатом.
  • Повышение до бога — в целом нефалемы способны на такое, именно из-за этого демоны до сих пор не забросили планы для их подчинения, а ангелы — истребления.
    • Ульдиссиан почти добрался до божественного уровня, но осознал, что из-за такого быстрого наращивания мощи не успел привыкнуть к своим силам и теряет человечность, в результате решил пожертвовать собой, чтобы восстановить мир и дать людям время медленно обуздать нефалемские силы.
    • ГГ третьей игры, Нефалем, достигает такого состояния после победы над Малтаэлем, чем озадачивает Тираэля, осознавающего, что Нефалем, при всей своей мощи, до сих пор человек и обладает человеческими слабостями.
  • Полночь без пяти — последний день Войны Греха. Солнце взошло на севере и неподвижно нависло на небосклоне, под землёй открыты врата в ад и легионы демонов уже готовы перейти в наступление, где-то там в запределье ангельское воинство марширует к Санкутарию, а Инарий намерен использовать Камень мироздания и обнулить весь мир, если проиграет войну.
    • Конец Diablo II полностью про это.
  • Посадить в автобус — Лилит, Траг’Оул, Мендельн и нефалемы первого поколения бесследно пропали после Войны Греха. Хоть Мендельн и оставил след в виде ордена некромантов.
    • Автобус вернулся — Лилит и Инарий вернулись в четвёртой части. Ратма тоже, но в качестве посмертного персонажа.
  • Похитители тел — Малик в цикле «Война Греха», переселялся в жертву простым прикасанием и после оживления сменил девять тел.
  • Похожие семейные имена — имя Линариана составлено из имён его родителей: Лилит и Инария. После «ссоры» родителей сбежал и отрёкся от имени.
  • Почему ты отстой пополам с бронебойным ответом - Лилит подробно объясняет это Инарию перед тем как его убить. А ещё она специально даёт Инарию проткнуть себя копьём - именно так он убил Ратму - чтобы потом выдернуть копьё из живота и ударить им Инария.
    • Её предсмертная речь в адрес нефалема - тоже троп.
  • Прекрасная волшебница — таких тут очень много.
  • Принцип смурфетки — Морейна, Ауриэль и Андариэль являются единственными женщинами среди своих групп (герои Тристрама, Ангирский совет и Изначальное Зло). Правда, Сердцем группы является только Ауриэль и девой в беде только ей пришлось побывать. Морейна же является членом амазонского боевого сестринства, а Андариэль чистое воплощение садизма.
  • Профессиональный риск ментора — Декард Каин продержался до третьей игры. Прожил бы ещё некоторое время, даже несмотря на болезнь, если бы Тираэль не приземлился прямо на него (да, потом его ещё и Магда пытала, но её в Тристрам привело именно падение Тираэля).
  • Развитое древнее человечество — нефалемы.
  • Разрыв канвы копирастами — дополнение к первой игре, Hellfire, было разработано Sierra On-Line. Blizzard-ом считается неканоном.
  • Разум не вынес — Инарий. Разбитое сердце, крушение надежд и тысячелетия одиночества медленно пошатнули его психику, а поражение от рук Ульдиссиана окончательно добило — когда Мефисто потребовал его от Ангирского совета взамен на перемирие, сам Инарий начал безумно смеяться и не прекращал даже когда Мефисто тащил его в Преисподнюю.
    • Король Леорик. К его чести, влиянию Диабло противостоял необычно долго.
  • Религиозный фанатик - в четвёртой части - Права, настоятельница Собора Света. Фанатично предана Инарию. В конце игры отказалась верить в его смерть и обвинила в ереси хорадримов, которые её спасли. Сюда же Йозеф: монах, который спас героя от жертвоприношения, в конце нападает на него по приказу Правы и умирает от его же руки.
  • Религия зла — Храм Троицы. Поклонялись трём духам-творцам мира: Мефису, духу любви, Бале, духу созидания, и Диалону, духу решимости. Благотворительность и миссионерство снаружи, кровавые жертвопринощения и призывы демонов внутри. Глава религии — Верховный жрец Люцион, сын Мефисто собственной персоной.
    • Закарум под влиянием Мефисто чуть не стал таким.
  • Ретроактивное бессмертие — демонов именно поэтому трудно убить. Их души отправляются в Ад, где некоторое время спустя возрождаются. С ангелами немного сложнее, так как личность возрождённого у Кристаллической Арки ангела может отличаться от предыдущей.
  • Родные братья противоположны — с прикрученным фитильком, Ульдиссиан и Мендельн ул-Диомеды. Первый — накачанный и загорелый молодой мужчина, чуть ли не Мистер Фансервис, с золотым сердцем, а второй — книгочей. После получения сил нефалемов Ульдиссиан превратился в мессианского архетипа, в то время как Мендельн, одновременно получив и покровительство Траг’Оула, стал крутым ботаном и мрачным, походившим на мраккультиста, некромантом.
  • Самосбывающееся пророчество - спусковым крючком событий четвёртой части стало пророчество Ратмы. Узнав из него о том, что "Инарий сожжет мир, а Лилит возродит его из пепла", Элиас кинулся возрождать Лилит, а Инарий - что "сердце ненависти пронзит копьё света" - искать Ратму и Лилит. Промолчал бы Ратма о пророчестве - оно бы не исполнилось, или по крайней мере не так скоро.
    • Более того, пророчество начинается со слов "я видел свой труп, и изо рта моего вышла ненависть" - которые можно понимать как "пророчество начнёт исполняться когда я о нём расскажу".
  • Свет есть добро — Ауриэль, архангел надежды, свято верит, что добро есть в каждом живом существе и каждый заслуживает шанс реализации своих возможностей. На пару с Итераэлем выступала против геноцида людей с самого начала (Итераэль по другой причине — он архангел судьбы и знает, что предназначено каждому ангелу и демону, но у людей предназначений нет, вот ему и было интересно, к чему они придут). Да и выступает гласом разума в Ангирском совете, особенно когда Тираэль и Империй начинают бодаться.
    • Тираэль, архангел справедливости, вплоть до того, что отказался от ангельства, чтобы помочь людям в борьбе с демонами.
  • Свет не есть добро — среди архангелов очень влиятельны Империус и Малтаэль. Оба считают, что для победы над силами Преисподней нужно убить всех человеков. На всякий случай. Инарий не лучше - более высокомерного и циничного козла в играх просто не найти.
  • Секретка — секретные уровни во 2 и 3 частях.
  • Секретный босс — Резиарфг. Настолько секретный, что большая часть игроков о нём даже не слышала, да и не было никогда никакого Резиарфга, это первоапрельская шутка разработчиков.
  • Синдром Джорджа Мартина — вы только на даты выхода игр посмотрите.
  • Скальный наездник — стигийские куклы во второй части. Быстро бегают, больно бьют, в момент смерти взрываются, тоже очень больно. Хорошо, если можно «снять» их издалека — а как персонажам-рукопашникам быть?
    • Там же — Oblivion Knight’ы. Умеют, среди прочего, накладывать на игрока проклятие, отражающее физический урон на него самого (почти всегда мгновенная смерть). К счастью, последний патч их от этого отучил.
  • Смерть навсегда — если при создании персонажа поставить галочку в графе «Хардкор».
    • Люцион получил такое от Ульдиссиана. Сработала нефалемская манипуляция реальности — если проще, то Ульдиссиан представил, что Люциона не существует и он буквально исчез из реальности у него на глазах.
    • Да и сам Ульдиссиан, разлетел на множество частиц по всему пространству и времени.
  • Смерть против ада — Жрецы Ратмы, орден некромантов, поддерживают Равновесие и по сути стоят на стороне Стражей Миров. Они не союзники Высшим Небесам, но часто объединяют силы с сторонниками Света против Пылающих Преисподний.
  • Собери их все — многие задания.
  • Совет ангелов — Ангирский совет, состоящий из архангелов Империй, Ауриэль, Тираэль, Малтаэль и Итераэль. После ухода Малтаэля его место занял Тираэль, отказавшись от аспекта Справедливости.
  • Стремящийся в главгады — Астрога в «Войне Греха» некоторое время размышляет о том, чтобы свергнуть Люциона и самому стать верховным жрецом Храма Троицы, но передумывает, так как Диабло точно не защитит своего питомца от ярости Мефисто. Правда, когда раскрывает правду о том, что Люциона уже некоторое время подменила Лилит, не медля строит хитрый план и становится верховным жрецом… незадолго до того, как главный храм штурмует Ульдиссиан со своими Эдиремами.
  • СФК — полным полно, но со своеобразным колоритом.
    • Империя Кеджистан — сборная солянка ближневосточных народов (в основном арабов, персов и индусов) с примесями Византии, буддизма и мезоамериканских цивилизаций.
    • Хандарас — стандартная фэнтезийная псевдоевропейская страна, но в отличие от Вестмарша, напоминающая скорее раннее Средневековье.
    • Вестмарш — западноевропейское государство, готическая архитектура и влиятельная аристократия при короле прилагается.
    • Аранох — арабо-персидская культура Лют Голейна вкупе с отчётливым египетско-нубийским (с небольшой примесью Междуречья) налётом пустыни.
    • Ивгород — славяно-православная культура с элементами псевдобуддизма. Боевые монахи прилагаются в подарочной упаковке.
    • Шиэньсай — в основном китайская культура.
  • Так не доставайся же ты никому! — Инарий всерьёз был готов уничтожить весь Санктуарий, лишь бы не позволить Ульдиссиану победить.
    • Положительный вариант с Тираэлем. Когда Баал осквернил Камень мироздания, Тираэль решил уничтожить его, даже несмотря на его ценность для ангелов (око Единого Бога, всё таки), чтобы под его влиянием люди не превратились в адских тварей.
  • Темнее и острее — вторая часть по отношению к первой.
    • Третья, наоборот, светлее и мягче.
    • Четвёртая снова темнее и острее, причём даже первой части - победа, вырванная у Лилит дорогой ценой, сильно горчит, а на горизонте маячит новый катаклизм, от которого Лилит и хотела спасти. А если посмотреть на Инария - защиты у небес ждать не стоит, человечество для них - неприятная аномалия.
  • Тёмное фэнтези — оно самое.
  • Технический пацифист — Стражи Миров избегают Вечный конфликт ангелов и демонов и никогда не сражаются, вместо этого дёргая за многие ниточки, чтобы конфликт не дошёл до них или пошёл по желаемому сценарию.
  • Ты меня уважаешь? — Древние во второй части. Пока лично не проверят, что ты достойный воин — не пропустят.
  • Тьма не есть зло — Стражи Миров. Они манипулируют тьмой и смертью, могут призывать души умерших из посмертия, и при этом придерживаются нейтралитета в войне между Небесами и Адом, так как, по их мнению, вечный порядок ангелов приводит к стагнации, а вечный хаос демонов только разрушает.
  • Убить того, кого любишь — через это пришлось пройти королевичу Айдану Хандарасскому — Воину из первой части, убивая родного брата одержимого Дьябло. До этого ему пришлось упокоить родного отца — короля Леорика, восставшего в виде скелета-нежити. Сам Леорик, впавший в последние годы жизни в безумие из-за влияния Диабло отправил на казнь свою жену.
    • По некоторым намёкам через это проходит мужской протагонист при убийстве Лии (дочери Айдана и Адрии) в третьей части, ставшую вместилищем для Дьябло.
  • Устрашающее имечко — Диабло, Мефисто, Баал. Страшно, да? А это лишь сокращённые имена. На самом деле их зовут Аль’Диабалос, Дул’Мефистос и Тор’Баалос.
  • Участь хуже смерти — Инарий. Мефисто медленно отрезал ему крылья, затем крюками содрал с него кожу, оторвал веки и повесил на цепях в комнате с зеркалами, чтобы он смотрел на своё обезображенное отражение всю вечность.
    • Тал Раша. На протяжении 300 лет его тело, захваченное Баалом, было связано в гробнице, а сам был не больше чем пленником в собственной голове.
    • Ахилиос испытал такое, когда оживленная трава на поляне к собору Инария утащила его под землю — будучи по сути погребенным заживо и неспособным двигаться, не мог умереть, так как уже был нежитью.
  • Хронически рваная канва — упоминания Войны Греха в первой игре и ранних книгах совсем не похожи на ту Войну Греха, которую показали в одноимённой серии книг.
  • Чёрт с рогами — рогаты многие демоны, от мелких Падших до самого Диабло.
  • Хитрый план — Диабло с Мефисто и Белиалом любят строить такие, но первый обогнал всех в успешности.
  • Хрустальный дракон Иисус — Закарум. Или Церковь Закарума, или Церковь Света. Вера в божественный Свет. Основы были созданы шианским отшельником Акаратом, которому явился ангел Иэрий. Декард Каин, в свою очередь, как и некоторые Хорадримы, считает, что на самом деле Акарат увидел отголосок самопожертвования Ульдиссиана сквозь время, а «иэрий» с его языка означал «сына света». Является самой распространённой религией в Санктуарии.
    • Стоит добавить, что из-за махинаций Мефисто, захватившего центральный храм в Курасте, Закарум подвёргся реформе, что в конечном итоге стало причиной конфликтов между Кеджистаном и Вестмаршем (вероятная отсылка на разногласия католицизма и православия).
    • Собор Света тоже подходит. Даже идеологией — поклонялись абстрактному Свету. Глава религии — Сокрытый Пророк, он же архангел Инарий.
  • Этот гадкий босс — Дуриэль во второй части стал притчей во языцех (хотя у автора правки именно с ним никаких проблем не возникало)
    • Проблема заключается обычно в трёх вещах: в слабой и незавершённой прокачке героя на первом уровне сложности при встрече с ним (как и в случае с Кровавым Вороном, см.ниже); в ОЧЕНЬ маленькой и ограниченной арене боя с боссом, на которой от него очень сложно уворачиваться, да к тому же и аура заморозки у босса задачу не облегчает; и в том, что он ждет сразу у входа, и на старых компьютерах банально убивал героя до загрузки графики. На самом деле, убить его не так сложно — особенно в свете того, что у него не так уж много здоровья и отсутствует оружие дальнего боя, а также — какие бы то ни было резисты (даже на Аду!), благодаря чему на двух последующих уровнях сложности Дуриэль убивается едва ли не легче всех других. Самое главное — не подпускать его близко, ибо большой урон + оглушение выносит неподготовленного героя за пару секунд. В крайнем случае можно положить свитки портала в один из слотов пояса — и, как только станет нехорошо, бежать в город восстанавливаться. Труднее всего червяка лупцевать Волшебницей — из-за хилого здоровья и медленной скорости бега.
      • А вот с Нихлатхаком драться действительно трудно, благо, он необязательный и никакой награды за него не дают. Сам по себе он хлипенький, но владеет некромантским заклинанием взрыва трупа, который из-за кишащих вокруг босса сильных монстров-приспешников способен уложить персонажа чуть ли не мгновенно (особенно на последней сложности).
      • Ворон Крови из второй игры. Нет, на самом деле она не так уж и сильна — но появляется довольно рано, метко стреляет, быстро бегает и поднимает покойников. А игрок на момент встречи с ней ещё не очень силён и паршиво экипирован, да и магии мощной не обучен.
      • А в моде второго Дьяблы, который Гроздья Гнева, в третьем акте, сюрприз ждёт даже тех, кого не впечатлила личинка-Дуриэль: в Пещере Пауков ни единого паука, зато сундук охраняют гигантские «ледяные близнецы» и трясут землю, причём за полтора экрана от вас, с одного такого притопа высаживая ваше здоровье в ноль и гудбай. И никуда от сундука не отходят! Если на первый раз, когда их двое, это худо-бедно решается, то на второй сложности их там аж семеро, и это натуральный Кошмар. Потом они появляются ещё и на Вершине Арреата, вдобавок к собственно троим Стражам. Самое весёлое в том, что этих ледяных гавриков нету в гайдах, они фишка конкретно этого мода! И как их проходить — каждому придётся решать для себя методом смертельно-научного тыка.
  • Я тебя породил, я тебя и убью - отношение Инария к Ратме. В четвёртой части всё-таки убил. Ратма не стал даже сопротивляться, потому что предвидел собственную смерть и не собирался бороться с судьбой.