Латы не защищают

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Armor Is Useless. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Наглядно
« От брони никакого толку! Зачем она вообще нужна? »
— Предсмертный крик души имперского штурмовика, которого эвоки утыкали стрелами. Подсветка в «Гриффинах», пародирующих «Звёздные войны» (подробности см. ниже).
« Не устоят стальные латы / под метко пущенной стрелой! »
— «Стрелы Робин Гуда», версия с песнями Раймонда Паулса-Льва Прозоровского

Все мы знаем, что самая надёжная броня — сюжетная, да и та иногда подводит. Главный герой (скорее всего) выживет, несмотря ни на что, а головорезам и краснорубашечникам никакая броня не поможет: как гибли штабелями, так и будут гибнуть. Так что и тем, и другим доспехи нужны в основном для внешнего эффекта.

А вот когда доходит до сечи, это выливается в конфузы. Бывает, что удар не оставляет на доспехе даже вмятины, а вот личность в доспехе от этого удара падает замертво (хит-пойнты кончились, не иначе). Бывает и наоборот: клинок — нормальный клинок, не зачарованный и не ОБМ — проходит сквозь броню и всё, что под ней, как сквозь масло. И то, и другое выглядит довольно нелепо.

Важное уточнение: когда латы пробиваются оружием, которое создано именно против них — это не наш случай.

Родственный троп — латы из фольги. Противотропы — супер-броня, доспех неуязвимости, пуленепробиваемый картон.

Пятиминутка реальности[править]

Ни одна броня не гарантирует стопроцентной защищённости. Даже у танков есть слабые места, которые можно поразить не-бронебойным оружием, а у доспехов такие слабые места были и подавно. Латный доспех рыцаря слаб в местах сочленений, и техники боя позднего Средневековья и Ренессанса включали нанесение ударов в такие места. У рыцарей даже имелся из дополнительного оружия специальный кинжал — мизеркордия, годный исключительно для таких ударов. Когда противник сбит с ног, да. Кроме того, самым эффективным способом победить рыцаря с кавалерийской пикой был встречный удар пикой или алебардой. Или вовсе не пробивать его латы, а хорошенько простучать шлем булавой или шестопёром.

Кроме того доспехи не должны защищать одним фактом своего наличия, в процесс обучения их ношению входило и умение вести себя в бою, не подставляясь под прямые удары и не давая поразить уязвимую часть. Поэтому стоит скептически относиться к демонстрациях, где пробивают закрепленный на манекене доспех.

Вместе с тем латный доспех, особенно времен позднего Средневековья, обеспечивал носителю очень высокий уровень защиты от холодного оружия и луков, а так же неплохой шанс пережить попадание из арбалета или раннего огнестрела. К примеру, Максимилиановский доспех скорее всего представляет собой лучшую защиту от холодного оружия в принципе (правда, от мушкетных пуль серьёзно страдает, от чего и вымер), а хорошие кирасы в обязательном порядке должны были выдерживать пулю (правда, весили нереально много, и именно из-за чрезмерного веса так же ушли в прошлое).

Разумеется, поразить воина в доспехах было можно, но очень непросто. Собственно, военное дело позднего Средневековья уникально как раз тем, что это был единственный период, когда в извечной гонке «снаряда и брони» броня заметно опередила снаряд, то есть оборонительное вооружение ощутимо обогнало наступательное[1].

А до латных доспехов в ходу были кольчуги. Кольчуги хорошо сопротивлялись разрубанию, но удар той же булавой держали гораздо хуже лат. Вдобавок кольчуги было легче пробить колющим оружием: если от стрел из лука они более-менее защищали (под кольчугой же ещё толстый поддоспешник! Стрела, если пробивала кольчугу, тратила свою энергию на разрыв колец кольчуги, и дальше уже, потеряв скорость и импульс, вязла в поддоспешнике), то арбалетный болт пробивал кольчугу вместе с поддоспешником и владельцем (иногда насквозь). Вероятно, потому рыцари и сменили кольчуги на латы: на поле боя стало слишком много арбалетов. На самом деле, сменили в Столетнюю Войну, когда французы познакомились с английскими лучниками, и сначала стали носить бригантины (пластинчатые бронежилеты) поверх кольчуги, которые за сотню лет к концу войны превратились в латы.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Волкодав»: главный герой уверен, что прямого удара меча, топора или стрелы не выдержит даже латный нагрудник, поэтому предпочитает кольчугу, которая не стесняет движений[2]. Хотя при первом нападении банды Жадобы спасают как раз кольчуги, но только потому, что разбойники не ожидали, что караванщики их наденут чисто на всякий случай, и обстреляли срезнями (стрелами с широкими наконечниками, наносящими тяжелые раны, но непригодными для пробивания брони)
  • «Хроники странного королевства» — подсветка и реконструкция. Шеллар уверен, что стрела, попавшая ему в плечо, не причинила вреда, потому что под одеждой у него кольчуга. Но на самом деле он серьезно ранен, потому что кольчуга хранилась в ужасных условиях.
    • Инверсия с королевскими паладинами, латы которых выдерживают даже пули. Ну, во всяком случае, пули из местного огнестрела, ещё не слишком развитого.
  • Александр Прозоров, «Боярская сотня» — один из милиционеров, наблюдающим за соблюдением порядка на съезде реконструкторов, предложил проверить, как его табельный бронежилет выдержит стрелу. Поскольку взявшая в руки лук Юля ещё недавно числилась в олимпийском резерве, бронежилет был прострелен навылет, а патрульный ощутил эпичное «Ой, бл..., мне сержант наутро навставляет».
  • Властелин Колец — при битве возле врат Мории Азог ударил мечом по затылку Наина[3], короля гномов Железных гор. Закрывавшая шею кольчужная сетка удар выдержала, сама шея — нет.
    • А вот кольчуга Фродо выдержала удар копьем от орка, хотя ушибло хоббита знатно.

Кино[править]

Кино вообще. Чаще всего это допустимая жанровая условность, особенно в старых фильмах.

  • «Властелин Колец» Питера Джексона — во все поля. Воины Гондора носят латы и падают ничком, когда орки чем-нибудь по латам разок стукнут. Роханскую тяжёлую кавалерию орки умудряются проредить стрельбой из коротких луков. Да и у эльфов доспехи скорее для красоты. В свою очередь, броненосные урук-хаи прекрасно убиваются ударом меча прямо по цельному стальному шлему (а это смотря какой шлем — можно и без пробития смертельную ЧМТ обеспечить).
    • Там же — инверсия: благодаря тоненькой мифрильной кольчуге Фродо отделался лёгким испугом, когда тролль ткнул в него здоровенным копьём. Ирония в том, что кольчуга в принципе не может гасить импульс, а сила удара тролля превратила бы Фродо в отбивную, в мифриле он или не в мифриле. Если посмотреть внимательней, то длинное остриё попало в стену и соответственно вся сила удара ушла в стену, а Фродо получил боковым клинком.
    • Потому что у Профессора в первоисточнике бил хоббита не тролль, а орк, весьма в неудачных обстоятельствах да ещё и криво попавший, отчего удар пришелся вскользь, но хоббиту и этого хватило, едва ацеласом откачали.
  • «Звёздные войны» же — абсолютно бесполезные доспехи тех самых штурмовиков. В «Изгое-один» они не спасли даже от палки в руках монаха-каратиста.
    • В спин-оффе о Хане Соло дело доходит уже до непроизвольного самостеба: Хан мигом раскрывает подставного имперского капитана по отметинам от попаданий на его броненагруднике. Следы от выстрелов означают, что экипировка сто процентов снята с убитого, а сама мысль, что весьма массивная броня может от чего-то там защитить, даже не допускается.
      • Тот нагрудник выглядит именно пробитым, а не выдержавшим попадание. Естественно, что отсутствие раны в месте пробоины вызывает вопросы.
    • «Последние джедаи» — наконец аверсия: доспехи Фазмы выдерживают прямое попадание из бластера. Очевидно сделаны из хренполучия, потому одни на весь Первый Орден.
      • Как ни странно, из кусков обшивки истребителя.
      • При этом пробиваются силовой дубинкой. Вообще эта «дубинка для подавления беспорядков Z6» — удивительно удачное оружие: и удар светового меча держит (помните легендарного штурмовика «Предатель!» из Эп. VII?), и доспех Фазмы пробивает… На самом деле скорее всего бьёт электричеством через металл брони.
    • А ведь в черновиках штурмовики должны были вооружаться… световыми мечами и скутумами.
    • А вот Дарта Вейдера доспехи прекрасно защищали. Ну, почти прекрасно — до благой идеи стукнуть Вейдеру световым мечом по руке додумались в первом же романе Расширенной Вселенной («Осколок кристалла власти») в далеком 1978 году, и с тех пор тёмный лорд периодически обновляет свои протезы после общения с джедаями или иными владельцами «оружия цивилизованной эпохи»
    • И троп, и аверсия в сериале «Мандалорец»: доспехи штурмовиков по-прежнему не круче пластмассового стаканчика, зато главный герой носит крутейшую броню из бескара, после которой выдерживает попадание в упор.
      • Вообще-то и добескарская броня Мандо спокойно держит бластеры, виброножи и даже вибросекиры, защищает от ударов грязерога и напомните, зачем ему бескар?
  • «Дракула» 2014 года — латы не защищают даже от деревянных колов.
  • Астерикс и Обеликс — лорика сегментата (ламинарный доспех римских легионеров) бесполезна, ибо пара главгероев предпочитает бить в челюсть снизу. ОЧЕНЬ сильно.

Телесериалы[править]

  • Викинги — особо заметно в последних сезонах. Одетые в металлические доспехи воины саксов убиваются даже острыми деревяшками… протыкающими доспехи. Не иначе как это просто покрашенная в металлик одежда.
  • Экспансия — многие красные рубашки таскают бронежилеты, но не похоже чтобы они помогали. А вот экзоскелет марсианской космопехоты — уже серьезно.
  • Outpost от CW — один из злодеев убивает латников ножом, а главная героиня раскидывает голыми руками. В какой-то драке головореза вырубили голой головой в шлем. То есть лбом по каске, и обладатель каски упал.
  • «Мандалорец» — броня штурмовиков не защищает от бластерных выстрелов и даже наручного огнемёта Мандо. Более того, Оружейница умудряются пробивать её молотком (молотком, КАРЛ!). А вот с бронёй главного героя аверсия: чуть ли не впервые в ЗВ латы действительно помогают. Кстати, довольно странно, но героя спасают даже не бескаровые латы (из чего они сделаны — загадка).
    • Судя по Вукипедии, явно из т. н. дюрастали, а доспехи штурмовиков делались из пластоида (судя по всему, композитные органополимерные материалы). Естессна, металл держит выстрелы гораздо лучше пластика.
  • «Ведьмак» от Netflix — сплошь и рядом, особенно это хорошо заметно во время битвы во время пира в Цинтре. Одного стражника Геральт так и вовсе вырубил, ударив рукояткой меча в грудь.
  • «Игра престолов» — из чего вообще была кираса Теона Грейджоя, если её можно проткнуть насквозь обломком деревяшки?

Мультфильмы[править]

  • Дилогия (пока что дилогия) Starship Troopers: Invasion и Traitor of Mars. Мобильные пехотинцы носят силовую броню, но что-то она от арахнидских жвал не спасает. В фильме Верхувена всё проще, бронежилеты тамошних солдат и не рассчитаны на такое, но здесь-то не первый год с жучьём воюют!
    • Субверсия. Судя по тому, что, как и где пехотинцы вытворяют (летают, выходят в космос, падают с многометровой высоты), местная броня это слегка бронированный скафандр с ракетным ранцем и системой жизнеобеспечения, а не полноценная броня. А в бою они полагаются на маневренность и скорость на открытой местности или качество стрельбы в замкнутых пространствах. А вот полноценный боевой скафандр в котором Рико отправляется спасать Кармен (и который соответствует описанию из книги) раздает арахнидам даже получив значительные повреждения и при этом защищает пилота.
    • Справедливости ради, в книге броня от багов тоже не защищала. Но там «жуки» были технологически развитой расой и использовали лучи, разрывающие нейронные связи или отключающие любые жизненные процессы полностью.

Комиксы[править]

  • Метабароны: эндогвардейцы носят мотоброню. А Отону плевать, потому что в зазоры между бронепластинами проходит лезвие кинжала.
  • Оглаф — про это есть выпуск. Посмотрели орки, как хоббит их латы палкой дырявит, и решили воевать в бикини. Защита такая же, но по весу намного легче!

Аниме и манга[править]

  • Берсерк: Гриффит, Каска, да и вообще вся «Банда Ястреба» рубятся с тяжелобронированными рыцарями и каким-то образом побеждают их, имея на вооружении в основном сабли да мечи.
    • Зато с Гаттсом в этом плане никаких проблем: в реальности доспехи как раз хорошо разрубались двуручником. А у Гаттса и двуручник ого-го какой.
    • Рыцарей Железных Цепей, возглавляемые Фарнезе практически все полегли в схватке с одержимыми последователями Слэн, при том что были закованы в доспехи уровня XVI века, а сектанты были голыми.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — ладно, условно средневековые латы и не должны держать автоматную пулю, но здесь их пробивают даже штык-ножом.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Silver Chariot же! Его так называемые доспехи пробивают все кому не лень.
    • Справедливости ради, его пробивали: огнём; револьверной пулей; дезинтеграцией. Реальные латы от такого тоже бы не очень помогли.
  • Hokuto no Ken — броня нужна ровно для того, чтобы эпично ломаться от крутизны владельца. Ну или его врага.
  • One Piece — если в Ист-Блю латы ещё кое-как защищали (арка Дона Крейга), то дальше они выполняют чисто декоративную функцию.
  • «Замок Калиостро»: зигзаг — убийцы графа под одеждой ниндзя носят броню, которая выдерживает магнум 357 в упор. Однако потом один напарник достает противотанковое ружье, а второй — самурайский меч.

Видеоигры[править]

  • Многие игры (особенно мультиплеерные), где броня существует лишь в качестве варианта одежды.
  • Undertale — толка от использования брони монстром нет никакого — например, монстр-босс, закованный в тяжеленные латы (Азгор), хоть и имеет показатель защиты 80, что очень круто на первый взгляд; но вот уже при детальном рассмотрении ситуации выясняется, что эта циферка абсолютно равна показателю защиты монстра-босса в простой мантии, в нормальных условиях пробивающейся навылет чем угодно (Ториэль). Отсюда вопрос — а смысл в ней вообще?
  • Во многих стелс-играх всякие скрытые убийства происходят в виде втыкания ножа или его аналога не в сочленения доспехов, а прямо в броню. Особенно заметно в Assassin’s Creed 2. Аверсия в более поздних играх серии, особенно в «Origins», где скрытые убийства против более сильных врагов требуют достаточного опыта.
  • Dawn of War печально известен низведением космодесанта до простого «мяса». Можете посмотреть, как в заставке к первому DoW космодесантники гибнут от струи из огнемёта. Или как в заставке ко второму DoW космодесантники гибнут от попаданий лёгкого эльдарского оружия, тоже с трудом пробивающего силовую броню.
    • Это не только на десантников распространяется. В той же заставке второй части эльдарский паук варпа (в настолке доспех эквивалентен силовой броне) умирает от одного попадания из болт-пистолета.
      • Смотрим внимательно, болт попал ушастому в визор шлема. Классическое «попадание в уязвимое место брони» из настолки, см. ниже.
    • Орочьи «поджиги» могут работать и как плазменные резаки (и нередко используются в таком качестве).
  • Medieval II: Total War — линейка «кузнечных» зданий снабжает ваши отряды новой бронёй, которая очень здорово выглядит на поле боя. Но пусть её внешний вид вас не обманывает — на самом деле защищены отряды минимально. То есть самый модный доспех, который дали отряду кузнецы, может защищать хуже, чем «родная» кольчуга. Это делает строительство кузниц во многом бессмысленным. Особенно не повезло некоторым венецианским отрядам — улучшение брони просто-напросто уменьшает(!) их защиту. Впрочем, в Rome немногим лучше — литейная, которую можно построить только на высшем уровне развития города, позиционирующаяся как вершина развития местной металлургии, увеличивает бронезащиту… на две единички. Притом, что даже у базового римского гастата она составляет четырнадцать.
    • В Warhammer всё стало сложно, так как появился бронебойный урон, который игнорирует резист от параметра брони полностью. С одной стороны, броня очень даже полезна, потому что без неё торжественно вручаемый некоторым фракциям на старте великан максимального тира дохнет от толпы базовых лучников, а с другой — пафосные воины Хаоса рассыпаются под обстрелом имперских и гномьих мушкетёров, а первоуровневые арбалетчики тёмных эльфов перемножают на ноль вообще всё, что не стреляет дальше их или не успевает добежать достаточно целым.
  • Jagged Alliance 2 — даже те попадания, которые не пробивают бронежилет, снижают выносливость солдата. Боец, упавший без сил в воде, сразу же тонет.
    • С другой стороны, наемник в максимальной броне может пережить выстрел из ракетной винтовки в грудь с десяти шагов, хотя потом для него опасен любой тычок.
  • Знаменитая благодаря графону серия игр Crysis. Солдата в инновационном нанокостюме противники способны убить даже банальным ударом приклада (!) или не менее банальным пистолетным выстрелом (современные тяжелые бронежилеты держат таковые без труда, особенно с расстояния). Понятно, что игровой баланс, условности и всё такое, но неужели нельзя было сделать хоть какую-то вероятность непробития такой брони? Всё же солдат в суперсовременных нанодоспехах, получающий ощутимый урон от любого чиха выглядит очень неправдоподобно и не круто. Для первой части (2007 год) это еще было простительно за давностью лет, но уже во 2-3 частях данная претензия разворачивается в полный рост. И пусть режим брони в них переделали, всё равно неспособность нанокостюма держать даже самые слабые удары без расходования хп\энергии крайне удручает. Особенно заметно это на высоких уровнях сложности, где зачастую единственный вариант выжить — это постоянно использовать невидимость, практически безнаказанно расстреливая компьютерных болванчиков с фланга\тыла, благо тепловизоров и датчиков движения не завезли даже самым элитным противникам. Видимо, сказалась вторичность игровых идей и геймплейных механик: графику компания Crytek научилась делать отличную, а вот со всем остальным получилось не очень.
  • Detroit: Become Human — броня, которую нацепили солдаты, выглядит как осовремененные латы. Жаль, что они тут чисто декоративные и ни от чего защитить не способны.
  • Fallout 2 — аверсия. Вполне можно забронироваться так, что обстрел, скажем, из пистолетов не будет наносить никакого урона.
  • Fallout 3 — благодаря новой гениальной механике брони, даже силовой доспех T-45d всего лишь снижает входящий урон на 40 %, и никакие ухищрения не могут дать больше 85 % устойчивости к урону. Таким образом, человека в силовом доспехе вполне реально забить кулаками — получается, смысл экзоскелета на термоядерной энергии заключается в том, что его обладателя нужно вдвое дольше пинать ногами.
    • Это общая проблема игр Bethesda, начиная с Oblivion.
  • Fallout 4 — человек в силовой броне чувствует удары, например, кием, хотя по идее должен посмеиваться под обстрелом из небольших калибров.
  • Heroes of Might and Magic III — мечники, при апгрейде до крестоносцев, обзаводятся внушительным доспехом. Никакие защитные характеристики при этом не изменяются.
    • У них хотя бы и до улучшения доспехи есть. В седьмой части есть более упоротый пример в виде охотников; по базе у них нет никакого защитного снаряжения — защита соответственно плохая. После улучшения они получают нехилую броню, не защищающую только голову — защита не меняется.
  • Heroes of Might and Magic IV — у каждого рыцаря условно есть латы, у каждого не-рыцаря условно лат нет. Но защита у всех героев одинаковая (10 единиц) и может быть усилена навыком Ратного Дела и артефактными латами. Так зачем рыцарям таскать на себе тяжёлую броню, которая им никак не помогает?
    • Ватсон на связи: у рыцарей эту защиту даёт броня, у магов точно такую же — какие-нибудь невидимые магические щиты.
    • Во всей серии герои-рыцари изображены в латах, а остальные герои — без. Латы на изображениях героев не влияют вообще ни на что, только показывают: вот этот вот герой — рыцарь.
      • Возможно, стёб над пословицей: «клобук монахом не делает, доспехи рыцарем не делают».
  • Battleborn — дженнеритская «шоковая броня», которую носит один из главгероев — Кэлдариус. По ТТХ — вершина инженерной мысли, адаптированная под каждого носителя и позволяющая вступать в яростную схватку сразу же после высадки с орбиты. А по факту — летает только в катсценах (в самой игре Кэлдариус с её помощью может разве только совершать двойные прыжки), защищает от лазеров и магии так же надёжно, как Галта — его пальто или самодельная кожанка Рейны (максимум — даёт самозаряжающиеся щиты). Ох уж эти игровые условности!
  • Ведьмак 3 — зигзаг, ибо получилась реальность. В поисках мастера-бронника в Велене, Геральт может доказать нильфгаардскому генералу, что качественный дорогущий доспех (сделанный при помощи редких компонентов, умелым мастером вернее, мастерицей Иоанной со Скеллиге при помощи особых инструментов) выдержит даже арбалетный болт (а вот обычный «шайзенпанцер» — нет).
    • Технически болт в этот момент проходит мимо, ибо вся броня в игре только снижает урон.
  • Gothic — ВНЕЗАПНО, полнейшая инверсия! В первой части хиленький герой с ржавым мечом в руках никак не сможет пробить даже воровской доспех, состоящий из кожи и шкур. О стражниках и наёмниках, которые носят настоящие доспехи, и говорить нечего — чтобы хоть как-то драться с этими ребятами, придётся неплохо так накачать мышцы и вооружиться чем-нибудь приличным. Да и в целом во всех играх серии актуально правило «чем тяжелее и массивнее выглядит доспех, тем он лучше». Исключением являются разве что мантии магов, которые, будучи сшиты из обычной ткани, защищают даже лучше некоторых доспехов (ну да ладно, они ведь наверняка заговорённые). При этом минусы тяжёлой брони заключаются в… слабой защите от магии, и то лишь по сравнению с вышеупомянутыми одеяниями магов. А так у лат в игре нет буквально никаких минусов: манёвренность не снижают, металлом не лязгают, на дно не тянут.
  • Pathfinder: Kingmaker — ближе к концу игры большая часть противников начинает атаковать касанием, игнорируя защиту от доспехов. Из-за этого игроки часто делают танком своего ГГ, с раскачкой через ловкость и набирающим класс брони без доспехов (например, святой мечник), так как единственный спутник-танк (Валери) носит тяжёлые доспехи, и защита от касания у неё невысока (даже с учётом бонуса от щита, который даёт её подкласс). Но это необходимо лишь на максимальной (нечестной) сложности игры, на сложностях пониже та же Валери вполне сможет выживать.
  • Ghost of a Tale — аверсия: стражника без шлема можно оглушить ударом бутылки по голове, но на стражника в шлеме этот способ уже не действует, а если он в шлеме и поножах, то остаётся только бежать.
  • Mordhau — несмотря на реалистичный вид, латы снижают урон только примерно вполовину даже против оружия и ударов, которые ИРЛ сквозь такой доспех вообще можно было не заметить (например режущих ударов одноручным мечом). Впрочем, и этого хватает, чтобы пережить три попадания, а не одно-два.
  • Гвинт — играется зигзагом: в игре есть параметр Брони, которая «стачивает» проходящий урон (причём даже от непогоды вроде мороза или дождя), но есть Кровотечения (наносящие урон без истончения брони) и удары через броню (порой даже усиленные). Кроме того, полное уничтожение брони может давать эффект Уязвимости — что чревато последствиями разной степени приятности вроде уничтожения довольно сильной карты или напротив, её усиления. У Скеллиге есть даже отдельные билды для пиратов, позволяющие как эффективно наращивать броню, так и конвертировать её в урон или баффы за счёт абилок некоторых карт.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — с прикрученным фитильком. В настольном варгейме броня не то чтобы бесполезна — она снижает вероятность поражения бойца, но не до нуля. И простой гвардеец в лёгкой броне, и космодесантник в силовой одинаково могут быть убиты выстрелом из какого-нибудь маломощного оружия, запас прочности у гвардейца и космодесантника одинаковый — просто у космодесантника больше шансов, что броня этот выстрел отклонит. В игре считается, что удачный бросок означает попадание в слабое место брони. В добавок есть еще фактор бронебойности, если силовой доспех космодесантника от тяжелого оружия худо-бедно но может защитить, то бронежилет гвардейца поможет не лучше мокрого листа бумаги.

Реальная жизнь[править]

  • Один отечественный лауреат Премии Дарвина с приятелем решили проверить, защищает ли бронежилет от ножа. Не защитил. Другое дело, что кевларовый бронежилет и не предназначен держать колющие удары ножом или пули опаснее пистолетных, для защиты от такого оружия имеются бронежилеты с металлическими или керамическими пластинами, то есть обычный бронежилет является аналогом не лат, а кольчуги. Да и от режущего удара он тоже сможет защитить.
    • А вот бронежилеты, которые делают для тюремной охраны, как раз пули держат хреново, зато ножи (включая шилоподобные заточки) и импровизированное ударно-дробящее оружие — весьма неплохо. С одной стороны, очень маловероятно, что по охранникам будут стрелять (если только не начнут штурмовать тюрьму снаружи; в помещениях, где могут находиться заключённые, оружие носят только в кино), с другой — затрофеившему подобное бунтарю или беглецу не слишком поможет, когда начнут стрелять уже по нему.
  • Каски тоже от пуль не защищают, так как предназначены для защиты от осколков. Знаменитые немецкие каски с рожками, имели на этих рожках крепление для дополнительной пластины делающей шлем пуленепробиваемым, но шлем с такой пластиной мало того, что становился очень тяжёлым, так ещё и удар по каске в случае непробития ломал шею.

Примечания[править]

  1. Второй раз нечто подобное имело место в военно-морском деле второй половины XIX века, кода появление корабельной брони, на какое-то время, сделало имеющиеся артиллерийские орудия (рассчитанные на поражение деревянных кораблей) малоэффективными, что спровоцировало краткий ренессанс тарана и соответствующей тактики.
  2. Что ещё один дурацкий миф.
  3. Отец Даина Железного Сапога, который придёт к Одинокой Горе на помощь Торину.