Временной парадокс

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — А это безопасно, находиться в прошлом? Как в этих фильмах, наступишь на бабочку — изменишь будущее человеческой расы.

— Ну знаешь! Не наступай на бабочек! Что плохого они тебе сделали? — А что если… Даже не знаю… Если я убью своего дедушку? — Ты планируешь это сделать? — Нет! — Вот и хорошо.

»
— Марта Джонс и Десятый Доктор
« А у нас сегодня кошка родила вчера котят »
— Классический пример сабжа от Сергея Михалкова
В трилогии «Назад в Будущее» для запуска машины времени герои использовали энергию молнии, попавшей в городские часы

Временной парадокс (temporal paradox) — парадоксальная ситуация, возникающая в результате путешествия во времени в обратную сторону, когда в результате каких-то действий в прошлом подобное путешествие не может быть предпринято.

Типичным примером является дедушкин парадокс, когда герой, путешествуя в прошлое, убивает своего деда до того, как тот успевает зачать его отца. Это является парадоксом, потому что, убивая дедушку, герой предотвращает собственное рождение и, таким образом, исключает путешествие во времени, в результате которого его рождение оказалось невозможным. В то же время, убив своего дедушку и не допустив своё рождение, герой автоматически предотвращает и убийство дедушки, ведь не будет иметь место возврат в прошлое. Кто же убивает дедушку, если внук после убийства никогда не рождался?

Разные философские школы по-разному рассматривают вопрос о том, как будет решаться дедушкин парадокс, если машину времени всё-таки изобретут.

Дисклеймер: путешествие в будущее здесь не рассматриваются, поскольку, в отличие от возможности путешествия в прошлое, которое современная наука однозначно отвергает, возможность путешествия в будущее — научно доказанный и непосредственно наблюдаемый факт, неоднократно имевший место в реальности (космонавты на МКС перемещались в будущее на несколько секунд, а в GPS используется поправка на временной сдвиг спутника), соответственно никаких парадоксов и различных объяснений не нужно.

Гипотеза защиты временной последовательности[править]

Суть этой гипотезы в том, что путешественник во времени просто не сможет создать парадокс, потому что природное течение времени не позволит ему этого. Например, он появится не в том месте и вообще ничего сделать не сможет, либо ему помешают различные повороты судьбы, или даже он, сам того не замечая, восстановит ход событий в том виде, в котором их помнит. Это, кстати, создает ещё один парадокс — парадокс предопределения, он же — временна́я петля[1], когда путешественнику во времени предопределено отправиться в путешествие во времени и там произвести какие-то действия, которые уже произошли. Обычно эти действия предопределяют необходимость путешествия в будущем, примером может служить телефонный звонок самому себе.

Похожая теория утверждает, что путешествия во времени ответственны за то, каким является мир сегодня, то есть действия путешественников в прошлом влияют на настоящее. С другой стороны, в таком случае путешественники будут стараться взаимодействовать с прошлым как можно меньше из страха перед последствиями.

Такой ход истории можно достаточно легко себе представить. Вообразите, что время — это книга. Машина времени позволяет вам перелистнуть несколько страниц, но текст-то в них от этого не изменится, ни написанный про других, ни написанный про вас.

Где встречается[править]

  • Пернский цикл Маккефри весь основан на этом. Сначала родной холд Лессы оказывается захваченным из-за того, что повзрослевшая Лесса-всадница решила посетить родной холд и случайно перенеслась в прошлое к моменту захвата…, но если бы холд не был захвачен, Лесса никогда не стала бы всадницей! Дальше ещё интереснее: на момент начала цикла всадники и драконы переживают упадок, на Перне остался только один Вейр, а остальные загадочным образом опустели в незапамятные времена. И вот наступает критический момент, когда без драконов обойтись никак нельзя. Лесса решает проблему и заодно находит ответ на загадку: отправившись в прошлое, она уговаривает Древних всадников прыгнуть в будущее (своё настоящее) на помощь потомкам. Те откликаются на призыв. Итак, когда-то Вейры опустели из-за того, что драконы и всадники отправились в будущее… но отправились-то они как раз для того, чтобы заполнить пустые Вейры! Герои относятся к этому довольно спокойно: иногда они осознают, что те или иные совершённые ими поступки были необходимо предопределены самим фактом их совершения, но… Раз это уже случилось и вполне согласуется со сложившейся картиной событий, значит, так и надо.
    • Вообще-то в одном из моментов Ф’лар и Лесса испытывают серьёзные сомнения в себе — вдруг их уверенность в успехе была обусловлена только тем, что они во время путешествий в прошлое внушили себе-детям мысли о грядущем успехе. Ведь они-взрослые видели себя-детей до наступления настоящих проблем.
    • В романе «Белый дракон» Джексом отправляется в прошлое, чтобы вернуть золотое яйцо из кладки Рамоты, которое похитили "Древние", потому что его дракон увидел себя в воспоминаниях огненных ящериц.
    • В романе «Все Вейры Перна» драконы переносят на Алую Звезду межзвёздные двигатели с космических кораблей, чтобы взрыв антивещества изменил орбиту планеты. Джексом получает от АЙВАС’а тайное задание перенести один из двигателей в прошлое на 400 лет, а другой - аж на полторы тысячи лет, потому что в настоящее время орбита Алой Звезды уже отличается от первых расчётов колонистов, а летописи соответствующих периодов содержат упоминание о ярких вспышках на Алой Звезде и Долгих Интервалах[2] между следующими Прохождениями.
  • Гарри Гаррисон, «Фантастическая сага». Викинги отправились в XI веке открывать Америку, только потому что в XX веке руководство одной обанкротившейся киностудии решило поправить дела выпуском фильма о том, как викинги открыли Америку — благо один из руководителей как раз накануне познакомился с одним учёным, которому нужны были деньги на доработку машины времени. Для «ускорения» процесса все съёмки решили вести «на месте», а из-за травмы актёра роль главного героя поручили местному вождю викингов, который в итоге оказался тем самым известным путешественником.
    • Причем внутри есть еще минимум две петли — одна со схемой, которую главный герой передал сам себе, вторая — с ребенком актрисы и викинга, которого она назвала Снорри — в честь гнома из «Белоснежки»[3] — который был назван в честь реального исторического лица, каковым и оказался этот самый ребёнок.
  • Буркин, Лукьяненко, «Сегодня, мама!» — шутки ради. В начале книги попавшие в машину времени герои нажимают кнопку старта, потому что она была подписана «выход». Под конец оказывается, что именно один из них так её и подписал, чтоб точно нажали.
  • «Методы рационального мышления» — Гарри быстренько подметил, что таким образом может произойти Всё, Что Угодно. Ты появился из будущего и вручил сам себе розового слонопотама? Нет проблем, это значит только то, что ты гарантированно сейчас вернёшься в прошлое и отдашь сам себе розового слонопотама[4]. Никаких проблем, кроме того, почему именно розового слонопотама, а не серого вуззла. И почему итерации сошлись на слонопотаме с задранным хоботом, а не с печально поникшим (и так до каждого атома). Никакого противоречия ты создать не можешь, а любой эксперимент, вызывающий его, обречён на неудачу по столь же непредсказуемой причине. Ты вернёшься в прошлое и дашь себе по голове, чтобы так не дурачился, причём так хорошо вломишь, что проникнешься желанием вернуться в прошлое и дать себе по голове, чтобы так не дурачился? Ага, в лучшем случае. Можешь ведь и с ноги в пах, и непонятно, по какому алгоритму Вселенная выбирает вариант. И, кстати, выяснение этого алгоритма — тоже процесс так себе (Дамблдор доигрался, Гарри — вовремя остановился. Волди вообще пытался спорить с судьбой при помощи грубой силы, что по факту было несовместимым с жизнью самомнением).
  • «Патруль времени» — в начале фильма ГГ, полицейский Макс Уокер сообщает жене, что его пригласили на новую работу в какую-то спец. организацию. Ночью в тот же день его вызвали на работу, но при выходе из дома его избили и застрелили на лужайке, а дом, в котором осталась жена, взорвали. На нём оказался бронежилет… Последующие десять лет Уокер полностью отдавался новой работе. В какой-то момент он понял, что события произошедшие в начале фильма произошли по его вине. Уокер сильно мешал главгаду, сенатору Маккомбу (у которого «в подвальчике» сохранился прототип машины времени) и он решил от него избавиться. Вернуться в прошлое и взорвать его дом, пока он будет ночью спать… (Петля завершилась как минимум 1 раз. Во второй раз петля почти повторилась но не дошла до конца, ГГ воспользовавшись служебным положением смог помешать. В итоге слились сразу две гипотезы — защиты временной последовательности и повреждения временной последовательности.)
  • Terminator, первая часть, удалённые сцены. Сара Коннор узнаёт у Кайла Риза, что Скайнет был разработан корпорацией Кибердайн Системс и требует от него уничтожить эту корпорацию. В конце фильма зрителям показывают, что завод, где герои уничтожили Терминатора, а рабочие — нашли в его обломах микросхему центрального процессора, принадлежит этой самой корпорации Кибердайн Системс. Таким образом пришедший из будущего Кайл Риз оказывается отцом Джона Коннора, а первый Терминатор — «отцом» Скайнета.
  • Пародийный «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил», Доктор Зло вернулся назад, в 1967-й переспал с Фрау Фарбиссиной, в результате чего родился Скотт (хотя в первой части говорили, что создали его используя семя Доктора Зло).
  • «Звёздные врата: ЗВ-1», эпизод «1969». Генерал Хэммонд просит Картер найти кое-какие данные о солнечных вспышках, а также даёт ей записку, которую просит не читать пока она не пройдёт через врата. Команду затем отбрасывает в 1969 год, где они попадают под арест как советские шпионы (им задали вопрос на русском, и Дэниел машинально ответил на том же языке). Одним из офицеров оказывается некий лейтенант Хэммонд. Во время обследования амуниции Картер, он обнаруживает записку, на которой его собственный почерк просит помочь арестантам. Впоследствии, Картер осознаёт, что генерал запомнил эти события и написал записку зная, что найдёт её в прошлом. А информация о солнечных вспышках помогает команде вернуться домой. Правда вначале они промахиваются и оказываются в будущем, где их встречает пожилая Кассандра и отправляет в правильный год. Откуда она знала? Ей об этом должна сообщить Картер.
  • Game of Thrones (TV). Бран Старк в своих видениях отправился в прошлое и доотправлялся: свёл с ума несчастного Ходора, который увидел свою будущую страшную смерть и от нервного потрясения стал идиотом. Без именно такого Ходора-идиота Бран бы не добрался до «интернет-кафе Детей Леса», из которого и путешествовал в прошлое.
  • Телесериал «Вне времени» — Гарсия Флинн использует журнал, полученный от Люси из будущего, чтобы украсть машину времени и попытаться изменить историю. В финале сериала, Люси отправляется в прошлое и отдаёт Флинну журнал.
  • My Little Pony, двадцатая серия второго сезона. В Библиотеке появляется изрядно потрёпанная Твайлайт из будущего, которая пытается предупредить о чём-то Твайлайт из настоящего. Все травмы Твайлайт получает, стараясь предотвратить это «что-то».
  • «Футурама», особенно эпизод «Roswell That Ends Well». Поначалу кажется, что произошёл т. н. «парадокс убитого дедушки», когда Фрай убил своего деда спрятав его в доме на испытательном полигоне атомного оружия. Затем он встретил девушку и переспал с ней. А потом выясняется, что она — его бабушка, а дед вовсе и не дед ему. То есть если бы не произошло всё вышеописанное то не родился бы отец Фрая, а следовательно, и он сам. Фрай — сам себе дедушка.
  • «Смешарики», серия «Машина времени» — Лосяш запинается о камень и роняет красивейший торт. Крош и Ёжик возвращаются на машине времени в прошлое, чтобы спасти торт, но куда бы они не убирали злополучный камень, торт всё равно оказывался на земле. С другой стороны, Пин предупреждает Кроша и Ёжика об опасности временных парадоксов, так что возможно друзьям просто повезло ничего не сломать.
    • гораздо лучше подходит серия «я завтрашний, я вчерашний», где бараш дважды перемещаться во времени при содействии своих будущих версий. Один раз случайно, другой раз, чтобы исправить будущее. Оба раза петля оказывается замкнутой.
  • Fallout 2 — главный герой с помощью временно́го портала может попасть в стартовую локацию предыдущей игры и «случайно» сломать водный чип — якобы тот самый, с поломки которого 80 лет назад начались приключения его предка, впоследствии и предопределившие судьбу нынешнего протагониста. Но к канону вселенной Fallout это событие никак не относится: парадокс является лишь шуткой разработчиков для тех, кто знаком с первой игрой серии.
  • BlazBlue — очень важная вещь в предыстории игры. К примеру, Чёрный Зверь, которому сеттинг обязан своему нынешнему виду, появился в результате слияния в одно существо и попадания в прошлое Ню-13 и Рагны Бладэджа во время одного из проживаний дня сурка, а слились они благодаря носимым ими Лазурным гримуарам (и носимому уже только Ню Муракумо, но это к парадоксу не относится), которые были созданы из тела Чёрного зверя. Также, Рагна использует меч и носит куртку героя по имени Бладэдж (в честь которого и взял себе прозвище), который сто лет назад на время остановил Чёрного зверя, а в третьей части выясняется, что Рагна и есть тот самый Бладэдж, попавший в прошлое и потерявший почти всю память, включая своё имя, но не забывший прозвище, а вернув память, оставивший куртку и меч, скорее всего, чтобы потом дать себе получить их.
  • Видеоигра «Deponia Doomsday» — при использовании детерминистической машины времени менять прошлое нельзя, можно лишь поучаствовать в нем, за что данный способ временных путешествий считается среди хроноложцев скучным и бесполезным. Кое-какую пользу извлечь все же можно — например, можно (и нужно) до появления себя из прошлого свистнуть все предметы, которые ты в прошлом здесь не обнаружил. Правда, владелец машины все же предупреждает о смертельной опасности создания парадоксов, но если учесть, что Руфус, который обычно все запреты и предупреждения пропускает мимо ушей, в этот раз умудряется ничего не напортачить, то троп явно в действии.
  • Аниме «Natsu no Arashi» — большинство ГГ — призраки девушек, погибших в 1945-м году под бомбами Союзников. Став призраками они могут перемещаться во времени. В одной из сцен Кайя, подруга ГГ, выговаривает ей за то, что она потеряла её дневник. Араши не долго думая прыгает в прошлое, забирает дневник со своего стола и приносит его Кайе.
    • Внутримировой пример — Саяка, хозяйка кафе, где работают герои, несколько раз приставала к героиням с просьбой перенести её в прошлое, чтобы она помолодела. Араши устала объяснять, что перемещения во времени так не работают.
  • Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Согласно теории прерывистой контрамоции Ойра-Ойры, У-Янус стал наставником себя самого в детстве и, предположительно, дожил до момента собственного рождения.
  • Дмитрий Емец, «Компьютер Звездной Империи» — когда главные герои обнаруживают, что заглавный компьютер способен перемещать пользователей во времени, то решают отправиться на сутки назад, чтобы не дать себе запустить программу уничтожения земли. При этом они обсуждают парадокс убитого дедушки. Компьютер тоже знает об этом парадоксе и поэтому не позволяет им переместиться в прошлое ближе, чем на сто лет.
  • «Слово о драконе» Павла Шумила. «Узнал, что сел задом в лужу — садись! Хочется тебе этого, или нет, не имеет значения.»
  • Locker Trade Agreement — ученый из недалекого постапокалиптичного будущего находит способ общаться с настоящим через камеру хранения, отправляя ненужные в будущем деньги в обмен на еду и прочие припасы. В конце концов он решает предотвратить конец света и отправляет юношу из настоящего к себе же, изобретателю заморозившего планету реактора, остановить себя. И тут он внезапно вспоминает, что в прошлом к нему заходил некий юноша, попросил остановить разработку, был послан и мирно ушел.
  • «Козодой» Владимира Чубукова — тут мироздание весьма хитро выкручивается, чтоб не допустить несогласованности из-за временных парадоксов. Что приводит к настоящему вывиху мозга в плане того, как разрешаются невозможные вещи типа восставшего из мёртвых, но нерождённого казака Козодоя или умершего из-за этого ревенанта Адама.
  • «12 обезьян» — герой Брюса Уиллиса, отправленный в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу, наоборот запускает цепочку событий, которые к ней привели
  • Homestuck — не совсем обычная реализация. В мире этого вебкомикса существуют стабильные временные петли, которые не могут быть нарушены и в определенных случаях даже могут быть организованны так что любая попытка их нарушить приведет как раз к формированию таких петель. Тем не менее, если нарушить петлю все же получилось, то возникает «обреченная» линия времени, в которой неизбежно гибнут все, имеющие отношение к нарушенной последовательности событий. Ближе к концу Джон Эгберт получает также силу перемещения не по временной шкале, а по сюжету самого комикса и возможность изменять некоторые события. Этот вариант соответствует уже следующей гипотезе - вернувшись в "начальную точку" своего путешествия по ключевым точкам истории, Джон(вместе с читателем) видит, что все изменилось, но другие персонажи после изменений истории помнили именно исправленный Джоном вариант.
  • «Гаргульи» (1994) — с помощью артефакта Врата Феникса можно перемещаться туда-сюда-обратно во времени. А время здесь устроено так, что глобально изменить историю невозможно, но можно создать последовательность событий, закольцованную саму на себя.
    • Эпизод «Авалон. Часть 2» (2 сезон, 22 серия). Сорвавшегося по собственной глупости в пропасть злого колдуна Архмага спас Архмаг из будущего, разжившийся тремя могущественнейшими магическими артефактами сеттинга. Откуда взялся этот спаситель, если Архмаг должен был погибнуть при падении? Ну так его спас Архмаг из будущего. Как он заполучил эти артефакты? Их ему выдал он же сам. Да и вообще, неоднократно подсвечивается, путешественник во времени не сможет глобально изменить историю, потому что она является таковой уже с учётом всех действий всех путешественников во времени. Так прокачанный Архмаг из будущего не дал спасённому Архмагу отжать Гриморум Арканорум у своего бывшего ученика Магуса, потому что эта книжка ещё должна сыграть свою роль.
    • «Без вести пропавший» (2 сезон, 29 серия). Голиаф познакомился с лондонскими гаргульями Лео и Уна, которые сходу начали обвинять его в том, что якобы в 40ых годах он втёрся в доверие к их другу Грифу, увёл его воевать с бомбящими Лондон нацистами, да так обратно и не вернул — наверняка же убил и спрятал тело так тщательно, что за пол века его так и не смогли найти. Голиаф, знать не знавший никакого Грифа и к тому же пребывавший в 40ых годах в каменном сне, отправился на 50 лет в прошлое, чтобы разобраться в ситуации. Там он действительно познакомился и подружился с Грифом, отправился вместе с ним оборонять Лондон от нацистов и в итоге вернулся вместе с ним назад в будущее, таким образом выдернув его из таймлайна. Потому-то Лео с Уна и не могли отыскать никаких следов своего друга.
    • Согласно слову Божьему, Бруклин перенёс 1990-е годы мать Тома и леди Финелу и они манипулировали Демоной и Ксанатосом, чтобы те освободили гаргулий (и в том числе самого Бруклина) от тысячелетнего каменного сна.
  • «Планета обезьян» — во второй части классической саги, две обезьяны, Зира и Корнелиус переместились в прошлое, где у них рождается сын Цезарь, в будущем поднявший восстание обезьян.

Гипотеза центрального наблюдателя[править]

С момента включения машины времени точкой отсчета становится, собственно, главный герой. Он волен как угодно менять время: может убить своего дедушку, может совершить непотрёбство со своей бабушкой — новое будущее будет совершенно другим, но для него-то это текущее настоящее! Иными словами, временна́я линия героя не меняется. Если он вернётся в будущее — он обнаружит, что оно кардинально изменилось, и даже сможет, возможно, найти своего дубля (если не делал глупостей с бабушками и дедушками), но этот двойник не будет им. Вся временна́я линия крутится исключительно вокруг наблюдателя. К слову, эта же теория объясняет, почему в нашей реальности мы не видим толп путешественников из будущего.

Где встречается[править]

  • «Смерть попаданцам: Противостояние» Евгения Лысова — главный герой и антагонист, переместившись в прошлое, кардинально меняют будущее, но остаются единственными людьми во вселенной, кто об этом в принципе знает.
  • В рассказе Альфреда Бестера «Человек, который убил Магомета» встречается разновидность этой гипотезы с субверсией: прошлое является «личным делом» каждого наблюдателя, но в настоящем влияние оказывается только на него самого. Герой рассказа, переместившись в прошлое, устраивает разрушения, которые непременно должны были отразиться на ходе истории. Вернувшись в настоящее, он понимает, что в мире ничего не изменилось — он только вычеркнул из истории самого себя, став нематериальной бестелесной сущностью.
  • Есть такое обоснование событий первых двух «Терминаторов». Пусть даже никакой Скайнет не будет изобретён из-за событий второй части, всё же Кайл Риз и три терминатора выпали из воздуха, этот факт остался в прошлом и его не изменить. А в первоначальной версии событий эти четверо просто исчезли в никуда в будущем, и Скайнет всё равно проиграл.
  • Подробно расписано в Schlock Mercenary. В этой вселенной обычно путешествия во времени невозможны, но из-за саботажа в ядре Галактики произошёл небольшой Большой взрыв, нарушивший структуру пространства-времени, и червоточины стали вести «назад»: автоматический зонд вернулся из туманности Андромеды за два дня до того, как его туда отправили. Кевин решает вернуться назад и отменить событие, которое и позволит ему это сделать; чтобы доказать невозможность парадокса, он разносит из пистолета ещё не отправленный зонд, и вернувшийся никак не меняется. Кевин и Шлок отправляются в прошлое вместе с архивами памяти ИскИнов кораблей своего флота, которые должны работать и как записка себе, и как пароль. В итоге галактика спасена, но теперь в ней есть два Кевина, и это разные люди — один из них на два месяца старше другого, помнит события «затёртого» таймлайна, а с точки зрения всех остальных возник из ниоткуда. А два Шлока при попытке обменяться воспоминаниями непроизвольно слились в одного Шлока с двойным комплектом памяти (и глаз).
  • Фильм «Патруль времени» с Жаном-клодом Ван-Даммом. При каждом возвращении из прошлого герой видит изменения окружающего его мира. Когда он в прошлом бъёт по морде «раннего» главгада, у находящегося рядом «позднего» главгада на лице сразу же проявляется старый шрам. Главное: герой в прошлом уничтожает «раннего» главгада и спасает свою беременную жену, которую убили в начале фильма, и по возвращении «в своё время» дома его встречают жена и сын.
  • Уильям Тенн «Бруклинский проект» — постепенно «раскачивающийся» в прошлом «маятник» ничего не меняет в настоящем для запустивших его… Или меняет?

Гипотеза повреждения временной последовательности[править]

Эта гипотеза предполагает, что любые действия путешественника во времени сильнейшим образом влияют на будущее и вызывают так называемый «эффект бабочки», то есть даже незначительное изменение прошлого ведёт к полному изменению всей истории в будущем, как, например, в фильме «Эффект бабочки» или в рассказе Рэя Брэдбэри «И грянул гром», когда во время сафари юрского периода один из участников наступает на бабочку и в США избирают не того президента.

Очень популярной иллюстрацией этого примера является фильм «Назад в будущее», где школьник Марти МакФлай путешествует на машине времени, созданной Доком Брауном, и пытается сначала спасти Дока от смерти, а затем восстановить «естественный» ход истории, чтобы попасть обратно в привычный мир.

Кроме того, эта гипотеза лежит в основе многих произведений с так называемой «альтернативной историей». Например, в серии игр «Command & Conquer: Red Alert» действие происходит в мире, в котором после Второй Мировой Войны Эйнштейн создал машину времени, вернулся в прошлое и убил Адольфа Гитлера. В результате в 50-х СССР под руководством Сталина вторгается в Европу и развязывает мировую войну. Затем полковник Черденко использует советскую машину времени, чтобы вернуться в прошлое и убить Эйнштейна. Без его изобретений, союзники проигрывают СССР, однако в результате появляется третья сила — Империя Восходящего Солнца.

В World of Warcraft Бронзовые Драконы, повелители времени, иногда просят игрока восстановить естественный ход истории, утверждая, что если этого не сделать, последствия будут куда хуже. Таким образом, игрокам удаётся принять участие в событиях, которые происходили в прошлом Азерота, которые они видели в предыдущих играх от Близзард: открытие Тёмного Портала между мирами магом Медивом, битва за гору Хиджал, побег Тралла, Очищение Стратхолма принцем Артасом Менетилом. И даже более того. В одном из квестов мы помогаем драконам защитить один артефакт при помощи… себя же но из будущего, спустя десяток уровней тот же заказчик просит нас отправиться в прошлое и помочь себе в том задании.

В цикле игр «The Journeyman Project», ГГ является агентом временно́й службы, которые постоянно следят за историей. Если приборы засекут временну́ю волну, значит произошло какое-то изменение. У агента есть всего несколько минут (волна не мгновенная), чтобы отправиться в прошлое и найти источник искажения. В первой части было необходимо сперва отправиться в доисторическую эпоху и найти полную запись истинной истории для сравнения, которую там спрятали на всякий случай. Потом этого делать не нужно.

В игре «Millennia: Altered Destinies», ГГ получает от пришельцев пространственно-временной корабль, защищённый от временны́х искажений. При этом, в нём содержится база данных на всю галактику, в которую посылают ГГ, причём сама база данных намеренно не защищена, чтобы ГГ видел последствия своих действий. Задача ГГ: заселить галактику четырьмя разумными видами и помочь им достичь космической эпохи, чтобы они смогли противостоять злобным микроидам. Микроиды тоже не промах — они нашли альтернативную версию ГГ, дали ему такой же корабль и задачу: всячески мешать ГГ. Если ГГ (или его злой двойник) что-то меняют, то проносится временна́я буря, и база данных тут же меняется, отображая дальнейшую историю галактики.

Гипотеза о множественных вселенных[править]

Суть этой гипотезы в том, что существует бесконечное количество вселенных, по одной на каждую возможность выбора. Таким образом, если путешественник во времени убил бы дедушку, то будет одна вселенная с живым дедушкой, а другая — с мёртвым.

Другая гипотеза состоит в том, что убийство дедушки создаёт новую вселенную, в которой и произошло убийство, но это не затрагивает ни убийцу, ни его оригинальную вселенную. Стоит заметить, что для самого путешественника вселенная с мёртвым дедушкой так или иначе выглядит делом его рук: «Разве не любая вселенная с убитым мною до моего рождения дедушкой неизбежно включает меня, помнящего, как я совершил это для попадания сюда?» Так что обе гипотезы могут считаться разными истолкованиями одной и той же; разница возникает из-за различных взглядов на свободу воли путешественника — субъективно для себя, «творящего» новую ветвь времени, которая объективно «существовала всегда», неся в себе путешественника, помнящего, как он создавал её.

Так, в одном из комиксов Супермен пытается предотвратить некоторые исторические события, например, убийство Линкольна. Однако, вернувшись в своё время, он не находит никаких различий, но позже обнаруживает соседнюю вселенную с альтернативной историей, появившейся в результате его действий.

Вокруг этой гипотезы построено аниме Noein. Местная мультивселенная представляет собой неисчислимое множество вероятностей, возникших в результате порой незначительных различий в действиях разных версий одного и того же человека. С другой стороны — друг на друга эти вероятности не влияют, и ежели найти в отстающей по времени вероятности «своего» дедушку и там его хлопнуть, то «домашнюю» вероятность это не затронет.

В кинематографе эта теория ярче всего представлена в фильме «Исходный код». Герои думали, что отправляются в прошлое исключительно в качестве наблюдателей, и что никакие действия в прошлом не имеют значения, но оказалось, что создаются альтернативные миры, учитывающие каждый вариант событий.

Реальная жизнь: w:многомировая интерпретация.

Гипотеза Save/Load[править]

Сочетание некоторых черт от множественных вселенных и от повреждения временно́й последовательности. Вселенная одна, но её поведение в некоторой степени похоже: отправившись в прошлое, ты покидаешь тот вариант вселенной, в котором ты есть, ты путешествуешь и у тебя именно такая родинка над ухом. Навсегда. Всё, что взял с собой — станет артефактами из этого варианта развития событий, но сама эта ветка (начиная от точки назначения в прошлом) отсекается и дальше всё пойдёт не так. От родинки до самого путешествия во времени вместе со своим существованием.

Для стороннего наблюдателя это выглядит так: в какой-то момент в его мире появляется некий чудак, который начинает городить околесицу о том, как в этом будущем всё плохо, а потом что-то такое вытворяет, что дальнейшее наблюдение показывает, что и будущее не такое уж и плохое, и, возможно, даже сам этот чудак не родился на свет. Или родился, и путешествовать во времени не хочет. А вот для самого хроно-путешественника всё выглядит иначе: он прожил годы в варианте «А», он ему не понравился и он его переиграл по-другому.

Конечно, вариант «Б» тоже может пойти не так, и тогда пришельцы из разных версий будущего, рассказывающие истории одна бредовее другой, посыплются ему на голову, как из рога изобилия. Пока не устаканится тот вариант, когда больше никто никуда лететь не изволит.

Плюс: если Самурай Джек взял с собой в прошлое Аши, она не растворится в воздухе. Как и он сам, его знание о произошедшем, зазубрины на катане и вообще все остальные артефакты уничтоженной ветки событий, которые пропихнули в портал.

Минус: в «то будущее» никогда не удастся вернуться. «Билета домой» нет — дома не существует. Если Самурай Джек отправился один, он в печали разглядывает божью коровку.

Странная особенность: когда мы добираемся до точки отправки в прошлое, обычно само путешествие является признаком непротиворечивого развития событий. В этой гипотезе — совершенно наоборот! Если герой не предотвращает своё путешествие во времени, то он отправляется ещё раз, в прошлое прилетают двое, эта ветка тоже отсекается и история перекраивается ещё раз. Если предотвращает — всё устаканивается. Чтобы это не смотрелось так дико, обычно в таком сеттинге в прошлое можно отправить только информацию или, как в Mahou Shoujo Madoka Magica, передать в прошлое свою личность.

  • Есть рассказик с подсветкой «дурной бесконечности» — любое событие плодит множество вселенных, главгерой задумывается, что кроме него, держащего пистолет у виска, существует бесконечное можество вселенных, где он стреляет себе в голову, где он кладёт пистолет на место, где он спускает курок, но выстрела не происходит, итд, итп. И в конце все-таки пускает пулю в голову.
  • Ну и эталонными примером видимо можно считать «Bioshock: Infinite».

Гипотеза о слиянии вселенных[править]

В противовес гипотезе о множественности вселенных, эта гипотеза предполагает, что любое действие, совершённое при путешествии во времени, переписывает прошлое. Таким образом, если путешественник во времени встретит своего дубля из прошлого, то он просто сольется с ним, став частью времени, в котором происходит действие. То же справедливо и для событий: два события сольются в одно, не порождающее парадокса. То есть, смерть деда в одной вселенной и его жизнь в другой сольются так, чтобы прошлое героя позволило ему продолжать существовать, либо, если это невозможно, уничтожить все его следы из будущего. Встречается, например, в сетературе, серия книг «Мэлис Крэш», в четвертой книге заглавная героиня отправляется в прошлое, чтобы помешать злодейке похитить саму себя и изменить историю. Зная о возможности слияния, берет с собой подругу, но в итоге к новорожденной версии ГГ прикасается не она сама, а отделенный и отселенный в отдельное тело кусок ее личности, и слияние таки происходит. Правда, помимо слияния работает также эффект петли времени (слияние было предопределено и необходимо для того, чтобы героиня осталась собой) и эффект хроноволн (позднее раскрывается, что некоторые персонажи из спасенного настоящего успели ощутить как галлюцинацию те изменения, которые произошли бы в случае успешного похищения ГГ).

Гипотезы хроноволн[править]

При изменении прошлого будущее меняется не мгновенно; возникает волна изменений, распространяющаяся с конечной скоростью. Если эта скорость выше естественной скорости течения времени, то возникнут две альтернативных реальности, бесконечно циклически сменяющие друг друга (дед умирает — через некоторое время его внук исчезает — через некоторое время дед снова жив — через некоторое время его внук снова рождается и т. д.) При этом обитатели каждой из реальностей ничего не будут знать о другой (исключая путешественников во времени через фронт волны), так как в момент прохождения волны реальность полностью перезаписывается. Раз возникнув, такое чередование будет существовать всегда — никакие «полицейские времени» не смогут его исправить, а смогут лишь породить новые волны.

Если скорость волны равна скорости естественного течения времени, то изменения в прошлом никак не повлияют на будущее, поскольку никогда его не догонят. То, что убийца деда отменит собственное рождение в прошлом, не помешает ему существовать в будущем (при этом ни его память, ни документальные свидетельства о его рождении опять-таки не исчезнут, поскольку все они существуют в одном с ним времени).

Наконец, возможен вариант, когда хроноволны, оказавшиеся в противофазе (создающие парадокс), гасят друг друга, выкидывая из истории породившие их события. Например, дед умрёт от естественной причины, а внук, соответственно, не родится. Или, напротив, дед останется жив, но внук всё равно не появится на свет (или не убьёт деда по другой причине).

На этом варианте основана вся концепция книги «Брат-берсеркер» Фреда Саберхагена, второй части из цикла о противостоянии людей и Берсеркеров — машин, уничтожающих всё живое (именно этот цикл повлиял и на «Терминатора», и на Некронов из Вархаммера, и на Mass Effect). На единственной планете во Вселенной, где возможны путешествия во времени, берсеркеры сначала пытаются уничтожить в прошлом всю жизнь (снизив вероятность существования людей на планете до нуля), затем, когда им это не удаётся — обратить историю в менее благоприятное для людей русло. Герои следят за вероятностными волнами, порождаемыми берсеркерами в прошлом, и противостоят им.

Гипотеза о выборе временной последовательности[править]

Идея в том, что история меняется сразу, как только путешественник во времени подумает о путешествии во времени. Таким образом, он может отправлять послания из прошлого в будущее и получать нужные ему в данный момент инструменты или материалы с помощью ещё одного путешествия в более раннее прошлое. Это было описано у Гарри Гаррисона в книгах о Стальной Крысе и в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда».

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»[править]

Эта гипотеза утверждает, что путешественник во времени является прошлым по отношению к будущему себе. Если в будущем однажды будет создана машина времени, то, вероятно, она будет когда-либо растиражирована и когда-нибудь потенциальный путешественник во времени в будущем до неё доберётся и отправит к себе в прошлое. Но, поскольку этого не происходит, машины времени не были изобретены и изобретены быть не могут.

Также есть точка зрения, что машина времени, возможно, самоуничтожится, если её отправить в прошлое до даты её изобретения.

Где встречается[править]

  • Чарльз Стросс, цикл Эсхатон — с прикрученным фитильком. В середине XXI Земля таки влетела в Сингулярность. Квантовые компьютеры, пути к перемещению со сверхсветовой скоростью, зная что это может нарушить причинность и никто не мог понять почему — нет никаких следов парадоксов. Узнали. Я – Эсхатон. Я не бог ваш. Я происхожу от вас и существую в вашем будущем. Да не нарушишь ты принципа причинности в моем историческом световом конусе. А не то.

Гипотеза о потере мотива[править]

Суть в том, что если путешественник построил машину времени с целью исправить что-то конкретное и достиг этой цели путешествием во времени, то причина для создания машины времени будет устранена и, таким образом, машина не будет создана. Зато будет создан ещё один парадокс, по сути схожий с парадоксом дедушки.

С другой стороны, этот парадокс может быть обойдён, если никакие манипуляции со временем не смогут изменить событие, которое путешественнику во времени требуется изменить. Тогда машина времени всё равно будет построена, что бы путешественник ни делал во время путешествия в прошлое.

Явно указано в фильме «Машина времени», где главный герой создаёт машину времени, чтобы спасти свою невесту, которая погибла от рук грабителя. Сначала невеста спасённая погибает от другой трагической случайности — её сбивает неуправляемый автомобиль. Затем главный герой отправляется за ответом в далёкое будущее, где главный морлок показывает ему, невеста должна была погибнуть, потому что иначе живущий спокойной и счастливой семейной жизнью герой никогда бы не изобрёл машину времени.

Вариант того как это можно обойти приведен в Steins;Gate: Важно не то, что произошло, а то как это воспринял будущий путешественник во времени. Заменяем труп бессознательным телом, а кровь неотличимой в полумраке жидкостью, и получаем сохранность мотива, при этом спасая нужного человека.

Гармоничная вселенная[править]

Тут всё достаточно просто: вселенная стремится к гармонии и потому откорректирует себя обратно, даже если некий человек, событие или идея грозят разрушить эту гармонию. Примером этого в советской литературе является произведение Стругацких «За миллиард лет до конца света» с концепцией «гомеостатического мироздания». Правда, мелкие отклонения от общего плана в этом случае вполне допустимы. Так что, условно, убить своего дедушку можно, если ваш с дедушкой род не имеет глобальной важности с точки зрения мироздания.

Пустое время[править]

Теория о перемещении во времени, подробно описанная Клиффордом Саймаком в повести «Что может быть проще времени» и позднее использованная Стивеном Кингом в произведении «Лангольеры». Оказавшись в будущем или прошлом, путешественник обнаружит, что оно пусто. Нет людей, спички и бензин не горят, еда и напитки безвкусные, нет электричества, погода и время суток либо статичны, либо меняются абы-как (проще говоря, существуют только те предметы, которые глубоко укоренились во времени и почти вечны — например, наша планета под ногами; все остальные предметы существуют только в виде своих теней или призраков). Прошлое через какое-то время исчезает, далёкого будущего нет, а при попадании в ближайшее герою остаётся лишь ждать, когда его нагонит настоящее (или, как вариант, будущего на самом деле нет, а любой попавший туда столкнётся с полной пустотой, в которой нет даже воздуха). В этот момент внезапно для героя появятся окружающие (а он появится внезапно для окружающих, что может быть чревато в лучшем случае ничем, в чуть менее лучшем — столкновением, а в худшем — зависит от фантазии автора), спички при чирканье о коробок гореть будут и т. д.

Гипотеза замещения памяти[править]

Суть этой гипотезы в том, что человек, изменяя прошлое, изменяет и сам себя, а значит не будет ничего помнить. К примеру, если некий человек вернётся в прошлое и убьёт Сталина, то Гитлер выиграет войну и завоюет мир. Но в таком случае получается, что этот некий человек родился в фашистском обществе, жил, разговаривая на немецком и наблюдая везде где можно и где нельзя свастику. Значит, когда он вернётся в будущее, ему будет казаться, что ничего не поменялось (ведь он изменил прошлое и никогда не жил в нашем с вами обществе), хотя на самом деле всё поменялось, ведь Гитлер таки победил в войне.

Похожий пример можно наблюдать в фильме «Эффект бабочки», с той разницей, что ГГ фильма осознаёт и помнит все альтернативные ветки развития времени. Также схожий эффект наблюдается в фильме 2000 года «Радиоволна» и одноимённом сериале 2016-го года.

А в литературе этот вариант ярко обыгран в рассказе «Бруклинский проект». В результате отправки исследовательских зондов в далёкое прошлое, люди превратились в отвратительных лиловых существ с псевдоподиями вместо конечностей. Но никаких изменений они не замечают, они такими были всегда (странно, что при этом их объединяет желание и возможности посылать зонды).

Гипотеза цикличности[править]

кое-кто из физиков полагал, что время циклично, либо спиралевидно (зависит от того, движется ли куда-нибудь центр окружности), как бы там ни было, если кому-то удастся пережить конец вселенной и её начало, то он попадёт как бы в прошлое. А вот что там будет — большой вопрос. Есть довольно некислая вероятность, что ничего хорошего, это вам не колесо Сансары. В таком случае не беда, вращайте барабан дальше, и с ненулевой вероятностью когда-нибудь вы накидаете рандомом мир, похожий на тот что был в прошлом. Но, конечно, это только гипотеза.

Гипотеза невозможности[править]

Вернуться в прошлое невозможно. Вообще никак. И никаких парадоксов. Просто моментальная аннигиляция того кто попытается нарушить закон Вселенной, запрещающей использовать грязные хаки теории относительности для отправки чего-либо в прошлое.

Примечания[править]

  1. Только не эта, а вот эта, в терминах путаница
  2. 400 лет вместо обычных 200
  3. «Потому что он постоянно храпит, как тот диснеевский гном». Вот только в «Белоснежке» нет гнома Снорри.
  4. Подразумевается, что слонопотам «обновляется» при его передаче — например, рождает своего точного клона, и передаёшь ты именно нового. Иначе не получается полной стабилизации, ибо передать самому себе точно такого же слонопотама, до последнего атома, не постаревшего ни на секунду, не получится иным способом.