Драконовские законы: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 27: Строка 27:
* Афинский законодатель Дракон (Δράκων) и его законы — [[тропнеймер]] и [[кодификатор]] (созвучие со сказочными [[дракон]]ами случайное, хотя и характерное). Например, проходя мимо чужого сада сорвать плоды объявлялось не просто воровством, а ''святотатством'', за святотатство же полагалась смертная казнь.
* Афинский законодатель Дракон (Δράκων) и его законы — [[тропнеймер]] и [[кодификатор]] (созвучие со сказочными [[дракон]]ами случайное, хотя и характерное). Например, проходя мимо чужого сада сорвать плоды объявлялось не просто воровством, а ''святотатством'', за святотатство же полагалась смертная казнь.
** Не совсем случайное. Само слово «Дракон» греческого происхождения и означает «зоркий».
** Не совсем случайное. Само слово «Дракон» греческого происхождения и означает «зоркий».
*** А разве не «Змей?» И да, созвучие со сказочными драконами проявляется в том, что название сказочного существа Дракона происходит также от греческого «Змей».
* Ци и Цинь — считалось нормой казнить за тяжкие преступления родственников до седьмого колена: считать детей, и братьев и родителей за первое поколение, двоюродных братьев, и внуков, и дедушек с бабушками за второе поколение, троюродные, правнуки, двоюродные дедушки, племянники — третье поколение, и так далее вширь. Это, а также многие другие жестокие древнекитайские пытки и казни было заслугой одного человека — премьер-министра Цинь по имени Шан Ян, бывшего по совместительству ведущим философом школы легизма, коего по праву можно считать человеком, который изобрёл концепцию тоталитарного государства.
* Ци и Цинь — считалось нормой казнить за тяжкие преступления родственников до седьмого колена: считать детей, и братьев и родителей за первое поколение, двоюродных братьев, и внуков, и дедушек с бабушками за второе поколение, троюродные, правнуки, двоюродные дедушки, племянники — третье поколение, и так далее вширь. Это, а также многие другие жестокие древнекитайские пытки и казни было заслугой одного человека — премьер-министра Цинь по имени Шан Ян, бывшего по совместительству ведущим философом школы легизма, коего по праву можно считать человеком, который изобрёл концепцию тоталитарного государства.
* Великая Яса Чингисхана включала смертную казнь за большинство преступлений.
* Великая Яса Чингисхана включала смертную казнь за большинство преступлений.

Версия 10:17, 7 мая 2024

Жалуетесь на беспредел и беззаконие? У нас — нет никакого беспредела и никакого беззакония. У нас — закон и порядок. Драконовский закон и абсолютный порядок.

Примеры

Практически любая антиутопия так или иначе эксплуатирует этот троп, особенно если в основе лежит четкое структурирование общества.

Литература

  • Владислав Крапивин, «Гуси-гуси, га-га-га» — наказание за абсолютно любое правонарушение в Западной Федерации (даются намёки, что и в Восточной тоже) — смертная казнь. Разница только в шансе. Если за переход дороги в неположенном месте можно отправиться на тот свет с шансом один на миллион, то за коррупцию или уклонение от налогов светит уже 50 на 50. Ну а за уголовку шансы и вовсе 1 к 100 или к 500, только уже на помилование.
    • Впрочем, и в таких условиях находятся лазейки для власть имущих вытянуть счастливый билет. А вот решивших поиграть с системой карают показательно жестоко — подделавшему государственное уведомление о надлежании явиться на казнь за неправильный переход улицы (шанс на казнь один на миллион) Рибалтеру дают такой же шанс на миллион…выжить.
  • Ларри Нивен, «Дар с Земли» — здесь за неправильный переход улицы казнят без всяких шансов. Потому что банки органов сами себя не пополнят.
  • «Выбраковка» Олега Дивова. Наитипичный пример, вынесенный в название. Секрет успеха — абсолютная сыворотка правды.

Телесериалы

  • Lexx — законы Его Божественной Тени.

Видеоигры

  • Beholder — могут арестовать даже за хранение… яблока!

Настольные игры

  • Warhammer 40,000 — считается, что именно такие законы ввел на Нонстрамо Конрад Кёрз. В результате на планете воцарился идеальный порядок, вплоть до того, что жители выключали свет в квартирах в одно и то же время, а также боялись иметь имущества больше чем у соседа. Но стоило Кёрзу улететь с Императором в Крестовый Поход все быстро вернулось к привычному бардаку и вседозволенности.

Музыка

  • Ария, «Убить дракона» — по мотивам одноимённого фильма, так что порядки описаны соответствующие. В клипе педаль и вовсе ушла в пол.

Реальная жизнь

  • Является характерным признаком военного положения.
  • Афинский законодатель Дракон (Δράκων) и его законы — тропнеймер и кодификатор (созвучие со сказочными драконами случайное, хотя и характерное). Например, проходя мимо чужого сада сорвать плоды объявлялось не просто воровством, а святотатством, за святотатство же полагалась смертная казнь.
    • Не совсем случайное. Само слово «Дракон» греческого происхождения и означает «зоркий».
      • А разве не «Змей?» И да, созвучие со сказочными драконами проявляется в том, что название сказочного существа Дракона происходит также от греческого «Змей».
  • Ци и Цинь — считалось нормой казнить за тяжкие преступления родственников до седьмого колена: считать детей, и братьев и родителей за первое поколение, двоюродных братьев, и внуков, и дедушек с бабушками за второе поколение, троюродные, правнуки, двоюродные дедушки, племянники — третье поколение, и так далее вширь. Это, а также многие другие жестокие древнекитайские пытки и казни было заслугой одного человека — премьер-министра Цинь по имени Шан Ян, бывшего по совместительству ведущим философом школы легизма, коего по праву можно считать человеком, который изобрёл концепцию тоталитарного государства.
  • Великая Яса Чингисхана включала смертную казнь за большинство преступлений.
    • Стоит только обратить внимание, что в клановом степном обществе преступление, которым занимается государство — это то, что во-первых, выходит за пределы клана (иначе решают старейшины), а во-вторых, такой межклановый проступок, по поводу которого старейшины двух кланов не смогли договориться между собой. То есть явление такого масштаба, что грозит внутренней войной и новым расколом едва-едва собранной воедино страны.
  • Полулегендарный закон Фатиха в Османской Империи, предписывающий уничтожение всех братьев действующего султана во избежание расколов и дворцовых переворотов. На практике — всё сложно, но если кратко, это было скорее разрешение так поступать, чем обязательство.
  • В государстве небезызвестного господаря Влада III также существовали (буквально) такие же законы. Судя по описаниям, там практически полностью отсутствовала преступность — все боялись…[1]
  • Пётр I со знаменитым высказыванием «Всякий, кто украдёт из казны на столько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет». Аверсия: это не более чем городская легенда, в реальности такого закона не было, только болтовня на балу. Окружение Петра во главе с Меншиковым воровало в промышленных масштабах, а он относился к этому снисходительно, если человек был ему полезен.
    • Просто шут царю объяснил, что он один в государстве останется.
      • По наиболее устоявшейся версии, возразил Петру I не шут, а обер-прокурор Ягужинский. Что, согласитесь, гораздо логичнее.
        • Не согласимся, потому что такие высказывания — прямая обязанность шута.
  • Постановление ЦИК СНК «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», более известное как «Закон о трёх колосках» 1932 года — прямо названо «драконовским» в докладной записке Сталина. Хотя никаких упоминаний о «трёх колосках» постановление не содержало, поначалу оно применялось очень жестко. К тому же, отрицательную роль в правоприменительной практике сыграли расплывчатые формулировки. Знаменитый скандальный случай — посадка осенью 1932 некого Овчарова за «горсть» зерна, освобождённого досрочно весной 1933 года. Однако уже через полгода вышло поясняющее постановление Политбюро не сажать «лиц, виновных в мелких единичных кражах общественной собственности, или трудящихся, совершивших кражи из нужды, по несознательности и при наличии других смягчающих обстоятельств» и 60 % приговоров было отменено, а в 1936 году ≈80 % процентов осуждённых было оправдано со снятием судимости, а количество обвиняемых резко уменьшилось втрое.
  • Кодекс Синсэнгуми (военной полиции Эдо, эпохи заката сёгуната Токугава) с точки зрения неосведомлённого человека. Членам Синсэнгуми запрещалось учувствовать в чужих сварах, покидать расположение части, покидать поле боя до тех пор, пока не будет убит последний противник, получать ранение в спину или будучи раненным в случайной схватке дать противнику уйти[2]. Наказание за любой проступок — сепукку.
  • Пиратский кодекс. Попытка закурить на борту каралась поркой[3]. Попытка присвоить любую ценность каралась смертью[4]. Смертная казнь полагалась за трусость в бою и за изнасилование женщины[5]
  • Именно этим является тюремная этика в представлении обывателей. Любой неверный вздох карается переводом в петушиный угол.
  • В Республике Узбекистан за угон автотранспорта полагается от 10 тюрьмы. Для сравнения за убийство дают от 5 лет. Такой закон родился не на пустом месте — до его принятия в середине 90-х страну захлестнула волна угонов. Причем основной доход шел не от перепродажи, а за счет шантажа. В результате власти закрутили все гайки и теперь автоугон в стране явление почти небывалое.
    • Также, Узбекистан является последней страной СНГ, где мужеложество считается уголовным преступлением. Правда все дела по данной статье скорее политические.

Примечания

  1. Что любопытно, вначале появился законодатель Дракон, затем, через несколько столетий, господарь Дракула…
  2. На самом деле все требования были весьма прагматичны. Покинуть расположение части — слить врагу информацию об операциях Синсэнгуми. Участие в чужих схватках давали подготовленным мечникам очень неполохой заработок. Наказание за случайные схватки заставляли следить за собой, и не хвататься за меч по любому поводу — иначе бойцы отряда слишком быстро кончатся. А ранение в спину при самурайских традициях боя обычно означало, что самурай попытался удрать
  3. Кругом порох, просмоленная ветошь и древесина. Костер посреди океана заказывали?
  4. Нефиг отвлекаться на грабеж посреди боя, к тому же добыча общая и каждому полагается своя доля
  5. Ничего личного, но из-за женщин банда передерется еще быстрее чем из-за крапленных карт. Кстати, про убийство женщин в кодексах ничего не сказано. Впрочем, великая и страшная Мадам Чжэн действительно сделала это законом для своего флота. Если изнасилованная женщина вдруг желала, могла спасти провинившегося от казни взяв его в мужья. После этого ему обещали смертную казнь за любую попытку супружеской неверности.