MorkBorg
«Ты приходи погреться в готических палатах,
Где за столом сидят гости, гниющие в рыцарских латах -
Здесь нашли свою смерть рыцари и дворяне,
Здесь заправляет тень с крыльями и рогами.»
-Бельфегоров, Горгоротов и Траурный Пиджак, «Призраки средневековья».
MorkBorg (швед. MÖRKBorg — «чёрная крепость») — настольная ролёвка из Швеции за авторством коллектива из Пелле Нильсена и Йохана Нора, отличающаяся уникальной атмосферой издевательски-чернушного тёмного фэнтези с изрядной долей юмора (чёрного) и иронии над жанром. Посвящена памяти Пелле Ингве Оллина — того самого «Дэда», вокалиста из блэк-метал группы Mayhem.
Выделяется Борг в первую очередь своим визуальным стилем — метал-обложки, некоторые стили тату (основной художник проекта — ещё и тату-мастер), иллюстрации к старым ролевым играм и фэнтези, гравюры позднего Средневековья, пьяная мазня, эксперименты в фотошопе, жуткие коллажи и сочетания чёрного и белого, кислотного жёлтого и фиолетового, реже мелькает, но заметен ярко-красный. Жуткая эстетика металлического угара, готических ужасов, средневековых легенд и гротескных кошмаров причудливо соединяется в мире, который готовится пережить свой конец. Игроки («проклятые души») брошены на произвол судьбы в странном и жутком мире.
Мир игры
Местный антисеттинг
Боги, религия и космогония
- Псалмы. Пророчество Анука Шлегера, семь псалмов о шести стихах, повествующие об ужасных событиях, которые должны произойти и будут знамением конца света, нашёптаны их автору-монаху самими Василисками. Именно эти чудовищные события будут фоном для приключений ваших антигероев в Умирающих Землях.
- К слову о них. Василиски. Зловещие двухголовые ящеры-вещуны (было двое двухголовых, остался один с двумя головами) с разнополыми головами и именами Вирху, Горг(мужские), Луси и Аркх (женские), нашептали пророчество об Апокалипсисе и предрекли миру смерть. Возможно — отсылка на мысленный эксперимент о Василиске Роко, благо достаточно всеведущи, жестоки и умны. Вокруг поклонения им построена организация Церкви Василисков, чей главный собор (предположительно, также престол папы или патриарха — мало что известно про детали) находится в городе Хальгенбек.
- Нечрубель. Додревняя тьма персонифицированная, голодная и злая, пытается разыгрывать перед поклонниками скорее сатанинский архетип — но во много раз грубее, старше и страшнее. Это воплощённое небытие и пожиратель миров. Крайне мало описан(а/о), неясного пола и внешности, но это грядёт и его следует бояться.
- Менее значительные боги, которым поклоняются еретики — не выдержали конкуренции василискам и Нечрубель, были забыты или угасли. Сюда же и природные духи местных дикарей.
География Умирающих земель
- Твиландия и город Хальгенбек.
- Город-государство Грифт или Краж.
- Графство Кергус и город Алианс.
- Княжество Вейстланд.
- Пустошь и город Шлейцвиг.
- Лес Саркаш и Могильник.
- Хребет Бергена
- Долина Несчастных Мертвецов.
- Пролив Мур
- Озеро Онда
Расы
- Люди. Средневековые дебилы от юродивых, разбойников и бродяг до полудиких лесных жителей, замордованного крестьянства и нарождающегося пролетариата в низах, где-то между — жадные хапуги, лживые священники, а правит ими прогнившая аристократия с некоторыми теократическими нотками. Внешность и культура — самая разная, но, похоже, преобладает нечто клюквенно-германское, исходя из названий городов и областей.
- Всяческие мутанты и уроды — в-основном человеческой крови. Культисты Земли, клыкастые, грибные создания (ими являются все Оккультные травники) и иные.
- И большинство нежити, разумной и зомби со скелетами.
- Эльфы. Монстры или изгои, страшной внешности и некоторые виды склонны к людоедству.
- Гномы и карлики. Неясной природы злые карлы или мрачные невысокие здоровяки. Довольно редки и «уходят под землю». Многие окончательно деградировали в монстров-людоедов, как и эльфы — и чем-то напоминают парацельсовских земляных элементалей и «…And the dwarfs of falseness throw mud at your back» из песни Helloween о Хранителе семи ключей: https://www.youtube.com/watch?v=3YRK6GF_mGM
- Гоблины. У нас не такие гоблины, а намного хуже. Заразные акулоголовые мутанты, обитающие в дикой местности, руинах и на помойках, жестокие хищники, полуразумны. Укушенный или раненый, а чаще просто отмеченный как цель гоблином, сам скоро станет им, если не излечится или не убьёт виновника за шесть дней — а гоблины могут убежать и скрыться.
- Бледные. Непонятно что — уродливые инопланетяне-метаморфы с истинным обликом в духе твари из фильма «Химера», Чужих и шаблонных демонов из современной культуры. Бледны, слепы и лысы, владеют магией.
- Фонареголовые. Твари с головой-фонарём. Конструкты или мутанты, используемые армиями и стражей, как живые фонари, но чаще живут уединённо и прячутся.
Твари и монстры
Поименованы странными названиями помимо основных и крайне разнообразны, страшны и забавны. В-основном переосмысление классического ДНД-монстрятника старых редакций и монстров из ужастиков и фэнтези в-целом, но часто попадаются оригинальные твари. Пока будут добавляться только твари из основной книги.
- Гоблины — «звёзды» сеттинга, заразные бомжеватые карлики с страшными акульими головами, меткие стрелки. Через 6 дней проклятый гоблином сам станет носатым чучелом, если не убьёт тварь или не излечится.
- Ублюдки — скатившиеся на самое дно люди, потерявшие всякую человечность и начавшие маньячить на тёмных улицах или просто грабить и убивать. Орудуют ядовитыми ножами и могут ударить в спину.
- Зукумы или Берсерки — косматые мордастые здоровяки, имеющие что-то общее с яутжа из Хищника и дндшными багбирами — при комплекции комода ловки и скрытны. Машут тяжёлым оружием и атакуют дважды за ход, но уязвимы к атакам.
- Призраки — призраки, они и в Умирающих землях призраки. Высасывают характеристики на время боя, ловкие и увёртливые.
- Бельзе, кровавые скелеты — странная нежить, умеющая имитировать голоса, как контролёр или псевдоплоть из Сталкера, плохо пробивается кинжалами, копьями и мечами. Рассыпается от одного удара на 5 и более урона.
- Личи-некроманты — уже заявка на мини-босса, обращает магию из свитков игроков против них самих и не даёт колдовать им, бронирован и силён.
- Тролли — быкомедведи размером с дом или холм, трусливые и голодные звери, толстокожие и могучие. Ещё одлна заявка на босса.
- Ноды, зомби — зомби из палаты мер и весов — слабые, неразумные, но массовые, крепенькие и заразные. Процесс излечения от зомбирования потянет на квест — о месте, где растёт сырьё для вакцины, знает лишь жестокий тиран-обжора король Фатхму.
- Фарфоровые куклы — страшные куклы-людоеды-нежить с детскими личиками.
- Гаргульи-гротески — каменная не то очень экзотическая нежить и некрота, не то конструкт в облике гаргульи с хвостом, больно бьёт и стреляет лучами из глаз — всегда ими попадая. Крайне бронирован и живуч, состоя из буквального камня. Заявка на босса.
- Фонареголовые-убийцы — маньяк-фонареголовый, крадущийся по улицам с ножом.
- Евлотии, виверны — уродские белые летучие змии с ядовитым (!) огнём (!), огромные и страшные. Ещё один явный босс.
- Культисты Земли — непонятные люди-мутанты с собачьей кровью в жилах, странные асоциальные выживальщики и могут быть присоединены к отряду как спутники-НИПы.
- Дикие фонареголовые — угрюмые фонареглавые отшельники, пугливые и скрытные. Тоже могут стать спутником.
- Бледные — представители расы невнятных инопланетян-перевёртышей жуткого облика, отстранённые подслеповатые колдуны с хрупким телом и крыльями. Ещё один спутник, или враг.
- Бродяги — те Ублюдки, кто ещё не настолько преисполнился в злодействе, но они подлые, жадные и подверженные мелким порокам ловчилы-преступники. Последний вариант спутника из книги правил.
- Сумеречные гномы — что-то вроде серых гномов или лохматых тюхов у Астрид Линдгрен — мелкие зловредные диковатые карлики, орудуют кинжалами и ножами, умеют ползать по стенам, по которым сложновато попасть.
- Шавки — псины со спутанной шерстью, стайные, территориальные и агрессивные бобики.
- Острозубые стражники — НИПы схожей природы и рода занятий с играбельным Клыкастым дезертиром, острозубые мутанты-наёмные прислужники некроманта с мечами наперевес и умеющие кусаться.
- Прядильщица смерти — гигантская паучиха, ничего особенного кроме опутывания и общей опасности.
- Дремлющие скелеты — дохловатые скелетики без оружия, нападающие компанией по трое, восставая из мёртвых.
- Уставший кристальный демон — бессмертный, но изгоняемый. Кидается магией и крайне опасен.
- Вывернутые охранники — продукт переделки мёртвых стражников-зубачей, поднятых некромантом, утрачивают личность, но не голод и умение сражаться. От живых отличаются более разнообразным оружием, тем, что не кусаются, немного сильнее и, как ни странно, более разумны и способны договориться.
- Безумные пленники — монстр-толпа, заключённые и будущие жертвы некромантских опытов, уже не надеются на освобождение, агрессивны и отчаянны.
- Нутряной Червь — гигантское толстое подземное червиё.
Механика
Особенности игры
- Низкий порог вхождения, простые правила, уместимые на листе и короткий рулбук.
- Примитивная (к сожалению) боёвка с хорошими находками — пугать врагов через тест боевого духа, когда те ранены или отряд разбит, местная опасная и кривая магия.
- Модифицируемость и огромное количество фанатского контента и дополнительных материалов — классы, правила, кампании и подземелья, механики, таблицы рандома, оружейные паки…
- Идеальная игра «под пивас» и происхождение у неё из барных и домашних посиделок и придумывания максимально простой настолки под это.
«Классы» персонажей
- Их по большому счёту нет, это здесь сразу класс, раса, предыстория и стартовый инвентарь. В книге правил их шесть — боевой Клыкастый дезертир, вороватый Ублюдок, волшебный Эзотерический отшельник, властный Падшая знать, отмороженный Еретический Жрец и мистический Оккультный травник. В дополнениях число классов близится к 50 и более. Пока будут только классы из книги правил. Классы, где приведён оригинал названия — переведены с некоторой утратой смысла, но всё равно отражают суть.
Классы из книги правил
- Клыкастый Дезертир — местный воин, танк, воплощённое сила есть-ума не надо (хотя можно отыграть сообразительного Клыкача, они чаще тугодумы и необразованные) и чуточка рыцарь крови и военный социопат. Выведенный для войны, жертва экспериментов, мутировавший или зверолюдного происхождения, похожий на урук-хая широкий и/или высоченный жлоб с острыми большими зубами. Бонусы к Удали и Стойкости, сниженный Контроль, безграмотен и не умеет в магию, большой выбор оружия и брони. Стартовые вещицы — военные трофеи и милое грубому солдатскому сердцу барахло — пропитанный дерьмом верный ржавый тесак, не менее верный пёс, праща из волос врага, вставные клыки. Черты к биографии — воспоминания о былом.
- Канавный отброс (в оригинале — «Gutterborn Scum») — воришка, плут и пария, рождённый в сыром подвале, канаве или трущобной хижине, живущий по принципу «под одним оконцем выпрошу, под другим съем» в лучшем случае. Отброс — жестокий городской падальщик и бродяга с видом недокормленного и больного человека, выглядящего младше, чем есть, с кривой рожей и гадкой ухмылкой. Заниженная Стойкость и Удаль, но бонусы к Контролю и Сноровке, включая вечное +2 к проверкам, малый выбор оружия и брони, вместо стартовых предметов — способности — ловкие пальцы идеального взломщика, умение ядовито харкаться, способность увернуться от смерти или навык маскировки в мусоре и дерьме. Черты к биографии — обстоятельства (вы)рождения.
- Эзотерический Отшельник — угрюмый «отшельник, маг и волшебник», натуральный хлипкий маг из палаты мер и весов, монашествующий или просто нелюдимый чародей, ведающий тайные знания, живший годами в одиночестве, пускающийся в странствия от беспокойных позывов в голове. Отшельник — мудрец и обладатель какого-то неявного мистического дара, помогающего ему на пути. Внешность типичного представителя — как правило нечто мистическое и мрачное — капюшоны и черепа на голове, борода и патлы, мантия, плащ. Заниженная Удаль, бонусы к Контролю, стартовый Свиток любой направленности, крайне малый выбор оружия и брони, слабое здоровье. Стартовые Дары — предметы мистической природы или способности и один спутник — Книга закипающей крови, призыв свитков из Незримого университета или ручной сокол с мистической связью с хозяином. Черты биографии — мистическое рождение или то, как им открылись тайны.
- Падшая Знать (в оригинале — Forgotten Bitter Prince")
- Еретический Жрец
- Оккультный Травник
Что тут есть и немного больше
- Навозные века — чёрные, как дёготь, навозные тысячелетия. Борговский мир — одна большая реконструкция навозных веков с блэк-металом и шведским пивом.
- Прогнившая церковь — Церковь Василисков. Впрочем, остальные не лучше.
- Тяжёлое детство, деревянные игрушки — у большинства персонажей игроков — и у Канавного отброса особенно.
- Это ж надо было додуматься! — повсеместно. Суп Паукосовы, позволяющий ползать по стенам и видеть во тьме, монстры-людоеды с рожами младенцев, заразные акулоголовые гоблины, биографии персонажей про неотрезанные пуповины и выращивание собаками, но педаль в пол давят эффекты провала магии — заболевание магическим горбатым сифилисом, обмен телами и разумами, выросший на шее рот, превращение зубов в чёрные ногти и гниение заживо с раздачей ауры окружающим.
- Участь хуже смерти — ПОВСЕМЕСТНО. Примеров не хватит.
- Какая отвратительная рожа! — во многом Борг знают именно за это, ибо концентрация ублюдских морд там повышенная — мир такой. Самое яркое — милашка Канавный отброс с его неподражаемой улыбкой и ножом в руке и рожи из официального комикса.
- Злая королева — владычица Алианса, графиня (хотя судя по независимости уже королева) Антелия, отрезающая женихам головы и застрявшая в глюках и дереализации. Похоже на то, что вдобавок вампир.
- Хлипкий маг — Эзотерический отшельник, слаб здоровьем, но не духом. Местный волшебник с некоторыми монашескими и друидскими нотками.
- Чёрный рыцарь — с фитильком, но нередко так игроки преподносят Падшую знать и Клыкастого дезертира (тот правда скорей низкородный посвященец, оруженосец или сержант).
- Офигенно большой меч — цвайхендер, оружие-маскот игры вместе с цепом с шипами. Могуч и страшен, но иногда щит важнее, чем большой куб урона.
- Главный герой — нежить — с прикрученным фитильком, но у «героев» игроков часто полумёртвый видок и чахлое здоровье, а по-настоящему троп отыгрывать можно с правилами «Смерть — это не выход» и с множеством допклассов — кровавого рыцаря и изгнанного кровососа, катакомбного святого…
- Щитом можно бить… как импровизированным оружием на д4. Щит, тем не менее, спасает жизни ваших Проклятых душ не раз.
- Псих с топором — нередко сами герои и их противники, если те больше про безумие и жестокость, а не готический мрак или гротеск и мясо. Из персонажей — Флетчер из стартового приключения (с цепом), Король-обжора Сайласс (с столовыми приборами), страшные твари из «КошМОРК на улице Борг».
- Устоявшийся неточный перевод — вернее, интерпретация. Нечрубель как что-то женского или среднего рода — тогда как это таки мужского рода — но всё равно нечто.
- Круто и практично — меч, цеп, щит, арбалет, лёгкая броня. Из небоевого — верёвки, наборы для ремонта, взлома или ремесла и лекарства.
- Круто, но трудно — Игра за заклинателя, особенно Отшельника — хилое здоровье и сила, малый выбор оружия и брони, риск отъехать от своей же магии или просто получить собственным свитком.
- Какие ещё копья? — этим страдает базовый рулбук. На выбор у игроков — клинки, дробящее, топоры, лук и арбалет — но нету Его Длиннейшества. В оружейных хаках и дополнениях это упущение исправлено, да и исходя из лора, в Умирающих землях копья используются постоянно и активно, не одной лишь массовкой и гумбами. Автор, как любитель копий, в восторге.]]
- Демоны — от призываемой свитком Демон в Горле грудной паразитки до сутулых чёрных косматых рогачей. Природа неясна, но связаны с местной не то Гекатой, не то Тиамат — Нечрубель.
- Нежить — всех сортов, от обычны зомби, скелетов и призраков до чего-то совершенно невменяемого — фарфоровые куклы и гаргульи.
- Хищный зверь — собаки, волки, крысы, свиньи-страшилки, чудовищные насекомые — фауна Проклятых Земель недружелюбна и легко закусит приключенцем.
- Осторожно, злая собака! и Злой и страшный серый волк — озверевшие дворняги и голодные серые могут порвать банду «героев» на куски.
- Плохие люди — самое страшное животное в Борге — всё ещё человек…
- Прагматичный боец — другие тут живут недолго, приветствуются любые подлости против врагов, кинжал, яд, ловушки и обманные манёвры, использование подручного барахла.
- Файтер, клирик, маг и вор — какой мир, такие и… Сегодня на арене кровавого цирка — Клыкастый дезертир, Еретический жрец, Эзотерический отшельник и Канавный отброс. На подтанцовке — алхимик-друид Оккультный Травник, спонсор бардака — аристократичная и насквозь гнилая Падшая Знать.
- Стандартные атрибуты персонажа — обычные 7-8 атрибутов вместили в 4 показателя — Удаль (Сила, немного Телосложение), Сноровку (Ловкость, немного от Восприятия), Хладнокровие или Контроль (Сила воли, Интеллект, Мудрость и Харизма, немного Восприятие) и Стойкость (Телосложение, немного Силы воли и Силы).
- Класс персонажа — любопытно деконструирован, может нести вред характеристикам героя при генерации, добавляет черты к внешности, личности и предыстории, создаёт атмосферу. Стандартных классов — шесть, почти все — издевательство над классическими стереотипами. В дополнениях их около полусотни, если не более!
- Лич — антагонист стартового подземелья «Гнилой чёрный ил», некромант Флетчер. Внешне, однако, совсем не типичный сухощавый некр и даже не колдун с комплекцией Рейстлина, а полноватый и накачанный лохматый здоровяк-великан, два с лишним метра ростом, лысый и со страшными татуировками. Машет цепом и прикладывает об раскалённый металл врагов и создал себе стражу из уродов и нежити.
- Крутой в дурацком колпаке — Еретический Жрец. Как правило — придурок в блэк-металлическом гриме и рванине, по мнению многих игроков — сильнейший класс, с полезными предметами и малым количеством ограничений.
- Набить морду Ктулху — в теории можно попытаться с предсказуемым результатом наехать на самих Василисков или Нечрубель или божеств и демонов (разница меж ними в сеттинге мала) помельче.
- Файербол. Нечестивый Свиток «Ладони, открывающие Южные Врата» метает несколько огненных шаров. Автор статьи прожёг карточку с ним зажигалкой на одной из игр, покуривая. Невероятно полезная вещь.
- Плохие эльфы и У нас не такие эльфы, частично Прекрасный Народ — местные эльфы, твари из ночных кошмаров, людоеды и похитители детей, живущие в лесистых холмах и ползающие по ночам за добычей. Есть играбельные эльфы — но там что-то вроде интерпретации от Сапковского, низкофэнтезийные и грустные.
- Магия Вэнса. Ну почти. Рандомящиеся четырёхгранником каждый игровой день «заряды» магических сил, если у героя есть свитки или способности к чудесам.
Музыкальная составляющая
«Саундтрек» игры от GNOLL
- Данжен-синт альбом 2019 года от коллектива Gnoll, предназначенный в качестве звукового сопровождения к игре. Отлично справляется с задачей, но хорош и сам по себе — сырой, мрачный, с атмосферой темницы сырой, тёмного леса и туманных чёрных башен.
Музыка, вдохновившая проект
- Сами авторы поместили на четвёртую страницу следующий объёмный список музыкеи, вдохновившей проект, состоящий преимущественно из блэк-метала, дум-метала, стонера и данжен-синта:
Ash Borer. Batushka. Bell Witch. Belzebong. Black Tremor. Bongripper. Bongzilla. Cathedral. Conan. Dark Buddha Rising. Darkthrone. Domkraft. Dragged Into Sunlight. Dödsrit. Earth. Electric Wizard. Eyehategod. Gnoll. Godspeed You! Black Emperor. KTL. Mammoth Weed Wizard Bastard. Mayhem. Mephorash. Monolord. Morbid. Murg. Phurpa. Primitive Man. Profetus. Shadowmaster. Sleep. Slomatics. Sunn 0))). The Body. This Gift. Is A Curse. Thou. Tiamat. Ufomammut. Urfaust. Weedeater. With the Dead.
Нечто со схожей атмосферой
- Бельфегоров, Горгоротов, Траурный Пиджак — «Призраки средневековья». Так грубо, что уже смешно на схожую тему и мотивы и возможно, что со знанием темы.