Мусульмане плохие: различия между версиями
м (→Отечественная: добавленa книга) |
|||
(не показано 11 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Балалайка|Posmotre.li не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).}} | {{Балалайка|Posmotre.li не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).}} | ||
{{вкратце|Всё плохое, что люди знают и думают о мусульманах. Всё хорошее — [[Ислам — это круто!|здесь]] и [[Мусульмане — мудрые!|вот тут]].}} | {{вкратце|Всё плохое, что люди знают и думают о мусульманах. Всё хорошее — [[Ислам — это круто!|здесь]] и [[Мусульмане — мудрые!|вот тут]].}} | ||
[[Файл:Leopold Muslim.jpg|мини|300px|[[Кот Леопольд|А не хотите по-хорошему, будет по-плохому!]]]] | [[Файл:Leopold Muslim.jpg|мини|300px|[[Кот Леопольд|А не хотите по-хорошему, будет по-плохому!]]]] | ||
Данный [[троп]] зародился на заре Средневековья, едва не помер в ХХ веке и с новой силой заиграл после арабо-израильского конфликта, достигнув максимальной популярности после 9/11. | Данный [[троп]] зародился на заре Средневековья, едва не помер в ХХ веке и с новой силой заиграл после арабо-израильского конфликта, достигнув максимальной популярности после 9/11. | ||
Строка 42: | Строка 41: | ||
==== Отечественная ==== | ==== Отечественная ==== | ||
* Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери». | * Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери». | ||
* К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, [[Незримый орёл Аллах|фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами<ref>Ашариты (с одной «ш») — это волне реальное название представителей одной из основных версий суннизма.</ref> | * К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, [[Незримый орёл Аллах|фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами]],<ref>Ашариты (с одной «ш») — это волне реальное название представителей одной из основных версий суннизма.</ref> и даже пророком у них был Али, а не Магомет, но при этом почти все списано с реальной истории Арабского халифата. [[Слово Божие]] гласит, что автор, описывая массовую резню, пытки, сексуальное насилие над детьми и так далее, смягчает картину. | ||
* [[Александр Афанасьев]], цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане. | * [[Александр Афанасьев]], цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане. | ||
** Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения». | ** Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения». | ||
** При том что до того как окончательно исписаться и поехать крышей, Александр из всех русских имперцев-националистов, отличался по вопросу редкой адекватностью. Коран читал, обычаи и менталитет мусульман из разных регионов знает и понимает, огульно всех в чёрные цвета не красит. | |||
* [[Меганезия|Меганезийский цикл]] Александра Розова. Любая религия — это плохо, но исламу, как самой радикальной, достается больше всех. | * [[Меганезия|Меганезийский цикл]] Александра Розова. Любая религия — это плохо, но исламу, как самой радикальной, достается больше всех. | ||
* Миррский цикл рассказов Максима Шапиро. Религия и некоторые культурные особенности Мара откровенно указывают на ислам. Надо заметить, что автор отделяет фанатиков от простых верующих, которые просто соблюдают для себя лично некие обряды и ограничения. Самый раскрученный рассказ, «Уважение культурных традиций» — стёб над [[Ксенофобия и толерантность|толерантностью]]. | * Миррский цикл рассказов Максима Шапиро. Религия и некоторые культурные особенности Мара откровенно указывают на ислам. Надо заметить, что автор отделяет фанатиков от простых верующих, которые просто соблюдают для себя лично некие обряды и ограничения. Самый раскрученный рассказ, «Уважение культурных традиций» — стёб над [[Ксенофобия и толерантность|толерантностью]]. | ||
* Михаил Харитонов, «[[ | * Михаил Харитонов, «[[Факап]]» — Халифат. Были учёные (кое-кто {{spoiler|Бондепадхай}} потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в полдень после его смерти его [[Третья Мировая война|заветы были исполнены]]. | ||
* Илья Деревянко | * Илья Деревянко критически относится ко всему, что отлично от православия, а посему в его творчестве наберётся примеров на [[Буддисты плохие|все]] [[Язычники плохие|подобные]] [[Атеисты плохие|статьи]]. Мусульмане же у него на первом месте ввиду то, что большая часть творчества пришлась на войну и теракты по типу «Норд-оста» и «Беслана», а многие герои побывали в Афганистане и/или Чечне. | ||
* «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала | * «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала 2000 года, а [[Главный Гад|нехороший человек Джинн]] и вовсе из Пакистана. С другой, среди джинновых помощников полно вполне себе европейцев явно не исламской веры, [[Наёмник|желающих денег]] или преследующих собственные политические интересы. | ||
* [[Михаил Успенский]], «[[приключения Жихаря|Невинная девушка с мешком золота]]» — местные басурманы, конечно, такие же мусульмане, как паства Цезаря — христиане, но аллюзия очевидна. | * [[Михаил Успенский]], «[[приключения Жихаря|Невинная девушка с мешком золота]]» — местные басурманы, конечно, такие же мусульмане, как паства Цезаря — христиане, но аллюзия очевидна. | ||
* Лидия Чарская, «[[Джаваховское гнездо (цикл повестей)|Джаваховское гнездо]] | * Лидия Чарская, «[[Джаваховское гнездо (цикл повестей)|Джаваховское гнездо]]» — [[с прикрученным фитильком]], в повестях есть и много вполне положительных мусульман, но когда речь касается смены религии, на мусульман явно накидываются образы злодеев. | ||
* Нина Линдт | * Нина Линдт «Последний рыцарь короля» — фэнтези об одном из крестовых походов под началом короля-Солнце, в котором приходится принять участие попаданцам из нашего времени. | ||
==== Зарубежная ==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* «[[Роланд|Песнь о Роланде]]» же! Классика французской средневековой поэзии, посвящённая последнему бою маркграфа Роланда в | * «[[Роланд|Песнь о Роланде]]» же! Классика французской средневековой поэзии, посвящённая последнему бою маркграфа Роланда в Ронсевальском ущелье, где мусульмане изображены как бесчисленные орды каких-то жутких типов, мечтающих [[захватить мир]]. | ||
* «[[Хроники Нарнии]]» — жители страны Тархистан (Калормен<ref>Если адаптировать оригинальную игру слов, получится | * «[[Хроники Нарнии]]» — жители страны Тархистан (Калормен<ref>Если адаптировать оригинальную игру слов, получится «Жарищево». Латинское calor — «жар», ср. «калория». А если шутить злободневно про перевод, то это будет [[Басмачи,_тюбетейки_и_гастарбайтеры#Казахстан|Нурсултания]], так как «Тархан» это фамилия/титул местных правителей, объединённых в империю Калормен династией Тисроков.</ref>). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то ставшему богиней<ref>То ли чтобы не отсылать в русском тексте к [[Дьявол|тому деятелю мужского пола]], к которому отсылает Льюис. То ли переводчики решили, что в этой вселенной [[Зло с женским лицом|сверхъестественное зло всегда имеет женское лицо]]. Вспомнить тех же Белую и Зелёную колдуний.</ref>), но под троп подходят. Ибо культурная отсылка очень прозрачна, и «[[На тебе!]]» более чем очевидно, особенно после заявления Аслана, что любые благие дела во славу Таша на самом деле славят самого Аслана, а любые неблагие во славу Аслана славят Таша. | ||
** Кстати, с точки зрения облика они [[СФК]] индусов — тёмнолицые, длиннобородые, и носящие оранжевые тюрбаны и длинные халаты. Вплоть до того, что когда иллюстратор рисовал Таша, он срисовал его с индусского бога Гаруды. | |||
* «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители [[Курак|южной страны с жарким климатом]], не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы. | * «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители [[Курак|южной страны с жарким климатом]], не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы. | ||
* «[[Videssos|Хроники пропавшего легиона]]» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — [[Эффект Телепорно|Скотосу]]<ref>Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в [[рабство]] женщин.</ref>, уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — [[СФК]] Византии. | * «[[Videssos|Хроники пропавшего легиона]]» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — [[Эффект Телепорно|Скотосу]]<ref>Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в [[рабство]] женщин.</ref>, уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — [[СФК]] Византии. | ||
* «Locked On» Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином. | * «Locked On» Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином. | ||
* «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников. | ** Красный шторм от него же — теракт в Нижневартовске, с которого все началось, осуществили три обиженных на СССР нефтяника-азербайджанца. На заседании Политбюро на полном серьезе поднимается вопрос, как там оказались эти чернозадые (!; так в оригинале). Перевели из Баку, потому что кадровый дефицит. Плохие ли они, впрочем, хрен его знает в авторской системе ценностей. | ||
* «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников. А еще они распинают убитых, правда, японцев на крестах, полагая, что те христиане и им будет очень обидно. | |||
* «[[Circle of the World|Земной круг]]» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности. | * «[[Circle of the World|Земной круг]]» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности. | ||
Строка 67: | Строка 69: | ||
* Любой российский (и некоторые голливудские тоже, хотя там это обычно эпизод), где противниками выступают террористы чеченские (или афганские душманы/талибы, если фильм о [[война в Афганистане|войне в Афганистане]] 1980-х годов или Таджикистане 1990-х). | * Любой российский (и некоторые голливудские тоже, хотя там это обычно эпизод), где противниками выступают террористы чеченские (или афганские душманы/талибы, если фильм о [[война в Афганистане|войне в Афганистане]] 1980-х годов или Таджикистане 1990-х). | ||
** Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей [[братушки-славяне|Югославии]]. | ** Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей [[братушки-славяне|Югославии]]. | ||
*** «Личный номер» — с одной стороны террористы — чечены и арабы, и, понятно, не индусы. С другой, после захвата цирка главарь арабов дарит главе чеченов на прощание (чеченов предполагалось использовать и кинуть) нож, '''помогающий в делах, угодных Аллаху'''. Этим ножом один из персонажей прибивает к столу руку террориста, не давая отпустить настроенный на разжим детонатор от бомбы, подрывающей здание. То есть не мусульмане плохие, а террористы. А то, что террористы не индусы — ну, уж простите, как говориться… | *** «Личный номер» — с одной стороны террористы — чечены и арабы, и, понятно, не индусы. С другой, после захвата цирка главарь арабов дарит главе чеченов на прощание (чеченов предполагалось использовать и кинуть) нож, '''помогающий в делах, угодных Аллаху'''. Этим ножом один из персонажей (произнеся при этом бисмилля́хи-р-рахма́ни-р-рахи́м — «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного») прибивает к столу руку террориста, не давая отпустить настроенный на разжим детонатор от бомбы, подрывающей здание. То есть не мусульмане плохие, а террористы. А то, что террористы не индусы — ну, уж простите, как говориться… | ||
* В советских фильмах, особенно [[истерн]]ах, роль мусульман-антагонистов играют басмачи. | * В советских фильмах, особенно [[истерн]]ах, роль мусульман-антагонистов играют басмачи. | ||
** Наиболее известный басмач советского кино — [[Белое солнце пустыни|Чёрный Абдулла]]. | ** Наиболее известный басмач советского кино — [[Белое солнце пустыни|Чёрный Абдулла]]. | ||
Строка 77: | Строка 79: | ||
* «Рыцари Неба» — главгад прямо говорит, что спецслужбы могут «искать бородачей сколько угодно», но реальные заказчики всегда остаются в тени. | * «Рыцари Неба» — главгад прямо говорит, что спецслужбы могут «искать бородачей сколько угодно», но реальные заказчики всегда остаются в тени. | ||
* «Kandahar» — пакистанские и иранские разведчики всего-лишь выполняют задачи своего государства в Афганистане. | * «Kandahar» — пакистанские и иранские разведчики всего-лишь выполняют задачи своего государства в Афганистане. | ||
* "Королевство" - последовательный демонтаж тропа. Исламский фундаментализм в такой религиозной стране как Саудовская Араваия, и его чудовищность, неоспоримы, то что многие мусульманские обычаи мягко говоря спорны - тоже. Но все положительные герои в истории, тоже арабские мусульмане и люди весьма религиозные, но быть им хорошими людьми и героическими офицерами полиции идущими в неравный бой с фанатиками, им это ни разу не мешает. | |||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
Строка 97: | Строка 100: | ||
* Epica — альбом «The Phantom Agony» был написан под впечатлением от атак 11 сентября. Конечно, в первую очередь, он именно антирелигиозный, но и данный троп тоже присутствует. | * Epica — альбом «The Phantom Agony» был написан под впечатлением от атак 11 сентября. Конечно, в первую очередь, он именно антирелигиозный, но и данный троп тоже присутствует. | ||
* Iced Earth — про 11 сентября написаны When the Eagle Cries и The Reckoning. | * Iced Earth — про 11 сентября написаны When the Eagle Cries и The Reckoning. | ||
* Mechina, альбом «Conqueror» — c точки зрения [[Протагонист|Солдата]], [[Религия — это плохо|что христианство фигня, что мусульманство фигня]], но [[Тактика выжженной земли|ковровые ядерные бомбардировки собственного населения]] первым начал Халифат. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 103: | Строка 107: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман. | * Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман. | ||
* | * [[Command & Conquer: Generals]] — GLA же! В комплекте [[толпа с вилами|буйные толпы фанатиков]], [[камикадзе|шахиды]] на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, [[Мета-пророчество|ВНЕЗАПНО ставшие правдой]] (привет пресловутой организации, запрещённой в России!). | ||
** В моде Rise of Reds GLA переехали в Центральную Африку, создав там большую военную зону и разнообразив свои войска африканскими наёмниками. | ** В моде Rise of Reds GLA переехали в Центральную Африку, создав там большую военную зону и разнообразив свои войска африканскими наёмниками. | ||
** По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла. | ** По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла. |
Текущая версия на 11:33, 4 марта 2025
![]() | Короче, Склихосовский! Всё плохое, что люди знают и думают о мусульманах. Всё хорошее — здесь и вот тут. |
Данный троп зародился на заре Средневековья, едва не помер в ХХ веке и с новой силой заиграл после арабо-израильского конфликта, достигнув максимальной популярности после 9/11.
Молодые исламские государства были серьезной угрозой на исходе Темных веков, когда под ними была вся Испания, а если бы не Карл Мартелл, то и Франция. Потом христианский мир перешел в наступление: Реконкиста и Крестовые походы. Потом фортуна опять переменилась: крестоносные королевства накрылись, Византия постепенно перешла к туркам вся, а вскоре и Балканы с Грецией оказались под их властью. Потом установился статус кво: вялотекущее противостояние, периодически взрывающееся боевыми действиями. В XIX в. христианский мир снова перешел в решительное наступление. И хотя войны из религиозных стали колониальными либо национально-освободительными, образ «плохого мусульманина» по-прежнему пользовался спросом. Но в Первой Мировой, хотя Турция и оставалась одним из ключевых противников, англичане поддержали арабов, которые хотели построить шариатское государство под руководством эмира Мекки. Так что образ «плохого мусульманина» пришлось пока задвинуть в самый пыльный угол. Пожалуй, дольше всего его эксплуатировали в СССР: шла борьба с остатками басмачей, в Средней Азии утверждалась молодая советская власть — и главными врагами ее выступали нехорошие баи, угнетающие дехкан, да муллы-мракобесы, норовящие завернуть комсомолок в паранджу.
Но ближе к концу ХХ века образ плохого мусульманина достали с чердака и стряхнули пыль: в идеологическом противостоянии «холодной войны» многие исламские государства гласно или негласно поддерживали СССР. С другой стороны, против СССР боролись афганские моджахеды. А когда СССР ушел с политической арены, исламские фундаменталисты решили разрушить ещё одну сверхдержаву и заняли почетные места в первых рядах голливудских злодеев. Да и в России, как и на всём постсоветском пространстве, события их территориях б. СССР (Чечня, Таджикистан) популярности мусульманам не прибавили…
В целом типовой образ плохого мусульманина таков:
- Жестокость. Плохой мусульманин не щадит ни своих, ни чужих: неверных щадить сам Аллах не велит, а правоверные все равно попадут в рай, не нужно слишком заботиться об их бренных телах.
- Коварство. Коран запрещает лгать только своим, из чего многие делают вывод, что неверным лгать можно. Но иногда можно и своим.
- Мракобесие. Плохой мусульманин знать ничего не хочет о том, как далеко продвинулась наука со времен Пророка. Единственное исключение — он готов смириться с прогрессом в оружейном деле.
- Агрессивная патриархальность, насилие над женщинами и отношение к ним, как к унтерменшам.
- Поголовный милитаризм. Оружие достают любым путем и учат обращению с ним даже детей.
- Стадность. Провокаторы делают тролльфейс, когда вооруженная толпа устраивает резню и погромы. Зачем? Все побежали, и я побежал.
- Нетерпимость к другим религиям и культурам. В лучшем случае заставят платить джизью, что, объективно говоря, является обычным вымогательством, и будут навязывать свои порядки. Проще говоря, запрещать, сжигать и громить.
- Ирония в том, что по своим временам это было очень мирно и веротерпимо. В Европе иноверцев либо казнили, либо за людей не считали. Правда величина «налога на неверных» была чуть ли не больше, чем все остальные налоги (которые тоже надо платить, да) вместе взятые.
- Нетерпимость к другим течениям ислама, прежде всего к более умеренным.
При этом пресечение с тропом Достойный противник может вести и к одновременному наличию тропов Ислам — это круто!, Благонамеренный экстремист и Антизлодей.
Родственные тропы[править]
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Эпические песни народов, когда-либо находившихся под властью мусульман (южные славяне) или долго с ними воевавших (восточные славяне, испанцы). Хотя там скорее архетипическая ненависть к чужому и враждебному. Ислам как религию сказители обычно знали весьма слабо и видели в нём что-то вроде гибрида язычества с сатанизмом[1]. Но всё же конкретные анти-исламские мотивы иногда проскакивают.
« | Мусульмане раньше: интересно, как далеко этот город от Мекки? А давай по приколу изобретём сферическую тригонометрию и посчитаем по углам от лучей Солнца? |
» |
— С Баша |
Литература[править]
Отечественная[править]
- Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери».
- К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами,[2] и даже пророком у них был Али, а не Магомет, но при этом почти все списано с реальной истории Арабского халифата. Слово Божие гласит, что автор, описывая массовую резню, пытки, сексуальное насилие над детьми и так далее, смягчает картину.
- Александр Афанасьев, цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане.
- Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения».
- При том что до того как окончательно исписаться и поехать крышей, Александр из всех русских имперцев-националистов, отличался по вопросу редкой адекватностью. Коран читал, обычаи и менталитет мусульман из разных регионов знает и понимает, огульно всех в чёрные цвета не красит.
- Меганезийский цикл Александра Розова. Любая религия — это плохо, но исламу, как самой радикальной, достается больше всех.
- Миррский цикл рассказов Максима Шапиро. Религия и некоторые культурные особенности Мара откровенно указывают на ислам. Надо заметить, что автор отделяет фанатиков от простых верующих, которые просто соблюдают для себя лично некие обряды и ограничения. Самый раскрученный рассказ, «Уважение культурных традиций» — стёб над толерантностью.
- Михаил Харитонов, «Факап» — Халифат. Были учёные (кое-кто Бондепадхай потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в полдень после его смерти его заветы были исполнены.
- Илья Деревянко критически относится ко всему, что отлично от православия, а посему в его творчестве наберётся примеров на все подобные статьи. Мусульмане же у него на первом месте ввиду то, что большая часть творчества пришлась на войну и теракты по типу «Норд-оста» и «Беслана», а многие герои побывали в Афганистане и/или Чечне.
- «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала 2000 года, а нехороший человек Джинн и вовсе из Пакистана. С другой, среди джинновых помощников полно вполне себе европейцев явно не исламской веры, желающих денег или преследующих собственные политические интересы.
- Михаил Успенский, «Невинная девушка с мешком золота» — местные басурманы, конечно, такие же мусульмане, как паства Цезаря — христиане, но аллюзия очевидна.
- Лидия Чарская, «Джаваховское гнездо» — с прикрученным фитильком, в повестях есть и много вполне положительных мусульман, но когда речь касается смены религии, на мусульман явно накидываются образы злодеев.
- Нина Линдт «Последний рыцарь короля» — фэнтези об одном из крестовых походов под началом короля-Солнце, в котором приходится принять участие попаданцам из нашего времени.
Зарубежная[править]
- «Песнь о Роланде» же! Классика французской средневековой поэзии, посвящённая последнему бою маркграфа Роланда в Ронсевальском ущелье, где мусульмане изображены как бесчисленные орды каких-то жутких типов, мечтающих захватить мир.
- «Хроники Нарнии» — жители страны Тархистан (Калормен[3]). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то ставшему богиней[4]), но под троп подходят. Ибо культурная отсылка очень прозрачна, и «На тебе!» более чем очевидно, особенно после заявления Аслана, что любые благие дела во славу Таша на самом деле славят самого Аслана, а любые неблагие во славу Аслана славят Таша.
- Кстати, с точки зрения облика они СФК индусов — тёмнолицые, длиннобородые, и носящие оранжевые тюрбаны и длинные халаты. Вплоть до того, что когда иллюстратор рисовал Таша, он срисовал его с индусского бога Гаруды.
- «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители южной страны с жарким климатом, не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы.
- «Хроники пропавшего легиона» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — Скотосу[5], уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — СФК Византии.
- «Locked On» Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином.
- Красный шторм от него же — теракт в Нижневартовске, с которого все началось, осуществили три обиженных на СССР нефтяника-азербайджанца. На заседании Политбюро на полном серьезе поднимается вопрос, как там оказались эти чернозадые (!; так в оригинале). Перевели из Баку, потому что кадровый дефицит. Плохие ли они, впрочем, хрен его знает в авторской системе ценностей.
- «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников. А еще они распинают убитых, правда, японцев на крестах, полагая, что те христиане и им будет очень обидно.
- «Земной круг» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности.
Кино[править]
- Любой голливудский боевик, где противниками выступают какие-нибудь ближневосточные террористы.
- Любой российский (и некоторые голливудские тоже, хотя там это обычно эпизод), где противниками выступают террористы чеченские (или афганские душманы/талибы, если фильм о войне в Афганистане 1980-х годов или Таджикистане 1990-х).
- Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей Югославии.
- «Личный номер» — с одной стороны террористы — чечены и арабы, и, понятно, не индусы. С другой, после захвата цирка главарь арабов дарит главе чеченов на прощание (чеченов предполагалось использовать и кинуть) нож, помогающий в делах, угодных Аллаху. Этим ножом один из персонажей (произнеся при этом бисмилля́хи-р-рахма́ни-р-рахи́м — «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного») прибивает к столу руку террориста, не давая отпустить настроенный на разжим детонатор от бомбы, подрывающей здание. То есть не мусульмане плохие, а террористы. А то, что террористы не индусы — ну, уж простите, как говориться…
- Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей Югославии.
- В советских фильмах, особенно истернах, роль мусульман-антагонистов играют басмачи.
- Наиболее известный басмач советского кино — Чёрный Абдулла.
- «Корона Российской империи, или снова неуловимые» — отряд басмачей во главе с белогвардейским полковником Кудасовым («Великие воины ислама! Во имя Аллаха, гоните эту красную сволочь с нашей родной земли!»).
- «Спаситель» (реж. П. Антониевич) — действие началось с того, что родные главного героя погибли от взрыва, устроенного исламскими экстремистами. Герой им мстит…
- «Дракула» 2014 года — Османская империя забирает в рабство детей и жестоко истязает их, чтобы вырастить себе янычар — идеальные машины для убийства. Подвигом считается сжигать города и сажать всех встречных-поперечных на кол.
- «Четыре льва» — крайне баттхертогенный фильм о четырёх воинах Аллаха, желающих погибнуть в борьбе с неверными. Погибли (далеко не так красиво, как мечталось, и не вместе). Американцы (спецслужбы), впрочем, показаны ничуть не меньшими придурками и извергами.
- «Postal» — что мусульмане во главе с Бен Ладеном, что что христианско-ньюэджевая секта, что простые обыватели — все друг дружки сто́ят.
- «Рыцари Неба» — главгад прямо говорит, что спецслужбы могут «искать бородачей сколько угодно», но реальные заказчики всегда остаются в тени.
- «Kandahar» — пакистанские и иранские разведчики всего-лишь выполняют задачи своего государства в Афганистане.
- "Королевство" - последовательный демонтаж тропа. Исламский фундаментализм в такой религиозной стране как Саудовская Араваия, и его чудовищность, неоспоримы, то что многие мусульманские обычаи мягко говоря спорны - тоже. Но все положительные герои в истории, тоже арабские мусульмане и люди весьма религиозные, но быть им хорошими людьми и героическими офицерами полиции идущими в неравный бой с фанатиками, им это ни разу не мешает.
Телесериалы[править]
- Strike Back — в первом сезоне 2/3 эпизодов герой сражается с плохими мусульманами.
- Homeland — несмотря на некоторое количество хороших мусульман, плохие всё же доминируют.
- Родина ждёт — зигзаг: шейхов, готовых спонсировать джихад путём терроризма, хорошими назвать никак нельзя. Вот только с организацией, в которую они готовы вливать деньги всё гораздо сложнее. На самом деле, заправляет ею одна отставная сотрудница ЦРУ, а вполне реальные теракты планируются лишь как демонстрация серьёзности намерений с целью прикарманивания денег этих самых шейхов.
Мультфильмы[править]
- Кормилица (Добытчица) — педаль в пол. Хотя хорошие люди среди мусульман встречаются, в тамошнем обществе царит крайний маразм и поистине драконовские законы. Местом действия является Афганистан во времена Талибана. Это был едва ли не самый радикально-фундаменталистский режим, в других странах правила были более лайтовыми. Хотя западный обыватель в таких тонкостях скорее всего не разбирается.
Музыка[править]
- The Dartz — альбом Proxima Parada +. Точно неизвестно, отчего произошел апокалипсис, но некоторые песни намекают, что беда пришла с Ближнего Востока. Классические «Минареты над Парижем» присутствуют.
- Ария — «Последний закат». Опять же, намёки на то, что ядерный апокалипсис настал из-за одной восточной непримиримой религии: «Восточным эхом долетают голоса — они толкают землю в третье столкновение миров…», «Живое солнце или мертвая луна — цивилизации стоят лицом к лицу у черты, за которой война…».
- Альбомом ранее «Патриот» продавил педаль сквозь сцену — враги «молятся на восход, режут людей, как скот, и рвутся в рай…».
- Некоторые группы, играющие black metal, death metal, pagan metal и другие «тёмные» стили. Как правило, конкретно те, что основаны иммигрантами из стран с традиционно мусульманской культурой (Aeternam, Melechesh) или находятся в андеграунде этих самых стран (Al-Namrood, Janaza). У таких ребят традиционная для жанра антихристианская тематика превращается в антиисламскую.
- Cradle of Filth — Nemesis. Это весьма неочевидно из витиеватого текста, но подразумевается мусульманин, который пошёл в террористы из мести за убитую дочь. И на момент песни он на чём-то подлетает к ненавистному городу…
- Рабфак, «Калашников» (a.k.a. «Иншалла Калашников», что намекает): «Здравствуй, мой брат — Мустафа аль-Джихад! Неверный обидел пророка и рад…»
- Sabaton — «In the name of God» про подлых террористов.
- Epica — альбом «The Phantom Agony» был написан под впечатлением от атак 11 сентября. Конечно, в первую очередь, он именно антирелигиозный, но и данный троп тоже присутствует.
- Iced Earth — про 11 сентября написаны When the Eagle Cries и The Reckoning.
- Mechina, альбом «Conqueror» — c точки зрения Солдата, что христианство фигня, что мусульманство фигня, но ковровые ядерные бомбардировки собственного населения первым начал Халифат.
Комиксы[править]
- Black Powder, Red Earth — ИГИЛ само собой.
Видеоигры[править]
- Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман.
- Command & Conquer: Generals — GLA же! В комплекте буйные толпы фанатиков, шахиды на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, ВНЕЗАПНО ставшие правдой (привет пресловутой организации, запрещённой в России!).
- В моде Rise of Reds GLA переехали в Центральную Африку, создав там большую военную зону и разнообразив свои войска африканскими наёмниками.
- По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла.
- Torch Light — среди противников есть древняя раса агрессивных автоматонов, похожих на карикатурных арабов. Они ещё и наркоманы… то есть амбероманы.
Настольные игры[править]
- Warhammer Fantasy Battles — местные СФК мусульман Аравия. Впрочем, по меркам этого мира, они не такие уж и плохие — они всего лишь просто сволочи.
Примечания[править]
- ↑ Например, в западноевропейском эпосе мусульмане молятся Мухаммеду, Люциферу и Аполлону, в «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай призывает опять-таки Мухаммеда, а также Перуна, Хорса и каких-то Ираклия (Геракла?) с Салаватом, в эпосе армян о Санасаре и Багдасаре арабский калиф приносит человеческие жертвы каким-то идолам (справедливости ради, армянский эпос куда древнее, чем может показаться — и в изначальном варианте в нем речь шла не о халифе, а об ассирийском лугале Синнахерибе, при котором человеческие жертвы были в порядке вещей!).
- ↑ Ашариты (с одной «ш») — это волне реальное название представителей одной из основных версий суннизма.
- ↑ Если адаптировать оригинальную игру слов, получится «Жарищево». Латинское calor — «жар», ср. «калория». А если шутить злободневно про перевод, то это будет Нурсултания, так как «Тархан» это фамилия/титул местных правителей, объединённых в империю Калормен династией Тисроков.
- ↑ То ли чтобы не отсылать в русском тексте к тому деятелю мужского пола, к которому отсылает Льюис. То ли переводчики решили, что в этой вселенной сверхъестественное зло всегда имеет женское лицо. Вспомнить тех же Белую и Зелёную колдуний.
- ↑ Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в рабство женщин.