Сюжетное подслушивание: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{Q|Все секретные совещания на заднем дворе проводятся до тех пор, пока все не убедятся, что их подслушал тот, кому это нужно. Чтобы подслушать их, лучше всего встать между собеседниками.|Журнал ЛКИ, «Заметки путешественника по The Elder Scrolls IV: Oblivion|Киродиилу...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|ExactEavesdropping|Exact Eavesdropping}}
{{Q|Все секретные совещания на заднем дворе проводятся до тех пор, пока все не убедятся, что их подслушал тот, кому это нужно. Чтобы подслушать их, лучше всего встать между собеседниками.|Журнал ЛКИ, «Заметки путешественника по [[The Elder Scrolls IV: Oblivion|Киродиилу]]»}}
{{Q|Все секретные совещания на заднем дворе проводятся до тех пор, пока все не убедятся, что их подслушал тот, кому это нужно. Чтобы подслушать их, лучше всего встать между собеседниками.|Журнал ЛКИ, «Заметки путешественника по [[The Elder Scrolls IV: Oblivion|Киродиилу]]»}}
Как познакомить [[протагонист]]а и читателя с новым замечательным миром? Устроить ему личную встречу с [[Мистер Экспозиция|мистером Экспозицией]], сразу вывалить на голову [[мешок информации]] или, на худой конец, отправить в [[экспозиционное приключение]]. Но можно сделать и проще: герой получит необходимую информацию, подслушав чужой разговор. Иногда, очень кстати, герой подслушивает разговор мистера Экспозиции, который очень подробно пересказывает события или особенности мира другому персонажу. [[Педаль в пол]], если герой подслушивает важную сюжетную информацию постоянно.
Как познакомить [[протагонист]]а и читателя с новым замечательным миром? Устроить ему личную встречу с [[Мистер Экспозиция|мистером Экспозицией]], сразу вывалить на голову [[мешок информации]] или, на худой конец, отправить в [[экспозиционное приключение]]. Но можно сделать и проще: герой получит необходимую информацию, подслушав чужой разговор. Иногда, очень кстати, герой подслушивает разговор мистера Экспозиции, который очень подробно пересказывает события или особенности мира другому персонажу. [[Педаль в пол]], если герой подслушивает важную сюжетную информацию постоянно.
Строка 8: Строка 7:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[Les trois mousquetaires|Три мушкетёра]]»: много раз, иногда случайно, иногда намеренно. Самые заметные примеры — д'Артаньян и Планше, подслушивающие через разобранный пол, что происходит на первом этаже дома Бонасье, и Атос, подслушивающий через дымоход встречу кардинала с миледи.
* [[Жюль Верн]], «Матиас Шандор» — протагонист подслушивает разговор предателей, пользуясь тем, что помещение в крепости было эллиптическим, предатели случайно оказались в одном фокусе эллипса, а заключённые — в другом. Звук, раздавшийся в одном фокусе эллипса, в каком бы направлении он ни шёл, отразившись, попадает прямо в другой фокус, и таким образом отдалённый разговор можно отчётливо слышать.
* [[Жюль Верн]], «Матиас Шандор» — протагонист подслушивает разговор предателей, пользуясь тем, что помещение в крепости было эллиптическим, предатели случайно оказались в одном фокусе эллипса, а заключённые — в другом. Звук, раздавшийся в одном фокусе эллипса, в каком бы направлении он ни шёл, отразившись, попадает прямо в другой фокус, и таким образом отдалённый разговор можно отчётливо слышать.
* Р. Л. Стивенсон, «[[Остров сокровищ]]» — [[кодификатор]]. Джим Хокинс, сидя в бочке, подслушивает планы пиратов.
* Р. Л. Стивенсон, «[[Остров сокровищ]]» — [[кодификатор]]. Джим Хокинс, сидя в бочке, подслушивает планы пиратов.
* Луи Буссенар, «[[Капитан Сорвиголова]]». Кто-то подслушивал политсрач Жана и Патрика, стоя за стеной палатки. Отец Патрика заявил, что не раскаивается в приговоре Давиду Поттеру. [[Несовместимая с жизнью тупость|Зря он это сказанул…]]
* Луи Буссенар, «[[Капитан Сорвиголова]]». Кто-то подслушивал политсрач Жана и Патрика, стоя за стеной палатки. Отец Патрика заявил, что не раскаивается в приговоре Давиду Поттеру. [[Несовместимая с жизнью тупость|Зря он это сказанул…]]
* В. Крапивин: {{q|pre=1|
Однажды в седьмом классе Юля вытирала пыль на книжных полках и [[Сюжетное подслушивание|услышала разговор]], который вела с [[Банда девочек|несколькими девчонками первая красавица класса Настенька Прокушина]]. Речь шла о её, Настином, дне рождения, обсуждался список гостей.
— Надо и Спицу [прозвище Юли] позвать, — предложила Настенькина адъютантша Светка Терещенко.
Анастасия Прокушина томно сказала:
— Девочки, мне не жалко, но она танцует, как отравленный страус. Что она будет у нас делать?
— На кухне поможет, — ехидно предложил кто-то.|«[[Великий Кристалл|Оранжевый портрет с крапинками]]»}}
:* А потом Юля пригласила в кино присутствовавшего здесь же Юрку, которого девчонки не стеснялись, и так началась [[Подростковая любовь|их любовь]]…
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]»: чуть ли не ключевым событием в завязке саги стал случай, когда в трактире «Кабанья голова» {{spoiler|Северус Снейп подслушал часть пророчества Сивиллы Трелони о том, что грядёт человек, который сможет победить Тёмного Лорда. Он рассказал об этом Волдеморту, а тот решил, что речь идёт о сыне Джеймса и Лили Поттеров}}.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]»: чуть ли не ключевым событием в завязке саги стал случай, когда в трактире «Кабанья голова» {{spoiler|Северус Снейп подслушал часть пророчества Сивиллы Трелони о том, что грядёт человек, который сможет победить Тёмного Лорда. Он рассказал об этом Волдеморту, а тот решил, что речь идёт о сыне Джеймса и Лили Поттеров}}.
** И сам Гарри нередко подслушивает. У него даже есть специальный артефакт для этого — [[Плащ невидимости|мантия-невидимка]]. В первой книге он подслушивает разговор между Квиррелом и Снейпом, но из-за качества прослушивания делает неправильные выводы. В третьей узнаёт информацию о Сириусе Блэке, подслушав в баре разговор взрослых магов.
** И сам Гарри нередко подслушивает. У него даже есть специальный артефакт для этого — [[Плащ невидимости|мантия-невидимка]]. В первой книге он подслушивает разговор между Квиррелом и Снейпом, но из-за качества прослушивания делает неправильные выводы. В третьей узнаёт информацию о Сириусе Блэке, подслушав в баре разговор взрослых магов.
Строка 28: Строка 19:
* «Мир-ловушка» Антона Орлова: Равлий Титус, один из центральных персонажей книги, должен понаблюдать за одной девушкой, студенткой академии. Так он попадает на лекцию, где невольно слушает словоохотливого лектора. Сам Титус воспринимает рассказ неодобрительно: лектор заболтался и вместо лекции по истории теологии начал рассказывать о взаимоотношениях людей и богов.
* «Мир-ловушка» Антона Орлова: Равлий Титус, один из центральных персонажей книги, должен понаблюдать за одной девушкой, студенткой академии. Так он попадает на лекцию, где невольно слушает словоохотливого лектора. Сам Титус воспринимает рассказ неодобрительно: лектор заболтался и вместо лекции по истории теологии начал рассказывать о взаимоотношениях людей и богов.
* «[[Хроники странного королевства]]»: Кантор обладает феноменально острым слухом и часто подслушивает разговоры, даже сам того не желая.
* «[[Хроники странного королевства]]»: Кантор обладает феноменально острым слухом и часто подслушивает разговоры, даже сам того не желая.
** но вот подслушать у мэтра Истрана ему не удастся: мэтр учует, обронит пару незначащих слов да и нащёлкает по мозгам.
* «[[Сага о ведьмаке]]»: с какого-то момента сюжет строится на том, что Геральту удалось случайно подслушать беседу, которую вели меж собой заговорщики на тайной встрече.
* «[[Сага о ведьмаке]]»: с какого-то момента сюжет строится на том, что Геральту удалось случайно подслушать беседу, которую вели меж собой заговорщики на тайной встрече.
* Агата Кристи: Пуаро и Гастингс неоднократно спорят о том, допустимо ли нарушать правила этикета и подслушивать под дверями (равно как и читать чужие письма). Маленький бельгиец считает, что при расследовании убийства все средства хороши, в то время как капитан демонстрирует истинно джентльменское неодобрение. Один из таких эпизодов можно найти, в частности, в романе «Немой свидетель».
* Агата Кристи: Пуаро и Гастингс неоднократно спорят о том, допустимо ли нарушать правила этикета и подслушивать под дверями (равно как и читать чужие письма). Маленький бельгиец считает, что при расследовании убийства все средства хороши, в то время как капитан демонстрирует истинно джентльменское неодобрение. Один из таких эпизодов можно найти, в частности, в романе «Немой свидетель».
* Белорский цикл Ольги Громыко — встречается неоднократно, но обычно как субверсия: Вольха слышит только часть, воспринимает не в том контексте, понимает с точностью до наоборот, и только в конце произведения узнаёт недослушаную фразу полностью. Например, в «Ведьме-хранительнице» она услышала своё описание и приказ задержать любой ценой. Она подалась в бега, хотя приказ был оказать ей содействие и ловить врага, которого она ловит.
=== [[Кино]] ===
* «Один дома 5: Праздничное ограбление» — юный герой очень вовремя подслушал воров, обсуждавших своих дела сидя в машине.
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Капризная принцесса» — вся эта история (какой она рассказана в версии М. Вольпина и [[сёстры Брумберг|сестёр Брумберг]]) просто не состоялась бы, если бы, проезжая без слуги ([[Ужас у холодильника|тот отчего-то умер в дороге?!]]) через тёмный лес, рыцарь не остановился, чтобы подслушать разговор, который вела между собой банда нищих…


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 46: Строка 29:
* Серия [[TES]] — см. эпиграф.
* Серия [[TES]] — см. эпиграф.
* [[Batman: Arkham]] City — не то чтобы подслушивать разговоры так уж обязательно, но… Если бандиты треплются о чём-то — это далеко не всегда бессмысленное сотрясание воздуха, излагаемая информаций нередко оказывается интересной или забавной. Можно, к примеру, узнать, что у Пингвина в подвале спрятан Соломон Гранди, а больной Джокер как-то уж очень внезапно поправился…
* [[Batman: Arkham]] City — не то чтобы подслушивать разговоры так уж обязательно, но… Если бандиты треплются о чём-то — это далеко не всегда бессмысленное сотрясание воздуха, излагаемая информаций нередко оказывается интересной или забавной. Можно, к примеру, узнать, что у Пингвина в подвале спрятан Соломон Гранди, а больной Джокер как-то уж очень внезапно поправился…
* Orwell - ЦЕЛИКОМ про это. Игрок занимается сбором информации в интернете, прослушкой звонков подозреваемых и шарится в чужой технике, передавая найденные зацепки властям.
* [[The Last Express]] — тоже целиком про это.
* "Клуб романтики" — варианты с подслушиваниями платные (за алмазы), но при их выборе можно узнать важную информацию, которая в будущем пригодится.


{{Nav/Сюжет}}
{{Nav/Сюжет}}

Версия 13:11, 15 апреля 2022

« Все секретные совещания на заднем дворе проводятся до тех пор, пока все не убедятся, что их подслушал тот, кому это нужно. Чтобы подслушать их, лучше всего встать между собеседниками. »
— Журнал ЛКИ, «Заметки путешественника по Киродиилу»

Как познакомить протагониста и читателя с новым замечательным миром? Устроить ему личную встречу с мистером Экспозицией, сразу вывалить на голову мешок информации или, на худой конец, отправить в экспозиционное приключение. Но можно сделать и проще: герой получит необходимую информацию, подслушав чужой разговор. Иногда, очень кстати, герой подслушивает разговор мистера Экспозиции, который очень подробно пересказывает события или особенности мира другому персонажу. Педаль в пол, если герой подслушивает важную сюжетную информацию постоянно.

На сюжетном подслушивании зиждутся многие детективные линии: персонаж, ведущий своё расследование, просто обязан подслушивать.

Где встречается

Литература

  • Жюль Верн, «Матиас Шандор» — протагонист подслушивает разговор предателей, пользуясь тем, что помещение в крепости было эллиптическим, предатели случайно оказались в одном фокусе эллипса, а заключённые — в другом. Звук, раздавшийся в одном фокусе эллипса, в каком бы направлении он ни шёл, отразившись, попадает прямо в другой фокус, и таким образом отдалённый разговор можно отчётливо слышать.
  • Р. Л. Стивенсон, «Остров сокровищ» — кодификатор. Джим Хокинс, сидя в бочке, подслушивает планы пиратов.
  • Луи Буссенар, «Капитан Сорвиголова». Кто-то подслушивал политсрач Жана и Патрика, стоя за стеной палатки. Отец Патрика заявил, что не раскаивается в приговоре Давиду Поттеру. Зря он это сказанул…
  • «Гарри Поттер»: чуть ли не ключевым событием в завязке саги стал случай, когда в трактире «Кабанья голова» Северус Снейп подслушал часть пророчества Сивиллы Трелони о том, что грядёт человек, который сможет победить Тёмного Лорда. Он рассказал об этом Волдеморту, а тот решил, что речь идёт о сыне Джеймса и Лили Поттеров.
    • И сам Гарри нередко подслушивает. У него даже есть специальный артефакт для этого — мантия-невидимка. В первой книге он подслушивает разговор между Квиррелом и Снейпом, но из-за качества прослушивания делает неправильные выводы. В третьей узнаёт информацию о Сириусе Блэке, подслушав в баре разговор взрослых магов.
    • Таня Гроттер — тоже.
    • «Часодеи» — и Василиса Огнева. Для подростка в незнакомом мире, где взрослые не спешат делиться информацией, ничего другого не остаётся.
  • Гарри Дрезден, будучи магом-детективом, подслушивает регулярно: сначала при помощи магического Слуха, затем посредством тауматургической модели всего Чикаго.
    • Никодимус Архлеоне давит педаль в асфальт: с помощью падшего ангела Андуриила он способен подслушивать любого человека с любого расстояния через его тень, что в мире, где поговорка «Знание — сила» буквальна, является имбой читерской. Впрочем, чтобы воспринимать человека не как часть «белого шума», Ник должен быть лично с ним знаком, а многие сильные существа способны закрыть от него некоторую область.
    • Широ в пятой книге подслушивает планы Никодимуса, притворяясь умершим под пытками. Умереть он-таки умер, но не раньше, чем рассказал друзьям всё, что ему удалось узнать.
  • «Мир-ловушка» Антона Орлова: Равлий Титус, один из центральных персонажей книги, должен понаблюдать за одной девушкой, студенткой академии. Так он попадает на лекцию, где невольно слушает словоохотливого лектора. Сам Титус воспринимает рассказ неодобрительно: лектор заболтался и вместо лекции по истории теологии начал рассказывать о взаимоотношениях людей и богов.
  • «Хроники странного королевства»: Кантор обладает феноменально острым слухом и часто подслушивает разговоры, даже сам того не желая.
  • «Сага о ведьмаке»: с какого-то момента сюжет строится на том, что Геральту удалось случайно подслушать беседу, которую вели меж собой заговорщики на тайной встрече.
  • Агата Кристи: Пуаро и Гастингс неоднократно спорят о том, допустимо ли нарушать правила этикета и подслушивать под дверями (равно как и читать чужие письма). Маленький бельгиец считает, что при расследовании убийства все средства хороши, в то время как капитан демонстрирует истинно джентльменское неодобрение. Один из таких эпизодов можно найти, в частности, в романе «Немой свидетель».

Видеоигры

Троп очень характерен для игр, где вообще есть возможность кого-то подслушать.

  • Для любого уважающего себя стелса — хлеб насущный. Ну а как ещё передавать информацию протагонисту, если по лору все вокруг него — враги, и по первому чиху поднимают тревогу, вместо того чтобы рассказать о том, как их попроще устранить.
  • Dishonored — педаль в пол: очень трудно вспомнить хотя бы пару примеров диалогов, которые не подсказывают игроку, как он может обезвредить цель или пройти на следующий уровень.
  • Assassin’s Creed — в каждой игре.
  • Серия TES — см. эпиграф.
  • Batman: Arkham City — не то чтобы подслушивать разговоры так уж обязательно, но… Если бандиты треплются о чём-то — это далеко не всегда бессмысленное сотрясание воздуха, излагаемая информаций нередко оказывается интересной или забавной. Можно, к примеру, узнать, что у Пингвина в подвале спрятан Соломон Гранди, а больной Джокер как-то уж очень внезапно поправился…