Последний дом слева
Последний дом слева | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства | США |
Киностудия |
|
Режиссёр | Уэс Крейвен |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1972 г. |
Продолжительность | 84 минуты |
В главных ролях: | |
Сандра Хассель | Мэри Коллинвуд |
Люси Грэнтем | Филлис Стоун |
Дэвид Хесс | Крюг Стилло |
Фред Д. Линкольн | Фред «Хорёк» Подовски |
Джереми Рейн | Сэйди |
Марк Шеффлер | Меньшой Стилло |
Ричард Тауэрс | Доктор Джон Коллинвуд |
Элеанор Шоу | Эстель Коллинвуд |
Маршалл Энкель | Шериф |
Мартин Коув | Помощник шерифа |
Ада Вашингтон | Ада, «негритянка с курами» |
«Последний дом слева» — дом последний, а вот фильм для Уэса Крейвена — первый. Также является одной из первых картин в эксплуатационном поджанре «Rape & Revenge». Переценить же его значение для жанра хоррор невозможно — без «Последнего дома слева» не состоялось бы карьер Уэса Крейвена и Шона Канингема, а следовательно, мы не увидели бы ни «Кошмара на улице Вязов», ни «Крика», ни «Пятницы, 13-е», ни, возможно, «Техасской резни бензопилой», поскольку именно эта картина, поговаривают, подарила Тоби Хуперу идею использовать сей инструмент не по назначению (у Хупера на сей счёт была другая версия). Вот где ужас-то!
Сюжет фильма и для своего времени не отличался оригинальностью — по сути это переосмысление фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник», который, в свою очередь, основывался на старинной скандинавской балладе о банде бродяг, убивших невинную деву и попытавшихся сбыть её платье её же родителям. С закономерным исходом — отец девушки скотов порешил. Вот только в те времена не было бензопил… Однако шуму фильм Крейвена наделал немало, его постоянно требовали запретить, цензурировали и пикетировали. Тем не менее, некоторые критики на удивление неплохо приняли фильм, отметив его сильный социальный посыл и талант Крейвена как постановщика (чистоплюи, конечно, всё равно изошлись на дерьмо). Тему столкновения человеческого и звериного Крейвен потом успешно разовьёт в следующем своём фильме. Данное же творение породило кучу подражаний и «неофициальных ремейков», а также ремейк официальный.
Сюжет[править]
Жила-была милая девочка Мэри Коллинвуд с заботливыми мамой и папой. Свой семнадцатый день рождения она решила отметить, отправившись с подружкой Филлис в город на рок-концерт. Филлис была не столь хорошая девочка — могла и побухать, и травки курнуть, и с мальчиками крутить… Вот, кстати, и мальчик... и кажется, у него есть травка! Айда к нему!
Вот только мальчик оказался сынком матёрого уголовника Крюга Стилло, который как раз сделал ноги из тюрячки со своим закадычным корешем по прозвищу Хорёк. Сейчас эти двое вместе с Меньшим Стилло и подружкой Крюга Сэйди кантовались в каком-то клоповнике на городской окраине. После появления двух смазливых школьниц вечер перестал быть томным. Утречком бандиты вывезли несчастных девушек в ближайший лес, где после долгих издевательств жестоко убили, а сами, отмывшись и переодевшись, стали искать ночлег. Каковой по стечению обстоятельств нашёлся в доме бедняжки Мэри...
Персонажи[править]
Положительные[править]
- Мэри Коллинвуд — хорошая девушка.
- Филлис Стоун — не столь хорошая девушка. Вовлекла подругу в эту ужасную историю, но самоотверженно пыталась вытащить.
- Джон Коллинвуд — отец Мэри, добродушный пожилой врач.
- Эстель Коллинвуд — его супруга, привлекательная женщина бальзаковского возраста, заботливая жена и мать.
- Шериф — добродушный толстяк, но, увы, явно занимает не своё кресло. Честно старается «служить и защищать», но в процессе постоянно попадает в дурацкие ситуации.
- Помощник шерифа — ничуть не умнее.
- Ада, ехидная негритянка.
- Почтальон. Разносит почту.
Крюг и компания[править]
- Крюг Стилло — главарь банды, беспощадный отморозок, садист и адский папаша, подсадивший родного сына на героин, дабы сделать его совершенно управляемым. Судя по внешности и фамилии — итальянец. (Сам актёр Дэвид Хесс — таки нет.)
- Фред «Хорёк» Подовский — закадычный дружок Стилло. Самоуверенный мерзавчик, щеголь, вуайерист, серийный насильник и педофил — словом, личность весьма разносторонняя. Судя по фамилии — из клятых ляхов.
- Сэйди — боевая подруга мистера Крюга. Садистка не меньшая, чем её дружок, склонна к вспышкам бессмысленной жестокости. Не брезгует и девочками.
- Меньшой Стилло — жалкое, затюканное создание. Ужасается «подвигам» своего папаши и даже проявляет задатки Алибабаевича, но для полноценного бунта слишком слабохарактерен.
Что тут есть[править]
- На тебе!: имя «Крюг» — сокращённое от фамилии «Крюгер». Да-да, того самого хулигана, который колотил маленького Уэса в детстве, и чьё полное имя тот потом окончательно прославит в «Кошмаре на улице Вязов».
- Диссонирующий саундтрек — в фильме постоянно звучат весёлые или лирические песни. Причём в исполнении «главгада» Дэвида Хесса, профессионального музыканта.
- Эмоциональные качели — сцены издевательств над девочками то и дело перебиваются приключениями незадачливых копов, пытающихся их отыскать.
- Ружьё Чехова — цепочка, которую отец подарил Мэри, и которую Эстель потом заметила на шее у Меньшого.
- Антиреклама наркотиков — достаточно посмотреть на Меньшого. Он ещё и «спалил контору» в результате отходняка (и угрызений совести). Да и Мэри с Филлис сгубило желание разжиться дешёвой травкой.
- Отвратительные зэки — педаль в асфальт.
- Зловещий иностранец: судя по внешности и фамилии, Крюг — итальянец (сам актёр Дэвид Хесс — таки нет), а Хорёк — поляк.
- Несовместимая с жизнью похоть — стоила жизни всем бандитам, но особенно дорого — Хорьку, который воистину не той головкой думает.
- Боже мой, что же я наделал! — Меньшой. Хотя он-то как раз ничего особо и не делал… только заманил девчонок.
- Гомосексуал по обстоятельствам — садисты заставили бедных девчонок заняться лесбийским сексом.
- Наделать в штаны — Филлис заставили обмочиться потехи ради.
- Ну что, красивая, поехали обратно? — Филлис и Мэри почти удалось сбежать.
- Мачете — чтоб мочить — Крюг им охотно пользуется.
- Гуро — участь бедняжки Филлис.
- Фан-диссервис — сцена изнасилования Мэри. Особенно когда ублюдок Крюг напускал слюней на её перекошенное болью лицо.
- ГЭС — у Мэри после ужасной гибели Филлис и жестокого изнасилования.
- Now I Lay Me Down to Sleep — положенная на музыку молитва звучит в сцене убийства изнасилованной и потерявшей рассудок Мари. Выглядит душераздирающе, кажется, даже отморозки в этой сцене заметно погрустнели.
- Визуальная отсылка — Мэри, плывущая в озере, как Офелия на знаменитой картине Милле.
- Наглая ложь — за ужином Меньшой срывается и начинает причитать: «Ради Бога, простите меня!». Крюг, который выдаёт себя за бизнесмена, путешествующего с женой, сыном и компаньоном, немедленно находится: «У нас тут из-за его ошибки крупная сделка накрылась — до сих пор убивается!»
- Мама-медведица — Эстель.
- Папа-волк — Джон.
- Осторожно, доброта! — за свою дочь эти безобидные, добрейшие люди порвут. Буквально.
- Я профессор, моя жена профессор… — но эти подонки изнасиловали и зверски убили нашу дочь, а потом ещё и имели наглость попроситься на ночлег в наш дом?!
- Оторву твой длинный… — Эстель, изображая тяготящуюся браком дурочку-домохозяйку предлагает Хорьку минет за домом. Связав ему руки за спиной для «остроты ощущений». Тупоголовый бандит на это с радостью соглашается.
- А что, обязательно надо было отсасывать и позволять кончить в рот (скорбящая мать года, йобаные волки!), вместо того, чтобы припрятать какой-нибудь нож и просто пырнуть?
- Ошибка Ботвинника — напрасно Джон понадеялся на ружьё.
- Верная бензопила выручила, однако.
- Поворот направо совершает Меньшой. Толку мало, но всё-таки он выгадал время Джону.
- Довести до самоубийства — Крюг ломает волю сына, требуя, чтобы тот сунул пистолет в рот и вышиб себе мозги. Меньшой так и делает.
- Ой, бл… — когда озвездюленный слабак вдруг появился из подвала с ревущей бензопилой в руках.
- Закадровое гуро — расправа над Крюгом.
- Девочки бьют девочек — Сэйди гибнет от рук Эстель.
- Форсированный метод Станиславского — на съёмках Дэвид Хесс обращался с девчатами немногим лучше своего персонажа (разве что не насиловал). Под конец съёмочная группа почти уверилась, что перед ними действительно отпетый уголовник, так что остальные актёры старались держаться от него подальше.
- Ослабеть в адаптации — типичная проблема отца семейства во всех адаптациях этой истории, включая «Девичий источник». Чтобы быть достойным оригинального Тёре из Венгэ, он должен был выйти с автоматом и уложить двоих (троих, их тут четверо) бандюков двумя/тремя короткими очередями, а последнего взять живым для допроса.
Ремейки[править]
Официальный[править]
Выпущен в 2009 году. Сюжет остался прежним, но, как водится, претерпел некоторые изменения.
- Алибабаевич — тут уже полноценный.
- Ружьё Чехова – педаль в пол. Кроме медальона тут есть: умение Мэри плавать, профессия Джона, сарайчик возле озера, бутылка вина от брата Эммы и сломанная микроволновка.
- Сменить имя в адаптации: Эстель стала Эммой, Меньшой — Джастином, Хорёк Фред — Фрэнсисом, Филлис — Пейдж.
- Пощадить в адаптации — Мэри и сын Крюга.
- Другая смерть в адаптации — член больше не откусывается, бензопилой не пользуются. Зато используют микроволновку.
- И измельчитель!
- Светлее и мягче, хотя манера съёмки, наоборот, стала темнее и острее — потому что Мэри и сын Крюга остаются живы.
- Упростили и опошлили — на взгляд автора статьи. Оригинальный фильм играл на контрастах — чудовищные зверства происходили на фоне прекрасного осеннего леса в сопровождении веселых и лиричных песен; новый снят в сумрачных тонах, и музыка в ключевых моментах бьёт по мозгам — а то, блин, мы не догадаемся, что происходит что-то ужасное!
- На взгляд обычного зрителя, «игра на контрастах» так и осталась соцкомментарием того времени — протестом Крэйвена против цензурирования художественного фильма, при репортажах без купюр из Вьетнама (потому и снимал в духе типамокьюментари). Сейчас это выглядит — как самый обычный цирк с конями, который даже на утрированную треш-эксплуатацию не тянет.
Неофициальные и подражания[править]
- «Убийства в ночном поезде» 1975 года — ушлые макаронники как всегда подсуетились. Сюжет практически идентичен, только тут двумя отморозками, насилующими девушек в поезде, руководит скучающая богатая дамочка. Которой, вдобавок, удаётся выставить себя невинной овечкой и избежать расправы. Расчленёнки поубавилось, зато одну из девушек лишают невинности ножом.
- «Хаос» 2005 года — уже американский неофициальный ремейк. От оригинала отличается неприемлемым финалом (злодей в итоге посмеялся последним), сменой расы убитой девушки и её родных (что повлекло за собой поднятие темы шовинизма), а также хреновой кинематографией, поставившей крест на всём этом.
- «Дом на краю парка» — уже не столь явное сдиралово: отморозок в исполнении всё того же Дэвида Хесса, убивший и изнасиловавший девушку из высшего общества, вместе со слабоумным приятелем берёт в заложники компанию золотой молодёжи. Несколько крепких молодых ребят и их подружек покорно выполняют требования ублюдка, вооружённого… Дробовиком? Не-а! Пистолетом? Не-а! Мачете? Снова мимо. Вооружённого бритвочкой. Нет, это не они идиоты, и не сценарист, идиот — маньяк, не вкуривший, что это ловушка.
Уэс Крейвен | |
---|---|
Фильмы | Последний дом слева • У холмов есть глаза • Кошмар на улице Вязов • Змей и радуга • Электрошок • Люди под лестницей • Крик • Ночной рейс |