Концепция изменилась

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья What Could Have Been. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

На примере «Аладдина»

Тот случай, когда изначально задуманная концепция произведения меняется в ходе его создания, и мир/сюжет/персонажи становятся совершенно другими.

Если произведение не выходит вообще, это Третий том «Мёртвых душ». Соседний троп — Переосмысление, когда к уже существующему произведению создают сиквел/римейк/спинофф/адаптацию и переосмысляют его события в рамках совершенно другой парадигмы.

Если из произведения по этой причине изъяли какие-то уже написанные/отснятые/нарисованные фрагменты, это фичекат. Ну а если изменения затронули только концовку — то это неприемлемый финал.

Когда кто-то считает, что иначе вышло бы лучше — рождается любовь к черновику.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — концептуальная работа шла очень активно. Сначала вообще не было речи о механизмах, а герои должны были именно выживать в дикой природе, бороться с дикими животными. Дальше элемент технофэнтези вошёл в концепцию плотно. В какой-то момент уже разработали логотип для серии «Doo Heads», явно отсылающий к практикам вуду, с изображением головы, отдалённо напоминающей те, что на острове Пасхи. Алестер Свиннертон написал примерный сюжет на три года вперёд, где, насколько фанатам удалось раскопать, и Рахи, и Тохунга, и Тоа, и Турага были экипажем корабля, несущего Великих к их новому дому, получившие амнезию при крушении корабля по воле Макуты. Но даже этот концепт в итоге был переработан, а полностью отретконен только в 2003-м.
    • Ещё одно характерное изменение в концепции, сделанное настолько близко к запуску основных медиа, что успели появиться нетронутые буклеты с информацией и карточки с любопытными деталями, — это отношение к Тоа островитян. Их буквально воспринимали как божеств, живую стихию. Они верили, что Тоа Гали вызывает ливни, а Тоа Лева в плохом настроении нагоняет жестокие бури, Похату устраивает камнепады, и Тоа иногда вступают в борьбу как необузданные своенравные силы. Дальше это было замято, наверно, чтобы не смущать сложными идеями аудиторию, а дать им более привычных героев-защитников.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Не поверите, но «Война и мир» изначально был романом не абы о ком, а о декабристах. Толстой проводил огромное исследование по этой теме, переписывался с племянником повешенного Бестужева-Рюмина и даже брал у внука генерал-губернатора Голенищева-Кутузова копию записи о том, как проводилась казнь. Но увы, потом его отнесло к истокам, а запиской через много лет воспользовался писавший биографию Муравьева-Апостола историк Эйдельман.
  • «Идиот» Ф. М. Достоевского — задумана как комедия в духе Диккенса про доброго старого чиновника, потом была попытка написать историю прожившего почти всю жизнь в заключении свергнутого императора Иоанна VI. Даже после начала работы история очень сильно поменялась: сам Достоевский жаловался, что Настасья Филипповна вышла из-под контроля и действует вровень с Мышкиным.
  • Борис Акунин, «Ф. М.» — изначально автор хотел написать пародию на «Код да Винчи» и назвать её «Код картины „Утро в сосновом лесу“», чтобы читатели внимательно изучали мишек и разглядывали пеньки. Потом решил, что литературная игра по Достоевскому интереснее, но элементы пародии на Дэна Брауна в книге всё равно остались.
  • Братья Стругацкие — чуть ли не единственное произведение, с которым этого не произошло — «Второе нашествие марсиан». Кое-где изменения были навязаны цензурой, но чаще причиной было изменение задумки. «Путь на Амальтею» планировался как рассказ о космических пиратах, в романе «Полдень. XXII век» авторы собирались описывать события на протяжении тысячи лет, «Обитаемый остров» должен был стать немудреным боевиком без социального подтекста, «Попытка к бегству» — повестью о психологических экспериментах без путешествий во времени и опять-таки без социалки, а «Трудно быть богом» — историей раздолбая, который вовсю развлекается на отсталой планете «плаща и шпаги», а потом неожиданно находит там артефакты древней цивилизации. Стругацкие планировали писать реалистический детектив в соавторстве с другими братьями — Вайнерами. Из этой задумки родились «Отягощенные злом». Еще авторы могли бы стать первопроходцами жанра «попаданец к Сталину», но в итоге Аркадий написал на этом материале сольную повесть «Подробности жизни Никиты Воронцова», предвосхитив «День сурка». «Улитка на склоне» — субверсия, авторский замысел изменился, когда первый вариант повести «Беспокойство» уже был написан. Этот первый вариант был позже опубликован и многие ставят его выше финальной версии.
  • М. и С. Дяченко, «Магам можно все» — все справочные материалы должны были стать завязками к сюжетным ходам. Изначально Хорт и Ора должны были пройти обряд посовничества и, связав друг друга магическими узами, вместе исследовать проблему препарирования человеческой души. Но по ходу написания все пошло иначе, и подробное описание посовничества вкупе с прочими выдержками стало смотреться лишним в тексте. Не сыграло никакой роли и тщательно подчеркиваемое различие назначенных и наследственных магов.
  • «Семь столпов мудрости» изначально задумывалась как книга о семи городах Ближнего Востока. Но грянувшая Первая Мировая превратила Томаса Лоуренса в Лоуренса Аравийского, а жизнь написала сюжет.
  • Эдуард Успенский, «Крокодил Гена и его друзья» — даже по названию понятно, что изначально главным героем должен был стать Гена, а не Чебурашка. В черновиках Успенского уделяется много места дружбе Гены и его сменщика — крокодила Валеры, а в итоговом произведении Валера лишь вскользь упоминается. Да и Чебурашка до появления знаменитого мультика выглядел совершенно иначе, у него были маленькие ушки, а на рисунках В. Алфеевского в первому изданию книги Чебурашка вообще имеет длинный пушистый хвост и чем-то напоминает белку.

Зарубежная[править]

  • «Собор Парижской Богоматери» — роман изначально должен был быть куда проще по сюжету: есть красавица-цыганка, есть поэт-бродяга и священник, и оба в эту цыганку влюблены (хоть второму и не положено). Цыганку обвиняют в колдовстве, бросают в железную клетку, в которой её подменяет поэт и идёт вместо неё на виселицу. Священник же отыскивает цыганку в таборе и передаёт её в руки палача. Интересно, что уже на этапе раннего черновика Гюго задумал штурм собора бродягами, но, видимо, не смог придумать, зачем он в таком сюжете может понадобиться. Квазимодо и Феб появились в романе значительно позже.
  • «Песнь Льда и Пламени» — в изначальной задумке Мартина Санса после смерти отца должна была добровольно предать семью, стать королевой Джоффри и родить ему наследника, чтобы впоследствии обо всём этом пожалеть. Робб успешно ведёт войну против Джоффри и даже калечит его, однако в итоге сам погибает в бою против сил Ланнистеров. Леди Старк с младшими детьми бежит за Стену после сожжения Винтерфелла Тирионом и попадает в плен к Одичалым, а также встречается с Иными, которые убивают её, в то время как дети спасаются благодаря магии Брана и боевой удали Арьи и укрываются у Джона на Стене. Здесь Арья к своему ужасу осознаёт, что любит Джона, а с включением Тириона образуется любовный треугольник. Тирион в итоге переметнётся к Старкам после того, как Джейме убийствами расчистит себе дорожку к Железному Трону и обвинит во всём младшего брата. Наконец, Визерис, вероятно, здесь вёл бы себя поадекватнее по отношению к сестре: хотя Дрого должен был убить его по той же причине, что и в итоге, а именно неуёмного желания побыстрее уже занять Вестерос, Дейнерис в итоге подгадала бы момент и отомстила за брата, впоследствии объединив дотракийцев с помощью драконов. Всё вышеизложенное Мартин планировал уложить только в первый том «Игра престолов» и вообще собирался писать трилогию, но потом многое изменил.
    • В следующей версии, когда уже стало ясно, что трилогией дело не ограничится, Мартин планировал после «Бури мечей» перенести действие на несколько лет в будущее, чтобы дети Старков успели повзрослеть. Но писатель так и не смог придумать, чем в течение этих нескольких лет будут заняты Иные — сидеть и ждать за Стеной?

Сетевая[править]

  • Worm — по первоначальной задумке, сюжет должен был крутиться вокруг Девочки-Славы и Панацеи, никаких Неформалов и в помине не было, Краулер носил прозвище Тролль (и немудрено, эти существа в современном фэнтези известны своей регенерацией), Ампутация известна как Мать (и да, это взрослая женщина, искусственно сделавшая своё тело детским), а Рой был мужиком и состоял в Бойне № 9 (его суперсилой было выпускать тучи насекомых прямо изо рта; в итоговом варианте на основе этого персонажа был придуман Выводок).

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Сталкер» — изначально планировалась более близкая к тексту адаптация «Пикника на обочине», но в итоге Тарковский снял эпичное переосмысление произведения Стругацких, заменив научную фантастику религиозными и мистическими темами.
  • «Брат-2» — изначально в американском клубе планировали снимать выступление группы ДДТ. Но Юрий Шевчук посчитал фильм излишне националистическим (да и отстрел людей под «Не стреляй!» выглядел бы откровенно издевательски) и отказался. В итоге вместо ДДТ выступили Би-2, а песня «Полковник» стала культовой.
    • Выглядел бы издевательски, но иногда кажется, что только так басня была бы понята правильно.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Малхолланд Драйв» — напополам с Переосмысление: изначально Дэвид Линч снял пилотную серию для телесериала со множеством поначалу непересекающихся сюжетных линий: про загадочную девушку, потерявшую память, про юную талантливую актрису, которая ей помогает, про некий мафиозный синдикат, который прессует молодого талантливого режиссёра, про иномирного монстра, живущего на заднем дворе обычной американской закусочной… После того как телесериал не взлетел, он решил переделать это в полнометражный фильм, и перед ним встала нелёгкая задача увязать все эти линии… В итоге всё это оказалось сном актрисы-неудачницы, пытающейся в фантазиях переосмыслить свою жизнь в позитивном ключе, представляющей себя успешной и талантливой, а своих врагов — преследуемыми мафией и мистическими сущностями… Или нет?
  • «Скала» — и Майкл Бэй, и приложивший руку к сценарию Квентин Тарантино, а также снявшиеся в главных ролях Николас Кейдж (агент ФБР Стэнли Гудспид) и Шон Коннери (британский шпион Джон Патрик Мэйсон) в интервью неоднократно говорили о том, что изначально планировался очередной боевик класса Б с непобедимым ФБРовцем и стандартными бесцельными террористами. Но в ходе съемок было решено ввести в сюжет персонажа Шона Коннери, а уровень крутизны Гудспида резко снизить, «сделав его более человечным».
  • «Скуби-Ду» — по первоначальному сценарию фильм бы начинался привычной детям мультяшной заставкой, а затем продолжался как жёсткая пародия-деконструкция «только для взрослых» с наркоманом Шэгги, лесбиянкой Велмой и др. Впоследствии всё это из фильма вырезали, сделав его более семейным, но всё же он получился изрядно темнее и острее по сравнению с мультсериалом.
  • «С широко закрытыми глазами» — сначала Стэнли Кубрик обращался к Умберто Эко за разрешением на экранизацию романа «Маятник Фуко». Эко, которому очень не понравился фильм «Имя розы», ответил отказом. В результате пришлось снимать фильм по сценарию, основанному на совсем другом романе.
  • «Голубая лагуна» (1980) — по изначальным планам режиссёра, выросшие Ричард и Эммелин должны были весь фильм быть обнажёнными, как Адам и Ева (в конце 70-х такое можно было себе представить), причём играть их собирались юные Кевин Бейкон и Ким Бейсингер. Однако, сначала Бейкон и Бейсингер решили не рисковать, а потом и продюсеры передумали.
  • «Хэллоуин» — доктора Лумиса должен был играть Кристофер Ли (Карпентер хотел на положительную роль кого-нибудь со злодейской харизмой). Однако Ли передумал, тогда Карпентер обратился к вечному партнёру Ли Питеру Кашингу, но тот был занят в «Звёздных войнах». В итоге Лумиса сыграл другой яркий представитель тёмных сил в лице Дональда Плезанса, а Ли потом очень сожалел.
  • «Фредди против Джейсона» — по замыслу, в финале Фредди и Джейсон попадали в ад, где их встречал Пинхэд из «Восставшего из ада». Но авторам фильма так и не удалось получить права на использование Пинхэда.
  • «Конан-варвар» (1982) — изначальный сценарий был очень масштабным, Тулсе Думу служили крылатые гарпии и армия зверолюдей-людоедов с головами гиен, и завершалось всё эпической битвой. На это не хватило денег, сценарий переделали в намного более скромный, но и на него денег не хватило (поэтому выпало такое важное событие, как бой Конана с мёртвым воином, у которого Конан находит свой меч).
    • Это не говоря о том, что «Конана» планировали сделать долгоиграющей франшизой типа Джеймса Бонда, с выходом фильмов раз в два-три года.
  • «Криминальное чтиво» должно было быть фильмом-антологией из трёх новелл на криминальную тематику, причём снимать их должны были разные режиссёры (Квентин Тарантино, Роджер Эвери и Адам Рифкин). В итоге одна из этих новелл превратилась в фильм «Бешеные псы», а две другие эволюционировали в сюжетные линии Винсента и Бутча в «Криминальном чтиве».
  • «Пятый элемент» — главная роль специально писалась для Жана Рено.
  • Joker (2019) — делать эту предельно реалистичную адаптацию комиксов DC звали Мартина Скорсезе, мэтра криминального кино. Тот подумал и отказался.
    • Что интересно, но в итоге, фильм уже Филлипса получился, по мнению многих, сильно вдохновлённым «Таксистом» маэстро Скорсезе. Так ли уж сильно поменялась концепция — вопрос открытый.
  • Звёздные войны: Скайуокер. Восход — месяц спустя после выхода фильма в сеть слили изначальный сценарий девятого фильма от Колина Треворроу и Дерека Коннолли, датированный 16-м декабря 2016-го года, под названием «Duel of the Fates» (есть некоторые сомнения в подлинности, но в сценарии большую роль играет Лея Органа, а Кэрри Фишер скончалась после приведенной в слитом сценарии даты; кроме того, вскоре были слиты и многочисленные концепт-арты, и Колин Треворроу подтвердил их подлинность, а изображённое на концептах вполне соответствует сценарию). Не сказать, что там всё превосходно и без изъянов, но в целом он не пытается полностью игнорировать восьмой эпизод и последовательность событий (хотя там есть 7000-летний ситх лавкрафтовской наружности, в своё время обучавший Палпатина), а его концовка более горько-сладкая.
    • Да и тот фильм, который снял Абрамс, тоже сильно изменился в процессе съёмок — есть серьёзные причины полагать, что изначально в фильме не было Палпатина, а Бен Соло оставался в живых.
      • Дейзи Ридли рассказывала, что Палпатина из фильма то убирали, то возвращали, всё время меняя концепцию. В общем, неудивительно, что получился такой результат.
    • На самом деле это вообще свойственно «Звездным воинам» — сказывается привычка Лукаса вечно дописывать и переписывать сценарии. В том числе уже вышедших фильмов.
  • «Рэмбо: Первая кровь» В роли полковника Траутмана сначала снимался Кирк Дуглас (с ним даже успели сделать афиши). Однако Дуглас не согласился с финалом (он считал, что Рэмбо должен умереть), ушёл из фильма, и роль пересняли с другим актером — Ричардом Кренной, который потом вернулся в той же роли в двух сиквелах подряд.
  • «На север через северо-запад» Альфреда Хичкока — фильм должен был называться «Человек у Линкольна в носу». У Хичкока была запланирована сцена, когда в финале (происходящем на монументе на горе Рашмор) герой прячется от злодеев в носу каменного Линкольна, а потом начинает неудержимо чихать. Но так издеваться над национальным символом Хичкоку не дали, и без того фильм был слишком смелым для 1959 года.
    • «Исступление» Хичкока — роль Боба Расса писалась специально для Майкла Кейна, но тот в итоге решил, что не хочет играть настолько отвратительного типа, как этот серийный насильник-душитель-идейный мизогинист.
  • «Назад в будущее» — по ранним планам, сиквел был один, сюжет в будущем и альтернативном настоящем был примерно тот же, но оказывалось, что старый Бифф отправил спортивный альмонах в 60-е, сюжет по исправлению временной линии сильно напоминал первую часть «теперь с хиппарями». А Марти по ходу дела боролся не со своей вспыльчивостью, а со своей жадностью.
  • «Поезд-беглец» (1985) — фильм ещё в 60-е собирался снимать сам Акира Куросава, а главные роли должны были играть Ли Марвин и Генри Фонда. Но не сложилось (как и вся голливудская карьера Куросавы), фильм по сценарию Куросавы в итоге снял А. Кончаловский. Получилось спорно: критикам и Киноакадемии понравилось, но в прокате фильм провалился и сильно испортил карьеру Эрику Робертсу и Джону Войту (первый свалился в категорию «Б», второй больше не получал главных ролей). Зато для Дэнни Трехо этот фильм стал «путёвкой в киножизнь», пусть и славы пришлось до восхода звезды Роберта Родригеса.
  • Фильмы Роберта Винса про собак и детей:
    • Телефильм «Король воздуха» 1997 года про ретривера-баскетболиста породил лавину стереотипных продолжений: «Король воздуха: Золотая лига», «Король воздуха: Лига чемпионов», «Король воздуха: Седьмая подача», «Король воздуха: Возвращение» и наконец, «Принцы воздуха». От последнего фильма пошла новая волна спин-оффов: «Снежная пятёрка», «Рождественская пятёрка», «В поисках Санта Лапуса», «Санта Лапус 2: Санта лапушки», «Пятёрка супергероев» и т. д. Первый фильм был драмой о дружбе и совместных занятиях спортом мальчика, тяжело переживающего смерть отца, и циркового пса, сбежавшего от жестокого дрессировщика, сиквелы — детскими комедиями. Выродилась же серия фильмов в дурацкую сказку о говорящих щенках.
  • «Всегда» Стивена Спилберга (1989) — режиссёр хотел, чтобы главгероя и его друга сыграли Пол Ньюман и Роберт Редфорд. И Ньюман с Редфордом тоже хотели сыграть. Проблема оказалась в том, что оба хотели играть главгероя, а не друга. Договориться не вышло, и Спилберг просто отдал роли Ричарду Дрейфуссу и Джону Гудману.

Телесериалы[править]

  • «Твин Пикс» того же Дэвида Линча — изначально в третьем сезоне хотели очень быстро избавить Купера от вселившегося в него Боба, после чего он стал бы из агента ФБР фармацевтом; также в сюжете должен был появиться его брат, а мистические существа из Вигвама оказались бы ещё и пришельцами. Но выход третьего сезона отложился на четверть века, и сюжет кардинально изменился. И слава Богу!
  • «Счастье — это…» от Диснея — внутренняя игра с тропом: в одной из историй мужик, всеми брошенный и кинутый, по пьяни падает с моста и тонет, в результате оказываясь в офисе чего-то вроде загробной канцелярии и местный служащий показывает, каким он был козлом и всегда, и конкретно сегодня. А потом показывает, как бы мужик мог себя вести с семьей и людьми (например, если бы он не проигнорировал звонок старого друга, то тот предложил бы ему хорошую должность), чтобы самому было приятно. Кончилось все хорошо, мужика откачали, притом врач оказался тем самым служащим из видения.
  • «Сообщество» — по замыслу шоураннеров, в колледже, где происходит действие, должен был стоять памятник Марку Хэмиллу (якобы, выпускнику колледжа). Однако, Хэмилла уговорить не удалось, и его заменили на Луиса Гузмана, известного актёра пуэрториканского происхождения.
    • А то, что сериал планировался как обычный ситком про колледж, а не как философски-постмодернистская солянка с разрушением четвёртой стены и пародией на всё на свете, заметно даже по первому эпизоду.
  • «Вавилон 5» — всё нижеперечисленное — в чистом виде жизнь пишет сюжет, возникло из-за проблем с актерами и финансированием:
    • Джеффри Синклер должен был оставаться командиром станции все 5 сезонов и изначально не должен был стать Валеном. Когда у Стражинского впервые возникла эта идея, она предполагалась Гранд-финалом в далеком будущем — поэтому в конце эпизода «Вавилон в квадрате» мы видим сильно постаревшего Синклера. Однако когда Майкл О’Хара ушёл из сериала, пришлось вернуть его на один сдвоенный эпизод «Война без конца».
      • Предательство Гарибальди в 5 м сезоне выглядело бы ещё острее и драматичнее — ведь он бы предал своего старого друга.
    • Лорел Такашима должна была стать Манчжурским агентом — именно она стреляла бы в спину Гарибальди в конце 1 сезона и была носителем скрытой личности Пси-корпуса вместо Талии Винтерс. Вместо неё пришлось вводить Джека — помощника Гарибальди, оказавшегося предателем. Сьюзан Иванова изначально была бы вторым офицером в рубке и заменила бы Такашиму в конце 2 сезона.
    • Талия Винтерс, чьи телепатические способности были усилены Айронхартом, должна была играть важную роль в войне с Тенями и в 5 сезоне она, а не Байрон, должна была стать лидером беглых телепатов, пытаться создать их колонию на «Вавилоне-5» и противостоять Пси-корпусу. Ивановой же пришлось бы выбирать между своими чувствами к Талии и долгом. Вместо неё пришлось возвращать Литу Александер и усиливать её ворлонцами.
      • Еще одно так и не выстрелившее ружье Талии — копия её по-видимому личности, снятая Кошем и кибером в 1 сезоне. Видимо предполагалось, что её изначальную личность смогут восстановить.
    • Полететь на За’Ха’Дум и исчезнуть должна была невеста Синклера Кэтрин Сакай, а не Анна Шеридан (остаток этой линии — обсуждение планов на свадьбу в «Кризалисе», последнем эпизоде 1 сезона. Кэтрин предлагает пожениться весной, ей «контракт подвернулся, хочет в экспедицию слетать»). Что ни говори, возвращение Сакай в виде бездушной марионетки Теней было бы гораздо драматичнее (Анну Шеридан и её отношения с Джоном до этого мы толком и не видели). В этом случае биография Мордена была бы другой — он ведь уже засветился как эмиссар Теней.
    • Сьюзан Иванова должна была влюбиться в Байрона в 5 сезоне, её телепатические способности раскрылись бы и она сыграла бы важную роль в войне телепатов. Лита Александер могла бы быть просто одним из последователей Байрона.
    • 4 сезон должен был закончиться эпизодом «Разрывы реального времени». Завершение гражданской войны на Земле планировалось на первые 6-7 эпизодов 5го сезона. Но из-за финансовых проблем с телеканалом, Стражински был уверен, что 4 сезон станет последним, поэтому были сняты три перенасыщенных событиями эпизода плюс Гранд-финал «Сон в сиянии». Затем в последний момент «Вавилон-5» был перекуплен каналом TNT и 5 сезон был одобрен. Пришлось растягивать линию с колонией телепатов аж на 11 эпизодов вместо изначально запланированных трёх, поэтому 5 сезон, по мнению многих, уже не торт. Единственный плюс — было показано падение Примы Центавра (изначально его показывать и не планировалось).
    • Ну и вишенкой на торте — по совсем первоначальному плану, война с Тенями должна была идти до конца 5 сезона, который завершался бы уничтожением «Вавилона-5» спевшейся с Тенями и предавшей Альянс минбарской кастой Воинов. Затем при помощи ворлонцев, главгерои забрали бы из прошлого «Вавилон-4» — и это было бы началом нового сериала, предварительно названного «Вавилон Прайм». В итоге сюжетные линии двух сериалов были объединены в один.
  • «Друзья» — если смотреть сериал подряд, видно, как выкидывают персонажей не из шестёрки главных на мороз по надуманным поводам. Типа ухажёр-миллионер решил заняться борьбой без правил и бросил Монику? Очевидный резкий поворот сюжета — беременность Рейчел. Когда в мусорке находят чей-то позитивный тест на беременность, ладно Рейчел вместе со всеми гадает чей же он, так и от режиссёра нет ни намёка, что это её (мгновенный встревоженный взгляд, чрезмерное волнение). А в следующем сезоне: «а да, это мой тест совсем забыла, кстати у нас с Россом был секс месяц назад». Только Росс весь прошлый сезон всем и каждому объяснял, что уже полгода без секса.

Мультфильмы[править]

  • «Фильм, фильм, фильм» — внутримировой пример. Цензоры решили, что фильм слишком мрачный и пришлось срочно переснимать.
  • «Зверополис» — по изначальному сценарию, практически весь мультфильм должен был быть посвящен тому, как Ник Уайлд занимается созданием собственного бизнеса и строит из ничего тематический парк развлечений… Вот только происходило бы это в мире такой лютой антиутопии с дискриминацией хищников, как если бы антагонист итоговой версии мультфильма победил давно и уверенно.
  • «Аладдин» — в изначальной версии у заглавного героя имелась мать (причём она была активным действующим лицом в сюжете), действие происходило не в вымышленной Аграбе, а во вполне реальном Багдаде (так что наши переводчики с начальными титрами мультсериала не так уж ошибались), главгад Джафар был безымянным злым визирем, а его попугай носил имя Синдбад. Также у Аладдина не было обезьянки Абу, но была троица друзей хумансов: Омар, Касим и Бабкак; а сам протагонист был младше и куда меньше похож на Тома Круза менее привлекателен внешне.
  • «Спасатели» — в изначальной версии не было мадам Медузы, а роль злодейки играла старая добрая Круэлла Де Виль.
  • «Наша Маша и волшебный орех». Заслушаем фрагмент письма автора сценария менеджерам:
« Да вы совсем там [сошли с ума]?!! Это был проект для 10-летних деток! Про девочку! Которая играла под новогодней елочкой со своими любимыми куколками, пока они не ожили, и все попали в Страну сказок! Это был сценарий про детскую дружбу! О том, как всем [плохо], если друзья ссорятся! И как всем [хорошо], когда они мирятся! Но нет!!! Сперва вы нам принялись [рассказывать] про 14-летних тинейджеров. Ладно. Потом — про 18-летнюю молодежь. [Всё равно] всё уже давно осыпалось! Вся драматургия! Все конфликты! Все мотивы! Все построения! Вся логика! Весь фундамент ушел в грунт до самой Америки! Все в одном большом [тупике]: мотоциклы, поцелуи, буратинки, кунфу, [половые органы], винни-пухи, розовые бантики, сцены ревности, мама не разрешила открывать рождественские подарки, рев обиженных самцов, клятвы любви до гроба, обрывки анекдотов, полуматерный рэп, я боюсь крыс и хочу домой к маме, жесткий стеб над президентскими выборами, у буратинки отвалился деревянный носик, блеск клинка и кровища рваных артерий, орех кракатук выполняет волшебное желание, но только для самых настоящих принцев, у которых доброе сердце! И снова по кругу — клятвы, [половые органы], буратинки. Но мы двигаемся дальше — в семейную аудиторию на 25 лет! [Кошмар]. Но [кошмар] — даже он еще не полный [кошмар]! Наши менеджеры, сроду не открывавшие сценария, давно [овладели] Паверпоинтом, нарисовали разноцветных полу[кружий], распечатали, сброшюровали и рассовали всем инвесторам [на рассмотрение]! Мы же олимпийцы, бубки с шестом, нам надо самую верхнюю планку и еще [немного] выше! Чтобы раздался вожделенный перезвон и игральный автомат высыпал в лоток самый [невероятный] в истории кино золотой Джекпот! Что еще дальше?! Повторите! [Стукните] меня чем-нибудь по голове и снова повторите! Я хочу убедиться, что не сошел с ума, что вы реально это произнесли: тридцать пять лет целевая аудитория! »
— Вольное изложение

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — 10 сезон, 13 серия. Внутримировой пример: В сериале «Полицейские фараоны» (или же «Полицейские копы») персонажа, чьё имя совершенно случайно совпало с именем главы жёлтого семейства, после пилотной серии превратили из такого крутого, что уже смешно, копа в неуклюжего дурачка.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — первоначально Аликс должна была быть в трио с Хлоей и Сабриной, что было бы отсылкой на мультсериал «Totally Spies», к созданию которого Астрюк тоже приложил руку.
    • Помимо того, что сам сериал изначально задумывался как аниме, Котом Нуаром в трейлере был Феликс. Тома Астрюк в своём твиттере рассказывал, что это был весьма мрачный персонаж, из-за чего возникли проблемы с химией главных героев, поэтому пришлось придумать Адриана. Учитывая, в каком состоянии находится любовная линия в итоговом продукте, может быть, и поспешили.
  • Transformers: Prime:
    • Скайквейк изначально должен был быть известен как Скайварп. Судя по всему, Дрэдвинг в таком случае был бы Тандеркрекером.
    • Сиспрей должен был пережить схватку с Дрэдвингом и вернуться в третьем сезоне. В плане характера он был бы похож на Квинта из фильма «Челюсти».
    • Поначалу планировалось включить в мультсериал Лагната, но создатели решили, что на стороне плохих парней слишком много самолётов, поэтому его заменили на Брейкдауна.
    • Изначально Брейкдаун должен был перейти на сторону автоботов (что объясняет его необычный для десептиконов характер). Увы и ах, бюджет требовал сокращения актёров озвучки, поэтому его пришлось убить, а роль перебежчика отдали Нокауту.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — по первоначальному замыслу Брайков Тоф должна была быть туповатым парнем, который вдобавок ревновал бы Катару к Аангу. Их переубедил ведущий сценарист Аарон Эхаз, а дизайн прототипа размазали по двум персонажам: магу земли, с которым Тоф билась на арене, и мастеру Суду, который обучал аватара Року.
  • «Первобытный» (2019) — изначально планировалось, что у Ночного Пожирателя из девятого эпизода первого сезона будут длинные человекообразные руки, круглая голова и выпирающие из пасти клыки. Но в итоге его изобразили, как динозавра, напоминающего барионикса или спинозавра без паруса.

Веб-комиксы[править]

  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — первый выпуск комикса, «Цветок папоротника», был хэллоуинским спешалом, понравившимся аудитории Gesperax и поэтому получившим два продолжения. Потом Kalidwen в качестве оммажа Gesperax добавила вампиршу и оборотниху в один из квестов в своем визуальном романе «Elven Kingdom», в котором вампирша и получила имя леди Афанасия. Gesperax в ответ нарисовала трибьют ее игре — выпуск «Происшествие в столице», после чего решила превратить историю в полноценный спин-офф визуального романа, с разрешения Kalidwen.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — в манге 1988 года «Прототип» действие происходит в средневековой Европе, а Гатс сражается с Дракулой, носит повязку на глазу и мстит апостолам (которых возглавляет некая «Тёмная Княгиня Вана») за гибель матери.
  • Code Geass — Горо Танигути, сочиняя историю о Лелуше Британском, собирался получить на выходе историю об этаком «Гамлете XXI века», сбежавшем к японским партизанам, причем без единого намёка на альтернативную историю и фэнтезийные элементы. В творчество вмешалась известная своим подходом к фантастике студия Sunrise, потребовавшая в соответствие с веяниями времени добавить в сериал бои на человекоподобных роботах. И магию вдобавок. Плюс ко всему пришлось переработать и персонажей. Конечный итог, слегка напоминающий «Вендетту» в альтистории, известен всем.
  • Sailor Moon (манга) — согласно заметкам Наоко Такэути, Ами могла бы быть киборгом, которая по ходу сюжета теряет руку или получает несовместимые с жизнью повреждения, но продолжает сражаться (киборгом в итоге стала введённая позже Хотару). Макото могла бы быть лидером банды хулиганов[1], курильщицей, носить имя Мамору Тино и быть воплощением Земли. Минако могла бы быть лидером воительниц и даже протагонисткой вместо Усаги. Главные героини могли бы иметь разные индивидуальные костюмы. Лунную принцессу могли бы звать Артемида. Первоначально Такседо Маск носил имя «Mysterious 2098 Face». Да и вообще изначально планировалась только арка про Тёмное Королевство, да ещё и с трагичным концом! Но, к счастью или к сожалению, всё сложилось иначе.
    • Первоначальный сюжет третьей полнометражки, «Sailor Moon SuperS: The Movie» был совершенно иным и, мало того, независимым от основных событий. Главными героями были бы Сейлор Уран и Сейлор Нептун. Последняя спала бы на краю Вселенной, а Уран должна была спасти её, оседлав Чёрного Пегаса и украв талисманы у других воительниц. Но потом Кунихико Икухара, задумавший этот сценарий, ушёл из проекта, однако частично перенёс свою идею в «Юную революционерку Утэну». А вместо задумки Икухары мы получили своеобразную интерпретацию легенды про Гамельнского крысолова, в которой очередные инопланетные эльфы похищают детей (включая Чибиусу), а главная злодейка жаждет усыпить всё человечество. И да, Уран и Нептун таки-появились в этой полнометражке, но далеко не в главной роли.
  • Tokyo Mew Mew — изначально это была коротенькая манга «Tokyo Black Cat Girl» про волшебницу Химэ Азуми, которая сражалась против кровососущих инопланетян. Издательство Nakayoshi посчитало концепцию довольно мрачной, однако им понравилась главгероиня в костюме девочки-кошки и поэтому основная манга была создана как более-менее традиционное махо-сёдзе, протагонисткой стала Ичиго Момомия, а девочек-волшебниц стало пять.
  • Mo Dao Zu Shi — изначально Цзинь Лин и Вэнь Нин должны были погибнуть во время Второй Осады Луаньцзан, причем второй умер бы насовсем, а первый был бы превращен в разумного лютого мертвеца. Однако автор не смогла придумать, как подвести к этому, поэтому в итоге от идеи пришлось отказаться.
  • Принцесса Мононоке изначально должна была стать экранизацией «Красавицы и чудовища» с перенесением действия в средневековую Японию. Наброски Миядзаки к этому сюжету можно найти в сети. Потом (возможно, в связи с выходом диснеевского мультфильма) Хаяо отказался от этой идеи и снял под тем же названием совершенно другую историю. А внешность чудовища послужила основой для Тоторо.
  • Kill la Kill изначально назывался The Crimson Garment, а рисовка напоминала Panty & Stocking with Garterbelt.
  • Neon Genesis Evangelion — был существенно переработан 24-й эпизод и появляющийся там Каору. Там он предстаёт популярным среди девчонок переведённым учеником, в которого Синдзи вполне осознанно влюбляется (в одном из черновиков они и целовались). Они гуляют под одним зонтиком, о них распускает сплетни Аска (которая, кстати, продолжает ходить в школу, а не лежит в палате с мягкими стенами). Тодзи тоже в сознании и лежит в больнице NERV, где его навещается Кэнске. Также были намёки на попытку суицида со стороны Каору в прошлом (шрамы на запястье), и он отверг признание Синдзи, после чего сюжет более-менее повторяет итоговый вариант с той разницей, что у Каору была истинная форма ангела, отличная от человеческой, а его с Рэй в Конечной Догме чуть не сожрала некая мини-Ева, но в итоге убил его всё-таки Синдзи. Примечательно, что Каору, перебросившись в финале парой слов с Гэндо, верно определяет, что тот затеял комплементацию человечества ради воссоединения с женой.
    • Вообще есть основания утверждать, что планы на каждую следующую серию менялись со скоростью распространения слухов, при таких-то авралах. Общеизвестно, что последние две серии получились именно такими из-за окончательно потраченного бюджета, а насколько End of Evangelion соответствует изначальным планам концовки — поди знай.
  • Getter Robo, OVA Armageddon (она же Sekai Saigo no Hi) — режиссёр Ясухиро Имагава ушёл после трёх серий вроде как из-за конфликта с руководством студии (он-де из-за перфекционизма заваливал все сроки). Вскоре оказалось, что дальнейшее развитие сюжета есть только в голове у Имагавы, а он молчит и через двадцать с лишним лет. Проект отдали Дзюну Кавагоэ, он закончил его вполне эффектно, но внятного сюжета выстроить так и не смог.
  • Oyasumi Punpun — по изначальной задумке в финале Пунпун должен был погибнуть, спасая ребёнка Сачи из-под колёс машины. Но Инио Асано отказался от такой банальной развязки и сделал её ещё трагичнее и безысходнее, потому что «жить труднее, чем умереть».
  • Captain Harlock (2013) — если описанию несуществующего фильма 2011 года на Кинопоиске можно верить, изначально это должен был быть ориджин Харлока (в итоге в фильме коротко рассказывается, откуда он такой взялся, но фильм не об этом, и версия совершенно другая). По трейлеру (в котором Харлок и Кей представлены боевой парой, и они вместе мочат каких-то роботов) не похоже, но на итоговый результат не похоже тоже.
  • Shingeki no Kyojin — в пилотном выпуске манги не было никаких стен Роза, Мария и Шина: их роль играли непроходимые заросли. А титанов, по первоначальной задумке, создали экотеррористы, чтобы людишки вели себя посмирней и не губили природу.
  • Fairy Tail: изначально Макаров должен был умереть во время арки острова Тенрю.
  • «Соник Икс» — по первоначальному варианту, все действия должны были произойти на Мобиусе, как мы видим вот в этом ролике. Но только там должны были быть ещё и люди среди массовки и главных героев.
  • Naruto — Кисимото вообще не был уверен, что мангу не закроют спустя пару томов, поэтому прыгал от реткона к реткону.
    • В самом начале Наруто в соответствии со своим именем действительно был просто парнем, который очень любит рамен и хочет научиться лучше всех его готовить: Кисимото сам это дело обожает, а «Итираку» — вполне реальная забегаловка, куда он ходит. Однако издатель заявил, что это неинтересно.
    • Когда на горизонте замаячил Кьюби, он задумывался как отец Наруто, который намеренно отпустил сына в мир людей, чтобы тот научился дружбе и прочим человеческим штукам.
    • В рамках уже приближенного к итоговому продукту сюжета изначально планировалось, что история будет развиваться в духе первой миссии в Стране Волн, в которой герои действительно занимались работой ниндзя, персонажей предполагалось вводить постепенно (та же команда Гая была не из Конохи, да-да). Но тут издатель запросил арку с турниром, так что пришлось рисовать экзамен на тююнина и забрасывать новых героев в кадр всем скопом.
    • По вышеуказанной причине навыки, которые в начале сюжета казались крутыми или хоть как-то были связаны с реальными ниндзя, люто обесцениваются по мере развития сюжета. Плюс Кисимото утомило выдумывать новые печати для каждой техники, поэтому от мечущих сюрикэны и складывающих руками знаки скрытных убийц с некоторыми сверхъестественными фишками мы приходим в финале к натуральным боевым магам с крутой родословной, которые сворачивают горы взглядом. Способности некоторых героев тоже были переосмыслены: изначально командным спецом по гэндзюцу должна была быть Сакура, но потом Кисимото довесил к копирующим способностям сярингана иллюзии и вообще вытащил из фольклора трёх саннинов, так что кастовать галлюцинации начал Саскэ, а Сакура стала копией Цунадэ.
    • Противостояние девятихвостого лиса и тануки (Наруто и Гаары) — тоже японский фольклорный сюжет, никаких других хвостатых демонов первоначало не планировалось.
    • Наконец, сам Наруто, который должен был стать хокагэ вопреки всем ожиданиям, будучи просто упорным одиночкой без роду без племени, внезапно оказывается сыном предыдущего хокагэ, наследником клана с тоннами чакры по матушке и вообще реинкарнацией полубога Асуры — с таким комплектом удивительно, как в нём вообще изначально кто-то сомневался! Да, Нэдзи, ты в бою с Наруто во второй арке всё правильно услышал, судьба и происхождение ничего не значат…
  • Ведьмина служба доставки — опять же, изначально Хаяо Миядзаки думал экранизировать «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен и даже приехал ради этого в Стокгольм, чтобы уговорить писательницу и заодно сделать эскизы на натуре. Однако Линдгрен отказалась от продажи прав на экранизацию, и эскизы легли в основу города Корико, а для основы сюжета была взята одноименная книга японки Эйко Кадоно. Далее, фильм предполагался своего рода «путевкой в жизнь» для молодого поколения студии, пока оба мэтра заняты своими проектами, но в итоге Миядзаки из продюсера стал еще и режиссером, а сценарий из сборника милых историй о ведьмочке в большом городе приобрел трагические нотки кризиса самоопределения.
  • Порко Россо — изначально Миядзаки дала заказ и спонсировала Japan Airlines на среднеметражную легкую комедию, которую смотрели бы пассажиры международных рейсов. Неизвестно, на какой точно стадии была работа, когда война в Югославии переменила взгляды Миядзаки, и фильм стал полнометражным и приобрел немало трагических, а порой и сюрреалистических ноток, сохранив при этом, правда, довольно простенькую канву сюжета про сражение и реванш двух пилотов.
  • Perfect Blue — умеренно популярный, но довольно средненький роман-триллер было решено экранизировать, но внезапно бюджет сократили настолько, что его хватало только на аниме без живых актеров, а режиссером пришлось взять никому не известного Сатоси Кона. В итоге из обыкновенного триллера удалось сделать хит о зыбкости реальности и человеческой личности.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls: Arena изначально задумывалась как гладиаторский симулятор, сюжет которого состоял в том, что группа гладиаторов узнала о том, что маг Джагар Тарн убил императора и принял его облик, и теперь они делают карьеру — сражаются на различных аренах, чтобы заслужить право на участие в турнире Имперского Города, где будет присутствовать узурпатор под видом императора. Это их единственный шанс приблизиться к нему и убить. Должна была присутствовать возможность кооперативного прохождения — до четырех участников. Из всей изначальной задумки в игре остались только вид от первого лица, сюжетная линия Джагара Тарна как главзлодея, выдающего себя за свергнутого им императора, и общий псевдоримский колорит Империи.
    • Кстати, остались первоначальные описания команд, которые должны были сражаться на аренах разных городов Империи: https://www.imperial-library.info/content/go-blades . Позже задумка воплотилась в Battlespire (где был мультиплеер) и в TES Online (там есть полноценные команды и арены).
  • В первом Red Alert изначальный сценарий заметно отличался от финального. Как вам к примеру высокопоставленные предатели с обеих сторон конфликта?
  • Psychonauts — изначально должна была быть про устрицу со множественной личностью. Но создатель игры Тим Шефер решил, что игрокам вряд ли будет интересно играть за психически больную устрицу.
  • Grand Theft Auto — изначально хотели создать игру про динозавров, гуляющих по городу. Потом они хотели сделать гонку, где полицейские гоняются за преступниками. Играть можно было за тех и других. В итоге получилась игрушка про преступника, где он угоняет автомобили, выполняет миссии от разных преступных элементов и устраивает беспредел в городе. И эта игра стала первой части знаменитой серией игр.
    • После успеха третьей части, разработчики хотели сделать дополнение с новым оружием, транспортными средствами и миссиями. Запланированного контента было так много, что впоследствии переродилось в следующую игру серии. Так и родился — GTA: Vice City.
    • Кстати, аналогичным путём появилась Saints Row IV, изначально задуманная как дополнение Enter the Dominatrix к третьей части.
    • Разработчики хотели, чтобы Нико из GTA IV озвучил натуральный Владимир Машков. К нему обращались, но Машков отказался, даже не разобравшись, что именно ему предлагают озвучивать.
      • Кроме того, судя по официальным артам, изначально у Нико должна была быть и внешность, как у Машкова. Однако нетрудно заметить, что в итоге ГГ в самой игре не слишком похож на похож на того, кто изображен на загрузочных экранах.
  • Конкурирующая Mafia: The City of Lost Heaven изначально задумывалась как автосимулятор, под возможности которого был специально заточен движок. Разборки мафии 30-х появились уже в процессе предпродакшена. А из-за фразы Сэма Трапани «Концепция изменилась, Том!» в двадцатой главе «Декаданс/Смерть искусства» эту игру можно считать и полноценным тропнеймером.
  • Halo — три первые и три последние игры четко разделены по степени развития человеческой цивилизации, технологиям и месту в мире. Первые три игры — апокалиптическая война против технологически превосходящего на порядок Ковенанта, в которой хорошо, когда удается свалить целыми, а если уж оказать серьезное сопротивление — то вообще праздник. В трех последних — остатки Ковенанта загнаны на место пушечного мяса и дурачков для битья, а люди со все тем же пулевым оружием, МУП и единственным кораблем со щитами уже наводят свои порядки по Галактике и борются с наследием Предтечей.
  • Heroes and Generals — изначально создавалась стратегия с возможностью побыть в шкуре одного из юнитов, но в итоге в стратегическом режиме почти никто не играет, а игра превратилась в медиумкорный шутер и симулятор техники
  • Mass Effect — один из изначальных вариантов для концовки серии предполагал иную причину появления Жнецов — технологии на эффекте массы должны были ускорять конец Вселенной, и поэтому Жнецы уничтожали цивилизации, которые использовали их. Конкретно эту идею забросили ещё во время разработки второй игры, а третью решили закончить Светофором, даже подметили, мол, пусть остальное игроки сами будут придумывать.
    • В первой части в качестве личной армии Властелина должны были выступать не геты, а батариане, которые на ранних концептах были очень похожи на иторианцев из Звездных Войн.
  • «S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля» — изначально игра называлась Oblivion Lost и концептуально уж очень сильно напоминала франшизу «Звёздные врата». Но потом разработчики увлеклись идеями романа «Пикник на обочине», место действия сначала решили перенести в Крым, а потом и в район печально известного Чернобыля…
  • «Герои Меча и Магии 3: Клинок Армагеддона» — изначально в качестве особой фракции планировалась Кузня, которая отлично вписывалась в оригинальный ТЕХНОМАГИЧЕСКИЙ сеттинг Might and Magic. Но для сугубо фэнтезийного спин-оффа в лице «Героев» Кузню посчитали неприемлемой и ввели даже более имбалансный замок Сопряжения.
    • Кузню не просто «посчитали неприемлимой» — она была отменена после массового неприятия фанатов, порой весьма упоротого (вплоть до писем с угрозами в адрес разработчиков). К слову, Сопряжение планировалось для второго аддона и с отменой Кузни сдвинулось вперёд, но до сих пор многие люди почему-то уверены, что оно появилось как наскоро слепленный тяп-ляп с целью добавить хоть какую-то расу.
      • «Неприятие фанатов» вовсе не было массовым. Через несколько лет некоторые из разработчиков поделились подробным рассказом о том, что писем-то было всего несколько десятков. Однако в паре-тройке писем разработчиков угрожали убить, а студию — взорвать! Поэтому они банально не захотели связываться с сумасшедшими — и решили уничтожить весь созданный ими мир, поскольку (из-за таких «типа фанатов») теперь не получалось объединить «Героев» с основной серией Might and Magic, в которой технологии всегда были, хоть и оставались скрытыми от большинства (а маги и некроманты с удовольствием пользовались ими для «магии» и «некромантии»).
        • Отношение разработчиков к окончательной версии дополнения «Клинок Армагеддона» ясно видно по специально не убранной надписи при взятии самого Клинка, описывающей его нахождение в звездолёте Древних VARN; по дракону в одной из заставок, сидящем на этом самом VARN’е; по королю Роланду, смотрящему на дымы и трубы заводов на другом берегу. Разработчики специально оставили много отсылок, чтобы показать, что именно планировалось изначально.
        • Также можно обратить внимание, что последняя «секретная» кампания этого дополнения явно не была доделана, а недоделки заполнили глупыми шуточками и мотанием туда-сюда.
      • Что касается «замка Сопряжение» — да, он планировался, но для второго дополнения, которое так и не увидело свет («Дыхание смерти» — это не оно, а то, на что оно было заменено). Разработчикам пришлось сильно ускориться и доделать замок впопыхах, поэтому он не сбалансирован относительно других замков, и новые существа там — перекрашенные старые.
  • Tyranny изначально задумывалась ещё в 2006 году под названием Fury, а в дальнейшем Defiance. В 2012 году Microsoft уже под названием Stormlands принял эту концепцию в качестве (полу)эксклюзива для Xbox One, но в дальнейшем отказался. В итоге игра вышла в 2016 году для пека-бояр на волне успеха Pillars of Eternity.
  • Splinter Cell: Conviction — изначально разработчики хотели сделать геймлей в стиле трилогии о Джейсоне Борне, однако в середине разработки было принято решение все переделать.
  • Postal 3 — изначально планировали сделать песочницу с открытым миром, свободным перемещение по городу, множеством транспорта, умными полицейскими, возможностью взаимодействовать с гражданами и многое другое. Вот только разработчики постоянно затягивали процесс создания игры, пока на них не прикрикнули: «Сделайте хоть что-нибудь!». В итоге имеем… То, что имеем.
  • TimeShift — изначально делали паззл от первого лица в стимпанковом антураже, но западный издатель решил, что такое никому не интересно, и заставил переделать в клон Halo. В один месяц с релизом игры вышел Portal.
    • Однако ни на одну из этих игр TimeShift полностью не похож. Портал вообще не угадывается (где в нём «игры со временем»?), Хало тоже (космоса-то нет тут). Что за чушь сказана в предыдущей правке? В то же время концепция, конечно, явно менялась: сюжет выглядит недоделанным, локаций маловато и они пустоваты. И всё равно игра шикарная, особенно на высокой сложности!
  • Warcraft 3 — изначально планировалось еще больше элементов RPG. Герои, принадлежащие к одной из рас (их тоже должно было быть больше, от шести до двенадцати) путешествовали по миру с небольшими армиями, выполняя задания. Ресурс был один — золото. В итоге решили не изобретать велосипед и вернуться к проверенной временем механике первых двух частей, разбавив ее RPG-элементами. Наработки, впрочем, зря не пропали: скиллы и классы были использованы в WoW. Некоторое представление о том, как должен был выглядеть Warcraft 3 по изначальной задумке, может дать кампания Орды во Frozen Throne.
  • Sacred — изначально это могла бы быть игра по лицензии «Das Schwarze Auge», с обилием стратегических элементов. Но студия обанкротилась, а приютивший разработчиков Ascaron приказал переделать игру под оригинальный сеттинг.
    • Sacred 3, как объявлялось ещё в 2009—2012 годах, планировался быть геймплейно близким к первым двум частям. Но потом издатель, ничего не говоря игрокам, резко изменил всю концепцию и сделал из игры битэмап.
  • В Chrono Trigger вырезали подземелье, известное как Поющая Гора. По словам разработчиков, Гора находилась где-то в доисторических временах, но его вырезали за недостатком врагов и общей неважности для сюжета.
    • Концепция игры в целом с точки зрения прототипа. В нём карта Гардии существенно отличается от итогового варианта, и присутствуют вырезанные из игры враги. Дизайн некоторых персонажей (вроде Магуса) тоже претерпел изменения.
  • Touhou Project — такое здесь случалось несколько раз:
    • Третья часть серии изначально должна была быть экшн-игрой с горизонтальным скроллингом и называться Touhou Yumejikan. Позднее автор переименовал её в Touhou Yumejikuu и сделал вертикальным данмаку-шутером для двух игроков.
    • Для шестой части изначально планировался третий протагонист по имени Рин Сацуки, но позднее она была вырезана из игры (однако её имя осталось в коде).
    • Финальным боссом двенадцатой части изначально должна была быть не Бякурен Хидзири, а её брат Мёрен, однако потом ZUN решил, что фанаты не очень хорошо воспримут мужчину в качестве финального босса в серии, где почти все персонажи девушки.
    • Для части 12.3 в качестве играбельных персонажей планировали также добавить Риггл Найтбаг, Нитори Каваширо, Фудзивару-но Моко и Кагую Хорайсан, однако последних двух посчитали слишком сильными (основной темой игры были слабые персонажи вроде Чирно и Хон Мейлин), а первых двух просто не успели сделал в срок.
  • Sleeping Dogs изначально была True Crime: HongKong. Но потом боссы Activision решили прикрыть лавочку, всё же продав почти готовую игру Square Enix.
  • Sid Meier's Civilization — в первой части разработчики игры запланировали включить в игру цивилизацию Турцию со своими названиями городов, вождём и музыкальной темы, но из-за физических ограничений памяти и места пришлось почти всё вырезать.
    • В пятой части была изначально запланирована цивилизация пуэбло, и авторы продвинулись достаточно далеко, однако когда речь зашла об актёре озвучивания для лидера, представители племён-потомков ответили решительным отказом: предполагаемый язык[3] оказался табуированным для использования не-индейцами. Firaxis переиграли механики и быстренько переделали пуэбло в шошонов.
  • Spore задумывалась как хардкорный, твердо-научный симулятор эволюции.
  • Desperados: Wanted Dead or Alive — игру сначала хотели сделать с зомби, магией и монстрами, но затем отказались и сделали игру в стиле классического дикого запада. Хотя что-то из наработок осталось в файлах игры.
  • Ori and the Blind Forest — изначально главным героем был Сейн, сам Ори выглядел по-другому (как — можно увидеть у первого дерева предков), а также разработчики отказались от нескольких способностей и механик (как минимум одна из них перешла в сиквел) и вырезали из игры множество способов умереть (неожиданно жестоких). Более полную информацию они любезно выложили в Definitive edition, правда, без комментариев.
  • Sonic the Hedgehog — первоначально главным героем должен быть кролик, способный хвататься за предметы и врагов своими ушами. Но потом разработчики поменял протагониста на ежа, заодно применив ещё одну идею — сворачивание протагониста в клубок, а концепцию с хватанием применили в Ristar.
    • А ещё рассматривалась концепция Эггмана как протагониста, по аналогии с Марио. Да-да.
    • Во второй части должна быть еще одна зона, носящая название «Hidden Palace». В итоге эту зону добавили в переиздании игры.
    • Sonic Adventure должен был стать RPG спин-оффом для Sega Saturn.
    • По первоначальному замыслу, в Sonic Adventure 2 должна была присутствовать сцена, в которой выясняется, что Соник является более совершенной формой жизни, чем сам Шедоу. Этот момент вырезали, но намёки в диалогах остались.
  • Quake — изначально Джон Ромеро планировал игру в жанре Action-Adventure и фэнтезийном сеттинге, но из-за звездной болезни из него не получилось вытянуть диздок, пришлось выгнать на мороз и срочно делать на новом движке аналог Doom с сюжетом про параллельные миры (чтобы можно было задействовать «фэнтезийные» наработки).
  • Super Mario Sunshine:
    • FLUDD изначально задумывался как водяной пистолет.
    • Марио изначально должен был стрелять краской и смывать её, но от идеи отказались из-за технических ограничений. Как только стало технически осуществимо, Nintendo создала на основе Sunshine серию игр Splatoon.
  • The Sims задумывалась как симулятор обустройства дома.
  • Shogun: Total War задумывалась как тактическая стратегия в реальном времени о битвах японских феодалов между собой. В итоге решили, что просто сражаться будет скучно, и добавили пошаговый глобальный стратегический режим. Это и сделало серию TW такой, какой мы ее знаем и любим.
  • «Месть якудза» задумывалась, как водится у молодых команд, революционным проектом — что-то вроде киберпанковской GTA, только еще и с диалогами. Получился же в результате урезания до предела всех фич и целых 5 лет разработки плохонький шутер, недалеко ушедший от откровенного трэша.
  • Cyberpunk 2077 изначально планировалась как тактическая RPG с видом от третьего лица а-ля Knights of the Old Republic, в которой мы играли за оперативников «Макс-Така» и боролись с киберпсихами, некоторых из которых можно было рекрутировать себе в отряд.
  • The Magic Circle — внутримировой пример. Игра, за персонажа которой вы играете, разрабатывалась лет двадцать и превратилась из космической НФ в фэнтэзи, но так и осталась «Because it’s betta than nothing».
  • Starbound — игра делалась с 2013 года и в ходе разработки менялось многое, от игромеханики и боссов, до сюжета: в бета-версиях не было никакого Протектората (да и вселенная вообще была темнее и острее), подразумевалось что у каждого персонажа есть своя, в зависимости от выбранной расы, предыстория и решали они свои собственные проблемы, вместо борьбы со злыми хентаклями, грозящими зОхавать всю вселенную.
  • Disciples: Liberation — есть сильные подозрения, что игру изначально хотели сделать донатной гриндилкой, но передумали. В результате играть в нее невозможно.
    • На самом деле, играть вполне можно, хотя и заметно скучней, чем в первые две игры, но даже повеселей, чем в третью.
  • Demon's Souls — изначально планировалась как игра от первого лица: развитие темы King’s Field и одновременно японский ответ TES: Oblivion. Разработка затянулась, проект заведомо похоронили, но тут спасать ситуацию вызвался амбициозный сотрудник From Software по имени Хидэтака Миядзаки…
  • Ghost of Tsushima на различных стадиях разработки успела побывать симулятором пирата и историей о трёх мушкетёрах. Потом на сцену вышел шотландский благородный разбойник Роб Рой, в итоге незаметно превратившийся в японского самурая-партизана Дзина Сакаи.
  • You Throw Like a Girl — долгое время Рэйвен была исключительно враждебным протагонисту персонажем, которая не только заколдовала его, но и подстраивала всевозможные козни, чтобы он сдался и уступил ее брату Гриффину свое положение в обществе и школьной сборной. Однако в версии 0.4 автор радикально пересмотрел ее образ и переписал (частично еще в процессе) сюжет так, что Рэйвен изначально заколдовала протагониста нечаянно, а не нарочно, и в остальном остается вполне дружественной, а при попадании в иную реальность, где протагонист стал девушкой, становится и вовсе соседкой по комнате в общежитии, влюбленной в нее.
  • V:tM Bloodlines 2 — в первоначальной версии от Hardsuit Labs герой был слабокровным вампиром-новичком; после ада разработки и её передачи The Chinese Room новым протагонистом, судя по трейлерам, станет пробудившийся древний вампир.

Примечания[править]

  1. Некоторые штришки к образу всё-таки остались: Макото показана покупающей пиво из автомата, а Умино говорит Усаги, что из прошлой школы её выгнали за драку. В итоговом варианте она никак не может поменять форму, поскольку на её рост попросту не шьют, однако в целом удлинённые юбки и блузки без бантов с закатанными рукавами как раз носят японские хулиганки-сукэбан.
  2. Имеется в виду не перепаханная гоблинами современная Азшара, а та ещё, «ванильная», где квестов раз, два и обчёлся.
  3. Пуэбло не являются одним народом и говорят на языках из разных семей.