Греческий хор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« …И в действие введу я хор, пожалуй,
По типу хора греческих трагедий.
»
— Тимур Шаов, «Играем Тургенева»

Обычно авторы стремятся участвовать в сюжете опосредованно, передавая своё мнение через персонажей, ситуации и описание, позволяя читателю самому осознать мораль произведения. Грубое вмешательство в законы мира — существенный ляп; авторские характеристики — стиль МТА. Талантливый автор незаметен и деликатен… Но не в этот раз. Этот автор не стесняется чуть ли не лично выйти на сцену и объявить своё отношение к происходящему. Иногда — в виде бесплотного духа, говорящего со зрителем напрямую, минуя основное действие; а иногда и вступая в диалог с героями. При этом сам он не герой и никакого участия в действии, кроме комментирования, не принимает.

Как и следует из названия, кодификатор, первопример и тропнеймер греческого хора — хор, участвующий в древнегреческих постановках. Изначально именно он и был главным действующим лицом; позже, с появлением персонажей, ему досталась роль комментатора и выразителя народного мнения и позиции автора. В таком качестве явление и закрепилось. Впрочем, для современных произведений троп в целом не характерен, и автору нужно постараться, чтобы его прямое участие не вылилось в скучное капитанство и резонёрство.

Родственные тропы — резонёр и мистер Экспозиция. Возникают тогда, когда автор не дерзает сам лично зачитывать зрителю мораль или объяснять порядки в мире, и скрывается под маской персонажа.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« Штирлиц толкнул дверь рукой. Дверь не открылась. Штирлиц толкнул дверь плечом. Дверь не открылась. Штирлиц разбежался и бросился на дверь всем телом. Но дверь не поддавалась. Голос Копеляна за кадром: «На себя, болван!» »
— Анекдот

Театр[править]

  • Греческие театральные постановки, конечно же! В частности:
    • «Персы» и «Агамемнон» Эсхила.
    • В его же «Молящих» и «Эвменидах» хор и вовсе действующее лицо.
      • Считается, что именно Эсхил ввёл в трагедию второго актёра, так что персонажи (в разных масках) могли теперь вести диалоги между собой, а не только с корифеем хора, значение которого с тех пор пошло на убыль.
        • А Софокл — третьего. Впрочем, он и хор увеличил.
    • «Антигона» Софокла.
    • Для комедии типичны пародийные хоры. В комедии Аристофана «Лягушки» действует… да, хор лягушек. А его же «Облака» и вовсе давят педаль в пол.
  • У Шекспира роль хора исполнял человек в черном. Выступал в начале, кратко рассказывая сюжет пьесы. Нередко этот рассказ представлял собой сонет.
    • В «Гамлете» хор (как и пантомима) представлен только в полупародийной «Мышеловке». Кроме того Офелия в ответ на двусмысленные комментарии принца по её ходу замечает, что он «хорошо заменяет хор» (заодно обыгрывая носимый им траур).
  • Мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд».
  • Мюзикл «Legally Blonde». Обыгрывается шутки ради: когда Эль Вудс обнаруживает, что её бывший парень, ради которого она поступила в Гарвард, уже встречается с другой девушкой, на сцене появляются подруги Эль из школьного клуба, прямо заявляющие:
« Эль, это — трагедия. А каждой трагедии нужен греческий хор! »
— Сирена
  • Леонид Андреев, «Жизнь Человека». Некто в сером, именуемый «Он», а также «как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь», присутствует на сцене в основном молчаливо, перемежая действие короткими репликами и длинными монологами.
  • Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, «Ирония судьбы, или С легким паром». Ведущий, который не только комментирует действие ироническими монологами (в фильме один из них стал внутренним монологом Павлика в самом начале), но и, как положено греческому хору, активно общается с персонажами.

Литература[править]

  • Л. Н. Толстой любил перемежать действие псевдо-историческим и псевдо-философическим угаром.
  • Классики приключенческого жанра тоже не отказывали себе в этом удовольствии.
  • Редьярд Киплинг в «Маугли» иногда делал это, поясняя маленьким читателям некоторые реалии Закона Джунглей, но очень тактично. Например, сказав, что если кто-либо убьёт маленького волчонка, то стая сделает всё возможное, чтобы найти убийцу и отомстить, он поясняет: «Подумай немного, и ты поймёшь, что так и должно быть».
  • Алан Милн в повести «Когда-то, давным-давно» продавил педаль в пол. Постоянно спорит на страницах книги с историком Роджером Кривоногом, ссылаясь на его труды, а главное — защищает девтерагонистку графиню Бельвейн! Впрочем повести (которая от и до — сказка, наполненная деконструкциями и неимоверным бафосом) это отнюдь не вредит.
  • Н. Г. Чернышевский в « Что делать»? А « Пролог» построен совершенно иначе.
  • «Дом малых теней» Адама Нэвилла — в постановках театра кукол Мэйсона эту роль играет сам кукольник; по ходу книги, при постановке спектакля используют его голос, записанный на пластинку, если только не на что-то более древнее. После тот же голос звучит и в Красном доме, как ещё один знак того, что героиня стала частью большого и весьма странного представления.

Кино[править]

  • «Айболит-66» — демонстративно-театральные «комики и трагики» (в виде «рыжих» и «белых» клоунов). То поют, то комментируют действие речитативом. Под конец, правда, непосредственно вмешиваются в действие, влезая в вариоэкран прямо из зрительного зала и расправляясь с пиратами.
  • «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова — голос за кадром присутствует шутки ради. Настолько хорош, что некоторые реплики ушли в народ.
  • «Старики-разбойники» его же — аналогично.
  • «Дедпул» — этот сам себе хор в одном лице!
  • «Оптимистическая трагедия» — в начале и несколько раз по ходу действия читаются невыносимо нудные нравоучения по поводу предстоящих событий.
  • «Приключения принца Флоризеля». Изначально не предполагался, но… Советская цензура забраковала фильм за то, что слишком комплиментарно показана августейшая особа. Тогда режиссёр Евгений Татарский добавил иронии, введя в картину закадровый голос полковника Джеральдина, чьи бафосные комментарии происходящего (обычно идущие вразрез с его реальным смыслом) стали замечательной изюминкой фильма.
  • Франшиза «Ёлки» — рассказчик, комментарии которого поначалу связывали отдельные новеллы, но потом стали просто дополнительно пояснять и комментировать действие.

Телесериалы[править]

  • «Семнадцать мгновений весны» же! Закадровый голос Копеляна попал в анекдот из эпиграфа не от фонаря.
  • Российский сериал «Детективы»: голос за кадром постоянно капитанствует, описывая события, которые зритель и так прекрасно видит.
    • Закадровый Капитан вообще часто встречается в низкопробных сериальчиках, чтобы зрители, которые слушают сериал краем уха, не теряли нить повествования.
  • «Бандитский Петербург», сезон второй «Адвокат» — закадровый голос комментирует события, время от времени обращается напрямую к главному герою, а иногда и добавляя небольшие спойлеры, представляет персонажей, давая их краткие характеристики. Временами закадровыми голосами актеров озвучиваются и мысли их персонажей. На атмосферу, создавая впечатление чтения старого детективного романа, работает отлично.

Мультсериалы[править]

  • Человек-Паук (1994) — заглавный герой, чьи мысли идут закадровым голосом едва ли не все время, пока он присутствует на экране, вполне пойдет за греческий хор имени себя.

Аниме[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — Спидвагон. Его имя в отаку-тусовке даже стало нарицательным.
  • Один на вылет — Если вы не умеете сложить 2 + 2, то добрый рассказчик заботливо подскажет вам, что это 4.
  • Shaman King — Манта

Мультфильмы[править]

  • Геркулес — хор муз участвует в экспозиции, а также комментирует происходящее во время песен.
    • «Геркулес и Зена — Битва за Олимп» — задолго до этого вашего диснеевского мультфильма в начале четыре нимфы исполняли песню «Across the sea of Time».
  • «Пиф-паф, ой-ой-ой» — обыгрывается шутки ради. В частности, в опере комментирующий ход сюжета хор буквально присутствует на сцене (как это порой и бывает в этом жанре, см. ниже).
  • «Остров сокровищ» Давида Черкасского: в роли «греческо-пиратского хора» — группа «Гротеск».
  • В некоторых американских мультфильмах девяностых годов, в сериях, где действия происходили на диком Западе, то, что происходит, могли комментировать музыканты-марьяччи.

Комиксы[править]

  • В мультивселенной Marvel существует народ Наблюдателей, каждый из которых поставлен наблюдать за собственной вселенной и не вмешиваться в ход событий. В основной вселенной действует Наблюдатель Уату, который периодически даёт экспозицию и ломает четвёртую стену, разговаривая с читателем. По сути представляет собой жанровый артефакт. Дело в том, что изначально издательство печатало хоррор и сай-фай, и журналы представляли собой сборники коротких самостоятельных комиксов без общего сюжета. Потом этот формат потихоньку стали вытеснять супергерои, но не сразу: какое-то время и те, и другие сосуществовали, и именно в этот период и появился Уату, исполнявший роль «ведущего» со вступительным словом перед очередной историей.

Веб-комиксы[править]

  • «Некромантийя» — присутствуют два персонажа, никак не влияющие на действие и невидимые для прочих, которые постоянно комментируют происходящее (нередко в духе Капитана Очевидность, за что читатели прозвали их «некрокэпами»).

Видеоигры[править]

  • The Bard’s Tale — и напрямую, и со стёбом, и с разрушением четвёртой стены, и, в общем, «я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком».
  • Серия Dungeons — рассказчик нередко переговаривается и даже спорит с персонажами.
  • Darkest Dungeon — Предок комментирует события и даёт советы во время игры. Мемуары и катсцены перед боями с боссами не считаются: там он персонаж-призрак, а не бесплотный комментатор.
  • «Iratus — Lord of the Dead» — весьма близок к предыдущему пункту по всем показателям. Тут комментированием действий игрока занимается сам протагонист.
  • Hellblade: Senua’s Sacrifice — буквально хор голосов в голове, из которых один берёт на себя роль рассказчика, другие — антизастревательной фичи, а третьи — нервотрёпки.

Музыка[править]

  • Опера была придумана в качестве попытки возродить античную трагедию, и неудивительно, что в ранних образцах такого полно.
  • Оратория — ещё больше: она родилась в той же Италии как церковная самодеятельность для разъяснения Библии пастве. Именно такую роль и принял хор, когда Папа Римский решил, что это безобразие лучше возглавить.
  • Тимур Шаов, мумузикл «Играем Тургенева».