Повесть о суровом друге: различия между версиями
(Новая страница: «250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек '''Повесть о суровом друге''' — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведение...») |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:TaleOfBrutalFriend.jpg|250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек]] | [[Файл:TaleOfBrutalFriend.jpg|250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек]] | ||
'''Повесть о суровом друге''' | '''Повесть о суровом друге''' — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на [[Донбасс]]е в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв [[изменившаяся мораль|идеологическую актуальность]] после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но [[отомщено временем|стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется]]. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках. | ||
== История создания и специфика стиля == | == История создания и специфика стиля == | ||
Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель») | |||
Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим. | |||
Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. | |||
Жанр повести можно определить, как [[роман воспитания]]. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало [[Путь героя|долгого пути]]. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно [[Детям это смотреть нельзя!|жесткой и мрачной]]. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также [[чернуха|вызывающих шок бытовых зарисовок]]. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам [[Рыжик и Ёжик|очевиднейший пример]] от [[Страна утренней свежести|дружественного народа]]. | Жанр повести можно определить, как [[роман воспитания]]. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало [[Путь героя|долгого пути]]. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно [[Детям это смотреть нельзя!|жесткой и мрачной]]. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также [[чернуха|вызывающих шок бытовых зарисовок]]. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам [[Рыжик и Ёжик|очевиднейший пример]] от [[Страна утренней свежести|дружественного народа]]. | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка [[Терриконы и шахтеры|Юзовка]], будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе [[штрафбат|арестантской роты]] на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих. | |||
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка [[Терриконы и шахтеры|Юзовка]], будущего города Донецк. Эти | |||
== Тропы и штампы == | == Тропы и штампы == | ||
* [[Бард]], [[Уличный исполнитель]] и [[Благородный бродяга]] — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал. | |||
* [[Бард]], [[Уличный исполнитель]] и [[Благородный бродяга]] | * [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]] — самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах. | ||
* [[Бой-девка]] и [[Свой парень]] — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах. | |||
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]] | * [[Горные орлы, фета и туристы]] — Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению. | ||
* [[Говорить пословицами и поговорками]] — у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица. | |||
* [[Бой-девка]] и [[Свой парень]] | * [[Гражданская война в России]] — начинает полыхать во второй половине повести. | ||
* [[Дружба — это сила]] — для Лёньки и Васьки это не пустые слова. | |||
* [[Горные орлы, фета и туристы]] | * [[Житель Страны Эльфов]] — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз. | ||
* [[Забастовка]] — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы. | |||
* [[Говорить пословицами и поговорками]] | * [[Застенки царизма]] — описаны во всех шокирующих подробностях. | ||
* [[Злой полицейский]] — городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же [[Злодей не выбирает выражения|не выбирающий выражения злодей]], поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «[[Пейсы, кашрут и день субботний|Эй, Хаим-сдыхаем]], иди сюда», или: «[[Сало и горилка|Хохол-мазница, давай дразниться]], что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?» | |||
* [[Гражданская война в России]] | * [[Импровизированное оружие]] — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила. | ||
* [[Концентратор ненависти]] — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа [[маленькие гаденыши|маленьких гаденышей]] в книге. | |||
* [[Дружба — это сила]] | * [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] — китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца. | ||
* [[Крутой инвалид]] — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча. | |||
* [[Житель Страны Эльфов]] | * [[Крутой шкет]] — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми. | ||
* [[Ментор]] — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять. | |||
* [[Забастовка]] | * [[Мир-помойка]] — городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует [[пейзажное порно|изобилующая красивыми цветами летняя степь]]. | ||
* [[Не в ладах с историей]] — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник [[w:Юз, Джон|Джон Юз]], основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий. | |||
* [[Застенки царизма]] | * [[Невиновный в тюрьме]] — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши. | ||
* [[Неожиданно жестокая смерть]] — казаки [[Очищение огнём|сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах]]. | |||
* [[Злой полицейский]] | |||
* [[Импровизированное оружие]] | |||
* [[Концентратор ненависти]] | |||
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] | |||
* [[Крутой инвалид]] | |||
* [[Крутой шкет]] | |||
* [[Ментор]] | |||
* [[Мир-помойка]] | |||
* [[Не в ладах с историей]] | |||
* [[Невиновный в тюрьме]] | |||
* [[Неожиданно жестокая смерть]] | |||
* [[Не в ладах с богословием]] — | * [[Не в ладах с богословием]] — | ||
{{Q|pre=1| | {{Q|pre=1| | ||
- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка. | - А кто в раю живет? - не унимался Абдулка. | ||
- В раю живут Адам и Ева. |Рыжий Илюха просвещает ребят}} | - В раю живут Адам и Ева. |Рыжий Илюха просвещает ребят}} | ||
* [[Неудачное самоубийство]] — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса — так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу. | |||
* [[Неудачное самоубийство]] | * [[Пастырь нерадивый]] — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу. | ||
* [[Первая Мировая война]] — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, «империалистической». | |||
* [[Пастырь нерадивый]] | ** [[Война - это кошмар]] — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар. | ||
* [[Первая Мировая война]] | |||
** [[Война - это кошмар]] | |||
{{Q|pre=1| | {{Q|pre=1| | ||
- Вась, а на войне страшно? | - Вась, а на войне страшно? | ||
- Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается! | - Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается! | ||
|диалог мальчишек}} | |диалог мальчишек}} | ||
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — сапожник Мося, обучивший Анисима своему ремеслу, чтобы тот, оставшись калекой хоть как-то мог зарабатывать на хлеб. | |||
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] | * [[Плацкартный вагон]] — бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович. | ||
* [[Подростковая любовь]] — для нее однажды тоже нашлось время, когда Ленька внезапно возомнил себя [[влюбиться в сестру друга|влюблённым в сестру Абдулки Тоньку]]. | |||
* [[Плацкартный вагон]] | ** [[Любовный треугольник]] — в легкой форме проявляется, только наивный главный герой не замечает, что симпатичная ему девочка сама же тайно влюблена в Ваську. | ||
** [[Кража невесты]] — по примеру какого-то «батьки-атамана», укравшего из семейного дома, свою будущую жену, Лёнька желает также поступить и с Тонькой. | |||
* [[Подростковая любовь]] | * [[Революция пожирает своих детей]] — в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются. | ||
** [[Любовный треугольник]] | * [[Религия — это плохо]] и [[Атеизм — это круто!]] — естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения. | ||
** [[Кража невесты]] | * [[Рыжий-бесстыжий]] и [[Жадина-говядина]] — Рыжий Илюха. Персонаж не отрицательный, но [[Козел|противный]]. А уж жадностью знаменита на всю округу вся его семья. | ||
* [[Рыхлый пухлик]] — комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих. | |||
* [[Революция пожирает своих детей]] | * [[Самоуверенный мерзавчик]] — да в общем-то все отрицательные герои проходят по этому типажу, будь то полицейский Загребай, сын колбасника Сенька Цыбуля, кадет Генька Шатохин. До [[полное чудовище|действительно страшных и опасных монстров]], мягко говоря, не дотягивают и подавно не являются [[великолепный мерзавец|хоть сколько нибудь харизматичными и интересными]]. | ||
* [[Сапожник без сапог]] — {{Q|- То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему?|Анисим Иванович возмущается}} | |||
* [[Религия — это плохо]] и [[Атеизм — это круто!]] | * [[Сказитель]] — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы. | ||
* [[Слепой]] — отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. [[Жертвенный агнец]] | |||
* [[Рыжий-бесстыжий]] и [[Жадина-говядина]] | * [[Смешные деньги]] — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин. | ||
* [[Сопротивление]] — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами. | |||
* [[Рыхлый пухлик]] | * [[Тигр и шакал]] — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала | ||
* [[Торгаш — это плохо]] — колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей. | |||
* [[Самоуверенный мерзавчик]] | * [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]] — очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим. | ||
* [[Хрупкий цветок]] и [[Бисёдзё]] — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами. | |||
* [[Сапожник без сапог]] | |||
* [[Сказитель]] | |||
* [[Слепой]] | |||
* [[Смешные деньги]] | |||
* [[Сопротивление]] | |||
* [[Тигр и шакал]] | |||
* [[Торгаш — это плохо]] | |||
* [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]] | |||
* [[Хрупкий цветок]] и [[Бисёдзё]] | |||
{{Nav/Книги}} | {{Nav/Книги}} | ||
{{Nav/Советское искусство}} | {{Nav/Советское искусство}} |
Текущая версия на 15:30, 28 мая 2024
Повесть о суровом друге — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв идеологическую актуальность после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.
История создания и специфика стиля[править]
Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)
Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.
Жанр повести можно определить, как роман воспитания. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало долгого пути. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно жесткой и мрачной. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также вызывающих шок бытовых зарисовок. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам очевиднейший пример от дружественного народа.
Сюжет[править]
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка Юзовка, будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе арестантской роты на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.
Тропы и штампы[править]
- Бард, Уличный исполнитель и Благородный бродяга — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
- Бедный — хорошо, богатый — плохо — самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах.
- Бой-девка и Свой парень — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
- Горные орлы, фета и туристы — Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению.
- Говорить пословицами и поговорками — у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица.
- Гражданская война в России — начинает полыхать во второй половине повести.
- Дружба — это сила — для Лёньки и Васьки это не пустые слова.
- Житель Страны Эльфов — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
- Забастовка — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
- Застенки царизма — описаны во всех шокирующих подробностях.
- Злой полицейский — городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же не выбирающий выражения злодей, поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «Эй, Хаим-сдыхаем, иди сюда», или: «Хохол-мазница, давай дразниться, что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?»
- Импровизированное оружие — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
- Концентратор ненависти — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа маленьких гаденышей в книге.
- Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты — китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца.
- Крутой инвалид — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
- Крутой шкет — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
- Ментор — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
- Мир-помойка — городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует изобилующая красивыми цветами летняя степь.
- Не в ладах с историей — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник Джон Юз, основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
- Невиновный в тюрьме — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
- Неожиданно жестокая смерть — казаки сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах.
- Не в ладах с богословием —
« |
- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка. - В раю живут Адам и Ева. |
» |
— Рыжий Илюха просвещает ребят |
- Неудачное самоубийство — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса — так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
- Пастырь нерадивый — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
- Первая Мировая война — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, «империалистической».
- Война - это кошмар — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
« |
- Вась, а на войне страшно? - Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается! |
» |
— диалог мальчишек |
- Пейсы, кашрут и день субботний — сапожник Мося, обучивший Анисима своему ремеслу, чтобы тот, оставшись калекой хоть как-то мог зарабатывать на хлеб.
- Плацкартный вагон — бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
- Подростковая любовь — для нее однажды тоже нашлось время, когда Ленька внезапно возомнил себя влюблённым в сестру Абдулки Тоньку.
- Любовный треугольник — в легкой форме проявляется, только наивный главный герой не замечает, что симпатичная ему девочка сама же тайно влюблена в Ваську.
- Кража невесты — по примеру какого-то «батьки-атамана», укравшего из семейного дома, свою будущую жену, Лёнька желает также поступить и с Тонькой.
- Революция пожирает своих детей — в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
- Религия — это плохо и Атеизм — это круто! — естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
- Рыжий-бесстыжий и Жадина-говядина — Рыжий Илюха. Персонаж не отрицательный, но противный. А уж жадностью знаменита на всю округу вся его семья.
- Рыхлый пухлик — комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
- Самоуверенный мерзавчик — да в общем-то все отрицательные герои проходят по этому типажу, будь то полицейский Загребай, сын колбасника Сенька Цыбуля, кадет Генька Шатохин. До действительно страшных и опасных монстров, мягко говоря, не дотягивают и подавно не являются хоть сколько нибудь харизматичными и интересными.
- Сапожник без сапог —
« | - То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему? | » |
— Анисим Иванович возмущается |
- Сказитель — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
- Слепой — отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. Жертвенный агнец
- Смешные деньги — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
- Сопротивление — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
- Тигр и шакал — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
- Торгаш — это плохо — колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей.
- Тяжёлое детство, деревянные игрушки — очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим.
- Хрупкий цветок и Бисёдзё — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |