Повесть о суровом друге: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек '''Повесть о суровом друге''' — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведение...»)
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:TaleOfBrutalFriend.jpg|250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек]]
[[Файл:TaleOfBrutalFriend.jpg|250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек]]


'''Повесть о суровом друге''' произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на [[Донбасс]]е в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв [[изменившаяся мораль|идеологическую актуальность]] после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но [[отомщено временем|стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется]]. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.
'''Повесть о суровом друге''' — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на [[Донбасс]]е в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв [[изменившаяся мораль|идеологическую актуальность]] после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но [[отомщено временем|стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется]]. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.


== История создания и специфика стиля ==
== История создания и специфика стиля ==
Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)


Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)
Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.
 
Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.


Жанр повести можно определить, как [[роман воспитания]]. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало [[Путь героя|долгого пути]]. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно [[Детям это смотреть нельзя!|жесткой и мрачной]]. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также [[чернуха|вызывающих шок бытовых зарисовок]]. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам [[Рыжик и Ёжик|очевиднейший пример]] от [[Страна утренней свежести|дружественного народа]].
Жанр повести можно определить, как [[роман воспитания]]. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало [[Путь героя|долгого пути]]. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно [[Детям это смотреть нельзя!|жесткой и мрачной]]. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также [[чернуха|вызывающих шок бытовых зарисовок]]. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам [[Рыжик и Ёжик|очевиднейший пример]] от [[Страна утренней свежести|дружественного народа]].


== Сюжет ==
== Сюжет ==
 
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка [[Терриконы и шахтеры|Юзовка]], будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе [[штрафбат|арестантской роты]] на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка [[Терриконы и шахтеры|Юзовка]], будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе [[штрафбат|арестантской роты]] на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.


== Тропы и штампы ==
== Тропы и штампы ==
 
* [[Бард]], [[Уличный исполнитель]] и [[Благородный бродяга]] — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
* [[Бард]], [[Уличный исполнитель]] и [[Благородный бродяга]] слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]] — самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах.
 
* [[Бой-девка]] и [[Свой парень]] — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]] самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах.
* [[Горные орлы, фета и туристы]] — Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению.
 
* [[Говорить пословицами и поговорками]] — у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица.
* [[Бой-девка]] и [[Свой парень]] Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
* [[Гражданская война в России]] — начинает полыхать во второй половине повести.
 
* [[Дружба — это сила]] — для Лёньки и Васьки это не пустые слова.
* [[Горные орлы, фета и туристы]] Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению.
* [[Житель Страны Эльфов]] — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
 
* [[Забастовка]] — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
* [[Говорить пословицами и поговорками]] у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица.
* [[Застенки царизма]] — описаны во всех шокирующих подробностях.
 
* [[Злой полицейский]] — городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же [[Злодей не выбирает выражения|не выбирающий выражения злодей]], поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «[[Пейсы, кашрут и день субботний|Эй, Хаим-сдыхаем]], иди сюда», или: «[[Сало и горилка|Хохол-мазница, давай дразниться]], что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?»
* [[Гражданская война в России]] начинает полыхать во второй половине повести.
* [[Импровизированное оружие]] — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
 
* [[Концентратор ненависти]] — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа [[маленькие гаденыши|маленьких гаденышей]] в книге.
* [[Дружба — это сила]] для Лёньки и Васьки это не пустые слова.
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] — китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца.
 
* [[Крутой инвалид]] — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
* [[Житель Страны Эльфов]] главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
* [[Крутой шкет]] — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
 
* [[Ментор]] — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
* [[Забастовка]] с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
* [[Мир-помойка]] — городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует [[пейзажное порно|изобилующая красивыми цветами летняя степь]].
 
* [[Не в ладах с историей]] — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник [[w:Юз, Джон|Джон Юз]], основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
* [[Застенки царизма]] описаны во всех шокирующих подробностях.
* [[Невиновный в тюрьме]] — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
 
* [[Неожиданно жестокая смерть]] — казаки [[Очищение огнём|сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах]].
* [[Злой полицейский]] городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же [[неполиткорректный злодей]], поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «[[Пейсы, кашрут и день субботний|Эй, Хаим-сдыхаем]], иди сюда», или: «[[Сало и горилка|Хохол-мазница, давай дразниться]], что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?»
 
* [[Импровизированное оружие]] покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
 
* [[Концентратор ненависти]] сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа [[маленькие гаденыши|маленьких гаденышей]] в книге.
 
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца.
 
* [[Крутой инвалид]] целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
 
* [[Крутой шкет]] Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
 
* [[Ментор]] Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
 
* [[Мир-помойка]] городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует [[пейзажное порно|изобилующая красивыми цветами летняя степь]].
 
* [[Не в ладах с историей]] в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник [[w:Юз, Джон|Джон Юз]], основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
 
* [[Невиновный в тюрьме]] дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
 
* [[Неожиданно жестокая смерть]] казаки [[Очищение огнём|сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах]].
 
* [[Не в ладах с богословием]] —
* [[Не в ладах с богословием]] —
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка.  
- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка.  
- В раю живут Адам и Ева. |Рыжий Илюха просвещает ребят}}
- В раю живут Адам и Ева. |Рыжий Илюха просвещает ребят}}
 
* [[Неудачное самоубийство]] — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса — так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
* [[Неудачное самоубийство]] прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса - так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
* [[Пастырь нерадивый]] — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
 
* [[Первая Мировая война]] — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, «империалистической».
* [[Пастырь нерадивый]] Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
** [[Война - это кошмар]] — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
 
* [[Первая Мировая война]] на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, "империалистической".
** [[Война - это кошмар]] дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
- Вась, а на войне страшно?  
- Вась, а на войне страшно?  
- Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!  
- Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!  
|диалог мальчишек}}
|диалог мальчишек}}
 
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — сапожник Мося, обучивший Анисима своему ремеслу, чтобы тот, оставшись калекой хоть как-то мог зарабатывать на хлеб.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] сапожник Мося, обучивший Анисима своему ремеслу, чтобы тот, оставшись калекой хоть как-то мог зарабатывать на хлеб.
* [[Плацкартный вагон]] — бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
 
* [[Подростковая любовь]] — для нее однажды тоже нашлось время, когда Ленька внезапно возомнил себя [[влюбиться в сестру друга|влюблённым в сестру Абдулки Тоньку]].
* [[Плацкартный вагон]] бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
** [[Любовный треугольник]] — в легкой форме проявляется, только наивный главный герой не замечает, что симпатичная ему девочка сама же тайно влюблена в Ваську.
 
** [[Кража невесты]] — по примеру какого-то «батьки-атамана», укравшего из семейного дома, свою будущую жену, Лёнька желает также поступить и с Тонькой.
* [[Подростковая любовь]] для нее однажды тоже нашлось время, когда Ленька внезапно возомнил себя [[влюбиться в сестру друга|влюблённым в сестру Абдулки Тоньку]].
* [[Революция пожирает своих детей]] — в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
** [[Любовный треугольник]] в легкой форме проявляется, только наивный главный герой не замечает, что симпатичная ему девочка сама же тайно влюблена в Ваську.
* [[Религия — это плохо]] и [[Атеизм — это круто!]] — естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
** [[Кража невесты]] по примеру какого-то «батьки-атамана», укравшего из семейного дома, свою будущую жену, Лёнька желает также поступить и с Тонькой.
* [[Рыжий-бесстыжий]] и [[Жадина-говядина]] — Рыжий Илюха. Персонаж не отрицательный, но [[Козел|противный]]. А уж жадностью знаменита на всю округу вся его семья.
 
* [[Рыхлый пухлик]] — комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
* [[Революция пожирает своих детей]] в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
* [[Самоуверенный мерзавчик]] — да в общем-то все отрицательные герои проходят по этому типажу, будь то полицейский Загребай, сын колбасника Сенька Цыбуля, кадет Генька Шатохин. До [[полное чудовище|действительно страшных и опасных монстров]], мягко говоря, не дотягивают и подавно не являются [[великолепный мерзавец|хоть сколько нибудь харизматичными и интересными]].
 
* [[Сапожник без сапог]] — {{Q|- То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему?|Анисим Иванович возмущается}}
* [[Религия — это плохо]] и [[Атеизм — это круто!]] естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
* [[Сказитель]] — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
 
* [[Слепой]] — отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. [[Жертвенный агнец]]
* [[Рыжий-бесстыжий]] и [[Жадина-говядина]] Рыжий Илюха. Персонаж не отрицательный, но [[Козел|противный]]. А уж жадностью знаменита на всю округу вся его семья.
* [[Смешные деньги]] — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
 
* [[Сопротивление]] — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
* [[Рыхлый пухлик]] комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
* [[Тигр и шакал]] — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
 
* [[Торгаш — это плохо]] — колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей.
* [[Самоуверенный мерзавчик]] да в общем-то все отрицательные герои проходят по этому типажу, будь то полицейский Загребай, сын колбасника Сенька Цыбуля, кадет Генька Шатохин. До [[полное чудовище|действительно страшных и опасных монстров]], мягко говоря, не дотягивают и подавно не являются [[великолепный мерзавец|хоть сколько нибудь харизматичными и интересными]].
* [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]] — очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим.
 
* [[Хрупкий цветок]] и [[Бисёдзё]] — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.
* [[Сапожник без сапог]] {{Q|- То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему?|Анисим Иванович возмущается}}
 
* [[Сказитель]] Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
 
* [[Слепой]] отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. [[Жертвенный агнец]]
 
* [[Смешные деньги]] выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
 
* [[Сопротивление]] мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
 
* [[Тигр и шакал]] кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
 
* [[Торгаш — это плохо]] колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей.
 
* [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]] очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим.
 
* [[Хрупкий цветок]] и [[Бисёдзё]] безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.


{{Nav/Книги}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Советское искусство}}
{{Nav/Советское искусство}}

Текущая версия на 15:30, 28 мая 2024

Одна из каноничных обложек

Повесть о суровом друге — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв идеологическую актуальность после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.

История создания и специфика стиля[править]

Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)

Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.

Жанр повести можно определить, как роман воспитания. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало долгого пути. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно жесткой и мрачной. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также вызывающих шок бытовых зарисовок. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам очевиднейший пример от дружественного народа.

Сюжет[править]

Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка Юзовка, будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе арестантской роты на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.

Тропы и штампы[править]

  • Бард, Уличный исполнитель и Благородный бродяга — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
  • Бедный — хорошо, богатый — плохо — самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах.
  • Бой-девка и Свой парень — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
  • Горные орлы, фета и туристы — Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению.
  • Говорить пословицами и поговорками — у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица.
  • Гражданская война в России — начинает полыхать во второй половине повести.
  • Дружба — это сила — для Лёньки и Васьки это не пустые слова.
  • Житель Страны Эльфов — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
  • Забастовка — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
  • Застенки царизма — описаны во всех шокирующих подробностях.
  • Злой полицейский — городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же не выбирающий выражения злодей, поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «Эй, Хаим-сдыхаем, иди сюда», или: «Хохол-мазница, давай дразниться, что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?»
  • Импровизированное оружие — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
  • Концентратор ненависти — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа маленьких гаденышей в книге.
  • Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты — китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца.
  • Крутой инвалид — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
  • Крутой шкет — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
  • Ментор — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
  • Мир-помойка — городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует изобилующая красивыми цветами летняя степь.
  • Не в ладах с историей — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник Джон Юз, основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
  • Невиновный в тюрьме — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
  • Неожиданно жестокая смерть — казаки сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах.
  • Не в ладах с богословием
«

- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка. - В раю живут Адам и Ева.

»
— Рыжий Илюха просвещает ребят
  • Неудачное самоубийство — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса — так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
  • Пастырь нерадивый — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
  • Первая Мировая война — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, «империалистической».
    • Война - это кошмар — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
«

- Вась, а на войне страшно? - Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!

»
— диалог мальчишек
« - То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему? »
— Анисим Иванович возмущается
  • Сказитель — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
  • Слепой — отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. Жертвенный агнец
  • Смешные деньги — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
  • Сопротивление — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
  • Тигр и шакал — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
  • Торгаш — это плохо — колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей.
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки — очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим.
  • Хрупкий цветок и Бисёдзё — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.