Повесть о суровом друге

Материал из Posmotreli
Версия от 19:15, 31 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек '''Повесть о суровом друге''' — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведение...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Одна из каноничных обложек

Повесть о суровом друге — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв идеологическую актуальность после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.

История создания и специфика стиля

Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)

Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.

Жанр повести можно определить, как роман воспитания. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало долгого пути. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно жесткой и мрачной. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также вызывающих шок бытовых зарисовок. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам очевиднейший пример от дружественного народа.

Сюжет

Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка Юзовка, будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе арестантской роты на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.

Тропы и штампы

  • Бард, Уличный исполнитель и Благородный бродяга — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
  • Бой-девка и Свой парень — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
  • Житель Страны Эльфов — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
  • Забастовка — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
  • Импровизированное оружие — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
  • Концентратор ненависти — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа маленьких гаденышей в книге.
  • Крутой инвалид — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
  • Крутой шкет — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
  • Ментор — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
  • Не в ладах с историей — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник Джон Юз, основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
  • Невиновный в тюрьме — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
«

- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка. - В раю живут Адам и Ева.

»
— Рыжий Илюха просвещает ребят
  • Неудачное самоубийство — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса - так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
  • Пастырь нерадивый — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
  • Первая Мировая война — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, "империалистической".
    • Война - это кошмар — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
«

- Вась, а на войне страшно? - Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!

»
— диалог мальчишек
  • Плацкартный вагон — бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
  • Революция пожирает своих детей — в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
  • Религия — это плохо и Атеизм — это круто! — естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
  • Рыхлый пухлик — комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
« - То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему? »
— Анисим Иванович возмущается
  • Сказитель — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
  • Смешные деньги — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
  • Сопротивление — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
  • Тигр и шакал — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
  • Хрупкий цветок и Бисёдзё — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.